«Сказка ложь, да в ней намёк добрым молодцам урок.»

       Открытые сказочные задачи используются в работе с детьми по ознакомлению с художественной литературой,  в индивидуальной работе с детьми, а так же  родителями, которым не безразличен их ребёнок и его внутренний мир, с помощью сказок можно разрешить любую детскую проблему, будь то страхи или нравственные проблемы или проблемы коммуникативные или проблемы адаптации, а так же развить творческие способности ребёнка.

 

         Сказкотерапия - как средство развития самосознание. Сказкотерапия по своей сущности не могла обойти стороной приём драматизации. «Проживания» под маской множества жизней значительно обогащает интеллектуальный и эмоциональный и поведенческий багаж ребёнка. Слушая или читая сказку, ребёнок проигрывает её в своём воображении. Он представляет себе, место действия и героев сказки. Таким образом, он в своём воображении видит целый спектакль. Поэтому совершенно естественно является использование драматизации сказок в психологических целях. Однако не каждый ребёнок обладает актёрским талантом для того чтобы самому играть на сцене, поэтому для психологических целей используется также постановка сказок с помощью разных видов кукол. Осознание своих негативных черт – первый шаг к управлению ими. Второй шаг – проигрывания их. Поэтому умелая организованная постановка может служить эффективным средством для коррекции тяжёлых эмоциональных состояний. Находясь, долгое время в активном состоянии, выполняя действия спектакля, происходит всестороннее развитие ребёнка, освоение им новых умений и навыков. Дети овладевают средствами речевой и двигательной активности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazka_lozh_da_v_ney_namyok-_dobrym_molodtsam_urok.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

          «Сказка ложь, да в ней намёк добрым молодцам урок.»

       Открытые сказочные задачи используются в работе с детьми по ознакомлению с художественной литературой,  в индивидуальной работе с детьми, а так же  родителями, которым не безразличен их ребёнок и его внутренний мир, с помощью сказок можно разрешить любую детскую проблему, будь то страхи или нравственные проблемы или проблемы коммуникативные или проблемы адаптации, а так же развить творческие способности ребёнка.

         Сказкотерапия - как средство развития самосознание. Сказкотерапия по своей сущности не могла обойти стороной приём драматизации. «Проживания» под маской множества жизней значительно обогащает интеллектуальный и эмоциональный и поведенческий багаж ребёнка. Слушая или читая сказку, ребёнок проигрывает её в своём воображении. Он представляет себе, место действия и героев сказки. Таким образом, он в своём воображении видит целый спектакль. Поэтому совершенно естественно является использование драматизации сказок в психологических целях. Однако не каждый ребёнок обладает актёрским талантом для того чтобы самому играть на сцене, поэтому для психологических целей используется также постановка сказок с помощью разных видов кукол. Осознание своих негативных черт – первый шаг к управлению ими. Второй шаг – проигрывания их. Поэтому умелая организованная постановка может служить эффективным средством для коррекции тяжёлых эмоциональных состояний. Находясь, долгое время в активном состоянии, выполняя действия спектакля, происходит всестороннее развитие ребёнка, освоение им новых умений и навыков. Дети овладевают средствами речевой и двигательной активности.

       

           

               КАРТОТЕКА СКАЗОЧНЫХ ЗАДАЧ.

Ситуация первая.

Жил - был  один почтенный и знатный человек. Первая жена у него

умерла, и он женился во второй раз, да на такой сварливой и высокомерной женщине, какой свет не видел. У нее были две дочери, очень похожие на свою матушку и лицом, и умом, и характером.

У мужа тоже была дочка, добрая, приветливая, милая - вся в покойную мать. А мать ее была женщина самая красивая и добрая. И вот новая хозяйка вошла в дом. Тут-то…

Вопросы для анализа:

Как вы думаете, могли мачеха и ее дочери полюбить падчерицу, почему?

  • Что бы вы делали на месте девочки, если бы оказались в сказке?
  • Как вы думаете, кто мог бы помочь девочке, почему?

-    Расскажите, почему в сказках  нужны добрые герои?

Дополнительные задания:

- Покажите мимикой, движениями сварливую и высокомерную мачеху и ее дочек.

  • Объясните, что значит добрая, приветливая милая?
  • Исполните танец падчерицы.

-   Найди на картинке предметы из сказки, которую тебе напомнила эта ситуация.

Ситуация вторая.

И придумала мачеха падчерицу со двора согнать:

  • Вези, вези, старик, куда хочешь, чтобы глаза мои ее не видели! - Да не вези к родным в теплую хату, а в лес, на трескучий мороз!

Старик затужил, заплакал; однако, делать нечего, бабы не переспоришь. Посадил дочку на сани, хотел прикрыть попоной - и то побоялся; повез бездомную в лес, свалил в сугроб под большую ель, перекрестил, а сам поскорее домой, чтоб глаза не видели дочерниной смерти.

Вопросы к детям:

 

  • Какие чувства вы испытываете после прочтения сказочной задачи, почему?
  • Почему старик послушал свою жену?
  • Как вы думаете, что бы произошло в сказке, если бы старик не повез свою дочку из дома?
  •  Придумайте, что могло дальше произойти с девочкой?
  • Как вы думаете, чем может закончиться сказка для падчерицы и для мачехи, почему?

Дополнительные задания:

  • Подберите слова, которые характеризуют старика.
  • Покажите, как вел себя старик, когда посадил дочку на сани, когда привез в поле?
  • Придумайте, что могла сказать отцу на прощанье девочка?
  • Выберете для падчерицы из этих предметов самые необходимые.

в этой ситуации.

Ситуация третья.

Минуло царевичу пятнадцать лет, стал он у отца проситься поехать поискать свою невесту.

  • Куда ты поедешь, ты еще слишком мал!
  • Нет, батюшка! Когда я мал был, мамки и няньки меня прибаюкивали и сказывали, где живет моя невеста, а теперь я поеду ее разыскивать.
  • Нет, - говорит царь, - один ты у меня остался, не покидай меня, старика.

А Иван-царевич отвечает:

  • Все равно, позволишь - уйду, и не позволишь - уйду.

Что тут делать?

Вопросы к детям:

  • Почему Иван - царевич не согласился на уговоры отца?
  • Расскажите, где живет невеста царевича?
  • Опишите невесту царевича так, как описывали ему мамки и няньки?

-   Как вы думаете, сможет ли царевич сразу найти свою невесту,      почему?

-     Какими качествами он должен обладать, чтобы достигнуть своей цели?

 -     Если бы вы отправились на поиски невесты вместо царевича, кого из помощников вы взяли, почему?

  • На кого из героев сказки вы хотели бы быть похожими, почему?

Дополнительные задания.

 Придумайте имя царю, отцу  Ивана - царевича,  покажите, как ходит, сидит.

Изобразите мимикой, движениями, как просит Иван - царевич у батюшки его отпустить.

Выберите из всех предметов на картинке тот, который больше всего подходит Ивану- царевичу для дальнейшего путешествия, объясните, почему?

Ситуация четвертая.

 

Ехал Иван - царевич  близко ли далеко ли, низко ли, высоко ли, ехал день до вечеру - красна солнышка до закату. И доезжает до росстаней, до трех дорог. Лежит на росстанях плита-камень, на ней надпись написана…

Вопросы к детям:

- Как вы думаете, что написано на плите - камне?

  • Какой путь выберет Иван - царевич, почему?
  • Какие неприятности могут ожидать Ивана - царевича вначале пути, почему?

-   Какие советы вы могли бы дать Ивану - царевичу, чтобы он справился с трудностями?

Дополнительные задания.

- Выберете из этих предметов те, которые принадлежат Ивану - царевичу, объясните, почему?

- Представьте себе, что вы читаете надписи на плите так, как бы их читал Иван - царевич, покажите этот момент.

Ситуация пятая.

Рассказал царевич бабе - яге, что ищет свою жену Василису Премудрую.

  • А, знаю! - сказала баба-яга. Она теперь у Кощея Бессмертного; трудно ее достать: смерть его на конце иглы, та игла в яйце, то яйцо в утке, та утка в зайце, тот заяц в сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и то дерево Кощей как свой глаз бережет.

Вопросы к детям:

  • Как вы думаете, правду ли говорит Баба - яга, почему?
  • Почему в некоторых сказках баба -  яга бывает злая, а в некоторых - добрая?
  • Как вы думаете, кто может помочь Ивану - царевичу достать смерть Кощея Бессмертного, почему?
  • Как вы думаете, что было бы, если бы Иван - царевич не одолел Кощея Бессмертного?

-    Почему в сказках нужны плохие герои?

Дополнительные задания.

  • Побудьте доброй бабой - ягой:  посидите, как она, походите, как она, пожалейте Ивана - царевича, как она.

-    Не называя животных, покажите мимикой, движениями, звуками, тех, которые помогли Ивану - царевичу.

  • Найди на картинке предмет, который могла подарить баба - яга Ивану - царевичу, чтобы он нашел дорогу к Кощею Бессмертному, объясните, почему вы его выбрали?

Ситуация шестая.

- Оставим Ивана-царевича наверху, -  говорят братья, а мать да цариц повезем к отцу и скажем, что мы их отыскали.

Вот как надо было Ивану-царевичу с гор спускаться, старшие братья взяли за полотна, рванули и совсем оторвали. Иван-царевич на горах остался. Что делать?

Вопросы к детям:

  • Как вы думаете, что придумал Иван - царевич, чтобы спуститься с горы?
  • Почему братья решили оставить Ивана - царевича наверху?

-    Что бы вы почувствовали на месте Ивана - царевича, когда старшие братья совсем оторвали полотна, чтобы нельзя было спуститься?

  • Как бы вы вознаградили Ивана - царевича за его подвиги и наказали его братьев за коварство?

Дополнительные задания.

  • Выберите на картинке тех животных, которые могли бы помочь Ивану - царевичу, объясните свой выбор.
  • Покажите, как опечалился Иван - царевич, когда остался на горе, как рассердился, когда понял, что его обманули, как обрадовался, когда придумал, что ему делать?

Ситуация седьмая.

 Посмотрела Царевна Несмеяна на Ивана и расхохоталась.

Царь, взял - повенчал его на своей дочери и задал пир на весь мир. Сделался Ванька царским зятем и зажил припеваючи.

Вопросы к детям:

  • Почему царь обвенчал Ваньку с царевной?
  • Почему никто  кроме Ивана не мог помочь царевне?
  • Что бы вы придумали, чтобы рассмешить царевну?
  • Почему в конце сказки у Ивана все закончилось благополучно?
  • Какими качествами он должен обладать, чтобы править потом страной?

Дополнительные задания.

Придумайте, что было до того, как Ванька сделался царским зятем?

Покажите, как расхохоталась Царевна Несмеяна?

Подумайте, как можно  дорисовать  лицо Царевне  так, чтобы  на первой картинке  она была Несмеяной, а на второй - Смеяной.

Ситуация восьмая.

Баба-яга пустилась в погоню. Вот девочка приложила ухо к земле и слышит, что баба-яга гонится, и уже близко, взяла и бросила полотенце…

Вопросы к детям:

  • Почему девочка убегает от бабы - яги?
  • Как полотенце может помочь девочке?
  • Какие еще предметы кроме полотенца могут помочь девочке, почему?

-   Если бы вы могли помочь девочке, что бы вы придумали?

Дополнительные задания.

Побудьте злой бабой - ягой, покажите, как она двигается, разговаривает, смеется.

Покажите, как убегала девочка от бабы - яги?

Придумайте слова - заклинания для девочки, которые спасут ее от бабы - яги.

Посмотрите, чего не хватает на этой картинке, чтобы баба- яга догнала девочку, если хотите, дорисуйте этот предмет.

Ситуация девятая.

Елена Премудрая взяла его за руку:

  • Я, - говорит, - хитра, а ты и меня хитрей!

Не стали они долго раздумывать, перевенчались и зажили себе припеваючи.

Вопросы к детям:

  • Почему Елену называют Премудрой?
  • Почему Елена Премудрая сказала жениху слова, что он хитрей ее?
  • Зачем ей  надо было задавать жениху трудные задачи?
  • Что бы было, если Елена Премудрая согласилась обвенчаться без испытания жениха?

Дополнительные задания.

Придумайте задачи, которые могла бы задавать Елена Премудрая

Вспомните или сочините загадки про эти предметы.

Ситуация десятая.

Подал ей царевич других яблочек.Ухватила царевна яблоко, быстренько его скушала; чует - голове тяжело. Подбежала царевна к зеркалу. Думает, что стала она красавицей. А глядит, у нее на голове  оленьи рога. И стоять тяжело, и сидеть тяжело, и не лечь никак.

Вопросы к детям.

- Что бы вы почувствовали, если оказались на месте царевны?

- Как вы думаете, почему у царевны выросли рога?

- Что ей надо сделать, чтобы избавиться от рогов?

Дополнительные задания.

- Придумайте для царевны волшебное заклинанье, чтобы она избавилась рогов.

- Покажите, как она радовалась своему прежнему виду.

  • Найдите на картинке того, кто мог вылечить царевну, почему вы так думаете?

Ситуация одиннадцатая.

Конь бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет. Прибежал и стал перед Иванушкой как вкопанный.

Влез Иванушка коню в правое ухо, в левое  вылез. Стал молодец молодцом и поскакал к царскому дворцу.

Прискакал Иванушка к высокому терему, стегнул Сивку-бурку плеткой… Заржал конь пуще прежнего, ударил о землю копытами, прыгнул - и доскочил до окка!

Поцеловал Иванушка Елену Прекрасную в алые губы, снял с ее пальца заветный перстень и умчался. Только его и видели!

Вопросы к детям.

-    Почему Сивка-бурка великую службу сослужил Иванушке?

  • Для чего в сказке надо было, чтобы Иванушка, поцеловав царевну и, сняв с ее пальца заветный перстень, умчался?
  • Что было бы в сказке, если бы Иванушка не допрыгнул до высокого терема?
  • Что бы ты сделал на месте Елены Премудрой, чтобы отыскать своего жениха?

Дополнительные задания.

- Подберите красивые слова, которыми можно охарактеризовать внешний вид Сивки-бурки.

- Изобразите походку Иванушки, когда он был Иванушкой-дурочком, и когда он стал Иванушкой-молодцом.

- Найдите на картинке животное из другой сказки, в ушко которого влезала героиня, вспомните имя девочки и название сказки.

Ситуация одиннадцатая.

Влез Иванушка коню в правое ухо, в левое  вылез. Стал молодец молодцом и поскакал к царскому дворцу.

Прискакал Иванушка к высокому терему, стегнул Сивку-бурку плеткой… Заржал конь пуще прежнего, ударил о землю копытами, прыгнул - и доскочил до окка!

Поцеловал Иванушка Елену Прекрасную в алые губы, снял с ее пальца заветный перстень и умчался. Только его и видели!

Вопросы к детям.

-    Почему Сивка-бурка великую службу сослужил Иванушке?

  • Для чего в сказке надо было, чтобы Иванушка, поцеловав царевну и, сняв с ее пальца заветный перстень, умчался?
  • Что было бы в сказке, если бы Иванушка не допрыгнул до высокого терема?

Дополнительные задания.

- Подберите красивые слова, которыми можно охарактеризовать внешний вид Сивки-бурки.

- Изобразите походку Иванушки, когда он был Иванушкой-дурочком, и когда он стал Иванушкой-молодцом.

- Найдите на картинке животное из другой сказки, в ушко которого влезала героиня, вспомните имя девочки и название сказки.

Приемы обучения сочинению сказок.

Перевирание сказки. В канву знакомой сказки вплетаются не относящиеся к ней элементы: сюжеты, герои, слова.

“Бешеная шуба”. Э. Распэ. “Приключения борона Мюнхаузена”.

(см. приложение).

Впрочем, в моей жизни бывали события и пострашнее, чем встреча с волками.

Как-то раз за мной погнался бешеный МЕДВЕДЬ. Я кинулся от него со всех РУК.

 Но ПОД МЫШКОЙ у меня был тяжелый ТУЛУП, который мешал мне СКАКАТЬ. Я сбросил его на ЛЕТУ, вбежал в ИЗБУ и захлопнул за собой КАЛИТКУ. ТУЛУП так и остался ВО ДВОРЕ.

 Бешеный МЕДВЕДЬ накинулся на него  и стал ГРЫЗТЬ его с яростью.

 Моя БАБУШКА выбежала из ИЗБЫ, подняла ТУЛУП и БРОСИЛА его в той РАЗДЕВАЛКЕ, где ВАЛЯЛАСЬ моя ОБУВЬ

ЧЕРЕЗ ДВА ДНЯ она ВПОЛЗАЕТ в мою спальню и кричит РАДОСТНЫМ голосом:

- ПЛЯШИТЕ, ПЛЯШИТЕ, ваш ТУЛУП вэбесился!

Я вскакиваю в ТАПОЧКИ, открываю шкаф - и что же я СЛЫШУ?! Все мои КОСТЮМЫ разорваны в ДРЕБЕЗГИ!

БАБУШКА оказалась права: мой ТУЛУП СОШЕЛ С УМА, так как вчера его ПОТРЕПАЛ бешеный МЕДВЕДЬ.

ТУЛУП ОСТОРОЖНО ПОНЮХАЛ мой новый САПОГ, и от него только КЛОЧЬЯ полетели.

Я схватил ГРАНАТУ и БРОСИЛ.

Бешеный ТУЛУП мгновенно затих. Тогда я ПОПРОСИЛ СОСЕДЕЙ связать его и ВЫБРОСИТЬ НА ПОМОЙКУ.

С тех пор он уже никого не кусал, и я НИКОГДА не надевал его.

Вопросы и задания детям.

- Какие чувства вызвала у вас эта история, почему?

- Как вы думаете, всегда ли нехорошо врать, почему?

 -Чем привлекает  читателей Мюнхаузен?

Конкурс: Кто правильно определит ошибки?

Варианты:

- Детям перед началом чтения дается установка сосчитать ошибки, а     потом назвать их число.

- По ходу чтения, если дети услышат ошибку, они должны сделать какое-либо движение (хлопнуть, топнуть, поднять руки и т.д.).

- Или по ходу чтения можно поиграть в игру “Так или не так”. В том месте, где допущена ошибка, дети говорят: - Не так! И дают правильный ответ.

Усложнение работы: дети сами рассказывают сказку, перевирая ее.

Сказка наоборот или “выворачивание” наизнанку.

В этих сказках герои приобретают противоположные качества.

Например, Золушка - грубая, ворчливая, ленивая, а мачеха добрая, ласковая, покладистая.

Или: Буратино жадный и угрюмый, а Лиса и Кот безобидные, наивные, веселые.

Взрослый предлагает рассказать знакомую сказку по-новому, где герои изменилось, приобрели противоположные качества. На первых порах можно начать сказку, чтобы дети продолжили ее.

Например:

Баба - яга - изобретательница.

Приходит Иван в лес, к избушке быбы-яги, шумит, кричит:

  • А ну, покажи мне, старая, где живет Кощей Бессмертный, я подружиться с ним хочу!

А баба -яга отвечает ему ласково:

  • Вот починю, Иванушка, свою ступу и живо тебя до Кощея домчу.

 А сама  не  торопится, думает, как бы сделать так, чтобы не встретился Иван с Кощеем Бессмертным.

Вопросы и задания детям:

- Как вы думаете, что придумала баба-яга, чтобы не встретился Иван с Кощеем?

-  Почему баба яга не хотела, чтобы они встретились?

-  Кто вам в этой сказке нравится, не нравится, почему?

-  Спойте песню, которую поет баба-яга в этой сказке, собирая свой летательный аппарат.

Конкурс: Кто больше сказок назовет, в которых есть баба-яга?