Профессиональная компетентность и индивидуальный стиль деятельности

Ланграф Екатерина Николаевна

Профессиональная  компетентность и  индивидуальный стиль   деятельности

В первобытном обществе не было проблем выбора профессии, так как человек умел сам делать все необходимое для жизни – добывать пищу, огонь, изготавливать одежду и т.д. С развитием человеческого общества происходило постепенное разделение труда: сначала на скотоводство и земледелие, затем появились ремесла и торговля. С развитием материальной и духовной жизни усложнялась деятельность людей. Сейчас количество профессий и специальностей превышает 40 тысяч.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное  образовательное учреждение

среднего профессионального образования  города Москвы

«Медицинское училище № 30

Департамента здравоохранения города Москвы»

( ГБОУ СПО МУ № 30)

Внеаудиторная самостоятельная работа

Профессиональная компетентность и индивидуальный стиль деятельности

(учебное пособие для самоподготовки студентов) 

Дисциплина: «Психология»

Раздел: «Общая психология»

Выполнила студентка группы № 201

отделение «Сестринское дело»

Калугина Анастасия

Руководитель: преподаватель психологии Ланграф Екатерина Николаевна

2013г.


Оглавление

Введение ……………………………………………………………………3                                                                                                                    

Профессиональный  труд ………………………………………………….4                                                                                        

  • Две стороны  труда  А.К.  Маркова

Классификация профессий………………………………………………...4                                                                                      

Модель специалиста ……………………………………………………….5                                                                                                

  • Психограмма
  • Трудограмма

Уровни профессионализма…………………………………………………7                                                                                    

  • Допрофессионализм
  • Профессионализм
  • Суперпрофессионализм
  • Непрофессионализм (Псевдопрофессионализм)
  • Послепрофессионализм

Становление профессионала………………….……………………………8                                                                                  

Профессиональная общность  и профессиональная среда………………9

Препятствие на пути профессионализму………………………………….10                                                              

  • Виды старения
  • Утомление
  • Переутомление
  • Профессиональные кризисы
  • Психологические  особенности труда  медсестры

Профессиональная деятельность…………………………………………………………………13

  • Труд  медсестры
  • Модель труда медсестры
  • Психологические аспекты труда медсестры, обеспечивающие сестринскую помощь
  • Психологические аспекты труда
    медсестры - руководителя
  • Психические аспекты труда
    Медсестры - преподавателя

Модели взаимоотношений медицинских работников и пациента …......16

  • Инженерная модель
  • Патерналистская (с лат-отец) модель
  • Коллегиальная модель
  • Договорная модель

Психологическая подготовка медсестры………………………………….18

  • Причины

Заключение…………………………………………………………………..19

Список  литературы…………………………………………………………20

Введение

Профессиональная  компетентность и  индивидуальный стиль   деятельности

В первобытном обществе не было проблем выбора профессии, так как человек умел сам делать все необходимое для жизни – добывать пищу, огонь, изготавливать одежду и т.д. С развитием человеческого общества происходило постепенное разделение труда: сначала на скотоводство и земледелие, затем появились ремесла и торговля. С развитием материальной и духовной жизни усложнялась деятельность людей. Сейчас количество профессий и специальностей превышает 40 тысяч.

Профессиональный  труд

Человек осуществляет разные виды труда - от самообслуживания и исполнение до творчества. Труд может стать средством не только поддержания  существования, но и самовыражения, самореализации, поиска,  поиска  и  достижения.

Две стороны  труда  А.К.  Маркова

Объект труда (структура профессии, нормативные показатели   операционально - технической  структуры профессии. Это  объективный ,не зависящий от конкретного человека состав трудовой деятельности: предмет труда , действия и операции , средства, условия.

Субъект труда (психограмма) - это те психологические характеристики, которые необходимы конкретному человеку для усвоения профессиональных норм и эффективного выполнения труда.

Классификация профессий

Существуют разные виды классификаций профессий. Например, распределение профессий по первой букве их названия. Наилучшим образом отвечает классификация профессий, построенная не по отраслевым признакам, а по признакам, идущим от человека. Наиболее удачную квалификацию предложил академик Е.А. Климов он выделяет  5 основных  типов профессий по объекту  труда.

По предмету труда типы профессий

  • человек – человек  (учитель, врач, журналист, следователь и пр.)
  • человек – природа (физиолог, агроном, ветеринарный  врач др.)
  • человек – техника. Это профессии, связанные с производством и техническим обслуживанием (инженер-строитель, слесари, летчики др.)
  • человек – художественный образ. Это   изобразительная, музыкальная, литературно-художественная, актерская деятельность (писатель, актер, антиквар )
  • человек – знаковая система: знаки, устная и письменная речь, ноты, символы (чертежник, корректор, сортировщик   др.)

По субъекту труда, т.е. требованиям к психобиологическим особенностям человека, можно выделить профессии, требующие абсолютной профпригодности (необходимы определенные, природные данные), и профессии с относительной профпригодность, где отсутствует тех или иных качеств может компенсироваться мотивацией и опытом.

Профпригодность - это совокупность психологических и психофизических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения им при наличии специальных знаний, умений навыков общественно  приемлемой

эффективности труда. Помимо способностей , профпригодность включает в себя мотивацию, удовлетворенность трудом. Человеку приходится постоянно работать над профпригодностью, поскольку требования со стороны профессии вследствие ее обновления постоянно меняются.

Модель специалиста 

По мере совершенствования работник превращается из простого исполнителя в специалиста, а позднее в профессионала. Иногда человек развивается и дальше , становиться новатором, суперпрофессионалом и обогащает профессию. Одно из направлений психологии труда – разработка модели специалиста, которая  должна отразить объем и структуру профессиональных и социально психологических качеств, знаний и  умений, в совокупности представляющих специалиста как члена общества.

Модель специалиста включает в себя следующие компоненты:

Профессиограмму (описание психологических норм требований к деятельности и личности специалиста). Профессиограмма включает психограмму-описание психологических качеств желательных для эффективного выполнения профессиональной  деятельности и трудограмму – описание труда. Профессионально-должностные требования (описание конкретного содержания деятельности специалиста). Квалификационный профиль (сочетание необходимых видов профессиональной деятельности и степени их квалификации, квалификационные разряды для оплаты).

Психограмма

  • Мотивы, цели, задачи, потребности, интересы отношения, ценностные    ориентации человека, психологические позиции.
  • Профессиональные притязания, профессиональная самооценка, самосознание себя как профессионала.
  • Эмоции, психические состояния, эмоциональный облик.
  • Удовлетворенность человека трудом, его процессом и результатом.
  • Характеристики операциональной сферы специалиста.
  • Психологические знания о труде о профессии.
  • Профессиональное мышление, возможность обогатить опыт профессии.
  • Психологические действия, способы, приемы, умения, техники   психотехнологии (в их влиянии на себя и на других людей).
  • Профессиональные способности, профессиональная обучаемость открытость профессиональному росту.
  • Профессиональное саморазвитие, умение проектировать и реализовать планы своего профессионального роста.
  • Психологические противопоказания (т.е. психические качества, абсолютно или относительно несовместимые с профессией), а также качества отсутствия,  которые может быть компенсировано.
  • Линии профессионального роста  и линии распада  профессиональной  деятельности  и личности  специалиста, пути их реабилитации.
  • Психологическая сторона труда может устанавливаться только с учетом психолога.

Трудограмма

  • Предназначение, миссия профессии, ее роль в обществе, направленность на человека.
  • Распространенность профессии (типичные для данной профессии учреждения).
  • Предмет труда в профессии – стороны окружающей действительности, на которые воздействуют человек в ходе труда. Правильное видение предмета

труда-первый важный шаг  профессионализма.

  • Профессиональные знания.
  • Деятельности, действия, приемы, умения, способы работы, необходимые для успешного достижения результата.
  • Средства труда, которые специалист использует  для выполнения  на предмет труда.
  • Условия труда режим труда и отдыха санитарно гигиенические  условия умственные нагрузки рабочие  место.
  • Организация  и кооперация труда формы индивидуальной  групповой  деятельности виды профессионального  общения   нормы выполнение, субординация.
  • Результат (продукт) труда – это  изменения  который человек   привносит в предмет труда: критерии оценки  результатов.
  • Возможные  уровни профессионализма и квалификация    разряды   в профессии   категории и их оплата.
  • Права представителя профессии психологическая и социальная безопасность, наличие благоприятного микроклимата социальные гарантии, размеры оплаты труда и отпуска, охраны труда возможность повышения  квалификации и  переподготовки  формы служебного продвижения и поощрения.
  • Обязанности  представителя профессии компетентность  знание  этических норм соблюдение профессиональной  и служебной задачи ведение документации  должностные обязанности.
  • Позитивное влияние профессии возможность самореализации.
  • Негативные  стороны   профессии важные материальные      реальные потери   наличие   стрессов ограничение   времени  начальные вредности   профессиональная деформация   личности и другие психологические  вредности отсутствие  профессионального  роста, взыскания.

Уровни профессионализма

Профессионал - это специалист: овладевший высокими уровнями профессиональной деятельности сознательно изменяющей  и развивающий себя в труде вносящий свой индивидуальный творческий вклад в профессию. Нашедший свое индивидуальное предназначение стимулирующий  в обществе  интерес, к результатам своей деятельности повышающий престиж своей профессии в обществе.  Человек становится профессионалом не сразу А.К Маркова выделяет  следующие  уровни    профессионализма.

  1. Допрофессионализм
  2. Профессинализм
  3. Суперпрофессионализм
  4. Непрофессионализм
  5. Послепрофессинализм

Допрофессионализм

На  этом уровне человек работает как новичок, еще не овладев нормами и правилами профессии. Этот этап обычно проходит каждый человек , но некоторые люди долго задерживаются на нем. Включает в себя три этапа:

 I – первичное ознакомление с профессией

 II – адаптация в профессии

 III – самоактуализация: осознание себя как индивидуальности, развитие способностей к самодиагностике, определение своих возможностей и своего предназначения в профессии.

Профессионализм

Усвоив нормы профессии, человек начинает, достигает в ней высоких результатов, а также начинает осознавать себе в профессии и развевает себя средствами профессии.

Суперпрофессионализм

На этом уровне человек выходит за пределы профессии и обогащает её своим личным вкладом. Этот уровень профессионализма наиболее существенно влияет на прогресс общества. Суперпрофессионалы  опережают свое время, поэтому Часто им приходится преодолевать сопротивление общества.

Непрофессионализм(Псевдопрофессионализм)

На этом уровне  человек внешне активно трудится, но при этом либо допускает брак в работе: либо отдает всю жизнь работе и при этом искажает свое и профессиональное, и личностное развитие либо преследует лишь цели личного преуспевания. Все это-отсутствие профессионализма.

Послепрофессионализм.

Этот  термин относится к людям пенсионного возраста. Существуют разные модели поведения в этом периоде. Человек может быть экспрофессионалом, а может наставником, помогающим другим стать профессионалом.

Становление профессионала

Становление  профессионализма опирается  на  общие  психическое развитие. В раннем  и дошкольном  возрасте  закладываются Человеческие  способности  к познанию, к  мышлению  (к общему труду и т.д.) в школьном возрасте возникают специальные ( гуманитарные, технические и т.д.) в юношеском начинают складываться  общие  профессиональные  способности     к  разным типам профессий)  в зрелом возрасте  формируются   специальные  профессиональные   способности .Становление   человека  как профессионала тесно связано сего  личностью. В сегодняшнем  обществе   становление профессионала   наиболее способствуют следующие показатели. Следование   профессиональной  этике. Индивидуальная   социальная  и экономическая ответственность. Внутренний   контроль. Помехоустойчивость и конкурентоспособность  гибкость и оперативность   способность  находить новые позитивные  смыслы  в  своей  жизни и работе. Внутренняя   диалогичность  личности. Адекватная  самооценка. Готовность  к дифференцированной оценке уровня своего профессионализма и т.д. Психологическое  становление профессионала означает появление новых качеств в психике человека новых  знаний, умений, навыков. Внутри  уровня  профессионализма  выделяется этап адаптация   она начинается в  ходе усвоения  профессионального  обучения  и  завершается в первые 1 -2 года трудовой   деятельности  ( первичная  адаптация).Когда молодые медсестры  начинают работать окружающая их реальность может вызвать потрясение и привести к состоянию фрустрация (переживание неудачи) и   пока неудоеться приспособиться  к новой ситуации. Неспособность  адоптироваться  мешает последующему  становлению  профессионализма.

Профессиональная общность  и профессиональная среда

Адаптационный период молодого специалиста зависит  также от профессиональной общности членом которой он становиться.

Профессиональная общность-это  социальная общность,  которая организована специально для эффективного решения единых профессиональных задач. На взаимодействие людей в общности существенно влияет профессиональная среда. Профессиональная среда – это совокупность предметных (предмет, орудия, средства труда, необходимые действия, организация труда, иерархические отношения) и социальных (человеческое взаимоотношения, микроклимат) условия труда. В профессиональной среде медсестры - члены бригады. Основные цели профессиональной деятельности обеспечения и подержания оптимальной жизнедеятельности   пациента – нельзя достичь в одиночку. Социальная подсистема создается участниками профессиональной общности , в том числе молодым специалистом. Психологический климат - это преобладающий и относительно устойчивый психический настрой коллектива. Согласно этой точки зрения психологический климат в коллективе определяется  типом кооперативных взаимоотношений членов профессиональной общности согласно другой - личностными отношениями людей.

Психологические характеристики целостной профессиональной общности

Совместимость-оптимальные сочетания  качеств людей, при котором обеспечивается наибольшая  эффективность деятельности.

Сплоченность -согласие ,единомыслие, взаимное принятие людей.

Сработанность - способность к согласованным действиям в процессе совместного труда.

Стабильность-противоположность текучки кадров.

Совревновательность - ревность, рвение, усердие.

Организованность - способность коллектива действовать организованно в ситуации неопределённости.

Препятствие на пути профессионализму

Самый  распространенным препятствием  профессионального  развития является  возрастные изменения (старение). Однако еще до начала профессионального старения человека  подстерегают другие опасности  ошибки, сбои, кризисы и т.д. В профессиональной деятельности, что может приводить к преждевременным негативным явлениям  в профессиональном развитии. Знание этих опасностей  необходимо медсестре, чтобы поддерживать работоспособность и профессиональное долголетие.

Виды старения

Биологическое старение организма - связанное с изнашиванием его отдельных систем.

Социально психологическое старение-это  ослабление интеллектуальных процессов, мотивационных функций, повышение или понижение эмоциональной возбудимости.

Профессиональное старение- это невосприимчивость к новому, использование  стериотипов, нарушение партнерства старение не является неизбежностью, а профессиональное абсолютных связей с возрастом человека не имеет.

Правильно  эстетическое  старение-проявляется неумение понять молодежь , в противопоставлении поколений и т.д.

Утомление

Может проводить к деформации профессионального развития.

Утомление - это состояние, вызванное тяжелой работой и связанное с понижением работоспособности. Оно может быть физическим (мышечным) и нервно-психическим. Восстановление  при утомлении начинается тогда когда работа прерывается, снижается по напряженности  или изменяется по характеру. Исследование показывают, что много коротких перерывов лучше, чем несколько длинных. Физическое утомление становиться следствием опустошения запасов энергии и накопления молочной кислоты (вещество утомления). Нервно-психическое утомление - приводит к снижению работоспособности из-за нарушений центральной нервной регуляции.

Нервно-психические утомления  вызывают

  • Длительная умственная работа.
  • Тяжелый физический труд.
  • Однообразная работа в монотонном ритме.
  • Шум ,слабое освещение, температура , неблагоприятные для труда.
  • Конфликты озабоченность  или отсутствие интереса к работе.
  • Болезнь, боль, недостаточное питание.
  • Утомление центрального генеза в отличие от мышечного может исчезнуть мгновенно при некоторых условиях:
  • Одна утомляющая деятельность сменяется другой
  • Изменяется обстановка
  • Возникает состояние тревоги при страхе или угрожающей опасности
  • Интерес к работе возобновляется благодаря новой информации
  • Изменяется настроение

Переутомление

 При нем возникают изменения личности (конфликтность, раздражительность, повышенная эмоциональность). При выраженном переутомлении – чертами личности становиться агрессивность, высокая личностная тревожность.

Напряженность

Не у всех людей колебание работоспособности одинаковы. Одни (Жаворонки) энергично работают в первой половине дня. Другие (совы) вечером. Индивидуальный ритм работоспособности полезно знать каждому человеку, чтобы рационально сочетать периоды работы и отдыха и надолго сохранить здоровье.

Психическая напряженность - вызывается трудными условиями деятельности, конфликтами, неблагоприятным прогнозом развития событий и сопровождается ощущением дискомфорта, тревоги.

Хроническая эмоциональная напряженность приводит к развитию черт личности сходные с признаками переутомление может привести к синдрому профессионального выгорания.

Профессиональные кризисы

Это неблагоприятные явления могут возникать неоднократно в течение жизни у любого человека. Они бывают на разных этапах  первичной  адаптации к профессии, при переходе на смежную специальность. Кризисы  могут происходить по внутренним причинам когда человек пересматривает свои ценности и мотивы (почему я работаю).Кризисы естественны, но если человеку не удается с ним  справиться то могут возникнуть личностные деформации-искажение личностного профиля в результате угасания позитивных установок ,отношения к другим людям. Сестринская профессия предполагает к развитию деформаций. Основные факторы это: Постоянное общение с больными людьми. Заболевания, трудно контролируемые властью которое создает ощущение  влияния на достоинство судьбы, и даже жизнь других людей.

Профессиональные заболевания

Это хронические или острые заболевания в результате воздействия на работника вредных факторов и повлекшее временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности. Сестринское дело относят с производственным факторам риска. Это нервно - эмоциональные нагрузки и физические усилия, вынужденная рабочая поза и.т.д.

Безопасность труда обеспечивают следующие  психологические качества работника

  • Физическое здоровье, выносливость.
  • Способность быстрой мобилизации.
  • Сочетание мотивов достижения с мотивами безопасности.
  • Владение приемами саморегуляции.
  • Хорошая профессиональная подготовка.
  • Готовность к оправданному риску.
  • Опыт работы, стаж.
  • Устойчивая профессиональная способность к противодействию аварийных,  травмотогенным и стрессовым ситуациям.
  • Опыт коммуникации отсутствующих качеств уже имеющимся.
  • Осторожность, ответственность, актуальность, пунктуальностью и т.д.

Е

Психологические  особенности труда  медсестры

  • Модель труда  медсестры.
  • Психологические аспекты труда медсестры, обеспечивающей сестринскую помощь.
  • Психологические аспекты труда медсестры-руководителя.
  • Психологические аспекты труда медсестры-преподавателя.
  • Модели взаимоотношений медицинских работников и пациентов.
  • Психологическая подготовка  медсестры.

Профессиональная деятельность

Представляет  собой профессиональные действия медсестры. Согласно современным теоретическим представлениям, основой ухода за пациентом является  сестринский процесс  он включает:

Субъективное и объективное  обследование индивида, семьи, группы

Постановку целей и планирование сестринского вмешательства

Оценку результатов

Профессиональную деятельность  медсестры можно    рассматривать как последовательность этапов:

Анализ проблемной ситуации  (управленческой, педагогической и т.д.)

Формирование существующий или потенциальной проблемы

Постановка целей и планирование деятельности

 Осуществление плана

Оценка результатов

Труд  медсестры

Это сложная психическая система   объединившие различные уровни, созданные из проявляющий личность-деятельность - общение, объединенных  единой задачей-достижением оптимального уровня жизнедеятельности пациента. 

                        Модель   труда  медсестры

                         

внешнем  обществе   становление    

способствуют следующие показатели.

Модель труда медсестры

Модель труда медсестры

Сестринское дело как форма деятельности относится к профессиям группы «человек-человек» по условиям  считается работой в условиях повышенной  ответственности за жизнь и здоровье людей ВОЗ определяет 4 функции медсестры.

Оказание сестринской помощи и  руководство. Это включает укрепления здоровья профилактику заболеваний , лечения реабилитацию или поддержку отдельных лиц ,семей и групп людей.

Обучение пациентов, клиентов и персонала  лечебно-профилактических  учреждений. Это включает представление информации по укреплению здоровья и профилактике заболеваний.

Деятельность в качестве эффективного члена  междисциплинарной  команды. Это включает эффективное сотрудничество с другими людьми.

Развитие практики сестринского дела критическое мышление и научные разработки. Это включает разработку новых методов работы определения сферы исследований,  участие медсестер в таких исследований.

На основе этих функций можно определить профессиональные роли медсестры:

  • Медсестра-практик
  • Медсестра - менеджер, руководитель
  • Медсестра-преподаватель
  • Медсестра-член  междисциплинированой  команды
  • Медсестра - научный работник

Где бы медсестра ни работала, её труд можно описать как совокупность профессиональной деятельности, профессионального общения, профессиональной личности.

Психологические аспекты труда медсестры, обеспечивающие сестринскую помощь

Медработник всегда оказывает сильное воздействие на психику пациента, и единственное, что он может свободно выбрать – это влиять ему в положительном или отрицательном смысле, на пользу или вред больному. Специфика профессионального  труда медсестры состоит в том что:

  • Труд ориентирован на больного человека, чрезвычайная сложность которого определяется особенностями функционирования  его физиологических систем в период заболевания, а также нарушением  социальных  связей. Личность больного изменяется и дополняется теми особенностями, которые привносят в нее болезнь.
  • Характер поведения медсестры может влиять на течение болезни и состояние больного.
  • Отсутствие у медсестры знаний, умений и навыков профессионального общения делает её абсолютно профессионально непригодной.

Психологические аспекты труда медсестры - руководителя

В нашей стране медсестре-руководителю приходиться действовать в сложных условиях нестабильности,  дефицитов ресурсов и ограниченных возможностей персонала. Генри  Минберг  разделил на 3 большие группы роли,  которые на себя принимают на  себя руководители

  • Межличностные
  • Информационные
  • Роли с принятием решений

Межличностные роли

Это  роли при работе с людьми.

  • Первая роль - лицо организации. Руководитель  представляет  организацию в официальных сферах.
  • Вторая роль - связной (осуществление внутренних и внешних контактов).
  • Третья роль - лидер осуществляющий руководство внутри организации.

Информационные роли

Это роли при работе   с информацией. Здесь руководитель бывает в роли получателя  информации (приемник) для контроля передатчика информации   внутри организации; В роли представителя передающего информацию.

Принятие  решений

Это роль предпринимателя - человек принимает решения  направленные на развитие организации. Роль- стабилизатора -умение предотвращать проблемы. Роль  распределителя ресурсов - временных, финансовых. Роль человека принимающего решения во время переговоров с другими организациями .

Профессиональное общение

Под профессиональном общением медсестры понимается процесс установления контактов между медсестрой и субъектами общения(пациенты, их родственники, коллеги  и т.д.). Выделяют коммуникативное, интерактивное, перцептивное общение.

Согласно схеме Роберта Каша успешный руководитель  должен  обладать

Психические аспекты труда
Медсестры - преподавателя
 в новой концепции сестринского дела медсестре  отводиться роль не только исполнителя, но и педагога-воспитателя. Последняя  функция определяется  как обучение пациентов их родственников персонала лечебно- профелоктического  учреждения ,студентов и школьников .

Модели взаимоотношений медицинских  работников и пациента. 

Достаточно широко  известны модели  взаимоотношения медработников  и пациентов  американского  врача  Роберта Виса

  • Инженерная модель
  • Патерналистская (отец) модель
  • Коллегиальная модель
  • Контрактная модель

В последствие  добавилась модель предложенная   Уильямом Мэем

  • Договорная модель

Инженерная модель

Врач и медсестра восстанавливают какие-то функции и устраняют  поломки в организме пациента. Межличностный аспекты  взаимоотношений почти целиком игнорируется . Эта модель может преобладать в рентгеновских кабинетах, в реанимационных отделениях и т.д.

Патерналистская (с лат-отец) модель

Медицинский персонал относится к пациентам, как  родители. Врач или медсестра сами определяют, в чем состоит благо пациента, сами принимают важные для пациента решения и соответственно берут большую часть ответственности на себя.

В первых двух моделях отношения между медработниками и пациентом  выстраиваются по субъект-объектному типу, что может проводить к обоюдной деформации личностей

Коллегиальная модель

Полное взаимное доверие медицинского  персонала и пациента. Медработник сотрудничает с пациентом как с коллегой . Например ,при  некоторых  хронических заболеваниях пациент должен быть подготовлен  к оценке  своего  состояния  и оказать самопощь себе.

Контрактная модель

В редких  случаях может выглядеть как юридически оформляемый  договор  с пациентом.

Договорная модель

Представляет собой совокупность положительных особенностей   коллегиальной и контрактной моделей. Договор строится на   принципах взаимного доверия и не может  быть расторгнут  медработником в одностороннем порядке. В последних трех моделях преобладает субъект - субъектный тип взаимоотношений, что  делает их  предпочтительными. Подобное взаимоотношения способствуют личностному росту и пациентов, медработников

Психологическая подготовка медсестры

Реформирование  сестринского  дела, появление новых  направлений   деятельности  и постепенное изменения  статуса   медсестры   требуют  профессиональной подготовки в области теоретической  и  практической  научной психологии. Однако программа обучения  в  медицинских училищах и колледжах  построена  таким образом, что знания  медсестер о  психических  свойствах и состояниях личности, о структуре общения, умения   действовать в критических ситуациях не  используются  в   практической   деятельности. Это может быть связано с рядом причин.

Причины

  • Отсутствие учебных пособий для   медсестры базового уровня
  • подготовки.
  • Недостаточное количество квалифицированных преподавателей психологии, имеющих и сестринскую, и   психологическую  специальность,  а также опыт практической работы.
  • Отсутствие мотивации   у студентов и затем практикующих медсестер к самопознанию и саморазвитию.
  • Недопонимание руководителями высшего и среднего уровня, некоторыми врачами необходимости психологических знаний  и умений  для  любой медсестры.

Заключение

Профессиональная компетентность и индивидуальный стиль деятельности. Состоит из ядра и так называемой пристройки они включают разные системы приемов, способов методов обусловленная индивидуально-специфическими качествами человека и являющаяся средством эффективного приспособления к объективным обстоятельствам.

Профессиональная компетентность  определяется как некое подтверждённое право принадлежности к определенной профессиональной группе работников, признаваемое со стороны социальной системы в целом  и представителями не только конкретной профессиональной группы, но и других социальных и профессиональных групп.

Индивидуальный стиль деятельности позволяет  людям с разными индивидуально типологическими  особенностями нервной системы, разной  структурой способностей, характера добиваться равной эффективности при выполнении одной и той же деятельности разными способами

Список литературы

Н.Н Петрова учебник по психологии

Островская И.В учебник по психология для медицинских специальностей

Кураев Г.А.  Пожарская Е.В  Возрастная психология

Панченко Л.Л Адаптация к профессиональной деятельности

Кондрашихина О.А Дифференциальная психология