Материал для родительского всеобуча "Делать уроки без стресса"

Нифантьева Наталья Владимировна

Материал для использования на родительских собраниях в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delat_uroki_bez_stressa.docx26.81 КБ
Файл pamyatka_roditelyam_delat_uroki_bez_stressa.docx96.53 КБ

Предварительный просмотр:

Материалы для родительского всеобуча «Делать уроки без стресса»

КАК ЭТО ОРГАНИЗОВАТЬ?

Золотое правило: превратить выполнение домашних заданий в ежедневный ритуал, происходящий в определенный час в одном и том же месте.

Ребенок с 1 класса должен знать, что уроки – это его дело. И что учится он не для мамы с папой, бабушки с дедушкой, а для себя. Домашние задания - дело ребенка и он волен выбирать, готовить их или нет. Поэтому иногда дайте ребенку возможность столкнуться с последствиями собственной безответственности. Только когда ребенок сталкивается с последствиями своих действий или бездействия, он может узнать реакцию мира на его поступки. Только так он понимает, что совершил ошибку или проступок.

 Для психологического роста и развития ребенку нужно накапливать также и опыт преодоления собственных неудач. Как?  Через собственный пример того, как вы исправляете свои ошибки, а также помогая ему понять, что именно не получилось. При поражении обращайтесь к чувствам ребенка («Ты очень расстроился?», «Что ты почувствовал?»), а также демонстрируйте уважение к его личности и безусловное принятие, веру в него.

Лучшее время для выполнения домашних заданий – с 15.00 до 17-18.00. Хотя длительность занятий может быть разной. В 8-12лет идеальное время выполнения домашних заданий 0,5 часа без перерыва, если дольше, - ребенок труднее сосредотачивается, поэтому необходимы перерывы в 5-10 мин на протяжении выполнения заданий.

НУЖЕН ЛИ ВЗРОСЛЫЙ?

Да, т.к. ребенку еще трудно организовать свою работу, и еще он нуждается в одобрении сделанного. Взрослый, которому ребенок доверяет, успокаивает своим присутствием и подпитывает веру ребенка в свои силы.  Как только ребенок сможет справляться без мам и пап, он непременно откажется сам от их помощи.

Важно договориться с ребенком о правилах выполнения домашних заданий.

Черновик рекомендуется использовать не всегда, а только для выполнения отдельных заданий (для тренировки).

Нельзя заставлять ребенка переписывать всю работу целиком, если он допустил незначительную ошибку – научите его аккуратно ее исправлять.

СКОЛЬКО НУЖНО ПОМОГАТЬ?

Ребенок должен знать, что взрослые присутствуют не для того, чтобы за него делать уроки. Принцип прост: ВМЕСТЕ, но не ВМЕСТО. Взрослый вместе с ребенком может посмотреть, что задано, спланировать работу, помочь начать ее… и заняться своими делами, уточнив, что будет рядом, если ребенку понадобится помощь.

Контролируя каждый шаг ребенка, взрослый лишает его возможности стать самостоятельным и снимает с него ответственность.

КАК СПРАВИТЬСЯ С КРИЗИСОМ ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ?

Если в совместной работе над заданием возникло напряжение – не стоит продолжать эту работу. Не кричите и не требуйте от ребенка повторить все снова и снова. Закройте учебник, тетрадь и вернитесь к заданию позже.

Если родители раздражаются или негодуют, в этом случае домашние задания – это источник всеобщего напряжения, и ребенок вследствие этогоо испытывает постоянное чувство вины,  может легко потерять желание работать, т.к. будет бояться вновь разочаровать родителей.

Что чувствует ребенок, когда получает «2» или испытывает трудности в домашних заданиях?

Ему кажется, что он перестает нравиться своим родителям, и что они не верят в него, - и,  т.о. теряет самоуважение. А когда домашние задания превращаются в мучения, ребенок теряет всякий смысл их выполнения.

Тем не менее, в основе детской психологии лежит принцип удовольствия, незамедлительного удовлетворения желаний. Именно поэтому мы стараемся учить ребенка по возможности через игру. Именно поэтому в любой работе детям нужен по возможности быстрый результат, т.к. когда они достигают желаемого, они становятся более самостоятельными и уверенными в себе. Поэтому учите ребенка ставить перед собой конкретные и выполнимые, недолгосрочные цели.  Усилие легче прилагать, когда есть ясная цель и привлекательный «бонус» по завершении дела.  Ребенок должен всегда понимать, чем бы он не занимался, что и зачем он должен сделать, иначе – досада, протест или бессилие.  А взрослые, в свою очередь, должны стараться быть последовательными в своих требованиях, и требования эти должны быть четко сформулированы.

Что делать? – Объясните ребенку, что вы его не обвиняете. Скажите прямо: «Я нервничаю, потому что наши занятия вызывают у мены плохие воспоминания». Расскажите о своих школьных трудностях и о том, как вы их преодолели. Детям важно знать: с этим можно справиться.

Роль родителей в выполнении домашних заданий:

МАМА: Чаще уроками ребенка занимается мама.

  • Если она умеет заставить ребенка работать – она чувствует, что выполняет свой долг, если нет – ей кажется, что она плохая мать.
  • Нередко оценки ребенка мама воспринимает как оценку своей родительской успешности. Позиция отца более отстраненная, но и его самоуважение зависит от школьных успехов сына или дочери.
  • Нередко школьные годы детей возвращают родителей к собственным школьным воспоминаниям. Н-р, если мама была отличницей, ей трудно понять, почему ее ребенку может трудно даваться тот или иной предмет. Если же она училась плохо, то может вновь переживать свой негативный опыт. В обоих случаях она чувствует тревогу. А на ребенка ложится груз двойной ответственности – за себя и за эмоции взрослых.

ПАПА: Какова же роль отца? Скорее он похож на миротворца. Его слова  должны приносить умиротворение. Он должен быть тем, кто пресекает конфликт, дает и матери и ребенку ощущение уверенности в том, что они справятся с этими временными трудностями.

СТОИТ ЛИ ВЗЯТЬ РЕПЕТИТОРА?

Только, если пробелы в знаниях были замечены учителем. В другом случае у ребенка может возникнуть чувство, что вы слишком беспокоитесь («Значит, со мной не все в порядке?») и не доверяете ему. Он будет чувствовать тревогу и может замыкаться в себе.

ПОЧЕМУ РЕБЕНОК ЛЕНИТСЯ ДЕЛАТЬ УРОКИ?

  • Панический страх неудачи.

Ребенок может затормаживаться, частично или полностью отключаться от происходящего. Либо – мы можем наблюдать на его лице маску безмятежности.

Ребенок должен быть уверен, что взрослые верят в его успех, что, в конце концов, у него все получится. Вера родителей – основа уверенности ребенка в своих силах. Родители должны поддерживать ребенка, помогать ему готовить уроки, подбадривать, создавать у него ощущение, что он двигается вперед. Тогда ребенок поверит в себя. Главное, – никогда и ни при каких неудачах не теряйте контакта со своим ребенком. Дайте ребенку понять, что ошибаться естественно.

  • Привлечение внимания взрослых к себе.

Обычно возникает у детей, склонных к демонстративному поведению. Такие дети обычно очень зависимы от родителей и повышенно нуждаются во внимании и ласке. Но не выражают свои эмоции прямо. Т.о. неуспеваемость – это средство вызвать беспокойство взрослых.

Родителям нужно окружить своего ребенка заботой, даже если им кажется, что он и без того с лихвой ее получает. Когда ребенок делает уроки, пододвиньтесь к нему поближе, погладьте по голове, по спине, пошепчите на ухо что-нибудь ободряющее и ласковое.

Помните: детям нужна не столько реальная помощь в уроках, сколько открытое выражение родительских чувств.

 

ЕСЛИ СНИЗИЛАСЬ УСПЕВАЕМОСТЬ…

Есть всего две причины снижения успеваемости:

  1. Высокая личностная или школьная тревожность.
  2. Низкий уровень учебной мотивации вследствие:

- педагогического отставания по программе;

- низкого уровня психологической готовности к обучению на данной школьной ступени;

- интеллектуальной пассивности (особенностей волевого и интеллектуального развития ребенка).

ЧТО ТАКОЕ ОЦЕНОЧНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ И КАК С НЕЙ СПРАВИТЬСЯ?

СИТУАЦИЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ всегда была и остается тревожной не только для детей, но и для взрослых. Негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей. По факту это так называемая «оценочная тревожность».

Исследователи выделяют две составляющие оценочной тревожности:

- Беспокойство - определяется как состояние ума, осмысливающего труднообъяснимые или тревожащие обстоятельства.

- Эмоциональность  — как неспецифические реакции, вызываемые возбуждением вегетативной нервной системы.

Теория оценочной тревожности была впервые разработана в 1952 году Джорджем Мандлером и Сеймуром Сарасоном. Она объясняла влияние тревожности на успешность выполнения заданий в ситуации оценивания. Было выявлено, что тревожные студенты получают меньший балл по тестам интеллекта, чем студенты с низким уровнем тревожности. И чем более значимым для студента был результат теста, тем более отчетливо проявлялась эта закономерность.

Т.О. уровень оценочной тревожности:

  • находится в обратной пропорциональной зависимости от чувства самоуважения и признания своих достоинств;
  • напрямую связан со страхом отрицательной оценки;
  • зависит от способности к оцениванию, способности критически оценивать результаты своей работы, конкретных действий, умений;
  • зависит от пола и возраста.

Важно учитывать, что учащиеся с высоким уровнем тревожности гораздо лучше выполняют работы, содержащие открытые вопросы, а не варианты ответов, поскольку возможность изложить свои мысли позволяет уменьшить напряжение, вызванное тестом (контрольной работой).

Кроме того, учащиеся с высоким уровнем тревожности совершают гораздо больше ошибок, когда оценка является для них главным стимулом.

НЕКОТОРЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

  • Будьте последовательными в своих требованиях.

 Постоянная изменчивость требований взрослого, зависимость его поведения от настроения, эмоциональная лабильность влекут за собой растерянность у ребенка, невозможность решить, как ему следует поступать в том или ином случае.

  • Никогда не пытайтесь повысить работоспособность ребенка, описывая предстоящие ему трудности. Например, подчеркивая, какая серьезная контрольная работа его ожидает или что от результатов этого экзамена по музыке очень многое зависит.
  • Избегайте шантажировать ребенка его будущим. Нет смысла говорить 8-летнему ребенку о поступлении в университет или безработице. Это для него слишком далекая перспектива. Ваша цель – помочь ребенку стать самостоятельным. Это достигается через удовольствие. Ребенок, работающий с удовольствием, видит смысл в том, что делает.
  • Ребенок должен быть уверен, что взрослые верят в его успех, что, в конце концов, у него все получится. Вера родителей – основа уверенности ребенка в своих силах.
  • Ребенка важно научить ставить перед собой небольшие конкретные цели и достигать их, а не стремиться к абстрактному и потому недостижимому эталону.
  • Развивайте правильное отношение ребенка к результатам своей деятельности, умение оценить ее независимо от педагога, не смешивать оценку конкретной работы с отношением педагога к себе.
  • Сравнивайте результаты ребенка только с его же предыдущими достижениями. Обращайте внимание на то, что он знает, умеет теперь, что он смог пересилить себя, что он заслуживает уважения, что он укрепил волю и т.д. Так формируется чувство собственной компетентности ребенка, снижающее чувство тревоги и неуверенности в себе.
  • Не делаете слишком большие ставки на школьные успехи ребенка. Успешность ребенка не ограничивается только его учебными достижениями. Старайтесь быть объективными в оценке возможностей своего ребенка и не предъявлять к нему требований, с которыми ему очень трудно справиться. Завышенные ожидания приводят лишь к гигантским разочарованиям. Тот, кого переоценивают, с трудом переживает испытание реальностью.
  • Проявляйте искренний интерес к тому новому, что узнал ребенок, а не к его оценкам. Интересуйтесь знаниями, умениями, трудностями, которые пришлось преодолеть.

Что стоит за оценкой ребенка – вот что интересно.



Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ по теме

 «ДЕЛАТЬ УРОКИ БЕЗ СТРЕССА»

  • Будьте последовательными в своих требованиях.

 Постоянная изменчивость требований взрослого, зависимость его поведения от настроения, эмоциональная лабильность влекут за собой растерянность у ребенка, невозможность решить, как ему следует поступать в том или ином случае.

  • Никогда не пытайтесь повысить работоспособность ребенка, описывая предстоящие ему трудности. Например, подчеркивая, какая серьезная контрольная работа его ожидает или что от результатов этого экзамена по музыке очень многое зависит.
  • Избегайте шантажировать ребенка его будущим. Нет смысла говорить 8-летнему ребенку о поступлении в университет или безработице. Это для него слишком далекая перспектива. Ваша цель – помочь ребенку стать самостоятельным. Это достигается через удовольствие. Ребенок, работающий с удовольствием, видит смысл в том, что делает.
  • Ребенок должен быть уверен, что взрослые верят в его успех, что, в конце концов, у него все получится. Вера родителей – основа уверенности ребенка в своих силах.
  • Ребенка важно научить ставить перед собой небольшие конкретные цели и достигать их, а не стремиться к абстрактному и потому недостижимому эталону.
  • Развивайте правильное отношение ребенка к результатам своей деятельности, умение оценить ее независимо от педагога, не смешивать оценку конкретной работы с отношением педагога к себе.
  • Сравнивайте результаты ребенка только с его же предыдущими достижениями. Обращайте внимание на то, что он знает, умеет теперь, что он смог пересилить себя, что он заслуживает уважения, что он укрепил волю и т.д. Так формируется чувство собственной компетентности ребенка, снижающее чувство тревоги и неуверенности в себе.
  • Не делаете слишком большие ставки на школьные успехи ребенка. Успешность ребенка не ограничивается только его учебными достижениями. Старайтесь быть объективными в оценке возможностей своего ребенка и не предъявлять к нему требований, с которыми ему очень трудно справиться. Завышенные ожидания приводят лишь к гигантским разочарованиям. Тот, кого переоценивают, с трудом переживает испытание реальностью.
  • Проявляйте искренний интерес к тому новому, что узнал ребенок, а не к его оценкам. Интересуйтесь знаниями, умениями, трудностями, которые пришлось преодолеть.  Что стоит за оценкой ребенка – вот что интересно.

Психолог и Я