Программа "Школа приемных родителей"

Лазарева Ольга Геннадьевна

Программа «Школа приемных родителей» дает возможность кандидатам в приемные родители, опекуны, усыновители оценить свои ресурсы, осознать собственную готовность, принять взвешенное решение, подготовиться к приему ребенка, решению проблем, которые могут возникнуть после приема ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkoly_priemnykh_roditeley.doc215 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение Саратовской области

«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних

«Возвращение»

Утверждаю

 Директор  

ГБУ СО СРЦ «Возвращение»

______________Н.В. Севастьянова

______________________2013 г.

ПРОГРАММА

Педагог-психолог

Лазарева Ольга Геннадьевна

САРАТОВ 2013

Занятие 1.

Приемный ребенок: выбор сердца или разума.

1. Ритуал приветствия.

Участникам предлагается рассказать о своем решении взять приемного ребенка.

2. Мозговой штурм «Взять ребенка в семью: зачем?»

Цель: выявить ведущие, с точки зрения участников, мотивы приема ребенка в семью. Обсудить существующие стереотипные суждения. Выделить конструктивные и деструктивные мотивы; наметить возможности работы с деструктивной мотивацией.

Ход.

Каждую минуту несколько человек во всем мире принимают решение взять ребенка в семью.  Но лишь немногие из нас решаются стать приемными родителями.

1. Предложить участникам назвать как можно больше мотивов приема ребенка в семью. Записать их на ватмане.

2. Предложить участникам аргументировано ответить на вопрос, какие из перечисленных мотивов являются конструктивными (что они дают ребенку и родителям), какие являются деструктивными (интересы кого из детско-родительской пары игнорируются).

3. Обсудить с участниками возможности трансформации деструктивных мотивов в конструктивные.

Обсуждение.

Основной причиной создания приемной семьи является общая для всех потребность получать заботу и заботиться о других.

Желание взять ребенка возникает у всех по-разному.  Принимают детей в свою семью как от недостатка любви, общения и полноты жизни, так и от избытка этих чувств: из-за страха одиночества, отсутствия собственных детей, желания помочь, спасти пошатнувшийся брак, жажды перемен, сиюминутного порыва, намерения обеспечить себе поддержку в старости.

Поступки, продиктованные этими мотивами, далеко не всегда приводят к положительному результату.

Одно из распространенных заблуждений – что приемный ребенок поможет спасти семью. Появление ребенка в семье, из  которой ушло взаимопонимание, может ускорить ее распад.

Трудности могут возникнуть в семье, где только один из супругов желает взять ребенка.

Не все однозначно в семьях, куда детей берут из жалости: приемная семья лучше, чем детский дом. Мимолетная жалость пройдет без следа, когда с ребенком начнутся проблемы.

Тем, кто недавно потерял сына или дочь, не стоит стараться их заменить приемным ребенком.

Очень часто ребенка берут от одиночества. Однако потребности быть любимым недостаточно, чтобы ребенку было в семье комфортно.

Иногда взрослые делают широкий жест, чтобы продемонстрировать окружающим свою активную жизненную позицию.

Бывает и так, что желание принять ребенка в семью продиктовано стремлением улучшить материальное положение.

Среди приемных родителей много верующих людей. Однако вера слабо помогает в решении педагогических проблем.

Идеальный приемный родитель – это человек, у которого нет оснований жаловаться на жизнь, ему многое удается, он считает, что жизнь его станет еще богаче, когда в семье появится приемный ребенок. Он не жалеет детей, он считает, что может им помочь, готов пожертвовать какими-то из своих удобств, стать заботливым и любящим. Он знает о том, какие могут возникнуть трудности и готов их преодолевать.

Вывод.

Неконструктивные мотивы могут вызвать специфические проблемы в отношениях с ребенком. Важно проработать мотивацию родителей, показав им, как их цели и ожидания могут отразиться на перспективах замещающей семьи.

3. Групповая дискуссия «Мифы о приемных детях».

Цель: обсудить существующие социальные стереотипы по поводу особенностей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выявить отношение к ним участников.

Ход.

Участникам предлагается перечислить существующие мифы о приемных детях и родителях.

Ведущий размещает карточки с фразами: «Совершенно согласен», «Категорически не согласен», «Не знаю, не уверен» в разных концах комнаты.

Каждый участник получает один из распространенных стереотипов по поводу приемных детей. Участникам предлагается выбрать одно из предложенных мнений, подойти к карточке и обосновать свой выбор.

Обсуждение.

К сожалению, общественное сознание еще не готово дать однозначно положительную оценку значимости замещающих семей для гармоничного развития ребенка.

Существует достаточно много мифов о приемных детях, которые следует осознать приемным родителям, прежде чем взять в свою семью ребенка. Человеческое сознание полно стереотипов и неоправданных страхов по поводу приемных детей, негатива по отношению к приемным родителям.  

Специалистам, работающим с приемными семьями, нужно быть готовым к  собственным неожиданным реакциям, обусловленным стереотипными взглядами.

Вывод.

Негативные мысли возникают и у замещающих родителей как реакция на кризисную ситуацию в отношениях с ребенком. Они вызывают негативные чувства и поступки, которые углубляют кризис, затрудняя поиск решений.

Мифы о приемных детях и родителях.

  1. Все приемные дети отстают в физическом и психическом развитии. Дети из неблагополучных семей часто страдают хроническими заболеваниями и болеют. Дети из неблагополучных семей рано проявляют негативные наклонности.
  2. Чаще всего приемного ребенка берут в семью из-за того, что не могут иметь собственных детей.
  3. Многие берут приемных детей, чтобы получать материальное вознаграждение или рабочую силу.
  4. Если женщина воспитала родных детей, значит, она сможет воспитать и приемных.
  5. Приемные родители должны предвидеть все проблемы, которые у них могут возникнуть с приемным ребенком.
  6. Приемный ребенок не сможет заменить родного. Принять ребенка в свою семью не то же самое, что родить.
  7. Приемные родители никогда не будут любить приемного ребенка как родного.
  8. Окружающие, родственники и друзья никогда не поймут решения приемных родителей взять ребенка.
  9. Новая жизнь приемного ребенка начинается с того момента, как его усыновили.
  10. Приемный ребенок должен называть приемных родителей мамой и папой.
  11. Приемный ребенок рано или поздно будет шантажировать приемных родителей тем, что вернется в родную семью.
  12. Чтобы компенсировать недостатки развития приемного ребенка, с ним нужно много заниматься, его нужно включить во все возможные кружки и секции.
  13. Нужно сделать все возможное, чтобы ребенок навсегда забыл о родной семье. Нельзя говорить ребенку правду о его родителях.
  14. Приемным родителям нужно постараться, чтобы окружающие не узнали, что их ребенок приемный.
  15. Приемный ребенок должен быть благодарен приемным родителям за заботу о нем.
  16. Если ребенок не понравился с первого взгляда, родители никогда его не полюбят.
  17. Приемный ребенок будет требовать гораздо больше внимания, чем родные дети.
  18. Приемный ребенок из неблагополучной семьи в будущем проявит свои негативные наклонности. Он будет таким же, как его родители.
  19. Никакие усилия приемных родителей по воспитанию не исправят тяжелой наследственности.
  20. Во всех проблемах приемного ребенка виноваты приемные родители, потому что они мало его любят.
  21. Приемного ребенка нельзя наказывать, иначе он подумает, что вы его не любите.
  22. Если приемные родители будут жаловаться на проблемы с приемным ребенком, окружающие подумают, что они его не любят.
  23. Приемные дети неблагодарные.

 

4. Ролевая игра «Найти друг друга».

Цель: формирование навыка определения наиболее удачных вариантов выбора, сочетающего потребности ребенка и возможности приемной семьи.

Ход.

Участникам предлагается ответить на вопрос: что нужно учесть родителям при выборе ребенка? (Социальную ситуацию ребенка и возможности и цели семьи, психологическую совместимость ребенка и родителей).

Каждый участник получает карточку с характеристикой особенностей личности и обстоятельств ребенка и ожиданий родителей. Задача – объединиться в пары (найти наиболее подходящую пару).

Потребности «детей»:

Ребенок, подвергшийся сексуальному насилию, нуждается в приемной семье, которая поможет ему преодолеть последствия происшедшего.

Девочка 12-ти лет с искусственной почкой нуждается в приемной семье, которая поможет ей в будущем приобрести полезную профессию.

Ребенок нуждается в приемной семье, но хочет поддерживать отношения со своей кровной семьей.

Ребенок-казах нуждается в приемной семье.

Ребенок нуждается в семье, которая могла бы также взять на постоянное воспитание его сестру.

Ребенок, подверженный внезапным вспышкам раздражения, нуждается в приемной семье, чтобы научиться нормально выражать свои чувства.

Девочка 5-ти лет, не способная ходить, нуждается в приемной семье. Ребенок никогда не сможет жить самостоятельно.

Маленький ребенок от ВИЧ-инфицированной матери (сам с отрицательными ВИЧ-показателями) нуждается в приемной семье.

Девочка-подросток нуждается в приемной семье.

Мальчик-подросток нуждается в приемной семье, чтобы приобрести необходимые навыки для самостоятельной жизни.

Возможности «родителей»:

Семья может       усыновить   умственно-сохранного   ребенка-инвалида, который   сможет   жить  самостоятельно, когда    станет взрослым.

Семья может взять на воспитание ребенка, подвергшегося сексуальному насилию, для того чтобы помочь ему преодолеть последствия случившегося.

Семья может взять на воспитание ребенка восточной внешности.

Семья готова усыновить девочку-сироту 3-х лет, с не очень большой задержкой в развитии.

Семья хочет усыновить ребенка, который был бы благодарен ей за теплоту и заботу.

Семья может взять на воспитание ребенка, который хочет поддерживать отношения со своей кровной семьей.

Одинокий человек хочет взять на воспитание ребенка, который будет жить с ним/ней в течение долгого времени.

Семья может взять на воспитание нескольких детей (братьев или сестер).

Семья готова взять на воспитание девочку-подростка.

Семья может усыновить ребенка, не имеющего проблем со здоровьем.

 

5. Подведение итогов занятия «Опасения и надежды».

Цель: выявить опасения и надежды участников, связанные с приемом ребенка в семью.

Ход.

Каждому участнику даются небольшие разноцветные листы. Они должны написать на них свои опасения и надежды, связанные с приемом ребенка в семью. Ватман можно использовать на других занятиях.

Вывод.

Существует распространенная точка зрения, что психолог не может повести клиента в своем развитии дальше, чем он развился сам в своем отношении к проблемной ситуации.

Прием ребенка на воспитание в семью – ситуация неординарная. У каждого человека к ней свое отношение. Отношение психолога может повлиять на качество консультирования.

Нужно четко понимать, являются ли проблемы клиента специфическими (вследствие создания замещающей семьи) или их корни лежат в общих психологических закономерностях. Нужно четко осознавать границы своей компетентности  и возможности помощи клиенту в решении этих проблем.

Нужно помнить, что решение проблем будет гораздо более успешным, если у родителя сформирована адекватная мотивация.

Идеальный приемный родитель – это человек, у которого нет оснований жаловаться на жизнь, ему многое удается, он считает, что жизнь его станет еще богаче, когда в семье появится приемный ребенок. Он не жалеет детей, он считает, что может им помочь, готов пожертвовать какими-то из своих удобств, стать заботливым и любящим. Он знает о том, какие могут возникнуть трудности и готов их преодолевать.

Занятие 2.

Как выбрать приемного ребенка?

1. Ритуал приветствия.

Участникам предлагается рассказать о своем опыте выбора приемного ребенка.

2. Практикум «Психологический портрет приемного родителя».

Цель: выявить значимые качества личности родителя и ребенка, которые помогут им достигнуть гармонии в отношениях, обозначить зоны психологического риска.

Ход.

Группа делится на 2 подгруппы, которые получают задания: «Составить психологический портрет родителя», «Составить психологический портрет приемного ребенка».

Обсуждение:

1. Обсудить значимые качества личности, характеризующие приемного родителя,  достоинства (сильные стороны, ресурсы) и недостатки (зона риска).

2. Обсудить значимые качества личности ребенка, которые помогут родителям установить с ним гармоничные отношения, а также те, которые могут осложнить отношения.

Вывод. Что нужно ребенку?

Какими качествами должен обладать приемный родитель, чтобы ему легче было преодолеть трудности и достичь взаимопонимания с ребенком? Как и любой родитель, приемный родитель должен любить детей и хотеть, чтобы ребенок появился в его семье. Хорошо, если приемный родитель – человек общительный и ему легко устанавливать контакт с новыми людьми. Прекрасно, если он терпелив, открыт новому опыту, способен учиться, способен просить о помощи и оказывать ее, способен и готов принимать ребенка таким, как есть. Немаловажное качество - готовность сотрудничать со специалистами в процессе создания приемной семьи.

Приемный родитель должен оптимистично смотреть на жизнь, но в то же время стремиться преодолевать возникающие трудности, конструктивно решать конфликты и находить выход из сложных ситуаций. Родителю будет проще понимать ребенка, если он научиться видеть, что реально стоит за поведением ребенка, в чем нуждается ребенок, испытавший уже много неприятностей и разочарований за свою маленькую жизнь.

«Каким родителем Вы хотите стать своему ребенку?» - вопрос, на который специалист должен помочь ответить приемным родителям.

3. Мозговой штурм «Что нужно учесть при выборе приемного ребенка?»

Участникам предлагается определить наиболее важные аспекты при выборе приемного ребенка. Ответы записываются на доске.

Затем каждый участник обосновывает предложенные варианты.

4. Инфолист. Как выбрать ребенка?

Дети, которые проживают со своими биологическими родителями и никогда не проходили через процедуру усыновления или удочерения, не являются результатом сознательного выбора, сделанного их папой и мамой. А вот когда речь заходит о приемных детях, перед будущими родителями сразу встает целый ряд важных вопросов, от ответа на которые напрямую зависит благополучие семьи.

Как выбрать ребенка?

Что касается первого вопроса, то, несмотря на свою кажущуюся легкость и примитивность, он часто становится наиболее сложным и животрепещущим для будущих приемных родителей.

Семейные психологи утверждают, что самое сложное – это выбор малыша. Конечно же, вопрос о том, как выбрать приемного ребенка, звучит очень цинично, ведь малыш – это человечек, а не ведро клубники на базаре. Но, тем не менее, пройти этот этап придется всем приемным родителям, как бы тяжело не было. Очень часто родители стараются не думать об этом, полагая, что во время первого визита в детский дом им все «сердце подскажет».

Конечно, если у вас совсем недавно родилась мысль о том, чтобы принять в семью детку, вы наверняка в общих чертах представляете себе, каким он должен быть – вплоть до пола, возраста, цвета глаз и волос. Разумеется, всем приемным родителям хочется видеть своего ребенка здоровым – поэтому физическое и психическое здоровье малыша сразу же становится одним из самых важных критериев выбора.

Но в жизни не все так просто. Во-первых, среди «отказников» и сирот идеально здоровых детей практически не бывает (а если и бывают, то найти их не так просто). Во-вторых, часто приемные родители, которые заранее настроились на поиски, например, двухлетней светловолосой девочки в результате усыновляют пятилетнего темноволосого мальчика – просто потому, что поняли при личном общении, что это «их» ребенок, человек, к которому они способны почувствовать глубокую эмоциональную привязанность.

Поэтому не спешите руководствоваться какими-либо жесткими критериями, жизнь всегда вносит свои коррективы. Поиск ребенка обычно осуществляется двумя способами: через общегосударственный банк данных, в который можно отправить запрос и заявление о желании принять ребенка в семью, либо напрямую – методом личного посещения детских домов, интернатов или домов малютки.

Конечно, многие приемные родители отправляются  в первую очередь в Дом малютки – в этом учреждении можно усыновить самых маленьких детей, начиная с младенческого возраста. Считается (и вполне обоснованно), что именно младенцы, которых усыновили в самом раннем возрасте, лучше всего способны адаптироваться в новой семье и полностью ощутить на себе заботу и тепло, которые им дарят их новые родители. Кроме того, такие маленькие дети еще не успели побывать  в детском доме – а ведь именно пребывание в детском доме зачастую негативно отражается на психике детей.

Но не стоит сразу же отметать возможность принятия в семью ребенка постарше – например, детки  в возрасте 3-4 лет уже обладают зачатками характера, в этом возрасте становятся видны определенные свойства личности, а это значит, что приемным родителям будет проще выбрать именно того ребенка, который подходит для воспитания в их семье.

А вот усыновление ребенка старше 4-5 лет уже требует мудрости и очень осторожного подхода, так как в этом возрасте дети уже понимают многие вещи, и ребенок будет отчетливо понимать, что его семья – приемная. С другой стороны, при наличии взвешенного, мудрого подхода со стороны родителей этот момент всегда можно максимально сгладить.

Поэтому всегда нужно ориентироваться не только на возраст ребенка, но и на его отношение к жизни и к ситуации в целом. Многие дети, раннее детство которых прошло без родителей, очень хотят попасть в приемную семью и воспринимают приемных родителей лучше, чем биологических.

Справедлива народная мудрость: «Настоящая мама – это не та мать, которая родила, а та, которая воспитала и вырастила».

В целом же нужно обращать внимание на каждого ребенка по отдельности – его привычки, нюансы поведения, отношение к вам и к окружающим в целом подскажут, найдете вы общий язык или нет. Иногда вопрос «как выбрать ребенка?» отступает на второй план, когда будущим родителям становится ясно: ни о каком сознательном выборе не может быть и речи, потому что они заранее знают, кого они хотят усыновить или удочерить – например, прочли об этом ребенке в прессе или узнали от знакомых, а решение об усыновлении пришло само собой. Нередки случаи, когда приемные родители обращаются в детдом или в дом малютки, желая усыновить одного ребенка, но узнав, что у выбранного ими малыша есть родной брат или сестра, усыновляют или удочеряют и второго ребенка.

Руководствоваться нужно и здравым смыслом, и собственными чувствами – ведь отношения между родителями и детьми должны основываться и на взаимопонимании, и на взаимной любви.

Рекомендации.

Стоит сразу определиться с основными требованиями – полом ребенка, его возрастом, основными чертами внешности, темпераментом, здоровьем. К этому вопросу необходимо подходить крайне тщательно, ведь ребенок – это не игрушка, и вам предстоит с ним прожить всю оставшуюся жизнь. И только от вас зависит, будет ли эта жизнь счастливой.

Возраст малыша

В большинстве случаев потенциальные родители предпочитают взять в семью ребенка младшего возраста. Это свое решение они объясняют тем фактом, что малыш не помнит своих родственников и предыдущую жизнь. Да и пребывание в детском доме не успело наложить отпечаток на характер крохи. Да, и еще немаловажный факт – взяв в семью малыша, родители могут пройти все этапы взросление, что для многих также является решающим фактором.

И про процесс адаптации забывать не стоит. Чем младше ребенок, тем безболезненнее все пройдет. Остановив свой выбор на ребенке младше трех лет, помните о том, что ваша новая семья будет пользоваться всеми теми привилегиями, которые предусматривает закон – отпуск по уходу за ребенком, денежным пособием.

При этом Вам  придется столкнуться с основной проблемой: поскольку многие приемные родители стремятся взять малыша как можно более раннего возраста, то в банке данных на детей от 1 до 3 лет, как правило, остаются дети, которых по какой-либо причине не усыновили в более раннем возрасте, чаще всего - в связи с отклонениями в здоровье или интеллектуальном развитии. Поэтому знакомство с банком данных может произвести на приемных родителей неприятное впечатление.

Но не стоит лишать шанса обрести семью и деток более старшего возраста. Если вы решили взять ребенка постарше, вам необходимо учитывать некоторые факторы. Во-первых, садик или школа. Если ребенок по возрасту должен посещать детское образовательное учреждение, обязательно предварительно согласуйте этот вопрос с педагогами. Во-вторых, обратите внимание на детей родственников, друзей и знакомых. Это принесет двойную пользу. Вы сможете понаблюдать за поведением детей различных возрастных групп и принять решение. Ну и познакомитесь с предполагаемыми друзьями вашего будущего сына или дочки. Кроме того, вы приобретете некоторые навыки общения с детьми, что также сыграет вам на руку в последующем.

Очень многие приемные родители ошибочно полагают, что ребенок с первого же дня начнет выказывать эмоциональную привязанность к ним. Однако чаще всего это происходит не так уж и быстро.

Внешность, темперамент, здоровье

Перейдем к следующему, не менее важному вопросу – внешности ребенка. Конечно же, с лица воду не пить. Однако у всех родителей возникает вполне естественное желание, чтобы приемный ребенок был хоть немного похож на них. Однако не стоит возводить это в некий культ – пройдет совсем немного времени, и сходство обязательно появится. Мимика, манера общения, улыбка, жестикуляция – все это станет общим в результате вашего постоянного общения.

Кроме внешности стоит обратить внимание и на такой аспект, как темперамент ребенка. Этот момент очень часто упускается родителями из виду. И зря – ведь в том случае, если родители крайне спокойные люди, справиться с крохой – егозой им будет гораздо сложнее, чем с флегматиком. Ну а в том случае, если родители – люди энергичные, малыш сангвиник тоже станет не самым лучшим вариантом.

Для того чтобы узнать особенности характера ребенка, нужно совсем немного. Просто поинтересуйтесь у педагогов, как ведет себя кроха в доме ребенка. Поверьте, они с удовольствием расскажут вам обо всех чертах характера вашего малыша. Да и ваши собственные наблюдения во время посещения детского дома дадут вам ответы на многие интересующие вопросы.

Также нельзя упускать из виду и здоровье малыша. При усыновлении этот вопрос должен выясняться первым. Обязательно внимательно ознакомьтесь со всеми записями в медицинской карточке ребенка. Если у вас возникли какие-либо сомнения в правильности всех заключений, вы имеете полное право провести независимую медицинскую экспертизу, в любом выбранном вами медицинском учреждении. Эту возможность предусматривает российское законодательство.

И помните о том, что каким бы хорошим ни был детский дом, он не может заменить любящую семью. Обширная практика показывает, что очень многие диагнозы растворяются, как дымка, стоит ребенку попасть в любящую семью.

Юридические нюансы

Итак, вы нашли «своего» малыша и сделали выбор. Следующий важный шаг, который вам необходимо сделать – это убедиться в том, что биологические родители малыша не будут настаивать на возвращении крохи в семью. В том случае, если с биологической точки зрения ребенок не является сиротой, вам необходимо получить от его родителей нотариально заверенное согласие на усыновление ребенка. После этого вернуть ребенка они смогут лишь в судебном порядке. А суд, как правило, в большинстве случаев становится на сторону приемных родителей.

А в том случае, если мама вашего предполагаемого малыша еще несовершеннолетняя, задача усложняется. Вы должны заручиться нотариальным согласием не только мамы, но и ее родителей – бабушки и дедушки малыша. Не стоит надеяться на тот факт, что родители ребенка лишены родительских прав – в судебном порядке эти права могут быть восстановлены.

В том случае, если вы принимаете в семью ребенка, достигшего десятилетнего возраста, помните о том, что он имеет право выбора. Для того чтобы взять этого ребенка, вы должны заручиться его собственным согласием. И только при соблюдении всех этих условий ребенок сможет переехать жить в новую семью.

Усыновление автоматически дает приемному ребенку все те же права, которыми обладал бы ребенок, рожденный папой и мамой. Ребенок автоматически получает все как имущественные, так и неимущественные права и обязанности. Как и любой кровный родственник. Например, если усыновители умрут, наследником первой очереди станет усыновленный ребенок наравне с кровными детьми. Однако и обязанности у него такие же – если родители потеряют работоспособность, совершеннолетний ребенок обязан заботиться и обеспечивать родителей материально.

Причем обратите внимание – с момента усыновления ребенок автоматически полностью освобождается от любых обязательств по отношению к своим биологическим родителям и любым другим кровным родственникам. Тайна усыновления находится под охраной закона – любой человек, разгласивший ее, автоматически попадает под уголовное преследование. И это неспроста – подобная информация может разрушить счастье семьи и лишить спокойствия и душевного равновесия ребенка.

Однако усыновители должны помнить о том, что усыновление в любой момент может быть отменено. Причем делается это в судебном порядке. Хотя, разумеется, никто не заберет у вас ребенка просто так – для этого должны быть очень весомые причины. Например, такой причиной может стать безнравственный образ жизни приемных родителей, либо жестокое обращение с ребенком. Но, надеемся, это наших читателей не коснется никогда.

5. Практикум «Идеальный образ приемного ребенка».

Цель: обсудить пожелания, ожидания приемных родителей относительно ребенка, критерии выбора ребенка.

Ход.

Задание выполняется индивидуально. Участникам предлагается составить идеальный портрет приемного ребенка.

Затем участники в парах обсуждают, какие ограничения в выборе накладывают предъявляемые требования.

Обсуждение. В ходе обсуждения отмечаются сходства и различия идеалов, влияние личностных предпочтений на выбор ребенка. Участникам предлагается мотивировать свой выбор.

Вывод. Будущим родителям необходимо учитывать влияние личностных предпочтений на выбор ребенка.

6. Подведение итогов занятия.

Шеринг. Участниками предлагается сделать выводы по итогам своего участия в занятии. Отметить, как изменились их взгляды на обсуждаемый вопрос. Что нового они узнали на занятии.

Занятие 3.

У Вас будет ребенок? Шаг первый – знакомство.

1. Ритуал приветствия.

Участникам предлагается рассказать о своем опыте знакомства с приемным ребенком, какие трудности испытывали участники на этапе знакомства с ребенком.

2. Практикум «Интересы детей».

Цель: формирование навыков подготовки родителей к общению с ребенком, прояснения их представлений об интересах детей разных возрастов.

Ход.

Участники делятся на две подруппы.

Их задача:

  • обсудить интересы детей того или иного возраста;
  • придумать как можно больше разных занятий, игр, мероприятий, которые можно провести с ребенком при первом приглашении его в гости.

Первая группа выполняет задание, рассматривая ситуацию приглашения в гости 4-7-летнего ребенка, вторая группа — 8-П-летнего ребенка. Далее участники представляют результаты своей работы, а ведущий записывает все варианты на доске или листе ватмана.

Обсуждение. Можно выделить наиболее удачные формы  совместного досуга, например просмотр домашней видеотеки и семейных фотоальбомов, приготовление вместе с ребенком какого-либо блюда и т. д. Нужно обратить внимание участников на то, что при первой встрече важно не перегрузить ребенка положительными эмоциями и различными интересными занятиями. Также важно подчеркнуть, что дети, лишенные родительской любви и заботы, любят играть в игры, которые обычно интересны детям более младшего возраста. Игра очень важна для развития ребенка, поэтому приемные родители должны использовать имеющиеся у них возможности для совместной игры с ребенком.

3. Ролевая игра «Приглашение в гости».

Цель: формирование навыка составления рекомендаций родителям.

Данное упражнение необходимо для того, чтобы проиграть первую встречу родителя с ребенком, выяснить, какие могут возникать трудные ситуации, какие ошибки могут быть допущены и как их избежать.

Ход.

Ведущий заранее подготавливает набор карточек с описанием различных ситуаций, возникающих при первом приглашении ребенка в гости. Ситуации могут быть следующие:

•   ребенок хочет пойти в гости, но просит взять с собой друзей из группы;

•   ребенок просит заехать по дороге к родителям;

•   ребенок начинает требовать сладости и подарки;

•   ребенок хочет пойти в гости, но стесняется.

Участники разбиваются на пары. Один получает карточку с описанием ситуации и должен сыграть роль ребенка; второй, не зная особенностей ребенка, должен уговорить его пойти в гости.

Обсуждение. После проигрывания всех ситуаций участники и ведущий обсуждают, с какими трудностями они столкнулись, что вызвало наиболее сильные переживания, какие были ошибки или, наоборот, удачные открытия в общении с ребенком, что чувствовали те, кто играл роль ребенка.

Ведущий должен подчеркнуть, что наиболее эффективный способ избежать ошибок — мотивировать приемных родителей на контакт со специалистами. Родители должны обращаться к помощи специалистов каждый раз, когда не знают, как отреагировать па просьбу или поведение ребенка. Также ведущий должен познакомить участников с рекомендациями специалистов, на которые необходимо опираться при знакомстве с ребенком.

4. Мозговой штурм «Знакомство».

Участникам предлагается сформулировать основные правила поведения, которые необходимо соблюдать при первой встрече с ребенком.

5. Буклет «У Вас будет ребенок? Шаг первый – знакомство».

6. Подведение итогов занятия.

Шеринг. Участниками предлагается сделать выводы по итогам своего участия в занятии. Отметить, как изменились их взгляды на обсуждаемый вопрос. Что нового они узнали на занятии.

Занятие 4.

Адаптация ребенка в приемной семье.

Цель: ознакомление участников с тем, как проходит процесс привыкания и приспособления в семье для ребенка и остальных членов семьи, чем характеризуется каждый этап и какие проблемы могут возникнуть; формирование навыка составления рекомендаций родителям.

1. Ритуал приветствия.

Участникам, взявшим на воспитание детей, предлагается рассказать о своем опыте адаптации ребенка в семье, членов семьи к ребенку.

2. Мозговой штурм «Стадии адаптации ребенка в приемной семье».

Участникам предлагается выделить основные стадии адаптации ребенка в семье. Затем участники делятся на подгруппы. Каждая подгруппа раскрывает, как меняется ситуация в семье, эмоции и поведение ребенка, чувства и поведение родителей на одной из стадий (заполняет таблицу).

В группе обсуждаются возможные риски, связанные с эмоциями и поведением ребенка, а также эмоциями и поведением родителей и других членов семьи на каждой из стадий и

3. Теоретический блок «Адаптация ребенка в приемной семье».

С того момента, когда ребенок первый раз приходит в новую семью и до того момента, когда он начинает чувствовать себя в ней полноправным членом, проходит немало времени.

И для родителей, и для ребенка наступает период адаптации – приспособления к новым условиям.

На каждом этапе и перед ребенком, и перед родителями стоят свои задачи, возникают определенные трудности, свойственные именно для этого периода развития отношений.

Родители должны знать, что в поведении ребенка, попавшего в новую семью, есть свои закономерности.

Все этапы адаптации должны быть обязательно пройдены, а проблемы, которые периодически возникают, говорят о нормальном развитии отношений.

Тематический буклет «У Вас будет ребенок? Шаг второй – адаптация ребенка в приемной семье».

1 этап «Медовый месяц» начинается еще во время первых визитов ребенка в гости. На этом этапе все идет обычно замечательно. Родители стараются, чтобы ребенку было хорошо, подбадривают его, дарят подарки, отдают ему накопившуюся ласку и нежность. Ребенок старается понравиться. Ему нравиться его новая семья, доброе отношение, новые игрушки.

Рекомендации для родителей. Отнеситесь бережно к чувствам ребенка. Не стоит сразу претендовать на родительство, называть его сыном или  дочерью.

С точки зрения ребенка, он теряет свою семью не в тот момент, когда попадает в государственное учреждение, а в тот момент, когда приходит в приемную семью. Часто ребенок испытывает чувство вины, чувствует себя предателем. Это может осложнить отношения с родителями.

Новые переживания могут негативно отразиться на самочувствии ребенка. Ребенок может испытывать тревогу, перемены настроения, плохо спать, потерять аппетит.

Не стремитесь загружать ребенка впечатлениями. Помогите ему постепенно освоить новое пространство, будьте рядом.

2 этап «Уже не гость». Для второго этапа адаптации ребенка в семье характерен кризис взаимоотношений. Поведение ребенка ухудшается. Родители могут прийти в отчаяние. Ребенок перестает слушаться, ведет себя не так, как хотелось бы родителям. Родители, в свою очередь, начинают задумываться, не совершили ли они ошибку, смогут ли они наладить отношения с ребенком.

Рекомендации родителям. Не стоит терять самообладание. Кризис отношений – это закономерный процесс, он свидетельствует о том, что отношения развиваются правильно.

Ухудшения в поведении ребенка говорят о росте его чувства доверия к родителям. Стараясь понравиться родителям, ребенок сдерживал некоторые свои поступки. В спокойной атмосфере ребенок начинает реагировать привычным образом. Это и есть признак близости в отношениях.

Другой причиной кризиса становится повышение ограничений и требований, неисполнение ожиданий родителей относительно способностей и возможностей ребенка.

Кризис помогает обнаружить проблемы ребенка и найти возможности их решения. Пройдя через кризис, вы почувствуете себя более уверенно и ребенок станет больше доверять вам.

3 этап «Вживание». Новая семья прошла через трудности кризисного периода. Родители гораздо лучше понимают свои проблемы и проблемы своего ребенка. Они хорошо знают его сильные и слабые стороны.

На этом этапе родители находят подход к ребенку. Ребенок начинает чувствовать себя как дома, выполняет семейные правила. Улучшается его самочувствие, он прибавляет в весе, становится активнее и увереннее.

Рекомендации родителям. На этом этапе следует помнить, что любое изменение семейной ситуации может вызвать ухудшение в состоянии и поведении ребенка.

Ваш опыт поможет вам пережить временные трудности более спокойно.

4 этап «Стабилизация отношений». На этом этапе семья окончательно становится семьей. Все знают, какое место они занимают в жизни друг друга, все члены семьи удовлетворены отношениями.

Приемный ребенок уверен в своем будущем. Если ребенку хорошо в новой семье, он реже будет вспоминать о своей прежней жизни. У него появятся новые интересы и новые привязанности.

Улучшается качество жизни всех членов семьи. На этом этапе можно судить о том, удалась ли новая семья.

Адаптация приемных родителей. Приемным родителям ни в коем случае не стоит забывать про себя и свои чувства.

Надо обязательно помнить о том, что родители тоже испытывают стресс, как и приемный ребенок. Им нужна помощь со стороны супругов, других членов семьи, специалистов.

Рекомендации родителям. Вполне возможно, что у родителей были слишком радужные ожидания. Не стоит впадать в отчаяние. Построение гармоничных отношений с ребенком требует времени.

Помните о том, что вам, как любому другому человеку, нужен отдых. Не стесняйтесь обращаться за помощью, делиться своими чувствами и мыслями с близкими.

Это убережет от эмоциональных срывов и болезней.

Есть люди, которые, наверняка, помогут вам, возьмут на себя часть забот о ребенке.

Не забывайте о своем здоровье, вовремя обращайтесь к врачам.

Если Вас тревожит какой-то вопрос, обращайтесь к специалистам: психологу, социальному педагогу.

Поддерживайте общение с людьми, у которых сходные проблемы – с приемными родителями.

Проверьте Ваши знания:

1. Когда начинается процесс адаптации ребенка в приемной семье?

С момента переезда ребенка на постоянное место жительство в семью.

2. Дети переживают процесс адаптации труднее, чем другие члены семьи?

Период адаптации ребенка в семье труден для все членов семьи.

3. Почему первый этап адаптации называют «медовый месяц»?

На этом этапе ребенок и родители стараются понравиться друг другу.

4. Чем характеризуется второй этап адаптации?

Кризисом взаимоотношений.

5. О чем говорит ухудшение поведения ребенка в кризисный период?

Ребенок освоился в новой среде и стал  больше доверять родителям.

6. Какие изменения происходят с ребенком при успешном прохождении кризиса?

Ребенок становится более спокойным и уверенным, улучшается его самочувствие, сон, аппетит, отношения с родителями.

7. Когда можно говорить об успешности адаптации ребенка в семье?

На этапе стабилизации отношений.

4. Практикум «Случай из практики»

Цель: групповая супервизия отдельных случаев.

Ход.

Участникам предлагается подготовить какой-либо пример из своей жизни и описать его.

Обсуждение. Остальным участникам предлагается определить, для какой стадии адаптации ребенка в семье свойственны такие проблемы, построить стратегию решения данной проблемы приемного родителя, разработать рекомендации приемному родителю.

5. Подведение итогов занятия.

Шеринг. Участниками предлагается сделать выводы по итогам своего участия в занятии. Отметить, как изменились их взгляды на обсуждаемый вопрос. Что нового они узнали на занятии.

Занятие 5.

«Как помочь приемному ребенку пережить горе»

  1. Ритуал приветствия.

Участникам предлагается рассказать о своем опыте оказания эмоциональной поддержки приемному ребенку в процессе переживания утраты, разлуки, горя.

  1. Упражнение «Мешок невзгод».

Цель: выявить травматичный опыт ребенка, оставшегося без попечения родителей, обсудить, какую помощь может оказать приемный родитель ребенку.

Ход.

Участникам  предлагается перечислить все возможные  невзгоды ребенка, оставшегося без попечения родителей, и обсудить, какую помощь приемные родители могут предложить ребенку, чтобы он мог это пережить без потерь, без негативных последствий. Ведущий записывает варианты на ватмане.

Обсуждение. Дети, которые остаются без попечения родителей, - это маленькие взрослые с огромным жизненным опытом. И этот опыт, как правило, не всегда позитивный. Некоторым из них пришлось пережить такое, от чего любой взрослый пришел бы в отчаяние, - страх, лишения, предательство самых близких людей. У каждого ребенка есть своя история, непохожая на другие. У каждого ребенка свой опыт переживания произошедшего с ним.

Ребенок, оставшийся без попечения родителей, ожидает, что приемная семья поможет ему пережить невзгоды, которые встретились ему на жизненном пути, избавит его от них в будущем.

3. Теоретический блок «Стадии переживания горя (О чем необходимо постоянно помнить родителям)».

Приемным детям приходится переживать достаточно много неприятных переживаний в жизни. Когда ребенка забирают из родительского дома, ему приходится пережить многочисленные потери и утраты:

Ограничение в общении со своими кровными родителями или его полное отсутствие.

Смерть одного из родителей или обоих.

Ограничение в общении со своими кровными братьями и сестрами или полное прерывание контакта.

Расставание с семьей, соседями, учителями, одноклассниками и друзьями.

Перемену привычного образа жизни.

Даже если ребенок жил в очень проблемной семье, он все равно печалится и переживает. Все дети проходят один и тот же процесс, стремясь справиться со своими переживаниями. В процессе переживания ребенок проходит несколько этапов, каждый из которых имеет определенный смысл.

  1. На этапе шока/отрицания – эмоциональному шоку, в котором находится ребенок, сопутствует попытка отрицать реальность ситуации.

Рекомендации родителям.

Ребенку необходимо дать возможность выразить свои чувства, принять боль утраты; оказать поддержку, чтобы он знал, что его переживания естественны. Если у ребенка есть желание, необходимо поддерживать с ним беседу о семье, доме, родных и близких.

Возможные вопросы:

  • Расскажи, что за человек твоя мать (отец, бабушка и т.д.).
  • Как они выражали свои чувства по отношению к тебе?
  • Как ты узнавал об их любви к тебе?
  • Расскажи о самых приятных событиях твоей жизни.
  • Можешь вспомнить что-нибудь смешное?
  • Какие привычки у твоих родных?
  • Какие у них недостатки?
  • Когда ты последний раз видел маму?
  • Тебе удалось с ней проститься?
  • Что тебе вспоминается?

 Нужно дать ребенку возможность выплакаться в безопасной обстановке, когда рядом человек, который окажет поддержку – приемный родитель.

  1. На этапе гнева – ребенок стремиться обвинить кого-то в случившемся. Если гнев не прожит ребенком, он впоследствии становится источником депрессивных реакций (плача, тоски).

Рекомендации родителям.

Можно предложить ребенку специальные упражнения, которые помогут ребенку выразить гнев. Эти упражнения выводят гнев из ряда событий, которых не должно быть, и помогают наиболее полно его прожить, облегчить переживания ребенка. Упражнения «Нарисуй свое горе», «Нарисуй свой гнев», «Письмо обидчику», «Письмо горю», «Список утрат».

  1. На этапе сделки/компромисса – на смену злобе приходит осознание утраты и смирения с ней. Происходит принятие утраты разумом. Ребенок пытается устраниться от утраченного лица, ищет свое место в новых обстоятельствах.

Рекомендации родителям.

Родителям необходимо обсуждать с ребенком позитивные перемены, которые произошли в его жизни за последнее время, развивать его интересы, искать новые позитивные виды деятельности.

  1. На этапе отчаяния – обостряется тоска по утраченному, ребенок хочет вернуть прошлое. Обычно это иррациональное желание не осознается, что делает переживания еще глубже. Это период принятия утраты чувством.

Рекомендации родителям.

Необходимо объяснить ребенку, что его тоска по дому естественна, помочь смириться с утратой, найти слова утешения.

  1. На этапе принятия, адаптации – начинается развитие новой идентичности, осознание себя в новых обстоятельствах, принятие новых отношений.

Рекомендации родителям.

Обсуждать с ребенком планы на будущее, на что он может опереться в новых обстоятельствах, к кому обратиться за помощью.

Поддержка родителей во многом определит, как ребенок будет переживать подобные эмоциональные реакции в будущем. Приемным родителям в этом вопросе может потребоваться консультация психолога.

4. Практикум «Что нужно сказать тем, кто горюет».

Цель: формирование навыка составления рекомендаций родителям.

Ход.

Каждому участнику предлагается написать письмо-утешение ребенку, пережившему разные виды утрат. Письма зачитываются в группе и обсуждаются.

5. Подведение итогов занятия.

Участникам предлагается высказать, что нового, важного и полезного для себя они узнали на занятии.

Занятие 6.

Формы и методы воспитания ребенка в приемной семье.

Цель: обсудить цели, стратегии, формы и методы воспитания ребенка в приемной семье.

1. Ритуал приветствия.

Участникам предлагается рассказать о своем опыте воспитания приемного ребенка.

2. Практикум «Цели воспитания».

Цель: формирования навыка помощи родителям в определении целей воспитания.

Ход.

Участникам предлагается перечислить возможные цели, которые ставят приемные родители в воспитании приемного ребенка.

Обсуждение. Ведущий обращает внимание специалистов на то, что приемные родители могут ставить разные цели. Каждый родитель может одновременно ставить несколько взаимоисключающих целей. Все хотят, чтобы приемный ребенок стал порядочным, самостоятельным и успешным.

3. Деловая игра «Стратегии успеха».

Цель: обсудить с участниками стратегии достижения поставленных целей, необходимые условия успешного воспитания, действия родителей, необходимые для достижения поставленных целей.

Ход.

Каждый участник предлагает свой вариант, как достигнуть поставленной цели. Составляется стратегия успеха для каждой заявленной цели.

Обсуждение. В игре обнаруживается, что у участников разные мнения относительно того, как достигнуть поставленной цели, с другой стороны, одним и тем же средством можно достигнуть разных целей. Упражнение учит участников поиску вариантов действий для решения проблемы, навыку консультирования родителей по проблемам воспитания.

Памятка «Каким родителем вы хотите быть для ребенка?»

  • Ребенку необходима безусловная любовь родителя – любовь, не зависящая ни от каких обстоятельств, поведения ребенка, его успехов и недостатков.
  • Ребенок должен чувствовать, что родители его уважают, принимают таким, какой он есть, доверяют ему.
  • Ни при каких обстоятельствах ребенок не должен бояться родителей.
  • Лучше в максимально возможной степени оставлять за ребенком свободу принятия решений, нежели требовать от него слепого подчинения.
  • Лучше использовать поощрения, чем наказания.
  • Необходимо с понимаем относиться к тому, что происходит с ребенком, не делать критических замечаний.

4. Психодинамическая игра «Сопротивление давлению».

Цель: показать участникам, как ребенок сопротивляется давлению авторитета родителей, формирование навыка повышения мотивации отказа родителей от давления на ребенка в процессе воспитания.

Ход.

Один участник  - «ребенок» встает в позу «собаки» (на четвереньки). 3-4 других участника – «родители», «тети и дяди», «бабушки и дедушки» кладут ему ладони на спину. Задача участника – «ребенка» встать в полный рост. Группа давит ладонями на его спину, не позволяя подняться.

Обсуждение.

Какие чувства испытывали участники в ходе выполнения упражнения. В ситуации давления ребенку трудно выразить свое мнение, проявить инициативу и самостоятельность. Окружающие могут подчинить его и управлять им (манипулировать).

Все это отлично от целей воспитания, которые ставят большинство родителей. Родителям необходимо отказаться от давления как способа воспитания.

5. Практикум «Архитектор и строитель».

Цель: дать участникам возможность испытать на себе опыт взаимодействия в паре «родитель-ребенок».

Ход.

Участники работают в паре. Архитектор – родитель. Строитель – ребенок. Один из участников готовит рисунок, сочетающий 4 геометрические формы разных размеров, не показывая его партнеру. Затем участники пары садятся спиной друг к другу. Задача первого объяснить второму, что он нарисовал. Задача второго – повторить рисунок.

Обсуждение.

Какие трудности возникали в ходе выполнения упражнения? Какие эмоции испытывали участники? Какие ошибки в организации взаимодействия были допущены участниками?

Памятка «Приемы и методы семейного воспитания».

6. Практикум «Маленькие кирпичики большой стены».

Цель: формирования навыка поэтапного планирования и отслеживания результатов воспитательного процесса.

Ход.

Участникам предлагается выбрать одну из целей воспитания, названную в начале занятия, определить, какая конкретная задача стоит перед родителем и составить план для родителя, включающий мероприятия, сроки и ожидаемые результаты.

Обсуждение. Родители ставят перед собой перспективные цели и не всегда имеют представление о действиях и сроках их достижения. Структурирование процесса воспитания дает возможность родителям оценить результативность своих действия на каждом этапе, а не в отдаленной перспективе, дает возможность заметить положительную динамику в развитии отношений.

 

7. Подведение итогов занятия.

Участникам предлагается высказать, что нового, важного и полезного для себя они узнали на занятии.

Вывод. Воспитание приемного ребенка отличается от воспитания собственных детей. Приемным родителям могут потребоваться дополнительные знания и навыки. Кандидатам в приемные родители необходимо пройти предварительную подготовку и систематически обращаться за консультацией к специалистам.

Занятие 7.

Нужно ли говорить ребенку о том, что он приемный.

1. Ритуал приветствия.

Участникам предлагается ответить на вопрос, насколько актуальным для них является данная проблема и сообщить свое мнение.

2. Групповая дискуссия «За и против».

Участники делятся на две группы. Одна группа фиксирует на ватмане аргументы в пользу мнения, что ребенку нужно говорить о том, что он приемный. Вторая – ребенку не нужно говорить о том, что он приемный.

Результаты обсуждаются в группе.

3. Практикум «Когда и как ребенку лучше сказать, что он приемный».

Участники делятся на 3 подгруппы. Первая подгруппа работает над вопросом «Как объяснить ребенку дошкольного возраста, что он приемный», вторая – «Как объяснить ребенку младшего школьного возраста, что он приемный», третья – «Как говорить с подростком о том, что он приемный».

Обсуждение в группе касается вопроса, в каком возрасте лучше сказать ребенку о том, что он приемный, как сказать ребенку о том, что он приемный.

4. Инфолист. Как объяснить ребенку, что его усыновили

Иногда родители упорно не желают рассказывать своему приемному ребенку о его происхождении, всячески избегая этой щекотливой темы и под разными предлогами откладывая неприятный разговор. Наступает, однако, такой момент, когда ребенок должен узнать правду о своем происхождении (младший школьный возраст - идеальный период для такого разговора). Младшие школьники начинают задавать родителям «неудобные» вопросы, например: «Откуда берутся дети?» Когда родители отвечают на такие вопросы, у них появляется прекрасная возможность поговорить с ребенком о его происхождении.

Что же следует сказать ребенку в подобной ситуации? Все ваши объяснения должны быть простыми, доступными для ребенка и предельно искренними. Скажите ребенку, что вы не являетесь его биологическими родителями, что его настоящие родители, к сожалению, не в состоянии были о нем позаботиться. Объясните ребенку, почему вы захотели усыновить его, при этом подчеркните, с каким нетерпением вы ожидали его появления в вашей семье. Коротко расскажите о тех трудностях, через которые вам пришлось пройти.

Позвольте ребенку задавать вам любые вопросы. Ребенок может, например, спросить вас: «Что же случилось с моими настоящими родителями? Где они теперь?» Можете поделиться с ребенком той информацией, которой вы располагаете по этому поводу, не вдаваясь, однако, в подробности. Отвечая на вопросы, обязательно учитывайте уровень интеллектуального развития вашего приемного ребенка. При усыновлении приемным родителям обычно предоставляют информацию о биологических родителях ребенка, а также об имеющихся в его семье наследственных заболеваниях. Наступит день, когда вы захотите поделиться этой информацией с вашим приемным ребенком. Вам будет гораздо легче разговаривать с ним, если у вас имеется его «автобиография». В толстую общую тетрадь записывайте всю имеющуюся у вас информацию о ребенке (его родителях, родственниках, раннем детстве, тех семьях, где он жил прежде). Такое своеобразное досье поможет ребенку разобраться в своем происхождении. По мере того как ваш ребенок будет становиться старше, вы будете знакомить его с новыми фрагментами его биографии.

 

Приемный ребенок обязательно должен знать правду о своем происхождении.

Если ваш приемный ребенок уже пошел в школу, вам необходимо как можно скорее поговорить с ним о его происхождении. Ни в коем случае не скрывайте от ребенка факт усыновления. Когда приемный ребенок не знает, что его усыновили, он все равно интуитивно ощущает свою непохожесть на других детей, и это ощущение может серьезно повлиять на его мировосприятие. Чем дольше вы откладываете неприятный для вас разговор, тем сложнее вам будет провести его. Помимо всего прочего существует вероятность, что ребенок узнает о своем происхождении от кого-нибудь другого (например, от соседского мальчишки).

Ваша новость может расстроить, огорчить ребенка, но это нормальная, естественная реакция. Позвольте ребенку открыто выразить свои эмоции. Скажите ему, что вы понимаете и уважаете его чувства, при этом обязательно подчеркните, что вы и ваш супруг очень любите его. Объясните ребенку, что его семья - это ваша семья, так было и будет всегда.

Иногда приемные родители просто отказываются воспринимать тот факт, что их приемный ребенок не является их биологическим сыном или дочерью. Некоторые родители испытывают своего рода комплекс неполноценности из-за того, что не могут иметь детей, поэтому они всячески избегают разговоров на эту тему со своим приемным сыном или дочерью.

Иногда приемным родителям кажется, что они должны пощадить чувства своего ребенка, боясь причинить ему боль. Некоторые родители опасаются, что после откровенного разговора их ребенок замкнется в себе, начнет отдаляться от них. Родители думают: «А вдруг мой сын скажет: «Я не хочу больше жить с вами, я хочу вернуться к своим настоящим родителям»?» Подобная реакция со стороны ребенка встречается, однако, крайне редко. Даже если ребенок произносит подобную фразу, это не означает, что он действительно намерен расстаться со своими приемными родителями.
Желательно, чтобы ваш ребенок узнал правду о своем происхождении еще до поступления в школу. Если ваш малыш поймет, что вы ничего не скрываете от него, ваши взаимоотношения станут по-настоящему теплыми и доверительными. Таким образом, постарайтесь отбросить все свои страхи и сомнения, будьте предельно откровенны с ребенком.

Узнав о своем происхождении, ваш ребенок неизбежно начнет задавать вопросы, причем поток таких вопросов может не иссякать в течение нескольких недель и даже лет. Это вовсе не означает, что ребенок стал хуже относиться к вам. Воспринимайте все его вопросы как нормальную, естественную реакцию. Чем чаще ваш ребенок обращается к вам с вопросами, тем глубже становятся ваши взаимоотношения.

Ваши ответы должны быть прямыми, искренними, однако при этом вы обязательно должны учитывать уровень интеллектуальной зрелости вашего ребенка. Во многих случаях ваши ответы будут зависеть от того, насколько четко ваш ребенок представляет себе саму процедуру усыновления. Не следует полностью игнорировать некоторые вопросы вашего ребенка, однако не стоит и придавать им слишком большое значение. Честно признайте для себя тот факт, что ваша семья несколько отличается от большинства американских семей. Не следует, однако, и чрезмерно преувеличивать эти различия, сознательно подчеркивать их. Ребенку необходимы любовь, внимание и забота, и при этом совершенно не имеет значения, живет он с биологическими или приемными родителями. Его образ жизни практически ничем не будет отличаться от образа жизни его сверстников.

Если после разговора с вами ребенок замкнулся в себе, не принуждайте его к общению - пусть некоторое время он побудет наедине со своими мыслями. Если в течение нескольких недель ребенок не задал вам ни одного вопроса, попробуйте начать разговор с ним. Скажите ему, например, следующее: «После нашего последнего разговора ты больше не затрагивал эту тему. У тебя, наверное, возникли какие-то мысли по этому поводу. Ты хочешь узнать что-нибудь о своих настоящих родителях? Может быть, ты хочешь задать мне какие-то вопросы?» В общении с вами ребенок должен чувствовать себя свободно и комфортно.

Не оставляйте ребенка наедине со своими мыслями. Вы можете затронуть интересующую вас тему мягко и ненавязчиво. Например, в день рождения ребенка вы можете самым естественным образом вспомнить о его биологических родителях. «Твоя настоящая мама, наверное, сегодня тоже вспоминает о тебе. Она может гордиться тобой». Приводя в порядок одежду ребенка, скажите ему: «Эти широкие плечи ты наверняка унаследовал от своего отца. Я помню, при нашей первой встрече с ним......
Вашему приемному ребенку предстоит пережить несколько этапов адаптации к своему необычному социальному статусу. Ребенок 5-7 лет может, например, понять, что у него две мамы и двое пап, однако истинная сущность процедуры усыновления остается для него еще не совсем ясной. В этом возрасте ребенок обычно спрашивает, почему он не может жить со своей настоящей матерью. У малыша могут возникнуть тревожные мысли типа: «Моя первая мама меня бросила, значит, и моя вторая мама может бросить меня».
Когда ребенок становится старше (возраст от 7 от 9 лет), он начинает лучше понимать, что такое усыновление. В этом возрасте ребенок, как правило, начинает задавать вопросы о своих биологических родителях. Ребенок пытается нарисовать себе как можно более детальный образ своей настоящей семьи. Конечно, этот образ - всего лишь детская фантазия. Ребенок создает в своем воображении образы своих настоящих родителей, придумывает различные ситуации, в которых могли бы оказаться его отец и мать.
Дети среднего школьного возраста (от 9 до 12 лет) начинают интересоваться своей внешностью, одеждой. Ваш приемный ребенок может, например, спросить вас, почему его волосы или глаза темного цвета, а у вас светлые. Ребенок начинает всерьез интересоваться своими биологическими родителями и той культурной средой, из которой он вышел. Вам придется ответить на множество вопросов вашего приемного ребенка (о биологических родителях, других родственниках, «генеалогическом древе» и т.п.).

5. Реальные и воображаемые риски приемных родителей.

Индивидуальная работа. Участникам предлагается письменно перечислить возможные последствия разговора с ребенком о его происхождении и назвать свои опасения, связанные с этими последствиями.

В группе обсуждается обоснованность родительских страхов и опасений и стратегии совладания с негативными реакциями ребенка на известие о том, что он приемный.

6. Подведение итогов занятия.

Шеринг. Участниками предлагается сделать выводы по итогам своего участия в занятии. Отметить, как изменились их взгляды на обсуждаемый вопрос. Что нового они узнали на занятии.

 

Занятие 8.

Как разговаривать с приемным ребенком о его родителях?

1. Ритуал приветствия.

Участникам предлагается рассказать о своем опыте разговора с приемным ребенком о его родителях.

2. Практикум «Стратегии конструктивного поведения».

Анализируя представленные примеры, группе предлагается выделить 3-4 общие стратегии поведения приемных родителей в этом вопросе.

Ведущий записывает стратегии на доске и предлагает оценить их плюсы и минусы с точки зрения ребенка и приемного родителя.

3. Упражнение «Мешочек переживаний».

Участникам предлагается перечислить эмоции, переживания и мысли, которые возникают у них в ходе разговора с ребенком о его родителях.

Ведущий рассказывает о влиянии эмоций и переживаний на поведение родителей и его общение с ребенком и делает вывод о необходимости совладания с негативными эмоциями для продуктивного общения.

Затем участники учатся переформулировать негативные мысли в полезные установки.

4. Инфолист. Как говорить с приемным ребенком о его родителях.

Взаимоотношения с биологическими родителями – одна из самых болезненных тем для приемных родителей. Здесь нужно быть поистине мудрым человеком, чтобы найти ту золотую середину, которая позволит приемному ребенку вырасти гармоничным человеком, не отвергающим свои корни, и в приемной семье создать атмосферу доверия, принятия, искренности.

Ваш приемный ребенок - это ваш ребенок в полном смысле этого слова. Тем не менее, тот факт, что у вашего ребенка имеются биологические родители, накладывает на ваши взаимоотношения особый отпечаток. Ваш ребенок, если можно так выразиться, принадлежит не только вам, но и своему прошлому.

В большинстве случаев у усыновляемых малышей имеются биологические родители и во многих случаях приемные родители знают о них. Иногда биологические родители живут неподалеку и поддерживают контакт со своим ребенком.

Отношение ребенка к своим кровным родителям – это вопрос. Который нельзя замалчивать. Даже если ребенок не особенно проявляет интерес к своему прошлому, нужно (при необходимости) поддерживать разговор о его корнях. Приемные родители ни в коем случае не должны осуждать биологических родителей, говорить о них плохо, даже из лучших побуждений и намерений оградить ребенка от возможных психических травм.

Дети среднего школьного возраста будут практически ежедневно задавать вам вопросы о своих биологических родителях - в этом возрасте у детей возникает множество причудливых фантазий. Приемным родителям, как правило, удается справиться с этой непростой ситуацией. В этом возрасте ребенок переживает психологический и эмоциональный стресс, связанный с его социальным статусом приемного ребенка.

Помните о важности биологических родителей для эмоциональной жизни ребенка и никогда не относитесь к биологическим родственникам ребенка небрежно и неуважительно.

Ребенок может озадачить своих приемных родителей такой, например, фразой: «Мои настоящие родители никогда бы так не поступили!» Иногда ребенок произносит подобные фразы в пылу спора, желая таким образом повлиять на своих приемных родителей и заставить их пойти на уступки. Не стоит паниковать, если у вашего ребенка в запале вырвалась одна из таких фраз. Это нормальное, естественное поведение: ребенок, таким образом, пытается адаптироваться к своей нестандартной семейной ситуации. (Дети, которые живут со своими биологическими родителями, точно так же испытывают своих родителей «на прочность».)

Повзрослев, ваш ребенок наверняка захочет, как можно больше узнать о своих биологических родителях; иногда подростки даже отправляются на поиски своих настоящих родителей. Причиной такого поведения может быть простое любопытство, а в некоторых случаях подросток стремится получить максимальное полное представление о себе как о представителе той или иной культуры.

В современном мире существует множество способов отыскать своих близких: ребенок может обратиться в агентство по усыновлению, в группу социальной поддержки, к адвокату или к независимому посреднику. Иногда приемные родители испытывают страх при мысли, что их ребенок может встретиться со своими биологическими родителями. Тем не менее, такой интерес со стороны ребенка является совершенно естественным для его возраста. Каждый из нас хочет знать о своем происхождении, о своих корнях, однако в большинстве случаев приемные дети прекрасно понимают, что у них осталось очень мало общего с их биологическими родителями.

 Что делать, если ребенок начнет искать своих родителей?

Лучшее что можно сделать  в такой ситуации - помочь искать кровных родственников. 

Обычно такой вопрос задают те, у кого детей ещё нет или ещё очень маленькие и они их воспринимают как некую собственность. У кого дети постарше, то они уже в большинстве понимают, что ребенок это личность со своими правами и  мнением, которое нужно уважать. Поэтому противодействие в гораздо большей степени может подорвать семейные отношения, нежели положительный результат поиска.

К тому же, дети ищут кровных родственникам вовсе не затем, чтобы броситься им на шею и уйти с ними жить. Если конечно в приемной семье они нашли любовь, заботу и уважение - всё то, что дает истинная семья, их больше интересуют корни, причины почему их оставили, на кого они похожи, возможные братья, сестры.   

Кстати, ищут в основном те, кто ничего не знает о кровной семье и не может сравнить. Чем больше ребенок будет знать про кровных родственников, тем меньше желания у него будет пускаться в их розыски, нет тайны, нет пустоты - нет и потребности её заполнять.

Имеет ли право опекун воспрепятствовать тому, чтобы биологические родственники навещали подопечного ребенка?

Да, имеет, если для этого есть веские основания. Пункт 3 статьи 150 Семейного кодекса РФ говорит – «Опекун (попечитель) не вправе препятствовать общению ребенка с его родителями и другими близкими родственниками, за исключением случаев, когда такое общение не отвечает интересам ребенка». Если родители лишены родительских прав они вообще не имеют права общаться с ребенком т.к. по закону являются для него посторонними людьми. Если родственники ребенка приходят на встречу в пьяном или другом непотребном виде или ведут себя агрессивно, настраивают ребенка против опекуна или иным образом отрицательно влияют на ребенка, то опекун может такие встречи отклонить. Кроме того, опекун самостоятельно устанавливает порядок время и место общения родственников с ребенком. Если возникает конфликт с родственниками, то он решается с участием органов опеки, а если договориться не удалось, то через суд.

5. Золотые правила общения с приемным ребенком.

Участникам предлагается сформулировать наиболее полезные правила, которых следует придерживаться в разговоре с ребенком о его биологических родителях и родственниках.

6. Подведение итогов занятия.

Шеринг. Участниками предлагается сделать выводы по итогам своего участия в занятии. Отметить, как изменились их взгляды на обсуждаемый вопрос. Что нового они узнали на занятии.

Занятие 9.

«Возрастные кризисы.

Что поможет родителям преодолеть трудности в воспитании»

Цель: обсудить с участниками типичные проблемы воспитания, возникающие в приемных семьях, и способы их решения.

1. Ритуал приветствия.

Участникам предлагается рассказать, какие кризисные ситуации они переживали в развитии приемных детей.

2. Мозговой штурм «Типичные проблемы воспитания, возникающие в приемных семьях».

Цель: выявить возможные проблемы воспитания приемных детей, факторы, осложняющие их решение, определить специфические аспекты воспитания приемных детей.

Ход.

Участникам предлагается в свободной форме перечислить все возможные проблемы воспитания приемных детей, опираясь на опыт практической работы. Варианты записываются на доске или ватмане.

Обсуждение. Обсуждается, насколько данные проблемы специфичны для приемной семьи, возможно аналогичные проблемы возникают и в воспитании родных детей.

Чем обусловлена специфика проблем воспитания, возникающих в приемных семьях (закономерностями этапов развития приемной семьи, типичными страхами приемных родителей, обусловленными социальными стереотипами относительно приемного ребенка).

Какие факторы осложняют решение проблем.

Вывод. Существуют проблемы в воспитании приемных детей, обусловленные спецификой разных видов замещающих семей (опекунской, приемной и др.). Однако, большинство проблем, возникающих у приемных родителей в воспитании аналогичны проблемам, которые испытывают родители в воспитании собственных детей (проблемы послушания, взаимопонимания, нарушения поведения и др.). Одним из факторов, осложняющих решение проблем в воспитании, является негативная реакция приемных родителей, негативные эмоции, которые они испытывают в критической ситуации.

3. Информационный блок «Возрастные кризисы у детей»

Возрастные кризисы у детей являются неотъемлемым составляющим успешного развития ребенка. Это и вспышки гнева и капризы, ссоры с родителями и близкими. Психологи считают что не пережив кризис ребенок не сможет полноценно дальше развиваться. Психологи выделяют четыре самые основные возрастные кризисы у детей.

Обычно кризисы длятся не очень долго - несколько месяцев, а стабильные периоды намного дольше. В некоторых случаях кризис может затянуться до года и больше.

Как понять, что наступил кризис? Поведение ребенка резко меняется - бурные проявления характера, упрямства. Ребенок как бы выходит из под контроля взрослых, трудно поддается влиянию на него, те способы воспитания, которые раньше действовали, перестают вдруг работать.

У всех детей возрастные кризисы проходят по-разному. Одни резко меняются в поведении, грубы и непослушны, им присущи вспышки гнева и неспособность справиться со своими эмоциями. Другие же особо ничем не выделяются и остаются тихими и спокойными. Даже в таком случае кризисы есть, это можно заметить, сравнивая ребенка не с окружающими ровесниками, а с ним самим.

Все без исключения детки во время кризиса испытывают трудности в общении со взрослыми и такими же как они. В это время внутри них происходят изменения. Этот период так же характеризуется тем, что возникает конфликт между возрастающими потребностями ребенка и его ограниченными возможностями.

Возрастной кризис одного года

Где-то в годовалом возрасте ребенка проявляется первый кризис. К этому моменту малыш уже обычно умеет ходить, пытается сам кушать и даже пытается одеваться. Им уже кажется, что они достаточно много умеют и капризничают при чрезмерной опеке родителей, пытаясь все делать самостоятельно. Но как только остаются на некоторое время без мамы - появляется страх ее потерять. У девочек этот кризис обычно оканчивается к полутора годам, а у мальчиков к двум.

Как вести себя родителям

Когда наступает кризис родители тоже не совсем понимают, что происходит. Все методы воспитания, которые раньше действовали вдруг становятся не нужными и бездейственными.

Родителям для того, чтобы сохранить нервы и повысить свой авторитет в глазах ребенка необходимо приложить некоторые усилия. Попробуйте отказаться от запретов и вместо того, чтобы не давать малышу самому есть ложкой - перестать бояться, что малыш испачкается и показать как правильно нужно это делать. Когда малыш бегает по комнате и покоряет первую высоту, залезая на стул - поиграйте с ребенком в какую-нибудь подвижную игру, переведя ее территорию в безопасное место от углов.

Если все-таки запрет необходим, например, не лезть в розетку, к плите и т.д., то запрет должен быть безоговорочным и строгим. Объяснить конечно годовалому малышу почему нельзя непросто, но все равно объясните как сможете. Ребенок не поймет почему, но будет точно знать, что есть причина для этого.

Возрастной кризис двух лет

Этот возрастной кризис характерен тем, что ребенок начинает проверять по полной программе можно или нет. Например, разрешит ли мама разрисовать стену фломастером - нет! А если закричу, может разрешит?

Знакомо? Это ребенок исследует границы дозволенного.

Ребенок исследует эти границы довольно просто - если при каком-то определенном действии каждый раз реакция родителей одинаковая - значит это норма и по другому быть не может. Если же где-то вы изменили свою реакцию на одно и то же действие ребенка, значит все может изменится.

Как вести себя родителям

Родителям нужно определится что можно, а что нельзя. И нужно обязательно следовать своим правилам. Стоит только раз поддаться и уступить ребенку, так он будет делать так всегда, например плакать или устраивать истерику.

Возрастной кризис трех лет

Это кризис проявляется в процессе того, что ребенок начинает осознавать, что он отдельная личность со своими хочу-не хочу, начинает проявлять свою волю.

При этом можно заметить упрямство, отказ от просьб родителей, непослушание, истерики и т.д.

Как вести себя родителям

В таком возрасте истерику у ребенка легче не допустить, чем остановить. Для этого нужно уделять ребенку достаточно много внимания, действовать уговорами и объяснениями, почему так, а не иначе. В отдельных случаях стоит переключить внимание ребенка на что-нибудь другое.

Самое главное, нельзя допустить, чтобы ребенок вынудил родителей сделать так, как хочет он.

Иногда этот возрастной кризис может пройти незамеченным родителями, если он был кратковременным. Возможно вы смогли в нужный момент объяснить малышу какие-то вещи и все прошло гладко.

Возрастной кризис семи лет

Как и предшествующий кризис - этот характеризуется острым непослушанием, отказом от каких-то действий.  Ребенок становится раздражительным, быстро устает, бывают вспышки гнева. В ответ на замечания спорит, пререкается, кривляется. Начало кризиса обычно происходит, когда ребенок идет в школу, меняется обстановка, появляются постоянные обязанности, к которым ребенок еще не привык. Все от него чего-то ждут и малыш не может с этим справится.

Как вести себя родителям

В этом кризисном периоде стоит особое внимание обратить на самооценку ребенка. Он очень уязвим и часто самооценка ниже, чем нужно. Ребенок думает, раз меня ругают или делают замечания, значит я нехорош. Нужно научится показывать ребенку его поступки со стороны. То есть оценивать реально сам поступок, и критиковать поступок, но не ребенка.

Если ребенка что-то беспокоит, то говорите об этом , пусть он не держит свои переживания в себе. Доверие с родителями позволит малышу быть более уверенным в себе и чувствовать вашу поддержку.

Малыш будет взрослеть и конечно скоро наступит следующий непростой период в жизни ребенка и родителей - переходной возраст. Об это подробнее в другом посте.

Переходной возраст у детей - тонкие особенности

Я сейчас говорю о подростках, которые проходят сложный переходной возраст и в этом возрасте обычно дети начинают замыкаться в себе, находить какие-то новые увлечения и занятия. Многие читают литературу, которую еще пару лет назад нельзя было заставить прочитать. Но есть и такие дети, которые начинают сами писать свои первые строки. Пусть они не совсем утонченные, зато передают чувства и эмоции, которые ребенок переживает и они ему очень близки.

Вы можете заметить, что ребенок стал замкнутым, прячет что-то под столом и кричит - "не входи без стука". Боится признаться маме или папе, что что-то написал в страхе, что его осудят. И совсем не выход читать его записи, когда никого нет дома. Нужно добиться расположения ребенка, чтобы он сам поверил в себя. Первые строки и первые стихи довольно часто появляются у подростков в период первой влюбленности, когда они парят в своих чувствах и не знают как их выразить. Это прекрасно! Все мы взрослые это проходили.

Говорите откровенно с вашим ребенком, делитесь с ним своими личными переживаниями, своими историями любви - тогда он поймет, что между вами нет секретов, что нет ничего такого страшного в том, чтобы делится переживаниями первой любви с мамой или папой. Он станет более открытым.

Для того, чтобы писательские таланты не пропадали зря, попробуйте опубликовать записи вместе с ребенком в сообществе талантливых писателей - посмотрите как люди будут отзываться - возможно у вас растет будущий Пушкин или Толстой. Поддерживайте ребенка в его начинаниях.

Уверенна, вы справитесь с переходным возрастом вашего ребенка.

 

4. Ролевая игра  «Все равно ты молодец, потому что…».

Цель: дать участникам возможность испытать на себе такой способ реагирования, при котором самоуважение ребенка не снижается даже в затруднительном для него положении.

Ход.

Участники разбиваются на пары. Один участник – ребенок, другой – родитель. «Ребенок» начинает свой рассказ о неблаговидном поступке. Задача «Родителя» внимательно его выслушать и дать свой ответ, начиная его словами «Все равно ты молодец, потому что…».

Обсуждение. Какие реакции возникали у «Родителей» в ходе рассказа «Ребенка»? Как чувствовал себя «Ребенок»?  Удалось ли «Родителям» найти позитив в этой ситуации, отреагировать на слова ребенка, оказав ему искреннюю поддержку? Что чувствовали «Родители», когда отвечали ребенку? Какие чувства испытывал в это время «Ребенок»? Какое самочувствие у пары было в конце разговора?

Вывод.

Поддержка родителей помогает ребенку укрепиться в своих решениях изменить что-либо в своем поведении, в своей жизни, снять страх перед новым опытом, перед признанием своих ошибок, почувствовать свои силы справиться с любой ситуацией.

5. Подведение итогов занятия.

Шеринг. Участниками предлагается сделать выводы по итогам своего участия в занятии. Отметить, как изменились их взгляды на обсуждаемый вопрос. Что нового они узнали на занятии.