Материал для родительского всеобуча "Адаптация пятиклассников"
Материал для проведения родительского собрания по проблемам адаптации ребенка к условиям средней школы. В содержании представлены в т.ч. данные диагностики по ОУ, в котором я работала. В свою очередь, Вы можете дать информацию согласно Вашим данным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_5_klassnikov_sobranie.docx | 37.8 КБ |
pamyatka_dlya_roditeley.docx | 14.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
«Трудности адаптации пятиклассника к школе»
Задачи:
Познакомить родителей с особенностями адаптации детей к обучению в 5 классе.
Предложить практические советы по адаптации ребенка к школе.
Ход собрания.
В обществе очень активно обсуждается проблема поступления в первый класс, ребят к поступлению в школу готовят уже в детском саду. Вы, наверняка, прочитали об этом много полезных и нужных книг.
А вот поступление в основную школу ( так называются классы с 5 по 9) говорится мало, хотя это тоже очень важный переходный период в жизни ученика. И на этом этапе очень нужны поддержка и помощь родителей.
Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства – стабильным периодом развития в жизни ребенка. В 5 классе ребенок сталкивается с новой системой обучения: новый классный руководитель и учителя – предметники, преподающие новые дисциплины.
Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс. А другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются – тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат – у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда ухудшаются сон и аппетит.
Почему же так нелегок переход школьника из начальной школы в основную. Для этого есть несколько серьезных оснований:
- Разные требования со стороны учителей – предметников, необходимость их учитывать и выполнять.
Представьте пожалуйста, что у вас 12- 15 начальников, и каждый из них командует по-своему. Представили, что бы вы испытывали? Примерно те же чувства испытывает и ваш ребенок.
- Большой поток информации, незнакомые термины, слова.
Нужно научить пятиклассника организовывать свое время, в частности подготовку домашних заданий домашних заданий, научить пользоваться справочниками и словарями, а также научить спрашивать о значении непонятных слов у взрослых.
- Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы. В новых условиях обучения у классного руководителя не всегда есть возможность уделять всем необходимое внимание.
Прежние условия обучения, которые были неизменны на протяжении четырех лет, создавали ребенку необходимый психологический комфорт. В условиях перехода в среднюю школу эти условия существенно изменились.
- Бывает, что в 5 классе меняется состав коллектива: кто-то уходит из класса, на их место приходят новые ученики. Это создает дополнительный стресс для ребенка, ведь приходиться заново строить отношения со сверстниками.
- Разная оценка и соответственно разное отношение учителей к ребенку создают для него неопределенность в оценке самого себя. Если в начальной школе ученик имел более или менее определенный статус «среднего», «сильного» или «слабого» ученика, сколько бы ни говорилось о непедагогичности такой позиции. То в основной школе каждый учитель воспринимает ребенка по-своему. Часто бывает так, что ребенок – одаренный математик, но русский язык ему не дается. Понятно, что с таким учеником учителю математики легко работать, а учитель русского языка за голову хватается. И здесь важно научить ребенка правильно оценивать свои успехи и неудачи и следить за тем, чтобы не пропадало желание учиться.
- Определенная деиндивидуализация, обезличивание подхода педагога к школьнику. Связано это с тем, что учителя основной школы часто не делают различий между пятиклассниками и допустим, десятиклассниками, предъявляя ко всем одинаковые требования. Это не всегда результат психологической неграмотности, просто за время перемены (10 минут) невозможно полностью перестроить свой стиль ведения урока.
У некоторых пятиклассников возникает ощущение одиночества, другие, наоборот, как бы «шалеют» от внезапной свободы. Однако, нужно отметить, что некоторое «обезличивание» подхода к школьнику — очень значимый момент для его развития и укрепления у него чувства взрослости. Важно только помочь ему освоить эту новую позицию.
- Подростковый возраст – время быстрых перемен, физиологических, познавательных, психологических и социальных. Этот период разделяется на три стадии развития: раннюю, среднюю и позднюю. Изменения в каждый из этих периодов происходят с разной интенсивностью и в разное время для каждого подростка (краткое описание из КАТАРСИСА раннего подросткового возраста зачитать).
Ну и где здесь, скажите та самая взрослость? К сожалению, чаще всего это - иллюзия. Ребенок только пытается осваивать новые для него качества – ответственность, самостоятельность, волевую регуляцию поведения. Но очень часто детские желания и капризы берут верх.
Даже психологически благополучный выпускник начальной школы, успешно справляющийся с обучением в школе, умеющий общаться со сверстниками и учителями, вряд ли будет чувствовать себя комфортно, придя в 5 класс. Об этом свидетельствует тот факт, что в первые месяцы пятого класса оценки по основным предметам оказываются на балл ниже выпускных.
Все переживания этого возраста естественны и помогают ученику взрослеть, поэтому родителям и учителям надо просто быть внимательнее и добрее к ребятам в новом периоде их школьной жизни, поддерживать их. Помощь родителей нередко нужна школьникам и в подготовке домашних заданий (даже если в начальной школе дети делали уроки самостоятельно), и в преодолении трудностей в учебе, которые нередко возникают на первых этапах обучения в средней школе.
Игра «Корзина чувств».
Уважаемые мамы и папы! Представьте, что у меня в руках корзина, в которой находятся самые разнообразные чувства, позитивные и негативные, которые может испытывать человек. После того, как ваш ребенок переступил школьный порог, в вашей душе, в вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили все ваше существование. Опустите руку в корзину и возьмите то чувство, которое вас переполняет более всего в тот период времени, когда ребенок находится в школе, и назовите это чувство.
Родители называют чувства, которые их переполняют, от которых они страдают. Такое задание позволяет выявить проблемы и трудности семей, связанные со школьным обучением ребенка, и помогает обсудить эти проблемы в ходе собрания.
Известный педагог и психолог Симон Соловейчик в одной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников во время адаптационного периода. Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку и с их помощью готовить ребенка к взрослой жизни.
· Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.
· Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защищаться.
· Не дерись без причины.
· Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.
· Играй честно, не подводи своих товарищей.
· Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
· Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.
· Из-за отметок не плачь, будь гордым.
· С учителем из-за отметок не спорь и не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они у тебя обязательно будут.
· Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
· Старайся быть аккуратным.
· Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.
· Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!
Очень хорошо, если родители поместят свод этих правил в рабочем уголке ребенка на видном месте. Желательно обращать внимание ребенка на то, какие правила у него получается выполнять, а какие – нет, и почему.
Адаптация учащихся к обучению в среднем звене – одно из главных условий, обуславливающих состояние психологического комфорта и успешность обучения детей.
Ежегодно во всех образовательных учреждениях проводится диагностика адаптированности учащихся 5 классов к обучению в среднем звене. Традиционно инструментом являются опросники для учителей. Они включают в себя анализ успешности выполнения школьных заданий и степень самостоятельности и активности ребенка в учебной деятельности, усвоение им школьных норм поведения, успешность социальных контактов, его эмоциональное благополучие.
Однако данные, полученные с помощью опросников, как правило, имеют высокую долю субъективизма. Кроме того, зачастую точка зрения классного руководителя на предмет адаптации конкретного учащегося расходится с мнением родителей этого учащегося. Т.о. получить объективную картину состояния адаптации ребенка только по наблюдениям сложно.
Поэтому кроме привычной оценки адаптации ребенка, диагностика, проводимая нами, включает в себя выявление нейропсихологических особенностей ВНД, уровня личностной и школьной тревожности, анализ структуры личности каждого учащегося.
С результатами исследования Вы можете ознакомиться в индивидуальном порядке, как у классного руководителя, так и придя к нам на консультацию.
В целом, по результатам педагогической диагностики, оцениваю адаптацию, можно разделить на 3 зоны:
- Зона адаптации – когда ребенок чувствует себя комфортно в новой обстановке, справляется с новыми требованиями, которые предъявляет к нему среда.
- Зона неполной адаптации – когда присутствуют единичные проблемы, но при их коррекции такие дети переходят в 1 зону.
- Зона дезадаптации – когда присутствуют несколько факторов, свидетельствующих нам о психологическом неблагополучии ребенка в наличной актуальной ситуации. Эти факторы в совокупности складываются в тенденцию. Прогноз в этом случае менее оптимистичен.
Года обучения | Всего чел. | Зона адаптации | Зона неполной адаптации | Зона дезадаптации |
2011-2012 | 79 | 84,8% (67 чел.) | 12,7% (10 чел.) | 2,5% (2 чел.) |
2010-2011 | 84,7% | 8,3% | 7% | |
2009-2010 | 90,7% | 9,3% | - |
Если обратить внимание на уровень тревожности, то процент учащихся с повышенным и высоким уровнем тревожности в этом уч. году сравнительно ниже, чем в прошлые года.
Что дает основания предположить, что процесс адаптации в этом году прошел мягче и успешнее, чем в прошлые. Тем не менее, оставайтесь внимательными к своим детям и своевременно помогайте им преодолевать трудности, с которыми они сталкиваются – в учебной деятельности, в общении во сверстниками или взрослыми.
Предварительный просмотр:
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников во время адаптационного периода:
· Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.
· Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защищаться.
· Не дерись без причины.
· Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.
· Играй честно, не подводи своих товарищей.
· Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
· Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.
· Из-за отметок не плачь, будь гордым.
· С учителем из-за отметок не спорь и не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они у тебя обязательно будут.
· Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
· Старайся быть аккуратным.
· Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.
· Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!
Симон Соловейчик
Психолог и Я
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников во время адаптационного периода:
· Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.
· Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защищаться.
· Не дерись без причины.
· Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.
· Играй честно, не подводи своих товарищей.
· Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
· Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.
· Из-за отметок не плачь, будь гордым.
· С учителем из-за отметок не спорь и не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они у тебя обязательно будут.
· Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
· Старайся быть аккуратным.
· Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.
· Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!
Симон Соловейчик
Психолог и Я
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников во время адаптационного периода:
· Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.
· Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защищаться.
· Не дерись без причины.
· Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.
· Играй честно, не подводи своих товарищей.
· Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
· Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.
· Из-за отметок не плачь, будь гордым.
· С учителем из-за отметок не спорь и не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они у тебя обязательно будут.
· Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
· Старайся быть аккуратным.
· Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.
· Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!
Симон Соловейчик
Психолог и Я