Конспект семинара для педагогов-психологов "Как понять гиперактивного ребенка?"

Нифантьева Наталья Владимировна

Матариалы семинара могут быть использованы не только специалистами ОУ, работающими с данной категорией детей, но и педагогами начальной школы, а также родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar._konspekt.doc260 КБ

Предварительный просмотр:

СЕМИНАР

«Как понять гиперактивного ребенка?»

Структура семинара (1,5 ч):

Введение

  1. Знакомство. Приветствие.        10-15 мин
  2.  Ожидания участников.
  3. Оценка уровня информированности.        15 мин
  4. Актуализация рассматриваемой темы.
  5. Информационный блок. – 30 мин
  6. Приобретение практических навыков. – 20 мин
  7. Завершение работы. Рефлексия. – 10 мин

ВВЕДЕНИЕ

ЗНАКОМСТВО. ПРИВЕТСТВИЕ.

ОЖИДАНИЯ УЧАСТНИКОВ.

Я рада видеть вас на нашем семинаре. Рада видеть вас в качестве гостей в стенах нашей небольшой школы.

В течение 1,5 ч мы будем работать над достаточно сложным вопросом «Как понять гиперактивного ребенка?»

Цель семинара: разработать стратегию или модель оказания помощи гиперактивному ребенку.

Задачи:

- изучение природы СДВГ, особенностей проявления синдрома;

- знакомство с методами определения СДВГ у детей;

- разработка рекомендаций для родителей и учителей по взаимодействию с гиперактивным ребенком;

- определение структуры коррекционно-развивающих занятий с гиперактивными детьми.

Мне бы хотелось предложить вам ответить на вопрос:

Что вы хотите получить или узнать на семинаре?

ожидания

отметка о выполнении

 \заполнение табл. на момент начала семинара и по ходу его проведения\

ОЦЕНКА УРОВНЯ ИНФОРМИРОВАННОСТИ.

АКТУАЛИЗАЦИЯ РАССМАТРИВАЕМОЙ ТЕМЫ.

Упр-е «Ассоциации» на слово ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЕНОК (далее – Г.Реб)

Обсуждение вопросов: 

Какого ребенка можно считать Г.?

Как отличить активного Реб от Г.?

Про таких детей говорят: "Весь как на иголках", "Ни минуты не посидит спокойно", "Сначала сделает, потом подумает", «Ребенок-катастрофа», «Словно шило в попе».

Они буквально не знают ни минуты покоя. Если не бегают, не суетятся сами, то в непрестанном движении их руки. Они что-нибудь вертят, расстегивают, теребят, мнут воображаемый "кусок теста", барабанят пальцами. В движении и голова, постоянно поворачивающаяся туда-сюда. В движении даже рот: ребенок то "жует" что-то невидимое, то высунет язык, то чуть прикусит его, то растянет губы в невообразимой гримасе.

В школе таких детей называют «трудными» и заносят их в «группу риска».

Подобное поведение влияет на успеваемость Реб, его взаимоотношения со сверстниками и учителями.

Многочисленные научные исследования показали: в основе «плохого» поведения у детей – импульсивности, неусидчивости – зачастую лежит заболевание синдром нарушенного внимания с гиперактивностью – СНВГ или синдром дефицита внимания с гиперактивностью – СДВГ.

О том, что такие дети нуждаются в помощи, медики обратили внимание еще лет 80 назад, в т.ч. и в СССР.

Но именно в США врачи придумали болезни название.

Сейчас примерно каждый десятый американский школьник имеет диагноз СДВГ.

Денег на выявление и лечение коварного синдрома в США не жалеют: только страховая медицина выделяет на одного больного Реб 500 $ в год (на период 2000г.)

А у нас?

В России испокон веков смотрели на трудных детей как на жертв дурного воспитания и к врачу вести не спешили.

Родители и педагоги наказывают таких детей, ругают, сравнивают с другими детьми, конечно, не в пользу Реб.

В результате – ничего, кроме возникающих у Реб сниженной самооценки, неуверенности в себе и своих силах и прочего букета эмоциональных проблем.

По статистике сейчас у нас в стране ≈20% школьников имеют диагноз СДВГ, причем у мальчико

в он встречается в 4 раза чаще.

Как же понять гиперактивного Реб?
Как помочь родителям и педагогам найти подход к нему?

Что можно сделать, чтобы минимизировать проявления гиперактивности?



Информационный блок.
Приобретение практических навыков.
Работа по рассматриваемой проблеме будет строиться по следующему плану:

Клиническая картина СДВГ:
основные проявления, частота встречаемости

Диагностические критерии СДВГ
Критерии диагноза по классификации DSM IV
Основные диагностические материалы, применяемые для оценки проявлений СДВГ у детей

Методы коррекции СДВГ у детей:
Работа с родителями
Работа с педагогами
Коррекционная работа с гиперактивным ребенком



Клиническая картина СДВГ:
СДВГ проявляется обычно в очень раннем возрасте и характеризуется сочетанием чрезмерно активного поведения с выраженной невнимательностью и отсутствием упорства в выполнении поставленных задач.

Основные признаки гипердинамического синдрома:
проявляющаяся с самых первых месяцев жизни Реб двигательная расторможенность и избыточная двигательная активность;
импульсивность поведения – ребенок часто действует, не подумав;
двигательная неловкость: нарушения координации движений, несформированность мелкой моторики и праксиса (способности осуществлять сложные целенаправленные движения и действия);
расстройства внимания: - трудности удерживания внимания в выполнении к-л дела (Реб несобран, не может самостоятельно довести выполнение задания до конца);                                                                                      
                                        - снижение избирательности внимания (Реб не способен надолго сосредоточиться на определенной деятельности);                                    
                                        - выраженная отвлекаемость внимания с частыми переключениями с одного занятия на другое.

N.B.  Однако во время занятий и игр, с которыми дети успешно  
       справляются, они могут удерживать внимание до нескольких часов (!!!)

Если в дошкольном возрасте у этих детей преобладают:
- гипервозбудимость;
- двигательная расторможенность;
- моторная неловкость;
- непоседливость;
- отвлекаемость,
то в школьный период, у них на первый план выступают трудности в учебе и поведении.
Реб оказывается не в состоянии в полной мере выполнить требования к обучению.
Его поведение не соответствует возрастным нормам, поэтому часто не удается достигать положенных результатов.
При этом большинство гиперакт.детей имеют хороший уровень интеллектуального развития. Но, тем не менее, навыки чтения и письма значительно ниже развиты, чем у их сверстников.
Связано это с нарушениями внимания, недостаточностью координации движений, зрительного восприятия и речевого развития.

У таких детей постоянно возникают проблемы во взаимоотношениях с окружающими.
Тем не менее, у них много приятелей и знакомых, т.к. они очнь общительны и контактны. Но невнимательность во время игр и др. занятий в сочетании с отвлекаемостью, импульсивностью, невосприимчивостью к оттенкам межличностных взаимоотношений приводит к тому, что они оказываются не слишком хорошими партнерами, и более глубокий дружеские отношения складываются с трудом.
Поведение его отличается непредсказуемостью, в коллективе он служит источником постоянного беспокойства: шумит, берет без спроса чужие вещи, мешает окружающим. Отсюда возникают конфликты, Реб становится отвергаемым или пренебрегаемым в коллективе.
Общаться с Г. Реб обычно готовы лишь дети более младшего возраста или сверстники, имеющие аналогичные проблемы.
Отношения со взрослыми социально расторможены: отсутствует должная осторожность и сдержанность.

Большинству таких детей свойственны слабая эмоциональная устойчивость при неудачах, заниженная самооценка.
У некоторых наблюдается упрямство, лживость, вспыльчивость, задиристость, агрессивность.
Позднее у Г. детей сравнительно часто проявляется асоциальное поведение и нарушение развития чувства собственного достоинства.

Гипердинамичные дети:
- не ходят, а бегают;
- доказывая что-то, не говорят, а кричат;
- никогда не унывают, легко переносят наказания;
- поссорившись с кем-то, тут же идут мириться;
- легко дают возможные обещания и так же легко их нарушают.

Пик проявлений СДВГ у детей приходится на 5-7 лет. К подростковому возрасту они значительно уменьшаются или исчезают.
Однако нарушения внимания и импульсивность в большинстве случаев сохраняется до взрослого возраста. По данным некоторых исследований, нарушения познавательных функций и поведения сохраняются ≈ у 70% подростков и более чем у 50% взрослых.

СДВГ тесно связан с ММД. Это наиболее распространенный вариант проявления минимальных мозговых дисфункций у детей.

ММД – последствия ранних локальных поражений головного мозга, выражающиеся в возрастной незрелости отдельных высших психических функций и их дисгармоничном развитии.

При ММД наблюдается задержка в темпах развития функциональных систем мозга, обеспечивающих речь, внимание, восприятие и др. формы ВПД.

По общему интеллектуальному развитию дети с диагнозом ММД находятся на уровне нормы или в отдельных случаях – субнормы, но при этом испытывают значительные трудности в школьном обучении и социальной адаптации.

Согласно данным статистик, ММД встречается у каждого 5-6 Реб, рождающегося сегодня в нашей стране.



Диагностические критерии СДВГ
Критерии диагноза по классификации DSM IV
Постановка диагноза СДВГ основывается на критериях 10-го пересмотра Международной классификации болезней (ВОЗ, 1994) – F-90.
Одновременно используются критерии классификации DSM-IV (1994) Американской психиатрической ассоциации, рекомендованные ВОЗ для практического применения критериев диагноза СДВГ.


Диагностические критерии СДВГ по классификации DSM-IV (1994).
А.
(1)
Для постановки диагноза необходимо наличие шести или более из перечисленных симптомов невнимательности, которые сохраняются у ребёнка на протяжении как минимум шести месяцев и выражены настолько, что свидетельствуют о недостаточной адаптации и несоответствии нормальным возрастным характеристикам.
НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ
Часто неспособен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видов деятельности.
Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
Часто складывается впечатление, что ребёнок не слушает обращённую к нему речь.
Часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы или обязанностей на рабочем месте ( что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание).
Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий идругих видов деятельности.
Обычно избегает вовлечения в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения (например школьных заданий, домашней работы).
Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (например , игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты).
Легко отвлекается на посторонние стимулы.
Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.



(2) Для постановки диагноза необходимо наличие шести или более из перечисленных симптомов гиперактивности  и импульсивности, которые сохраняются у ребёнка на протяжении как минимум шести месяцев и выражены настолько, что свидетельствуют о недостаточной адаптации и несоответствии нормальным возрастным характеристикам.
ГИПЕРАКТИВОСТЬ
Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится.
Часто встаёт со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.
Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причём в таких ситуациях, когда это неприемлемо.
Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.
Часто находится в постоянном движении и ведёт себя так, «как будто к нему прикрепили мотор».
Часто бывает болтливым.

ИМПУЛЬСИВНОСТЬ
Часто отвечает на вопросы не задумываясь,  не выслушав их до конца.
Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
Часто мешает другим, пристаёт к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).

В.  Некоторые симптомы импульсивности, гиперактивности и невнимательности начинают вызывать беспокойство окружающих в возрасте ребёнка до семи лет.

С. Проблемы, обусловленные вышеперечисленными симптомами, возникают в двух и более видах окружающей обстановки (например, в школе и дома).

Д. Имеются убедительные сведения о клинически значимых нарушениях в социальных контактах или школьном обучении.

  Согласно принципам классификации DSM-IY, в случаях полного соответствия наблюдаемой клинической картины за последние шесть месяцев одновременно разделам (1) и (2) перечисленных критериев ставится диагноз сочетанной формы СДВГ.
  Если за последние шесть месяцев отмечалось полное соответствие симптомов критериям раздела (1) при частичном соответствии критериям раздела (2), то ставится диагноз «СДВГ с преимущественными нарушениями внимания».
Если за последние шесть месяцев отмечалось полное соответствие симптомов критериям раздела (2) при частичном соответствии критериям раздела (1), то ставится диагноз «СДВГ с преобладанием гиперактивности и импульсивности».

Ставить диагноз СДВГ должен врач.
Однако сотрудничество врача, психолога, педагога, родителей необходимо для успешной адаптационной, информационной и коррекционной работы с Реб.

N.B.  Помимо СДВГ подобные нарушения могут служить внешними признаками
       ряда других состояний:
заболевания щитовидной железы;
неврозы и невротические реакции;
церебрастенический синдром при соматических заболеваниях;
побочные эффекты лечения некоторыми препаратами;
резидуальные явления перенесенной ЧМТ, нейроинфекций (минингита, энцефалита), интоксикаций;
др.формы  ММД : дислексия, дисграфия, дискалькулия;
эпилепсия;
психические расстройства: олигофрения, аутизм, шизофрения, аффективные расстройства;
синдром Туретта (множественные тики), и др.

Кроме того, СДВГ следует отличать от нормальной, свойственной многим детям высокой двигательной активности.

Нужно иметь в виду  также возможность проявления индивидуальных особенностей темперамента, а также то, что функции внимания и самоконтроля у детей находятся в процессе естественного развития.

Это важно учитывать, поскольку в последнее время обозначилась тенденция к необоснованно частой постановке диагноза СДВГ.

Невнимательность и двигательная расторможенность может быть следствием низкой мотивации ребенка на занятиях, либо являться реакцией на психическую травму,

которую перенес
ребенок (развод родителей, плохое отношение к Реб, конфликт между Реб и У, Реб и Род).

Поэтому к постановке диагноза СДВГ следует отнестись весьма ответственно.


Подходы к получению сведений о наличии СДВГ у ребенка

1. Анкетирование родителей и педагогов (воспитателей)
+ наблюдение за ребенком

опросники Ахенбаха, Коннерс, Раттера и др.
Также можно использовать др. анкеты, н-р: Анкета для родителей детей 4-15 лет, Н.Н.Заваденко, Анкета выявления гиперактивности П.Бейкера, М.Алворда (см. приложение).

2. Обследование детей с помощью психологических и клинических методов

Психологическое обследование Реб с нарушениями внимания и гиперактивностью требует, как правило, использования различных диагностических процедур.
Можно выделить 3 области исследования:
- оценка уровня общего интеллектуального развития, вербального и невербального интеллекта (тест Векслера);
- исследование концентрации и устойчивости внимания (Корректурная проба, тест Струпа, субтест «Кодирование» из Векслера, ГИТ);
- оценка импульсивности («Подбор знакомого изображения», задание на двигательную реакцию выбора).

Занимаетесь ли вы выявлением гиперактивных детей?
Какие методики вы при этом используете?


Методы коррекции СДВГ у детей
Оказание помощи детям с СДВГ всегда должно носить комплексный характер и объединять различные подходы, как то:
- работа с родителями о педагогами;
- методы модификации поведения (спец. восп. приемы);
- психолого-педагогическая коррекция, психотерапия;
- медикаментозное лечение.

Необходимыми условиями являются своевременность, последовательность и достаточная продолжительность оказываемой помощи, но самое главное – в том, что самим взрослым никогда не следует терять надежду на успехи Реб.

Коррекционная работа с Г. Реб направлена на решение следующих задач:
Нормализация обстановки в семье Реб, его взаимоотношений с родителями и др.родственниками.
   Важно научить членов семьи избегать новых конфликтных ситуаций.
Достичь у Реб послушания, привить ему аккуратность, навыки самоорганизации, способность планировать и доводить  до конца начатые дела. Развить у него чувство ответственности за собственные поступки.
Научить Реб уважению прав окружающих людей, правильному речевому общению, контролю собственных эмоций и поступков, навыков эффективного социального взаимодействия с окружающими людьми.
Установить контакт со школьными педагогами, ознакомить их с информацией о сущности и основных проявлениях СДВГ, об эффективных методах работы с гиперактивными учениками.
Добиться повышения у Реб самооценки, уверенности в собственных силах з0а счет усвоения им новых навыков, достижений успехов в учебе и повседневной жизни.                                                                                           Необходимо определить сильные стороны личности Реб и хорошо развитые у него высшие психические функции и навыки, с тем, чтобы опираться на них в преодолении имеющихся трудностей.

3.1. Работа с родителями гиперактивного ребенка
Как правило, родители не понимают, что происходит с их сыном или дочерью, а поведение Г. Реб их раздражает.
Родители и др.члены семьи нередко склонны видеть причину «плохого» поведения Реб в «неправильном» воспитании, и начинают в этих проблемах винить себя и др. др.
Поэтому очень важно помочь им разобраться:
- в поведении Реб;
- причинах имеющихся у него трудностей;
развеять заблуждения;
- объяснить, на что реально можно надеяться;
- как правильно вести себя с ним.

N.B.  Добиться исчезновения таких симптомов, как гиперактивность,
       импульсивность и невнимательность, в короткие сроки (за неск-ко мес)
       невозможно.
       Если признаки гиперактивности обычно уменьшаются по мере взросления
       Реб, то нарушения внимания и импульсивность могут оставаться на долгие
       годы и даже сохраняться, когда он станет взрослым.
Постановка диагноза СДВГ служит первым и необходимым этапом в лечении и оказании помощи такому ребенку.

Родители должны понять, что результативность работы с Г. Реб зависит не только от назначенного лечения, психокоррекционных и психотерапевтических мероприятий с Реб, но в значительной мере еще и от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему дома.

Работая с Род, педагог-психолог дает им определенные рекомендации о том, как организовать жизнь Г. Реб и общение с ним, чтобы минимизировать проявления его «плохого» поведения.

Эти рекомендации можно разделить на 2 блока:

Можно предложить групповую работу:
участники делятся на 2 группы. Одна группа занимается разработкой рекомендаций по 1 блоку, другая группа – по второму блоку. Затем – обсуждение. И обобщение рекомендаций с учетом следующих ниже.

I. Внешняя сторона поведения близких Реб взрослых людей:                                                КАК ВЕСТИ СЕБЯ С РЕБЕНКОМ?

Нужно избегать двух крайностей: проявления чрезмерной мягкости, с одной стороны, и постановки перед Реб повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жесткостью и наказаниями, с другой.

МЯГКОСТЬ
        баланс
ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ

Старайтесь меньше говорить «нет», «нельзя», «прекрати» - попробуйте переключить внимание Реб, а если удастся, сделайте это с юмором.

Частая смена указаний, правил, колебания настроений родителей оказывают на Г. Реб негативное воздействие.

Основные принципы, которых следует придерживаться в воспитании      Г. Реб: Терпение, Последовательность и Настойчивость.

Кроме того, поведение родителей должно быть последовательным, они доджны поддерживать др.др.в своих отношениях с Реб.


Нельзя допускать вседозволенности: детям должны быть четко разъяснены правила поведения в различных ситуациях.

!  Запретов и ограничений не должно быть много.

Поощрять за целенаправленную, сосредоточенную деятельность, хвалить в каждом случае, когда Реб удалось довести начатое дело до конца.
Вообще метод поощрения в работе с Г. Реб очень результативен. В качестве вознаграждения могут выступать, н-р, дополн. час просмотра м\ф или ТВ, приготовление любимого блюда ребенка, и должно осуществляться незамедлительно. Так Реб будет стремиться вместо неправильных действий совершать что-то хорошее.
Родители должны установить для Реб определенные правила, которые он должен выполнять.
Они должны быть простыми, понятными и целенаправленными. Ребенку объясняют, что за хорошее поведение он получит поощрение, награду. А невыполнение правил повлечет за собой штраф (временная отмена значимых для ребенка занятий: любимая игра, прогулка с друзьями, просмотр телепередачи, катание на велосипеде).

!  Обсуждать с Реб его поведение и делать замечания всегда нужно  спокойно и доброжелательно.

Когда родители впервые формулируют для Г. Реб какое-либо правило поведения, то сначала он обычно возражает против его выполнения.
Что делать?
не спорьте с Реб
объясните, что выполнение правила принесет пользу именно ему
снова повторите правило
если Реб продолжает спор, переключите его внимание на др.занятие
повторите правило через некоторое время.

Если Реб нарушает права др.людей: вмешивается в разговор взрослых, мешает смотреть ТВ, требуя переключения на др.передачи, мешает разговаривать по телефону, берет без разрешения чужие вещи, ломает их, толкает и бьет близких, - необходимо дать понять Реб, что подобное поведение недопустимо.

Тщательно отделяйте оценку поступков Реб от оценки его личности.
Можно сказать: «Я терпеть не могу, когда грязные ботинки стоят на тумбочке. У меня руки опускаются и не хочется делать ничего хорошего».
Но нельзя сказать так: «Ты грязнуля и неряха, я терпеть тебя не могу. И ничего хорошего можешь от меня не ждать…»

Никогда публично не присоединяйтесь к окружающим в оценке вашего ребенка, даже если по сути вы и согласны с ней.
Вы- родители, единственный оплот и защита Реб. Вы знаете его лучше всех, и только вы видите в нем за проявлениями синдрома симпатичную, по-своему страдающую личность. Пока Реб будет знать, что кто-то видит в нем не только шалуна и «Реб-катастрофу», кто-то надеется и верит в возможность положительных перемен, у него самого будет стимул к самообузданию и самовоспитанию.

Будьте осторожны в отношении критических замечаний. Даже если Реб не слишком хорошо справляется в задачей, постарайтесь все-таки похвалить его.
Так, если на обувание Реб понадобится 30 мин, постарайтесь избегать выражений типа: «Посмотри, сколько времени ты потратил, чтобы одеть ботинки!»
Вместо этого попробуйте сказать: «Ну вот, теперь ты, наконец, надел ботинки. Я была уверена, что ты справишься. Но давай посмотрим в следующий раз, сможешь ли ты сделать это немного быстрее».

Даже если вы уверены на 200%, что это достижение является плодом ваших усилий, не забудьте сказать Реб, что он справился с задачей.




Постарайтесь избегать скандалов.
Г. дети отличаются неуравновешенностью. Когда у Реб возникла вспышка гнева, удалитесь к-н. на это время, чтобы Реб не смог видеть вас.
Реб поймет, что наблюдать за его спектаклем некому, его раздражение начнет проходить.

Не пытайтесь держать в себе все свои чувства. Говорите Реб о том, что вас огорчает, а что радует в его поведении. Говорите больше о чувствах, которые испытываете вы сами и другие люди. Проясняйте Реб нравственную и этическую глубину ситуаций, которые происходят на его глазах, в фильмах, книгах.
Так Реб станет более чувствительным, это расширит и обогатит репертуар его эмоций, его эмоциональный опыт.

Используйте любые возможности, чтобы сблизиться с Реб эмоционально.
Замечено, что Г. дети имеют огромный дефицит физического и эмоционального контакта с матерью, и отсюда – нарушения в эмоциональной сфере: неуверенность в себе, заниженная самооценка, тревожность, возбудимость, негативизм.
Поэтому, как правило, маме нужно стремиться понять Реб, принимать его таким, какой он есть, дарить больше внимания, ласки и тепла.
Это может содержаться в интонации голоса, в мимике, жестах, форме реагирования на поведение Реб.
Совершенно незаменима при этом самая важная для детей деятельность – игра.
Играйте с Реб, - вдвоем, всей семьей, - Реб будет очень счастлив.
Н-р, игра «Барыня»- тренирует произвольное внимание и беглость мышления.
Нам барыня прислала 100 рублей
Что хотите, то берите,
Да и нет не говорите,
Черного и белого не называйте,
О красном – не вспоминайте!
Вы поедете на бал?..
В эту игру можно играть всей семьей, по дороге в школу, моя посуду, стирая белье…
Водящий спрашивает, остальные отвечают, задача – запутать быстрыми вопросами и заставить сказать «запретные» слова.
Тот, кто «проговорится», становится водящим.


II. Организация среды и окружающей обстановки в семье.
КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ЖИЗНЬ РЕБЕНКА?

Домашняя обстановка должна быть доброжелательной и спокойной. Чтобы добиться улучшения концентрации внимания при выполнении д\з, д\р, нужно найти в квартире тихое место с min количеством отвлекающих и раздражающих факторов. Лучше, если это будет отдельная комната с преобладанием в интерьере спокойной цветовой гаммы. Нежелательно, чтобы в ней были телефон, ТВ, ПК.
        В процессе подготовки школьных уроков необходимо через определенные интервалы времени заглядывать к Реб, чтобы контролировать его работу. Через каждые 15-20 мин необходимо разрешать Реб вставать из-за стола, подвигаться 5 мин (двигат. зарядка, приемы расслабления), а затем вернуться к урокам.

Не допускайте перегрузок и утомления.
Для таких детей особенно важно всегда начинать приготовление уроков в одно и то же время. Тогда им легче мобилизоваться, настроиться на работу.
Установка вырабатывается и на постоянное рабочее место. Желательно, чтобы это место было только местом для занятий, а не для игр или дополнительного чтения.

Все необходимое для работы всегда должно быть у Реб под рукой.

Вместе с родителями Реб разрабатывает распорядок дня, который должен выполняться с max возможной точностью.
Время приема пищи, прогулок, игр, выполнения д\з и обязанностей по дому, а также время сна четко регламентируются.
В режиме дня следует предусмотреть утреннюю зарядку, соответствующие возрасту подвижные игры на воздухе или длительные (до небольшой усталости) прогулки. Если Реб плохо спит, желательно перенести эти физические упражнения ближе ко сну.

Т.о. у Реб будут развиваться навыки самоорганизации, а его поведение станет более последовательным и уравновешенным.

Г. Реб-ку нужно предоставить возможность расходовать свою излишнюю энергию через физкультурные занятия, спорт.
Очень нужен Г. Реб-ку домашний стадион, хотя бы в виде перекладины в дверном проеме, на которой висят кольца, лесенка или канат.
Пусть Реб до изнеможения бегает во дворе, играя в футбол или хоккей, лазая на дворовых снарядах или катаясь с горки.

Запишите Реб в спортивную секцию. Самыми полезными будут командные виды спорта – они учат не только соблюдать правила и контролировать себя, но и взаимодействовать с другими игроками. А именно умения взаимодействовать со сверстниками часто не хватает Г. детям.

Известно, что Г. дети более подвержены различным травмам из-за своей импульсивности и необдуманных действий. Поэтому не рекомендуемы потенциально травматичные виды спорта: силовая борьба, бокс.

Полезны занятия ритмикой, хореографией, танцами, теннисом, плаванием, восточными единоборствами.
Такие занятия способствуют еще и улучшению организации движений, в т.ч. тонкой моторики, дисциплинируют.

Соблюдайте правило «Разделяй и властвуй».
Недостаточная организованность и самоконтроль, крайняя неустойчивость внимания Реб свидетельствуют о том, что ему трудно выполнять сложные и многочисленные инструкции, которые даются взрослыми.
Н-р, когда Реб-ка просят пойти в свою комнату, заправить там кровать, убрать в шкаф одежду, сложить игрушки …, то все эти действия остаются незавершенными. Точно также если школьный учитель сразу даст ему несколько заданий, то Реб редко сможет с ними справиться.

Поэтому важно разбивать задачи на несколько частей.

Г. Реб-ку следует давать не более 1-2 инструкций, которые должны носить конкретный характер.
Т.е. попросить Реб пойти в свою комнату и заправить там постель ››› проконтролировать через неск-ко мин  ››› повторить иструкцию (если нужно) ››› похвалить Реб, когда он завершит дело  ››› теперь можно попросить у него убрать одежду и сложить игрушки.

Инструкция должна быть краткой и содержать не более 10 слов в предложении.

В случае выполнения сложных заданий – д\р, н-р, можно использовать специальные таблички «Алгоритм выполнения задания»- карточки формата 1\2 А4.
Когда Реб делает задания по пунктам, он ставит определенный значок напротив сделанного пункта. Карточку можно вводить и она усваивается Реб в течение недели. Потом можно вводить новую карточку.

У Реб в семье должны быть определенные обязанности, и сам он должен четко их знать и исполнять. А родители – следить за этим.
Эффективным способом напоминания является развешивание специальных листов-памяток.
Выберите 2 наиболее важных дела, с которыми Реб в состоянии успешно справиться (заправить кровать, вынести мусор).
Напишите напоминания об этих делах на листах, полезно даже сделать рисунок рядом. Повесьте лист на «Доску объявлений» в комнате Реб или на холодильник, а после выполнения к-л. задания Реб должен сделать напротив его записи определенную отметку о выполнении. (типа органайзера у взрослых)


Для упорядочения вещей и предметов комнате Реб помогает цветовая маркировка.
Ящикам шкафа или письменного стола в зависимости от их предназначения можно придать разные цвета: красный ящик – для школьных тетрадей и учебников, зеленый – для одежды, желтый – для игрушек.
! Цветовая маркировка должна быть значительной по площади и хорошо  
 заметной, дополненной рисунком или наклейкой, соответствующей
 содержанию ящика.


Для того, чтобы добиться существенных изменений в поведении Реб, родителям обычно требуется  несколько месяцев.


По итогам обсуждения рекомендаций заполняется Модель оказания помощи
Г. Реб-ку
Дополнительные рекомендации (по Н.Н.Заваденко) см. в приложении.


Работа с педагогами
Поскольку наибольшие сложности Г. дети испытывают в школе, к организации помощи им обязательно нужно привлечь педагогов.
Это позволяет:
нормализовать взаимоотношения У с данным «трудным» учеником.
позволяет Реб достичь более высоких результатов в учебе.

Как давать Реб задания?
Режим дня.
Динамика работоспособности.
Где посадить Реб в классе?
Условия выполнения задания.
     /обсуждение вопросов/

Учителю предоставить подробные сведения о природе СДВГ и о том, как такие дети обычно ведут себя в классе.                                                           При этом подчеркивается, что работа с ними должно строиться индивидуально, при этом основное внимание уделять их отвлекаемости и слабой самоорганизации.

От педагога требуется по возможности игнорировать вызывающие поступки Реб и поощрять его хорошее поведение.                                             3 «нельзя»:                                                                                            Учителю важно проявлять терпимость к особенностям поведения такого Реб. Никогда не следует говорить Реб в присутствии одноклассников о том, что он слишком много двигается, и по этой причине выставлять перед всеми в качестве примера плохого поведения. Тем более за гиперактивное поведение нельзя наказывать.

Организация деятельности Г. Реб на уроке:

● Выбор места за партой – оптимальный вариант – центр класса напротив доски, недалеко от стола учителя. Г. Реб-ку должна быть представлена возможность быстрого обращения за помощью к У в случае затруднений.

● Учебные занятия должны строиться по четко распланированному стереотипному расписанию.
Как и дома, в классе должны быть определенные правила поведения, и Реб должен их знать, чтобы соблюдать.
Эти правила могут быть составлены учителем вместе с Реб и называться «Советы самому себе».
Написаны на отдельном листе или в специальном дневнике Реб.
В случае их нарушений У может без лишних слов указать Реб на эти «Советы» или сказать, что «определенное правило было нарушено, но я уверена, что ты исправишь свою ошибку и в следующий раз поступишь правильно. Я верю в это».
Распорядок дня, очередность выполнения заданий, правила поведения – могут висеть на каком-нибудь стенде в классе или в специальном дневнике Реб – чтобы он постоянно их видел.

● Задания, предлагаемые на уроках, Учителю следует писать на доске. На определенный отрезок времени – одно задание. Большое задание делится на части, У периодически контролирует их выполнение Ребенком (можно использовать «Алгоритм выполнения задания», составленный У).

● Г. Реб легче работает в начале дня, а не вечером, в начале урока, а                     не в конце.

● Работая один на один с У, Г. Реб не проявляет признаков гиперактивности и успешнее справляется с работой.

● Динамичные дети не способны поддерживать активное внимание в течение всего урока. Поэтому урок нужно делить на короткие периоды.
Н-р, после выполнения 2-3 заданий – поиграть в какую-нибудь игру, провести физкультминутку или сделать гимнастику для пальчиков.

● Чем экспрессивен, театрален У, тем легче он справляется с проблемами Г. Реб. Необычность поведения педагога меняет психологический настрой Реб, помогает переключить его внимание в нужный момент.

● Детям необходимо получать удовольствие от выполнения задания. У них должно получаться ››› в этом случае у Реб формируется чувство успеха ››› повышается мотивация, самооценка становится адекватной. Поэтому для Г. Реб педагог иногда может понижать требования к аккуратности при выполнении задания.

● Поскольку Г. детям сложнее переключаться с одного вида деятельности на др., У необходимо заранее подготавливать Реб к смене занятий.
Н-р, за несколько мин до окончания времени выполнения к-л. задания, У может предупредить: «Осталось 3 мин».

● Когда в классе Г. Реб, У приходиться объяснять каждое задание по нескольку раз, пока не будет уверен, что его понятии все дети.
Здесь же можно использовать прием «озвучки» - когда педагог, дав новое задание классу, просит Г. Реб «озвучить» правило его выполнения, рассказать, как и что нужно сделать.
Для получения более эффективного результата можно еще до начала работы обсудить с Реб, что он сам себе хочет посоветовать для успешного выполнения задания. Пусть он напишет инструкцию на отдельном листе или в специальном дневнике, чтобы работать с ней в дальнейшем.

Чтобы удерживать проявления гиперактивности под контролем во время урока, можно использовать следующие приемы:
● поближе подойти к парте этого Реб, чтобы предотвратить его невнимательность. Обращений к Реб через весь класс, напротив, следует избегать;
●дотронуться до плеча Реб или положить руку на плечо в тот момент, когда Реб начнет отвлекаться.
Прикосновение – это сигнал, помогающий «включить» внимание.
● использование специальных жестов – «секретных знаков», известных только им двоим + четкое повторение задания;
● похвала в случае быстрого и успешного выполнения задания. Если же Реб отвлекается, можно похвалить его ближайших соседей. Услышав, как хвалят других, Реб обычно возвращается к выполнению задания.
Если это не происходит, У стоит сказать, что для успешного выполнения задания необходимо как следует сосредоточиться (подчеркнув т.с. наиболее уместное в данный момент поведение), не называя при этом имени непослушного ученика.

В ходе коррекции проявлений СДВГ у Реб, У полезно обсуждать с родителями успехи Реб, вновь возникающие проблемы, а также эффективные приемы, помогающие в индивидуальной работе с ним.

Так, н-р, можно использовать «карточки-переписки».
Карточку ведет У или Воспитатель  - в школе или д/с и Род – дома – в течение 1 дня.
В конце дня педагог записывает информацию о Реб на карточке.
Обязательное условие: информация дается только в позитивной форме. Отмечаются успехи и достижения Реб. (Образец карточки см. ниже)













Род и педагоги, опираясь на информацию, полученную из карточки, могут поощрить Реб – по своему усмотрению.
Вообще работа с карточками очень эффективна. Она позволяет:
- повысить самооценку Реб, уровень мотивации к обучению;
- способствует улучшению детско-родительских отношений, а также
- установлению тесного контакта между Род и педагогом.

Сохраняйте спокойствие в общении с Реб!
Зачастую Г. дети склонны к манипулированию взрослыми. Чтобы не допустить этого, необходимо помнить: в любой ситуации взрослый должен сохранять спокойствие.

После ознакомления педагога с информацией о СДВГ и дачи рекомендаций по взаимодействию с Г. Реб, целесообразно оставить «Шпаргалку» (дополнительные рекомендации по Н.Н.Заваденко см. в приложении).

По итогам обсуждения рекомендаций заполняется Модель оказания помощи
Г. Реб-ку


Коррекционная работа с гиперактивным ребенком

Основные направления

Познавательная сфера:
- преодоление недостаточности внимания и функций организации, программирования и контроля психической деятельности;
- развитие памяти, наглядно-образного мышления, пространственного восприятия;
- преодоление трудностей формирования основных школьных навыков: письма, чтения, счета, в основе которых лежат недостаточность речевых функций, памяти, зрительно-пространственного восприятия, тонкой моторики и кистей рук.

2. Эмоционально-личностная сфера:
- развитие навыков общения и социального взаимодействия;
- снижение уровня тревожности, повышение уверенности в себе, формирование адекватной самооценки (если есть такие проблемы);
- расширение репертуара эмоций ребенка, развитие его чувствительности к окружающим, эмоциональности в восприятии окружающего мира.


3. Преодоление двигательной расторможенности  и неловкости:
- развитие зрительно-моторной координации, общей и тонкой моторики;
- обеспечение двигательной активности;
- снятие мышечного напряжения.

Программа коррекционной работы с Г. Реб разрабатывается в зависимости от конкретной ситуации.
В методической копилке любого педагога-психолога есть все необходимые для этого игры и упражнения. Их выбор важно строить исходя из выше обозначенных направлений (можно привести примеры игр по разным направлениям).

Какая форма работы с Г. Реб будет более эффективной: индивидуальная или групповая?
Какое количество Г. детей допустимо в коррекционной группе?


По итогам обсуждения заполняется Модель оказания помощи Г. Реб-ку.



Завершение работы. Рефлексия.

Наш семинар завершается. Мы обсудили несколько  аспектов организации работы с Г. Реб.
Если у вас есть к-л. неясные вопросы или невысказанные мнения, я бы хотела их услышать.

В заключение мне хотелось бы предложить вам следующие анкеты. Они могут быть анонимными – по вашему усмотрению.

Анкета
Получили ли вы то, чего ожидали?
Как вы будете использовать информацию, полученную на семинаре?
Ваши пожелания


Спасибо вам за ваше внимание и активность на семинаре!

PAGE  

14