Мастер-класс «Внеурочное занятие по программе «Жизненные навыки».

Мазуркевич Ольга Владимировна

Мастер-класса «Внеурочное занятие по программе «Жизненные навыки» показан на районном научно-практическом семинаре заместителей директоров по УВР и ВР «Актуальные вопросы введения и реализации ФГОС ООО».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План проведения мастер-класса                                                                                                                     «Внеурочное занятие по программе «Жизненные навыки»                                                                   на районном научно-практическом семинаре                                                                      заместителей  директоров по УВР и ВР                                                                                      «Актуальные вопросы введения и реализации ФГОС ООО».

Дата проведения: 20 апреля 2014 год.                                                                                      Подготовила: педагог-психолог                                                                                                         Мазуркевич О.В.

Цели:        

- освоение приемов работы по проведению тренингово занятия на основе программы «Жизненные навыки. Тренинговые занятия с младшими подростками»

Задачи:

- знакомство с программой «Жизненные навыки»;

- получение опыта участника тренингового занятия;  

- обучение техникам проведения тренингового занятия с младшими подростками 5 класса;

Материалы: стулья, планшеты для бумаги, бумага А4, простые карандаши, салфетки, мяч (маленькая мягкая игрушка).

Ход занятия. Время проведения 12.15 – 13.00

1. Теоретическая часть (5 - 7 мин):                                                                                                   - оформление бэджа;                                                                                                                                 - постановка цели и задач мастер-класса;                                                                                   - - презентация программы (приложение 1).

2. Практическая часть занятия «Стратегии поведения в конфликте».                                Цели: знакомство, снятие напряжения, формирование безопасной атмосферы в группе; понимание причин конфликта, выявление стратегии поведения в конфликте.

Навыки над которыми работаем:                                                                                              - умение вступать в обсуждение;                                                                                                            - умение распознавать свои чувства и чувства другого.

Работа группы.

Знакомство (3 мин).                                                                                                                                Каждый участник группы по кругу называет свое имя и 1 качество, черту характера или внешний признак на первую букву своего имени. Например: Ольга - очаровательная (отважная и т.п).

«Первый круг» (3 мин).                                                                                                        Приветствие всех участников группы. Вспомнить и рассказать новым участникам правила работы в группе. Спросить участников группы, с каким настроением,  чувствами они пришли.

Вступительная беседа (3 мин).                                                                                                        Тема занятия: «Стратегии поведения в конфликте».                                                                В переводе с латинского конфликт означает «столкновение», а с точки зрения психологии, конфликт – явление, возникающее в результате столкновения противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей. Спросить участников группы, какие чувства возникают в состоянии конфликта?Рассуждения участников.                                                                                                          Страх, злоба, обида, ненависть – главные чувства в состоянии конфликта.Конфликты в жизни неизбежны, если люди имеют свою собственную позицию, не являются бездумными исполнителями. Противоречия не возникают только тогда, когда все думают и чувствуют одинаково. Но в реальности такое почти не встречается. Нужно помнить, что практически по любому вопросу у разных людей взгляды отличаются. И сейчас мы убедимся в этом при выполнении разных заданий.

Разминка (3 мин): «Снежинка».                                                                                                            Задание:                                                                                                                                                  1. Возьмите листок.                                                                                                                                                   2. Сложите его пополам.                                                                                                                        3. Оторвите правый верхний угол.                                                                                                       4. Сложите еще раз пополам.                                                                                                                 5. Еще раз оторвите правый верхний угол.                                                                                                  6. Еще раз сложите пополам.                                                                                                                 7. И еще раз оторвите верхний правый угол.                                                                                          8. Разверните листок и покажите свое произведение участникам группы.                                    Участники  выполняют задание.                                                                                               Обратите внимание, какие разные у вас получились снежинки, хотя был дан четкий алгоритм действий. Почему это произошло? Потому, что все мы разные, и это здорово, иначе мир был бы скучным и неизменным.

Упражнение «Рисунок вдвоем» (5-7 мин).                                                                                                  Группа делится на пары (рассчитаться на первый второй), каждая пара получает лист бумаги и планшет для бумаг.                                                                                                             С этого момента и до окончания упражнения разговаривать нельзя. Необходимо взять один карандаш так, чтобы его держали оба партнера.                                                                      Задание: нарисовать рисунок на свободную тему. Инструкция ясна? Для выполнения задания  у Вас есть 3 мин.                                                                                                            Когда рисунки будут готовы, обсудить в кругу с помощью вопросов: «Кто что рисовал?», «Почему нарисовали именно это?», «Как вам рисовалось?» и т.д. Выяснится, что все вели себя в этой ситуации совершенно по-разному: кто-то «рвался в бой» и рисовал сам, игнорируя партнера; кто-то пытался угадать намерения другого и предложить свои идеи, кто-то равнодушно рисовал «по очереди», а кто-то вообще отдал рисунок в руки напарника.                                                                                                                                                

В ситуации, когда интересы партнеров не совпадают, или недостаточно ясны, могут возникнуть конфликты. Однако в конфликтных ситуациях можно вести себя по–разному. Все зависит от стиля поведения, который часто выбирается бессознательно. Или его даже не выбирают, а скорее пользуются той стратегией, которую знают или которую применяют близкие люди.

«Последний круг»(рефлексия 5 мин).                                                                                             Заключительное обсуждение. Что сегодня было важным и интересным? С какими чувствами Вы уходите?

Прощальное действие (если в группе остались негативные чувства, переживания). «Пожелание на день» (2 мин). Необходимо сказать пожелание на день тому, кому передаешь или перекидываешь мягкую игрушку (мяч).                                                                                                                              Важно:                                                                                                                                                           - назвать по имени того кому будешь говорить пожелание;                                                                    - пожелание должно быть позитывным;                                                                                               - игрушка должна побывать у каждого участника группы и только один раз;                                            - ведущему передать последним.

Прощальные слова благодарности всем участникам группы.

Самоанализ занятия.                                                                                                                                

Отзывы  гостей. (приложение 2)

Приложение 2

План проведения мастер-класса                                                                                                                     «Внеурочное занятие по программе «Жизненные навыки»                                                                   на районном научно-практическом семинаре                                                                      заместителей  директоров по УВР и ВР                                                                                      «Актуальные вопросы введения и реализации ФГОС ООО».

     Подготовила и провела                                                                                                                  педагог-психолог                                                                                                                              МОУ гимназии №20 г.Люберцы                                                                                                  Мазуркевич Ольга Владимировна

Отзыв

Назовите, пожалуйста, Вашу фамилию, имя, отчество:                    _____________________________________________________________________________ Место работы ________________________________________________________________ Должность  __________________________________________________________________ Напишите, пожалуйста, Ваши впечатления о мастер-классе: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«____» _________2014 г.                            Подпись ___________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МОУ гимназия №20 имени Героя Советского Союза Н.Д. Дугина Программа «Жизненные навыки. Тренинговые занятия с младшими подростками (5 классы)» (на основе модификация программы под редакцией С.В.Кривцовой «Жизненные навыки ».) Педагог-психолог Ольга В ладимировна Мазуркевич г.Люберцы 2014 год

Слайд 2

Методологические и теоретические основы программы Основные понятия: «Жизненные навыки» – личностные действия, предметным содержанием которых являются социальные способы межличностного и внутриличностного взаимодействия. «Навыки» – адаптивные способы поведения в конфликтных, трудных для подростка ситуациях. «Эмоциональный интеллект» – способность понимать и усваивать знания о чувствах и с помощью чувств. Представляемая программа направлена на развитие эмоционального интеллекта и ориентирована на решение личностных задач данного возраста.

Слайд 3

цели и задачи Данные занятия реализуют целый ряд функций : развлекательная коммуникативная диагностическая пропедевтическая коррекционная игротерапевтическая В соответствии с этим, целью реализации настоящего курса является создание условий для социализации личности ребенка через овладение им жизненных навыков.

Слайд 4

В ходе достижения поставленной цели решаются задачи: - создать в рамках образовательного учреждения психологически безопасное место; - дать возможность детям пережить опыт безусловного принятия со стороны взрослого-ведущего и научить детей позитивно воспринимать сверстников и самих себя; - создать возможность получения детьми нетравматического опыта самопознания; - передать ценности уважительного отношения к своим и чужим чувствам.

Слайд 5

Специфика работы по программе «Жизненные навыки». 1. Проведение занятий за рамками учебных часов. 2. Форма проведения – групповой психологический тренинг. 3. Занятия проводятся в течение учебного периода 1 час в неделю. 4. Рекомендованное кол-во участников 10-12 человек.

Слайд 6

Структура занятий Занятия построены по технологии групповой работы. 1. Начало и окончание «Первый круг» и «Последний круг» - очень важные составляющие тренинга; 2. Вступительная беседа по теме занятия; Разминка; Основное упражнение. Основная форма проведения занятия – круг.

Слайд 7

Основные разделы и задачи программы : Раздел 1 .« Я – ты - группа »: - создание группы, атмосферы психологической безопасности. Раздел 1-а .« Мы – пятиклассники !»: - адаптация пятиклассника. Раздел 2 .« Учимся общаться »: - развитие самоценности , эмпатии , взаимопомощи, навыков активного слушания. Раздел 3 . « Конкуренция или сотрудничество?»: - формирование и развитие навыков разрешения конфликтных ситуаций. Раздел 4. «Другие ». Проблемы подростковой толерантности: - формирование и развитие качеств толерантной личности. Курс завершается контрольным заданием в конце каждой темы .

Слайд 8

В результате освоения программы будут развиты качества толерантной, порядочной, социально благополучной и психологически здоровой личности: целеустремлённость , настойчивость, готовность к самостоятельным поступкам и действиям, уважение к окружающим — умение слушать и слышать, признавать право каждого на собственное мнение, доброжелательность, доверие и внимание к людям и пр.

Слайд 9

Планируемые результаты освоения обучающимися программы «Жизненные навыки» В результате освоения программы будут сформированы следующие универсальные учебные действия: - познавательные - личностные - регулятивные - коммуникативные

Слайд 10

Творческие задания (коллаж, рисуночные методы и т.д )

Слайд 11

Психологические ликбезы, классные часы, адаптационные занятия в разных возрастных группах , с использованием технологий работы по программе «Жизненные навыки»

Слайд 12

Элементы групповой дискуссии, приемы саморегуляции , релаксационные упражнения.

Слайд 13

«Жизненные навыки» - программа психологического сопровождения для детей.

Слайд 14

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


 

Комментарии

Мазуркевич Ольга Владимировна

К сожалению при загрузки файлов, вид работы изменился. При скачивании,работа сохраняет первоначальный вид.

Ивлиева Наталия Алексеевна

Уважаемая Ольга Владимировна, с интересом посмотрела Ваш мастер-класс.Тема актуальна и своевременна.Понравилась практическая часть.Можно что-то взять на "вооружение" в своей работе. Спасибо.

Мазуркевич Ольга Владимировна

Наталия Алексеевна, спасибо за Ваш интерес к моей разработке.