Лекторий для первоклассников

Ашуркова Юлия  Леонидовна

Лекторий для первоклассников.

  • Формирование активной педагогической позиции родителей.
  • Вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями.
  • Вовлечение родителей в воспитание своих детей.

·         

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lektoriy1_sentyabr.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Родительский лекторий на тему: «В семье первоклассник». (для родителей учащихся подготовительного и первых классов) 

Цели:

  • Формирование активной педагогической позиции родителей.
  • Вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями.
  • Вовлечение родителей в воспитание своих детей.

Послушайте известную Вам сказку на психологический лад. 

  •  Жили – были дед со старухой. Не было у них детей. Было им одиноко на старости лет, и решили они испечь колобок. Что они сделали? Правильно. По сусекам помели, по коробу поскребли, и получился них колобок.

   Первая заповедь: Осознанно подходи к вопросам пополнения семейства.

По сусекам поскребли, по коробу помели, и получился у них колобок. Поставили они его на подоконник остужаться.

 Вторая заповедь: Не оставляй маленьких детей без присмотра. 

Покатился колобок дальше по дорожке и встретил там сначала зайку, потом медведя, потом волка.

 Третья заповедь: Научите ребёнка общаться с окружающим миром. 

                    Встретилась ему лиса ласковая, хитрая. 

Заповедь четвёртая:  Научите ребёнка распознавать добро и зло, истинные намерения людей. 

Съела лиса колобка.

Заповедь пятая:  Научите ребёнка самостоятельно с честью и достоинством, без ущерба для жизни, выходить из сложных жизненных ситуаций.

 Вот такая всем известная сказка у нас с Вами получилась.

 Ребенок, переступающий порог школы, должен соответствовать определенному умственному, физическому, эмоциональному и социальному развитию. Первые дни ребенка в школе самые трудные.

Для успешного обучения ребенка необходимо учитывать особенности адаптации, т. е. привыкания, приспособления к школьной жизни. Наблюдения за первоклассниками показали, что адаптация может проходить по-разному.

1-я группа детей (полная адаптация) — быстро и благополучно привыкающие дети. У них преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, добросовестно и без видимых усилий выполнять требования учителя.

2-я группа детей (неполная адаптация) требует для привыкания к новой, школьной жизни больше времени. Такие дети долгое время предпочитают игровую деятельность учебной, часто капризничают, плачут, жалуются, спорят или дерутся с одноклассниками.

3-я группа детей (дезадаптация) — плохо привыкающие дети. Их отличает негативная форма поведения, нежелание учиться и посещать школу, устойчивые отрицательные эмоции. У них не складываются отношения с одноклассниками, которые не хотят с ними дружить, играть на переменах. Такие дети ведут себя в школе вызывающе, задираются, часто мешают проводить урок и т. д.

Всем участникам предлагается упражнение “Снежинка”.

Ведущий: Сейчас мы с вами выполним интересное упражнение. Главное условие: не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. Перед вами у каждого на столе лежит лист. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее:

1. Сложите лист пополам.
2. Оторвите правый верхний уголок.
3. Опять сложите лист пополам.
4. Снова оторвите правый верхний уголок.
5. Сложите лист пополам.
6. Оторвите правый верхний уголок

Продолжите эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я прошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как и у вас. Снежинки должны быть совершенно одинаковые.

Нашли? Участники отвечают, что не нашли.

Ведущий: А почему? Как вы думаете?

Варианты поступают самые разные и постепенно, по мере их поступления, аудитория приходит к выводу: одинаковых людей нет, поэтому и снежинки получились разные, хотя инструкция для всех была совершенно одинаковая.

Этот вывод - начало разговора о том, что дети все разные. Различны их способности, возможности и личностные качества.

Теперь остановимся на таком важном вопросе: как помочь ребенку в организации учебной деятельности. Непосредственно на выполнение домашнего задания первоклассник должен тратить 40-50 минут, сюда не входит чтение перед сном.

Проверьте, правильно ли организовано рабочее место ребенка. Рабочее место должно быть достаточно освещено. Источник света должен находиться спереди и слева, чтобы на тетрадь не падала тень от головы или от руки. Во время приготовления уроков на столе не должно быть лишних предметов. Приучите ребенка вовремя садиться за уроки. Приступать к выполнению домашнего задания лучше через 1-1,5 часа после возвращения из школы. Чтобы ребенок успел отдохнуть от занятий, но еще не устал  от домашних игр и развлечений. Если ребенок посещает кружок или спит после занятий в школе, за уроки можно садиться позже, но в любом случае нельзя откладывать их приготовление на вечер. Не разрешайте ребенку слишком долго сидеть за рабочим столом. Своевременно устраивайте небольшие перерывы. Родители часто требуют, чтобы ребенок не вставал из-за стола, пока не приготовит все уроки. Это неверно. Для 7-летнего ребенка время непрерывной работы не должно превышать 15-20 мин. К концу начальной школы оно может доходить до 30-40 мин. На перерыв достаточно 5 минут, если он будет заполнен интенсивными физическими нагрузками (приседания, прыжки, наклоны). Не заставляйте переделывать плохо выполненную классную работу, а вот доделать то, что не успел в классе, надо обязательно. Плохо выполненную классную работу можно предложить проверить, исправить ошибки, но переписывать не надо. Повторное выполнение уже сделанного задания воспринимается как бессмысленное, скучное дело. Оно отбивает охоту заниматься, лишает веры в собственные силы. Первое время следите за тем, все ли уроки сделаны.

Может случиться так, что ребенок плохо усвоил учебный материал, тогда придется дополнительно позаниматься с ним, объяснить то, что осталось непонятным. Присутствуйте при подготовке ребенком домашних заданий, подбадривайте его, объясняйте, если он что- то не понял или забыл, но не подменяйте его деятельность своей. Необходимо дать ребенку возможность самостоятельно решать свои учебные задания. Возможные неудачи мобилизуют его внимание в школе, повысят ответственность. Только в отдельных случаях родители могут оказывать непосредственную помощь (если ребенок не был в школе или обратился с четко сформулированным и затруднениями). Но и тогда начинать надо с наводящих вопросов, чтобы ребенок приложил максимум своих усилий.

Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страха перед ошибкой. Чувство страха – плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться да и просто радость жизни и радость познания. Старайтесь не преподносить детям истину, а учите находить ее. Всячески стимулируйте, поддерживайте, взращивайте самостоятельный опыт ребенка. Требуйте, чтобы домашнее задание было выполнено чисто, аккуратно, красиво. Но все эти требования должны оставаться в пределах возможностей ребенка.

Не следует брать на себя обязанности ребенка по приготовлению рабочего места, по сбору учебных вещей и принадлежностей для занятий в школе, так как дети ничего не могут найти в портфеле, учите собирать портфель по расписанию.

Большое значение для развития имеет домашний труд. Полезно, когда школьники имеют свою долю труда, необходимого в семье. Это может быть покупка продуктов, уборка жилья, уход за одеждой, забота о животных. Важно почаще выполнять домашние дела детям вместе с родителями. В ходе совместного труда обсуждается план, уточняется технология, отдельные операции, оценивается результат. Воспитанное в бытовой деятельности чувство ответственности проецируется на любую деятельность, в том числе и учебную. В ежедневном, посильном труде у детей формируются общедеятельностные умения – планирование работы, готовность к преодолению трудностей, доведение начатой работы до необходимого результата, самоконтроль.

Большое значение для успеха в учении имеет соблюдение ребенком режима дня. Рациональная организация жизни ребенка – полноценный сон, активный отдых, умственный и физический труд укрепляют нервную систему, способствуют успешности его обучения.

А теперь я предлагаю Тест “Жизнь ребенка и его школьные успехи”.

Инструктаж: на каждое утверждение надо дать ответ “да”, “нет”.

  1. Я развиваю в ребенке положительное восприятие его возможностей, способностей.
  2. Я предоставил комнату или часть комнаты исключительно для занятий ребенка.
  3. Я приучаю ребенка (с минимальной помощью, и, как правило, самостоятельно) решать свои проблемы, принимать решения, заботиться о своих обязанностях.
  4. Я показываю ребенку возможности нахождения книг и нужных для его занятий материалов (используя личные, общественные, школьные библиотеки, справочную литературу)
  5. Я никогда не отказываю ребенку в просьбе почитать.
  6. Я постоянно беру ребенка в поездки, путешествия, на экскурсии по интересным местам.
  7. Я приветствую игры и общение ребенка с друзьями.
  8. Я часто выполняю вместе с ребенком одно и тоже дело.
  9. Я забочусь о физическом здоровье ребенка (питание, закаливание, зарядка, занятия спортом)
  10. Я слежу, чтобы ребенок соблюдал режим дня.

Оценка: посчитать количество + (ответ “ДА”). Каждый положительный ответ оценивается в один бал. Разделив, полученную сумму на десять, получаем среднеарифметическое число.

1 уровень (1-0,7). Вы правильно организуете школьную жизнь ребенка. Ребенок имеет разносторонние интересы, подготовлен к общению со взрослыми и сверстниками. При таком воспитании вы можете рассчитывать на хорошие успехи в учении.

2 уровень (0,6-0,4) У вас могут возникнуть некоторые проблемы в обучении ребенка. Задумайтесь, не являетесь ли вы сами чрезвычайно активными, не блокируйте ли “поле свободы” ребенка, достаточно ли времени ребенок общается со сверстниками? Уверены, что ваши размышления позволят вам определить оптимальную стратегию воспитания.

3 уровень. (0,3-0). В вашем опыте прослеживается главная ошибка – чрезвычайная опека ребенка, подмена усилий ребенка собственной активностью. Вы недостаточно даете ребенку общаться со сверстниками, лишаете его возможности приобретения социального опыта. Надеемся, что ваша самокритичность принесет успех в воспитательной стратегии.

Советы:

Делайте:

.• Радуйтесь вашему ребенку.

• Разговаривайте с вашим малышом заботливым, успокаивающим, ободряющим тоном.

• Когда ребенок с вами разговаривает, слушайте его внимательно.

• Установите четкие и жесткие требования к ребенку.

• В разговоре с ребенком называйте как можно  больше предметов.

• Ваши объяснения должны быть простыми и понятными.

• Будьте терпеливы.

• Говорите медленно.

• Спрашивайте «Что?» и «Почему?»

• Поощряйте в ребенке желание задавать вопросы.

• Если ребенок не умеет еще читать или читает плохо, каждый день читайте ему.

• Не скупитесь на похвалу или поцелуй.

• Поощряйте любопытство и воображение вашего ребенка.

• Поощряйте игры с другими детьми.

• Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать.

• Старайтесь, чтобы малыш вместе с вами готовил обед, гуляйте с ним, играйте, пусть он помогает вам ухаживать за цветами, вешать полки и т. д.

• Приобретите пластинки или кассеты с записями любимых песен, стихов, сказок ребенка: пусть он слушает их снова и снова.

• Помогите ребенку выучить его имя, фамилию, адрес, домашний телефон, день рождения, а также сведения о маме, папе, бабушке, дедушке, сестрах и братьях.

• Старайтесь проявлять интерес к тому, что нравится , делать ребенку.

• Будьте примером для малыша: пусть он видит, какое удовольствие вы получаете от чтения газет, журналов, книг.

• Не теряйте чувство юмора.

• Играйте с ребенком в разные игры. Проблемы отцов и детей не существует там, где родители и дети дружат и чем-то занимаются вместе.  

Не делайте:

• Не перебивайте ребенка, не говорите, что вы все поняли, не отворачивайтесь, пока малыш не закончил рассказывать, — другими словами, не дайте ему заподозрить, что вас мало интересует то, о чем он говорит.

• Не задавайте слишком много вопросов.

• Не принуждайте делать ребенка то, к чему он не готов.

• Не заставляйте ребенка делать что-нибудь, если он вертится, устал, расстроен, займитесь чем-то другим.

Желание учиться у ребёнка  возникнет, если у Вас будут спокойное и радостное отношение к школе, отсутствие завышенных требований к успехам ребенка, оптимистичные рассказы о школе, отсутствие страха ребенка перед возможной ошибкой, развитый познавательный интерес к окружающему миру.

Берегите своих детей, заботьтесь о них, учите их жить в этом сложном мире!

Желаю Вам всего доброго.

Родительский лекторий

Тема: «Мой ребенок первоклассник».

        

МБОУ Тамбовская СОШ

2013 г.