Формирование умения осознанно регулировать поведение и эмоциональные реакции в сложных ситуациях.

Булахтина Елена Олеговна

Формирование умения осознанно регулировать поведение и эмоциональные реакции в сложных ситуациях.

Программа предполагает работу с группой из 7 – 15 детей. Занятия проходят в комнате психологической разгрузки.

Занятие № 1

Цели: знакомство с участника.

Упражнение 1. Знакомство.

Ведущий. У меня в руках клубок ниток. Мне бы хотелось узнать, какое у вас настроение и с какими эмоциями вы сегодня пришли. Сначала я скажу про себя, затем намотаю свой кусок нити на пальчик и передам клубок нити сидящему слева. Он сделает то же самое, расскажет про себя и передаст клубок следующему. Главное условие, чтобы клубок побывал у каждого, и только один раз.

А, теперь разматывают клубок. Начиная с ведущего, все разматывают по кругу клубок ниток, оставляя у себя нитку, намотанную на палец, и говорят фразу: «Я люблю испытывать эмоции ...» (говорят, что любят). Затем ведущий предлагает всем подергать за нитку и ощутить, как она натягивается, как будто все связаны одной нитью.

Упражнение – энергизатор 2. «Дотронься до...».

Ведущий. Сегодня мы ближе знакомились друг с другом, а теперь посмотрите внимательно, кто, во что одет и какого цвета эта одежда. Я буду предлагать вам дотронуться до чего-либо, и вы должны будете дотронуться до этого на соседе или другом любом участнике. Например: «Дотроньтесь до синего!» Начали!

Упражнение 3. «Мяч знакомства».

На ватмане пишется список вопросов:

Сколько тебе лет?

Где ты живешь?

Твой любимый фильм, мультик?

Любимая еда?

Любимые проявления эмоций испытанные вами?

Какие эмоции тебе в себе не нравятся?

Какие проявления эмоций тебе не нравятся в людях?

Ведущий начинает - кидает кому-либо из участников мяч и задает один из вопросов, написанных на доске. Тот отвечает, в свою очередь кидает мяч следующему участнику и задает следующий вопрос. Ведущий следит, чтобы мяч побывал у всех участников и каждому было задано по нескольку вопросов (3-4 достаточно).

Упражнение 4. «Какой я внутри сейчас» (пушистики).

Участникам раздаются рисунки с фигурками Пушистиков с разными настроениями (радостный, грустный, злой, застенчивый, скромный и другие) и предлагается выбрать и раскрасить фигурку, чье настроение максимально похоже на свое собственное.

Упражнение 5. «Сплочение».

Ведущий. В заключении все встанем, возьмёмся за руки и громко произнесём «Мы». Занятие закончено.

Занятие № 2

Цель: сплочение коллектива.

Упражнение 1. «Люди странного города».

Ведущий рассказывает детям о сказочном городе, где на площади есть старинные часы. Как только часы бьют один раз, все жители этого города здороваются следующим образом: потирают друг другу ладошки, если часы бьют два раза — трутся спинками, если часы бьют три раза — прикасаются коленками друг к другу. Психолог дает команду, и все дети начинают ходить по комнате в свободном порядке. Психолог издает какой-нибудь звук, например: хлопает в ладоши, или стучит по столу, или звонит в звонок один, два или три раза, и дети начинают здороваться условным способом. Необходимо следить за безопасностью!

Упражнение 2. «Найди того, кто ...»

Психолог развешивает по классу таблички, на которых написаны слова с нарисованными рожицами: «Да» — веселая рожица, «Нет» — грустная рожица, «Иногда, не всегда» — недоумевающая рожица. Психолог зачитывает разные утверждения. Если дети согласны с услышанным утверждением, то они подходят к веселой рожице, если нет — к грустной рожице и т.д. Зачитываются следующие утверждения:

1)      Я люблю путешествовать

2)      Мое настроение часто похоже на теплый солнечный денек

3)      Я регулярно чищу зубы

4)      Я плачу, когда смотрю печальные фильмы, мультики

5)      Мне нравится слушать музыку

б)      В прошлом месяце я прочел новую книгу

7)      Я играю на музыкальном инструменте

8)      Я люблю учиться

9)      Я — добрый

10)    У меня есть друзья в классе

11)    Я всегда навожу порядок в своей комнате Можно спрашивать у детей, почему они ответили именно так.

Упражнение 3. «Цветочный дождь»

Принесли стульчики в круг. Психолог предлагает детям сесть удобно закрыть глаза, включается релаксационная мелодия и дети должны представить, как на них «льется» дождь из цветов: ромашки, васильки, незабудки, тюльпаны, фиалки, колокольчики, подсолнухи.

Дети могут выбрать мысленно любые цветы, которые им нравятся. Психолог: «Представьте себе всю их красоту, сочность красок, запах. Ваше настроение улучшается». Теперь медленно открываем глаза и приветливо друг другу улыбаемся.

Упражнение 4. «Спасибо за работу».

Дети «передают» по кругу фразу: «Спасибо за работу».

Занятие № 3

Цель: выявить и обозначить свои эмоции и чувства.

Упражнение 1. «Я люблю…».

Ведущий. У меня в руках клубок ниток. Сначала я говорят фразу: «Я люблю испытывать эмоции ...» (говорят, что любят), затем намотаю свой кусок нити на пальчик и передам клубок нити сидящему слева. Он сделает то же самое, рассказывая про свои эмоции, чувства и передаст клубок следующему. Главное условие, чтобы клубок побывал у каждого, и только один раз.

Затем ведущий предлагает всем подергать за нитку и ощутить, как она натягивается, как будто все связаны одной нитью.

Упражнение 2. «Скульптор».

Инструкция: Участники должны разойтись свободно по комнате, кто куда хочет. Ведущий называет чувство, а задача участников – изобразить его своим телом. Изобразить любопытство. Сначала с лица. Какое у вас бывает лицо, когда что-то будит в вас любопытство? Что происходит с вашим лбом? Видели ли вы, как человек, которого что-то заинтересовало, чуть-чуть приоткрывает рот? А что происходит с вашими руками? Как вы держите голову? А ноги? Не хотели бы вы приподняться? У вас минута времени для того, чтобы изобразить любопытство (своим лицом и телом). Потом я обойду вас всех, чтобы рассмотреть все интересные фигуры.

Участники могут помочь отдельным детям найти подходящие экспрессивные жесты, например, подсказать: «Покажи мне, что твои руки любопытные».

Следующие чувство. Расслабьтесь, встряхните руками и ногами. Теперь покажите мне очень усталого человека. Выразите всем телом усталость. Сделайте усталое лицо, усталые руки, ноги, усталую голову. Учтите, что «статуя» не обязательно должна стоять, она может также сидеть или лежать.

Потом дети должны подобным образом выразить несколько обычных повседневных чувств, используя все главные части тела. Постепенно дети ухватят метод и заметят, что чувство можно выражать очень многими частями своего тела.

Основные чувства, которые можно предложить – радость, ярость, страх, нежность.

Упражнение 3. «Спасибо за работу».

Дети «передают» по кругу фразу: «Спасибо за работу».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bulakhtinae.o._zanyatie.docx17.11 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование умения осознанно регулировать поведение и эмоциональные реакции в сложных ситуациях.

Программа предполагает работу с группой из 7 – 15 детей. Занятия проходят в комнате психологической разгрузки.

Занятие № 1

Цели: знакомство с участника.

Упражнение 1. Знакомство.

Ведущий. У меня в руках клубок ниток. Мне бы хотелось узнать, какое у вас настроение и с какими эмоциями вы сегодня пришли. Сначала я скажу про себя, затем намотаю свой кусок нити на пальчик и передам клубок нити сидящему слева. Он сделает то же самое, расскажет про себя и передаст клубок следующему. Главное условие, чтобы клубок побывал у каждого, и только один раз.

А, теперь разматывают клубок. Начиная с ведущего, все разматывают по кругу клубок ниток, оставляя у себя нитку, намотанную на палец, и говорят фразу: «Я люблю испытывать эмоции ...» (говорят, что любят). Затем ведущий предлагает всем подергать за нитку и ощутить, как она натягивается, как будто все связаны одной нитью.

Упражнение – энергизатор 2. «Дотронься до...».

Ведущий. Сегодня мы ближе знакомились друг с другом, а теперь посмотрите внимательно, кто, во что одет и какого цвета эта одежда. Я буду предлагать вам дотронуться до чего-либо, и вы должны будете дотронуться до этого на соседе или другом любом участнике. Например: «Дотроньтесь до синего!» Начали!

Упражнение 3. «Мяч знакомства».

На ватмане пишется список вопросов:

Сколько тебе лет?

Где ты живешь?

Твой любимый фильм, мультик?

Любимая еда?

Любимые проявления эмоций испытанные вами?

Какие эмоции тебе в себе не нравятся?

Какие проявления эмоций тебе не нравятся в людях?

Ведущий начинает - кидает кому-либо из участников мяч и задает один из вопросов, написанных на доске. Тот отвечает, в свою очередь кидает мяч следующему участнику и задает следующий вопрос. Ведущий следит, чтобы мяч побывал у всех участников и каждому было задано по нескольку вопросов (3-4 достаточно).

Упражнение 4. «Какой я внутри сейчас» (пушистики).

Участникам раздаются рисунки с фигурками Пушистиков с разными настроениями (радостный, грустный, злой, застенчивый, скромный и другие) и предлагается выбрать и раскрасить фигурку, чье настроение максимально похоже на свое собственное.

Упражнение 5. «Сплочение».

Ведущий. В заключении все встанем, возьмёмся за руки и громко произнесём «Мы». Занятие закончено.

Занятие № 2

Цель: сплочение коллектива.

Упражнение 1. «Люди странного города».

Ведущий рассказывает детям о сказочном городе, где на площади есть старинные часы. Как только часы бьют один раз, все жители этого города здороваются следующим образом: потирают друг другу ладошки, если часы бьют два раза — трутся спинками, если часы бьют три раза — прикасаются коленками друг к другу. Психолог дает команду, и все дети начинают ходить по комнате в свободном порядке. Психолог издает какой-нибудь звук, например: хлопает в ладоши, или стучит по столу, или звонит в звонок один, два или три раза, и дети начинают здороваться условным способом. Необходимо следить за безопасностью!

Упражнение 2. «Найди того, кто ...»

Психолог развешивает по классу таблички, на которых написаны слова с нарисованными рожицами: «Да» — веселая рожица, «Нет» — грустная рожица, «Иногда, не всегда» — недоумевающая рожица. Психолог зачитывает разные утверждения. Если дети согласны с услышанным утверждением, то они подходят к веселой рожице, если нет — к грустной рожице и т.д. Зачитываются следующие утверждения:

1)        Я люблю путешествовать

2)        Мое настроение часто похоже на теплый солнечный денек

3)        Я регулярно чищу зубы

4)        Я плачу, когда смотрю печальные фильмы, мультики

5)        Мне нравится слушать музыку

б)        В прошлом месяце я прочел новую книгу

7)        Я играю на музыкальном инструменте

8)        Я люблю учиться

9)        Я — добрый

10)        У меня есть друзья в классе

11)        Я всегда навожу порядок в своей комнате Можно спрашивать у детей, почему они ответили именно так.

Упражнение 3. «Цветочный дождь»

Принесли стульчики в круг. Психолог предлагает детям сесть удобно закрыть глаза, включается релаксационная мелодия и дети должны представить, как на них «льется» дождь из цветов: ромашки, васильки, незабудки, тюльпаны, фиалки, колокольчики, подсолнухи.

Дети могут выбрать мысленно любые цветы, которые им нравятся. Психолог: «Представьте себе всю их красоту, сочность красок, запах. Ваше настроение улучшается». Теперь медленно открываем глаза и приветливо друг другу улыбаемся.

Упражнение 4. «Спасибо за работу».

Дети «передают» по кругу фразу: «Спасибо за работу».

Занятие № 3

Цель: выявить и обозначить свои эмоции и чувства.

Упражнение 1. «Я люблю…».

Ведущий. У меня в руках клубок ниток. Сначала я говорят фразу: «Я люблю испытывать эмоции ...» (говорят, что любят), затем намотаю свой кусок нити на пальчик и передам клубок нити сидящему слева. Он сделает то же самое, рассказывая про свои эмоции, чувства и передаст клубок следующему. Главное условие, чтобы клубок побывал у каждого, и только один раз.

Затем ведущий предлагает всем подергать за нитку и ощутить, как она натягивается, как будто все связаны одной нитью.

Упражнение 2. «Скульптор».

Инструкция: Участники должны разойтись свободно по комнате, кто куда хочет. Ведущий называет чувство, а задача участников – изобразить его своим телом. Изобразить любопытство. Сначала с лица. Какое у вас бывает лицо, когда что-то будит в вас любопытство? Что происходит с вашим лбом? Видели ли вы, как человек, которого что-то заинтересовало, чуть-чуть приоткрывает рот? А что происходит с вашими руками? Как вы держите голову? А ноги? Не хотели бы вы приподняться? У вас минута времени для того, чтобы изобразить любопытство (своим лицом и телом). Потом я обойду вас всех, чтобы рассмотреть все интересные фигуры.

Участники могут помочь отдельным детям найти подходящие экспрессивные жесты, например, подсказать: «Покажи мне, что твои руки любопытные».

Следующие чувство. Расслабьтесь, встряхните руками и ногами. Теперь покажите мне очень усталого человека. Выразите всем телом усталость. Сделайте усталое лицо, усталые руки, ноги, усталую голову. Учтите, что «статуя» не обязательно должна стоять, она может также сидеть или лежать.

Потом дети должны подобным образом выразить несколько обычных повседневных чувств, используя все главные части тела. Постепенно дети ухватят метод и заметят, что чувство можно выражать очень многими частями своего тела.

Основные чувства, которые можно предложить – радость, ярость, страх, нежность.

Упражнение 3. «Спасибо за работу».

Дети «передают» по кругу фразу: «Спасибо за работу».