Учимся общаться. Сценарий урока, презентация.

Тимонькина Екатерина Владимировна

Урок разработан для учащихся средней школы. Проводить урок необходимо с показом презентации. Лучше, если каждый ученик будет самостоятельно работать на компьютере.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchimsya_obshchatsya._stsenariy_uroka.docx105.17 КБ

Предварительный просмотр:

«Учимся общаться».

Сценарий урока с использованием компьютера

Цели:

  • Провести первоначальную диагностику тонкостей общения «Умеете ли вы слушать?»
  • Познакомить учащихся с невербальными средствами общения. Задание: определи эмоцию.
  • Советы по улучшению человеческих отношений. 6 способов понравиться людям. Рекомендации активного слушания. Азбука вежливости.

Ход мероприятия.

1. Организационный момент.

- Здравствуйте ребята!

- Сегодня у нас не простой урок. В продолжение занятия мы будем работать за персональными компьютерами. На рабочем столе каждого компьютера имеется презентация «Учимся общаться». Под моим руководством будем просматривать слайды и выполнять задания.

2. Сообщение плана мероприятия.

- Сегодня в расписании.

1. Тестирование «Умеете ли вы слушать?»

2.  Рекомендации активного слушания.

3. Познакомиться с понятием Мимика.

4. Упражнение на определение эмоции.

5. Советы: Шесть способов понравится людям.

6. Азбука вежливости.

 -Я надеюсь, что эти сегодняшний урок вам понравятся и поможет в проявлении ваших способностей общения.

3. Основная часть.

Задание 1.

Включите компьютеры и откройте презентацию «Учимся общаться», которая расположена на рабочем столе.

 –Умение слушать – важная составляющая процесса общения. Когда человек внимательно слушает другого человека, в нем буквально всё – глаза, поза, выражение лица – обращены к говорящему, что в свою очередь оказывает влияние на собеседника, помогает ему сформулировать свои мысли, раскрыться, быть максимально искренним.

Как вы думаете, большинство людей при разговоре предпочитают слушать или говорить?

Существует большая разница между «слушать» и «слышать». Часто люди могут хорошо говорить, но не слышать собеседника.

Для определения вашего умения слушать давайте проведем тест.

Прочитав вопросы, оцените степень своего согласия с высказываниями по следующей системе:

  • «Так бывает почти всегда» – 2 балла,
  • «В большинстве случаев» – 4 балла,
  • «Иногда» – 6 баллов,
  • «Редко» – 8 баллов,
  • «Почти никогда» – 10 баллов.

Вопросы:

  1. Стараетесь ли вы «свернуть» беседу  в тех случаях, когда тема и собеседник не интересны вам?
  2.  Раздражают ли вас манеры вашего партнера по общению?
  3.  Может ли его неудачное выражение спровоцировать вас на резкость или грубость?
  4.  Избегаете ли вы вступать в разговор с неизвестным или малознакомым человеком?
  5.  Имеете ли вы привычку перебивать говорящего?
  6.  Делаете ли вид, что внимательно слушаете, а сами думаете совсем о другом?
  7.  Меняете ли тон, голос, выражение лица в зависимости от того, кто ваш собеседник?
  8.  Меняете ли тему разговора, если он коснулся неприятной для вас темы?
  9.  Поправляете ли человека, если в его речи встречаются неправильные слова, вульгаризмы?
  10.  Бывает ли у вас снисходительный тон с оттенком пренебрежения и иронии по отношению к тому, с кем вы говорите?

По завершении тестирования на 13 слайде подводим результаты.

  • Вы могли набрать от 20 до 100 баллов.
  • Чем больше полученная сумма балов, тем в большей степени развито у вас умение слушать собеседника.
  • Результат более 62 баллов свидетельствует о том, что вы слушатель «выше среднего уровня»
  1. Рекомендации активного слушания:
  • Старайтесь сдерживать себя в попытке прервать собеседника
  • Дайте собеседнику время высказаться. Не торопите его.
  • Проявите полное внимание к собеседнику. Дайте ему понять, что вы его не только слушаете, но и слышите (случайного кивка, восклицания или одобрения порой достаточно)
  • Избегайте поспешных выводов. Это один из главных барьеров эффективного общения.
  • Не лицемерьте, не притворяйтесь.
  • Не отвлекайтесь. Плохого слушателя все отвлекает. Хороший слушатель либо сядет так, чтобы не отвлекаться, либо сконцентрирует свое внимание только на словах партнера.
  • Ищите истинный смысл слов собеседника. Его можно узнать в тональности, окраске голоса, мимике, жестах, движениях и наклонах тела.
  • Следите за главной мыслью. Не отвлекайтесь на частные факты.
  • Приспосабливайте темп мышления и речи под партнера по общению.

Задание 2.

Успех любого общения зависит от умения устанавливать доверительный контакт с собеседником, а такой контакт зависит не столько от того, что вы говорите, столько от того, как вы себя держите.

Невербальное поведение человека во время общения относится к числу преимущественно неосознаваемых и специально неуправляемых проявлений поведения человека. Люди, вступая в контакт друг с другом и обмениваясь сообщениями через вербальный и невербальный каналы, склонны доверять больше информации, передаваемой невербально.  В том случае, если смысл вербального сообщения не совпадает или противоречит смыслу невербального сообщения, мы склонны не принимать во снимание смысл сказанного, ориентируясь на интонацию, жестикуляцию, взгляды, мимику.

Мимика – это координированные движения мышц лица, отражающие внутреннее, эмоциональное  отношение человека.

По лицу человека можно понять больше, чем он может или хочет сказать.

На слайде №15 вас ожидает следующее задание: «Определи эмоцию».

Перед вами 12 выражений лиц, каждое из которых выражает определённую эмоцию.

       Слева перечислены возможные варианты: ваша задача назвать выражение эмоций.

       Скорбь, сильная злость, безразличие, скепсис, злость, враждебность, ухмылка, грусть негодование, застенчивая радость, глубокая печаль, недоумение

Теперь проверим, насколько правильно вы сопоставили картинки с названием эмоционально состояния (слайды 16-27)

Задание 3.

А теперь подводя итоги нашего урока познакомьтесь с советами по улучшению человеческого общения:

  1. Шесть способов понравиться людям:

1. Проявляйте искренний интерес к людям и их проблемам

2. Улыбайтесь, людям приятно встречать улыбающихся людей, о них редко думают плохо.

3. Человек будет очень расположен к вам, если вы помните, как его зовут.

4.Исключительное внимание к говорящему – это наиболее важный фактор. Ничто не льстит собеседнику, как внимание.

5. Заводите разговор о том, что интересует вашего собеседника.

6. Уважайте достоинства других людей. Если вы хотите иметь друзей – дайте им возможность превзойти вас.
Мудрый не выставляет мудрость напоказ.

  1. Азбука вежливости:
  • При знакомстве старайтесь смотреть собеседнику в глаза. Улыбайтесь.
  • Здороваясь или знакомясь, первым протягивает руку старший, женщина – мужчине, учитель – ученику, начальник – подчиненному.
  • При обращении к незнакомому человеку, а так же в официальной обстановке говорите «Вы». Это означает «Ты один стоишь многих!»

Благодарю за работу на уроке.

Используемая литература:

  1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. -Брест, 1993.
  2. Айзенк Г. Проверьте свои способности. -М., 1992.
  3. Атватер И. Я вас слушаю. Советы руководителю, как правильно слушать собеседника. – М. 1988.
  4. Бобалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М., 1982.
  5. Вилсон Г., Маккафлмн К., Язык жестов. – СПб., 1999.
  6. Жариков Е., Крущельницкий Е.   Для тебя и о тебе. – Киев, 1994.
  7. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П., Грамматика общения. – Л., 1990.
  8. Лабунская В.А. Невербальное поведение. – Р.-на-Д., 1986
  9. Немов Р.С. Психология. – М., 1992.
  10. Смирнова Е.Е. Психология общения. – СПб., 2005.