Формирование адекватного уровня тревожности и устранение страхов у детей

Бахтиярова Лилия Рустамовна

Программа содержит пояснительную записку и собственно занятия. Занятия разделены на 3 блока.

Реализация программы представлена поэтапно: констатирующий (диагностика), формирующий (собственно занятия) и контрольный (оценка эффективности программы - повторная диагностика).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc490 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью.

Тревожность является производной широкого круга нарушений. Закрепление и усиление тревожности происходит по механизму «замкнутого психологического круга», ведущего к накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта, который, порождая в свою очередь негативные прогностические оценки и определяя во многом модальность актуальных переживаний, способствует увеличению и сохранению тревожности.

Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающиеся в ее источниках, содержание, формах проявления компенсации и защиты. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей в независимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого

образования. Эти «возрастные пики тревожности» являются следствием наиболее значимых социогенных потребностей.

Младший школьный возраст – основная и основополагающая часть детства: это время формирования личности, выбора жизненного пути, овладевания социальными нормами и правилами. Если же лейтмотивом переживаний школьника оказываются тревога и неуверенность в себе, то и личность формируется тревожная, мнительная.

Психологи заметили, что школьное обучение (познание нового, проверка полученных навыков и умений) всегда сопровождается повышением тревожности у детей. Более того, некоторый оптимальный уровень тревоги активизирует обучение, делает его эффективнее. Здесь тревога – фактор мобилизации внимания, памяти, интеллектуальных способностей. Но когда уровень тревожности превышает этот оптимальный предел, человека охватывает паника. Стремясь избежать неуспеха, он устраняется от деятельности, либо ставит все на достижение успеха в конкретной ситуации и так изматывается, что «проваливается» в других ситуациях. И все это усиливает страх неудачи, тревожность возрастает, становясь постоянной помехой.

Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Младший школьный возраст – это возраст, когда перекрещиваются инстинктивные и социально опосредованные страхи. Инстинктивные, преимущественно эмоциональные, формы страха – это собственно страх как воспринимаемая угроза для жизни, в то время как социальные формы страха являются его интеллектуальной переработкой. Ведущий страх в данном возрасте – это страх «быть не тем», о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают. Конкретными формами страха «быть не тем» являются страхи сделать не то, не так, быть осуждённым и наказанным. Эти страхи говорят о нарастающей социальной активности, об упрочении чувства ответственности, долга, обязанности, т.е. обо всём том, что объединено в понятие «совесть», которое является центральным психологическим образованием данного возраста.

Работа с тревожностью и страхами должна носить индивидуальный и комплексный характер.

Нами была разработана и реализована (МБОУ СОШ №4 г. Бирска) коррекционно-развивающая программа по формированию адекватного уровня тревожности и устранению страхов у детей младшего школьного возраста.

Цель программы: формирование адекватного уровня тревожности и  устранение страхов у детей младшего школьного возраста.

Задачи программы:

  1. Сформировать малую группу.
  2. Сформировать адекватный уровень тревожность.
  3. Усилить «Я» ребенка.
  4. Актуализировать чувство страха.
  5. Повысить психический тонус ребенка.
  6. Осуществить контроль над объектом страха.
  7. Повысить  уверенность в себе.

Критерии эффективности программы:

  1. повышение уверенности в себе;
  2. снижение тревожности;
  3. снижение количества страхов;
  4. улучшение взаимоотношений ребёнка с окружением.

Логика работы:

1 этап – констатирующий.

Цель: выявить уровень тревожности и страхов у детей младшего школьного возраста.

Могут быть использованы такие методики, как шкала явной тревожности CMAS, тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен), методика выявления детских страхов «Страхи в домиках» и рисуночный тест «Рисунок страха».

По результатам диагностики производиться отбор участников в психокоррекционную группу.

2 этап – формирующий.

Цель: формирование адекватного уровня тревожности и устранение страхов у детей младшего школьного возраста.

3 этап – контрольный.

Цель: определение эффективности коррекционной работы.

Методы и техники, используемые в программе:

1.Релаксация

Подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своём внутреннем мире, освобождение от излишнего и нервного напряжения.

2.Концентрация

Сосредоточение на своих зрительных, звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях.

3.Функциональная музыка

Успокаивающая и восстанавливающая музыка способствует уменьшению эмоциональной напряжённости, переключает внимание.

4.Игротерапия

Используется для снижения напряженности, мышечных зажимов, тревожности, повышения уверенности в себе, снижения страхов.

5.Телесная терапия

Способствует снижению мышечных зажимов, напряжения, тревожности.

6.Арт-терапия 

Актуализация страхов, повышение уверенности, развитие мелкой моторики, снижение тревожности.

Рекомендации по реализации программы:

1. Программа рассчитана на учащихся младшего школьного возраста.

2. Количество занятий – 10.

3. Длительность программы – 7 часов.

4. Группа состоит из 8 – 12 человек примерно одного возраста.

5.Форма проведения: коррекционно-развивающие занятия, тренинг.

6. Частота встреч – 2 раза в неделю.

7.Дети, входящие в группу, не должны иметь медицинских противопоказаний, психических расстройств.

Условия проведения занятий:

1) принятие ребёнка таким, какой он есть;

2) нельзя не торопить, не замедлять игровой процесс;

3)учитывается принцип поэтапного погружения и выхода из травмирующей ситуации;

4) начало и конец занятий должны быть ритуальными, чтобы сохранить у ребёнка ощущение целостности и завершённости занятия;

5) игра не комментируется взрослым;

6)в любой игре ребёнку предлагается возможность импровизации.

Во время занятия дети сидят в кругу. Круг – это, прежде всего, возможность открытого общения. Он создаёт ощущение целостности, завершённости, придаёт гармонию отношениям детей, облегчает взаимопонимание.

В содержании программы занятий выделяются три блока, которые обеспечивают решение поставленных задач:

  1.       1 блок – знакомство (установление контакта): 1занятие – включает объединение детей, задания направленные на создание доброй и безопасной обстановки.
  2.      2  блок – коррекционно-направленные + обучающие: 8 занятий – коррекция эмоциональных нарушений (страхов, тревожности, неуверенности в себе), обучение.
  3.       3 блок – обучающие + контрольные.

Контрольный этап позволяет увидеть эффективность коррекционной работы. Контроль осуществляется с использованием всех диагностических материалов ранее использованных. Результаты фиксируются и сравниваются.

Структура каждого занятия:

  1. Вводная часть:

Ритуал приветствия – 2 минуты.

Разминка – 10 минут.

  1. Основная часть:

Коррекционно-развивающий этап – 20 минут

  1. Заключительная часть:

Подведение итогов – 6 минут.

Ритуал прощания – 2 минуты.

Тематическое планирование занятий

 с детьми младшего школьного возраста

1№

Тема занятия

Количество часов

1

«Здравствуйте, это Я!»

40 мин

2

«Моё имя»

40 мин

3

«Настроение»

40 мин

4

«Настроение»

40 мин

5

«Наши страхи»

40 мин

6

«Я больше не боюсь!»

50 мин

7

«Волшебный лес»

40 мин

8

«Сказочная шкатулка»

40 мин

9

«Волшебники»

40 мин

10

«Мы – лучи солнца!»

50 мин

Всего часов: 7

Констатирующий этап

Шкала явной тревожности CMAS

Шкала явной тревожности для детей (The Children's Form of Manifest Anxiety Scale – CMAS) предназначена для выявления тревожности как относительно устойчивого образования у детей 8–12 лет. Шкала была разработана американскими психологами А. Castaneda, В.R. McCandless, D.S. Palermo в 1956 году на основе шкалы явной тревожности (Manifest Anxiety Scale) Дж. Тейлор (J.А. Taylor, 1953), предназначенной для взрослых. Для детского варианта шкалы было отобрано 42 пункта, оцененных как наиболее показательные с точки зрения проявления хронических тревожных реакций у детей. Специфика детского варианта также в том, что о наличии симптома свидетельствуют только утвердительные варианты ответов. Кроме того, детский вариант дополнен 11 пунктами контрольной шкалы, выявляющей тенденцию испытуемого давать социально одобряемые ответы. Показатели этой тенденции выявляются с помощью как позитивных, так и негативных ответов. Таким образом, методика содержит 53 вопроса.

В России адаптация детского варианта шкалы проведена и опубликована A.M. Прихожан. По данным авторов и пользователей, детский вариант доказывает достаточно высокую клиническую валидность и продуктивность ее применения для широкого круга профессиональных задач. Шкала прошла стандартную психометрическую проверку, в которой участвовали около 1600 школьников

7–12 лет из различных регионов страны.

Инструкция. На следующих страницах напечатаны предложения. Около каждого из них два варианта ответа: ВЕРНО и НЕВЕРНО. В предложениях описаны события, случаи, переживания. Внимательно прочти каждое предложение и реши, можешь ли ты отнести его к себе, правильно ли оно описывает тебя, твое поведение, качества. Если да, подчеркни слово ВЕРНО, если нет—НЕВЕРНО. Не думай над ответом долго. Если не можешь решить, верно или неверно то, о чем говорится в предложении, выбирай то, что бывает, как тебе кажется, чаще. Нельзя давать на одно предложение сразу два ответа (т.е. подчеркивать оба варианта). Не пропускай предложения, отвечай на все подряд.

Методика может проводиться как индивидуально, так и в группах, с соблюдением стандартных правил группового обследования. Для детей 7–8 лет предпочтительней индивидуальное проведение. При этом если ребенок испытывает трудности в чтении, возможен устный способ предъявления: психолог зачитывает каждый пункт и фиксирует ответ школьника. При групповом проведении такой вариант предъявления теста, естественно, исключен.

Примерное время выполнения теста — 15 – 25 мин.

Текст методики в Приложении 1.

Обработка и интерпретация результатов

Предварительный этап

Просмотреть бланки и отобрать те, на которых все ответы одинаковы (только «верно» или только «неверно»). Как уже отмечалось, в СМAS диагностика всех симптомов тревожности подразумевает только утвердительный ответ («верно»), что создает при обработке трудности, связанные с возможным смешением показателей тревожности и склонности к стереотипии, которая встречается у младших школьников. Для проверки следует использовать контрольную шкалу «социальной желательности», предполагающую оба варианта ответа. В случае выявления левосторонней (все ответы «верно») или правосторонней (все ответы «неверно») тенденции полученный результат следует рассматривать как сомнительный. Его следует тщательно проконтролировать с помощью независимых методов.

Обратить внимание на наличие ошибок в заполнении бланков: двойные ответы (т.е. подчеркивание одновременно и «верно», и «неверно»), пропуски, исправления, комментарии и т.п. В тех случаях, когда у испытуемого ошибочно заполнено не более трех пунктов субшкалы тревожности (вне зависимости от характера ошибки), его данные могут обрабатываться на общих основаниях. Если же ошибок больше, то обработку проводить нецелесообразно. Следует обратить особое внимание на детей, которые пропускают или дают двойной ответ на пять или более пунктов CMAS. В значительной части случаев это свидетельствует о затрудненности выбора, трудностях в принятии решения, попытке уйти от ответа, т.е. является показателем скрытой тревожности.

Основной этап

1. Подсчитываются данные по контрольной шкале — субшкале «социальной желательности» (табл.1).

Таблица 1

Ключ к субшкале «социальной желательности»

(номера пунктов CMAS)

Ответ ВЕРНО

Ответ НЕВЕРНО

5, 17, 21, 30, 34, 36

10, 41, 47, 49, 52

Критическое значение по данной субшкале — 9. Этот и более высокий результат свидетельствуют о том, что ответы испытуемого могут быть недостоверны, могут искажаться под влиянием фактора социальной желательности.

2.   Подсчитываются баллы по субшкале тревожности (табл.2).

Таблица 2

Ключ к субшкале тревожности

Ответ ВЕРНО

1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 18, 19, 20, 22, 23, 24, 25, 26, 27,   28, 29, 31, 32, 33, 35, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46. 48, 50, 51, 53

Полученная сумма баллов представляет собой первичную оценку.

3.  Первичная оценка переводится в шкальную (табл.3). В качестве шкальной оценки используется стандартная десятка (стены). Для этого данные испытуемого сопоставляются с нормативными показателями группы детей соответствующего возраста и пола.

Таблица 3

Тревожность. Перевод «сырых» баллов в стены

Стены

Половозрастные группы (результаты в баллах)

7 лет

8-9 лет

10-11 лет

12 лет

Д

М

Д

М

Д

М

Д

М

1

       0-2

         0-3

         0

         0-1

         0-3

          0-2

           0-6

           0-5

2

       3-4

         4-6

       1-3

         2-4

         4-7

          3-6

           7-9

           6-8

3

       5-7

         7-9

       4-7  

         5-7

         8-10

          7-9

       10-13

         9-11    

4

      8-10

      10-12

      8-11

        8-11

       11-14

       10-13

       14-16

       12-14

5

    11-14

      13-15

    12-15

      12-14

       15-18

       14-16

       17-20

       15-17

6

    15-18

      16-18

    16-19

     15-17

      19-21

       17-20

       21-23

       18-20

7

    19-21

      19-21

    20-22

      18-20

       22-25

       21-23

       24-27

       21-22

8

    22-25

      22-24

    23-26

      21-23

       26-28

       24-27

       28-30

       23-25

9

    26-29

      24-26

    27-30

      24-26

       29-32

       28-30

       31-33

       26-28

10

 29...

   27…

  31…

  27…

    33…

    31…

     34…

    29…

4. На основании полученной шкальной оценки делается вывод об уровне тревожности испытуемого (табл.4).

Таблица 4

Характеристика уровней тревожности

Стена

Характеристика

Примечание

1-2

3-6

7-8

9

10

Состояние тревожности испытуемому не свойственно

Нормальный уровень тревожности

Несколько повышенная тревожность

Явно повышенная тревожность.

Очень высокая тревожность

Подобное «чрезмерное спокойствие» может иметь и не иметь защитного характера

Необходим для адаптации и продуктивной деятельности

Часто бывает связана с ограниченным кругом ситуаций, определенной сферой жизни

Обычно носит «разлитой», генерализованный характер

Группа риска

Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен)

Цель: определить уровень тревожности.

Экспериментальный материал: 14 рисунков размером 8,5 на 11 см. Каждый рисунок представляет собой некоторую типичную для жизни младшего школьника ситуацию.

Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунках изображена девочка) и для мальчика (на рисунках изображен мальчик). Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом - печальное.

Проведение исследования. Рисунки показывают ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребенку рисунок, диагност дает инструкцию.

Инструкция. 

  1. Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет с малышами».
  2. Ребенок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка: веселое или печальное? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом».
  3. Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка: веселое или печальное?»
  4. Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка: веселое или печальное? Он (она) одевается».
  5. Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми».
  6. Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка: веселое или печальное? Он (она) идет спать».

7.      Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка: веселое или печальное? Он (она)  в ванной».

8. Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка: веселое      или печальное?»

  1. Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка: веселое или печальное?»
  2. Агрессивное нападение. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка: веселое или печальное?»
  3. Собирание игрушек.  «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка: веселое или печальное? Он (она) убирает игрушки».
  1. Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка: веселое или печальное?»
  2. Ребенок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка: веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой».
  3. Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка: веселое или печальное? Он (она) ест.

Стимульный материал к методике в Приложении 2.

Во избежание персеверативных выборов  у ребенка в инструкции чередуются определения лица. Дополнительные вопросы ребенку не задаются.

Выбор ребенком соответствующего лица  и словесные высказывания ребенка можно зафиксировать  в специальном протоколе.

Протоколы каждого ребенка подвергаются количественному и качественному анализу.

Количественный анализ.  На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14):

ИТ = число эмоциональных негативных выборов / 14 * 100%

В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы:

  1. Высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%);
  2. Средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%);
  3. Низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%).

Качественный анализ. Каждый ответ ребенка анализируется отдельно. Делаются выводы относительно возможного характера эмоционального  опыта ребенка в данной (и подобной ей) ситуации. Особенно высоким проективным значением обладают рис.4 («Одевание»), 6 («Укладывание спать в одиночестве»), 14 («Еда в одиночестве»). Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, вероятнее всего будут обладать  наивысшим ИТ; дети, делающие  отрицательные эмоциональные выборы в ситуациях, изображенных на рис.2 («Ребенок и мать с младенцем»), 7 («Умывание»), 9 («Игнорирование») и 11 («Собирание игрушек»), с большей вероятностью будут обладать высоким или средним ИТ. Как правило, наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях, моделирующих отношения ребенок- ребенок («Игра с младшими детьми», «Объект агрессии», «Игра со старшими детьми», «Агрессивное нападение», «Изоляция»). Значительно ниже уровень тревожности в рисунках, моделирующих отношения ребенок-взрослый («Ребенок и мать с младенцем», «Выговор», «Игнорирование», «Ребенок с родителями»), и в ситуациях, моделирующих повседневные действия («Одевание», «Укладывание спать в одиночестве», «Умывание», «Собирание игрушек», «Еда в одиночестве»).

Методика выявления детских страхов «Страхи в домиках»

Авторы методики: А.И. Захаров и М.Панфилова

Цель: выявление и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.) у детей старше 3 лет. Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, весь спектр страхов и каким конкретно страхам они подвержены.

Данная методика подходит в тех случаях, когда ребенок еще плохо рисует или не любит рисовать (хотя такое задание даже не интересующиеся рисованием дети принимаю обычно с удовольствием). Взрослый рисует контурно два дома (на одном или на двух листах): черный и красный. И потом предлагает расселить в домики страхи из списка (взрослые называет по очереди страхи). Записывать нужно те страхи, которые ребенок поселил в черный домик, т.е. признал, что он боится этого. У детей постарше можно спросить: «Скажи, ты боишься или не боишься ...».

Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа «да» – «нет» или «боюсь» – «не боюсь». Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок, следует только время от времени. Тем самым избегается наводка страхов, их непроизвольное внушение. При стереотипном отрицании всех страхов просят давать развернутые ответы типа «не боюсь темноты», а не «нет» или «да». Взрослый, задающий вопросы, сидит рядом, а не напротив ребенка, не забывая его периодически подбадривать и хвалить за то, что он говорит все как есть. Лучше, чтобы взрослый перечислял страхи по памяти, только иногда заглядывая в список, а не зачитывая его. После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ – выбросить или потерять. Данный акт успокаивает актуализированные страхи.

Текст методики в Приложении 3.

Анализ полученных результатов заключается в том, что экспериментатор подсчитывает страхи в черном доме и сравнивает их с возрастными нормами. Совокупные ответы ребенка объединяются в несколько групп по видам страхов. Если ребенок в трех случаях из 4–5 дает утвердительный ответ, то этот вид страха диагностируется как имеющийся в наличии. Из 31вида страхов, выделенных автором, у детей наблюдаются от 6 до 15. У городских детей возможное количество страхов доходит до 15.

Инструкция для ребенка: «В черном домике живут страшные страхи, а в красном – не страшные. Помоги мне расселить страхи из списка по домикам».

Все перечисленные здесь страхи можно разделить на несколько групп:

  1. медицинские страхи – боль, уколы, врачи, болезни;
  2. страхи, связанные с причинением физического ущерба – транспорт, неожиданные звуки, пожар, война, стихии;
  3. страх смерти (своей);
  4. боязнь животных;
  5. страхи сказочных персонажей;
  6. страх темноты и кошмарных снов;
  7. социально-опосредованные страхи – людей, детей, наказаний, опозданий, одиночества;
  8. пространственные страхи –высоты, глубины, замкнутых пространств.

Наличие большого количества разнообразных страхов у ребенка – это показатель преневротического состояния.

«Рисунок страха»

Данная таблица была использована при анализе рисунков детей.

Симптомы

Балл

Наличие глаз

         1

Прорисовка радужки

         2

Большое количество острых углов

         1

Приоткрытый рот в сочетании c прорисовкой губ

         1

Открытый рот без подрисовки губ и языка

         2

Зачерченный рот

         2

Рот округлой формы

         1

Рот с зубами

         1

Затемнение контурной линии

         2

Формирующий этап

Блок 1

ЗАНЯТИЕ 1

«ЗДРАВСТВУЙТЕ, ЭТО Я!»

Цель: знакомство участников друг с другом, повышение позитивного настроя и сплочения детей, эмоциональное и мышечное расслабление.

Материалы для занятия: магнитофон, спокойная музыка, большой лист бумаги, краски, фломастеры, карандаши, цветные мелки.

Вводная часть

Разминка: Упражнение «Росточек под солнцем»

Цель: подготовка детей на рабочий лад, снятие напряжения.

Дети превращаются в маленький росточек (приседают, обхватывают руками ноги, кладут на колени голову). Всё чаще пригревает солнышко и росточек начинает расти и тянуться к солнышку.

Все движения выполняются под музыку. Упражнение  повторяется несколько раз.

Упражнение «Доброе утро…»

Цель: знакомство и сплочение группы, повышение позитивного настроя.

Дети вместе с психологом сидят в кругу. Всем предлагается поприветствовать друг друга Доброе утро Саша … Оля…и т. д., которые нужно пропеть.

Основная часть

Упражнение «Что я люблю?»

Цель: расширение знаний друг о друге, сплочение группы.

Дети в кругу, каждый говорит по очереди, что он любит из еды, одежды, во что любит играть и т. д.

Упражнение «Продолжи фразу»

Цель: развитие сплоченности в группе, воображения.

Ход игры: ведущий предлагает одному ребенку начать предложение, другой его заканчивает (например: один говорит «Сегодня утром…» сосед должен повторить начало фразы и закончить ее например так: «Сегодня утром шел снег», затем он говорит свое начало фразы, его сосед его заканчивает).

Упражнение «Угадай по голосу»

Цель: развитие  сплоченности, слуховой памяти и внимания.

Один из игроков выходит за двери, остальные должны обнаружить, кто вышел из комнаты, и описать его.

Упражнение «Гусеница»

Цель: научение доверию, развитие сплоченности, снятие напряжения.

«Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впередистоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар (мяч). Дотрагиваться до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках. Таким образом, в единой цепочке, но без помощи рук, вы должны пройти  по определенному маршруту».

Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников.

Заключительная часть

Упражнение «Художники – натуралисты»

Цель: развитие сплоченности, воображения, эмоциональное и мышечное расслабление.

Детям предлагается нарисовать на ватмане совместный рисунок на тему «Следы невиданных зверей» (можно рисовать кисточками и даже руками; можно также использовать фломастеры, карандаши, цветные мелки).

Совместное обсуждение занятия. Подведение итогов.

Прощание.

Блок 2

ЗАНЯТИЕ 2

«МОЁ ИМЯ»

Цель: раскрытие своего «Я», формирование чувства близости с другими людьми, достижение взаимопонимания и сплочённости.

Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомы для рисования.

Вводная часть

Упражнение «Корабль и ветер»

Цель: настроить группу на рабочий лад, снятие напряжения.

«Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки… А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать как шумит ветер!»

Упражнение можно повторить три раза.

Упражнение «Узнай по голосу»

Цель: развитие сплоченности, слуховой памяти и внимания.

Дети встают в круг, выбирают водящего. Он встаёт в центр круга и старается узнать детей по голосу.

Основная часть

Игра «Моё имя»

Цель: раскрытие своего «Я».

Психолог задаёт вопросы; дети по кругу отвечают.

Тебе нравится твоё имя?

Хотел бы ты, чтобы тебя звали по - другому? Как?

При затруднении в ответах психолог называет ласкательные производные от имени ребёнка, а тот выбирает понравившееся.

Психолог говорит: «Известно ли вам, что имена растут вместе с людьми? Сегодня вы маленькие и имя у вас маленькое. Когда вы подрастёте и имя подрастёт вместе с вами и станет полным, например: Маша – Мария; Дима – Дмитрий и т.д.

Игра «Кто я?»

Цель: дать детям возможность взглянуть на себя как бы с разных сторон, расширить представление о себе.

Ход игры: дети по очереди стараются назвать как можно больше ответов на вопрос «Кто я?». Для описания себя используются характеристики, черты, интересы и чувства, и каждое предложение начинается с местоимения «Я». Например, «Я – девочка», «Я – хороший человек» и т.д. взрослый следит за тем, чтобы дети не повторяли то, что говорили предыдущие ребята, а описывали именно себя.

Упражнение «Рисование самого себя»

Цель: дать детям возможность взглянуть на себя как бы с разных сторон, расширить представление о себе.

Психолог предлагает нарисовать себя в трёх зеркалах:

в зелёном – такими, какими они представляются себе;

в голубом – какими они хотят быть;

в красном – какими их видят друзья.

Упражнение «Слепой танец»

Цель: развитие доверия друг к другу, снятие излишнего мышечного напряжения.

«Разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку на глаза, он будет «слепой». Другой останется «зрячим» и сможет водить «слепого». Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под легкую музыку (1-2 минуты). Теперь поменяйтесь ролями. Помогите партнеру завязать повязку».

В качестве подготовительного этапа можно посадить детей попарно и попросить их взяться за руки. Тот, кто видит, двигает руками под музыку, а ребенок с завязанными глазами пытается повторить эти движения, не отпуская рук, 1- 2 минуты. Потом дети меняются ролями. Если тревожный ребенок отказывается закрыть глаза, успокойте его и не настаивайте. Пусть танцует с открытыми глазами. По мере избавления ребенка от тревожных состояний можно начинать проводить игру не сидя, а двигаясь по помещению.

Заключительная часть

Упражнение «Водопад»

Цель: расслабление, отдых.

«Сядьте поудобнее и закройте глаза. 2-3 раза глубоко вдохните и выдохните. Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Но это не совсем обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове... Вы чувствуете, как расслабляется ваш лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи... Белый свет течет по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Белый свет стекает с вашей спины, и вы замечаете, как и в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной.

А свет течет по вашей груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно.

Пусть свет течет также по вашим рукам, по ладоням, по пальцам. Вы замечаете, как руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее. Свет течет и по ногам, спускается к вашим ступням. Вы чувствуете, что и они расслабляются и становятся мягкими. Этот удивительный водопад из белого света обтекает все ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом вы все глубже расслабляетесь и наполняетесь свежими силами... (30 секунд).

Теперь поблагодарите этот водопад света за то, что он вас так чудесно расслабил... Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза».

Совместное обсуждение занятия. Подведение итогов.

Прощание.

ЗАНЯТИЕ 3

«НАСТРОЕНИЕ»

Цель: осознание своего эмоционального состояния, снижение психоэмоционального напряжения, развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.

Материалы для занятия: магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомные листы.

Вводная часть

Упражнение «Цветок»

Цель: подготовка детей к занятию, снятие напряжения.

Теплый луч упал на землю и согрел в ней семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою голову вслед за солнцем.

Выразительные движения: сесть на корточки, голову и руки опустить; поднимается голова, распрямляется корпус, руки поднимаются в стороны – цветок расцвел; голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем.

Мимика: глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены.

Упражнение «Возьми и передай»

Цель: развитие сплоченности, умения выражать свои эмоции и понимать чужие, создание доброжелательной обстановки.

Дети встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и мимикой передают радостное настроение, добрую улыбку.

Упражнение «Неваляшка»

Цель: развитие доверия, сплоченности группы.

Дети делятся по три человека. Один из них неваляшка, двое других раскачивают эту неваляшку.

Основная часть

Упражнение «Превращения»

Цель: развитие умения выражать чувства, воображения.

Психолог предлагает детям: нахмуриться как… осенняя туча; рассерженный человек; позлиться как… злая волшебница; два барана на мосту; голодный волк; ребёнок, у которого отняли мяч; испугаться как … заяц, увидевший волка; птенец, упавший из гнезда; улыбнуться как … кот на солнышке; само солнышко; хитрая лиса;

Рисование на тему «Моё настроение»

Цель: проекцирование, отреагирование и вербализация своих чувств и эмоций.

Детям предлагается изобразить свое настроение. После выполнения рисунков дети рассказывают какое настроение они изобразили.

Упражнение «Закончи предложение»

Цель: расширение знаний.

Детям предлагается закончить предложение:

Взрослые обычно боятся….; дети обычно боятся….; мамы обычно боятся….; папы обычно боятся….

Упражнение «Работа с пиктограммами»

Цель: выявить понимание детьми эмоциональных состояний людей, научить раскрыть образ с помощью цвета.

Вопросы к ребенку:

- Какие взрослые тебе больше всего нравятся?

- Каким чаще всего бываешь ты?

- Каким чаще всего бывают твои папа и мама (учитель и другие близкие люди)?

Ребенку предлагается дорисовать к каждой пиктограмме туловище, раскрасить одежду человечка карандашами, цвет которых (по мнению ребенка) подходит к эмоциональному состоянию данной пиктограммы.

Заключительная часть

Упражнение «Игра с песком»

Цель: расслабление, снятие напряжения.

Набрать в руки воображаемый песок (на вдохе). Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках (задержка дыхания). Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы (на выдохе). Стряхивать песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела: лень двигать тяжелыми руками. Повторить игру с песком 2-3 раза.

Совместное обсуждение занятия. Подведение итогов.

Прощание.

ЗАНЯТИЕ 4

«НАСТРОЕНИЕ»

Цель: осознание своего самочувствия, снижение эмоционального напряжения, уменьшение тревожности, снижение мышечных зажимов.

Материал к занятию: магнитофон, спокойная музыка, краски, ватман, мел.

Вводная часть

Упражнение «Корабль и ветер»

См. занятие №2.

Упражнение «Злые и добрые кошки»

Цель: развитие умения выражать чувства и эмоции, воображения.

Чертим ручеёк. По обе стороны ручейка находятся злые кошки. Они дразнят друг друга, злятся друг на друга. По команде встают в центр ручейка и превращаются в добрых кошек, ласкают друг друга, говорят ласковые слова. Далее анализируем возникшие чувства.

Основная часть

Игра « На что похоже моё настроение?»

Цель: развитие умения вербализировать свои чувства, эмоции, настроение, воображения.

Дети по кругу при помощи сравнения говорят, на что похоже настроение. Начинает психолог: «Моё настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе».

Упражнение «Ласковый мелок»

Цель: развитие тактильных ощущений.

Дети разбиваются на пары. По очереди рисуют на спине друг другу различные предметы. Тот, кому рисуют должен угадать, что нарисовано. Анализируем чувства и ощущения.

Упражнение «Водный карнавал»

Цель: развитие воображения, умение свободно двигаться, снятие напряжения.

Ход игры: ведущий предлагает побывать на празднике у морского царя. Все превращаются в рыбок, морских звезд, русалочек, ракушек, крабов, морских коньков и т.д. Звучит музыка – морские обитатели начинают свой карнавал. Морской царь (ведущий) хвалит особо понравившихся ему танцоров.

Рисование на тему «Автопортрет»

Цель: осознание себя, своих эмоций и чувств «здесь и теперь».

Детям предлагается нарисовать себя с тем настроением, с которым они пойдут с занятия.

Заключительная часть

Мышечная релаксация

Цель: расслабление, отдых.

На фоне негромко звучащей музыки ведущий говорит спокойным голосом:

Реснички опускаются…Глазки закрываются…

Мы спокойно отдыхаем (2раза). Сном волшебным засыпаем…

Дышится легко…ровно…глубоко…

Наши руки отдыхают…ноги тоже отдыхают…

Отдыхают…Засыпают…

Шея ненапряженна и расслаблена…

Губы чуть приоткрываются…все чудесно расслабляется(2раза)…

Дышится легко…ровно…глубоко…

Пауза (2мин)

Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем…

Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем, их повыше поднимаем.

Подтянуться! Улыбнуться!

Все глаза мы открываем и тихонечко встаем!

Совместное обсуждение занятия. Подведение итогов.

Прощание.

ЗАНЯТИЕ 5

«НАШИ СТРАХИ»

Цель: стимулирование аффективной сферы ребёнка, повышение психического тонуса ребёнка.

Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомные листы, большой лист бумаги, воздушные шары.

Вводная часть

Упражнение «Росточек под солнцем»

См. занятие №1.

Упражнение «Петушиные бои»

Цель: отреагирование эмоций, развитие координации движений, работа со страхом нападения.

Дети разбиваются на пары – петушки. Они, стоя на одной ноге дерутся воздушными шарами. При этом они стараются сделать так, чтобы соперник наступил обеими ногами на пол, что означает его проигрыш.

Основная часть

Упражнение «Нити повествования»

Цель: стимулирование аффективной сферы, вербализация своих страхов.

Эту игру дети обычно любят, так как она представляет собой совместную со взрослыми деятельность. Как известно, монолог у детей развит хуже, чем диалог, поэтому они бывают рады подключению других участников к составлению общего рассказа.

Первый этап. Возьмите клубок толстых ниток или тесьмы. Придумайте начало рассказа о ребенке, который чего – то боялся. Например, такое: «Жил на свете мальчик Петя. Он был добрым и умным. У него были любящие родители. Наверное, все у Пети было бы хорошо, если бы не его страхи. А боялся он...».  На этих словах передайте клубочек ребенку, оставив в своей руке конец нити. Ребенок должен продолжить историю и наделить Петю какими – то страхами. Скорее всего, это будут страхи самого ребенка или те, которые он давно пережил.

Иногда дети придумывают и совсем нестрашные страхи, отчего история получается юмористической. Это тоже неплохой вариант, так как от смеха над маленькими страхами до ироничного отношения к своим реальным страхам один шаг и он будет сделан со временем. Дальнейшее течение игры предполагает, что участник, держащий в руках клубок, логично продолжает общую историю, влияя на ход сюжета. Остающаяся в руках играющих нить показывает, сколько кругов описал клубок. Если таких нитяных слоев уже слишком много, то постарайтесь самостоятельно подвести повествование к концу (желательно счастливому). Если счастливой концовки не получается, то обещайте ребенку продолжить придумывание историй о Пете в следующий раз, может быть, в них ему больше повезет.

Примечание. В этой игре ваш ребенок получает возможность открыто говорить о своих страхах и других переживаниях, оставаясь в совершенной безопасности, ведь это все не о нем самом, а о трусишке Пете. Вы также имеете совершенную свободу для творчества и можете повернуть сюжет в нужную сторону, дать косвенную поддержку ребенку (то есть Пете), показать, что верите в его силы и обязательно возникнут такие обстоятельства, при которых Петя отличится, покажет, на что он способен на самом деле.

Второй этап. Расскажи свой страх. Психолог рассказывает детям о своих собственных страхах, тем самым показывая, что страх – нормальное человеческое чувство и его не надо стыдиться. Затем дети сами рассказывают, что они боялись, когда были маленькими.

Рисование на тему «Чего я боялся, когда был маленьким…»

Цель: стимулирование аффективной сферы, проецирование и устранение страхов.

На первом этапе дети рисуют свои страхи, не показывая никому.

На втором же  этапе детям по очереди показывают рисунки «страхов», только что нарисованных, все вместе придумывают,  чего боялись эти дети и как им можно помочь.

Заключительная часть

Упражнение «Водопад»

См. занятие №2.

Совместное обсуждение занятия. Подведение итогов.

Прощание.

ЗАНЯТИЕ 6

«Я БОЛЬШЕ НЕ БОЮСЬ»

Цель: преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение страха, снижение эмоционального напряжения.

Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомные листы, подушка, задорная музыка.

Вводная часть

Упражнение «Корабль и ветер»

См. занятие №2.

Основная часть

Упражнение «Пятнашки»

Цель: преодоление негативных переживаний, работа со страхами нападения, уколов, физических наказаний, снятие напряжения.

Это старинная игра, дошедшая и до наших дней. Возможно, потому, что помимо радости она приносит ощутимую пользу детям, проводя, можно сказать, профилактику боязни нападения, уколов и физических наказаний.

Расставьте по комнате в беспорядке стулья и столы. Водящий должен осалить играющего, хлопнув его по спине или чуть ниже. При этом он не имеет права дотягиваться до игрока через стул или другую мебель. Старайтесь «пятнать» детей (или ребенка) не просто символически, а ощутимо хлопнув.

Примечание. В процессе игровой погони полезно (а кроме того, еще и весело) ведущему выкрикивать фразы типа: «Ну, погоди!», «Ты у меня получишь!», «Догоню и съем!» – и тому подобные угрозы, которые, конечно, шуточные, но помогут ребенку избавиться от страха неожиданного воздействия и боязни наказания в реальной жизни.

Упражнение «Азбука страхов»

Цель: преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение страха, снижение эмоционального напряжения.

Детям предлагается нарисовать различных, страшных героев на отдельных листах и дать им имена. Дети рассказывают о том, что нарисовали. Каждому ребёнку предлагается превратить страшных героев в смешных, дорисовав их.

Упражнение «Страшная сказка по кругу»

Цель: стимулирование аффективной сферы, символическое уничтожение страха.

Дети и взрослый сочиняют вместе страшную сказку. Они говорят по очереди, по 1 – 2 предложения каждый. Сказка должна нагромоздить так много страшного, чтобы это страшное превратилось в смешное.

Упражнение «Жмурки»

Цель: преодоление негативных переживаний, работа со страхами темноты и замкнутого пространства.

Как вы, наверное, догадываетесь, эта народная игра помогает ребенку справиться со страхами темноты и замкнутого пространства. Правила ее всем известны, но если вы играете в помещении, то лучше внести в них некоторые коррективы.

Завяжите глаза ребенку, выполняющему роль водящего. Можно немного раскрутить его, чтобы сложнее было ориентироваться в пространстве, однако это не рекомендуется делать с очень тревожными детьми и с теми, кто испытывает сильный страх темноты. После этого игроки должны разойтись в разные стороны. Когда водящий крикнет: «Замри!» – им следует остановиться на тех местах, где они оказались, и уже никуда не перемещаться. Задача водящего – найти всех участников. В случае если этот процесс затягивается, то можно помочь ему таким способом: все непойманные игроки начинают одновременно хлопать в ладоши. В следующем кону водящим становится тот, кто был найден раньше всех.

Примечание. Чтобы игра не приедалась, при последующих ее повторениях можно усложнить условия, расставив в комнате преграды из стульев и столиков. Если вы играете вдвоем с ребенком, то лучше сделать это сразу, а для поддержания игрового азарта время от времени издавать звуки (например, «Ха!», «Ух ты!» и т. п.). Задача водящего от этого не станет примитивней (ведь он должен будет не просто подойти к вам, а сделать это, миновав лабиринт препятствий).

Упражнение «Страх и скульптор»

Цель: стимулирование аффективной сферы, преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение страха, снижение эмоционального напряжения.

«Жил в одном городе скульптор Денни. Он был настоящим мастером и стремился увековечить в скульптуре все, что только видел вокруг. В его коллекции были совершенно разные образы – и самые прекрасные девушки города, и немощные старики, и злые тролли, которые, по преданию, населяли лес за городом. Как только он встречал новый образ, то тут же старался воплотить его в камне или гипсе. Но таких образов становилось все меньше.

И вот однажды он сидел, задумавшись, в своей мастерской. Сумерки все сгущались. Небо становилось хмурым и грозным. На душе у Денни был груз сомнений и тревог. И вдруг он почувствовал, что сердцем его завладел страх. Он был таким сильным, что грозил перерасти в ужас. Денни поднялся и хотел было убежать, но понял, что на улице ему будет еще страшнее.

Говорят, у страха глаза велики. Так и Денни стало казаться, что в темном углу мастерской он видит блестящие глаза страшного чудища. «Кто ты?» – едва выдохнул испуганный Денни. В тишине раздался страшный хохот. Потом послышался ответ: «Я твой страх, великий и непобедимый!» Скульптор онемел от ужаса. Казалось, что он вот – вот потеряет сознание.

Но вдруг ему в голову пришла интересная мысль – может быть, вылепить из глины этот страх? Ведь такого жуткого образа еще не было в его коллекции! Тогда он набрался смелости и спросил: «Мистер Страх, вы когда – нибудь позировали художнику?» Страх совершенно растерялся. «Чего?» –  переспросил он. «Прежде чем вы окончательно завладеете моим рассудком, позвольте, я вылеплю вас из глины, чтобы вас боялись и узнавали все», – предложил мастер. Чудовище не ожидало такого поворота событий и промямлило: «Ну ладно, валяй, только быстро!» Началась работа. Денни взял глину и принялся за дело. Теперь он снова был собран и сосредоточен.

Так как стало совсем темнеть, то пришлось включить свет. Каково же было удивление Денни, когда он смог получше разглядеть монстра. Это был даже не монстр, а, скорее, маленький монстрик, щупленъкий, как будто не ел неделю. Страх от этого слегка поежился, наверное, он догадался о мыслях Денни. А мастер прикрикнул на него: «Не дергайся, а то скульптура кривой выйдет!» Страх повиновался.

Наконец скульптура была готова. И Денни вдруг понял, что он совершенно не боится этого чудища, его страх вдруг стал не страшным. Посмотрел он на жмущегося в угол монстрика и спросил: «Ну, чего делать – то будем?» Страшилка тоже понял, что его тут больше не боятся. Он шмыгнул носом и сказал: «Да пойду я, наверное». «А чего приходил – то?» –  поинтересовался Денни. «Да скучно одному стало!» – отвечал монстрик. Так они и расстались. А коллекция Денни пополнилась новой необычной скульптурой. Все окружающие удивлялись ее своеобразию, а Денни смотрел на свое творение и думал, что умелые руки да умная голова справятся и не с такими ужасами».

После того как вы расскажете эту легенду, побеседуйте с ребенком, узнайте, понравилась ли она ему, что его удивило, порадовало, огорчило?

Заключительная часть

Упражнение «Игра с песком»

См.занятие №3.

Совместное обсуждение занятия. Подведение итогов.

Прощание.

ЗАНЯТИЕ 7

«ВОЛШЕБНЫЙ ЛЕС»

Цель: развитие умения передавать своё эмоциональное состояние через художественный образ, снижение психоэмоционального напряжения, повышение уверенности в себе.

Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, краски, ватман или кусок обоев.

Вводная часть

Упражнение «Росточек под солнцем»

См. занятие №1.

Упражнение «За что меня любит мама…папа…сестра…и т. д.»

Цель: повышение эмоционального настроя, уверенности в себе.

Детям предлагается сказать, за что их любят взрослые и за что они любят взрослых.

Основная часть

Упражнение «Неопределённые фигуры»

Цель: стимулирование аффективной сферы, развитие умения передавать своё эмоциональное состояние через художественный образ.

Психолог на доске рисует различные фигуры, ребята говорят, на какие страшные существа они похожи.

Игра «Тропинка»

Цель: развитие сплоченности, воображения

Дети выстраиваются в затылок и идут змейкой по воображаемой тропинке. По команде психолога они преодолевают воображаемые препятствия. «Спокойно идём по тропинке … Вокруг кусты , деревья, зелёная травка… Вдруг на тропинке появились лужи …Одна…Вторая…Третья.. Спокойно идём по тропинке… Перед нами ручей. Через него перекинут мостик. Переходим по мостику, держась за перила. Спокойно идём по тропинке… и т. д.

Коллективный рисунок по сочинённой общей истории на тему:

«Волшебный лес»

Цель: сплочение группы, развитие воображения, снижение психоэмоционального напряжения.

Психолог предлагает детям представить тот лес, по которому шли по тропинке. Далее обсуждаем что получилось, что удалось нарисовать вместе.

Упражнение «Доверяющее падение»

Цель: развитие доверия, снятия зажимов, напряжения.

Дети встают друг против друга и сцепляют руки. Один из детей встает спиной к ним и по команде подает на сцепленные руки.

Заключительная часть

Мышечная релаксация

См. занятие №4.

Совместное обсуждение занятия. Подведение итогов.

Прощание.

ЗАНЯТИЕ 8

«СКАЗОЧНАЯ ШКАТУЛКА»

Цель: формирование положительной «Я-концепции», самопринятия, уверенности в себе, снижение тревожности, выявление положительных черт личности.

Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, шкатулка,  мяч, краски, альбомные листы, начало страшной сказки.

Вводная часть

Упражнение «Корабль и ветер»

См. занятие №2.

Основная часть

Игра «Сказочная шкатулка»

Цель: повышение эмоционального настроя, уверенности в себе.

Психолог сообщает детям, что Фея сказок принесла свою шкатулку – в ней спрятались герои сказок. Далее он говорит: «Вспомните своих любимых сказочных героев и скажите, какие они, чем они вам нравятся, как они выглядят. Далее с помощью волшебной полочки все дети превращаются в сказочных героев.

Упражнение «Конкурс боюсек»

Цель: снижение тревожности, снятие напряжения.

Дети по кругу передают мяч. Получивший должен назвать тот или иной страх, произнося при этом громко и уверенно « Я….. этого не боюсь!»

Игра «Волшебный стул»

Цель: способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми.

В эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать «историю» имени каждого ребенка – его происхождение, что оно означает. Кроме этого надо изготовить корону и «Волшебный стул» – он должен быть обязательно высоким. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы (группа не должна быть более 5 – 6 человек), причем имена тревожных детей лучше называть в середине игры. Тот, про чье имя рассказывают, становится королем. На протяжении всего рассказа об его имени он сидит на троне в короне.

В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени (нежные, ласкательные). Можно также по очереди рассказать что – то хорошее о короле.

Упражнение «Придумай весёлый конец»

Цель: повышение эмоционального настроя, снятие напряжения, развитие воображения.

Психолог читает ребятам начало детской страшной сказки. Необходимо придумать смешное продолжение и окончание.

Рисование на тему «Волшебные зеркала»

Цель: формирование положительной «Я-концепции», самопринятия, уверенности в себе, снижение тревожности, выявление положительных черт личности.

Психолог предлагает нарисовать себя в трёх зеркалах, но не простых, волшебных: в первом – маленьким и испуганным; во – втором – большим и весёлым; в третьем – не боящимся ничего и сильным.

После задаются вопросы: какой человек симпатичнее? На кого ты сейчас похож? В какое зеркало ты чаще смотришься?

Заключительная часть

Упражнение «Водопад»

См. занятие №2.

Совместное обсуждение занятия. Подведение итогов.

Прощание.

ЗАНЯТИЕ 9

«ВОЛШЕБНИКИ»

Цель: снижение психомышечного напряжения, закрепление адекватных форм проявления эмоций, развитие социального доверия.

Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, листы бумаги, краски.

Вводная часть

Упражнение «Росточек под солнцем»

См. занятие №1.

Игра «Путаница»

Цель: снижение психомышечного напряжения, закрепление адекватных форм проявления эмоций.

Выбирается один водящий. Остальные дети запутываются не расцепляя руки. Водящий должен распутать клубок.

Основная часть

Упражнение «Доверяющее падение»

Цель: развитие социального доверия.

Дети встают друг против друга и сцепляют руки. Один из детей встает на стульчик и падает спиной на сцепленные руки.

Упражнение «Волшебный сон»

Цель: снижение психомышечного напряжения, расслабление.

Все дети отдыхают и всем снится один и тот же сон, который рассказывает психолог.

Рисуем, что увидели во сне.

Цель: развитие воображения, умения передавать свои ощущения, чувства и эмоции через художественный образ.

Каждый ребёнок вспоминает, что он увидел во сне и рисует эту картинку.

Заключительная часть

Упражнение «Штанга»

Цель: снятие мышечного напряжения, расслабление.

«Сейчас мы с вами будем спортсменами – тяжелоатлетами. Представьте, что на полу лежит тяжелая штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола на вытянутых руках, приподнимите ее. Очень тяжело. Выдохните, штангу на пол, отдохните. Попробуем еще раз».

Совместное обсуждение занятия. Подведение итогов.

Прощание.

Блок 3

ЗАНЯТИЕ 10

«МЫ – ЛУЧИ СОЛНЦА»

Цель: освобождение от отрицательных эмоций, развитие социального доверия, повышение уверенности в своих силах, повышение значимости в глазах окружающих.

Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, фотографии детей, краски альбомные листы.

Вводная часть

Упражнение «Цветок»

См. занятие №3.

Упражнение «Неоконченные предложения»

Цель: повышение уверенности в своих силах, повышение значимости в глазах окружающих.

Детям предлагается предложения, которые нужно закончить.

«Я люблю…», «Меня любят…», «Я не боюсь…», «Я верю…», «В меня верят…», « Обо мне заботятся…».

Основная часть

Упражнение «Нарисуй настроение»

Цель: развитие умения выражать свое состояние, настроение, эмоции и чувства через художественный образ.

Игра «Комплименты»

Цель: повышение эмоционального настроя, уверенности в своих силах, повышение значимости в глазах окружающих.

Стоя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседа, ребёнок говорит: «Мне нравится в тебе…». Принимающий кивает головой и отвечает: «Спасибо, мне очень приятно!».

Упражнение продолжается по кругу. Далее обсуждаем чувства, которые испытали дети при выполнении данного задания.

Упражнение «В лучах солнышка»

Цель: повышение эмоционального настроя, уверенности в своих силах, повышение значимости в глазах окружающих.

Психолог рисует солнышко, в лучах которой находятся фотографии детей. По сигналу психолога дети по очереди называют понравившиеся качества данного ребёнка, которые он показал на занятиях.

Упражнение «Подарок»

Цель: повышение эмоционального настроя и значимости в глазах окружающих.

Сделайте друг другу подарки на долгую память.

Заключительная часть

Упражнение «Воздушный шарик»

Цель: снятие напряжения, расслабление.

Детям предлагается мысленно медленно надувать воздушный шарик.

Совместное обсуждение занятия. Подведение итогов.

Прощание.

Контрольный этап

Контрольный этап предполагает повторную диагностику, целью которой является определение эффективности коррекционно-развивающей программы.

Психолого – педагогические рекомендации, или Шпаргалка для взрослых

  1. Избегайте состязаний и каких – либо видов работ, учитывающих скорость.
  2. Не сравнивайте ребенка с другими.
  3. Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
  4. Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал за что.
  5. Способствуйте снижению эмоционального напряжения.
  6. Чаще обращайтесь к ребенку по имени, используйте ласковые слова.
  7. Ежедневно отмечайте успехи ребенка, сообщая о них в его присутствии другим.
  8. Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером для ребенка.
  9. Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний.
  10. Не предъявляйте ребенку завышенные непосильные требования.
  11. Будьте последовательны в воспитании ребенка.
  12. Предъявляйте ребенку непротиворечивые требования.
  13. Используйте наказание в крайних случаях.
  14. Не унижайте ребенка, наказывая его.
  15. Не угрожайте ребенку.
  16. Не критикуйте, не отчитывайте ребенка, особенно в присутствии других.
  17. Не проявляйте недоверия к ребенку.
  18. Не пресекайте детскую инициативу, наоборот стимулируйте ее.
  19. Позволяйте ребенку проявлять свои эмоции.
  20. Заполните жизнь ребенка разнообразной деятельностью, расширяйте круг его интересов.
  21. Не игнорируйте и  не высмеивайте страхи ребенка.
  22. Дайте понять ребенку, что бояться – это нормально.
  23. Разговаривайте с ребенком, открывайте ему новое, так как страхи возникают из – за незнания.
  24. Следите за своим эмоциональным состоянием.

И главное, чтобы помочь ребенку справиться с тревожностью и страхами, необходимо объединить усилия семьи и школы.

ЛИТЕРАТУРА

1.Брель Е.Ю. Социально-психологические факторы формирования тревожности у младших школьников и пути ее профилактики и коррекции: Диссерт. на соиск. учебной степени канд. псих. наук. – Томск. – 1996. – С. 110–120.

2.Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению: характер, коммуникативность (Популярное пособие для родителей и педагогов). – Ярославль: академия развития, 1996. – 240с.

3.Кряжева Ю.В. Развитие эмоционального мира детей

4.Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ «Сфера», 1999.

5.Самоукина Н.В.  Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М.: Новая школа, 1993.

6.Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. – 2-е изд. – М.:  Просвещение: ВЛАДОС,1995. – 160с.

7.Шишова Т. Страхи – это серьезно: как помочь ребенку избавиться от страхов. – М.:  «Издательский дом «Искатель»»,1997.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Шкала CMAS

1. Тебе трудно думать о чем-нибудь одном.
2. Тебе неприятно, если кто-нибудь наблюдает за тобой, когда что-нибудь делаешь.
3. Тебе очень хочется во всем быть лучше всех.
4. Ты легко краснеешь.
5. Все, кого ты знаешь, тебе нравятся.
6. Нередко ты замечаешь, что у тебя сильно бьется сердце.
7. Ты очень сильно стесняешься.
8. Бывает, что тебе хочется оказаться как можно дальше отсюда.
9. Тебе кажется, что у других все получается лучше, чем у тебя
10. В играх ты больше любишь выигрывать, чем проигрывать.
11. В глубине души ты многого боишься.
12. Ты часто чувствуешь, что другие недовольны тобой.
13. Ты боишься остаться дома в одиночестве.
14. Тебе трудно решиться на что-либо.
15. Ты нервничаешь, если тебе не удается сделать то, что тебе хочется.
16. Часто тебя что-то мучает, а что — не можешь понять.
17. Ты со всеми и всегда ведешь себя вежливо.
18. Тебя беспокоит, что тебе скажут родители.
19. Тебя легко разозлить.
20. Часто тебе трудно дышать.
21. Ты всегда хорошо себя ведешь.
22. У тебя потеют руки.
23. В туалет тебе надо ходить чаще, чем другим детям.
24. Другие ребята удачливее тебя.
25. Для тебя важно, что о тебе думают другие.
26. Часто тебе трудно глотать.
27. Часто волнуешься из-за того, что, как выясняется позже, не имело значения.
28. Тебя легко обидеть.
29. Тебя все время мучает, все ли ты делаешь правильно, так, как следует.
30. Ты никогда не хвастаешься.
31. Ты боишься того, что с тобой может что-то случиться.
32. Вечером тебе трудно уснуть.
33. Ты очень переживаешь из-за оценок.
34. Ты никогда не опаздываешь.
35. Часто ты чувствуешь неуверенность в себе.
36. Ты всегда говоришь только правду.
37. Ты чувствуешь, что тебя никто не понимает.
38. Ты боишься, что тебе скажут: «Ты все делаешь плохо».
39. Ты боишься темноты.
40. Тебе трудно сосредоточиться на учебе.
41. Иногда ты злишься.
42. У тебя часто болит живот.
43. Тебе бывает страшно, когда ты перед сном остаешься один в темной комнате.
44. Ты часто делаешь то, что не стоило бы делать.
45. У тебя часто болит голова.
46. Ты беспокоишься, что с твоими родителям что-нибудь случится.
47. Ты иногда не выполняешь свои обещания.
48. Ты часто устаешь.
49. Ты часто грубишь родителям и другим взрослым.
50. Тебе нередко снятся страшные сны.
51. Тебе кажется, что другие ребята смеются над тобой.
52. Бывает, что ты врешь.
53. Ты боишься, что с тобой случится что-нибудь плохое.

ВЕРНО НЕВЕРНО

ВЕРНО НЕВЕРНО


ВЕРНО НЕВЕРНО

ВЕРНО НЕВЕРНО
ВЕРНО НЕВЕРНО
ВЕРНО НЕВЕРНО

ВЕРНО НЕВЕРНО
ВЕРНО НЕВЕРНО

ВЕРНО НЕВЕРНО

ВЕРНО НЕВЕРНО

ВЕРНО НЕВЕРНО
ВЕРНО НЕВЕРНО

ВЕРНО НЕВЕРНО

ВЕРНО НЕВЕРНО
ВЕРНО НЕВЕРНО

ВЕРНО НЕВЕРНО

ВЕРНО НЕВЕРНО

ВЕРНО НЕВЕРНО


ВЕРНО НЕВЕРНО
ВЕРНО НЕВЕРНО
ВЕРНО НЕВЕРНО
ВЕРНО НЕВЕРНО
ВЕРНО НЕВЕРНО

ВЕРНО НЕВЕРНО
ВЕРНО НЕВЕРНО

ВЕРНО НЕВЕРНО
ВЕРНО НЕВЕРНО

ВЕРНО НЕВЕРНО
ВЕРНО НЕВЕРНО

ВЕРНО НЕВЕРНО
ВЕРНО НЕВЕРНО

ВЕРНО НЕВЕРНО
ВЕРНО НЕВЕРНО
ВЕРНО НЕВЕРНО
ВЕРНО НЕВЕРНО

ВЕРНО НЕВЕРНО
ВЕРНО НЕВЕРНО

ВЕРНО НЕВЕРНО

ВЕРНО НЕВЕРНО
ВЕРНО НЕВЕРНО

ВЕРНО НЕВЕРНО
ВЕРНО НЕВЕРНО
ВЕРНО НЕВЕРНО

ВЕРНО НЕВЕРНО

ВЕРНО НЕВЕРНО

ВЕРНО НЕВЕРНО

ВЕРНО НЕВЕРНО

ВЕРНО НЕВЕРНО

ВЕРНО НЕВЕРНО

ВЕРНО НЕВЕРНО

ВЕРНО НЕВЕРНО

ВЕРНО НЕВЕРНО

ВЕРНО НЕВЕРНО

Приложение 2

Cтимульный материал к тесту тревожности

Для девочек:                                 Для мальчиков:

D:\test_amen-090.gifD:\test_amen-230.gif

D:\test_amen-100.gifD:\test_amen-240.gif

D:\test_amen-110.gifD:\test_amen-250.gif

D:\test_amen-260.gif

D:\test_amen-130.gifD:\test_amen-270.gif

D:\test_amen-280.gif

Приложение 3

Методика выявления детских страхов «Страхи в домиках»

Ты боишься:

1. когда остаешься один;

2. нападения;

3. заболеть, заразиться;

4. умереть;

5. того, что умрут твои родители;

6. каких-то детей;

7. каких-то людей;

8. мамы или папы;

9. того, что они тебя накажут;

10. Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовища. (У школьников к этому списку добавляются страхи невидимок, скелетов, Черной руки, Пиковой Дамы - вся группа этих страхов обозначена как страхи сказочных персонажей);

11. перед тем как заснуть;

12. страшных снов (каких именно);

13. темноты;

14. волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);

15. машин, поездов, самолетов (страхи транспорта);

16. бури, урагана, наводнения, землетрясения (страхи стихии);

17. когда очень высоко (страх высоты);

18. когда очень глубоко (страх глубины);

19. в тесной маленькой комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страх замкнутого пространства);

20. воды;

21. огня;

22. пожара;

23. войны;

24. больших улиц, площадей;

25. врачей (кроме зубных);

26. крови (когда идет кровь);

27. уколов;

28. боли (когда больно);

29. неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадет, стукнет (боишься, вздрагиваешь при этом);

30. сделать что-либо не так, неправильно (плохо - у дошкольников);

31. опоздать в сад (школу);

Возрастная норма для детей подготовительной группы (5-7 лет )

Выраженные страхи

у девочек

у мальчиков

страх перед нападением

70%

90%

страх умереть

100%

50%

страх смерти родителей

100%

60%

страх перед папой и мамой

90%

90%

страх наказания        

70%

100%

страх чудовищ

50%

80%

страх глубины

90%

40%

страх перед стихией

80%

60%

страх высоты

90%

40%

страх пожара

100%

60%

боязнь врачей и боли

80%

50%

боязнь крови

100%

20%

боязнь уколов

90%

40%

страх перед неожиданными звуками

100%

60%

страх темноты

60%

40%

страх увидеть страшные сны

70%

40%

страх замкнутого пространства

70%

20%

страх войны

70%

60%

страх огня

60%

60%

страх больших улиц

20%

20%

        

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1.Констатируюший этап

2.Формирующий этап

        2.1 Блок 1

        2.2 Блок 2

        2.3 Блок 3

3.Контрольный этап

Психолого – педагогические рекомендации

Литература

Приложения