Психологическая готовность детей к школе.

В презентации содержится материал, раскрывающий основные компоненты психологической готовности детей к обучению в школе, уровень сформированности психических процессов у детей 6-7 лет. Презентацию можно использовать для работы с родителями и педагогами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psikhologicheskaya_gotovnost_k_shkole1.pptx678.15 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психологическая готовность к школе Подготовила: педагог-психолог: Кульгави Т.С . Май,2013г.

Слайд 2

Готовность к школе: 1 . Интеллектуальная готовность (способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкая моторика) 2. Эмоциональная готовность (мотивация к обучению, умение сосредоточиться, управление эмоциями) 3. Социальная готовность (потребность в общении, коррекция поведения в коллективе, способность обучаться) «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» ( Венгер Л.А.).

Слайд 3

Отношения со взрослыми К концу дошкольного возраста поведение ребенка становится все более произвольным. Произвольное поведение-это поведение, которое осуществляется в соответствии с образцом и контролируется путем сопоставления с этим образцом. Произвольность в общении с учителем означает, что ребенок: -Понимает условность учебной ситуации; -Видит ту внутреннюю позицию, которую занимает взрослый в отношениях с ним; -Способен находиться в условно-ролевых («учитель-ученик») отношениях со взрослым.

Слайд 4

Отношения со сверстниками Если у ребенка не сформированы навыки общения со сверстниками, то ему трудно, например, выслушать ответ одноклассника, продолжить рассказ, начатый другим, адекватно отреагировать на успех или неудачу другого ребенка (высмеивание, громкое обсуждение, слезы зависти)

Слайд 5

Отношение к себе Третий компонент личностной готовности к школе связан с развитием самосознания ребенка, что проявляется, в частности, в изменении его самооценки. Низкая самооценка, сформированная у ребенка на протяжении дошкольного детства, может стать причиной неуспеваемости в школе. Она порождает страх неудачи, а в своем крайнем выражении -отказ от попытки вообще что-либо делать.

Слайд 6

Интеллектуальная готовность Развитие мышления Развитие речи

Слайд 7

Развитие навыков счёта, чтения и письма невозможно без сформированности основных психических функций . На пороге школы высшие психические функции находятся на следующем уровне развития: Внимание : важным показателем развития внимания является то, что в деятельности ребенка появляется действие по правилу – первый необходимый элемент произвольного внимания. Вызывает тревогу ребенок 6, а особенно 7 лет, который не в состоянии сосредоточиться на необходимой, но не интересной деятельности хотя бы 5-10 минут.

Слайд 8

Память: для ребенка 6-7 лет вполне доступно такое задание – запомнить 10 слов, не связанных по смыслу. В первый раз он повторит от 2 до 5 слов. Можно называть слова еще несколько раз и после 3-4 предъявлений ребенок обычно запоминает более половины слов. Если ребенок 6-7 лет не может запомнить более 3 слов с 4-го предъявления, возможно, ему необходима консультация невропатолога. К 7 годам процесс формирования произвольного запоминания можно считать завершенным

Слайд 9

Мышление: совершенствуется наглядно-действенное мышление (манипулирование предметами), улучшается наглядно-образное мышление (манипулирование образами и представлениями). Например, дети этого возраста уже могут понять, что такое план комнаты. С помощью схематичного изображения групповой комнаты дети могут найти спрятанную игрушку. Полезны игры «Найди клад», «Лабиринты». И начинают активно формироваться предпосылки логического мышления, которое окончательно формируется к 14 годам.

Слайд 10

Развитие мышления К концу дошкольного возраста центральным показателем умственного развития детей является сформированность у них образного и основ словесно-логического мышления. Ребенок способен не только представить предмет во всей полноте и разнообразии характеристик, но также способен выделить его существенные свойства и отношения. У него формируется наглядно-схематическое мышление. Если наглядно-схематическое мышление сформировано у ребенка недостаточно, то в первом классе ему трудно составить схемы слов и предложений, верно записать условия математической задачи с помощью условных обозначений и стрелок. Зачатки логического мышления проявляются в способности классифицировать предметы и явления в соответствии с общепринятыми понятиями. К концу дошкольного возраста ребенок уже может объединить предметы в «понятийные» группы: «мебель», «посуда», «одежда» и т.д.

Слайд 11

Продолжает совершенствоваться восприятие. Воображение: становится активным – произвольным. А также воображение выполняет еще одну роль – аффективно-защитную. Она предохраняет растущую, легко ранимую душу ребенка от чрезмерно тяжелых переживаний и травм.

Слайд 12

Развитие речи Речь является основой, на которой строится вся учебная деятельность. особенно важно владение связной монологической речью- сначала устной, затем письменной. Связная монологическая речь-это не просто отдельное предложение, это развернутое высказывание, состоящее из нескольких предложений. Развернутое монологическое высказывание требует от ребенка большей произвольности, осознанности, чем диалог.

Слайд 13

При всей важности познавательного развития ребенка 6—7 лет его гармоничное становление невозможно без эмоционального отношения к окружающему в соответствии с ценностями, идеалами и нормами общества. Дошкольное детство — период, когда эмоции, чувства господствуют над всеми другими сторонами жизни ребенка, придавая им специфическую окраску и выразительность. Дошкольники отличаются интенсивностью и мобильностью эмоциональных реакций, непосредственностью в проявлении своих чувств, быстрой сменой настроения. Однако к концу дошкольного детства эмоциональная сфера ребенка изменяется — чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными ; формируются высшие чувства — нравственные, интеллектуальные, эстетические, которые у шестилетних детей нередко становятся мотивом поведения.

Слайд 14

Психологическая готовность к школьному обучению предполагает следующее: Прежде всего, у ребенка должно быть желание идти в школу , т.е., на языке психологии, - мотивация к обучению. У него должна быть сформирована социальная позиция школьника : он должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение. Важно, чтобы ребенок был здоровым, выносливым , иначе ему будет трудно выдерживать нагрузку в течение урока и всего учебного дня. И, пожалуй, самое главное – у него должно быть хорошее умственное развитие , которое является основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками, а также для поддержания оптимального темпа интеллектуальной деятельности, чтобы ребенок успевал работать вместе с классом.

Слайд 15

Итак, успехов вам и – больше веры в себя и возможности своего ребенка!