Стресс.

Ланграф Екатерина Николаевна

Проблема стрессоустойчивости человека в различных профессиях с давних пор привлекала внимание. Существует ряд профессий, в которых человек начинает испытывать чувство внутренней эмоциональной опустошенности вследствие необходимости постоянных контактов с другими людьми. Медицинские сестры, постоянно сталкивающиеся со страданиями людей, вынуждены воздвигать своеобразный барьер психологической защиты от пациента, иначе им грозит “эмоциональное выгорание”.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stress.docx49.09 КБ

Предварительный просмотр:

Стресс. Способы выхода из стресса.

Содержание

  1. Понятие «Стресс»
  2. Психология стресса
  3. Эустресс и дистресс
  4. Роль стресса в развитии заболеваний
  5. Профилактика стресса, копинг – механизмы
  6. Виды психологической защиты при стрессе
  7. Способы борьбы со стрессом
  8. Стресс в профессиональной деятельности медсестры

  1. Понятие «Стресс»

Термином «стресс» обозначают состояние человека, которое возникает в ответ на разнообразные внешние и внутренние сильные воздействия (стрессоры). Понятие стресса неразрывно связано с именем Ганса Селье, который описал его как неспецифический ответ организма на любое изменение, требующее перестройки и адаптации. В период стресса наблюдаются адаптационные изменения на физиологическом, психическом и поведенческом уровнях. Другими словами, стресс можно определить как многокомпонентный ответ организма на любое стрессовое событие. Следует сразу подчеркнуть, что стрессовым событием может стать не только отрицательно эмоциональная ситуация (болезнь, смерть, развод, потеря работы, провал на экзамене и т. д.), но и событие положительное, если оно требует адаптации и приспособления к новой, непривычной ситуации. Примером очевидно позитивных стрессовых событий могут быть рождение ребенка, поступление в институт, получение более высокой должности, покупка квартиры, долгожданное замужество и т. д. Эти как негативные, так и позитивные события объединяет одно качество – они требуют приспособления человека к новым, изменившимся условиям существования. Следовательно, любое значимое изменение привычной жизни можно отнести к стрессовой ситуации. Именно поэтому можно констатировать, что жизнь вне стресса невозможна, и каждый человек на протяжении своей жизни сталкивается со стрессовыми ситуациями постоянно.

У многих со словом «стресс» связаны только негативные ассоциации. На самом же деле стрессы бывают двух видов:

•Полезные стрессы, или эустрессы. Для полноценной жизни каждому необходима небольшая доза полезного стресса – без этого нашему организму пришлось бы тяжело. Например, чтобы утром подняться с кровати и пойти на работу, нужно полностью проснуться. А чтобы работать продуктивно и с удовольствием, человеку необходима реакция пробуждения, или эустресс (небольшая порция адреналина). Назовем это состояние «реакцией пробуждения».

•Вредные стрессы, или дистрессы, возникают, когда напряжение достигает критической точки, когда нет больше сил бороться с ним. Например, если недосып уже хронический. Именно это эмоциональное состояние мы подразумеваем, когда говорим, что находимся «в состоянии стресса».

Стресс – это системная реакция организма на биологическое. химическое, физическое, или психологическое воздействие (стрессор), имеющая приспособительное значение. В широком смысле стресс представляет собой неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. Под стрессом можно понимать любые перемены в жизнедеятельности человека, которые требуют приспособления (адаптации) к изменившимся условиям существования.

  1. ПСИХОЛОГИЯ СТРЕССА

Стресс прежде всего влияет на психологию человека и его поведение. Чаще всего поведение меняется следующим образом:

  • человек становиться очень раздражительным
  • неадекватно реагирует на малейшие затруднения
  • становиться менее активным, в результате чего не успевает сделать то, что запланировал
  • количество успешно выполненных дел уменьшается
  • у человека возникает частое желание спорить
  • он становится излишне критичным к вещам, которые раньше его вполне устраивали
  • человек испытывает потребность в алкоголе, или других заменителях, для повышения уверенности в себе
  • он находится в состоянии постоянного уныния и жалости к себе
  • человек теряет контроль над ситуацией: он не может  справиться со множеством проблем, требующих одновременного и немедленного решения
  • человек часто испытывает такие нежелательные реакции организма, как: учащенное сердцебиение, расстройство желудка, потливость, лихорадка и высыпания на коже
  • человек склонен объяснять эти проявления просто усложнением жизни, считает невозможным контролировать изменчивую ситуацию и даже не пытается этого делать.
  • Несмотря на то, что наш сайт в первую очередь предназначен для тех людей, которые интересуются тематикой стресса, а не занимаются психологией профессионально, хочется более подробно остановиться на таком вопросе, как виды стресса. Мы все привыкли воспринимать стресс, как некий одинаковый в своих проявлениях вредный фактор, но на самом деле стрессы могут быть различны и соответственно подход к ним должен быть разный. Рассмотрим условное деление стресса на различные виды.

Виды стресса.

Острый стресс. К его разновидностям относятся: ситуация конфликта – условия противоречивых требований;

фрустрация – блокирование реализации значимой (актуальной) потребности;

кризис – «эпоха перемен», когда возникает необходимость резкого изменения стереотипов деятельности.

Хронический стресс. Человек сталкивается не с массивными и интенсивными воздействиями на психику, как при остром стрессе, а с умеренными или даже слабыми, но постоянно повторяющимися и длительно действующими. Защитная реакция при продолжающемся или повторяющемся действии стрессора включает три стадии, объединенные понятием «общий адаптационный синдром».

На первой стадии – тревоги – в организме происходят такие изменения, как напряжение мышц, учащенное дыхание, ускоренный пульс, повышенное артериальное давление, чувство тревоги. Она отражает мобилизацию всех ресурсов в организме. Устойчивость организма при этом снижается, и если стрессор достаточно сильный, то может даже наступить смерть.

На второй стадии – резистентности – организм начинает приспосабливаться к продолжающемуся воздействию стрессора. В ходе этой стадии устанавливается повышенная сопротивляемость стрессору. Устойчивость (резистентность) организма по отношению к нему становится выше исходного уровня.

Третья стадия – истощения, возникающая при воздействии сверхсильных или сверхдлительных раздражителей, сопровождается снижением резистентности организма и в тяжелых случаях может привести к его гибели. 

Селье подразделял стрессы на конструктивные и деструктивные, подчеркивая, что не всякий стресс является вредным. Конструктивный стресс, пройдя стадию тревоги, завершается адаптацией организма к новой ситуации, повышением его устойчивости. Однако если стресс-фактор отличается большой интенсивностью или продолжительностью, если имеет место неправильная его оценка, если сочетается несколько стресс-факторов и организм ослаблен по другим причинам (в силу наследственной или врожденной слабости защитных механизмов), то стресс может стать деструктивным. В таких случаях реакции адаптации достигают уровня истощения и запускаются процессы разрушения – защиты через болезнь, дезадаптацию.

Дезадаптация – это состояние нарушенного гомеостаза (динамического равновесия организма и внешней среды), наступающее в случае, если защитные механизмы истощились, а действие стрессогенного фактора не было полностью нейтрализовано. Стрессогенным фактором называется любое воздействие, идущее из внешней среды или возникающее внутри организма, которое вызывает стрессовую реакцию.

  1. Эустресс и дистресс.

Стресс можно разделить на две разновидности – эустресс и дистресс. Эустресс оказывает на человека положительное влияние, мобилизует его, улучшает внимание, реакции, психическую деятельность, повышает адаптационные возможности организма.

Эустресс - это активизирующий стресс. Когда напряжение становится слишком сильным, возникает чрезмерная суетливость. На пользу здоровью это не идет. Что происходит с человеком в стрессовом состоянии? В состоянии эустресса пульс учащается до 90-100 ударов в минуту. В состоянии дистресса - свыше 100 ударов при уменьшении пульсовой волны. При эустрессе артериальное давление повышается умеренно. При дистрессе возможны два типа реакции: или резкое повышение артериального давления, или его резкое падение. Дыхание в состоянии эустресса обычно усилено. При дистрессе оно становится учащенным. Характерна реакция кожи на стресс. При эустрессе происходит покраснение. При дистрессе - побледнение или появление красно-белых пятен на коже. Эустресс вызывает ощущение тепла, иногда чувство "жара". Дистресс чаще всего сопровождается ознобом. Посмотрим, как изменяется протекание психических процессов в стрессовом состоянии. Внимание при эустрессе улучшается. Возрастает способность к концентрации, переключению и распределению внимания. Задача, которую предстоит решить, видится особенно четко. Деятельность прогнозируется на несколько ходов вперед. Расширение объема внимания дает удивительное ощущение собранности. Память при эустрессе тоже улучшается. Человек быстрее и успешнее запоминает, с легкостью вспоминает забытое. В состоянии дистресса ухудшается запоминание. Человек несколько раз читает текст, но запомнить его не в состоянии. При дистрессе нарушается речь. Человек "проглатывает" буквы и слова, заикается, употребляет слова-паразиты "типа", "как бы", "так сказать", "это" и другие. 

Дистресс – патологическая разновидность стресс-синдрома, который оказывает отрицательное влияние наорганизм, психическую деятельность и поведение человека вплоть до полной их дезорганизации. Дистресс сопровождается гиперактивацией нейрогуморальных систем и может стать патогенным фактором, приводящим к повреждению практически любых органов и систем организма. Дистресс может привести к дебюту или обострить течение невротических, психосоматических и органических заболеваний. Какой вид стресса возникнет у того или иного человека, зависит от совокупности множества факторов: физического и психического здоровья, особенностей личности, привычного реагирования на стрессоры, системы индивидуальных психологических защит, наличия или отсутствия социальной поддержки в ситуации стресса. Стрессоустойчивость характерна для физически здоровых, эмоционально стабильных личностей с активной жизненной позицией, низкой тревожностью и адекватной самооценкой.

Стрессодоступность в основном присуща пассивным, зависимым, высокотревожным или склонным к депрессивным и ипохондрическим реакциям личностям; она повышается при недостатке сна, физической или психической истощенности, после перенесенной болезни и т. д. Несом-ненно, играет роль сила и длительность самого стрессорного воздействия. Существует тест на измерение силы испытываемого человеком повседневного стресса, который был предложен исследователями Холмсом и Реем. Этот тест содержит более 40 возможных жизненных стрессовых событий, каждое из которых имеет различную балльную оценку в зависимости от степени усилий, необходимых человеку для преодоления конкретной жизненной ситуации. Дистресс проявляется по-разному у различных людей, однако есть у него и универсальные характеристики. Одним из облигатных признаков дистресса является тревога. Определенный уровень тревожности характерен для каждой личности, причем у каждого существует свой оптимальный уровень тревожности, который позволяет человеку оптимально функционировать. Непродуктивная тревога нарушает когнитивные и вегетативные процессы, ухудшает внимание и память, снижает работоспособность, повышает раздражительность, вызывает избыточное мышечное напряжение, снижает аппетит, нарушает сон. 

Роль дистресса в формировании психовегетативных нарушений. Вегетативные изменения, следующие за дистрессом, очень разнообразны и могут проявляться практически во всех органах и системах организма. Симптомы со стороны сердечно-сосудистой системы чаще проявляются повышением частоты сердечных сокращений, ощущением пульсации, повышением или колебанием артериального давления, склонностью к липотимическим состояниям. Со стороны системы дыхания могут наблюдаться ощущения нехватки воздуха с формированием гипервентиляционного синдрома. Со стороны желудочно-кишечного тракта нередки тошнота, позывы на рвоту, рвота, снижение аппетита, диарея или запоры, спазмы в животе. Для дистресса характерны и другие вегетативные проявления: повышенная потливость, озноб, ощущение жара или холода, ощущение головокружения, учащенное мочеиспускание. Обсуждается важная роль стресса в происхождении панических атак или вегетативных кризов. Паническую атаку следует отнести к самым ярким проявлениям психовегетативного синдрома, при котором наблюдаются полисистемность вегетативных нарушений и яркое эмоциональное сопровождение в виде паники. Среди ситуаций, которые могут приводить к дебюту панических атак, выделяют следующие связанные со стрессом события: значительные изменения в жизни (длительная болезнь или смерть близкого человека, развод, разлука с близкими людьми и т. д.); события, связанные с изменением собственного здоровья (физические перегрузки, длительное голодание, беременность, аборты, роды, хирургические вмешательства, соматические заболевания) и, наконец, спровоцированные стрессом обострения конфликтных ситуаций. Стресс нарушает и мотивационные процессы: изменяется аппетит и снижается половое влечение.

В литературе описано достоверное количество фактов значительного повышения сердечно-сосудистой смертности после переживания людьми чрезвычайных стрессов (природные катаклизмы, техногенные катастрофы). Например, в контролируемом исследовании ONSET (M.A. Mittleman, 1995), в котором участвовало 1 623 больных с нефатальным инфарктом миокарда, установлено, что в течение двух часов после пережитого интенсивного гнева, причиной которого чаще всего были семейная ссора (25% наблюдений) или конфликт на работе (22% случаев), относительный риск развития инфаркта миокарда достоверно возрастал в 2,3 раза. В другом пятилетнем проспективном исследовании (95 647 человек) установлено, что риск коронарной смерти после смерти близкого человека увеличивается у мужчин в 2, а у женщин – в 3 раза

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ВРЕДНОГО СТРЕССА (ДИСТРЕССА):

Психологические стрессы, как правило, появляются в ситуациях, связанных с переживанием сильных эмоций. Любая ситуация, которая внешне не имеет угрозы для человека, но вызывает сильные эмоции, становится причиной психологического стресса. Причем, не важно, положительные эмоции или отрицательные являются причиной – организм реагирует на отклонение от нормы в «плюс» или «минус» одинаково.

Физиологические стрессы возникают в результате воздействия на человека внешних факторов, таких как, холод, жара, боль, жажда, голод и т.д. Очень показательный пример – реакция организма на диеты. Когда человек садится на диету, он тем самым сознательно ограничивает себя в той или иной привычной для себя пище или ее количестве.

Кратковременный стресс это самый естественный стресс – он тесно связан с инстинктами, например, реакция на резкий звук, внезапное движение.  Для этого вида стрессов характерна внезапность и быстрое прохождение всех стадий стресса. Как правило, действие такого стресса очень коротко и никакой опасности не представляет.

Хронические стрессы – самый опасный вид стрессов. Многие его путают с посттравматическим стрессом или синдромом . Хронический стресс это такой стресс, которому вы подвержены постоянно, который идет с вами фоном по жизни и вы настолько к нему привыкли, что вроде как и не замечаете. Например, вас перманентно что-то раздражает, какая-та ситуация в жизни, в которой вы находитесь и деться от которой, как вам кажется, не можете. Опасен хронический стресс тем, что часто приводит к нервным срывам, депрессиям и суицидам. Так же хронический стресс тесно связан со страхами и фобиями.

Нервный стресс. В основном это название является некоей компиляцией бытовых представлений уровня "все болезни от нервов" и "стресс вреден

Эмоциональный стресс. Этот вид стресса, так или иначе, связан с нашими эмоциями, эмоциональными реакциями.

Внутриличностный стресс. Находиться в мире с самим собой! Как это важно и как часто мы не можем этого достичь. Наши внутренние переживания, недовольства, смятения начинают проявляться раздражительностью, неудовлетворённостью и как следствие развивается стресс. К внутриличностному стрессу обычно приводят наши нереализованные потребности, несбывшиеся мечты, желания, надежды и др.

Рабочий стресс. Стремление сделать карьеру и при этом длительное отсутствие результата или просто высокая рабочая нагрузка и не важно, каким трудом Вы занимаетесь, физическим или умственным, но если работа вызывает хроническую усталость и частные отрицательные эмоции, это может перейти в рабочий стресс. Часто его связывают с несправедливой оценкой труда, ролевой неопределённость и даже с плохим обеспечением безопасности на работе.

Финансовый стресс. Мы живём в том мире, где деньги играют в жизни человека большое значение. Мы приобретаем продукты питания, необходимые предметы в быту, оплачиваем развлечения и счёта за квартиру и многое другое. Ситуации, когда наши расходы значительно больше доходов способны привести к такому виду стресса, как финансовый стресс. К стрессу могут привести неожиданные траты и незапланированные расходы, невозможность взять кредит для необходимой покупки, заниженная оплата труда и т. д.

Общественный стресс. Мы находимся в обществе и редко можем избежать тех, проблем, которые в нём возникают. Общественный стресс развивается у какой-то группы людей. Причиной общественного стресса могут быть экономические, политические проблемы и др.

Экологический стресс. Неблагоприятные экологические факторы напрямую влияют на наше здоровье. Самые разные факторы, в том числе воздействие химии, шума, загрязнённой воды и т. д. отрицательно влияют на организм в целом. Как эти причины, так и ожидание неблагоприятного воздействия плохой экологической обстановки приводит к экологическому стрессу.

Такое разделение стрессов на виды очень относительно, существуют и другие варианты классификаций.

СИМПТОМЫ СТРЕССА (ДИСТРЕССА):

  • Частые болезни, ослабление иммунной системы организма
  • Расстройство половой функции
  • Головные боли, желудочные боли, язвенные болезни
  • Ухудшение сна
  • Потеря аппетита или наоборот излишнее обжорство
  • Изменение предпочтений в еде: если раньше, например, много острого или сладкого не хотелось - то в состоянии стресса наоборот хочется и помногу.
  • Повышенная возбудимость: чаще хочется раздражаться, злиться, сердиться, беспричинно смеяться.

  1. Роль стресса в развитии заболеваний выражается в срыве функционирования органа-мишени:
  • - головной мозг – ухудшение кровоснабжения из-за сужения сосудов, кислородное голодание клеток;
  • - нервная система – невроз;
  • - сердечно-сосудистая система – аритмия, гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца;
  • - дыхательная система – одышка, хроническая гипервентиляция легких, нарушение функций гладкой мускулатуры бронхов;
  • - желудочно-кишечный тракт – нарушения пищеварения, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, язвенный колит;
  • - мочеполовая система – воспаление мочевого пузыря, нарушение менструального цикла, расстройства эрекции;
  • - мышечная система – сохранение высокого мышечного тонуса даже в состоянии покоя;
  • - суставы – ревматоидный артрит;
  • - кожа – крапивница, экзема, псориаз;
  • - иммунная система – снижение иммунитета.
  1. Профилактика стресса. Копинг – механизмы.

Профилактика стресса и его последствий – крайне актуальная задача. Снижение проявлений полисистемных стрессорных реакций должно проводиться на самых ранних этапах до развития собственно тех или иных патологических состояний. Избыточная тревожность как первый и облигатный признак любого дистресса играет определяющую роль в формировании начальных проявлений психовегетативного синдрома. Значительную роль в лечении стресс-индуцированных тревожных реакций и психовегетативных проявлений играют психотерапия, аутогенная тренировка, лечебная физкультура, физио- и фитотерапия. При развернутых клинических состояниях используется лечение психотропными средствами в основном антидепрессантами и транквилизаторами. Последние в клинической практике даже при субсиндромальных психовегетативных стресс-индуцированных расстройствах используются слишком широко. Однако в указанных случаях их использование неоправдано из-за ряда побочных эффектов, возможного развития лекарственной зависимости и в последующем – синдрома отмены.

Механизмы совладания со стрессом – копинг-механизмы

Понятие «копинг» - преодоление стресса – было относительно четко определено в начале 1980-х годов, когда было установлено, что в промежутке между стрессором и ответом организма и личности лежат определенные процессы, опосредованные опытом реакций на стрессовые ситуации. Один из основоположников теории копинга Р. Лазарус рассматривает копинг-стратегии как актуальные ответы личности на воспринимаемую угрозу, как способ управления стрессом. Существуют эмоциональные, физиологические, поведенческие и социальные корреляты, которые информируют о тех или иных копинг-процессах и дают возможность их измерить как в лабораторных условиях, так и в реальной жизни. По признаку успешности совладания со стрессом принято выделять эффективные (конструктивные) и неэффективные копинг-стратегии. Целенаправленное поведение, направленное на устранение или избегание угрозы (борьба или отступление), предназначенное для изменения стрессовой связи с физической или социальной средой, названо активным копинг-поведением. Формы преодоления стресса, предназначенные для снижения эмоционального напряжения раньше, чем изменится ситуация, рассматриваются как паллиативное, пассивное копинг-поведение. Таким образом, преодоление стресса, - это процесс, при котором индивидом совершаются попытки:

-изменить или ликвидировать проблему;

-уменьшить ее интенсивность, изменив свою точку зрения на проблему;

-облегчить воздействие стресса путем отвлечения на что-либо или с помощью других различных способов его преодоления, таких, как употребление транквилизаторов, алкоголя, физические нагрузки и др.

Предполагается, что копинг выполняет две основные функции: регуляцию эмоций (копинг, нацеленный на эмоции) и управление проблемами, вызывающими дистресс (копинг, нацеленный на проблему). В первом случае копинг представляет собой когнитивные, эмоциональные и поведенческие усилия, с помощью которых личность пытается редуцировать эмоциональное напряжение, эмоциональный компонент дистресса. Типы защитных стратегий могут проявляться в поведенческой, эмоциональной и интеллектуальной сфере. С ними связана смена самой деятельности или изменение ее формы. Это может быть обращение к какой-либо деятельности, конкретно разрешающей или замещающей проблему.

6. Виды психологической защиты:

1. Вытеснение (аналог подавления) в бессознательное нежелательной информации или психотравмирующих обстоятельств, вызывающих тревогу. З.Фрейд считал его главным способом защиты инфантильного Я, не способного противостоять соблазнам. Неприемлемый импульс (мысль, желание) становится в результате действия этого защитного механизма бессознательным. Психовегетативные компоненты эмоциональной реакции сохраняются, несмотря на отсутствие поведенческой реализации.

2. Отрицание фрустрирующих, вызывающих тревогу обстоятельств, внутреннего импульса или собственного качества. Оно характеризуется внешне отчетливым искажением восприятия действительности, когда очевидное для окружающих не принимается самой личностью.

3. Проекция – неосознаваемые и неприемлемые для личности собственные свойства, чувства и мысли локализуются вовне, приписываются другим людям. Проекция часто связана с агрессией (например, ханжество).

4. Интеллектуализация («рационализация») – устранение неприятных переживаний при помощи псевдологических, псевдоразумных установок, рассуждений, чрезмерно «умственный» способ преодоления конфликтной или фрустрирующей ситуации.

5. Замещение – перенесение подавляемых негативных эмоций (гнева) на менее опасные или более доступные объекты, чем тот, который вызвал эти переживания.

6. Регрессия – возврат к примитивным, дезорганизованным формам реагирования; замена решения субъективно более сложных задач на относительно более простые в трудных, фрустрирующих ситуациях. Характеризуется изменением мотивационно-потребностной сферы в сторону большего упрощения и доступности, сочетается с импульсивностью, слабостью самоконтроля.

7. Реактивные образования (гиперкомпенсация) – устранение субъективно неприемлемых мыслей, чувств, поступков путем преувеличенного развития противоположных стремлений (например, чрезмерная опека может быть реактивным образованием по отношению к бессознательному безразличию, черствости, жестокости).

Психологическая защита и механизмы совладания со стрессом различаются по ряду признаков:

- механизмы психологической защиты не адаптированы к требованиям ситуации и являются ригидными, в то время как копинг-механизмы, техники эмоционального самоконтроля обладают пластичностью и приспосабливаются к ситуации;

- механизмы психологической защиты «близоруки», они дают возможность только разового снижения напряжения (принцип «здесь» и «сейчас»), тогда как копинг-стратегии рассчитаны на перспективу;

- для механизмов психологической защиты характерно искажение оценки действительности и самого себя; техники же самоконтроля основываются на реалистическом восприятии окружающего мира, а также объективном отношении к самому себе.

Таким образом, человек реагирует на стрессовое событие либо подсознательно (автоматическими адаптивными ответными реакциями), либо потенциально осознанными целенаправленными адаптивными действиями. Основным отличием защитных механизмов от копинг-стратегий является неосознанное включение первых и сознательное использование вторых. Копинг-стратегии принято считать более высокоорганизованными и сложными защитными нормами поведения. Они могут выступать как осознанные целостные варианты бессознательных защит и/или включать их как составные элементы. 

  1. Способы борьбы со стрессом.

Стрессовое состояние состоит из : времени, когда мы думаем о предстоящем событии, самого стресса и состояния после стресса ( постстресса). Психологи предлагают различные методы борьбы со стрессом на каждой стадии.

1.     На 1-й стадии  используется метод рационализации предстоящего события, когда нужно детально представить волнующее вас событие. В результате у вас снизится уровень неопределенности и как следствие снизится повышенный уровень эмоций. Используется также метод предельного усиления. Представьте себе различные варианты развития события, вплоть да самого неблагоприятного, подумайте, что вы будете делать.

2.     Стрессовая ситуация. Следите за своим дыханием, старайтесь контролировать свои эмоции.

3.     В постстрессовой ситуации нужно сделать все возможное, чтобы снизить негативные последствия стресса. Для этого используется:

- релаксация ( движение, ходьба, спорт, вкусная еда, расслабляющая ванна с успокаивающими травами и маслами, массаж, музыка, аутотренинг)

- переключение внимания ( смена деятельности).

- осознание главных целей в жизни, сравнение их и травмирующего вас события  в масштабе мировых проблем.

- вербализация - проговаривание проблемы. В это время происходит как бы отчуждение стрессового события от вашего образа.

- визуализация проблемы. Мысленно поместите свою проблему в темную картинку, под фонарь. А теперь представьте, как падает снег и засыпает эту картинку хлопьями.

 Существует огромное  количество методик и способов релаксации, саморегуляции, медитации, аутотренинга, отреагирования негативных эмоций во вне ( от крика до   проявления косвенной агрессивности), дыхательных упражнений, тренингов контроля над гневом, изменения мыслей и убеждений. Но это тема другой статьи. И не забывайте чередовать работу и отдых, не допускайте дисбаланса в какую-либо сторону – тогда у вас будет меньше стрессов.  

  1. Стресс в профессиональной деятельности медсестры.

Проблема стрессоустойчивости человека в различных профессиях с давних пор привлекала внимание. Существует ряд профессий, в которых человек начинает испытывать чувство внутренней эмоциональной опустошенности вследствие необходимости постоянных контактов с другими людьми.

Медицинские сестры, постоянно сталкивающиеся со страданиями людей, вынуждены воздвигать своеобразный барьер психологической защиты от пациента, иначе им грозит “эмоциональное выгорание”.

Специалист, несущий бремя “груза общения”, вынужден постоянно находиться в гнетущей атмосфере чужих отрицательных эмоций, служить утешителем или мишенью для раздражения и агрессии. Человек не может оставаться равнодушным к проявлениям эмоций со стороны окружающих, он как бы “заражается” ими. К этому добавляются вторичные переживания по поводу чужих проблем, вызванные незримым, но ощутимо давящим на плечи грузом ответственности. Следствием всего этого может являться помимо собственного ухудшения здоровья человека еще и стойкое снижение результативности его работы.

Изучение синдрома “эмоционального выгорания” в профессиональной деятельности медицинской сестры особенно актуально в период проведения реформ здравоохранения, которые приводят к интенсификации профессиональной деятельности. Медицинские сестры обеспечивают результативность производственной деятельности лечебно-профилактического учреждения, что возможно лишь при высоком потенциале их здоровья.

Факторы, способствующие развитию синдрома “эмоционального выгорания”

Синдром “эмоционального выгорания” рассматривают как следствие производственных стрессов, процесс дезадаптации к рабочему месту или профессиональным обязанностям. При этом основным предрасполагающим фактором “выгорания” является продолжительность и чрезмерная рабочая нагрузка в ситуациях напряженных межличностных отношений. Такая работа сопровождается чрезмерной потерей психологической энергии, приводит к психосоматической усталости и эмоциональному истощению, которые вызывают беспокойство, раздражение, гнев, пониженную самооценку на фоне учащенного сердцебиения, одышки, желудочно-кишечных расстройств, головных болей, пониженного давления, нарушений сна, а также семейные проблемы.

Организационный фактор “эмоционального выгорания” может быть связан с многочасовой работой, не оцениваемой должным образом, имеющей трудноизмеримое содержание, требующей исключительной продуктивности или соответствующей подготовки, или с несоответствием методов руководства содержанию работы. Администрация может смягчить развитие “эмоционального выгорания”, если обеспечит работникам возможность профессионального роста, наладит поддерживающие социальные и другие положительные моменты, повышающие мотивацию.

ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФАКТОРОВ

1. Условия работы: основной упор при изучении этих факторов был сделан на временные параметры деятельности и объем работы. Повышенная нагрузка стимулирует развитие “эмоционального выгорания”. Перерывы в работе оказывают положительный эффект и снижают уровень “эмоционального выгорания”, но этот эффект носит временный характер. Уровень “эмоционального выгорания” частично повышается через 3 дня после возвращения к работе и полностью восстанавливается через 3 недели.

2. Содержание труда: количественные и качественные аспекты работы с пациентами, т. е. количество, частота их обслуживания, степень глубины контакта.

3. Социально-психологические факторы: взаимоотношения в организации как по вертикали, так и по горизонтали.

Высокая производственная нагрузка медицинских сестер, круглосуточный режим работы с обязательными дежурствами, ожидание осложнений в состоянии больных требуют высокой функциональной активности организма и могут быть квалифицированы как ведущие патогенные профессиональные факторы. Кроме того, отягчающее влияние на здоровье работающих оказывает контакт с умирающими больными, когда медицинский работник не видит положительных результатов своих усилий по спасению больного и нередко ощущает собственное бессилие. В результате развиваются церебральные нарушения в форме невроза, соматовисцеральные нарушения в виде гипертензии, стенокардии, язвенных поражений желудочно-кишечного тракта. Профессиональная деятельность нередко оказывает неблагоприятное воздействие на личность, приводит к депрессии.

Чем больше производственная нагрузка, тем меньше медицинский работник испытывает удовольствие от самого процесса работы.

В развитии “эмоционального выгорания” выделяют последовательно сменяющие друг друга стадии, различаемые по степени вовлеченности человека в этот процесс и соответственно по степени обратимости.

1. Невротическая реакция. Меняется в первую очередь физическое и эмоциональное самочувствие человека. Изменения представляют собой классические черты одной из форм невроза – так называемой неврастении, или синдрома раздражительной слабости. Это такие проявления истощения нервной системы, как повышенная утомляемость, снижение умственной (и, возможно, физической) работоспособности, многообразные проявления телесного дискомфорта, а также раздражительность и повышенная конфликтность, когда человек переносит плохое настроение на окружающих.

2. Невротическое развитие. Меняется отношение человека к работе, вплоть до появления отвращения к ней, результатом становится формальное выполнение профессиональных обязанностей. Это сочетается с социальной отгороженностью. Человек воздвигает невидимый барьер между собой и окружающими. При общении с таким собеседником возникает ощущение, что он находится как будто за стеклом.

3. Стойкое изменение личности. Эти изменения укладываются в русло так называемой профессиональной деформации личности. Обычно они проявляются в форме душевной черствости, циничности, а также подчеркнутой агрессивности (от раздражительности до неприкрытого хамства). Все это протекает на фоне общего эмоционального оскудения, когда человек постепенно утрачивает способность радоваться жизни. Ситуация может усугубляться перепадами настроения, появлением кратковременных эпизодов эмоционального спада или затяжных периодов депрессии (нередко скрытой, в состоянии которой человек может пребывать годами).

Литература

  1. Калмыкова Е.С. Механизмы психологической защиты и их роль в развитии личности / Е.С. Калмыкова // Методологические и теоретические проблемы современной психологии. - М., 1988. - 150 с.
  2. Квасенко А.В. Психология больного / А.В. Квасенко, Ю.Г. Зубарев. - Л.: Медицина, 1980. - 184 с. 
  3. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса / Л.А. Китаев-Смык. - М.: Наука, 1983. - 386 с.
  4. Менделевич В.Д. Адаптационные механизмы неврозогенеза / В.Д. Менделевич // Психологич. журн. – 1996. – Т. 17, № 4. – С. 107-115.
  5. Михайлов А.Н. Особенности психологической защиты в норме и при соматических заболеваниях /А.Н. Михайлов, В.С. Ротенберг // Вопр. психологии. - 1990. - № 5. - С. 106-111.
  6. Психологическая диагностика защитно-приспособительных механизмов личности: Пособие для врачей и психологов / Ин-т им. В.М. Бехтерева; сост. Вассерман Л.И., Ерышев О.Ф., Клубова Е.Б. - СПб., 1995. - 16 с.
  7. Селье Г. Стресс без дистресса: Пер. с англ. / Г. Селье. - М.: Прогресс, 1979. - 125 с.
  8. Ташлыков В.А. Психология лечебного процесса. - Л.: Медицина, 1984.
  9. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы / А. Фрейд. – М.: Педагогика – Пресс, 1993.