Субкультура и делинквентное поведение детей.

Булахтина Елена Олеговна

Сегодня молодёжное движение имеет глобальный характер. Различные неформальные группы молодёжи, как отмечает А.П. Файн, нередко контактируют и даже взаимодействуют друг с другом.

Неформальные объединения - это явление массовое. Ради каких только интересов не объединяются люди: дети, подростки, молодежь, взрослые и даже убеленные сединами старики? Число таких объединений измеряется десятками тысяч, а количество их участников — миллионами. В зависимости от того, какие интересы людей положены в основу объединения, возникают и различные типы объединений. В последнее время в крупных городах страны, ища возможности реализации своих потребностей, и не всегда находя их в рамках существующих организаций, молодежь стала объединяться в так называемые "неформальные" группировки.

Можно отметить представителей первой субкультуры нового времени, сюда относятся: панки, мажоры, поклонники металлического рока, скинхеды, гопники, байкеры, рэйверы, роллеры, рэпперы, «фрики», «неформалы» и эмо. Именно эти группы, мы рассмотрим поподробнее.

Панки. Панки по праву могут считаться идейными наследниками хиппи. Сам панк зародился в Великобритании, в 70-х годах, а его расцвет пришёлся на 80-е годы, и немного - начало 90-х.

Панки всё же заметно отличались от хиппи: в них уже не было этой необъятной любвеобильности и миролюбивости; панк стал в большей степени манифестом поколению "отцов" о новых свободах; и этот манифест был куда агрессивнее. Панки не желали мириться с существующими устоями, но не пассивно, как хиппи, а весьма активно. Недаром именно панк-музыка стала гораздо агрессивней и напористей, чем даже самые "боевые" образчики музыки хиппи.

Стоит отметить, что панки привнесли много новых атрибутов в стиль: чего стоят только их причёски, в том числе знаменитый "ирокез", раскрашенный разными цветами. В моду вошли многочисленные серьги, кольца, цепи. Получили своё развитие татуаж и пирсинг.

 В современной России панк благополучно существует, и остался практически без особых изменений.

Получили известность у нас группы мажоров: «псевдоамериканцы», «псевдоангличане», «псевдофранцузы» и многие другие. Они носят одежду и обувь, изготовленные в соответствующей западной стране. В среде мажоров формировался образ активного, предприимчивого, сильного человека, знающего 2 – 3 иностранных языка. Мажоры были против наркотиков, многие из них активно занимались спортом [В.Г. Степанов, 2001, с. 292].

В настоящее время имеется заметный слой подростков, подражающих мажорам. Они называются «реднеки». Включение в деятельность мажоров ведёт у большей части подростков к падению интереса к учёбе в школе, к нежеланию осваивать какую – либо профессию.

Наиболее многочисленной группой неформалов становятся поклонники металлического рока. Он имеет несколько признаков разновидностей: «тяжёлый металлический рок» («хэви метал рок»), «чёрный металлический рок» («блек метал рок»), «скоростной металлический рок» («спид метал рок»). Для этой музыки свойственны жёсткий ритм, мощность звучания, большая свобода импровизации исполнений.

Среди металлистов склонны к правонарушениям поклонники ансамблей «спид метал». Они используют культ сатаны, часто называя себя сатанистами. Сатанисты поддерживают ансамбли, призывающие к насилию, жестокости, проповедующие расизм, шовинизм. Они склонны  к хулиганским поступкам, к провоцированию враждебных столкновений различных молодёжных групп и участию в них.

К металлистам примыкают группы подростков, которых привлекают не столько рок – музыка, сколько модный костюм неформалов или желание прикрыть им свои неблаговидные поступки [В.Г. Степанов, 2001, с.292 - 293].

Скинхеды. Субкультура скинхедов зародилась всё в той же Англии во второй половине 70-х годов. Изначально скинхедами становились дети рабочих, в семьях которых классовая ненависть присутствовала всегда. И именно оттуда частично пошла "униформа" "скнихедов" - в частности, тяжёлые ботинки с "берцами". Но основным отличием любого скина стала бритая голова.

 Скины всегда отличались особой жестокостью, оставляя тех же панков в этом отношении далеко позади. Разборки за доминирование часто заканчивались жесточайшими драками, результатом которых было как членовредительство, так и, очень часто, смерть. От фашистов скины унаследовали всю идеологию, символику и атрибутику. Здесь было и нацистское приветствие, и свастика, и крайняя заинтересованность историей фашизма.

В наши дни нацизм является одной из ключевых субкультур как в США, так и в России, что, безусловно, не может не настораживать людей, всё ещё помнящих ужасы Второй Мировой войны.

Гопники. Это криминально-делинквентая молодежная субкультура. Расцвет данной субкультуры приходится на 80 годах. В середине 90-х появляется новое поколение «гопников», неконтролируемое организованной преступностью или контролируемое ей в меньшей степени. Они быстро проявили себя как «культурные враги» большинства молодежных субкультур: байкеров, рэйверов, роллеров и так далее. Любой подросток, заподозренный в принадлежности к той или иной субкультуре, может быть избит, подвергнут сексуальному насилию, ограблен. Противостояние молодежных банд также еще не ушло в историю, но лишь переместилось на периферию [С.В.Косарецкая, Н.Ю.Синягина,2004, 95-96].

Байкеры. Гонки на мотоциклах — особый, претендующий на элитарность мир мужского братства, как и уход в виртуальный мир, – можно рассматривать как своеобразный эскапизм.

Байкеры (от англ. bicycle – сокр. bike) – мотоциклисты, которых у нас часто именовали рокерами, что неточно: рокеры это любители рок-музыки.

     Сообщество байкеров нельзя определять как сугубо молодежное. Первых «настоящих» байкеров называли «харлеистами» – по известной марке мотоцикла «Harley-Davidson» (основана в 1903 году Уильямом Харли и братьями Девидсон). Подлинное признание эти мотоциклы получили в 30-х годах ХХ века в США. В 40-х годах ряды байкеров солидно пополнились за счет ветеранов Второй мировой войны. Отечественная субкультура байкеров, как и хиппи, пережила, по крайней мере, два подъема: один в конце 70 – начале 80 годах, другой – уже в 90 годах [С.В.Косарецкая, Н.Ю.Синягина,2004, с.125-126].

Рэйверы. Общность базовых ценностей в основе этой субкультуры: легкое, беззаботное отношение к жизни, стремление жить сегодняшним днем, быть одетым по последней моде, — достаточное основание для их сближения при типологизации.

     Субкультура рэйверов (rave – англ. бред, бессвязная речь) возникает в 80 годах в США и Великобритании. В России распространяется с начала 90-х годах. В музыкальном отношении стиль рэйв — преемник стилей техно и эйсид. Неотъемлемая часть рэйверского стиля жизни — ночные дискотеки с мощным звуком, компьютерной графикой, лучами лазеров. Для одежды рэйверов характерны яркие краски и использование искусственных материалов (винил, пластик).

Развитие субкультуры рэйва шло параллельно с распространением наркотиков, в частности психостимуляторов амфетаминового ряда. Принятие стимуляторов и галлюциногенов с целью «расширения сознания» стало, к сожалению, практически неотъемлемой частью рэйверской субкультуры.

     Роллеры. Роллерами называют любителей роликовых коньков. Они предпочитают спортивную одежду ярких расцветок, часто повседневно носят наколенники и налокотники. В основном роллеры – школьники обоего пола или

студенты начальных курсов (13—19 лет). Роллеры, как правило, дети из обеспеченных семей.

Рэпперы. Говоря о субкультурах, невозможно упустить из вида такую субкультуру, как рэпперская. Рэп изначально очень древняя субкультура, и берёт своё начало ещё в Африке. Рэп, как направление в музыке, является речитативными текстами, положенными на ритмичную основу, и представляет собой эволюционировавшие африканские ритуальные песнопения. В наши дни рэп - это абсолютно непохожая ни на что музыкальная субкультура.

Стилистика этой субкультуры: золотые цепи - так многокилограммовые, бриллиантов - больших размерах и количествах; даже автомобили здесь превращаются из банального средства передвижения в разукрашенно-золото-бриллиантовое чудо. Интересен стиль одежды - обычно рэпперы предпочитают спортивный стиль, отдавая предпочтение футболкам, майкам с символикой любимой баскетбольной команды, а также бейсболкам.

В Росси этот стиль существует, и также существуют свои музыкальные коллективы, играющие в этом стиле.

"Фрики" и "неформалы". "Фрик" - это просто образ жизни и самовыражения, отличный от прочих. Быть непохожим ни на кого, даже на тех, кто похож на тебя. Быть абсолютно уникальным. "Неформалы" - само название говорит о непохожести на обычных людей. "Неформал" всегда вне норм общества, вне его морали, этики, эстетики, и прочая; вместе с тем "неформал" может, как принадлежать к какой-либо субкультуре, так и не принадлежать к ней.

Таким образом, "фрики" и "неформалы" - это не субкультуры, а их эволюционные формы, уже изрядно отошедшие от основных канонов, и лишь симпатизирующие тем или иным проявлениям той или иной субкультуры.

ЭМО. Эта субкультура - появившись лишь несколько лет назад, субкультура ЭМО стремительно завоёвывает позиции по всему миру, подчас вытесняя на задний план более старые субкультуры.

ЭМО (или ИМО) происходит от английского слова "emotion" - чувство, эмоция, а сама субкультура распространена в основном в среде подростков возрастной категории "до 18", хотя, конечно, есть и исключения, притом немало. И всё же ЭМО - это прежде всего субкультура подростковая, если не сказать - детская.

Как и любая субкультура, ЭМО - субкультура имеет свою символику (сочетание розового и чёрного цветов), атрибутику ("street-style" в одежде, и обилие опознавательных знаков - значков, платков-"арафаток"), стилистику (использовании макияжа, ассиметричных причёсок, косых чёлок, и так далее).

 У ЭМО – как и у других субкультур есть своя музыка, свои музыкальные кумиры. К примеру, одной из основных ЭМО-групп является немецкая группа Tokio Hotel.

В современном мире субкультура ЭМО наиболее живучая и оправданная, нежели остальные, потому что рождена не века, и даже не десятилетия назад, а столь же молода, сколь и её представители.

Следовательно, можно сказать, что присоединение к неформальной группе – это нормальный и закономерный выбор подростка. Так как, исходные мотивы, приводящие его в неформальные группы, оцениваются исследователями как естественные для данного возраста.

Некоторые неформальные объединения, относятся к «делинквентной субкультуре».  Подобная субкультура наиболее распространена в бандитских шайках, преступных группировках, в маргинализированных слоях общества. Функции «делинквентной субкультуры» заключаются в сохранении и передаче традиций определенной социально-культурной делинквентной среды, которая способна противостоять социальным институтам, занимающимся воспитанием детей, и, прежде всего, семье и школе.

 

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. С. В. Косарецкая, Н. Ю. Синягина О неформальных объединениях молодежи. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004. – 159 с.
  2. В. Г. Степанов Психология трудных школьников: Учеб.пособ.для учителей и родителей – 2-е изд – М.:Академия, 1998. – 320с.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bulakhtina_e.o.docx21.71 КБ

Предварительный просмотр:

Субкультура и делинквентное поведение детей.

Сегодня молодёжное движение имеет глобальный характер. Различные неформальные группы молодёжи, как отмечает А.П. Файн, нередко контактируют и даже взаимодействуют друг с другом.

Неформальные объединения - это явление массовое. Ради каких только интересов не объединяются люди: дети, подростки, молодежь, взрослые и даже убеленные сединами старики? Число таких объединений измеряется десятками тысяч, а количество их участников — миллионами. В зависимости от того, какие интересы людей положены в основу объединения, возникают и различные типы объединений. В последнее время в крупных городах страны, ища возможности реализации своих потребностей, и не всегда находя их в рамках существующих организаций, молодежь стала объединяться в так называемые "неформальные" группировки.

Можно отметить представителей первой субкультуры нового времени, сюда относятся: панки, мажоры, поклонники металлического рока, скинхеды, гопники, байкеры, рэйверы, роллеры, рэпперы, «фрики», «неформалы» и эмо. Именно эти группы, мы рассмотрим поподробнее.

Панки. Панки по праву могут считаться идейными наследниками хиппи. Сам панк зародился в Великобритании, в 70-х годах, а его расцвет пришёлся на 80-е годы, и немного - начало 90-х.

Панки всё же заметно отличались от хиппи: в них уже не было этой необъятной любвеобильности и миролюбивости; панк стал в большей степени манифестом поколению "отцов" о новых свободах; и этот манифест был куда агрессивнее. Панки не желали мириться с существующими устоями, но не пассивно, как хиппи, а весьма активно. Недаром именно панк-музыка стала гораздо агрессивней и напористей, чем даже самые "боевые" образчики музыки хиппи.

Стоит отметить, что панки привнесли много новых атрибутов в стиль: чего стоят только их причёски, в том числе знаменитый "ирокез", раскрашенный разными цветами. В моду вошли многочисленные серьги, кольца, цепи. Получили своё развитие татуаж и пирсинг.

 В современной России панк благополучно существует, и остался практически без особых изменений.

Получили известность у нас группы мажоров: «псевдоамериканцы», «псевдоангличане», «псевдофранцузы» и многие другие. Они носят одежду и обувь, изготовленные в соответствующей западной стране. В среде мажоров формировался образ активного, предприимчивого, сильного человека, знающего 2 – 3 иностранных языка. Мажоры были против наркотиков, многие из них активно занимались спортом [В.Г. Степанов, 2001, с. 292].

В настоящее время имеется заметный слой подростков, подражающих мажорам. Они называются «реднеки». Включение в деятельность мажоров ведёт у большей части подростков к падению интереса к учёбе в школе, к нежеланию осваивать какую – либо профессию.

Наиболее многочисленной группой неформалов становятся поклонники металлического рока. Он имеет несколько признаков разновидностей: «тяжёлый металлический рок» («хэви метал рок»), «чёрный металлический рок» («блек метал рок»), «скоростной металлический рок» («спид метал рок»). Для этой музыки свойственны жёсткий ритм, мощность звучания, большая свобода импровизации исполнений.

Среди металлистов склонны к правонарушениям поклонники ансамблей «спид метал». Они используют культ сатаны, часто называя себя сатанистами. Сатанисты поддерживают ансамбли, призывающие к насилию, жестокости, проповедующие расизм, шовинизм. Они склонны  к хулиганским поступкам, к провоцированию враждебных столкновений различных молодёжных групп и участию в них.

К металлистам примыкают группы подростков, которых привлекают не столько рок – музыка, сколько модный костюм неформалов или желание прикрыть им свои неблаговидные поступки [В.Г. Степанов, 2001, с.292 - 293].

Скинхеды. Субкультура скинхедов зародилась всё в той же Англии во второй половине 70-х годов. Изначально скинхедами становились дети рабочих, в семьях которых классовая ненависть присутствовала всегда. И именно оттуда частично пошла "униформа" "скнихедов" - в частности, тяжёлые ботинки с "берцами". Но основным отличием любого скина стала бритая голова.

 Скины всегда отличались особой жестокостью, оставляя тех же панков в этом отношении далеко позади. Разборки за доминирование часто заканчивались жесточайшими драками, результатом которых было как членовредительство, так и, очень часто, смерть. От фашистов скины унаследовали всю идеологию, символику и атрибутику. Здесь было и нацистское приветствие, и свастика, и крайняя заинтересованность историей фашизма.

В наши дни нацизм является одной из ключевых субкультур как в США, так и в России, что, безусловно, не может не настораживать людей, всё ещё помнящих ужасы Второй Мировой войны.

Гопники. Это криминально-делинквентая молодежная субкультура. Расцвет данной субкультуры приходится на 80 годах. В середине 90-х появляется новое поколение «гопников», неконтролируемое организованной преступностью или контролируемое ей в меньшей степени. Они быстро проявили себя как «культурные враги» большинства молодежных субкультур: байкеров, рэйверов, роллеров и так далее. Любой подросток, заподозренный в принадлежности к той или иной субкультуре, может быть избит, подвергнут сексуальному насилию, ограблен. Противостояние молодежных банд также еще не ушло в историю, но лишь переместилось на периферию [С.В.Косарецкая, Н.Ю.Синягина,2004, 95-96].

Байкеры. Гонки на мотоциклах — особый, претендующий на элитарность мир мужского братства, как и уход в виртуальный мир, – можно рассматривать как своеобразный эскапизм.

Байкеры (от англ. bicycle – сокр. bike) – мотоциклисты, которых у нас часто именовали рокерами, что неточно: рокеры это любители рок-музыки.

     Сообщество байкеров нельзя определять как сугубо молодежное. Первых «настоящих» байкеров называли «харлеистами» – по известной марке мотоцикла «Harley-Davidson» (основана в 1903 году Уильямом Харли и братьями Девидсон). Подлинное признание эти мотоциклы получили в 30-х годах ХХ века в США. В 40-х годах ряды байкеров солидно пополнились за счет ветеранов Второй мировой войны. Отечественная субкультура байкеров, как и хиппи, пережила, по крайней мере, два подъема: один в конце 70 – начале 80 годах, другой – уже в 90 годах [С.В.Косарецкая, Н.Ю.Синягина,2004, с.125-126].

Рэйверы. Общность базовых ценностей в основе этой субкультуры: легкое, беззаботное отношение к жизни, стремление жить сегодняшним днем, быть одетым по последней моде, — достаточное основание для их сближения при типологизации.

     Субкультура рэйверов (rave – англ. бред, бессвязная речь) возникает в 80 годах в США и Великобритании. В России распространяется с начала 90-х годах. В музыкальном отношении стиль рэйв — преемник стилей техно и эйсид. Неотъемлемая часть рэйверского стиля жизни — ночные дискотеки с мощным звуком, компьютерной графикой, лучами лазеров. Для одежды рэйверов характерны яркие краски и использование искусственных материалов (винил, пластик).

Развитие субкультуры рэйва шло параллельно с распространением наркотиков, в частности психостимуляторов амфетаминового ряда. Принятие стимуляторов и галлюциногенов с целью «расширения сознания» стало, к сожалению, практически неотъемлемой частью рэйверской субкультуры.

     Роллеры. Роллерами называют любителей роликовых коньков. Они предпочитают спортивную одежду ярких расцветок, часто повседневно носят наколенники и налокотники. В основном роллеры – школьники обоего пола или

студенты начальных курсов (13—19 лет). Роллеры, как правило, дети из обеспеченных семей.

Рэпперы. Говоря о субкультурах, невозможно упустить из вида такую субкультуру, как рэпперская. Рэп изначально очень древняя субкультура, и берёт своё начало ещё в Африке. Рэп, как направление в музыке, является речитативными текстами, положенными на ритмичную основу, и представляет собой эволюционировавшие африканские ритуальные песнопения. В наши дни рэп - это абсолютно непохожая ни на что музыкальная субкультура.

Стилистика этой субкультуры: золотые цепи - так многокилограммовые, бриллиантов - больших размерах и количествах; даже автомобили здесь превращаются из банального средства передвижения в разукрашенно-золото-бриллиантовое чудо. Интересен стиль одежды - обычно рэпперы предпочитают спортивный стиль, отдавая предпочтение футболкам, майкам с символикой любимой баскетбольной команды, а также бейсболкам.

В Росси этот стиль существует, и также существуют свои музыкальные коллективы, играющие в этом стиле.

"Фрики" и "неформалы". "Фрик" - это просто образ жизни и самовыражения, отличный от прочих. Быть непохожим ни на кого, даже на тех, кто похож на тебя. Быть абсолютно уникальным. "Неформалы" - само название говорит о непохожести на обычных людей. "Неформал" всегда вне норм общества, вне его морали, этики, эстетики, и прочая; вместе с тем "неформал" может, как принадлежать к какой-либо субкультуре, так и не принадлежать к ней.

Таким образом, "фрики" и "неформалы" - это не субкультуры, а их эволюционные формы, уже изрядно отошедшие от основных канонов, и лишь симпатизирующие тем или иным проявлениям той или иной субкультуры.

ЭМО. Эта субкультура - появившись лишь несколько лет назад, субкультура ЭМО стремительно завоёвывает позиции по всему миру, подчас вытесняя на задний план более старые субкультуры.

ЭМО (или ИМО) происходит от английского слова "emotion" - чувство, эмоция, а сама субкультура распространена в основном в среде подростков возрастной категории "до 18", хотя, конечно, есть и исключения, притом немало. И всё же ЭМО - это прежде всего субкультура подростковая, если не сказать - детская.

Как и любая субкультура, ЭМО - субкультура имеет свою символику (сочетание розового и чёрного цветов), атрибутику ("street-style" в одежде, и обилие опознавательных знаков - значков, платков-"арафаток"), стилистику (использовании макияжа, ассиметричных причёсок, косых чёлок, и так далее).

 У ЭМО – как и у других субкультур есть своя музыка, свои музыкальные кумиры. К примеру, одной из основных ЭМО-групп является немецкая группа Tokio Hotel.

В современном мире субкультура ЭМО наиболее живучая и оправданная, нежели остальные, потому что рождена не века, и даже не десятилетия назад, а столь же молода, сколь и её представители.

Следовательно, можно сказать, что присоединение к неформальной группе – это нормальный и закономерный выбор подростка. Так как, исходные мотивы, приводящие его в неформальные группы, оцениваются исследователями как естественные для данного возраста.

Некоторые неформальные объединения, относятся к «делинквентной субкультуре».  Подобная субкультура наиболее распространена в бандитских шайках, преступных группировках, в маргинализированных слоях общества. Функции «делинквентной субкультуры» заключаются в сохранении и передаче традиций определенной социально-культурной делинквентной среды, которая способна противостоять социальным институтам, занимающимся воспитанием детей, и, прежде всего, семье и школе.

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. С. В. Косарецкая, Н. Ю. Синягина О неформальных объединениях молодежи. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004. – 159 с.
  2. В. Г. Степанов Психология трудных школьников: Учеб.пособ.для учителей и родителей – 2-е изд – М.:Академия, 1998. – 320с.