Методическая разработка Тема: «Диагностика и развитие профессионального самоопределения»

Проблема выбора профессии стоит перед старшеклассниками всегда. Цель предлагаемой методической разработки является личностное развитие ученика, формирование у него способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями выбираемой профессии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_na_attestatsiyu_po_psikhologii.docx102.9 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Башкортостан

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение средняя образовательная школа № 1 села Аскарово

Методическая разработка

Тема:  «Диагностика и развитие профессионального самоопределения»

Автор: педагог-психолог  Махиянова М.К.,

имеющаяся квалификационная категория - высшая

заявляемая квалификационная категория - высшая

С. Аскарово  2011 год

Введение.

  Выбор профессии - это ответственный шаг в жизни старшеклассника. Он является важным этапом профессионального самоопределения. Основной задачей современного образования является полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка, раскрытие его интеллектуальных способностей, подготовка учащихся к социальному и профессиональному становлению. Предпрофильная подготовка и профильное обучение предусматривают проведение целенаправленной работы с учащимися старших классов по их профессиональному самоопределению.

  В настоящее время проблема самоопределения очень актуальна. Анализ современного состояния проблемы позволил сделать вывод о недостаточной готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению. Многие учащиеся выбирают профессию интуитивно, под влиянием случайных факторов. Трудности возникают из-за отсутствия у школьников адекватных представлений о том, что такое профессиональная пригодность, как она формируется, из-за неумения оценить себя, свои возможности. Переход к рыночной экономике повысил требования к конкурентоспособности личности. Появление новых профессий требует самореализации, что невозможно без учета способностей, склонностей, интересов, мотивации учащихся.

  Новым и главным видом психологической деятельности старшеклассников становится рефлексия, самосознание.

  Л.С. Выготский в этом возрасте отводил ключевую роль именно самосознанию и его развитию. Старшеклассников привлекает возможность узнать что-то новое о себе, о своих способностях.

  В методической разработке освещаются основные направления всестороннего изучения индивидуальных и личностных особенностей старшеклассников, их интересов, склонностей, черт характера, темперамента. А также рассматривается развивающее направление профориентационной работы.

  По каждой теме предложены практические задания, направленные на применение знаний в практике, в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения школьников. Методики, рекомендованные для диагностики старшеклассников, имеют надежность и валидность, подтвержденные психологией.

  Целью методической разработки является ознакомление старшеклассников, педагогов-психологов, классных руководителей с основными теоретическими и практическими аспектами, имеющими место организации профессионального самоопределения в предпрофильной подготовки и профильного обучения.

  Мы ставили своей задачей систематизацию материала, структурирование его в более приемлемой и удобной для усвоения форме. И надеемся, что данная методическая разработка будет полезна всем, кто интересуется теорией и практикой психологической диагностики и развитием профессионального самоопределения.

Аналитическая часть

  Тема нашей методической разработки: «Диагностика и развитие профессионального самоопределения старшеклассника» - обоснована следующими причинами:

1. У большинства старшеклассников недостаточно развиты личностные качества, необходимые для профессионального самоопределения, а также слабо развиты способность к саморазвитию, ответственность, самостоятельность.

2. Занижена потребность в  профессиональном самоопределении, не сформированы мотивы выбора специальности.

3. Для старшеклассников часто характерно отсутствие знаний о мире профессий, о самом себе, о потребностях рынка труда.

Таким образом, выбор профессии должен дать возможность старшеклассникам наиболее полно удовлетворить основные потребности и реализовать себя в качестве гармонично развитой личности.

  В соответствии с «Концепцией модернизации российского образования» на старшей ступени образовательной школы задачей является создание «системы специализированной подготовки в старших классах образовательной школы,  ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда».

  Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного образовательного процесса. Основными задачами здесь  являются: обеспечение углубленного изучения отдельных дисциплин программы полного общего образования; создание условий для значительной дифференциации содержания обучения старшеклассников; расширение возможности социализации учащихся, обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием, в том числе более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

  Профессиональная ориентация – оказание помощи в выборе профессии, наиболее отвечающей индивидуальным особенностям, склонностям, способностям учащихся.

  Система профессиональной ориентации учащихся включает в себя следующие аспекты:

1. Профессиональное просвещение;

2. Профессиональную психодиагностику;

3. Профессиональное и личностное развитие школьников;

4. Профессиональное консультирование;

В работах психологов Е.А. Климова, С.Н. Чистяковой, В.В. Ярошенко подчеркивается, что среди факторов, которые определяют выбор той или иной  профессии. Важное место занимают интересы, направленность личности, мотивация. Значимыми являются положения Б.А. Федоршина – о системном подходе к профессиональной информации школьников, Н.С. Пряжникова – об использовании игровых технологией в групповом консультировании, которые считают,  что система профориентации является подсистемой общей системы подготовки учащихся, непрерывного образования и воспитания.

  Во многих исследованиях профессиональное самоопределение с позиций отдельной личностно-деятельностной системы, ориентированной на целеполагание и мотивационную сферу субъекта, выбирающего профессию.

  Психологическая диагностика является важным направлением профессионального самоопределения. В условиях психологического изучения образуется  образ «я».

Цель диагностической работы: всесторонне изучить индивидуальные и личностные особенности, интересы, склонности, способности, черты характера, темперамента. Профдиагностическая работа конкретизирует содействие  изучению своего образа «я».

Практическая часть

  Профессиональная диагностика – это изучение школьника в целях профориентации.

  В педагогической практике мы опирались на три основные диагностические подходы:

Во-первых, на объективный подход. Объективный подход предполагает следующее: диагностика осуществляется на основе успешности (результативности) и способа выполнения деятельности. Важными требованиями являются «надежность» (или воспроизводимость, стабильность)

Во- вторых, это субъективный подход. Его диагностика осуществляется на основе сведений, сообщаемых о себе, самоописания особенностей личности, поведения в тех или иных  ситуациях.

В-третьих, необходим проективный подход – анализ особенностей взаимодействия с внешне нейтральным, безличным материалом, становящимся в силу его известной неопределенности объектом проекции.

  При   организации диагностик  мы опирались на следующие принципы:

1. Систематичность;

2. Комплексность;

3. Учет потенциальных возможностей ребенка (выход на прогнозирование за счет учета не столько актуальных, сколько скрытых возможностей);

4. Участие разных специалистов;

  Для диагностики и развития профессионального и жизненного самоопределения применяем следующие методики:

1. Карта интересов (А.Е. Голомшток)

2. Профориентационный тест Л.А. Йовайши

3. Методика профессиональных предпочтений Д. Голланда

4. Определение типа будущей профессии (Е.А. Климова)

5. Формула профессии (модификация методики Н.С. Пряжникова)

6.  Метод сочинений, примерные темы: «Я в этом мире», «Моя будущая профессия», «Моя мечта».

7. Анкеты для родителей. Анкеты для учащихся.

8. Профориентационные компьютерные системы profi, «Выбор».

9. Матрица выбора профессии – экспериментальная методика, разработанная специалистами Московского областного центра профессиональной ориентации  Резяпкина.

10.  Методика ценностных ориентаций М. Рокича, модификация Д.А. Леонтьева

Программа « Моя будущая профессия»

  Выбор профессии – это важный этап профессионального самоопределения.

  Эта программа позволяет изучить индивидуальные особенности, личностные, познавательные процессы, способствует обоснованному выбору, помогает успешно выстроить профессиональную карьеру.

  Актуальность программы.  Проблема выбора профессии актуальна в связи с изменениями, которые происходят в нашем обществе. Мир профессий динамичен и изменчив. С каждым годом происходит обновление видов труда. О многих новых профессиях школьники не имеют информации. Обществу нужен человек профессиональный, знающий свое дело, способный самостоятельно принимать решения, нести ответственность, умеющий творить.

  Цель программы. Необходимо формирования представлений о мире профессий и соотнесение индивидуальных особенностей и возможностей с требованиями выбираемой профессии.

  Новизна. Программа составлена в соответствии «Концепцией модернизации российского образования» и направлена на формирование профессиональной направленности. В содержание программы включены новые для школьников практические занятия, поэтапно развивающие внутреннюю активность, ведущую к осознанному выбору.

Задачи программы:

  1. Знакомство с понятиями «профессия», «типы профессий», «специальность»;
  2. Изучение индивидуально-психологических особенностей учащихся;
  3. Выработка навыков самоанализа, самопрезентации;

Контингент:  программа предназначена для учащихся 9 класса.

Сроки реализации:  в течение учебного года (32 часа).

Ожидаемые результаты:  мы предполагаем, что после пройденного курса у учащихся сформируется планы о дальнейшей самореализации в выборе профиля, ученики примут решение о выборе профессии.

Учебно – тематический план

Темы

Ко-во часов

Задачи

Примечание

1

Введение

1

Установить контакт с группой

Лекция, активизирующая игра

2

Мои возможности

2

Сформировать положительную мотивацию

Плакаты, активизирующая игра

3

Особенности мышления

2

Сформировать представление о мышлении

Тест, памятка по развитию мышления

4

Особенности памяти

1

Сформировать представление о памяти

Тест, памятка по развитию памяти

5

Особенности внимания

1

Сформировать представление о внимании

Тест, памятка по развитию внимания, игры

6

Особенности воображения

1

Сформировать представление о воображении

Тест, памятка по развитию воображени

7

Темперамент и профессия

1

Сформировать представление о темпераменте

Тест, плакаты

8

Чувства и эмоции

1

Дать представление об эмоциональных проявлениях человека, о разрушительной силе негативных эмоций

Игра, тест

9

Характер

1

Ознакомить с понятием характер, со способами характера

Анкета, игра

10

Определение профессионального типа личности

1

Ознакомить с понятием личность, уметь определять тип личности

Диагност., игра

11

Склонности

1

Ознакомить с понятием склонности. Определить особенности склонностей и способов управления

Диагност., игра

12

Интересы

1

Ознакомить с понятием интересы. Определить интересы учащихся, способы управления

Плакат, тест

13

В мире профессий: понятие о профессиональной классификации профессий. Формула профессий

3

Ознакомить о многообразии мира профессии, определить степень информированности учащихся о мире профессий

Плакаты, буклет

14

Здоровье человека и профессиональная пригодность

1

Дать представление о здоровье, о  профессиональной пригодности

Профессиограммы, плакаты

15

Ошибки в выборе профессии

1

Ознакомить с правилами выбора профессии, осознать разные стороны профессии

Игры, плакаты

16

Пути получения профессии

1

Ознакомить с учебными заведениями, со справочниками

Игра, справочник буклеты

17

Способности

3

Ознакомить с понятиями способности, обобщить полученные знания о профессии, соотнести знания с возможностями

Игра, тест, диагност.

18

Самопрезентация, составление личного плана

1

Обобщить и ситематизировать приобретенные знания, обучить правилам составления личного профессионального плана

Активизирующие игры, анкета, сочинение

19

Профориентационные игры

6

Ознакомить учащихся с различными методиками игр и применить их на практике

Активизирующие игры, плакаты, професиограммы

20

Защита проекта «Моя будущая профессия»

1

Обобщить приобретенные знания

Итого

32 ч.

Содержание

Занятие № 1.  Введение (1 час).

Вводное слово. Психологическая суть профессионального самоопределения. Мир профессии. Факторы, влияющие на выбор профессии. Роль индивидуально - психологических особенностей в выборе профессии.

Занятие № 2.  Мои возможности. (2 часа).

Понятие «психологические возможности». Роль положительной мотивации в реализации возможностей. Диагностика способностей  ( определение общих способностей/ 40 заданий из текста Айзенка).

Занятие № 3.  Особенности мышления (2 часа).

Мышления, виды. Понятие «мышление», виды. Мышление как познавательная и творческая деятельность. Рекомендации по развитию мышления.

Занятие № 4. Особенности памяти (1 час).

 Индивидуальные различия памяти. Образная, логическая память. Рекомендации по развитию памяти.

Занятие № 5. Особенности внимания (1час).

Внимание, виды. Индивидуальные различия. Внимание произвольное, непроизвольное. Рекомендации по развитию внимания.

Занятие № 6. Особенности воображения (1 час).

Воображение, виды. Индивидуальные различия воображения. Воссоздающее, творческое воображение. Рекомендации по развитию воображения.

Занятие № 7. Темперамент и профессия (1 час).

Темперамент, типы темперамента. Определение типа темперамента.

Занятие № 8. Чувства и эмоции (1 час).

Понятие «чувство», «эмоция». Эмоциональные состояния: настроение, эмоции, стресс, фрустрация, высшие чувства. Приемы саморегуляции (самооценка психических состояний по Айзенку).

Занятие № 9. Характер (1 час).

 Понятие о характере. Группы черт характера по отношению к себе, к окружающим, к труду, к собственности.

Занятие № 10. Определение профессионального типа личности            (1 час).

 Понятие «личность».

Определение профессионального типа личности:

    1.реалистичный

    2. интеллектуальный

    3. социальный

    4. офисный

    5. предпринимательский

    6. артистический

 Занятие №11.  Склонности (1час)

 Понятие «склонность». Особенности склонностей. Опросник профессиональных склонностей Л. Йовайши.

 Занятие № 12. Интересы (1час).

 Интерес, профессиональный интерес. Методика «карта интересов» (А.Е. Голомштока) (24 профессиональных направлений) (О. Филимонова «Карта интересов») Школьный психолог №2, 16-31 января 2007г. С. 40. 29 направлений. Современная психология и профессии.

Занятие № 13. В мире профессий (3 часа).

Классификация профессий. Профессии системы «человек- человек», «человек-техника», « человек-знаковая система», «человек-природа», «человек-художественный образ». Определение типа будущей профессии (методика Е.А. Климова), Формула профессии (модификация методики Н.С. Пряжникова) (Цели труда, предмет труда, средства труда, условия труда).

Занятие № 14. Здоровье человека и профессиональная пригодность     (1 час).

 Здоровье, профессиональная пригодность. Медицинские ограничения профессиональной пригодности. Методика «Мое здоровье»              Г.В. Резяпкина.

Занятие № 15. Ошибки в выборе профессии (1 час).

 Профессиограммы, их соответствие индивидуальным особенностям. Игра «Оптимисты и скептики».

Занятие № 16. Пути получения профессии (1час).

Образование: средние, средне-специальные, высшее; учебные заведения: училище, колледжи, техникумы, университеты, академии; факультеты; группы; экзамены; зачеты;

Занятие № 17. Способности ( 1час) и профессиональная пригодность    (3 часа).

 Способность, профессиональная пригодность. Структура способности. Формирование способностей. Матрица выбора профессии. Обслуживание, образование, оздоровление, творчество, конструирование, исследование, защита, контроль. Определение технических способностей (тест Беннета на понимание техники).

Занятие № 18. Самопрезентация. Составление личного плана (1час).

 Самопрезентация, резюме. Профессиональный план личности. Карьера.

Занятие 19. Профориентационные игры (6 часов).

Игра, правила. Общая рефлексия.

Занятие № 20. Защита проекта (1 час).

 «Моя будущая профессия» - значимость, обоснованность выбора профессии, творческая форма.

 

Литература

- Башлай Э.З. Я ищу работу.- «Школьный психолог» №24, 2009.

- Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога.- М., 1991.

- Карельская Е.А. Темперамент в профессиональной деятельности.          « Школьный психолог» № 15, 2010.

-Климов Е.А. Как выбирать профессию.- М.,1990.

-  Мадорский Л.Р., Зак А.З.., Глазами подростков.- М., 1991.

- Мурзаханов З.З., Даниленко И.А. Профессиональная психология в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения в системе образования.- Уфа., 2008.

- Нуриманова Ф.К. Психологическое сопровождение предпрофильной    подготовки и профильного обучения.- Уфа., 2009.

- Прощицкая Е.Н. Практикум по выбору профессии.- М., 1995.

- Резапкина Г.В.  Психология и выбор профессии.- М., 2005.

- Резапкина Г.В. Я и моя профессия.- М.,2004.

 

Тема занятия:  Темперамент и профессия

Цель: Ознакомить с понятием «темперамент», «типы темперамента»,  сформировать умение объективно оценивать личностные особенности и соотносить их с профессиональной деятельностью.                                                                                             Ход занятия:                                                                              Организационная часть.

Психогимнастика. Упражнение на разогрев:

- Сейчас каждый представит себя в роли профессионала. Упражнение называется «Я и моя профессия».

Наша задача: вспомнить название профессии, которая начинается на первую букву своего имени.

Инструкция: первый участник называет свое имя, и называет профессию и передает эстафету рядом стоящему; и так до конца. Например: Я Вероника  -  врач;

Вопросы для рефлексии:

- получилось ли у нас знакомство?

- о каких новых профессиях вы услышали?

Итоги:  При выборе профессии необходимо быть информированным.

 Теоретическая часть.  В пятом веке до нашей эры в Греции жил великий ученый Гиппократ, в роду которого было 17 поколений врачей. Опыт и наблюдательность помогли ему описать известные типы людей: сангвиника, холерика, флегматика, меланхолика.   Класс делим на 4 группы (раздать жетоны четырех цветов): красные – сангвиники, желтые – флегматики, синие – холерики, зеленые – меланхолики. Группы рассаживаются за столы, стоят таблички  с названием типов темперамента, совпадение типа темперамента ученика с указанием для группы необязательно.

  Упражнение «Найдите свой портрет».

  Предлагаем учащимся, используя таблицу, охарактеризовать тип    темперамента своей группы, дается время для подготовки (5мин.), звучит фоновая звука. Группы по очереди характеризуют свой тип темперамента, выбирают подходящие для него плакат.

Темперамент

Краткая характеристика

Свойства нервной системы по Павлову

Выдающиеся личности

флегматик

Работоспособный, малоэмоциональный, серьезный, надежный, спокойный

Сильный, уравновешенный, малоподвижный

Кутузов, Крылов, Ньютон

сангвиник

Активный, энергичный, жизнерадостный, легкомысленный, беззаботный

Сильный, уравновешенный, подвижный

Наполеон

холерик

Очень энергичный, вспыльчивый, эмоциональный, напористый, чувствительный

Сильный, уравновешенный, подвижный

Петр Первый, Пушкин А.С., Суворов А.В.

меланхолик

Замкнутый, ранимый, сдержанный, задумчивый, грустный

Слабый, неуравновешенный, сдержанный

Лермонтов, Блок, Гоголь

  Подумайте, какие характеристики точнее всего описывают ваш темперамент, темперамент вашего друга, ваших родителей.

Итог:  темперамент – качество биологическое, врожденное.  Определяет и обеспечивает скорость, силу и уравновешенность реакций. Он проявляется в мышлении, речи, манере общения. Но темперамент не влияет на интересы, успешность, интеллект, деловые качества.

  Задание 2. Определение темперамента. (модификация личностного опросника Г. Айзенка). ( См. Приложение №1)

Обработка и интерпретация результатов.

Подведение итогов: Каждый из типов темперамента имеет свои достоинства. Их характерологические черты в определенных условиях могут обернутся как своей положительной, так и отрицательной стороной. Нет деления типов темперамента на «хорошие» и «плохие».

Обсуждение вопроса:  Влияет ли темперамент на профессиональную деятельность?  Как это происходит?  Как это учесть для себя лично?     (5 мин.)

Рефлексия занятия:  Что получилось хорошо? Что нового узнали?  Какие выводы для себя сделали? Что хотелось бы обсудить еще?

Благодарю.

              Литература:

  1. Прощицкая Е.Н. Практикум по выбору профессии- М. 1995
  2. Картушина Е.П. Психологический комфорт в школе: как его достичь. Волгоград 2009
  3. Нуриманова Ф.К. Психологическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения. Уфа, 2009
  4. Шваб Е.Д. Психологическая профилактика и коррекционно-развивающее занятия . Волгоград.2006

Тема: Личность

Цель: познакомить учащихся с понятиями «личность», «индивидуальность»; показать неповторимость, уникальность личности; дать представление о путях формирования личности.

Обеспечение: тест Д. Голланда.

Ход занятия

  1. Вступительное слово.

Слова педагога о формировании личности, ее уникальности и неповторимости.                                                                                                   Личность - человек, наделенный особыми психическими свойствами, познающий и преобразующий мир и занимающий определенное место среди людей. Личностью не рождаются, а становятся постепенно. Развитие личности осуществляется с первого года жизни. Формирование личности определяется биологическими данными, средой (природной и социальной), воспитанием и обучением, активностью самой личности, познанием, общением и трудом (умственным и физическим).                                                       На Земле нет другого человека, подобного тебе, каждый человек неповторим.                     Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связах и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих. Индивидуальность более узкое по содержанию понятие. Оно содержит в себе лишь те индивидуальные и личностные свойства человека, такое их сочетание, которое данного человека отличает от других людей.

  1. Упражнение «Индивидуальность личности».

Учащиеся, передавая по кругу цветок, произносят свое имя и называют качества, присущие им, которые начинаются с букв, имеющих в имени.

  Обсуждение и вывод: люди отличаются своими внутренними и внешними свойствами.

  1. Упражнение « Я уникальный».

Я как все                        Я не как все

  1. Сын, дочь
  2. Друг
  3. Учащийся
  4. Юноша (девушка)

  Вывод: есть какие-то общие качества, а есть и уникальные, неповторимые, присущие только одной личности.

  1. Познакомься сам собой.

Упражнение «Письмо себе, любимому». Каждый пишет себе письмо, любимому, потому что, не любя самого себя, нельзя свободно жить.

  Обсуждение. Можно зачитать некоторые письма, выслушать мнения учащихся о них.

  1. Тест Голланда по определению типа личности.(См. приложение № 2)
  2. Завершение занятия. Подведение итогов.

Литература

  1. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. Программа предпрофильной подготовки. М.2005
  2. Нуриманова Ф.К. Психологическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения. Уфа. 2009
  3. Павлова М.А., Гришанова О.С. психолого-педагогическое сопровождение ЕГЭ. Волгоград 2009
  4. Прощицкая Е.Н. Практикум по выбору профессии М. 1995
  5. Шваб Е.Д. Психологическая профилактика и коррекционно-развивающие занятия. Волгоград.2011

Занятие. Тема Особенности мышления

  Цель: определить тип мышления и соотнести их с будущей профессией.

Организационная часть.

Упражнение на разогрев: «Цепочка профессий»                                       Вступительное слово. Выбор профессии – задача не из легких, и тут важно иметь адекватные представления о специфике профессиональной деятельности.                                                                                                              Наша задача. Повышение знаний о мире профессионального труда, развитие умения выделять общее в различных видах трудовой деятельности.                                   Инструкция. «Сейчас мы по кругу выстроим «цепочку профессий». Я назову первую профессию, например, металлург, следующий назовет профессию близкую к повару и т.д.  Важно , чтобы называющий сумел объяснить, в чем сходство названной профессии. Например, и металлург, и повар имеют дело  с огнем, с высокими температурами, с «печами».

  Вопросы для рефлексии:

  1. Что нового вы узнали о профессиональной деятельности того или иного специалиста?
  2. Сходство между какими профессиями для вас оказалось неожиданным?

Итоги.  Неожиданные связи между самыми разными профессиями свидетельствуют о том, что людям, выбирающим свой профессиональный путь, не следует ограничиваться только одним выбором, ведь очень часто то, что ищет человек в одной профессии, может оказаться в других, более доступных.

Основная часть

 Если бы человек познавал мир только с помощью зрения, слуха, осязания, обоняния, он никогда бы не сделал открытий, которые  возвысили его над миром животных. Наравне с органами чувств у нас есть особое средство познания – мышление.

Продуктивность – это количество новых идей, возникающих у человека, способность быстро переключаться с одной мысли на другую и использовать полученную информацию в различных контекстах.

  Оригинальность – это способность к генерации нестандартных идей, проявляющаяся в парадоксальных, неожиданных решениях, а также в выражении полученных результатов в неординарной форме.

  Любознательность – это интерес ко всему новому и способность удивляться. Мышление начинается с вопросов. Все открытия сделаны

благодаря вопросам «Как?» и «Почему?».

  Мужество – способность принимать решения в ситуации неопределенности, не бояться собственных выводов и довести их до конца, рискуя личным успехом и репутацией. Известный физик П.Л. Капица отмечал, что основная черта ученого – не эрудиция, а воображение и смелость.

Задание 1. По горячим следам

  Запишите основные характеристики мышления талантливых людей.

Задание 2.  Методика  «Определение типа мышления»  (См. приложение №3)

  Итог. Соотнесите свой ведущий тип мышления с выбранным видом деятельности или профилем обучения. Насколько удачен ваш выбор? Если ваши профессиональные планы не вполне соответствуют вашему типу мышления, подумайте, что вам легче изменить – планы или тип мышления? В чистом виде эти типы мышления встречаются редко. Для многих профессий необходимо сочетание разных типов мышления, например, для психолога. Такое мышление называют синтетическим.

Как развивать мышление

  1. Информация для мышления – все равно что пища для тела. Источники информации – общение с людьми и книгами, экскурсии, путешествия, Интернет. Как и пища, информация должна быть качественной.
  2. Мышление активизируется, когда стандартные решения не дают результатов. Поэтому так важно развивать у себя умение видеть предмет или явление с разных сторон, замечать необычное в обычном.
  3. Мышление и речь – неразрывны.  Мышление развивается, когда вы рассказываете о прочитанном или увиденном, участвуете в дискуссиях, излагаете свои или чужие мысли в письменной форме.

Литература

  1. Бондарев В. Выбор профессии. М., 1989
  2. Воробьев А.М. Выбираем профессию: 100 вопросов и 100 ответов. . М.,1990
  3. Гришина Г.И.  Профессии, которые мы выбираем. М.1976
  4. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. М., 2005

Профориентационная игра "В мире профессий"

Цель: Активизация процесса профессионального самоопределения, расширение представлений о различных сферах труда, мире профессий.
Повышение информированности о формах профессиональной подготовки и различных учебных заведениях региона.
Оборудование:  электрические шары со звонками;  музыка (для релаксации);
брошюры о профессиях;  плакат “Человек славен трудом”;  карточки со словами:  хочу, могу, надо.
                                                                                                                                                       Ход занятия
I. Организационная часть.
II. Упражнение на разогрев
III. Основная часть
У меня растут года
Будет мне семнадцать
Где работать мне тогда?
Чем заниматься?

Мы начинаем профориентационную игру “В мире профессий”.

Утверждаем состав жюри, выбираем капитанов (4)

Слово капитанам команд (“Защита проекта своего названия”).

Объяснение правил игры.

Вопросы для I тура

Назовите профессию, содержание которой полностью меняется, как только она переходит из мужских рук в женские.
(Ответ: машинист - машинистка.)

Представитель, какой профессии управляет процессами: роста, созревания, уборки урожая?
(Ответ: агроном.)

Профессию можно получить в Башкирском  государственном аграрном университете.

Кто из царей знал 14 ремесел? Назовите царя, и не менее 6 занятий, которыми он владел?
(Ответ: Петр I - плотник,  кораблестроитель,  кузнец,  токарь,  моряк, оружейный мастер.)

Вопрос с участием сказочных персонажей. Назовите, кем бы мог работать в наши дни Волк из сказки “Волк и семеро козлят”?
(Ответ: пародистом.)

Профессию можно получить в Стерлитамакском  культурно-просветительском колледже,  Уфимском академии искусств.

Назовите учебное заведение нашего района, где можно получить профессию.
(Ответ: ПУ-93.)


Задание для II тура

Вопросы с участием сказочных персонажей. Кем бы мог работать в наши дни герой мультфильма “Кот Матроскин”? Назовите 3 профессии.
(Ответ: животновод, коммерсант, дояр.)

Представитель какой профессии следит за ростом, очисткой, посадкой?
(Ответ: лесник.)

Профессию можно получить в Башкирском  государственном аграрном университете г. Уфы.

Вопрос-шутка:
Мы на закате
С поля возвращались
Ядреным потом стылый воздух пах
У каждого обветрено качалось
За плечом рубашка на граблях.

Назовите профессию человека, написавшего эти строки.
(Ответ: поэт.)

Какой ВУЗ окончил  президент Республики Башкортостан?
(Ответ: МГТУ им. Баумана.)

"Работа у нас такая - доставлять людям радость".
В одной пословице эта профессия сравнивается с профессией врача. В г. Белорецке, Магнитогорске есть профтехучилище, в котором можно получить эту профессию. Назовите эту профессию.
(Ответ: повар.)

Пословица: Добрый повар стоит доктора

III тур. Вопросы за I и II места

Вопрос: “Угадай профессию”.
Моя профессия на ваш взгляд может показаться легкой, но от нее зависит работа целого коллектива. Эта профессия требует постоянного движения и крепких нервов. Не всегда меня знают в лицо так, как чаще встречаются с моей спиной. Назовите мою профессию.
(Ответ: дирижер.)

Что общего у ЭВМ с коровой?
(Ответ: Профессия человека, их обслуживающего, называется оператор (оператор ЭВМ и оператор машинного доения)).

Назовите самую сладкую профессию.
(Ответ: кондитер.)

Внимание - “Черный ящик”.
В этом ящике находится орудие труда, используемое в работе музыканта, сталевара, врача. Что в ящике?
(Ответ: ложка.)
Музыканты-ложечники.
Врач в домашних условиях проверяет зев больного обычной ложкой.
Сталевары берут пробу стали специальной ложкой.
Кто изучает спрос на товары на предприятиях, в организациях торговли и общественного питания, составляет проекты договоров с поставщиками, следит за поставкой товаров в нужном ассортименте?
(Ответ: товаровед.)

Дополнительный вопрос: Назовите самую начитанную профессию.
(Ответ: Библиотекарь.)

Вопросы для IV тура (за III и IV место)

1. Как называется профессия корреспондента, который выезжает на место событий, берет интервью, беседует с людьми, анализирует обстоятельства, выделяет самое существенное и дает по телевидению информацию?
(Ответ: телерепортер.)

2. Кто готовит лекарства по рецептам врачей, обеспечивает хранение медикаментов, отпускает готовые лекарства без рецептов, комплектует заказы на медикаменты?
(Ответ: фармацевт.)

Профессию можно получить в Башкирском государственном медицинском университете г. Уфы.

3. Люди этой профессии наблюдают за птицами в природе, изучают маршруты их перелетов, образ жизни в различных климатических условиях, выводят новые породы птиц. О какой профессии идет речь?
(Ответ: орнитолог.)

4. Кто сервирует стол, встречает посетителей, знакомит их с меню, принимает заказы, которые выполняет, рассчитывает посетителей, собирает использованную посуду?
(Ответ: официант.)

5. Должностное лицо, которое удостоверяет сделки, оформляет наследные права граждан, договоры, свидетельствует копии документов, юридических актов. О какой профессии идет речь?
(Ответ: нотариус.)

IY. Подведение итогов

Y. Слово жюри. Поздравления.

YI. Итог:

Выбор профессии - наиболее важное решение, которое необходимо принять вам.

При выборе профессии следует учитывать желание, интересы, склонности - все это мы обозначим словом "хочу" (показ карточки).

Обязательно нужно обратить внимание на возможности личности, т.е. знание, способности, психологические особенности, особенности здоровья - это мы выразим словом "могу".

А также учитывать запросы рынка труда, потребность в кадрах "надо".

- Дорогие учащиеся! При выборе профессии не забывайте эти слова: “хочу”, “могу”, “надо”.

В добрый путь! В мир профессий! (Звучит музыка).

                                      Литература:
 

1. Л.Р. Мадорский, А.З. Зак. Глазами подростков.
2. Г.В. Резапкина. Секреты выбора профессии.
3. “Психология в школе”. 2003-2004 гг.
4. А.П. Чернявская. Психологическое консультирование.  

                                Тема «Что я знаю о  мире профессий»

Цель:   обобщить уже  полученные знания и представления об огромном и многообразном мире профессий; в игровой форме подготовить учащихся к осознанному и самостоятельному выбору профессий.                                     Задачи:                                                                                                                                 - расширить знания учащихся о профессиях;                                                               - познакомить с новыми современными профессиями;                                             - формировать интерес к профессиям;                                                                                -развивать внимание, логическое мышление, память, познавательный интерес                                                                                                                      - воспитывать любовь к труду; уважительное отношение к людям разных   профессий;

Оборудование: сигнальные карточки с номерами от 0 до 6; жетоны-«звёзды», памятки.

Ход урока

I. Организационный момент:  

- Добрый день! Я рада встрече с Вами!

- Давайте поприветствуем друг друга. Для этого просто улыбнитесь друг другу. Я надеюсь, что сегодня в течение всего урока будет  присутствовать доброжелательная атмосфера.

II. Вводная часть. Обозначение темы урока учащимися:

Тема урока:  «Что я знаю о мире  профессий».  

- В настоящее время насчитывается свыше 40 тыс. профессий. Около 500 профессий ежегодно исчезают и, примерно столько же, возникает новых. Среднее время существования многих профессий 8-10 лет. Некоторые из них меняются по своему содержанию. Среди такого многообразия профессий, вам необходимо выбрать одну на всю жизнь.

-Сегодня на уроке вы узнаете многое о профессиях - о тех, которые появились недавно, о тех, которые «ушли в прошлое». Может быть, после сегодняшнего урока, вы определитесь с выбором будущей профессии.

 «Если вы не думаете о будущем, у вас его не будет!»

                                                                         Дж. Голсуорси.                        

Беседа «Из истории появления профессий и труда»:

- Как Вы думаете, когда появилась первая профессия? (ответы учащихся). А когда люди жили в пещерах,  могли ли существовать какие-нибудь профессии? Докажите свой ответ. (ответы учащихся)

  - Да, действительно, мужчины ходили на охоту, добывали на пропитание.  Какая профессия уже существовала в то время? (охотник, рыбак)

- Женщины охраняли очаг, готовили пищу, воспитывали детей. О существовании  каких профессий вы  можете сказать? (домработница, повар, воспитатель) Так постепенно определяется характер деятельности каждого человека, зарождаются профессии. Потом люди поняли, что у каждого свои способности и желание заниматься определённой деятельностью (трудом) и что этому можно научиться.

Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

- И, конечно, появились люди, которые делали своё дело лучше других, у них проявлялся  особый талант  (показ людей разных современных  профессий).

   III. Основная  часть:

- У вас есть возможность проявить свои таланты и показать знания о мире профессий. Наступил ваш «Звёздный час». Разделимся на 4 команды (даны 4 разрезных картинки с изображением профессий – учащиеся находят свои части и складывают полную картинку). Придумайте названия своим командам, выберите командира.

- Объясняю правила игры.  В игре два тура и финал. Команды выбывать из игры не будут, т.е. все команды дойдут до финала. Вам будут предложены различные задания, за каждый правильный ответ команда получает звезду. У вас на столах лежат сигнальные карточки с номерами, с помощью их вы будете отвечать на поставленные перед вами задания. Карточка «0» означает, что правильного ответа не существует.

- Начнём игру.

I тур: «Классификация профессий»  

- Сейчас вам предстоит вспомнить классификацию профессий по Е.А.Климову.

Задание 1:

- Я буду зачитывать определения, а вы должны  найти соответствующий определению тип профессий. Тип профессии указывает на то,  чем человеку приходится иметь дело в процессе своей профессиональной деятельности, то есть на предмет труда. Предмет труда могут быть другие люди, техника, информатика, художественные произведения или природа.

  • Этот тип  включают в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройство, эксплуатацией технических средств, ремонтом техники. Этот тип профессий требует от работника высокого уровня развития наглядно-образного мышления, пространственных представлений, технической осведомленности и сообразительности, хороших двигательных навыков, ловкости.

(человек-техника)

  • Этот тип предполагает профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений, с воспроизведением, изготовлением различных изделий по эскизу, образцу. От человека в профессиях этого типа требуется высокая эстетическая чувствительность, богатое и яркое воображение.

(человек -художественный образ)

  • Предметом профессий этого типа является другие люди. Профессиям этого типа предъявляют высокие требования к таким качествам работника как умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать состояние людей, оказывать влияние на других, проявлять выдержку, спокойствие и доброжелательность, речевые способности.

(человек –человек)

  • Данный тип включает профессии, связанные с изучением живой и неживой природы, с уходом за растениями и животными, с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных. Этот тип профессий предполагает наличие у человека хорошей наблюдательности, способности ориентироваться в условиях непредсказуемости и отсроченности  результатов, менять цели в зависимости от условий, выносливости и терпеливости к недостатку комфорта.

(человек-природа)

- Дайте своё определение типу профессий «человек-знаковая система».

 (Этот тип объединяет профессии, связанные с текстами, с цифрами, формулами и таблицами, с чертежами, картами, схемами, со звуковыми сигналами. Профессии этого типа требуют от человека способности к отвлеченному мышлению, оперированию числами, длительному и устойчивому сосредоточению внимания, усидчивости.)

Задание 2:

-  Дана профессия и предметы труда. Необходимо определить, какой из предметов лишний.

Для справки:

Брокер - в биржевых торгах он непосредственно представляет интересы клиентов, т.е. по их поручениям он выставляет заявки на покупку или продажу того или иного финансового инструмента.

Бионик - специалист в области бионики (научной дисциплины, связанной с поиском возможностей решения различных инженерных задач на основе анализа структуры и жизнедеятельности организмов).

Клинер - занимается комплексной уборкой офисов, предприятий, складских помещений. За каждую уборочную операцию отвечает соответствующий специалист.

Риэлтер - специалист по сделкам с  недвижимостью. Оценка, купля-продажа, аренда.

Букмекер - (англ. bookmaker) - профессия человека, занятого приёмом денежных ставок и выплатой выигрышей при игре на скачках и бегах, на результаты различных спортивных событий, кроме того возможен прием ставок на исходы политических и культурных событий.

II тур:  «Современные профессии»  

Задание 1:

- Вашему вниманию представлены шесть современных профессий, которые появились не так давно. Вам необходимо соотнести названия данных профессий с их характеристиками.

  1. Андеррайтер;        2. Маркшейдер;    3. Тестер;    4. Коммивояжёр;         5. Мерчендайзер ;      6. Супервайзер

- Слушаем внимательно задание и поднимаем сигнал с номером ответа:

Характеристика профессии

№  правильного ответа

1. Специалист по строительству подземных сооружений

2

2. Специалист, призванный обеспечить отличное качество программного продукта

3

3.Специалист в области страхования, описывает, оценивает и квалифицирует риск, формирует страховой портфель.

1

4. Руководитель группы торговых представителей, промоутеров

6

5. Специалист по продвижению продукции в розничной торговле

5

6. Разъездной сбытовой посредник, который, перемещаясь по рынку, выполняет   роль простого посредника или действует по поручению своего клиента (продавца)

4

Задание 2:

- Сейчас будем говорить не только о современных профессиях, но и о тех, которые уже не существуют или «находятся на грани исчезновения». Вам необходимо поднять карточку-сигнал с номером правильного ответа.

* Представители какой профессии в давние времена заменяли врачей?

       1. кузнецы; 2. алхимики; 3. цирюльники; 4. портные.

* Кто из перечисленных лиц не работает в художественном музее?

       1. хранитель; 2. реставратор;  3.  экскурсовод; 4.  ресторатор.  

        (Ресторатор занимается ресторанным бизнесом).

* Как называется артист, объявляющий и комментирующий номера эстрадной программы?

    1.  тамада; 2.  конферансье; 3.  диктор; 4.  спикер.

* Кто из перечисленных лиц работает в аптеке?

       1. провизор;  2.  прозектор; 3. проректор; 4.  продюсер.

* Представитель какой профессии в послереволюционной России назывался «шкрабом»?

       1.  полотёр;  2.  учитель;  3. посудомойка;  4.  сторож.

 (сокращение от словосочетания «школьный работник»)

Финал  

- За 2 минуты составить как можно больше слов из слова  ПРОФЕССИОНАЛ. Команда может  использовать одну «звезду» за дополнительную букву. За самое длинное слово команда получает «звезду».

Ответы:  ион, лес, лис (а), нос, оса, фен, фон, офис, сало, сено, соло, сила, слон, посол, просо, спил,  силос, сифон, финал, флора, полено и т.д.

Подведение итогов игры, награждение победителей:                                                  - Подсчитайте количество заработанных жетонов- «звёзд». Команда-победитель получает приз, все участники игры поощряются. Все учащиеся  получают памятку «Как правильно выбрать профессию» (Приложение 4).

Итог урока. Рефлексия.

-  Вам предстоит подвести итог урока: что узнали нового на уроке, как работали ваши товарищи – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. 

- По цепочке продолжите предложения, данные на экране, можно дать оценку урока высказав своё мнение одним предложением.  Я начну: «Мне понравилась работа на уроке…» (перечисляю Ф.И. учащихся).

- Я желаю всем вам найти своё место в жизни, выбрать профессию по душе! Спасибо за работу на уроке!

Литература:

1.Ерёменко Н.И. Предпрофильная подготовка школьников. 5-11 класс.- Волгоград: Изд. «Панорама», 2006.                                                                   2.Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М.:Просвещение,1985.          3.Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников: Диагностика и развитие профессиональной зрелости. – М.: ТЦ Сфера, 2005.                4.Профориентационная работа в школе: метод.пособие/ Е.В.Гурова, О.А. Голерова. – М.: Просвещение, 2007.                                                          5.Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию: Учеб.пособие для  ст.кл. сред.шк. –М.: Просвещение, 1991.

         

Заключение

  Анализ научно-методической литературы и изучение практики обучения показали, что работа по профессиональному самоопределению должна быть планомерной и системной. На основе изучения психолого - педагогической литературы была составлена программа «Моя будущая профессия», осуществлена диагностика профориентации. Был обобщен и систематизирован собранный материал.

  В результате проделанной работы можно сделать вывод, что у старшеклассников появились положительные сдвиги в профориентации. Профессиональное воспитание и обучение помогло в развитии обучающихся, активизации их деятельности, позволило им проявить себя как личность. Об этом свидетельствует успешные выступления учащихся на различных конкурсах. Учащийся 9 г класса Кужамгулов Айрат в 2009-2010 учебном году  выполнил исследовательскую работу «Профессиональное самоопределение девятиклассников».  Он занял на школьном этапе 1 место;  на районном – 2 место. Старшеклассники нашей школы активно принимают участие в конкурсах «На лучшую профессиограмму», на лучшее сочинение «Моя будущая профессия».

  Сравнение результатов анкетирования в начале и конце учебного года резко отличаются. Например, если в начале учебного года в 9-х  классах на вопрос: «Выбрали ли вы профессию?» 40% школьников отвечали – отрицательно, то  в конце учебного года 80% школьников ответили - положительно.

 Учащиеся в основном выбирают учебные заведения следующих  городов:  Магнитогорск, Уфа, Челябинск, Сибай, Белорецк, но также есть  выпускники, которые поступают в вузы городов Москвы, Санкт- Петербурга.

  Результаты деятельности психологов и учащихся в процессе профориентации показали большую важность нашего исследования.  Продукт деятельности педагога - психолога  воплощается  в психическом облике школьников: в их знаниях, умениях, , духовных потребностях, в создании жизненных ценностей и становлении  характера, осознании собственного роста (интеллектуального, нравственного, эстетического, творческого), в стремлении к более сложной и современной деятельности. Таков результат деятельности ребенка.

  Решение задач предпрофильного и профильного этапа обучения в школе достигается диагностическими методами, технологиями консультаций, корекционно-развивающими занятиями учащимися, встречами на родительских собраниях, семинарами и выступлениями на педсовете, методических объединениях педагогов, стендовыми формами, видеоматериалом и экскурсиями на рабочие места по профилю обучения, тематическими беседами с учащимися.

  В итоге продуктом деятельности школьников становятся конкретный выбор профессии, в котором должны реализоваться  их знания, умения, познавательные возможности. Ученики должны осознавать, что совместная работа с учителями, классными руководителями, родителями, психологами ведет к единой цели -  к выбору профессии.

   Выполняемая  профориентационная  работа в школе становиться  не формальной, а общественно - полезной, воспитывающей нравственно, физически и духовно подрастающее поколение.

  Таким образом, правильный выбор профессии позволяет реализовать свой творческий потенциал, избежать  разочарование,  оградить себя от неуверенности в завтрашнем дне. Главное – сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям ценностным установкам и требованиям, которые предъявляют профессии к личности.

Литература

  1. Галеева Г.А. Классный час «Выбор профессии»- методический журнал «Классный руководитель» №2, 2006.
  2. Дубровина И.В. «Рабочая книга школьного психолога». М.,1991.
  3. Климов Е.А. « Психология профессионального самоопределения». Ростов на Дону, 1996.
  4. Мадорский Л.Р., Зак А.З. Глазами подростков. М.,1991.
  5. Мурзаханов З.З., Даниленко И.А. Профессиональная психология в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения. Уфа, 2008.
  6. Нуриманова Ф.К. Психологическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения. Уфа.2009.
  7. Овчарова Р.В.  Профориентационная работа школьного психолога/ справочная книга школьного психолога. М. 1996.
  8. Пряжников Н.С. Ценностно-нравственные активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения.
  9. Резапкина Г.В.  Психология и выбор профессии.М.2005.
  10.  Шваб Е.Д. Психологическая профилактика и коррекционно- развивающие занятия. Волгоград.2011.
  11. Шакеева Ч.А., Шмидт В.Р.  Классные часы и беседы по профориентации старшеклассников: 8-11 классы.М.2005.

Приложение № 1

Тест Г. Айзенка на определение типа темперамента.

Варианты ответов на вопросы: "да", "нет". Первый ответ, пришедший Вам в голову, является правильным. Ваши ответы - "да" - плюс, "нет" - минус - фиксируйте на листке бумаги.

  1. Часто ли Вы испытываете тягу к новым впечатлениям, чтобы испытать сильные ощущения?
  2. Часто ли Вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые могут Вас понять, ободрить, выразить сочувствие?
  3. Считаете ли Вы себя беспечным человеком?
  4. Правда ли, что Вам очень трудно отвечать "нет"?
  5. Обдумываете ли Вы свои дела не спеша и предпочитаете ли подождать, прежде чем действовать?
  6. Всегда ли Вы сдерживаете свои обещания, даже если Вам это не выгодно?
  7. Часто ли у Вас бывают спады и подъемы настроения?
  8. Быстро ли Вы обычно действуете и говорите, и не растрачиваете ли много времени на обдумывание?
  9. Возникало ли у Вас когда-нибудь чувство, что Вы несчастны, хотя никакой серьезной причины для этого не было?
  10. Верно ли, что на спор Вы способны решиться на все?
  11. Смущаете ли Вы, когда хотите познакомиться с человеком противоположного пола, который Вам симпатичен?
  12. Бывает ли, что, разозлившись, Вы выходите из себя?
  13. Часто ли Вы действуете под влиянием минутного настроения?
  14. Часто ли Вас беспокоят мысли о том, что Вам не следовало бы чего-нибудь делать или говорить?
  15. Предпочитаете ли Вы чтение книг встречам с людьми?
  16. Вас легко обидеть?
  17. Любите ли Вы часто бывать в компании?
  18. Бывают ли у Вас иногда такие мысли, которые Вы хотели бы скрыть от других людей?
  19. Верно, что иногда Вы настолько полны энергии, что все горит в руках, а иногда чувствуете сильную вялость?
  20. Предпочитаете ли Вы иметь друзей поменьше, но особенно близких Вам?
  21. Часто ли Вы мечтаете?
  22. Когда на Вас кричат, Вы отвечаете тем же?
  23. Часто ли Вас тревожит чувство вины?
  24. Все ли ваши привычки хороши и желательны?
  25. Способны ли Вы дать волю собственным чувствам и вовсю повеселиться в шумной компании?
  26. Считаете ли Вы себя человеком возбудимым и чувствительным?
  27. Считают ли Вас человеком живым и веселым?
  28. После того, как дело сделано, часто ли Вы возвращаетесь к нему мысленно и думает, что могли бы сделать лучше?
  29. Вы обычно молчаливый и сдержанный, когда находитесь среди людей?
  30. Вы иногда сплетничаете?
  31. Бывает ли, что Вам не спиться оттого, что разные мысли лезут в голову?
  32. Верно ли, что Вам приятнее и легче прочесть о том, что Вас интересует в книге, хотя можно быстрее и проще узнать об этом у друзей?
  33. Бывает ли у Вас сильное сердцебиение?
  34. Нравиться ли Вам работа, требующая постоянного внимания?
  35. Бывает ли, что Вас "бросает в дрожь"?
  36. Верно ли, что Вы всегда говорите о знакомых Вам людях только хорошее, даже тогда, когда уверены, что они об этом не узнают?
  37. Верно ли, что Вам не приятно бывать в компании, где постоянно подшучивают друг над другом?
  38. Вы раздражительны?
  39. Нравиться ли Вам работа, которая требует быстроты действий?
  40. Верно ли, что Вас не редко не дают покоя мысли о разных неприятностях и "ужасах", которые могли бы произойти, хотя все кончилось благополучно?
  41. Вы ходите медленно и неторопливо?
  42. Вы когда-нибудь опаздывали на свидание, работу или учебу?
  43. Часто ли Вам снятся кошмары?
  44. Верно ли, что Вы такой любитель поговорить, что никогда не упустите удобного случая побеседовать с незнакомым человеком?
  45. Беспокоят ли Вас какие-нибудь боли?
  46. Огорчились бы Вы, если бы долго не могли видеться со своими друзьями?
  47. Можете ли Вы назвать себя нервным человеком?
  48. Есть ли среди Ваших знакомых такие, которые Вам явно не нравятся?
  49. Можете Вы сказать, что Вы уверенный в себе человек?
  50. Легко ли Вас задевает критика Ваших недостатков или Вашей работы?
  51. Трудно ли получить настоящее удовольствие от вечеринки?
  52. Беспокоит ли Вас чувство, что Вы чем-то хуже других?
  53. Сумели бы Вы внести оживление в скучную компанию?
  54. Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?
  55. Беспокоитесь ли Вы о своем здоровье?
  56. Любите ли Вы подшутить над другими?
  57. Страдает ли Вы от бессонницы?

 

Обработка теста ("ключ").

Если ответ "ключа" совпадает с Вашим ответом, Вы прибавляете себе один балл. Если не совпадает, - ноль баллов.

Шкала лжи.

Ответ "да" на вопросы: 6, 24, 36.

Ответ "нет" на вопросы: 12, 18, 30, 42, 48, 54.

Сосчитайте сумму. Если результат от 4 и больше баллов, это значит, что у Вас появилась так называемая социальная желательность: Вы отвечали не так, как есть на самом деле, а так как Вам хотелось бы или так, как принято в обществе. Другими словами, Ваши ответы не достоверны. Если результат меньше 4 баллов, Ваши ответы искренни. Пожалуйста, продолжайте.

Если ответ "ключа" совпадает с Вашим ответом, Вы прибавляете себе один балл. Если не совпадает, - ноль баллов.

Шкала экстраверсии.

Ответ "да" на вопросы: 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 37, 39, 44, 46, 49, 53, 56.

Ответ "нет" на вопросы: 5, 15, 20, 29, 32, 34, 41, 51.

Сосчитайте сумму.

Шкала эмоциональной устойчивости.

Ответ "да" на вопросы: 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57.

Сосчитайте сумму.

Начертите оси координат: горизонтальная ось - "шкала экстраверсии", вертикальная ось - "шкала эмоциональной устойчивости". Каждая шкала от 1 до 24, пересекаются в точке 12. Отметьте свои показатели на осях. Найдите точку пересечения. Точка может лежать на оси, если одна из шкал равна 12. Результат, который Вы получили, - Ваш преобладающий тип темперамента. По шкале экстраверсии Вы можете посмотреть тип направленности личности: экстраверт или интроверт.

Приложение 2

Опросник Голланда

Каждый человек по своим личностным качествам подходит к определенному типу профессий. Данная модификация теста Голланда, основанная на соотнесении типов профессии с индивидуальными особенностями человека, призвана помочь выбрать профессию с учетом, в первую очередь личностных особенностей ..

1 этап

Инструкция:   Вам необходимо как бы "примерить" на себя шесть утверждений, касающихся различных типов профессий, найти им место в таблице и отметить.

 

 

Абсолютно верно

Скорее верно

Неверно

Не знаю

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

3

 

 

 

 

4

 

 

 

 

5

 

 

 

 

6

 

 

 

 

Утверждение 1. Ты - практик, склонный заниматься конкретными делами. Предпочитаешь работу, приносящую конкретные, ощутимые результаты для себя и для других. Тебя не пугает физический труд. Тебя интересует работа с техникой, требующая практического склада ума, хорошо развитых двигательных навыков.

Утверждение 2. Ты, скорее, теоретик, чем практик. Тебе нравится заниматься изучением, исследованием какой-либо проблемы, получением новых знаний. Ты предпочитаешь работу, приносящую радость познания, а иногда и радость открытия, работу, требующую абстрактного склада ума, способностей к анализу и систематизации информации, широкого кругозора.

Утверждение 3. Ты - "коммуникатор", любящий работать с людьми и для людей, поэтому тебя, вероятно, заинтересует работа, связанная с обучением, воспитанием, обслуживанием клиентов, оказанием помощи нуждающимся и т.п. У тебя интерес на эмоционально насыщенную, живую работу, предполагающая интенсивное взаимодействие с людьми и умение общаться.

Утверждение 4. Тебе нравится работать с документами, текстами, цифрами, в том числе с использованием компьютерных средств. Работа спокойная, без особого риска, с четким кругом обязанностей. Она может быть связана с обработкой ин формации, с расчетами, вычислениями, требующими точности, аккуратности, усидчивости. Тебе хотелось бы избежать частого общения, необходимости управлять другими людьми и отвечать за их действия.

Утверждение 5. Ты - организатор, ориентированный на активную преобразовательную деятельность. Ты предпочитаешь работу, дающую относительную свободу, самостоятельность, обеспечивающую положение в обществе, превосходство над другими, материальное благополучие; работу азартную и рисковую, требующую инициативности, предприимчивости, во ли, умения брать ответственность на себя.

Утверждение 6. Ты, вероятно, "свободный художник". Тебе подходят виды деятельности, дающие возможность творческого самовыражения, где нет жесткого режима, формальностей; работу, дающую простор фантазии, воображению, требующую развитого эстетического вкуса, специальных способностей (художественных, литературных, музыкальных).

2 этап.

Инструкция: Предположим, что после соответствующего обучения ты сможешь выполнять любую работу. Из предложенных ниже пар профессий надо выбрать одну, которая тебе больше подходит (исходя из твоих способностей и возможностей). Рядом с названием профессии в скобках стоит код. В бланке ответов, напротив кода выбранной профессии, поставь знак "+". Подсчитай количество плюсов в каждой строке. Например, из пары "инженер" - "социолог" тебе интереснее профессия социолога. Код этой профессии - 2. Значит, в бланке ответов в графе "код профессий" надо поставить "+" рядом с цифрой 2. Если содержание профессии не совсем понятно, пользуйся словарем профессий на с. 40-49.

 

Код профессии

Выбор (фиксировать плюсом)

Сумма плюсов

1.

 

 

2.

 

 

3.

 

 

4.

 

 

5.

 

 

6.

 

 


Инженер (1) - Социолог (2)

Кондитер (1) - Священнослужытель (З)

Повар (1) - Статистик (4)

Фотограф (1) - Торговый администратор (5)

Механик (1) - Дизайнер (6)

Философ (2) - Врач (3)

Эколог (2) - Бухгалтер (4)

Программист (2) - Адвокат (5)

Кинолог (2) - Литературный переводчик (б)

Страховой агент (з) - Архивист (4)

Тренер (3) - Телерепортер (5)

Следователь (3) - Искусствовед (6)

Нотариус (4) - Брокер (5)

Оператор ЭВМ (4) - Манекенщица (6)

Фотокорреспондент (5) - Реставратор (6)

Озеленитель (1) - Биолог-исследователь (2)

Водитель (1) - Бортпроводник (3)

Метролог (1) - Картограф (4)

Радиомонтажник(1) - Художник по дереву (6)

Геолог (2) - Переводчик-гид (3)

Журналист (5) - Режиссер (6)

Библиограф (2) - Аудитор (4)

Фармацевт (2) - Юрисконсульт (3)

Генетик (2) - Архитектор (6)

Продавец (3) - Оператор почтовой связи (4)

Социальный работник (3) - Предприниматель (5)

Преподаватель вуза (3) - Музыкант-исполнитель (6)

Экономист (4) - Менеджер (5)

Корректор (4) - Дирижер (6)

Инспектор таможни (5) - Художник-модельер (б)

Телефонист (1) - Орнитолог (2)

Агроном (1) - Топограф (4)

Лесник (1) - Директор (5)

Мастер по пошиву одежды (1) - Хореограф (б)

Историк (2) - Инспектор ГАИ (4)

Антрополог (2) - Экскурсовод (3)

Вирусолог (2) - Актер (б)

Официант (3) - Товаровед (5)

Главный бухгалтер (4) - Инспектор уголовного розыска (5)

Парикмахер-модельер (б) - Психолог (3)

Пчеловод (1) - Коммерсант (5)

Судья (3) - Стенографист (4)

Подсчитай количество плюсов в бланке ответов. Максимальное количество плюсов указывает на принадлежность к одному из шести профессиональных типов.

 Реалистический тип

Профессионалы данного типа склонны заниматься конкретными вещами и их использованием, отдают предпочтение занятиям, требующим применения физической силы, ловкости. Ориентированы в основном на практический труд, быстрый результат деятельности. Способности к общению с людьми, формулировке и изложению мыслей развиты слабее.

Чаще люди этого типа выбирают профессии механика, электрика, инженера, агронома, садовода, кондитера, повара и другие профессии, которые предполагают решение конкретных задач, наличие подвижности, настойчивости, связь с техникой. Общение не является ведущим в структуре деятельности.

2. Интеллектуальный тип

Профессионалы данного типа отличаются аналитичностью, рационализмом, независимостью, оригинальностью, не склонны ориентироваться на социальные нормы.

Обладают достаточно развитыми математическими способностями, хорошей формулировкой и изложением мыслей, склонностью к решению логических, абстрактных задач.

Люди этого типа предпочитают профессии научно-исследовательского направления: ботаник, физик, философ, программист и другие, в деятельности которых необходимы творческие способности и нестандартное мышление. Общение не является ведущим видом деятельности.

ков, такие как: бухгалтер, патентовед, нотариус, топограф, корректор и другие, направленные на обработку информации, предоставленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов.

Сфера общения в таких видах деятельности ограничена и не является ведущей, что вполне устраивает данный тип личности. Коммуникативные и организаторские способности развиты слабо, но зато прекрасно развиты исполнительские качества.

3. Социальный тип

Профессионалы данного типа гуманны, чувствительны, активны, ориентированы на социальные нормы, способны к сопереживанию, умению понять эмоциональное состояние другого человека.

Обладают хорошими вербальными (словесными] способностями, с удовольствием общаются с людьми. Математические способности развиты слабее.

Люди этого типа ориентированы на труд, главным содержанием которого является взаимодействие с другими людьми, возможность решать задачи, предполагающие анализ поведения и обучения людей. Возможные сферы деятельности: обучение, лечение, обслуживание и другие, требующие постоянного контакта и общения с людьми, способностей к убеждению.

 

4. Артистический тип

Профессионалы данного типа оригинальны, независимы в принятии решений, редко ориентируются на социальные нормы и одобрение, обладают необычным взглядом на жизнь, гибкостью и скоростью мышления, высокой эмоциональной чувствительностью. Отношения с людьми строят, опираясь на свои ощущения, эмоции, воображение, интуицию. Обладают хорошей реакцией и обостренным восприятием. Любят и умеют общаться.

Профессиональная предрасположенность в наибольшей степени связана с актерско-сценической, музыкальной, изобразительной деятельностью.

 

5. Предприимчивый тип

Профессионалы данного типа находчивы, практичны, быстро ориентируются в сложной обстановке, склонны к самостоятельному принятию решений, социальной активности, лидерству; имеют тягу к приключениям (возможно, авантюрным). Обладают достаточно развитыми коммуникативными способностями.

Не предрасположены к занятиям, требующим усидчивости, большой и длительной концентрации внимания. Предпочитают деятельность, требующую энергии, организаторских способностей. Профессии: предприниматель, менеджер, продюсер и другие, связанные с руководством, управлением и влиянием на разных людей в разных ситуациях.

6. Конвенциональный тип

Профессионалы данного типа практичны, конкретны, не любят отступать от задуманного, энергичны, ориентированы на социальные нормы.

Предпочитают четко определенную деятельность, выбирают из окружающей среды цели и задачи, поставленные перед ними обычаями и обществом. В основном выбирают профессии, связанные с канцелярскими и расчетными работами, со зданием и оформлением документов, установлением количественных соотношений между числами, системами условных знаков.

Приложение 3

Опросник Йовайши

Сфера профессиональных предпочтений учащихся  

В целях профессионального самоопределения может быть предложена также методика Йовайши, модифицированная в Хабаровском краевом центре занятости населения. Данная методика применяется для оценки склонностей воспитанников к различным сферам профессиональной деятельности. По этой методике все профессии можно отнести к следующим шести типам.

1. Сфера искусства «человек  художественный образ».

2. Сфера технических интересов «человек  техника».

3. Сфера работы с людьми «человек  человек».

4. Сфера умственного труда  склонность к умственной деятельности.

5. Сфера физического труда  склонность к подвижной (физической) деятельности.

6. Сфера материальных интересов  производство и потребление материальных благ.

Инструкция: «Вам будет предложен перечень положений или вопросов, имеющих два варианта ответа. Определите, какому из вариантов Вы отдаете предпочтение, и зафиксируйте это в бланке для ответов (см. приложение 2).

Если Вы полностью согласны с вариантом «а» и не согласны с вариантом «б», то в клетку с цифрой, соответствующей номеру вопроса или утверждения, и буквой «а» поставьте 3, а в клетку «б»  0.

Если Вы не согласны как с вариантом «а», так и с вариантом «б», то выберите из них наиболее предпочтительный для Вас и оцените его в 2 балла, менее предпочтительный вариант оценивается в 1 балл.

Отвечайте на вопросы, не пропуская ни одного из них».

 

Текст опросника

 

1. Представьте, что Вы на выставке. Что Вас больше привлекает в экспонатах:

а) цвет, совершенство форм;

б) их внутреннее устройство (как и из чего они сделаны).

2. Какие черты характера в человеке Вам больше всего нравятся:

а) дружелюбие, чуткость, отсутствие корысти;

б) мужество, смелость, выносливость.

3. Служба быта оказывает людям разные услуги. Считаете ли Вы необходимым:

а) и впредь развивать эту отрасль, чтобы всесторонне обслуживать людей;

б) создавать такую технику, которой можно было бы самим пользоваться в быту.

4. Какое награждение Вас больше бы обрадовало.

 а) за общественную деятельность;

б) за научное изобретение.

5. Вы смотрите военный или спортивный парад. Что больше привлекает Ваше внимание:

а) сложность ходьбы, грациозность участников парада;

б) внешнее оформление колонн (знамена, одежда и пр.).

6. Представьте, что у Вас много свободного времени. Чем бы Вы охотнее занялись:

а) чем-либо практическим (ручным трудом);

б) общественной работой (на добровольных началах).

7. Какую выставку Вы бы с большим удовольствием посмотрели:

а) новинок научной аппаратуры (в области физики, химии, биологии);

б) новых продовольственных товаров.

8. Если бы в школе было два кружка, какой бы Вы выбрали:

а) музыкальный;

б) технический.

9. Если бы Вам предоставили пост директора школы, на что бы Вы обратили большее внимание:

а) на сплоченность коллектива;

6) на создание необходимых удобств.

10. Какие журналы Вы бы с большим удовольствием читали:

а) литературно-художественные;

б) научно-популярные.

11. Что важнее для человека:

а) создавать себе благополучный, удобный быт;

б) жить без некоторых удобств, но иметь возможность пользоваться сокровищницей искусства, создавать искусство.

12. Для благополучия общества необходимо:

а) техника;

б) правосудие.

13. Какую из двух книг Вы бы с большим удовольствием читали:

а) о развитии науки в нашей стране;

б) о достижениях спортсменов нашей страны.

14. В газете две статьи разного содержания. Какая из них вызвала бы у Вас большую заинтересованность:

а) о машине нового типа;

б) о новой научной теории.

15. Какая из двух работ на свежем воздухе Вас больше бы привлекала:

а) работа, связанная с постоянными передвижениями (агроном, лесничий, дорожный мастер);

б) работа с машинами.

16. Какая, на Ваш взгляд, задача школы важнее:

а) подготовить учащихся к работе с людьми, чтобы они могли помогать другим создавать материальные блага;

б) подготовить учащихся к практической деятельности, к умению создавать материальные блага.

17. Что, на Ваш взгляд, следует больше ценить у участников самодеятельности:

а) то, что они несут людям искусство и красоту;

б) то, что они выполняют общественно полезную работу.

18. Какая, на Ваш взгляд, область деятельности человека в дальнейшем будет иметь доминирующее значение:

а) физика;

б) физическая культура.

19. Что обществу принесет больше пользы:

а) забота о благосостоянии граждан;

б) изучение поведения людей.

20. Какого характера научную работы Вы бы выбрали:

а) работу с книгами в библиотеке;

б) работу на свежем воздухе в экспедиции.

21. Представьте, что Вы  профессор университета. Чему Вы отдали бы предпочтение в свободное от работы время:

а) занятиям по литературе;

б) опытам по физике, химии.

22. Вам представляется возможность совершить путешествие в разные страны. В качестве кого Вы охотнее поехали бы:

а) как известный спортсмен на международные соревнования;

б) как известный специалист по внешней торговле с целью покупки необходимых товаров для нашей страны.

23. Какие лекции слушали бы Вы с большим удовольствием:

а) о выдающихся художниках;

б) о выдающихся ученых.

24. Что Вас больше привлекает при чтении книг:

а) яркое изображение смелости и храбрости героев;

б) прекрасный литературный стиль.

25. Вам представляется возможность выбора профессии. Какой из них Вы бы отдали предпочтение:

а) работе малоподвижной, но связанной с созданием новой техники;

б) физической культуре или другой работе, связанной с движением.

26. Какими выдающимися учеными Вы больше интересуетесь:

а) Поповым и Циолковским;

б) Менделеевым и Павловым.

27. Как Вам кажется, на что следовало бы в школе обратить большее внимание:

а) на спорт, так как это нужно для укрепления здоровья;

б) на успеваемость учащихся, так как это необходимо для будущего.

28. Что бы Вас больше заинтересовало в печати:

а) сообщение о состоявшейся художественной выставке;

б) известие о прошедшем митинге в защиту прав человека.

29. Если бы Вам представилась возможность занять определенный пост, какой бы Вы выбрали:

а) главного инженера завода;

б) директора универмага.

30. Как Вы считаете, что важнее:

а) много знать;

б) создавать материальные блага.

 

Обработка результатов. В заполненном листе ответов (приложение 2) в каждом столбце подсчитывается количество баллов. Результаты записываются под каждым столбцом, который соответствует определенной сфере профессиональных интересов:

1-й столбец  сфера искусства: 1а, 5б; 8а, 10а, 11б, 17а, 21а, 23а, 24б, 28а;

2-й столбец  сфера технических интересов: 1б, 3б, 6а, 8б, 12а, 14а, 15б, 25а, 26а, 29б;

3-й столбец  сфера работы с людьми: 2а, 4а, 6б, 9а, 12б, 16а, 17б, 19б, 23б, 28б;

4-й столбец  сфера умственного труда: 4б, 7а, 10б, 13а, 14б, 18а, 20а, 21б, 26б, 30а;

5-й столбец  сфера физического труда: 26, 5а, 136, 15а, 186, 206, 22а, 24а, 256, 27а;  

6-й столбец  сфера материальных интересов: 3а, 76, 96, 11а, 166, 19а, 22б, 27б, 29а, 30б.

 

Анализируя полученные данные, необходимо выделить столбцы, содержащие наибольшее количество баллов, и эти сферы деятельности можно считать предпочитаемыми воспитанником. Столбцы, содержащие наименьшее количество баллов, отражают сферы деятельности, отвергаемые воспитанником.

Приложение 4

Памятка

Для того чтобы сделать правильный выбор,  необходимо придерживаться  алгоритма выбора профессии:

  1.  Изучить как можно больше профессий;
  2.  Выявить, какие профессии пользуются спросом на рынке труда в нашем городе;
  3.  Проанализировать, какие личностные качества необходимы для успешной работы в этой  профессии, соотнести с возможностями;
  4.  Выбрать наиболее подходящую профессию;
  5.  Подробно изучить эту профессию, изучить возможности приобретения этой профессии;
  6.  Найти возможность практически попробовать свои силы (кружки по интересам, секции, факультативы, элективные курсы и др.)