Теории эмоций

Семенова Юлия Викторовна

статья Александровой Ю.В. (КГУ им. К.Э. Циолклвского, Калуга)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teorii_emotsiy.docx26.53 КБ

Предварительный просмотр:

Теории эмоций

Александрова Ю.В.

КГУ им. К.Э. Циолковского, Калуга

Чисто психологических теорий эмоций, не затрагивающих физиологические и другие связанные с ними вопросы не существует. Идеи, взятые из разных областей научных исследований, в теориях эмоций сосуществуют, т.к. эмоцию как психологическое явление трудно отделить от процессов, происходящих в организме, и нередко психологические и физиологические характеристики эмоциональных состояний не просто сопровождают друг друга, но и служат друг для друга объяснением.

С того времени, когда философы и естествоиспытатели стали всерьез задумываться над природой и сущностью эмоций, возникли две основные позиции:

Ученые, занимающие одну из них, интеллектуалистическую, наиболее четко обозначенную И.Ф. Гербартом, утверждали, что органические проявления эмоций — это следствие психических явлений. Представители другой позиции — сенсуалисты, — напротив, заявляли, что органические реакции влияют на психические явления.

Эти две позиции позднее получили развитие в когнитивных теориях эмоций и в периферической теории эмоций Джемса-Ланге. Однако начало теоретическому рассмотрению эмоций положил Ч. Дарвин [2; с. 84].

Эволюционная теория эмоций Ч. Дарвина создана на основе сравнительных исследований эмоциональных движений млекопитающих. Ч. Дарвин опубликовал книгу «Выражение эмоций у человека и животных», в которой было доказано, что эволюционный принцип применим не только к биофизическому, но и психолого-поведенческому развитию живого. В развитии и проявлении эмоций не существует пропасти между человеком и животным [1; с. 227].

Согласно этой теории выразительные эмоциональные движения рассматривались как рудимент целесообразных инстинктивных действий, сохраняющих в какой-то степени свой биологический смысл и вместе с тем выступающих в качестве биологически значимых сигналов для особей не только своего, но и других видов.

Ценным является положение Ч. Дарвина о том, что имеется прямое действие нервной системы на выражение эмоций, независимо от воли и привычки, т.е. по Ч. Дарвину эмоции возникают рефлекторно [3; с. 85].

«Ассоциативная» теория В.Вундта. В. Вундт с одной стороны, придерживался точки зрения Гербарта, что представления влияют на возникновение чувства, а с другой стороны, считал, что эмоции — это прежде всего внутренние изменения, характеризующиеся непосредственным влиянием чувств на течение представлений.

«Телесные» реакции Вундт рассматривает лишь как следствие чувств. По Вундту, мимика возникла первоначально в связи с элементарными ощущениями, как отражение эмоционального тона ощущений; высшие же, более сложные чувства (эмоции) развились позже. Однако когда в сознании человека возникает какая-то эмоция, то она всякий раз вызывает по ассоциации соответствующее ей близкое по содержанию низшее чувство или ощущение. Оно-то и вызывает те мимические движения, которые соответствуют эмоциональному тону ощущений. Так, например, мимика презрения (выдвигание нижней губы вперед) сходна с тем движением, когда человек выплевывает что-то неприятное, попавшее ему в рот [3; с. 85].

Переферическая теория Джемса-Ланге. Американский психолог            У. Джеймс в статье «Что такое эмоция?» и независимо от него датский патологоанатом Г. Ланге сформулировали теорию, согласно которой возникновение эмоций обусловлено вызываемыми внешними изменениями, как в произвольной двигательной сфере, так и в сференепроизвольных актов, например, в деятельности сердечно-сосудистой системы. Ощущения, связанные с этими изменениями и есть эмоциональные переживания [3; с. 87].

Согласно У. Джеймсу, тот факт, что эмоции характеризуются ярко выраженными изменениями в деятельности внутренних органов, в состоянии мышц (мимика), позволяет предположить, что эмоции представляют собой сумму только органических ощущений, вызываемых этими изменениями. Согласно этой теории, человеку грустно, потому что он плачет, а никак не наоборот. Если человек примет зажатую скованную позу с опущенными плечами и головой, то вскоре у него появится и чувство неуверенности, подавленности, грусти. И наоборот, поза с развернутыми плечами, поднятой головой, улыбкой на губах вскоре вызовет и чувство уверенности, бодрости, хорошее настроение.

Эмоции возникают и под влиянием внутренних причин в патологических случаях. При заболевании сердца и аорты появляется тоска. При многих заболеваниях появляются страх или радость без прямых объектов этих эмоций: больной боится, сам не зная чего, или счастлив без причины [3; с. 90].

Теория Кеннона-Барда. У. Кеннон отмечал два обстоятельства. Во-первых, физиологические сдвиги, возникающие при разных эмоциях, бывают весьма похожи друг на друга и не отражают их качественное своеобразие. Во-вторых, эти физиологические изменения развертываются медленно, в то время как эмоциональные переживания возникают быстро, т.е. предшествуют физиологической реакции. У. Кеннон показал, что искусственно вызванные физиологические изменения (инъекция адреналина), характерные для определенных сильных эмоций (предстартовое волнение), не всегда вызывают ожидаемое эмоциональное поведение. С точки зрения У. Кеннона, эмоции возникают вследствие специфической реакции центральной нервной системы и, в частности, таламуса [3; с. 90]. Таким образом, по Кеннону, схема этапов возникновения эмоций и сопутствующих ей физиологических сдвигов выглядит так:

Раздражитель              возбуждение таламуса             эмоция

  физиологические изменения.

В более поздних исследованиях П. Барда было показано, что эмоциональные переживания и физиологические сдвиги, им сопутствующие, возникают почти одновременно. Таким образом, схема получает несколько иной вид:

                                          эмоция

раздражитель

                                         физиологические изменения.

Взгляды Кеннона и Барда были объединены в теорию эмоций Кеннона-Барда, согласно которой рождающий эмоцию раздражитель одновременно вызывает две реакции — пробуждение и переживание эмоций, которые не являются причиной друг друга [3; с. 91].

Психоаналитическая теория эмоций. 3. Фрейд основывал свое понимание аффекта на теории о влечениях и по сути отождествлял и аффект, и влечение с мотивацией. Наиболее концентрированное представление психоаналитиков о механизмах возникновения эмоций дано Д. Рапапортом. Суть этих представлений в следующем: воспринятый извне перцептивный образ вызывает бессознательный процесс, в ходе которого происходит неосознаваемая человеком мобилизация инстинктивной энергии; если она не может найти себе применения во внешней активности человека (в том случае, когда на влечение налагается табу существующей в данном обществе культурой), она ищет другие каналы разрядки в виде непроизвольной активности; разными видами такой активности являются «эмоциональная экспрессия» и «эмоциональное переживание». Они могут проявляться одновременно, поочередно или вообще независимо друг от друга.

Фрейд и его последователи рассматривали только негативные эмоции, возникающие в результате конфликтных влечений. Поэтому они выделяют в аффекте три аспекта: энергетический компонент инстинктивного влечения («заряд» аффекта), процесс «разрядки» и восприятие окончательной разрядки (ощущение, или переживание эмоции) [3; с. 91].

Биологическая теория эмоций П.К. Анохина рассматривает эмоции как продукт эволюции, как приспособительный фактор в жизни животного мира. Положительные эмоции возникают, когда реальный результат совершенного поведенческого акта совпадает или превышает ожидаемый полезный результат, и наоборот, недостаток реального результата, несовпадение с ожидаемым ведет к отрицательным эмоциям. Эмоция выступает как своеобразный инструмент, оптимизирующий жизненный процесс и тем самым способствующий сохранению как отдельной особи, так и всего вида. Неоднократное удовлетворение потребностей, окрашенное положительной эмоцией, способствует обучению соответствующей деятельности, а повторные неудачи в получении запрограммированного результата вызывают торможение неэффективной деятельности и поиски новых более успешных способов достижения цели [3].

Фрустрационные теории эмоций. Эта группа теорий объясняет возникновение отрицательных эмоций как следствие неудовлетворения потребностей, влечений, как следствие неудачи. В данном случае речь идет о рассудочных эмоциях, т. е. эмоциях, возникающих не как оценка раздражителя, что наблюдается при безусловно-рефлекторных эмоциональных реакциях, а как оценка степени успешности (а точнее - неуспешности) достижения цели, удовлетворения потребности. Это эмоции досады, злости, гнева, ярости, страха.

Начало разработке этих теорий положил Дж. Дьюи. Он полагал, что эмоция возникает лишь тогда, когда осуществление инстинктивных действий или произвольных форм поведения наталкивается на препятствие. В этом случае, стремясь адаптироваться к новым условиям жизни, человек испытывает эмоцию. Дьюи писал, что психологически эмоция - это адаптация или напряжение привычек и идеала, а органические изменения являются проявлением этой борьбы за адаптацию [3].

В последующие годы возникла и была основательно разработана теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Согласно этой теории, когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеется расхождение (когнитивный диссонанс), возникают отрицательные эмоции, в то время как совпадение ожидания и результата (когнитивный консонанс) приводит к появлению положительных эмоций. Возникающие при диссонансе и консонансе эмоции рассматриваются в этой теории как основные мотивы соответствующего поведения человека [5].

Несмотря на многие исследования, подтверждающие правоту этой теории, существуют и другие данные, показывающие, что в ряде случаев и диссонанс может вызвать положительные эмоции. По мнению Дж. Ханта, для возникновения положительных эмоций необходима определенная степень расхождения между установками и сигналами, некоторый «оптимум расхождения» (новизны, необычности, несоответствия и т. п.). Если сигнал не отличается от предшествовавших, то он оценивается как неинтересный; если же он отличается слишком сильно, покажется опасным, неприятным, раздражающим и т. п. [3; с. 93].

Информационная теория эмоций П.В. Симонова. Согласно                    П.В. Симонову, эмоция есть отражение мозгом высших животных и человека величины потребности и вероятности ее удовлетворения в данный момент.  П.В. Симоновым сформулировано правило, согласно которому отношение между эмоцией (Э), потребностью (П), информацией, прогностически необходимой для организации действий по удовлетворению данной потребности (Н), и наличной информацией, которая может быть использована для целенаправленного поведения (С), выражается формулой Э = П (Н — С).Из данной формулы следует, что: 1) эмоция не возникает, если потребность отсутствует или удовлетворена, а при наличии потребности — если система вполне информирована; 2) при дефиците наличной информации появляется отрицательная эмоция, достигающая максимума в случае полного отсутствия информации; 3) положительная эмоция возникает, когда наличная информация превышает информацию, прогностически необходимую для удовлетворения данной потребности. Таким образом, формула эмоций отражает количественную зависимость интенсивности эмоциональной реакции от силы, потребности и размеров дефицита или прироста прагматической информации, необходимой для достижения цели (удовлетворения потребности) [4; с. 233].

П.В. Симонов показал, что эмоции возникают при рассогласовании между жизненной потребностью и возможностью ее удовлетворения, т. е. при недостатке или избытке актуальных сведений, необходимых для достижения цели, а степень эмоционального напряжения определяется потребностью и дефицитом информации, необходимой для удовлетворения этой потребности. Таким образом, в ряде случаев знания, информированность личности снимают эмоции, изменяют эмоциональный настрой и поведение личности.

Эмоция может рассматриваться как обобщенная оценка ситуации. Так, эмоция страха развивается при недостатке сведений, необходимых для защиты, как ожидание и предсказание неудачи при совершении действия, которое должно быть выполнено в данных условиях. Очень часто страх, возникающий в ситуациях неожиданных и неизвестных, достигает такой силы, что человек погибает. Понимание того, что страх может быть следствием недостатка информации, позволяет его преодолеть. Реакцию удивления можно рассматривать как своеобразную форму страха, которая пропорциональна разнице между предвидимой и фактически полученной дозой информации. При удивлении внимание сосредоточивается на причинах необычного, а при страхе — на предвосхищении угрозы. Понимание родства удивления и страха позволяет преодолеть страх, если перенести акцент с результатов события на анализ его причин [4].

Теория дифференциальных эмоций К. Изарда. Объектом изучения в этой теории являются частные эмоции, каждая из которых рассматривается отдельно от других как самостоятельный переживательно-мотивационный процесс. Чем выше организация животного, тем более разнообразные эмоции оно способно испытывать. Дифференциация эмоциональных состояний выполняет функцию адаптации. Эмоция помогает организму приспосабливаться к среде и выживать, и чем в большей степени они дифференцированы, тем более гибким оказывается поведение организма [3; с. 109].

К. Изард считал, что основную мотивационную систему человеческого существования образуют 10 базовых эмоций: радость, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд/смущение, вина, удивление, интерес; каждая базовая эмоция обладает уникальными мотивационными функциями и подразумевает специфическую форму переживания; фундаментальные эмоции переживаются по-разному и по-разному влияют на когнитивную сферу и на поведение человека [2; с. 40].

Говоря о базовых эмоциях, К. Изард выделяет их некоторые признаки:

  1. базовые эмоции всегда имеют отчетливые и специфические нервные субстраты;
  2. базовая эмоция проявляет себя при помощи выразительной и специфической конфигурации мышечных движений лица (мимики);
  3. базовая эмоция сопровождается отчетливым и специфическим переживанием, осознаваемым человеком;
  4. базовые эмоции возникли в результате эволюционно-биологических процессов;
  5. базовая эмоция оказывает организующее и мотивирующее влияние на человека, служит его адаптации [2; с. 44].

Однако сам К. Изард признает, что некоторые эмоции, отнесенные к базовым, не обладают всеми этими признаками. Так, эмоция вины не имеет отчетливого мимического и пантомимического выражения. С другой стороны, некоторые исследователи приписывают базовым эмоциям и другие характеристики.

На основании изложенного материала мы можем сделать вывод, что в настоящее время единой точки зрения на природу эмоций не существует. В современных теориях, идеи, взятые из разных областей научных исследований, сосуществуют, т.к. эмоцию как психологическое явление трудно отделить от процессов, происходящих в организме, и нередко психологические и физиологические характеристики эмоциональных состояний не просто сопровождают друг друга, но и служат друг для друга объяснением.

Литература

  1. Дарвин, Ч. Выражение эмоций у человека и животных [Текст] /  Ч. Дарвин // Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд, перераб и доп., - М.: Просвещение, 1987. – 444 с.; с. 227
  2. Изард,  К.Э. Психология эмоций [Текст] / К.Э. Изард. – СПб: Питер, 2000, - 464 с.; с. 40
  3. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства [Текст] / Е.П. Ильин. – 2-е изд. - СПб.: Питер, 2007. – 783 с.; с. 84
  4. Симонов, П.В. Информационная теория эмоций [Текст] /П.В. Симонов // Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд, перераб и доп., - М.: Просвещение, 1987. – 444 с.; с. 233
  5. Фестингер, Л. Теория когнитивного диссонанса [Текст] /   Л. Фестингер. – СПб.: Ювента, 1999. – 186 с.

Статья опубликована на сайте http://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/teorii-emotsiy