трудности адаптации 5 класс

Караулова Ольга Васильевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trudnosti_v_adaptatsii_5_kl.doc64.5 КБ
Файл stsenariy_den_semi_.docx35.27 КБ

Предварительный просмотр:

Тема собрания: Трудности адаптации пятиклассников к школе.

Люди вместе могут совершить то, чего не могут в одиночку: единение умов и рук, сосредоточение сил может стать почти всемогущим.

Д. Уэбстер.

Задачи собрания:

  1. Познакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к обучению в пятом классе.
  2. Предложить практические советы по адаптации ребенка к школе.

 Основные вопросы для обсуждения:

  1. Физиологические трудности адаптации пятиклассников к школе.
  2. Психологические трудности адаптации пятиклассников к школе.
  1. Система взаимоотношений с ребенком в семье в период адаптации к школьному обучению.
  1. Родительский практикум по проблеме.

Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства — стабильным периодом развития в жизни ребенка. В пятом классе ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах.

Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются — тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат — у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит.

Причины плохой адаптации в 5-м классе:

  1. Разные требования со стороны учителей-предметников, необходимость все их учитывать и выполнять
  2. Большой поток информации, незнакомые термины, слова. Нужно научить пятиклассника пользоваться справочниками и словарями, а также научить спрашивать о значении непонятных слов у взрослых.
  3. Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы, а классному руководителю не удается уделить всем необходимое внимание.
  4. Все переживания этого возраста естественны и помогают ученику взрослеть, поэтому родителям и учителям надо просто быть внимательнее и добрее к ребятам в новом периоде их школьной жизни.

Обсуждение вопроса «Физиологические проблемы пятиклассников и условия адаптации учащихся к школе»

Физиологическая перестройка организма подростков сопровождается повышенной утомляемостью. Вначале появляется повышенная двигательная активность, а затем сильная возбудимость или сонливость. Ясно, что все это неблагоприятно сказывается на его поведении. По наблюдениям ученых, у младших подростков в утомленном состоянии (чаще во второй половине дня) наблюдаются немотивированные поступки, поединки, стремление поступать вопреки чужой воле, упрямство, проявления раздражительности.

Так, в известной книге «О подростках» А. И. Краковский пишет: «В период обучения в 5 классе упрямиться стали учащиеся в среднем в 6 раз чаще, чем наблюдалось в 4 классе; в 10 раз возросло количество случаев противопоставления себя учителям; в 7 раз увеличилось число ребят, в поведении которых проявилось стремление поступить вопреки чужой воле; в 9 раз чаще наблюдалось бравирование недостатками и в 5 раз чаще - своеволие; наконец, в 42 раза больше стало недостаточно мотивированных поступков». Мы должны учитывать, что подросток впадает в это состояние не по своей вине и не по своей воле, чаще всего он и не осознает своего состояния, а мы с вами не вправе требовать от него способности к исчерпывающей и постоянной самооценке.

Каковы же признаки утомляемости ребят?

При незначительном утомлении внимание сосредоточенное, отвлекаются редко; поза непостоянная, потягивают ноги, выпрямляют туловище; движения точные; проявляют живой интерес к новому материалу, задают вопросы.

При значительном утомлении внимание становится рассеянным, начинают часто отвлекаться; часто меняют позы, поворачивают голову в стороны, поддерживают голову руками, облокачиваются; проявляют слабый интерес к новому материалу, вопросы не задают.

При резком утомлении внимание ослабленное, реакция на новые раздражители отсутствует; стремятся положить голову на стол, вытянуться, облокотиться на спинку стула.

Рекомендации для родителей

  • Необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, создание условий для двигательной активности детей между выполнением домашних заданий.
  • Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, соблюдение светового режима.
  • Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук.
  • Обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей. Организация правильного питания ребенка.
  • Забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности, создание в доме спортивного уголка, приобретение спортивного инвентаря: скакалки, гантели и т. д. Активное участие членов семьи в развитии двигательной активности ребенка.
  • Воспитание самостоятельности и ответственности ребенка как главных условий сохранения здоровья.

Во избежание  «Психологические проблемы адаптации пятиклассников к школьному обучению и условия их успешного преодоления» можно дать следующие рекомендации:

Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.

  • Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.
  • Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.
  • Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).
  • Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.
  • Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.
  • Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.
  • Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка.
  • Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.

Пятиклассники должны :

  • Уметь общаться с одноклассниками,
  • иметь свое мнение и формировать его с учетом мнения других,
  • уметь поддерживать отношения, уважая одноклассников;

  • Уметь распределять и планировать свое время,
  •  проявлять самостоятельность в своих делах
  •  в случае необходимости обращаться за помощью к взрослым;

  • Стараться учиться,
  •  стремиться овладевать знаниями,
  •  уметь заниматься самостоятельно;

  • Уметь дружить,
  • общаться уважительно (вежливо ) с мальчиками и девочками,
  • самостоятельно разрешать возникающие конфликты;

Обладать навыками самообслуживания:

  • личная гигиена,
  • подготовка к уроку и сбор вещей после него,
  • дежурство в классе,
  • выполнение поручений;

Уметь общаться со взрослыми: врачом, продавцом и т.д.

  • Иметь постоянные обязанности дома,
  •  выполнять их без напоминания,
  •  помогать родителям;

  • Уметь предвидеть последствия собственных действий,
  •  делать безопасный правильный выбор.

Правила общения с ребенком:

Выражайте недовольство  отдельными действиями, но не личностью;

Осуждайте  действия, но не его чувства, какими бы нежелательными или «неположительными» они ни были;

Позволяйте ребенку сталкиваться с отрицательными последствиями его действий или бездействий. Только тогда он будет  «ВЗРОСЛЕТЬ», становится сознательным.

Если ребенку трудно и он готов принять Вашу помощь, обязательно помогите ему, но не полностью, а частично: большую часть предоставьте делать самому;

Соизмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка;

Постепенно снимайте с себя  ответственность за личные дела ребенка: пусть он чувствует себя ответственным за их выполнение;

Уважайте других детей.

Помните : 

если Ваш ребенок – личность, то другой – такая же личность;

О своих чувствах говорите ребенку от первого лица, сообщайте ему о своих переживаниях, а не о нем, его поведении.

Ориентировочное распределение  видов деятельности  пятиклассника в сутки.

1.Учебные и факультативные занятия - 2-2,5 часа

2.Учебные занятия дома ( с учетом перерывов) – 2-2,5 часа

3.Подвижные игры и спортивные развлечения – 2-3 часа

4.Внеклассные и внешкольные занятия, творческая деятельность, общественно-полезный труд, помощь семье, чтение художественной литературы – 1-2 часа

5.Утренняя гимнастика, закаливание. Прием пищи , туалет – 2-2,5 часа.

6. Сон ночной – 9-10 часов



Предварительный просмотр:

Сценарий праздника «Семейный перезвон»

В семейном кругу мы с вами растем,

Основа основ родительский дом

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты входил из семьи.

Семья – это то, что с тобою всегда,

Пусть мчатся секунды недели, года.

Но стены родные, отчий твой дом,

Сердце навеки останется в нем!

Ведущий: Добрый день уважаемые гости! Мы рады видеть вас в нашей школе на празднике, посвященном Дню семьи. Семья – самое главное в жизни каждого из нас. Семья - это близкие и родные люди, те о которых мы заботимся, кому желаем добра и счастья.

Сегодня мы будем участниками любимых телепередач, получим заряд бодрости, блеснем эрудицией! И будет помогать нам в этом наше жюри (представление жюри).

Итак, маленькая разминка. Какие бывают семьи?

Семьи бывают (на букву «С») – счастливые, славные, спортивные …

Семьи бывают (На букву «Е») – единственные, единомыслящие…

Семьи бывают (на букву «М») – милые, маленькие, многодетные, музыкальные…

Семьи бывают (на букву «Я») – яркие, ясные…

Как появилось слово «семья»?

Когда-то о нем не слыхала земля.

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

-Сейчас я тебе 7 вопросов задам:

Кто деток родит мне, богиня моя?

И Ева тихонько ответила: - «Я».

- Кто платье сошьет, постирает белье,

Меня приласкает, украсит жилье?

Ответь на вопросы подруга моя.

«Я, я, я, - Ева молвила, - я».

И так на земле появилась СЕМЬЯ!

Итак, начинаем первый конкурс – творческое представление семьи. ( Каждая семья рассказывает о себе)

1. Телепередача КВН (звучит заставка)

Как хорошо на свете, когда родятся дети,

И слышится повсюду веселый, звонкий смех.

Встречает вместе праздник и тихий и проказник,

Ребенок каждый для мамы лучше всех!

  1. Телепередача «Устами младенца» ?

Высказывания детей – взрослые отгадывают.

- Это когда все вместе – мама, папа, бабушка, дедушка – (СЕМЬЯ)

- В семье это самое дорогое, ее берегут, передают из поколение в поколение – (СЕМЕЙНАЯ  РЕЛИКВИЯ)

- Самый нежный, самый добрый, самый любимый человек для всех людей на свете – (МАМА)

- Место, где мы бываем все вместе – (ДОМ)

- Это такое маленькое, пищащее, доставляющее много хлопот, но его все равно все любят – (РЕБЕНОК)

- Она вяжет всем носки и печет самые замечательные пирожки и булочки – (БАБУШКА)

- В них играют все дети – (ИГРУШКИ)

- Это не человек, но его любят все члены семьи – (ДОМАШНЕЕ ЖИВОТНОЕ)

Ведущий:

Простим сегодня все ошибки,

Но не отсутствие улыбки.

Лицо без улыбки – ошибка!

Да здравствует смех и улыбка!

3. Телепередача «Ералаш»

А теперь мы проверим ваше чувство юмора.

Однажды господин спросил своего слугу:

«Почему мои сапоги не вычищены»?

Слуга ответил: «Вы же собрались гулять, так я и подумал – они все равно станут грязными.

Господин – слуге: «Тогда собирайся, пойдешь со мной.

Слуга ответил: «Я еще не завтракал»

Что ответил господин слуге? (“Не беда, всё равно опять проголодаешься”)

Концертный номер.

Дом, в котором мы живем, самый лучший в мире дом.

Память добрую о нем мы всю жизнь в сердцах несем.

Пусть тепло и добрый свет будут в нем на тысячу лет!

  1. Телепередача «Фазенда»

Конкурс «Герб моей семьи»

Ведущий: У каждого человека должен быть дом, и не просто крыша над головой, а место, где тебя любят и ждут, где человеку тепло и уютно. Семья – это маленькое государство, а у каждого государства есть герб. Задание - придумать герб для своей семьи. (На столе все необходимое – цветная бумага, ножницы, клей.)

Концертный номер.

  1. Телепередача «Минута славы»

(выполнение домашнего задания) (частушки или песня или…)

  1. Телепередача «Своя игра»

Вопросы представителям команд. (за каждый правильный ответ 1 балл)

  1. Мальчик, у которого самый лучший в мире друг? (МАЛЫШ)
  2. Прозвище дяди Степы? (КАЛАНЧА)
  3. Герой русской народной сказки, путешествующий на печи? (ЕМЕЛЯ)
  4. Содержимое Страшилы? (СОЛОМА)
  5. Крокодил, друг Чебурашки. (ГЕНА)
  6. Сколько желаний старика исполнила Золотая рыбка? (ТРИ)
  7. Шарманщик, смастеривший Буратино? (ПАПА КАРЛО)
  8. Музыкант из цветочного города? (Гусля
  9. Царь из сказки А. Пушкина (САЛТАН)
  10. Крыса старухи Шапокляк? (ЛАРИСКА)
  11. Оружие железного дровосека? (ТОПОР)
  12. Почтальон деревни Простоквашино? (ПЕЧКИН)
  13. Пантера, друг Маугли) (БАГИРА)
  14. Кто потерял хрустальную туфельку? (ЗОЛУШКА)
  15. Какой волшебный предмет был у Алладина? (ЛАМПА С ДЖИНОМ)
  16. Кто попал в Зазеркалье? (АЛИСА)
  17. «Бедный поп подставил лоб» Кому? (БАЛДЕ)
  18. Второе название скатерти? (САМОБРАНКА)
  19. Что попало Каю в глаз? (ОСКОЛОК ЗЕРКАЛА)
  20. Кукла из театра Карабаса Барабаса? (МАЛЬВИНА)
  21. Веселый человек – луковка? (ЧИППОЛИНО)
  22. Лиса – спутница кота Базилио? (АЛИСА)

Задание детям – продолжить пословицу.

Кто в радости живет, того кручина… (НЕЙМЕТ)

Когда семья вместе, так и душа…(НА МЕСТЕ)

Дети не в тягость а в … (РАДОСТЬ)

Мешай дело с бездельем, проводи время с… (ВЕСЕЛЬЕМ)

Кто весел, а кто нос…(ПОВЕСИЛ)

За шутку не сердись, а в обиду… (НЕ ДАВАЙСЯ)

Радость не вечна, печаль…(НЕ БЕСКОНЕЧНА).

Концертный номер

  1. Телепередача «Угадай мелодию» (для родителей, выбираются представители команд).
  1. Песня о зеленом насаждении, приходящем к людям один раз в году. (В лесу родилась елочка)
  2. Песня о ленивом мальчике с большой ложкой. (АНТОШКА)
  3. Песня о выражении лица, от которого всем становится теплей. (УЛЮБКА)
  4. Песня о лошадках, на которых нельзя прокатиться. (ОБЛАКА)
  5. Песня большого оптимиста о небольших неприятностях. (КОТ ЛЕОПОЛЬД)
  6. Песня о путешествии на льдине в поисках мамы. (МАМОНТЕНОК)
  7. Песня о безразличии к погодным условиям при наличии рядом надежных друзей. (ЕСЛИ С ДРУГОМ ВЫШЕЛ ПУТЬ)

Концертный номер

  1. Телепередача «Что, Где, Когда?»

Вносится «черный ящик».

Ведущий: В «черном ящике лежит то, что индейцы майя называли ЧИКЛЕ.

Они делали это из тягучего вкусного сока дерева САППОДИЛА. Одни это очень любят, а другие терпеть не могут. В Сингапуре продажа этого запрещена, и это отпускается только по рецепту врача. Один американский бизнесмен в качестве рекламы давал это бесплатно при покупке мыла и муки. И вскоре это стало очень популярно по всему свету.

ЧТО В «ЧЕРНОМ ЯЩИКЕ»? (Жевательная резинка)

  1. А сейчас мы две телепередачи соединим вместе. КАКИЕ? Угадать заставки (Телепередача «В мире животных» «Самый умный»)

Мы определим, кто умнее наших учеников? – Их родители?

(На вопросы на листочках отвечают отдельно взрослые и дети»)

1- У кого усы длиннее, чем ноги? (У ТАРАКАНА)

2- Кто становится выше, когда садится? (СОБАКА)

3- Какой мультяшный герой говорит : «Давайте жить дружно!» (КОТ ЛЕОПОЛЬД)

4- Пингвин – птица или зверь? (ПТИЦА)

5- Кто спит головой вниз? (ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ)

6- Какое созвездие идет после Водолея? (РЫБЫ)

7- Сколько ног у паука? (ВОСЕМЬ)

8- Кто такая Матильда из мультика «Малыш и Карлсон»? (КОШКА)

Ведущий:

Любите и цените счастье,

Оно рождается в семье.

Что может быть его дороже

На этой сказочной земле!

8. Телепередача «Модный приговор» Этот конкурс мы назвали «Осенний бриз»

Учащиеся демонстрируют вечерний наряд. (Под музыку «Осенний джаз»)

Ведущий: нелегко нашему жюри будет оценить следующий конкурс. Все наши участники и участницы старались быть романтичными, загадочными и изысканными.

Ведущий:

В семейной жизни всем желаем счастья!

Пусть ваши дети крепко любят вас.

Пусть стороной вас обойдут ненастья,

И солнечным пусть будет каждый час.

Всем нам счастья, мира и добра,

Пусть радость царит в наших семьях всегда!

Концертный номер

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Награждение по номинациям

«Самая дружная семья»

«Самая творческая семья»

«Самая интеллектуальная семья»

«Самая музыкальная семья»

«Самая артистичная семья»

«Самая необыкновенная семья»

Ведущий: Что такое семья? Семья – это не просто родственники, которые живут вместе. Нет ничего дороже семьи.

Семья – это то, что мы делим на всех,

Всем понемножку: и слезы и смех,

Взлет и паденье, радость, печаль,

Дружбу и ссоры, молчанья печать.

Семья – это то, что с тобою всегда.

Пусть мчатся секунды, недели, года,

На стены родные, отчий твой дом –

Сердце навеки останется в нем!

Большое спасибо за активное участие в нашем вечере. Я надеюсь, что такие вечера станут традицией в нашей школе.

Всем спасибо за вниманье,

За задор и звонкий смех.

За огонь соревнованья,

Обеспечивший успех.

Вот настал момент прощанья,

Будет краткой наша речь,

Мы говорим Вам:

«До свидания, до новых встреч!»

Классный час «Уроки семьи и семейных ценностей»

Класс: 6 б

Задачи: способствовать формированию представлений о жизненном идеале семьи; учить вырабатывать собственную тактику принятия решений и способность видеть за отдельным фактом явление жизни, развивать мышление, речь, воображение, соблюдение семейных традиций.

Сама позиция наставника должна быть философической по отношению к жизни как величайшей ценности. Использование игр имеет одно ключевое направление: заставляет воспитанников осмысливать жизнь и свое отношение к ней.

Актуальные вопросы для обсуждения с детьми:

  1. Что для тебя означает понятие семья?
  2. Какая семья считается счастливой?
  3. Требует ли жизнь в семье большого творчества?
  4. Как понимать родных тебе людей и быть ими понятым?

Подготовительный этап:

Используемый реквизит: листы бумаги, ручки, ручки бумажные, наградные жетоны. Оформление доски. Плакат с контурами Дома, куда будут прикрепляться ручки. Эпиграф: «Семья вся вместе - душа на месте»

«Из россыпи народной мудрости»:

  1. Где в семье согласие, там и дети хорошо воспитываются!
  2. Стать родителями легко. Быть родителями, напротив, трудно. (В.Буш)
  3. Отношение к детям – безошибочная мера духовного достоинства человека. (Янка Брыль)
  4. Любовь и уважение к родителям без всякого сомнения есть чувство святое. (В.Г.Белинский)
  5. Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности. (А.С.Пушкин)
  6. Любовь к родителям – основа всех добродетелей. (Цицерон)
  7. Родителей слушать – горя не знать!
  8. Кого в детстве воспитаешь на того в старости и обопрешься!
  9. При солнце тепло, при родителях хорошо!
  10. Береги отца с матерью: других не найдешь

Алгоритм деятельности:

Звучит тихая музыка Учитель: Здравствуйте дети, гости. Сегодня в рамках недели «островок тепла» мы проводим с вами классный час под названием «уроки семьи и семейных ценностей».

Семья – это родные друг другу люди, живущие вместе. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье – кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет, защитит? Конечно же, родные нам люди: мамы, папы, бабушки, дедушки, братья, сестры – наша семья, самые близкие и дорогие нам люди, наша опора на всю жизнь.

Перед вами лежат ладошки.

Задание: опишите вашу семью, в которой вы живете, какая она? В каждый пальчик необходимо вписать слова - характеристики.

Учитель: Посмотрите на доску. На ней - силуэт дома, символ семейного очага, ведь недаром говорят: моя семья – моя крепость. Теперь вам необходимо выйти зачитать о своей семьей и прикрепить свою ладошку.

- Как вы думаете, почему руки? (ответы детей) (умелые руки, рука взаимопомощи, мамины руки, ласковые руки…)

Викторина

Вопросы:

Как говорят о тех, кто разглашает внутренние семейные неприятности и ссоры? (Выносить сор из избы.)

Вот русская пословица: «Жить для себя – тлеть, для семьи – … (пропущен глагол), а для народа – светить». Назовите пропущенный глагол. (Гореть.)

Это дорогое всем слово есть практически во всех славянских языках. В сербском и словенском языках оно имеет значение «хороший урожай». В чешском, словацком и польском оно означает «семья». Что это за слово? (Родина.)

Какая птица спасла Дюймовочку от свадьбы с кротом? (Ласточка.)

В какой сказке Андерсена нарушено право ребёнка: «Дети имеют право жить со своими родителями, и никому не позволено их разлучать»? («Снежная Королева». Из дома бабушки Снежная Королева увезла маленького Кая в свой ледяной дворец.)

В какой сказке К.И. Чуковского именины заканчиваются свадьбой? («Муха-Цокотуха».)

Геометрический символ брака – это… (Два кольца.)

Назовите самую семейную геометрическую фигуру. (Круг. Тесный семейный круг, в семейном кругу.)

Ребенок моего отца, мне не брат. Кто это? (Моя сестра.)

Меня зовут Юра. У моей сестры только один брат. Как зовут брата моей сестры? (Юра.)

Самые семейные грибы – это… Какие? (Опята.)

Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приемного родственника? (Мать-и-мачеха.)

В каком месяце отмечается Международный день семей? В мае;

Учитель. Послушайте стихи поэтессы Л. Сусловой.

А дом заставленный добром, - еще не дом.

И даже люстра над столом, - еще не дом.

И на окне с живым цветом - еще не дом.

Когда вечерняя сгустится темнота,

Так эта истина понятна и проста-

Что от ладоней до окна наполнен дом

Твоим теплом.

Мне не хватает теплоты, -
Она сказала дочке.
Дочь удивилась:
Мерзнешь ты
И в летние денечки?
Ты не поймешь, еще мала, -
Вздохнула мать устало.
А дочь кричит:
Я поняла! -
И тащит одеяло.

Учитель. О какой теплоте говориться в этих отрывках? (душевной)

В крепкой, дружной семье каждый берет на себя какие-то обязанности – зарабатывает деньги, ходит в магазин за покупками, готовит, стирает, убирает, организует отдых и т. д. Если есть необходимость, один член семьи приходит на помощь другому. Каждый стремится помочь в силу своих возможностей члену семьи, у которого возникли проблемы. Такой семье не страшны никакие неприятности, в такой семье есть душевное тепло и взаимопонимание.

Задание «Для моих родных»

Перед вами лежат листочки, напишите на них всех членов своей семьи. Под каждым вашим родственником запишите четыре вещи, которые он любит.

(Ученики записывают на листе имена всех членов своей семьи и под каждым именем - минимум четыре вещи, которые любит тот или иной член их семьи. После чего говорят об этом вслух).

- Сейчас вам нужно перевернуть листок и на обратной стороне написать тех же самых родственников и под каждым из них, то, что вы можете сделать для того, чтобы доставить ему радость.

(Учащиеся пишут, а потом каждый говорит).

- Посмотрите на ваш лист, как вы думаете, для чего мы это написали. Что это такое? … Да действительно, мы составили для каждого из вас план любви для всей семьи.

Крепкая, дружная семья всегда была идеалом для каждого поколения. Сколько пословиц народ сложил о семье. Внимание на доску. Вам тоже придется сложить пословицы, т.е. расшифровать их.

На доске:

1. ЯСТЮАРИБОС ЙЕН К ЕСВ, ОДНОЛОХ КАК: АКЧЕП – ЯЬМЕС

2. ТЕН ЫДЖУН И КАТ, ТЕВОС АД ЬВОБЮЛ ЕЬМЕС В

Ответы.

Семья – печка: как холодно, все к ней собираются.

В семье любовь да совет, так и нужды нет.

Сейчас я прочту вам правила, существующие в некоей семье, скажем, Ивановых. Послушайте их и скажите, какие правила вы, будучи взрослыми и уважаемыми главами своих семейств, не сочли бы возможным ввести в обиход вашей семьи.

  1. Родители контролируют школьные дела детей.
  2. Каждый член семьи имеет свои обязанности.
  3. Родители каждую неделю выдают детям небольшую сумму денег на карманные расходы.
  4. Дети имеют право без ограничений смотреть телевизор.
  5. При подготовке к семейным праздникам каждый член семьи вносит свое посильное участие.
  6. Родители не обязаны знать, чем занимаются дети в свое свободное от занятий время.
  7. Старшие дети оказывают помощь младшим, в отсутствие родителей присматривают за ними.

Учитель. Будни это тяжелый труд всех членов семьи. Взаимовыручка, взаимопомощь, понимание и .т.д. Но в семье как же праздников. В каждой семье справляют праздники. Наряду с традиционными, т.е. такими, которые празднует вся страна, у каждой семьи есть свои собственные. Давайте; поиграем.

Игра: Кто последним назовет семейный праздник, тот – победитель. (День рождения, день бракосочетания, проводы в армию, новоселье, вручение аттестата об окончании школы, день первой зарплаты, поступление в первый класс, прощание с детским садом, прощание с начальной школой, покупка дачи, автомобиля, победа в конкурсе...)

Учитель: Удача празднования зависит не только от подаваемых кушаний и напитков, но и от царящей при этом атмосферы, приятная остроумная беседа, непринужденное веселье, радостное оживление - вот непременные спутники. Конечно, многое зависит от гостей, но главную роль все же играют хозяева .

Задание. Скажите, а каких людей пригласили бы вы к себе в гости? Почему?

Учитель: По каким критериям окружающие могут составить мнение о вашей семье? (ответы детей).

Задание:

А теперь вообразите, что у вас, допустим, в Америке, объявилась дальняя родственница, которая прислала вам письмо и попросила рассказать о семье. Как вы оригинальным способом представите портрет своей семьи?

Подведение итогов. Награждение победителей.

АНКЕТА :

Перечислите всех членов семьи,живущих вместе с вами

  1. мама
  2. папа
  3. брат
  4. сестра
  5. бабушка
  6. дедушка
  7. тётя
  8. дядя

Какие семейные традиции вы соблюдаете?

  1. Посещение кино, театра, концертов
  2. Дни поминовения усопших
  3. Дни рождения
  4. Религиозные обряды (посещения церкви, посты, праздники . . )
  5. Гражданские праздники (Новый год, 8 Марта, 1 мая, 9 мая . . )
  6. Интеллектуальные конкурсы, викторины
  7. Совместные спортивные мероприятия, походы, экскурсии, поездки на природу
  8. Школьные праздники

Отметьте, какими увлечениями вы занимаетесь вместе с родителями

  1. Чтение книг
  2. Домашнее животное (уход, дрессировка)
  3. Живопись, рисование
  4. Шахматы
  5. Коллекционирование
  6. Рыбалка
  7. Спорт
  8. Шитьё, вышивка, вязание
  9. Сочинение стихов. сказок, рассказов

Какой труд объединяет вашу семью ?

  1. Общего труда нет, у каждого свое дело
  2. Уборка квартиры
  3. Работа в саду, на даче
  4. Ремонт квартиры
  5. Уход за маленьким ребёнком
  6. Уход за домашними животными

Собираете ли вы семейные советы для того, чтобы:

  1. Обсуждать проблемы воспитания детей
  2. Обсуждать покупки членов семьи
  3. Распределять работу по дому, ответственность
  4. Планировать отпуск
  5. Распределить бюджет семьи
  6. Семейные проблемы решаются в рабочем порядке, без специальных семейных советов