Проблемы взаимоотношений "Учитель-Родитель"

Документ содержит информацию описывающуя причины возникновения конфликтов между учителем и родителем, даёт рекомендации учителям по улаживанию конфликтных ситуаций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблемы взаимоотношений «Учитель-родитель»

                Семья и школа – это берег и море. На берегу ребенок

                      делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни,

а потом перед ним открывается необозримое море знаний,

                      и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит,

        что он должен совсем оторваться от берега. . .

 Л. А. Кассиль

Основная и главная задача педагога - сделать семью своим союзником, единомышленником, создать демократичный стиль отношений. Он должен обладать большим терпением и тактом. Порой с родителями работать значительно труднее, чем с детьми.

Случается, что между учителями и родителями школьников складываются непростые, а порой даже конфликтные взаимоотношения. Общение учителя с родителями учащихся влияет на процесс формирования личности ребёнка, на процесс обучения.

Конфликты родителей и учителей: почему они возникают

и как их уладить?

Казалось бы, этим сторонам делить нечего: и та и другая действуют в интересах и во благо ребенка. Но они все равно конфликтуют, причем довольно часто. Как действовать  каждый родитель решает сам. Одни постоянно скандалят с несговорчивым учителем, другие идут жаловаться директору школы или в управление образования, третьи забирают ребенка и, хлопнув дверью, уходят в другую школу. Но, может быть, для начала стоит поискать компромисс?

Любой учитель знает, что самые неприятные, изматывающие и безвыходные конфликты бывают с родителями. Возможно, потому, что о проблеме члены семьи узнают только со слов ребенка, а выяснить все детали и поговорить со всеми участниками неприятного инцидента сию минуту не могут.

Формально учителю и родителям делить нечего: обе стороны должны заботиться о благе ребенка. Но в жизни эта схема мгновенно рассыпается под грузом объективных и субъективных факторов. Слова о том, что первейшая задача учителя — это обеспечение нормального развития каждого ребенка, почти всегда остаются только лозунгом. На самом деле от учителя требуют прохождения программы и дисциплины в его классе.

С родителями тоже не все так просто. Из самых лучших побуждений они иногда выбирают для своего ребенка то, что ему совсем не подходит.

Третий участник конфликта, по поводу которого, собственно, и разгорается сыр-бор,  это ребенок, ученик. Удивительно, но его отношение к проблеме очень часто вообще не выясняют. Он бы уже и рад все прекратить и забыть, а взрослые вошли в раж, втянулись во взаимные обвинения, совершенно не думая о том, что только усугубляют дискомфорт ребенка.

 

Если хочешь, чтобы что-то было сделано хорошо, сделай это сам

Школьный конфликт похож на любой другой. И для его разрешения можно попытаться повлиять на ситуацию или выйти из нее. Отличие же от семейных ссор и производственных интриг заключается в том, что в этом случае за своего ребенка решают родители, а расплачиваться за этот выбор и за результаты  действий родителей будет он.

Влиять на ситуацию можно по-разному. Некоторые родители предпочитает откровенное давление: скандал после уроков, жалоба администрации или угроза пожаловаться. Реакция на такое поведение возможна следующей: даже робкий учитель, который не будет откровенно отыгрываться на ребенке, бессознательно проявляет свою неприязнь в интонациях, формально безобидных замечаниях, которые очень чутко улавливают дети. А уж они не упустят момента поддеть того, кто находится в конфронтации с учителем.

Может произойти и так, что раздраженный учитель вполне сознательно начинает отыгрываться на ученике. У учителя достаточно средств и власти, чтобы сделать пребывание  ребенка в классе невыносимым, абсолютно не выходя из формальных рамок.

Специфические причины конфликтов «Учитель-родитель»

Поводов для недовольства и претензий у родителей к школе хватает. Работая с родителями, педагог постоянно даёт оценку поступкам ребёнка, его успехам, удачам и неудачам в учёбе, отношению к своим обязанностям и т.д. В этих оценках должна соблюдаться корректность и мера.

Здесь надо помнить: оценивайте конкретный поступок, а не личность ребёнка в целом! Оценивая ребёнка, учитель тем самым даёт оценку и родителям. Не следует на публичных собраниях допускать разговора о слабых сторонах тех или иных детей. Лучше разобрать общие и актуальные для всех вопросы. В индивидуальной же беседе в тактичной форме, делая акцент на положительные характеристики ученика, раскрыть волнующую проблему и вместе с родителями наметить пути её решения. Особый дискомфорт на собраниях испытывают родители отстающих и трудных учащихся. Учителю необходимо всегда помнить «золотое правило»: относитесь к людям так, как бы Вы хотели, чтобы относились к Вам.

К сожалению, многие из учителей считают нормой «негативные высказывания». Учителям легче критиковать всё и вся, жаловаться, чем хвалить, поощрять и говорить о позитивном. Попробуйте хоть один день прожить в добре и оптимизме. Включите в свою речь как можно больше приятных слов, сопровождая их улыбкой, и вы увидите множество светящихся глаз, людей желающих выполнить любое ваше поручение.


Отметки

 Самая частая и, к счастью, не самая тяжелая причина конфликтов — это отметки. Некоторые родители очень болезненно реагируют на цифру, нарисованную в дневнике. Вообще-то страдания по этому поводу были оправданны, лишь, когда значение имел балл в аттестате. Другое дело, если вы считаете отметку показателем уровня знаний.

Перекладывание чужих обязанностей на учителей

Учителя, как правило,  обвиняют родителей в самоустранении от процесса обучения и воспитания детей, а родители в свою очередь, обвиняют учителей в предвзятом отношении к их ребенку и /или  в некомпетентности:

  • Со стороны родителей – это превалирование отцовского или материнского чувства. Учитель же осуществляет прежде всего свой социальный статус воспитателя. Однако служебно-официальный характер общения учителя с учениками, как правило, не дает результатов.
  • Причиной многих конфликтов также является неуважительное отношение учителей к своим ученикам, нежелание или неспособность увидеть в ученике союзника и партнера по совместной деятельности.
  • сохраняется противоречие между потребностью учителя в общественном признании и недостаточным вниманием общества к удовлетворению этой потребности. Оно является одним из ведущих противоречий, снижающих удовлетворенность работой и избранной профессией.

Сформированная у значительной части педагогов вера в непогрешимость собственного опыта, склонность доверять проверенным «на себе» решениям обедняет их способность к прогнозу, что приходит в противоречие с мобильностью современной ситуации, необходимостью перестройки всех сторон школьной жизни.

Если вы приняли решение уладить конфликт

  • Максимально тщательно выясните позиции всех заинтересованных сторон.
  • Решите для себя, какой выход из ситуации для вас предпочтителен.
  • Назначьте встречу с теми, кто заинтересован в разрешении конфликтной ситуации.
  • Изложите свой взгляд на проблему и сообщите, что вы со своей стороны готовы предпринять для ее решения.
  • Предложите остальным участникам разговора сделать то же.
  • Договоритесь о том, что можно считать промежуточным результатом ваших совместных действий и о том, когда вы вновь соберетесь для обсуждения этого результата.

   У родителей со школой отношения нередко бывают сложные... За все время многие так и не могут переступить через страх посещения родительского собрания, «индивидуальной консультации», на которую периодически приглашают учителя... Но любой родитель понимает – разобщенность со школой чревата непривлекательными последствиями для обеих сторон, не говоря о ребенке, который, как и в давние времена, является яблоком раздора этих двух социальных институтов – школы и семьи. Школа не всегда может удовлетворить все запросы родителей.

Взаимоотношения с родителями укрепляются, когда:

  •  учитель родителям старается дать то, что требуется и от них (выслушивает их проблемы, высказывает понимание и доброжелательность по отношению к их детям);
  •  учитель не забывает, что родители должны смотреть на школу глазами детьми (сначала устанавливает контакт с детьми, а затем с их родителями);
  •  учитель стремится раскрыть способности родителей в отдельных областях воспитания детей;
  •  учитель помнит, что нельзя родителям указывать, а тем более ругать их детей;
  •  учитель надеется на победу добра в душе ребенка;
  •  учитель делится накопленным педагогическим опытом.

  Учитель и родители должны быть союзниками и только в этом случае они будут «на стороне» ребенка. А вот родителю найти союзника в учителе, а учителю в родителе - совсем нелегко. Этому не учат ни педагогов, ни родителей.

Рекомендации:

  1. На  собрании поднимайте вопросы общего характера, важные для всех. Все проблемы, связанные с  ребенком, целесообразнее обсудить в индивидуальной беседе с родителем. Однако лучше для такой беседы выбрать специальное время, так как после собрания полноценного разговора может не получиться, какие-то нюансы останутся невыясненными.

  1. Не стоит избегать конфликтов. Неразрешенный своевременный конфликт, так же как и вовремя не излеченная болезнь, через определенный период времени может дать серьезные осложнения, поэтому надо своевременно вскрывать назревшие противоречия, ставить правильный диагноз « болезни» и находить способы « выздоровления». Инициатива в урегулировании конфликта должна принадлежать педагогу, как более профессионально подготовленному.

  1. Желательно после уроков наедине побеседовать  с ребенком. В такой беседе очень важно избегать оценки его личности. Говорите о вашем отношении к ситуации, а не к личности ребенка.

  1. Очень важно показать ребенку, что вы его замечаете. Обратитесь к нему по имени, ласково, без замечаний. Ваше внимание снизит у него чувство тревоги.