«Применение методики «Цветные Прогрессивные Матрицы Равена» среди дошкольников и младших школьников».

Галицкая Елена Александровна

Курсовая работа по адаптации ЦПМ Равена.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya-diagnostika-raven.docx33.97 КБ

Предварительный просмотр:

СПб АППО

Санкт-Петербургская академия

постдипломного педагогического образования

Кафедра психологии

                                                                                               

Краткосрочные курсы

«Диагностика и развитие способностей школьников и дошкольников».

Курсовая работа

«Применение методики «Цветные Прогрессивные Матрицы Равена» среди дошкольников и младших школьников».

Руководитель: кандидат наук,

доцент кафедры психологии Туник Е. Е.

Исполнитель: Галицкая Е. А.

СПб 2012г.

Краткое описание методики

Тест «Цветные Прогрессивные Матрицы» (ЦПМ) включает 36 заданий, которые составляют три серии — А, Аb и В — по 12 заданий в каждой. Этот тест разработан для использования в работе с маленькими детьми и престарелыми людьми, в антропологических исследованиях и в клинической практике. Он может успешно применяться в работе с людьми, говорящими на любом языке, с теми людьми, кто имеет физические недостатки, страдает афазией, церебральным параличом или глухотой, а также врожденной или приобретенной интеллектуальной недостаточностью.

Три серии по двенадцать заданий, составляющие ЦПМ, организованы так, что позволяют оценить главные когнитивные процессы, которые обычно формируются у детей до одиннадцати лет. Эти серии предоставляют испытуемому три возможности разработки единой мыслительной темы, а шкала по всем тридцати шести заданиям в целом предназначена для возможно более точной оценки умственного развития вплоть до уровня интеллектуальной зрелости.

Задания в Цветных Прогрессивных Матрицах подобраны таким образом, чтобы оценить ход умственного развития вплоть до той стадии, когда человек начинает настолько успешно рассуждать по аналогии, что этот способ мышления становится основой для вывода логических умозаключений. Эта завершающая стадия постепенного развития интеллектуального созревания, несомненно, одной из первых страдает при органических поражениях мозга.

Предъявление теста в виде напечатанных в книге цветных картинок или в виде планшетов с подвижными фрагментами позволяет сделать решаемую задачу наглядной и свести к минимуму необходимые словесные пояснения. Манипулирования изобразительным материалом не является здесь необходимым условием успешного решения задачи, поскольку от обследуемого требуется лишь указать ту фигуру, которую он выбирает для заполнения пробела в диаграмме.

Описание выборки

В исследовании принимали участие 52 ребенка  ГБОУ Прогимназии № 675 «Талант» Красносельского района Санкт-Петербурга (обычного типа): 30 девочек и 22 мальчика. Работа проводилась в двух возрастных группах: дети 6,5 -7,5 лет и 7,5-8,5 лет.

1 группа (29 детей):

Дети, посещающие подготовительные группы детского сада обычного типа (2-е группы) в возрасте от 6,5 до 7, 5 лет (в таблице указан возраст 7 лет): 17 девочек и 12 мальчиков. Этнический состав группы практически однороден  (28 детей русские; у одного мальчика отец сириец, ребенок с момента рождения проживает в России). Данные по результатам  тестирования этой группы  представлены в таблице № 1.

2 группа (23 ребенка):

Дети из 1 класса общеобразовательной школы обычного типа в возрасте от 7, 5 до 8,5 лет  (в таблице указан возраст 8 лет): 13 девочек и 10 мальчиков. Этнический состав группы практически однороден (21 ребенок – русские;  один мальчик – дагестанец, у одной девочки отец египтянин, оба ребенка с рождения проживают в России). Данные по результатам  тестирования этой группы  представлены в таблице № 2.

Таблица № 1

Цветные Прогрессивные Матрицы Равена

(дети 6,5-7,5лет - подготовительная группа детского сада)

№ п/п

ФИО

возраст

пол

А

Ав

В

сумма

время/мин

1

Кристина

7

ж

7

10

7

24

12

2

Ксения

7

ж

12

11

11

34

8

3

Маша

7

ж

11

10

6

27

9

4

Белла

7

ж

11

12

10

33

9

5

Настя

7

ж

11

8

6

25

11

6

Света

7

ж

9

9

7

25

11

7

Маша

7

ж

10

11

8

29

10

8

Даша

7

ж

10

10

9

29

7

9

Ксения

7

ж

11

11

11

33

7

10

Наташа

7

ж

11

11

9

31

8

11

Алина

7

ж

12

11

10

33

10

12

Эвелина

7

ж

10

11

8

29

9

13

Алина

7

ж

8

9

8

25

12

14

Катя

7

ж

10

10

9

29

9

15

Полина

7

ж

10

11

8

29

8

16

Вика

7

ж

7

10

8

25

9

17

Беата

7

ж

10

12

10

32

9

18

Вома

7

м

11

11

10

32

7

19

Коля

7

м

6

6

5

17

10

20

Герман

7

м

9

11

8

28

8

21

Егор

7

м

9

6

6

21

7

22

Костя

7

м

10

11

7

28

10

23

Леша

7

м

10

12

9

31

7

24

Всеволод

7

м

10

10

11

31

8

25

Матвей

7

м

11

11

10

32

8

26

Антон

7

м

9

9

8

26

11

27

Сергей

7

м

10

10

11

31

9

28

Айман

7

м

12

12

10

34

7

29

Савелий

7

м

7

6

6

19

10

М-среднее

9,793103

10,06897

8,482759

28,34483

8,96551724

Стандартное отклонение

1,181926

1,239001

1,464923

3,457788

1,21284185

Таблица № 2

Цветные Прогрессивные Матрицы Равена

(дети 7,5-8,5лет - 1 класс общеобразовательной школы)

№ п/п

ФИО

возраст

пол

А

Ав

В

сумма

время/мин

1

Алина

8

ж

10

11

7

28

9

2

Вика

8

ж

7

10

9

26

7

3

Алиса

8

ж

12

12

11

35

9

4

Алена

8

ж

10

12

7

29

14

5

Ольга

8

ж

9

11

12

32

9

6

Лиза

8

ж

12

11

11

34

12

7

Алиса

8

ж

10

8

6

24

11

8

Сабина

8

ж

10

10

11

31

7

9

Алена

8

ж

9

10

11

30

7

10

Василиса

8

ж

11

11

9

31

5

11

Люба

8

ж

10

9

8

27

8

12

Катя

8

ж

11

10

11

32

15

13

Оксана

8

ж

9

9

8

26

9

14

Егор

8

м

11

10

8

29

6

15

Денис

8

м

8

8

6

22

5

16

Амир

8

м

10

11

7

28

8

17

Максим

8

м

11

11

10

32

10

18

Володя

8

м

9

8

8

25

9

19

Сенан

8

м

9

8

8

25

6

20

Андрей

8

м

9

10

7

26

6

21

Арсений

8

м

10

11

10

31

11

22

Влад

8

м

11

12

11

34

6

23

Антон

8

м

10

9

6

25

8

М-среднее

9,913043

10,08696

8,782609

28,78261

8,56521739

Стандартное отклонение

0,89603

1,05482

1,6862

3,009452

2,06805293

Тестирование проводилось индивидуально. Все дети принимали участие в тестировании по методике ЦПМ Равена впервые.

Дети выполняли задание с интересом. Работали быстро (минимальное время, затраченное на тест 5 минут, максимальное – 14 минут). Мальчики тратили на выполнение задания в среднем меньше времени, чем девочки (мальчики в возрасте 7 лет – 8,5 мин, в возрасте 8 лет – 7,5 мин.; девочки в возрасте 7  и 8 лет соответственно – 9,3 и 9,4 мин.).

Никто, кроме одной девочки не возвращался к ранее пройденным заданиям с целью проверить, правильный ли вариант они выбрали. Ни один ребенок не отложил решение очередного задания на последующее время (не пропускали задания, решали подряд).

Не меняли принятого решения 62% детей в возрасте 7 лет и 39% в возрасте 8 лет.  Меняли свое решение 1 раз  10% детей 7 лет и 26% детей 8 лет. Меняли свое решение более чем 1 раз (максимум 7 раз) 28% 7-милетних детей и 35% 8-милетних. Значимых различий между девочками и мальчиками по данному параметру не наблюдалось.

Общий средний балл в выборках детей 7-ми и 8-ми лет оказался практически идентичным (28,34 и 28,78 соответственно). Девочки показали в среднем более высокие общий балл, чем мальчики (дети 7-ми лет: девочки – 29,1, мальчики – 27,3; дети 8-ми лет: девочки – 29,6, мальчики – 27,7 баллов). Максимальное количество баллов в обеих группах набрали девочки: в группе 7-милетних по 34 балла набрали 2 девочки, в группе 8-милетних 35 баллов – одна девочка. Максимальное количество баллов среди мальчиков в группе 7-ми лет 32 балла – 3 мальчика, в группе 8-ми лет 34 балла – один мальчик. Минимальное количество баллов в обеих группах набрали мальчики: в группе 7-ми лет один мальчик набрал 17 баллов, в группе 8-ми лет 22 балла – один мальчик. Минимальное количество баллов среди девочек (24 балла) получили 2 девочки по одной в каждой группе.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что в группах обследованных детей:

  • мальчики тратили на выполнение задание в среднем меньше времени, чем девочки;
  • общее количество баллов, полученных девочками при выполнении задания в среднем, а так же по абсолютному максимуму больше, чем у мальчиков;
  • при сравнении групп обследованных детей 7-ми и 8-милетнего возраста, общее количество баллов, полученных при выполнении задания, не претерпело значительного изменения;
  • дети более старшего возраста чаще сомневаются в правильности принятого ими решения и склонны, в связи с этим, менять свои ответы.