Материал для родительского всеобуча "Адаптация пятиклассников"

Нифантьева Наталья Владимировна

Материал для проведения родительского собрания по проблемам адаптации ребенка к условиям средней школы. В содержании представлены в т.ч. данные диагностики по ОУ, в котором я работала. В свою очередь, Вы можете дать информацию согласно Вашим данным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_5_klassnikov_sobranie.docx37.8 КБ
Файл pamyatka_dlya_roditeley.docx14.92 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание 

«Трудности адаптации пятиклассника к школе» 

 

Задачи:

  Познакомить родителей с особенностями адаптации детей к обучению в 5 классе.

  Предложить практические советы по адаптации ребенка к школе.

 

 

Ход собрания. 

 

В обществе очень активно обсуждается проблема поступления в первый класс, ребят к поступлению в школу готовят уже в детском саду. Вы, наверняка, прочитали об этом много полезных и нужных книг.

    А вот поступление в основную школу ( так называются  классы с 5 по 9) говорится мало, хотя это тоже очень важный переходный период в жизни ученика. И на этом этапе очень нужны поддержка и помощь родителей.

Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства – стабильным периодом развития в жизни ребенка. В 5 классе ребенок сталкивается с новой системой обучения: новый классный руководитель и учителя – предметники, преподающие новые дисциплины.

Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс. А другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются – тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат – у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда  ухудшаются сон и аппетит.

 Почему же так нелегок переход школьника из начальной школы в основную. Для  этого есть несколько серьезных оснований:

 

  1. Разные требования со стороны учителей – предметников, необходимость их учитывать и выполнять.

Представьте пожалуйста, что у  вас 12- 15 начальников, и каждый из них командует по-своему.  Представили, что бы вы испытывали? Примерно те же чувства испытывает и ваш ребенок.

  1. Большой поток информации, незнакомые термины, слова.

Нужно научить пятиклассника организовывать свое время, в частности подготовку домашних заданий домашних заданий, научить пользоваться справочниками и словарями, а также научить спрашивать о значении непонятных слов у взрослых.

  1. Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы. В новых условиях обучения  у классного руководителя не всегда есть возможность  уделять  всем необходимое внимание.

Прежние условия обучения, которые были неизменны на протяжении четырех лет, создавали ребенку необходимый психологический комфорт. В условиях перехода в среднюю школу эти условия существенно изменились.

  1. Бывает, что в  5 классе меняется состав коллектива: кто-то уходит из класса, на их место приходят новые ученики. Это создает дополнительный стресс для ребенка, ведь приходиться заново строить отношения со сверстниками.

  1. Разная оценка и соответственно разное отношение учителей  к ребенку создают для него  неопределенность  в оценке самого себя.                                                                                               Если в начальной школе  ученик  имел более или менее определенный  статус «среднего», «сильного» или  «слабого» ученика, сколько бы ни говорилось о непедагогичности такой позиции. То в основной школе каждый учитель воспринимает ребенка по-своему. Часто бывает так, что ребенок – одаренный математик, но русский язык ему не дается. Понятно, что с таким учеником учителю математики легко работать, а учитель русского языка за голову хватается.  И здесь важно научить ребенка правильно оценивать свои успехи и неудачи и следить за тем, чтобы не пропадало желание учиться.

  1. Определенная деиндивидуализация, обезличивание подхода педагога к школьнику. Связано это с тем, что учителя основной школы часто не делают различий между пятиклассниками и допустим, десятиклассниками, предъявляя ко всем одинаковые требования. Это не всегда результат психологической неграмотности, просто за  время перемены (10 минут) невозможно полностью перестроить свой стиль ведения  урока.

 У некоторых пятиклассников возникает ощущение одиночества, другие, наоборот, как бы «шалеют» от внезапной свободы. Однако, нужно отметить, что некоторое «обезличивание» подхода к школьнику — очень значимый момент для его развития и укрепления у него чувства взрослости. Важно только помочь ему освоить эту новую позицию.

  1. Подростковый возраст – время быстрых перемен, физиологических, познавательных, психологических и социальных. Этот период разделяется на три стадии развития: раннюю, среднюю и позднюю. Изменения в каждый из этих периодов происходят с разной  интенсивностью и в разное время для  каждого подростка (краткое описание из КАТАРСИСА раннего подросткового возраста зачитать).

Ну и где здесь, скажите та самая взрослость? К сожалению, чаще всего  это - иллюзия. Ребенок только пытается осваивать новые для него качества – ответственность, самостоятельность, волевую регуляцию поведения. Но очень часто детские желания и капризы берут верх.

                                       

Даже психологически благополучный выпускник начальной школы, успешно  справляющийся с обучением в школе, умеющий общаться со сверстниками и  учителями, вряд ли будет чувствовать себя комфортно, придя в  5 класс. Об этом свидетельствует тот факт, что в первые месяцы  пятого класса оценки по основным предметам оказываются на балл ниже выпускных.

Все переживания этого возраста естественны и помогают ученику взрослеть, поэтому родителям и учителям надо просто быть внимательнее и добрее к ребятам в новом периоде их школьной жизни, поддерживать их. Помощь родителей  нередко нужна школьникам и в подготовке домашних заданий (даже если в начальной школе дети делали уроки самостоятельно), и в преодолении трудностей в учебе, которые нередко возникают на первых этапах обучения в средней школе.    

 

Игра «Корзина чувств». 

 

Уважаемые мамы и папы! Представьте, что у меня в руках корзина, в которой находятся самые разнообразные чувства, позитивные и негативные, которые может испытывать человек. После того, как ваш ребенок переступил школьный порог, в вашей душе, в вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили все ваше существование. Опустите руку в корзину и возьмите то чувство, которое вас переполняет более всего в тот период времени, когда ребенок находится в школе, и назовите это чувство.

Родители называют чувства, которые их переполняют, от которых они страдают. Такое задание позволяет выявить проблемы и трудности семей, связанные со школьным обучением ребенка, и помогает обсудить эти проблемы в ходе собрания.

 

  

Известный педагог и психолог Симон Соловейчик в одной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников во время адаптационного периода. Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку и с их помощью готовить ребенка к взрослой жизни.

 

·        Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.

·        Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защищаться.

·        Не дерись без причины.

·        Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.

·        Играй честно, не подводи своих товарищей.

·        Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.

·        Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.

·        Из-за отметок не плачь, будь гордым.

·        С учителем из-за отметок не спорь и не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они у тебя обязательно будут.

·        Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.

·        Старайся быть аккуратным.

·        Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.

·        Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!

 

Очень хорошо, если родители поместят свод этих правил в рабочем уголке ребенка на видном месте. Желательно обращать внимание ребенка на то, какие правила у него получается выполнять, а какие – нет, и почему.

 

Адаптация учащихся к обучению в среднем звене – одно из главных условий, обуславливающих состояние психологического комфорта и успешность обучения детей.

Ежегодно во всех образовательных учреждениях проводится диагностика адаптированности учащихся 5 классов к обучению в среднем звене. Традиционно инструментом являются опросники для учителей. Они включают в себя анализ успешности выполнения школьных заданий и степень самостоятельности  и активности ребенка в учебной деятельности, усвоение им школьных норм поведения, успешность социальных контактов, его эмоциональное благополучие.

Однако данные, полученные с помощью опросников, как правило, имеют высокую долю субъективизма. Кроме того, зачастую точка зрения классного руководителя на предмет адаптации конкретного учащегося расходится с мнением родителей этого учащегося. Т.о. получить объективную картину состояния адаптации ребенка только по наблюдениям сложно.

Поэтому кроме привычной оценки адаптации ребенка, диагностика, проводимая нами, включает в себя  выявление нейропсихологических особенностей ВНД, уровня личностной и школьной тревожности, анализ структуры личности каждого учащегося.

С результатами исследования Вы можете ознакомиться в индивидуальном порядке, как у классного руководителя, так и придя к нам на консультацию.

В целом, по результатам педагогической диагностики, оцениваю адаптацию, можно  разделить на 3 зоны:

  1. Зона адаптации – когда ребенок чувствует себя комфортно в новой обстановке, справляется с новыми требованиями, которые предъявляет к нему среда.
  2. Зона неполной адаптации – когда присутствуют единичные проблемы, но при их коррекции такие дети переходят в 1 зону.
  3. Зона дезадаптации – когда присутствуют несколько факторов, свидетельствующих нам о психологическом неблагополучии ребенка в наличной актуальной ситуации. Эти факторы в совокупности складываются в тенденцию. Прогноз в этом случае менее оптимистичен.

Года обучения

Всего чел.

Зона адаптации

Зона неполной адаптации

Зона дезадаптации

2011-2012

79

84,8% (67 чел.)

12,7% (10 чел.)

2,5% (2 чел.)

2010-2011

84,7%

8,3%

7%

2009-2010

90,7%

9,3%

-

Если обратить внимание на уровень тревожности, то  процент учащихся с повышенным и высоким уровнем тревожности в этом уч. году сравнительно ниже, чем в прошлые года.

Что дает основания предположить, что процесс адаптации в этом году прошел мягче и успешнее, чем в прошлые.  Тем не менее, оставайтесь внимательными к своим детям и своевременно помогайте им  преодолевать трудности, с которыми они сталкиваются – в учебной деятельности, в общении во сверстниками или взрослыми.



Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников во время адаптационного периода:

·        Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.

·        Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защищаться.

·        Не дерись без причины.

·        Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.

·        Играй честно, не подводи своих товарищей.

·        Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.

·        Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.

·        Из-за отметок не плачь, будь гордым.

·        С учителем из-за отметок не спорь и не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они у тебя обязательно будут.

·        Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.

·        Старайся быть аккуратным.

·        Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.

·        Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!

Симон Соловейчик

Психолог и Я

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников во время адаптационного периода:

·        Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.

·        Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защищаться.

·        Не дерись без причины.

·        Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.

·        Играй честно, не подводи своих товарищей.

·        Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.

·        Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.

·        Из-за отметок не плачь, будь гордым.

·        С учителем из-за отметок не спорь и не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они у тебя обязательно будут.

·        Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.

·        Старайся быть аккуратным.

·        Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.

·        Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!

Симон Соловейчик

Психолог и Я

--------------------------------------------------------------------------------------------------------

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников во время адаптационного периода:

·        Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.

·        Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защищаться.

·        Не дерись без причины.

·        Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.

·        Играй честно, не подводи своих товарищей.

·        Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.

·        Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.

·        Из-за отметок не плачь, будь гордым.

·        С учителем из-за отметок не спорь и не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они у тебя обязательно будут.

·        Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.

·        Старайся быть аккуратным.

·        Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.

·        Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!

Симон Соловейчик

Психолог и Я