Формирование психолого-педагогической готовности к школьному обучению детей с нарушением слуха. Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая программа.

Титенко Мария Николаевна

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей,

нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи,

Центр диагностики и консультирования Санкт Петербурга

(ГБОУ ЦДК)

Согласовано ___________                                          Принято Совет ГБОУ ЦДК                                                          

Заведущий кафедры психологии               Протокол № ________ от _________

Шингаев С.М.                                                  Утверждено директор ГБОУ ЦДК

_____________ Е.Б. Плетнева

 Формирование психолого-педагогической готовности к школьному обучению детей с нарушением слуха.

       Индивидуально – ориентированная коррекционно-развивающая

                                                   программа.

Санкт-Петербург

2012

Индивидуально-ориентированная, коррекционно-развивающая, дополнительная, общеобразовательная программа «Формирование психолого-педагогической готовности к школьному обучению детей с нарушением слуха».

Составитель: Титенко Мария Николаевна - педагог-психолог высшей квалификационной категории.

Содержание:

1.Пояснительная записка___________________________________________3

1.1.    Педагогическая целесообразность_______________________________3

1.2.        Актуальность________________________________________________3

1.3.         Цели коррекционно-развивающей программы____________________3

1.4.        Основные задачи коррекционно-развивающей программы__________3

1.5.        Теоретические и методологические основы программы____________4

1.6.        Новизна программы__________________________________________4

1.7.        Основные этапы и формы реализации программы_________________4

1.8.        Ожидаемые результаты_______________________________________5

2.Тематический план коррекционно-развивающих занятий______________6

3.Формы и методы работы__________________________________________8

4.Методическое обеспечение программы_____________________________ 8

5.Материальное обеспечение программы______________________________9

6.Список литературы______________________________________________ 10

Пояснительная записка

Педагогическая целесообразность

        Личность формируется в детстве – это определяет последующее психическое развитие человека. Наличие какого либо дефекта (в особенности нарушение слуха) снижает самооценку ребенка, возникает неприспособленность к социальной жизни.

        В преодолении комплексов складываются жизненные цели ребенка, он самоутверждается. Если цели реалистичны, личность развивается нормально и становится целостной, если фиктивны, становится невротичной и неуспешной. Во многом поставленные цели зависят от реалистичности взглядов родителей.

        Дети, имеющие нарушение слуха, нуждаются в помощи специалистов, специальном обучении и поддержке со стороны родителей. Только совместная деятельность сурдопедагога, педагога- психолога и родителей дадут положительные результаты в развитии ребенка.

        Для успешного обучения в школе и адаптации в социуме ребенку с нарушением слуха, в том числе и с кохлеарным имплантом (КИ), необходим достаточно высокий уровень психического развития, что требует умения сравнивать, обобщать, анализировать, делать самостоятельные выводы, переносить усвоенные приемы мыслительной деятельности на новый материал, умение общаться, регулировать свои эмоции и поведение.

                 

Актуальность

        За последние время в ГБОУ ЦДК увеличилось количество обращений родителей детей дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих нарушение слуха и КИ, для оказания помощи в подготовке к школьному обучению, социализации и личностном развитии.

        Нарушение функций слухового анализатора приводит к недоразвитию речи, т.е. первичный дефект порождает вторичный. Эти нарушения приводят к общему недоразвитию познавательной сферы (внимание, память, мышление), сенсорной сферы (восприятие, мелкая и крупная моторика), сложности в общении.

Цель

        Создание условий для целостного процесса развития личности ребенка с нарушением слуха, в том числе и с КИ.

 

Основные задачи

- развитие сенсорной сферы;

- развитие психических функций;

- овладение речью, как орудием мышления;

- формирование коммуникативных навыков;

- расширение кругозора и осведомленности.

        Эти задачи должны рассматриваться как единый комплекс, так как только целостное воздействие может привести к личностному росту и успешному овладению стандартами образования и социализации детей с нарушением слуха и  КИ.

Теоретические и методологические основы программы

        Данная программа составлена на основе работ педагогов Б.Д. Корсунской «Научить детей сознательно различать предметы окружающего мира, помочь им сформировать правильные представления об окружающих предметах – это значит подвести их к первичным обобщениям, к мышлению в понятиях»,  Н.И.Беловой, Л.П.Носковой, Н.Д.Шматко «Потенциальные возможности детей с нарушением слуха велики….. эти дети могут максимально сближаться по уровню общего и речевого развития с обычными сверстниками….. при целенаправленной и адекватной коррекционной работе», психологов Л.С.Выготского «Движущая сила психического развития - обучение. Обучение создает зону ближайшего развития, то есть вызывает у ребенка к жизни, пробуждает и приводит в движение внутренние процессы развития., Н.Н.Малофеева, И.М.Соловьева, Н.Д.Розановой, Т.Г.Богдановой, И.В.Королевой «Надо научить родителей понимать, что любую ежедневную ситуацию можно использовать для развития у ребенка речи», а также программ для специальных дошкольных и школьных образовательных учреждений.

Новизна программы        

        Особенностью данной программы является опора при освоении на следующие принципы:

- культурологический подход- связь с жизненным пространством ребенка (детский сад, дом, школа, город);

- опора на слуховое восприятие у детей с КИ;

- индивидуализация программы;

- проведение занятий в музеях города С-Петербурга;

- увеличение доли деятельных методов обучения в практических занятиях (моделирование ситуаций).

Основные этапы и формы реализации программы

        Реализация программы рассчитана на 72 часа, два часа в неделю.

        Диагностический - проведение психологического диагностического обследования с использованием психологических (приоритетно невербальных) методик для определения уровня развития, объема памяти, личностных особенностей (индивидуальное тестирование).

        Консультативный - индивидуальное консультирование родителей по результатам диагностического обследования, составление индивидуального плана коррекционной помощи.

        Обучающий - проведение коррекционно-развивающих занятий.

        Формы проведения занятий - индивидуальная. Занятия проводятся в присутствии родителей.

        Возраст 6- 8 лет.

        Продолжительность по времени зависит от возраста, физических возможностей и личностных особенностей ребенка, по нормам:

- для детей 6-го года жизни – не более 25 минут.

- для детей 7-го года жизни – не более 30 минут.

- для детей 8-го года жизни – не более 35 минут.

        Обязательными являются санитарно-гигиенические перерывы не менее 10 минут. Во время занятий используются подвижные игры, смена видов деятельности, физкультпаузы.

Ожидаемые результаты

        Предполагается, что после прохождения детьми с нарушением слуха данной программы повысится уровень развития познавательной сферы, активизируется учебная деятельность, улучшится межличностное общение,

качественнее станет использование разговорной речи, произойдет начальная социализация, повысится родительская компетенция в вопросах воспитания и обучения детей с нарушением слуха и имеющих  кохлеарную имплантацию

        Оценка результатов коррекционно-развивающей работы проводится с использованием:

- психологических методик;

- педагогической характеристики из детского сада, школы по параметрам:

  успеваемость;

  поведение;

  эмоциональный настрой.

- оценка родителями успешности развития ребенка как результат посещения занятий.

               

Тематический план коррекционно-развивающих занятий

Тема

Содержание занятий

Объем часов

1

Сенсорная сфера

теория

практика

Кинестетическое и кинетическое развитие

Сохранение равновесия, выполнение движений по подражанию.


1,5


2,5

Развитие тактильного восприятия

Узнавание на ощупь формы, материала, величины предметов.


0.5


1,5

Развитие зрительного восприятия

Сравнение предметов по различным признакам.


1


2

Развитие пространственной ориентировки

Определение и нахождение предметов в пространстве, в помещении, на листе бумаги; определение лево, право


1


3

Развитие временного восприятия

Изучение времен года; месяцев; дней недели; частей суток


1


3

2

Познавательная сфера

Развитие внимания

Выделение предметов изображенных на картинках. Установление закономерностей на зрительно воспринимаемом материале. Нахождение замаскированных предметов на картинках. Нахождение сходства и различия в предметах, картинках. Определение лишнего предмета. Проведение линий через лабиринты различной сложности.



4



6

Развитие памяти

Запоминание, хранение, воспроизведение учебного материала. Запоминание картинок, слов с последующим воспроизведением, описание по памяти предметов, изображений на картинках. Воспроизведение наглядного и словесного материала.



4



6

Развитие мышления

Умение обобщать предметы по существенным признакам. Выделение из целого частей, соединение частей в целое. Нахождение логических связей в сюжетных картинках. Выделение «четвертого лишнего» предмета. Перенос знаний и умений с одного вида деятельности на другой. Установление логических связей на наглядном и словесном материале.



5



8

Развитие воображения

Проведение аналогий. Навыки оперирования образами, понятиями, представлениями. Создание новых образов путем переработки предшествующего опыта.



4



6

3

Формирование коммуникативных навыков.

Знакомство с основными эмоциональными проявлениями; радость, удивление, страх, печаль, интерес.

Моделирование ситуаций, вызывающих эмоции. Навыки понимания эмоционального настроя других людей



4



6

4

Подведение итогов

Обсуждение и анализ проведенных занятий с родителями



2

 

               Итого                                                                                                                            72 часа

 

 

Формы и методы работы

        Выбор методов и формы коррекционно-развивающей работы зависит от возраста, состояния слуха, уровня речевого развития интеллекта ребенка.

Используется:

- наглядность;

- демонстрация;

-пояснение;

- беседа (используется дактилалогия);

-наблюдение;

- сюжетно- ролевые игры;

- моделирование ситуаций;

- развивающие игры (настольные, подвижные);

- конструирование;

- свободное и тематическое рисование, графические задания.

Методическое обеспечение программы

№                

Тема

Методологическое обеспечение программы

1

Сенсорная сфера

Игры: «Сделай так же», «Пройди по линии», «Попрыгай на одной ноге», «Попади в цель», «Волшебный мешочек», «Дорисуй ряд», Графические диктанты, изменение фигур, складывание картинок из разрезанных частей.

Составление аппликаций по временам года.

2

Познавательная сфера

Игры: «Запомни и повтори», «Пары слов», «Запомни и нарисуй», «Опиши предмет по памяти»,

«Заколдованный ребенок», «Слушай хлопок», «Что изменилось?», «Путаница», Сравни предметы, найди недостающие детали.

Настольные игры: «Логические ребусы», «Лото» по  тематическим группам. Конструирование. Загадки, занимательные задачи.

Установление логических связей по картинке, по тексту.

Дорисуй до предмета.

Сюжетно ролевые игры близкие к жизнедеятельности.

3          

Коммуникативные навыки

Настольные игры: Лото «Эмоции», Лото «Правила поведения». Сюжетные игры.

Материальное обеспечение программы

  Дидактические игры, игры, развивающие конструктивный праксис; предметные картинки по лексическим группам; серии сюжетных, последовательных картинок; таблички с надписями; доски Сегена; тематические наборы фигурок людей, животных, предметов; кубики; мозаики; книги для чтения; бумага для рисования, писчая; картон, цветная бумага; детские раскраски; цветные карандаши, фломастеры, краски, мячики.

Список литературы

  1. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учебн. Посебие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений- М.: Издательский центр “Академия”, 2002.
  2. Белова Н.И. Специальная дошкольная сурдопедагогика.- М., 1985.
  3. Диагностика, профилактика и коррекция нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Сб. РГПУ им. Герцена – СПБ., 1999.
  4. Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр. соч. т. 4 М., 1984.
  5. Королева И.В. Кохлеарная имплантация и слухоречевая реалибитация глухих детей и взрослых: Учебное пособие. СПБ: Издательство “ЛЕМА”,2008.
  6. Корсунская Б.Д. Обучение речи глухих дошкольников – М.: издательство АПНРФСР,- 1960.
  7. Коррекция сенсорного и интеллектуального развития младших школьников с нарушением слуха. Учебно- методическое пособие. Под ред. И.А. Михаленковой.- СПБ:”ДЕТСТВО-ПРЕСС”/2003.
  8. Развитие внимания и эмоционально-волевой сферы детей 4-6 лет: разработки занятий, диагностические и дидактические материалы. Сост. Ю.Е. Веприцкая- Волгоград: Учитель. 2010.
  9. Психология. 1-2 классы. Разработки занятий – Изд. 2-е, переработанное. Сост. Р.М. Мухаметова. – Волгоград: ИТД “Корифей”. 2008.
  10. Программа для специальных дошкольных учреждений “Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников”- М. “Просвещение”. 1991.
  11. ШматкоН.Д., Пелымская Т.В. “Если малыш не слышит”, 2-е изд. Москва; “Просвещение”, 2003.