Роль артистизма в педагогической деятельности педагога

Соломенцева Елена Николаевна

РАССМОТРЕНА ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ АРТИСТИЗМА НА ПРОДУКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГА

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБ(О)С(К)ОУ С(К)О школа-интернат VIII  вида №4

 «Педагогический артистизм, как средство успешного обучения и воспитания»

Подготовила педагог-психолог Е.Н.Соломенцева

2013г.

      Сегодняшнюю школу не может удовлетворить учитель, работающий только “от сих до сих”, не несущий в себе совокупность многогранных качеств творческой личности. Современные тенденции развития образования, возросшие профессиональные требования к личности учителя усилили потребность в формировании творческой индивидуальности педагога, реализации его творческих способностей, развитии индивидуального стиля деятельности. Одно из значительных мест в наборе этих качеств играет и такое индивидуальное начало, как педагогический артистизм. 

Педагогический артистизм как проявление богатой палитры отношенческих реакций на явления окружающего мира, способность яркой эмоционально-образной перекодировки информации в нужном для урока направлении является качеством, имеющим сегодня реальное право быть включенным в профессиограмму современного педагога.

Артистизм способствует созданию благоприятной обстановки, положительной атмосферы на уроке, помогающий воплощению замысла. Исследования артистизма в педагогическом аспекте представляют собой целый узел нерешенных вопросов:  определение его сущности и основных признаков; осмысление его значения в педагогической деятельности и границ влияния на образовательный процесс; сознания условий и средств стимулирования и развития; диагностика артистизма педагога и т.д.

Своеобразие психологии педагога, повышенная нервно – эмоциональная напряженность его труда требует неких личностных технологий поведения. Особенно это касается молодых учителей. Им необходимо осваивать приемы работы над собой, овладевать саморегуляцией и релаксацией, развивать способность оптимально регулировать свои психические состояния как в экстремальных, так и в спокойно текущих обстоятельствах; постигать мастерство построения «сценария» урока, создавать необходимую атмосферу на уроке, поддерживать творческое самочувствие ребят, настраиваться на «тембр» каждой личности.

 «Бывают случаи, когда некоторые преподаватели пытаются “играть” перед аудиторией, вести себя не в свойственной им манере, как бы красоваться тем или иным, приобретенным извне. Но интересно то, что учащиеся, зная своих педагогов и учителей, воспринимают это без энтузиазма, даже считают это некоторой фальшью». Поэтому С.Е.Каменецкий утверждает, что педагог должен быть самим собой. Его сила в знаниях и в педагогических, а не чисто артистических умениях. Но что такое артистизм применительно к учителю, школе, обучению и воспитанию?

   

      Артистизм, по мнению психологов, под силу любому учителю. Своим поведением на уроке, способностью нетрадиционно излагать материал, он может объединить учащихся, увлечь и повести за собой. Более того, артистическое поведение учителя положительно влияет на учащихся: он делает их более эмоциональными,  открытыми, отзывчивыми и тихими. Недаром восточная пословица гласит : «Дерево, на котором много фруктов, его ветви всегда опущены». Артистичный учитель – это не только способный импровизатор, но и своеобразный мастер, владеющий драматургией урока, то есть особым умением расставлять акценты, паузы, диалоги и монологи на протяжении всего урока. Очень  важно, на наш взгляд, чтобы учитель умел «вкусно» говорить. Однако, чтобы вкусно рассказывать о жизни, о предмете, надо очень любить жизнь.

Антон Павлович Чехов говорил М. Горькому: «Учитель должен быть артист, художник, горячо влюбленный в свое дело!» Как видим, писатель, много думавший о школьном учителе, понятие «артист» распространил на всех педагогов независимо от того, какой предмет они преподают. Ему хотелось, чтобы все науки – будь то математика или биология, история или география – преподавались как искусство. Артист в широком смысле слова – это виртуоз, мастер своего дела. Артистизм – это деятельность, поднятая до уровня искусства, это высший уровень совершенства в работе. Без него учеников на уроке не поднимешь на желаемую духовную высоту. У педагога нет никаких театральных аксессуаров, театральных средств воздействия: ни сцены, ни декораций, ни костюмов, ни симфонического оркестра. Школьно – классный реквизит прост: стол, стул, доска, наглядные пособия. С точки зрения театра это – реквизитная нищета. И, тем не менее, мы говорим об искусстве учителя, его артистизме.

         Главная опасность обучения педагогов элементам актерско-режиссерского искусства – в возможном культивировании наигранного и неискреннего поведения учителя. Актеров учат играть роль, воспитывают умение выражать себя в образе. Учителю же в основном следует научиться «читать» и понимать свое и ученическое поведение и уметь использовать эту «грамоту» для создания условий, раскрывающих, раскрепощающих, окрыляющих ученика на уроке.

В работе учителя большое внимание уделяется выбору, определению цели урока или отдельного его этапа. Но при этом часто отсутствует ориентация на синтез планируемых целей с объективными мелочами поведения, на их диалектическую взаимосвязь, на возможные сюопризы в соотношении целей учителя с интересами учеников.

Реальная подготовка урока реже всего происходит по схеме: определение цели – постановка задач – выбор методов – подбор заданий – и упражнений. Этой дидактической цепочкой лучше проверять уже интуитивно сложившийся в уме урок, а не планировать с нуля.

Замысел урока включает:

1) Представление о том, на что будет направлено главное усилие учителя, в каком задании оно проявится в наибольшей степени, и возможно вызовет  необходимый поворот в понимании темы учащимися, на что будут прямо или косвенно работать все задания урока. Это близко к определению цели, но менее формально.

2) Представление о том, какая работа необходима перед главным заданием, чтобы оно выполнялось учащимися с интересом.

3) Какие задания потребуются учителю для развития нового интереса, с которым столкнутся учащиеся.

Признак удавшегося урока – деловое ощущение учащихся, что они научились чему–то новому для себя. Эти положительные эмоции совсем не обязательно должны быть словесно сформулированы. Учителю вполне достаточно помнить, что после удачного урока у учащегося складывается «образ» нового чувства: «Я раньше не мог (не знал), а теперь могу (знаю)».

Ошибки тормозят темп. Но если класс имеет возможность остановиться, и разобрать их, возникает рабочий ритм урока, сплачивающий учащихся вокруг задания. Ритм, в отличие от темпа, задается не учителем, а учащимися; он соответствует их способностям, и обеспечивает развитие последних. Учитель не любит отступать от программы, опасаясь, что не успеет ее пройти. Но на самом деле программа будет освоена, если учащиеся на уроках сталкиваются не с ней, а с препятствиями на пути ее освоения. Препятствия у каждого свои, их невозможно запрограммировать. Ситуационно импровизируемые учителем и учащимися преодоления препятствий дает понастоящему глубокие знания.

Еже одно важное замечание. Известный американский священник и психолог Джон Пауэлл настоятельно предостерегает от «игры в положительного героя». Вот и на уроке учителю важно оставаться живо чувствующим аудиторию режиссером, чем быть посредственным актером в маске «хорошего учителя».

Оказывается, что «сольный концерт» учителя на уроке, как и авторитарное  стремление всех  «поставить на место», является способом увеличения дистанции между собой и учащимися – разница состоит в том, что учитель не унижает учащихся, а возвышает себя.

Как же соблюдать на уроке оптимальный психологический режим? В первую очередь  устранить все то, что мешает ученику сосредоточиться, отвлекает, раздражает в обстановке класса, в поведении товарищей или педагога или в собственной работе. Поэтому учителю чрезвычайно важно владеть специальными психологическими знаниями и практическими навыками, чтобы по выражению лиц учащихся все подмечать, и управлять их вниманием, возбуждать, и переключать его.

На уроке ученик не только активно познает предметы и явления окружающего мира – у него, складывается и определенное отношение к ним.

Режиссура урока предвидит  и то, что среди качеств учителя учащиеся всегда  выделяют «веселый характер». Да, это именно та черта, которая помогает поддерживать рабочую атмосферу в классе, даже если учащиеся утомлены, и их внимание рассеивается. В том случае педагог дает им передышку: проводит физкультминутки, предлагает спеть любимую песню, иногда рассказывает что – нибудь веселое, остроумное…

Учение должно быть веселым. И учитель – режиссер должен уметь весело проводить уроки: смех как бы незаслуженно вытеснен с урока.

Эмили Олдак говорит, что комедийный характер поможет молодым людям справиться с отяжеленной содержательной, смысловой и эмоциональной информацией и превратить процесс ее освоения в положительный опыт. Комедия в настоящей жизни: путеводитель для детей по выживанию в несовершенном мире. Когда внешние факторы создают напряжения в учебной атмосфере, предлагается учителям воспользоваться веселой шуткой и помочь учащимся – и самим себе – снизить стресс. Разные уроки могли быть включены в эту структуру, их цель создать смешную, новую учебную обстановку.

Нередко серьезное публичное выступление докладчики начинают веселой историей или притчей. Это неизменно помогает завоевать доброжелательное внимание аудитории. У других попытки подражать такому стилю производят впечатление нарочитости, развязности или дурного тона. Потому-то стиль этот идет от внутренней раскрепощенности, требует уверенности в себе, чувство собственного достоинства.

Если юмор служит амортизатором в обычных мирных взаимоотношениях людей, то тем более  велика его роль при серьезных недоразумениях и столкновениях различных интересов.  Перейти от восприятия к усвоению учебного материала – значит не только услышать, но и вникнуть в услышанное, разобраться в материале, удовлетворить свой интерес.

Существует десять ступеней готовности ученика слушать учителя:

1. Все пришли добровольно, отложив интересные и нужные дела (кино, домашние задания), преодолев ряд преград – расстояние, право на вход (лекция для взрослых);

2. Те же условия, кроме преград;

3.  Добровольный приход в учебное время, когда можно пропустить урок, но придется догонять самому;

4. Добровольный приход во время большой перемены или после урока;

5. Добровольный приход в период информационного вакуума (на каникулах);

6. Добровольный приход по призыву (моральному долгу);

7. Добровольный приход по настойчивому призыву (когда можно не пойти, но неудобно перед учителем);

8. Добровольно – принудительный приход – тоже можно не пойти, но это чревато неприятными последствиями (может быть, изменится отношения учителя, ребята будут отпускать шуточки);

9. Принудительный приход, когда практически нельзя не прийти (наверняка будет нагоняй);

10.  Принудительный подход с применением моральной силы и под угрозой строжайшего наказания.

 Проанализировав работы многих исследователей, психологи пришли к следующим выводам:

1. Деятельность педагога и артиста близки, но не тождественны. Артист – это художник, «творческая личность, достигшая высокого мастерства» в своем деле, он не зависит ни от какого диктата, его труд – удовольствие, он постоянно стремится обогащать себя наблюдениями над жизнью и впечатлениями. Обе эти профессии характеризуются коммуникативностью, общностью характеристик – учитель и артист действуют публично и в паре с партнерами.

2. Признак удавшегося урока – деловое ощущение учащихся, что они научились чему–то новому для себя. Эти положительные эмоции совсем не обязательно должны быть словесно сформулированы. Учителю вполне достаточно помнить, что после удачного урока у учащегося складывается «образ» нового чувства: «Я раньше не мог (не знал), а теперь могу (знаю)».

3. Учение должно быть веселым. И учитель – режиссер должен уметь весело проводить уроки: смех как бы незаслуженно вытеснен с урока.

4. Уроки, построенные на комедийной импровизации, убеждают, что те задачи, с которыми раньше учащиеся едва справлялись, становились для них легкими. Результаты тестов были выше по тем предметам, где появлялась комедийная импровизация.

5.  Театрализация личностного развития учащихся зависит от занятий в школьном театре, позволяя ребенку реализовать свои, быть может, невостребованные способности, раскрыться по – новому, снять многие комплексы и «зажимы», почувствовать себя увереннее.

 

    Педагогический артистизм возникает при наличии у учителя богатой духовной жизни, интеллигентности, больших внутренних сил, ведь педагог, в отличии от актера, «играет» самого себя. В этом мы можем оглянуться на судьбы крупных художников, - будь это живописец, композитор, писатель или скульптор, - мы увидим титанический труд над самим собой, над овладением мастерства, над глубиной познания мира.

Рекомендации по развитию артистичности

1. Больше общайтесь. Активно поддерживайте разговор, если к вам обратились. Начинайте разговор сами. Заставьте себя вступать в максимальное количество контактов.

2. Попадая в компанию, где находится много незнакомых людей, попытайтесь первые несколько минут удержать на себе внимание присутствующих (но не за счет значимой информации, сверхмодной одежды или экстравагантных манер).

3. Определив для себя артистичного человека (без специального театрального образования), осознайте приемы, которые приводят к впечатлению о нем как артистичном человеке.

4. Когда у вас превосходное настроение, ведите себя так, что бы собеседник заметил и оценил вашу... подавленность. А в плохом настроении ведите себя так, чтобы этого не заметили.

5. Выберите какую-нибудь сложную эмоцию (неосознанная радость, внутренняя тревога) и попытайтесь беседовать с хорошо знакомым человеком именно в этом эмоциональном ключе. Затем проверьте, спросив у собеседника, что и как вам удалось, что —нет, и определите почему.

6. Воспитывайте в себе детское, игровое начало. Вспоминайте,на что это похоже — быть ребенком. Три минуты в день смейтесь без всякого повода. Чаще вылезайте в центр и играйте роль массовика-затейника.

7. Играйте разные роли. Изображайте самых разных людей, ваших знакомых и друзей. Учитесь подражать мимике и интонациям других людей, старайтесь скопировать выражение их лица.

8. Учитесь быть спонтанным. Правильная душевная преднастройка даст вам и вдохновение, и смелость, а в результате все сложится просто и само собой. Живите без напряжения, чаще расслабляйтесь.

9. Следите за своим лицом. Основное, фоновое выражение —спокойная доброжелательность и готовность к улыбке.

10.Разрешите себе полюбить себя - просто примите себя таким, какой вы есть. Создавайте позитивный и спокойно-сильный внутренний образ самого себя.

11. Развивайте вашу физическую выразительность. Держите прямую осанку. Развивайте пластику и координацию движений. Делайте гимнастику для лица: тренируйте движения губ, щек, бровей и т. д.

12.     Иногда поиграйте холерика, на все реагируйте живо и импульсивно. Учитесь говорить красиво и следите за образностью, яркостью речи.

13. Критически осмотрите свой гардероб (где у вас яркое, модное?). Найдите свой собственный стиль в одежде и поведении.

14. Займитесь аутотренингом. Не боритесь против стихии эмоций, а овладевайте ею, учитесь управлять своими настроениями.

15. Радуйтесь своей непохожести на других. Не сравнивайте себя с другими, а наслаждайтесь тем, что составляет вашу неповторимую индивидуальность.

16.     Примите участие в телеинтервью. Убедительно солгите другу, а потом во всем признайтесь. В общении с приятелями испытайте свое умение подурачиться. Например, вам предлагают пойти в театр, а вы, напустив на себя важный вид, отвечаете: «Это надо всесторонне обдумать. Зайдите завтра». Это маленькое актерство приучает вас владеть ситуацией и выигрывать небольшую паузу перед своим ответом.

17.  Находясь в транспорте, исподволь приглядитесь к какому-либо лицу. Постарайтесь сделать так, чтобы ваш интерес к человеку остался для него незамеченным. Если не получается - у вас слишком настойчивый, неделикатный взгляд. Такое неназойливое изучение взглядом другого человека должно стать вашим обыденным упражнением.

18.  Испытайте свое умение шутить в напряженной обстановке. Тому, кто в транспорте наваливается на вас, скажите с улыбкой: «Я смотрю, автобусы какие-то тесные стали делать». Если взят верный тон, шутку подхватят.

19.     Если кто-то вызывает у вас определенную степень неприязни, настройтесь так, будто вы его близкий друг и он вам очень дорог.

Как же применяется педагогический артистизм в педагогической деятельности?

1.Каждый урок в школе  начинается с введения в тему как в новую реальность, которая заставляет работать воображение.

Придумав интересный для ребенка поворот темы, имея замысел занятия, нужно уметь перевести его на язык действия, то есть точно знать, как он реализуется: раскрыть главную идею урока путем решения цепочки проблемных ситуаций, выстроить логику, иными словами, драматургию, режиссерский план урока, выделяя главное событие, задачи.

2. Внешность, голос, жест, выражение лица – все имеет огромное значение в облике учителя – артиста. Но все – таки выражение лица сосредотачивается в глазах.

3. Возможности юмора в работе с детьми широко используются многие учителя. Остроумная шутка, подобно сильнодействующему лекарству, позволяет довольно эффективно «излечить» многие недостатки в поведении школьников, избегая при этом обострения отношений.

 4. Овладение педагогического артистизма в первую очередь зависит от овладения начальными приемами педагогической техники и основами педагогического мастерства для решения важнейших педагогических задач.

5. Овладение профессией учителя и развитие творческой индивидуальности должно предполагать воспитание ряда личностных качеств, которые в свою очередь становятся профессиональными.

6. Для развития этого качества нужно соответствующие условия – внешние и внутренние, нужна благоприятная атмосфера, стимулирующая среда для формирования и проявления артистизма. Обучать педагогическому артистизму, следует комплексно, т. е. развивать не отдельные приемы и навыки, а логически обоснованную, взаимосвязанную систему.      

Для эффективного осуществления приемов артистизма учителю необходимо владеть некоторыми умениями. Например держать паузу.  Войдя в класс и оказавшись в поле зрения десятков глаз, учитель не начинает сразу свою речь, а делает небольшую «психологическую» паузу. В эти секунды класс привыкает к появлению учителя, к новому образу перед собой, формируется первое впечатление; педагог стремится установить зрительный контакт с классом, который под воздействием взгляда учителя успокаивается, настраивается на рабочий лад.

 Так же современный учитель должен учитывать психологические аспекты урока, постоянно подвергать испытанию степень развития учащегося, его память внимание, волю, собранность, усидчивость. Учет интересов, способностей, темп мышления, подготовки, отношения к учащимся, склада характера учащихся каждого класса является основным условием творческого урока, который благодаря этому неизбежно варьируется и сохраняет свежесть.

Человеку, чтобы выжить и состояться как личности, необходимо быстро ориентироваться в череде событий, уметь выходить из них и вовлекаться в их течение, уметь самому создать событие. Все это на самом деле очень не просто воплотить на занятиях. Приходится постоянно держать два плана: содержание программы и метод преподавания. Но в современной педагогической ситуации, наверное, иначе нельзя. Ребенок, как и взрослый, нуждается в живом, чувствующем, удивляющемся, страдающем и радующемся собеседнике, иначе контакт с ним никогда не будет в полном смысле диалогичен. Иначе и знание о культуре, которое мы передаем, будет ребенку неинтересно.

         Чем больше мы вникали в суть проблемы, тем больше понимали, что в школе наступил момент появления такой деятельности, которая бы способствовала сближению детей, раскрытию их внутреннего мира, приближению к знаниям не только через разум, а через чувства и эмоции. Такой деятельностью могла бы стать игровая методика театральной педагогики! Ведь она включает в себе и простейшие, общедоступные задания, развивающие психофизические процессы индивидуальности, и более сложные ситуативные игры, игры – импровизации, помогающие проникать во внутренний мир товарища, поиску новых средств самовыражения и многое другое. И все это через игру – любимое        дело        детей!

Рекомендации педагогам

Педагогам в практической деятельности в целях развития артистических способностей нужно:

- проводить самоанализ своего поведения и эмоционального настроения;

- вести работу по развитию своих личностных и педагогических качеств, способствующих формированию артистических способностей, необходимых для продуктивного взаимодействия с воспитанниками и педагогами.

 

Срок: постоянно

Список использованной литературы

1.    Бафайл К. Веселое обучение – самое запоминающееся // Управление шк. – 2002 № 8

2. Булатова О.С. Педагогический артистизм: Учеб пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений. – М.: Академия, 2001.

3.   Ваганова Ж. Пед. артистизм. Можно ли им овладеть? // Народное образование – 1999, № 1-2,

4. Воробьев Г. Г. Школа и театр – родственники. // Воробьев Г. Г. Школа будущего начинается сегодня – Москва, 1991г.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Тест «Есть ли у вас артистические наклонности?»

1. Есть ли разница между словами «стон» и «нюанс»?

2. Можете ли вы жить в неуютной, скучной квартире и не замечать этого?

3. Вы любите рисовать?

4. Одеваетесь ли вы, опираясь не на моду, а на собственный вкус?

5. Говорят ли вам что – нибудь следующие имена: Мане, Ван Дейк, Хосе Рибера, Фальконе?

6. У вас очень плохой почерк?

7. Стараетесь ли вы одеваться в одной цветной гамме?

8. Любите посещать музей?

9. Остановитесь ли по пути, чтобы полюбоваться закатом?

10.  Любите чертить геометрические фигуры?

11.  Вы склонны долго бродить по улицам?

12.  Любите одиночество?

13.  Вам кажется неуместным, когда кто – то начинает декламировать стихи?

14.  Слушаете ли вы музыку только  ради развлечения?

15.  Надолго запоминаете красивые пейзажи?

16.  Вам кажутся очень красивыми морские камни?

17.  Любите новые встречи и знакомства?

18.  Нравится вам читать стихи вслух?

19.  Не было ли у вас желания разрисовать стены своей комнаты?

20.  Часто ли меняете прическу?

21.  Переставляете мебель у себя дома?

22.  Вы пробовали когда – нибудь сочинять песенки?

23.  Пишите стихи?

Вы можете засчитать себе одно очко за каждый ответ «да» на вопросы 1, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 16, 17, 19, 20, 21, 22, 23, 24 и за ответ «нет» на вопрос 2, 6, 10, 14, 15, 18.

Если у вас больше 16 очков, то можно сказать совершенство определенно: у вас есть чувство красоты, свойственное натуре артистической.

Вы набрали 8 – 16 очков. Что ж, вы иногда витаете в облаках, но, хотя красота вам и небезразлична, вы скорее рационалист. Короче говоря, вы всегда сочетаете приятное с полезным.

Меньше 4 очков. Такого человека, как вы, вряд ли остановит красота восхода или заката. Задумайтесь!

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

СОВЕТЫ учителям, чтобы стать обаятельными «положительными героями»

1) Герой всегда в чем – то заинтересован, о чем окружающие легко догадывается по его мобилизованности.  Один его сосредоточенный, собранный вид уже дает ученикам ощущение ценности времени и важности выполняемой работы. Спокойный до равнодушия персонаж не будет положительным героем.

2)  Мобилизованность учителя убеждает учащихся, что именно они интересны ему. Учитель демонстрирует пристройки к классу в целом и к отдельным ученикам.

3)   Внимание к учащемуся  и радость от общения с классом выражается легким весом учителя. Это понятие достаточно очевидно – человек «взлетает» от радости и «тяжелеет» от огорчения или мысли о предстоящем скучном труде.