«Система работы по профилактике синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов» (авторская разработка)

Качалова Ирина Викторовна

Профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты, что приводит к эмоциональному истощению педагогов, известному как «синдром эмоционального выгорания». Это сопровождается раздражительностью, переходу к давлению на детей, проявлению  нетерпения и гнева,    эмоциональной  и личностной  отстраненностью, неудовлетворенностью собой. В этой связи   возникла необходимость спроектировать систему работы по оптимизации социального компонента образовательной среды, а именно по профилактике эмоционального выгорания  педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publikatsiya_sistema_raboty.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №34 «Золотая рыбка»

Г.о. Тольятти

 «Система работы по профилактике синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов»

(авторская разработка»

подготовила

 педагог-психолог

Качалова Ирина Викторовна

Тольятти

2014

Профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты, что приводит к эмоциональному истощению педагогов, известному как «синдром эмоционального выгорания». Это сопровождается раздражительностью, переходу к давлению на детей, проявлению  нетерпения и гнева,    эмоциональной  и личностной  отстраненностью, неудовлетворенностью собой. В данном контексте педагоги ДОУ № 34 не являются исключением.

Была проведена экспертиза психолого-социальной организации образовательной среды  ДОУ,  с целью осознание «проблемных зон» в психоэмоциональном состоянии педагогов и дальнейшем планировании мероприятий по оптимизации деятельности, распределении ресурсов. В ходе работы получены следующие результаты: сложившийся синдром «эмоционального выгорания» выявлен у 17% педагогов, в фазе формирования синдром  находится у 70% опрошенных. Кроме того,  у 76% педагогов наблюдается повышенный и умеренный  уровень социальной фрустрированности (неудовлетворённости) различными аспектами жизнедеятельности: взаимоотношения с коллегами по работе, проведением досуга, взаимоотношениями с  субъектами своей профессиональной деятельности (детьми, родителями, администрацией).

В этой связи   возникла необходимость спроектировать систему работы по оптимизации социального компонента образовательной среды, а именно по профилактике эмоционального выгорания  педагогов.

В своей практике я постепенно пришла к созданию системы работы с педагогами. Сначала это были небольшие сообщения на педагогических советах,  потом я стала использовать любую возможность при общих сборах педагогов (педсоветы,  совещания) для проведения мини-тренингов с использованием экспресс-диагностики и практических упражнений здоровьесберегающей тематики. Материал накапливался. Главным стимулом стали воодушевленные отклики самих педагогов, действенная обратная связь, что подтвердило правильность выбранного мною направления,  необходимость работы по данной тематике.

На сегодняшний день мне кажется логичным объединить весь накопленный опыт в единую систему по профилактике эмоционального выгорания педагогов.

Деятельность психолога в данном направлении включает в себя следующие этапы работы: психопросвещение, психодиагностику, психопрофилактику, консультативную деятельность.

 Была разработана программа «Профилактика эмоционального выгорания  в профессиональной деятельности педагогов» с целью предупредить возникновение синдрома эмоционального выгорания у педагогов  через реализацию программы психопрофилактической направленности.

 Работа по  данной программе рассчитана на встречи с коллективом в течение всего учебного года,  с частотой встреч – 1раз в  две недели. Основной этап  программы преследует своей целью отработку основных программных задач. Это становится возможным при последовательном прохождении следующих тематических блоков:

  • Эмоциональное состояние педагога;
  • Негативные эмоции и способы освобождения;
  • Позитивное самовосприятие;
  • Заключительный «В добрый час».

Темы встреч самые разнообразные: «Эмоциональное выгорание», «Психологическое здоровье», «Кто я?», «Негативные эмоции», «Нас ждут перемены», «Позитивное мышление»,  «Саморегуляция» и т.д.

Кроме этого, разработана и реализована система мероприятий,  повышающая значимость педагогической профессии. С целью сохранения психологического здоровья педагогов,  повышения  удовлетворенности трудом, снятия эмоциональное напряжение был создан профессиональный клуб педагогов. Клуб имеет свою символику, клубную песню, гимн профессионального клуба. Сейчас объявлен конкурс на его название. Заседания клуба проходят 1-2 раза в три месяца. Каждую встречу стараемся сделать праздником общения. В рамках клуба проводятся круглые столы, психологические практикумы,  бал к празднику День учителя, совместные вечера и отдых, поездки с детьми, участие в спортивной жизни города, праздники и дни рождения.

 Совместно с администрацией была разработана и введена  система поощрений педагогов: премии по итогам года и участию в методической работе, благодарность в приказе, ценный подарок, отгул, направление на престижные курсы переподготовки и повышения квалификации, дополнительные дни к отпуску, рекомендации обобщения опыта данного педагога, представление к награждению.

Для педагога не всегда самыми важными являются материальные стимулы, но не менее значимы и моральные.  Администрация  способствует психолого-педагогическому образованию педагога, повышению его квалификации, это даёт возможность каждому  проявить себя, попробовать свои силы, получить удовлетворение от профессии. Способности  в признании, самоутверждении, самовыражении  педагогов служат такие интересные формы работы, предполагающие различный статус и форму участия:  педагогические чтения,  смотр педагогических достижений, ежегодный конкурс "Учитель года", праздник "Открытие года", который станет подведением итогов года, представит удачи, успехи, заслуги педагогов и их воспитанников.

В рамках психоконсультирования проводится индивидуальное консультирование педагогов по проблемам личностного характера, по  организации воспитательно-образовательного процесса, проблемам взаимоотношений с детьми, коллегами, администрацией, тем самым оказывается помощь в разрешении конфликтных ситуаций в группе, налаживаются взаимоотношения с детьми и родителями.

После двух лет апробации данной системы, можно говорить о первых позитивных результатах: снижение доли педагогов   с доминирующими симптомами ЭВ нам 8% и   увеличение на 12% уровня удовлетворённости различными аспектами жизнедеятельности, Проведение  психологической работы по профилактике СЭВ помогло нашим сотрудникам справиться с негативными эмоциональными и личностными проявлениями, найти собственные ресурсы, получить заряд положительной энергии и, главное, найти плюсы в своей нелегкой работе педагога.

Конечно, мы далеки от полного решения проблемы профессионального выгорания, но ведь это остается проблемой даже для профессионалов. Но мы хотим, чтобы наши педагоги, сотрудничая с нами, поняли справедливость слов эксперта по профессиональным стрессам Гари Чернисса "Мы не можем быть большим, чем мы есть…, но то, что мы есть, намного больше, чем мы думаем".

Список использованной литературы

  1. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб: Питер, 2005.
  2. Глауберман Д. Радость сгорания: как конец света может стать новым началом. – М.: ООО Издательство «Добрая книга», 2004. – с.368
  3. Малых С.Б., Кутузова Д.А. Психолог и стресс.// Вестник практической психологии образования. - № 1. – 2004.- С. 28-33.
  4. Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал. – М.: “Дело”, 1994. – с. 216
  5. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. – М.: Изд-во “Эксмо”, 2005.