Психологический комфорт на уроке как условие успешной адаптации первоклассников.

Федотова Ирина Александровна

Какие факторы влияют на успех в учебной деятельности в самом начале? Что такое психологический комфорт?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskiy_komfort.docx16.8 КБ

Предварительный просмотр:

                                        Психологический комфорт на уроке как условие успешной

                                                                адаптаци первоклассников.

        Ни для кого не секрет, что насколько успешным будет старт для маленького человека, переступившего порог щколы, настолько и результативным будет его успеваемость в течение всего периода обучения в школе. Конечно, существует еще большое множество факторов влияющих на успешность в учебном процессе, но особое внимание стоит обратить на самое начало, на первый класс. Почему?

       Во-первых, для ребенка меняется очень многое в жизни. Привычная обстановка детского сада теперь в прошлом, школьное окружение – это новая среда, в которой ему предстоит расти, учиться, общаться, дружить, сопереживать, активно участвовать в жизни школы. Требования новой среды значительно влияют на первоклассника. Появляется новая ответственность – он теперь школьник, ученик. Он будет учиться писать, читать, считать. Постепенно с каждым годом требования будут все усложняться, поэтому научить ребенка учиться правильно, привить ему интерес к наукам, научить общаться с одноклассниками, дружить – в этом  большая ответственность окружающих его взрослых: учителя, школьного психолога, родителей.

      Во-вторых, личность учителя  для первоклассника является наиболее важной и значимой в процессе его адаптации. Я сама, будучи мамой первоклассницы, слышала неоднократно: «А Анна Александровна сказала, что надо так!» В разных школах по – разному формируются первые классы. Это и подбор по типам темперамента учеников и учителя, отбор по степени готовности к школьному обучению, отбор по сформированности навыков чтения и письма у первоклашек. Учитель для первоклассника – это тот человек, влияние которого окажет положительное или наоборот отрицательное влияние на маленького человека. Поэтому очень важно разобраться, что же такое этот самый психологический комфорт для ребенка? Для кого-то – это желание бежать в школу по утрам, общение с любимым учителем, одноклассникам, стремление учиться и постигать основы разных наук. По мнению Савичевой Л.М. психологический комфорт – это качественная сторона межличностных отношений, совокупность психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности. К таким условиям можно отнести создание благоприятного климата на уроке, создание доверительных личностных взаимоотношений, которые положительно влияют на создание психологического комфорта ребенка на уроке. Напротив, в ситуации социально-оцениваемой деятельности, возможно дестабилизация психологического состояния ребенка, развитие комплексов, а в последствии и негативное отношение к школе.

    В – третьих, чтобы более полно описать что же такое психологический комфорт на уроке, необходимо «разложить это понятие по полочкам». Начинается все с создания благоприятного климата в социальной группе. По мнению Савичевой Л.М.,  « общей характеристикой психологического климата является духовная атмосфера сопричастности всех участников». Она же считает, что « еще один показатель, определяющий психологический климат, - отношение к событию, протекающему в данный момент. Одно и то же событие в группах с разным психологическим климатом сопровождается различным психологическим эффектом: так например, ответ одного ученика при неблагоприятном климате в классе вызывает насмешку или безразличие со стороны других учеников, но та же самая ситуация в классе с благоприятным климатом рождает совершенно другой отклик – сочувствие, огорчение, стремление помочь». К средствам, влияющим на психологический комфорт на уроке относятся установление личностных контактов, подбадривающее доверительное отношение. Важную роль играют и формы обращения учителя к детям, этическое благородное поведение и позиция сотрудничества, предупреждение возможных неудач, применение аудиовизуального художественного ряда, элементы новизны.

    В заключении хочется сказать, что все выше перечисленное сказано языком науки и практики и, несомненно, является важным и необходимым в таком явлении как психологический комфорт на уроке. Однако, с человеческой точки зрения, никто не заменит вашему ребенку внимания и душевного тепла его родителей и значимых взрослых в таком решающем и важном жизненном моменте как поступление в 1 класс. И если еще первый учитель проявит максимум профессионализма и человечности – успех вашему ребенку обеспечен!

С уважением, педагог – психолог МАОУ лицея №15

Федотова Ирина Александровна.