Конспект семинара для педагогов-психологов "Технология проведения недели психологии в школе"

Нифантьева Наталья Владимировна

Материал будет полезен педагогам-психологам, работающим в учреждениях образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_tekhnologiya_provedeniya_nedeli_psikhologii.docx34.13 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

«Технология проведения недели психологии в школе»

Донскова Наталья Владимировна, педагог-психолог

 МОУ ДОД «Детский оздоровительно-образовательный

 (социально-педагогический) центр»

(МОУ «Гимназия №35»)

Приветствие, оценка ожиданий педагогов-психологов от встречи: работа с  анкетой обратной связи.

Неделя психологии – это форма психологической работы в школе, которая  становится в последнее время все популярней.

Неделю психологии можно приравнять к интенсивному марафону общения.Неделя психологии – это уникальная возможность представить работу школьного психолога как необходимый, логически выстроенный компонент в обучении и развитии школьников.

Обычноцелями проведения этого масштабного мероприятия являются:

- популяризация психологических знаний;

- повышение интереса к деятельности психолога со стороны учеников и педагогов, рост его авторитета;

-обеспечение психологического сопровождения образовательного процесса.

1. ПРИНЦИПЫ проведения НЕДЕЛИ ПСИХОЛОГИИ:

При общем планировании недели желательно придерживаться нескольких рабочих принципов:

  • Неделя должна быть целостной и законченной, то есть иметь психологически очерченное начало и конец, основную идею и девиз. Каждый день должен содержать некоторое центральное мероприятие, иметь свою смысловую направленность, которая также может выражаться в девизе дня;
  • каждый день должен плавно перетекать в следующий;
  • необходимо включать такие виды работы, которые делали бы каждый день неповторимым, например, так называемые «сквозные» мероприятия, которые задавали бы общий настрой Неделе.
  • события Недели должны охватывать всю школу — всех детей и взрослых;
  • мероприятия Недели не должны по возможности вмешиваться в учебный процесс; по крайней мере, это вмешательство необходимо сделать минимальным и строго оговоренным с педагогами и администрацией.
  • мероприятия  должны  активизировать познавательные процессы  участников, а не носить  лишь  развлекательный  характер.

При реализации этих принципов неделя получается как бы «двухслойной», содержащей фигуру и фон. Фигурами являются центральные мероприятия дня, фоном — «сквозные» формы работы типа психологической газеты, стенда недели, «заборов», цитат, развешиваемых по школе, музыкального сопровождения.

С любой другой акцией, которые иногда проводятся в ОУ, Неделю роднит ненавязчивость, необычность и основные цели — расширение эмоционального, смыслового, деятельностного «поля» жизни человека, создание школьной общности. Отличает — содержательная глубина и несомненная организационная сложность.

2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АКЦИЯ как форма популяризации психологических знаний в школе:

По своей сути это среда игровая, которая на определенное время создается в пространстве школы, параллели, класса. Она не мешает разворачиваться другим видам деятельности детей и взрослых, но имеет некоторое собственное содержание, правила, запланированный результат.

Основная цель таких «акций» — расширение жизненного пространства участников за счет внесения в их жизнь новых дополнительных смыслов, чувственных красок, культурных значений. «Жизнь богаче, чем вы ее привычно воспринимаете» — таков пафос «психологического действа». Важные особенности «акции» — ненавязчивость и необычность. Она не мешает жить тем, кто не хочет ее замечать, но окрашивает в новые яркие краски жизнь тех, кто готов в нее включиться. Акции создают в школе определенный настрой, доминирующее эмоциональное состояние; школа начинает восприниматься как единое целое, а находящиеся в ней люди — как близкие и интересные собеседники.

Неделя психологии — это совокупность психологических акций, подчиненных одной теме, одной идее, которая для включенного в нее человека разворачивается как некое целостное завершенное действо.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ проведения НЕДЕЛИ ПСИХОЛОГИИ:

  1. Подготовительный этап:
  • Выбор темы.
  • Определение направлений работы, конкретных форм и методов проведения Недели - выбор «фигур».
  • Определение «фона»: сквозных форм работы.
  • Анализ необходимых средств, материалов и помощников в проведении психологической акции.
  • Формирование команды, определение возможностей ее членов.
  • Определение основных направлений работы.
  • Составление плана мероприятий, определение предполагаемых сроков, ответственных, а также призов и подарков победителям тех или иных мероприятий.

что надо сделать

когда

ответственный

необходимые материалы, оборудование

  1. Основной этап: реализация работы.
  2. Заключительный этап: оценка полученных результатов.

4. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ФУНДАМЕНТ

На каких тематических фундаментах может быть выстроена неделя?

Общий ответ — на самых разных. Главное, чтобы тема имела красивый и многоплановый разворот: ценностный, культурологический, социально-психологический, личностный.

Например, отличная тема — «Дороги, которые мы выбираем». Эта тема может быть распределена на любое количество дней. Дорога — она ведь не прямая и в любой момент может то завести в болото, то оказаться перегороженной шлагбаумом, то забраться на немыслимую высоту. Всем этим образам дороги можно подобрать соответствующие психологические метафоры: горные кручи — интеллектуальные испытания, болото — проверка на сплоченность и т.д.

Прекрасная тема для психологической «трехдневки» — «Инь и Янь»: один день «мужской», другой – «женский» (психологические особенности, интересы, взгляд на представителей другого пола), третий — «ОН и ОНА» (любовь, дружба, понимание).

Пятидневная тема — «Времена года», - всем известные сезоны, ассоциированные с теми или иными психологическими состояниями, возможностями, интересами человека. Так, «Зима» может быть временем мечтаний и подарков. Девиз дня — «Самое время мечтать». «Весна» — временем любви, смятения чувств под девизом «Приходит время...». «Лето» — временем для себя и про себя: «Лето — это маленькая жизнь». А «Осень» под девизом «Осень, ты поведала душе о самом главном» может быть посвящена философским размышлениям о смысле жизни и ее ценностях. Самым неожиданным выступает, конечно же, пятый день Недели, который можно назвать «Пятый сезон» под девизом «Время года моей души».

Это, как вы поняли, и является фоном Недели. А вот фигурами будут те конкретные мероприятия, которые вы будете проводить.

Привести пример своего опыта проведения Недели и Дня психологии.

Во время Недели школьная жизнь проходит своим чередом: перемены сменяются обязательными уроками, никто не отменяет завтраки и обеды, но в каждом уголке школы ребят и педагогов могут ждать сюрпризы в виде «заборов», мудрых мыслей или необычных заданий. В виду того, что с недавнего времени перемены стали большими, можно организовать в это время какое-либо действо: конкурс, игру, испытание, мини-тест, опрос, результаты которого будут быстро обработаны и вывешены на стенде или интерпретированы непосредственно после окончания теста. И так далее.

При этом важно понимать, что Неделя или День психологии (при всей своей зрелищности, эстетическом изяществе) — мероприятие не развлекательное, а развивающее. А значит, на предлагаемые содержание и форму могут последовать самые разные индивидуальные реакции. Кого-то это мероприятие может раздражать, кому-то казаться бессмысленным.

Носители таких реакций иногда нуждаются в том, чтобы их заметили, помогли с ними справиться, а в большинстве случаев психолог должен их просто принять и пережить. И ни в коем случае не оправдываться, объясняя скрытый смысл происходящего.

При проведении Недели важно учесть следующие условия – отсутствие на этой неделе серьезных учебных или внеучебных мероприятий или генеральной подготовки к ним, выездных программ типа экскурсий или походов, занятость основных помещений в школе. В рамках школы с большим количеством учащихся это трудно сделать. Поэтому лучше организовать мероприятия по параллелям классов, а общешкольных действий оставить два-три, но не каждый день.

Кроме того, в период проведения "Недели психологии" у некоторых педагогов (особенно авторитарного стиля) могут возникнуть негативные эмоции, так как все школьные перемены насыщены, дети заняты, могут не успеть повторить материал к уроку. Чтобы предупредить эту реакцию, заручитесь поддержкой администрации, тогда ваша работа будет восприниматься как что-то необходимое и долгожданное.

Неделя психологии – это уникальная возможность представить работу школьного психолога в различных направлениях, и как нечто целостное, осмысленное, логически выстроенное. Психологическая неделя позволяет погрузиться коллективу школы каждый раз в совершенно новую атмосферу. При проведении тематических дней, которые проникнуты общей идеей и  охватывают деятельностью всю школу, дети и взрослые сплачиваются,  проникаются чувством значимости общего дела, происходит повышение психологической культуры учащихся и педагогов, повышается уровень доверия между всеми участниками образовательного процесса. Для самого психолога это возможность показать свою работу не только с детьми, но и с родителями, педагогами; показать свои реальные возможности; открыть для себя новые формы работы; привлечь к сотрудничеству ребят, которые неверно принимали психологию как отрасль медицины и т.д.

5. КОНКРЕТНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ НЕДЕЛИ ПСИХОЛОГИИ

Сейчас я хотела бы обозначить некоторые формы и методы, которые мы можем использовать для проведения Недели или Дня психологии. Вы, в свою очередь, должны разделить все эти формы и методы на две категории – «фигуры» и «фон».

  • Игра «Тайный друг»

Игра начинается перед началом мероприятия  и продолжается на протяжении всего времени его проведения.

Напишите на бумажках имена участников лагеря, перемешайте их и предложите участникам выбрать себе «тайного друга». Суть игры заключается в том, чтобы оказать своему «тайному другу» максимальное внимание (подарки, записки, открытки, сюрпризы), но не «засветиться».
Письма, открытки и записки бросаются в почтовый ящик и несколько раз в день доставляются получателям почтальонами.

В конце мероприятия происходит публичное отгадывание «тайного друга» каждого из участников.

  • «Радуга» - учитель на первом уроке просит ребят выбрать жетон соответствующего цвета, который отражал бы их актуальное настроение.

  • Акция «Письмо другу». Дети учатся правильно оформлять письма и складывать их фронтовым уголком. В этот день обязательна работа почтальонов, которые  разносили бы письма по адресатам.

  • Игра «Следопыты» - заключается в том, что заранее составляется группа вопросов относительно школьной жизни и условий, в которых учатся ребята. Также составляются еще  семь-десять дополнительных вопросов на случай, если возникнет спорная ситуация. Затем  каждому классу выделяется время выполнения задания (на перемене), оно фиксируется в протоколе  и идет сбор данных. Выигрывает тот класс, который быстрее других справится с заданиями.

Типы вопросов в этой акции:

- вопросы, ответы на которые требуют больших энергозатрат. Эти вопросы не вызывают удивления, скорее, дети с удовольствием тратят свою энергию, но точно знают, к примеру, сколько  парт в 4 классе;

- вопросы, направленные на знакомство с организацией работы и особенностями школы. Для ребят эти вопросы также очень интересны, ведь это реальная возможность узнать что-то новое о родной школе;

- вопросы, целью которых уделить пристальное внимание взрослому коллективу школы – и педагогическому, и обслуживающему. Это, наверное, самые любимые для детей вопросы.

  • Выставка рисунков на тему «Кто мы такие», «Кто такой психолог?», «Будь самим собой», «Мы все разные, но интересные» и пр.

  • Газеты «Что такое психология», «Образ современного психолога», «Наука о душе», «Это интересно» и пр.

  • Семинары для педагогов по актуальным в ОУ темам.

  • Мудрые мысли выдающихся людей как своего рода приглашение поразмышлять о чем-то важном. Рекомендуется развешивать  их на стенах по всей школе.

  • Открытые тренинговые занятия для учащихся и педагогов.

  • Проведение родительского всеобуча, собрания.

  • Мини-опросы «Кто такой психолог?», «Ваши ассоциации к слову гимназия», «Школа – это…» и пр.

  • Акция «Самая обаятельная улыбка»/ «Улыбка школы».

  • Акция  «Добрые пожелания»- к стене прикрепляется рисунок большого дерева, на который можно наклеивать свои пожелания или пожелания к другому человеку, акция «Дерево добрых пожеланий школе».

  • «Волшебная шкатулка» - акция, задачей которой является поддержка каждого учащегося, направленная на создание благоприятного эмоционального климата в школе, на получение положительных эмоций. Отлично подходит для окончания недели психологии, оставляя приятное необычное послевкусие.

Эту акцию называют еще «Ларец Мудрости, или предсказания  розового слона» - в специальный ящик были собраны самые лучшие выражения и фразы. Каждый, кто подходил к ларцу, мог вытащить фразу, предназначенную именно для себя. «Ларец мудрости» работает только на переменах.

  • “Кирпичная стена”, - прикрепленный к стене лист  бумаги с изображением кирпичиков, на котором предлагается желающим  прикрепить белые облака, звёздочки, листочки с написанными на них мечтами или написать на кирпичиках свои мечты.На стене первоначально написано:

Мечта сбывается и не сбывается,

Но всё хорошее не забывается,

А всё хорошее – и есть мечта!

Если мечта не сбудется,

Ты поступай, как хочется,

Но ни кому на свете грусти не выдавай…..

  • “Забор”, - прикрепленный к стене лист  бумаги с  фразой: “Я хочу, что бы в нашей школе…”, «Что интересного дает тебе школа?», где каждый желающий мог продолжить начатое предложение. И прочитав на стене записи детей, учителя могли высказывать свои пожелания.

  • Акция “Письмо психологу” для 5 – 11 классов. Дети могут взять листочки на столе в коридоре, и после написания опустить в почтовый ящик. После того, как психолог ознакомится с содержанием писем, он даст свой ответ на них.

  • Презентация “Книга Радости” или «Азбука доброты» для начальных классов. Детям объяснят, что каждый класс должен заполнить свою страничку. Это может быть коллективное творчество, а может, каждый захочет сам написать о своих радостях, успехах и достижениях. К концу дня предложат “собрать” книгу и вместе её прочитать.

  • Игра по станциям «ЧУВСТВОВЕДЫ» - Основные задачи этого занятия следующие: во-первых, пополнение арсенала лексических единиц, связанных со сферой чувств; во-вторых, развитие навыков невербальной коммуникации через отражение и узнавание внешних эмоциональных проявлений.

  • Психологический КВН для старшеклассников.

  • Объявления о проведении Недели психологии с планом мероприятий.

  • Заочная олимпиада по психологии "ПСИХОЛОГиЯ", викторины.

  • Конкурс Анекдотов о психологах, психотерапевтах, психиатрах, а также сопровождение конкурса информационными плакатами о различиях между этими специалистами.        

  • ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АКЦИЯ "Винни-Пух и все-все-все".

  • Эссе на тему «Школьный психолог – это…», «Смелость быть собой», «Зачем нам нужна психология?» и пр.

  • Коллажи «Моя школа», «Страна психология» и пр.

  • Проведение классных часов на актуальные темы.

  • Анкетирование уч-ся  «Психологический  комфорт в школе».

  • Акция «Ведро негатива» - в течение дня участникам ОП предлагается обдумать все свои негативные мысли и переживания и сбросить их в «ведро негатива».

  • Акция для педагогов «Волшебный сад», где на каждом дереве свои «фрукты».

Педагогам предлагается поделиться советами по следующим темам:

«Последняя неделя перед зарплатой»: как накормить семью дёшево, вкусно, питательно;

- «Сторожка с запасами»: Советы молодым специалистам: как минимум год продержаться или помогите выжить «новичкам»!;

- «Я беру с собой в дорогу» Когда иду в школу - беру с собой…Когда иду домой – беру с собой…

- Советы коллегам: Как сохранить мир и любовь в семье педагога.

- Для себя любимого: как провести выходной день с пользой для психического и физического здоровья.

  • Психологический музей «Психология в лицах» - знаем ли мы в лицо всемирно известных русских психологов: Леонтьева Алексея Николаевича, Эльконина Даниила Борисовича, Лурия Александра Романовича и других? А зарубежных - Ганса Юрген Айзенка, Абрахама Харольда Маслоу, Зигмунда Фрейда и других? Посмотрев на портреты, можно  прочесть и краткую информацию о достижениях данного ученого.

  • Психологический  музей в учительской, где педагоги могли бы ознакомиться с новыми разработками проведения родительских собраний и классных часов совместно с психологом. Востребованными оказались такие темы родительских собраний, как: «Как воспитывать ответственность?», «Учебные трудности пятиклассников», «Как помочь ребенку справиться с эмоциями?» и другие. Темы классных часов: «Доминирующие каналы восприятия учебного материала», «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью», «Экспресс - приемы снятия эмоционального напряжения».

6. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ:

Участникам предлагается разделиться на группы по 3-4 человека и составить свой план проведения Недели психологии, затем защитить его.

7. ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ:

Заполнение анкеты обратной связи

Что вы хотите получить или узнать на всеобуче сегодня?

Получили ли вы то, чего ожидали?

Как вы будете использовать информацию, полученную сегодня?

Ваши пожелания