Многофакторная диагностика личности студента вуза

Ихсанова Светлана Геннадьевна

Статья об организации диагностической работы со студентами вузов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mnogofaktornaya_diagnostika_lichnosti_studenta_vuza.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

МНОГОФАКТОРНАЯ ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА ВУЗА:

ОПЫТ СОЗДАНИЯ ПРОГРАММНОГО КОМПЛЕКСА

Даниленко А.Н.

Ихсанова С.Г.

Комаков В.В.

        Индивидуальные особенности студентов серьезным образом влияют на все аспекты социализации в высшей школе: успешность обучения, специфику общения, профессиональные и карьерные намерения. Изучение личности студента в практике высшей школы осуществляется по следующим показателям: мотивы поступления в вуз, уровень общеобразовательной подготовки, характер деятельности до поступления в вуз, степень сформированности умений и навыков самостоятельной работы, характер интересов, увлечений, уровень развития способностей, особенности характера, состояние здоровья, соответствие их содержанию и требованиям к будущей профессии. Для выявления всего этого широко используются опросы, наблюдения, рецензирование самостоятельных работ студентов, результаты выполнения контрольных заданий, зачетов, экзаменов, тестирование. На основе такого изучения осуществляется дифференцированный подход к студентам. Выявляются трудности в учебе и практической работе, предпочтение учебным дисциплинам и видам занятий, самооценка уровня своей деятельности и себя как личности, степень удовлетворенности (1, 4, 7).

        Так, сила нервной системы обеспечивает работоспособность, возможность длительное время быть сосредоточенным на изучаемом материале. Не влияя непосредственно на уровень учебной успешности, она сказывается на приемах работы, способах подготовки учебных заданий. Лабильность нервной системы, обеспечивающая скорость мыслительных реакций, связана высокой корреляционной зависимостью с интеллектуальными свойствами и таким образом непосредственно воздействует на продуктивность учебной деятельности. Лабильность и сила нервной системы влияют на отбор приемов деятельности, в частности учебной. Стилем учебной деятельности называется предпочтительно используемая индивидом совокупность приемов самоподготовки, учебной работы (2).

        Успешность обучения определяется таким психическим свойством человека, как обучаемость. Под этим понятием подразумеваются личностные особенности (адаптивность, пластичность личности, напряженность мотивации и т.п.) и весь интеллектуальный потенциал человека. Экспериментально установлена взаимосвязь интеллектуального развития и успеваемости студентов разных вузов, специальностей и курсов. Плохую успеваемость нередко имеют молодые люди, обнаружившие низкую продуктивность по данным интеллектуальных тестов, более того, значительная часть этих студентов отличается уже с первых курсов. Диагностировать, а потом и применить активно формирующий метод, позволяющий студенту преодолеть трудности в учебе, раскрыть конкретные психологические действия для совершенствования индивидуализации процесса обучения, - вот основная цель (1,2).

        Успех любой деятельности, в том числе и учебной, в первую очередь зависит от уровня интеллектуального развития. Взаимосвязь между интеллектуальными способностями и деятельностью диалектична: эффективное включение в любую деятельность требует определенного уровня способностей к этой деятельности, которая в свою очередь определяющим образом влияет на процесс развития и формирования способностей. В деятельности и развитии студентов большую роль играет мировоззрение - система представлений, идей, убеждений, взглядов на окружающую действительность. Оно проявляется в понимании и оценке действительности, различных событий и фактов, в социальном поведении человека, его поступках, деятельности, накладывает отпечаток на чувства, волю, мотивы (1).

        Роме того, существенные особенности в поведении и деятельности студентов вызываются различиями в темпераментах. Темперамент влияет не только на проявление чувств или скорость переключения внимания, но и на другие психические процессы, а также на проявление черт характера, на поведение студентов на занятиях, на их реакции в сложных ситуациях, на вопросы, задания, оценки. Темперамент влияет на ход и результаты различных видов деятельности. В деятельности студентов проявляется и их характер - относительно устойчивый психический склад человека. Это совокупность черт, влияющих на все его поведение. Характер студента представляет собой целостное образование, состоящее из ряда черт, которые можно классифицировать по группам. Это, во-первых, группа интеллектуальных черт - наблюдательность, рассудительность, гибкость ума; во-вторых, группа эмоциональных черт - уверенность, жизнерадостность, бодрость; в-третьих, группа волевых черт - целеустремленность, инициативность, выдержка, решительность, мужество и др.; четвертая группа - нравственные черты - чувство долга, честность, правдивость и др. В деятельности студентов ярко проявляются способности, т.е. такие их психологические особенности, которые позволяют успешно овладеть программой вуза, эффективно совершенствоваться как будущим специалистам. В структуру способностей входят внимательность, наблюдательность, определенные качества мышления, памяти и т.д. Способности студентов развиваются вместе с совершенствованием их внимания, памяти, творческого воображения, мышления и других психических процессов и свойств личности, а также путем компенсации недостающих качеств. Способности складываются на основе закрепления проявлений психических процессов, мотиваций поведения и свойств человека в связи с особенностями его деятельности (4,6,7).
        Влияют на успеваемость и особенности самосознания и самопонимания. В исследованиях установлена достаточно устойчивая и подтверждающаяся на разных выборках зависимость успешности обучения от таких особенностей самосознания, как степень адекватности самооценки (1).

        Профессиональное образование, выполняющее функции профессиональной подготовки, отождествляемое с понятием "специальное образование", предполагает два пути его получения - самообразование или обучение в образовательных учреждениях профессионального образования. Важным психологическим моментом, определяющим успех профессионального образования, является своеобразная "готовность" (эмоциональная, мотивационная) к приобретению той или иной профессии. Правильное выявление интересов и склонностей является важнейшим прогностическим фактором дальнейшей профессиональной успешности. Кроме того, психодиагностическое сопровождение образовательного процесса способствует реализации основных принципов вузовского обучения: оно, во-первых, должно быть ориентировано на практическую профессиональную деятельность после вуза и, во-вторых, должно учитывать возрастные, социально-психологические и индивидуальные особенности студентов (8,10, 11,12).

        За последние 20-25 лет компьютеры и основанные на них информационные технологии заметно изменились. Скачкообразные, революционные преобразования в элементной базе компьютеров привели не только к резкому уменьшению их размеров, но, главное, к повышению надежности, точности и быстродействия их работы, расширению их функций от собственно вычислительных ко все более сложным, логическим, эвристическим, а в определенной мере - творческим.

        Совершенствование методов решения функциональных задач и способов организации информационных процессов приводит к совершенно новым информационным технологиям, среди которых применительно к обучению можно выделить следующие:

1. Компьютерные обучающие программы, включающие в себя электронные учебники, тренажеры, тьюторы, лабораторные практикумы, тестовые системы.

2. Обучающие системы на базе мультимедиа-технологий, построенные с использованием персональных компьютеров, видеотехники, накопителей на оптических дисках.

3. Интеллектуальные и обучающие экспертные системы, используемые в различных предметных областях.

4. Распределенные базы данных по отраслям знаний.

5. Средства телекоммуникации, включающие в себя электронную почту, телеконференции, локальные и региональные сети связи, сети обмена данными и т.д.

6. Электронные библиотеки, распределенные и централизованные издательские системы (9).

        Не использовать эти технические, информационно-коммуникативные возможности в образовательных целях было бы недопустимым просчетом. И не только в плане создания систем телекоммуникационного образовательно-педагогического обобщения и дистанционного обучения, но и в плане высших, пока еще прогностических, но уже достаточно зримых функций и задач сферы образования, в том числе связанных с процедурами диагностических измерений. Мы полагаем необходимым добавить к перечню компьютерных технологий, используемых в образовательном пространстве также и экспертно-диагностические системы диагностики профессионально-значимых качеств и профориентационного прогноза.

Компьютеризация, развитие информатики как науки об обработке информации внесли в психологию новую форму детерминизма: рассмотрение работы мозга, поведения, деятельности, психики по аналогии с работой компьютера и поставили перед психологией и, в частности, перед психодиагностикой новые задачи, которые прежде всего связаны с определенным переосмыслением теоретических оснований, методологических принципов и стратегий исследования, составлением новых, а также адаптацией к компьютеру ранее существовавших психодиагностических процедур.

Целью компьютерной психодиагностики является создание психодиагностического инструментария, в том числе компьютерных психодиагностических методик, а также разработка принципиально новых видов экспериментов и методов работы с экспериментально-психологической информацией. Задача компьютерной психодиагностики – обеспечение психологов качественным психодиагностическим инструментарием, создаваемым на базе новых информационных технологий. Компьютерный психодиагностический инструментарий – это сложный аппаратно-программный комплекс, позволяющий психологам осуществлять психодиагностическое исследование испытуемого.

В настоящий момент существует три поколения компьютерных психодиагностических систем: прото-поколение – компьютерные версии известных психодиагностических методик, I поколение – традиционные системы основанные на базах данных (БД) и II поколение – инновационные системы основанные         на базах знаний (БЗ).

Опыт работы с прото-поколением позволяет сформулировать некоторые ощутимые положительные эффекты, получаемые психологом, благодаря использованию автоматизированных тестов:

  • повышение эффективности работы психолога за счет быстроты обработки данных и получения результатов тестирования;
  • предоставление психологу возможности сконцентрироваться на решении сугубо профессиональных задач благодаря освобождению его от трудоемких рутинных операций первичной обработки данных;
  • повышение четкости, тщательности и чистоты психологического исследования за счет увеличения точности регистрации результатов и исключения ошибок обработки исходных данных, неизбежных при ручных методах расчета выходных показателей;
  • возможность проводить в сжатые сроки массовые психодиагностические исследования путем одновременного тестирования многих испытуемых;
  • повышение уровня стандартизации условий психодиагностического исследования за счет единообразного инструктирования испытуемых и предъявления заданий вне зависимости от индивидуальных особенностей исследуемого и экспериментатора;
  • возможность для испытуемого быть более откровенным и естественным во время эксперимента благодаря конфиденциальности автоматизированного тестирования;
  • использование времени не только как управляемого параметра теста (исследователь с помощью компьютера способен регулировать и устанавливать требуемый темп психодиагностического тестирования), но и в качестве диагностического параметра (например, показатели временной динамики ответов испытуемого на вопросы психодиагностического теста могут выступать как индикаторы утомления, эмоционального шока и т.п.);
  • возможность распространять опыт работы психологов за счет компьютерной интерпретации результатов тестирования;
  • возможность систематически накапливать и хранить не только данные об испытуемом, но и сами результаты тестирования; тем самым разрешение проблемы «утраты» психодиагностической информации, характерной для тестирования с помощью «ручных» тестов, осуществляется благодаря заполнению базы данных испытуемых, являющейся неотъемлемым атрибутом любой автоматизированной методики.

Среди всевозможных инструментов выделяют компьютерные версии психодиагностических методик и компьютерные психодиагностические методики. Компьютерные версии психодиагностических методик представляют собой инструменты работы психологов, которые являются полным аналогом «бланковых» или «ручных» психодиагностических методик. Они осуществляют автоматизацию процессов администрирования, тестирования, подсчета результатов, учитывая при этом, что психологи умеют интерпретировать полученные данные результатов тестирования.

Компьютерные психодиагностические методики – это новый класс психодиагностического инструментария, осуществляющий автоматизированное исследование испытуемого с формированием компьютерного психодиагностического заключения на основе технологии инженерии знаний.

Инженерия знаний как направление исследований в области искусственного интеллекта изучает вопросы извлечения, структурирования, формирования и обработки знаний опытных специалистов для построения экспертных систем. Технология инженерии знаний в психодиагностике позволяет «переносить» в компьютер знания и опыт психологов по интерпретации результатов тестирования испытуемых для создания компьютерных психодиагностических методик. С помощью компьютерных психодиагностических методик пользователь имеет возможность получить расширенную интерпретацию результатов тестирования. Компьютерные психодиагностические методики отличаются от компьютерных версий психодиагностических методик прежде всего наличием базы знаний, определяющей принятие решений при формировании индивидуального компьютерного психодиагностического заключения на каждого испытуемого.

Одной из систем второго поколения является автоматизированная интеллектуальная система анализа профессиональной пригодности «АИСТ».

Данный модуль предназначен для реализации двенадцати психодиагностических методов, направленных на изучение личностного профиля испытуемого, его интеллектуального потенциала, а также таких психологических характеристик, как стрессоустойчивость,  способность работать в команде, гибкость и т.д. Такого рода информация необходима для принятия решения о соответствии личностных характеристик студента выбранной профессии, а также для своевременной коррекции дефицитарных функций, препятствующих успешному освоению знаний и навыков.

Так как информация, на основе которой принимается решение о профпригодности, является результатом анализа нескольких психологических тестов, а, как известно, ни одна методика не дает совершенно достоверных характеристик о тестируемом, то классифицируемые данные являются неточными или недостаточно определенные. Нечеткая логика и теория нечетких множеств являются одним из эффективных подходов к решению данной проблемы.

Кроме того, из-за большого количества параметров, влияющих друг на друга, возникает многофакторная неопределенность, в связи с чем становится невозможным определить вид целевой функции для определения весов для каждого фактора. Поэтому для реализации подсистемы принятия решения были использованы нейронные сети.

Нейронные сети  исключительно мощный метод моделирования, позволяющий воспроизводить чрезвычайно сложные зависимости. Очень большое количество межнейронных соединений приводит к тому, что сеть становится нечувствительной к ошибкам, возникающим в отдельных контактах. Функции поврежденных соединений принимают на себя другие элементы, в результате в деятельности сети не наблюдаются заметные нарушения.

Другое не менее важное свойство нейронной сети состоит в способности к обучению и к обобщению полученных знаний. Сеть обладает чертами так называемого искусственного интеллекта. Натренированная на ограниченном множестве обучающих выборок, она обобщает накопленную информацию и вырабатывает ожидаемую реакцию применительно к данным, не обрабатывавшимся в процессе обучения. Нейронные сети учатся на примерах. Пользователь нейронной сети подбирает представительные данные, а затем запускает алгоритм обучения, который автоматически воспринимает структуру данных.

Системам, реализующим нейросетевые принципы обработки данных, свойственна способность к «запоминанию». Известно, что классифицирующую систему на базе искусственных нейронных сетей можно обучать довольно большим объемам информации, в которой система может выявлять зависимости, не поддающиеся обнаружению при использовании других методов обработки информации.

Диагностический модуль «АИСТ» представляет собой автоматизированную информационную систему анализа личностных и профессиональных особенностей испытуемого с элементами искусственного интеллекта. Модуль предназначен для психологического тестирования и анализа личностного профиля. Он позволяет проводить ряд тестов для определения основных характеристик личности человека, уровня интеллекта, выявления скрытых подсознательных особенностей, типа темперамента и так далее.

Диагностический модуль «АИСТ» был разработан в 2008 году на базе Самарского государственного аэрокосмического университета имени академика С.П. Королева для программы кадрового резерва вуза. Модуль был внедрен в производственный процесс ККЦ «Интеллект».

В модуле реализовано двенадцать психологических методик, в том числе две проективные. Их предъявление разделенные на два этапа отбора и оценки испытуемых.

Начальный этап отбора предполагает использование батареи из пяти психологических тестов: 16-факторный опросник Кеттелла, опросник Мини-мульт (сокращенный вариант миннесотского многомерного личностного перечня MMPI), тест оценки темперамента Айзенка, тест структуры интеллекта (TSI) Р. Амтхауэра, тест Кейрси

Этап дополнительного изучения состоит из теста на оперативную зрительную память, таблиц Шульте, теста Розенцвейга, теста Басса-Дарки, теста Равена, опросника УНП (уровня невротизации и психопатизации) и проективной методики исследования личности «Hand-тест».

В мае – сентябре 2009 года диагностический модуль «АИСТ» проходил апробацию на базе Самарского государственного аэрокосмического университета имени академика С.П. Королева, Самарского государственного университета и ККЦ «Интеллект».

Выборка исследования составила 200 человек – студенты СГАУ и СамГУ 3 – 6 курсов, выпускники данных вузов, профессорско-преподавательский состав СГАУ, люди с различным высшем образованием, обратившихся в ККЦ «Интеллект» для трудоустройства. Возраст тестируемых от 19 до 53 лет различных профессий и стажа деятельности.

Процедура проведения исследования состояла из следующих этапов:

  1. тестирование исследуемых с помощью диагностического модуля «АИСТ»;
  2. составление базы данных результатов тестирований;
  3. проведение факторного анализа;
  4. пересчет базы данных с учетом полученных факторов;
  5. проверка эффективности оптимизированного модуля.

С мая по сентябрь 2009 года испытуемым предлагалось пройти психологическое тестирование с помощью диагностического модуля «АИСТ». Тестируемым необходимо было ответить на вопросы двенадцати методик. Общее время проведения данной процедуры составило для различных людей от 1,5 до 3,5 часов.

Далее была составлена база данных результатов тестирования. Каждый испытуемый описывался 55 характеристиками: 16 шкал теста Кеттелла, 9 шкал теста Амтхауэра, тип темперамента по тесту Айзенка, 8 шкал Мини-мульта, личностно-профессиональный тип по тесту Кейрси, объем оперативной зрительной памяти, объем произвольного внимания, интеллект по тесту Равена, уровень невротизации и психопатизации, тип, направление реакций и стандартность поведения по тесту Розенцвейга, 8 шкал теста Басса-Дарки, степень открытого агрессивного поведения и личностной дезадаптации, тенденция ухода от реальности и наличие психопатологий по «Hand-тесту». Для дальнейшей работы качественным характеристикам тестов были присвоены количественные значения от 1 до 16. База данных результатов представлена в приложении Б.

После этого был проведен факторный анализ полученных данных. Основные результаты исследования и проверка эффективности оптимизированного модуля представлены ниже.

С помощью программного пакета MATLAB был проведен факторный анализ по 55 полученным шкалам. В результате проведенной процедуры выделены 18 факторов. При этом  факторы 7 – 18 имеют небольшое количество составляющих их характеристик и повторяют с первого по шестой факторы. В связи с этим определяем, что значимыми являются только первые шесть факторов.

Шкалы тестов, составляющие первый фактор, включают такие показатели, как неуверенность в себе, обидчивость и подозрительность, агрессивное поведение с использованием отреагирования собственных отрицательных эмоций как при помощи интонаций и других невербальных компонентов речи, так и при помощи содержания высказываний, постоянное чувство вины, повышенный уровень психопатизации. Преобладающий тип реакций – с фиксацией на препятствие, уровень естественного интеллекта ниже среднего, чувство реальности размыто. Обобщая выше приведенные характеристики, присвоим первому фактору название – невротичность.

Второй фактор характеризует социальная самостоятельность, повышенное чувство ответственности, высокий уровень естественного интеллекта. Фактор включает, кроме того, замкнутость, низкую активность, эмоциональную неустойчивость, сниженный объем оперативной зрительной памяти. Темпераментальная черта – меланхоличность. Подобные черты личности можно объединить общим термином – рефлексивность.

Третий фактор составлен честолюбием и скептицизмом. В него входят здравый смысл, акцент на конкретно-практическое, чувство реальности, сложившаяся самостоятельность мышления, способность комбинировать, подвижность и непостоянство мышления, понимание отношений, обстоятельность мышления, удовлетворенность приблизительными решениями, практическое, наглядно-действенное и аналитико-синтетическое мышление, способность быстро решать формализуемые проблемы. Здесь же – мнестические способности, высокая способность к запоминанию, сохранению в условиях помех и логическому, осмысленному воспроизведению информации. Третий фактор назовем интеллектуальностью.

Составляющие характеристики четвертого фактора описывают общительного человека, соответствуют качествам логико-сенсорного рационального экстраверта (ESTJ). Включают умение разумно и логично действовать., ответственность,  нормативность, реалистичность, логическое мышление, практический склад интеллекта. Составляющие характеристики четвертого фактора можно объединить понятием социальность.

Пятый фактор включает в себя такие характеристики, как высокую психологическую проницательность, отсутствие эмоциональной впечатлительности, черты сенсорно-логического экстраверта (ESTP): решительность, целеустремленность, прямолинейность, работоспособность и организованность. К этим чертам добавляются волюнтаризм, деспотичность, паранояльность. Данный фактор соответствует определению слова целеустремленность.

        Составляющие характеристики шестого фактора объединить понятием комформность: сюда входят высокая стандартность поведения, импунитивные реакции, подверженность давлению группы.

        Таким образом, нами были получены непротиворечивые факторы, позволяющие утилизировать 55 показателей, участвующих в диагностике индивидуальных характеристик испытуемых.

Далее пересчитываем базу данных результатов для 6 факторов. Так как характеристики тестов имеют неоднородную структуру (например, шкала Кеттелла варьируется от 1 до 10, а шкала Амтхауэра – от 0 до 80), становится невозможным провести математические операции над данными. Для удобства работы с характеристиками необходимо привести их к общему виду.

Для этого нормируем полученные значения по каждой шкале. Для положительной корреляции пересчитываем их по формуле 1, для отрицательной – по формуле 2.

,                                                                (1)

,                                                                (2)

где  – значение шкалы, полученное по результатам тестирования,  – новое значение шкалы,  – максимальное значение по данной шкале,  – минимальное значение по данной шкале.

Теперь все значения по каждой шкале базы данных принимают значения от 0 до 100.

Далее вычисляем значение каждого фактора для всех тестируемых. Для этого необходимо складываем все значения шкал, входящих в конкретный фактор, остальные значения не учитываются. Чем больше получается итоговое значение фактора, тем сильнее выражены у исследуемого входящие в этот фактор характеристики.

Для проверки эффективности оптимизированного диагностического модуля «АИСТ» узнаем, обладает ли он признаками эффективного диагностического средства. Валидность и надежность шкал задана соответствующими характеристиками используемых в комплексе методов. Для установления дикриминативности использовался метод «крайних групп»: первая группа была составлена  из испытуемых, занимающих должность менеджера среднего и высшего звена, - т.е. имеющих объективные показатели успешности, каковым явились ранговый уровень профессионального статуса и стаж работы, а также их сотношение. Вторая группа по составу аналогична первой выборке, однако в нее вошли люди, которые долгое время занимаются исполнительской работой и не принимают на себя управленческие функции. Расчеты достоверности различий между ними подтверждены критериями достоверности различий.

Главной задачей настоящего исследования, равно как и основным предназначением диагностического модуля является прогноз профессиональной успешности каждого из испытуемых-кандидатов. Инструментом прогноза стало регрессионное уравнение, построенное из полученных факторов. В качестве зависимой переменной был использован показатель успешности, объективным внешним критерием которого стало соотношение стажа работы и должностного ранга испытуемого, измеренного по пятибалльной шкале:

1 балл – исполнитель

2 балла – специалист

3 балла – ведущий специалист

4 балла – линейный руководитель

5 баллов – руководитель стратегического уровня.

Итоговое уравнение можно представить в следующем виде:

Профессиональная успешность = -1,46 + 0,18F1 + 0,18 F2 + 0,87 F3 – 1,31 F4 – 0,55 F5 – 0,13 F5.

        Можно отметить, что наибольший вклад в профессиональную успешность дают третий и четвертый факторы. Это – интеллектуальность и социальность испытуемого. Заметно также, что вклад интеллектуальности в управленческую карьеру носит положительный характер, а социальности – отрицательный. Подчеркнем, что полученное уравнение позволит нам делать прогноз, касающийся управленческой карьеры каждого испытуемого еще на этапе диагностики.

        В данном случае объектом прогноза была управленческая успешность испытуемых. Очевидно, однако, что при наличии достаточной базы данных о выпускниках вуза, возможно построение прогностических уравнений относительно самых разных сфер и особенностей их профессиональной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абдулина О. А. Личность студента в процессе профессиональной подготовки // Высшее образование в России. 1993. № 3.
  2. Буйлов В., Куропова Г., Сенаторова Н. Нервно-психическое состояние студентов... // Высшее образование в России. 1996.
  3. Высокие интеллектуальные технологии образования и науки. Материалы III Международной научно-методической конференции. - Санкт-Петербург, 1996.
  4. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы. - Минск: Изд-во БГУ, 1981.
  5. Купер Д., Робертсон А. Психология в отборе персонала. – Спб.: Питер, 2003
  6. Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. А. В. Петровского. - М., 1986.
  7. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие п/р М. В. Булановой-Топорковой. - Ростов н/Д:Феникс, 2002
  8. Решетова З.А. Психологические основы профессионального обучения. - МГУ, 1985.
  9. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании. - М.: Школа-Пресс, 1994.
  10. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. - М.: Аспект Пресс, 1995.
  11. Субботина Л.Ю.Личность в системе профессиональной подготовки. – Ярославль: «Аверс Пресс», 2003
  12. Фокин Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2002