формирование профессиональной мотивации

Валюх Марина Николаевна

Профессиональная мотивация у студентов - это важная часть работы преподавателя!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование профессиональной мотивации у студентов педагогического колледжа в учебном процессе

Преподаватель психологии

ПК № 18 «Митино»

Валюх М.Н.

На первый взгляд решение стать учителем (если поступление в педагогический колледж связывается именно с этой профессией) ничем не отличается от любого другого. Завтрашний врач, инженер, архитектор тоже испытывают все превратности выбора профессии.

Психологическая служба колледжа на протяжении нескольких лет отслеживает мотивы выбора студентов педагогической профессии с помощью анкетирования. Анализ факторов, влияющих на выбор педагогической профессии абитуриентами, позволяет определить их значимость и выстроить ранжированный ряд:

  1. интерес к учебному предмету — 27%;
  2. стремление посвятить себя воспитанию детей — 19%;
  3. желание обучать данному предмету — 16%;
  4. желание иметь высшее образование — 13%;
  5. представление об общественной важности, престиже педагогической профессии-12%;
  6. осознание педагогических способностей — 6%;
  7. так сложились обстоятельства — 4%.
  8. стремление к материальной обеспеченности — 2%;

Если объединить всех выбравших педагогическую профессию в соответствии с их склонностями к обучению и воспитанию, их интересом к детям, то лишь немногим более половины будущих учителей выбирают профессию, руководствуясь мотивами, свидетельствующими о педагогической направленности их личности. В этих условиях  большое значение приобретает профессиональный отбор студентов, способных к педагогической деятельности и формирование у них соответствующей профессиональной мотивации.

Термин "мотивация" в словарях и справочниках рассматривается как внутренняя побудительная причина действий и поступков человека. Это система взаимосвязанных и соподчиненных мотивов деятельности личности, сознательно определяющих линию ее поведения. Деятельность может порождаться одним или одновременно несколькими мотивами.

Социологи, рассматривая внутренние побуждения индивидов, подчеркивают их отличие от внешних побуждений – стимулов, когда воздействие объективных условий, которые становятся мотивами в случае субъективной значимости, и отвечают потребностям субъекта. Этот тезис дает основание для формирования профессиональной педагогической мотивации у студентов ПК. Профессиональная педагогическая мотивация рассматривается как побуждение к профессиональной активности в сфере педагогической деятельности. Как система она включает в себя несколько взаимосвязанных мотивов, таких как:

  • стремление к познанию и самообразованию,
  • стремление к передаче знаний (коммуникативная активность),
  • стремление к самоуважению,
  • стремление к межличностному доминированию (лидерству),
  • желание сделать педагогическую карьеру,
  • стремление к получению статуса высокообразованного человека.

 Каждый из этих мотивов может доминировать над остальными, что определяет линию поведения и способы достижения цели.

 И каждый из мотивов имеет предел положительных значений, выход за которые чреват перекосами в развитии личности.  К примеру, чрезмерная познавательная активность может отодвинуть на периферию системы мотиваций: стремление к передаче знаний, развитие коммуникативной активности, что на практике приводит к невозможности диалога со студентами даже при большой эрудиции педагога. Или, чрезмерное стремление к доминированию, амбициозность, желание сделать карьеру любыми средствами в педагогической практике вступает в противоречие с ее основными целями - обучением и воспитанием. Поэтому, знание мотивов, определяющих стремление к педагогической деятельности, их cooтношение между собой, дифференциация на доминирующее и "фоновые" имеют большое значение для формирования положительной профессиональной мотивации.

Формирование профессиональной мотивации у студентов ПК к педагогической деятельности включает несколько взаимосвязанных блоков: содержательный, операционно-деятельностный, ценностный, личностный.

Содержательный блок интегрирует усилия педагогов ПК, направленные на развитие у студентов интереса к предмету преподавания, познавательной активности, эpудиции.

Операционно-деятельностный блок нацелен на обеспечение готовности и желания студентов осуществлять педагогическую деятельность. Основная функция блока - побудить, стимулировать и мотивировать стремление студентов к педагогической деятельности.

Ценностный блок предполагает воспитание ценностной ориентации студентов, в иерархии которых познание, интеллектуальное развитие, творческое самовыражение занимают достойное место.

Личностный блок включает педагогические способы и формы, нацеленные на воспитание и актуализацию важных для педагогической деятельности личностных качеств.

При формировании мотивации необходимо соблюдать ряд требований:

1.Формирование мотивации следует начинать с диагностики мотивационной сферы, с выявления исходного состояния мотивации учения у большинства студентов.

2.Постановка целей воспитания мотивации.

3. Отбор и применение педагогических средств воспитания мотивации.

К педагогическим средствам воспитания мотивации можно отнести:

Приемы побуждающего воздействия, связанные с содержанием учебного материала:

1) методами и формами обучения

2)наглядными средствами бучения

3)техническими средствами обучения

4)дидактическими материалами

5)личностью преподавателя

6)общественным мнением группы (коллектива).

В воспитании мотивации невозможно отдать предпочтение тому или иному средству, потому что они разноплановы и одно средство никогда не сможет заменить другое.

В содержании учебного предмета заключены объективные возможности возбуждения познавательной и других потребностей и мотивов учения, Чтобы реализовать эти возможности содержания в развитии мотивации, преподаватель применяет ряд приемов побуждающего воздействия

      Приемы, связанные со стимулирующим влиянием содержания учебного материала:

1)показ новизны содержания

2)обновление уже усвоенных знаний, их углубление

3)раскрытие практической, научной и др. значимости знаний и овладеваемых способов действий

4)профессиональная направленность содержания, межпредметные, внутрипредметные и межцикловые связи

5)занимательность изучаемого материала

6)историзм, показ достижений современной науки и пр.

 Эта группа приемов направлена на то, чтобы создать у студентов новые впечатления, вызвать удивление, обеспечить их раздумья, размышления. В этом случае студенты сталкиваются с противоречиями между воспринимаемыми знаниями и собственным небогатым еще жизненным опытом. Все это побуждает их мыслить, вызывает интерес к уроку.

Значительное влияние на развитие мотивации оказывают методы обучения, особенно методы проблемного обучения и интерактивные.

 Они дают преподавателю возможность побуждать учащихся к таким способам усвоения учебного материала, которые вызывают познавательную активность, возбуждают потребность в изучении материала, овладении способами действий. актуализируют потребность достижения и т.д.

Это:

1) разъяснение целей деятельности

2) постановка информационных и проблемных вопросов

3) создание проблемных ситуаций

4) организация работы с источниками

5) применение знаний на производственной основе

6) использование занимательных и игровых форм занятий и др

Методы обучения могут способствовать созданию благоприятной атмосферы коллективной работы, поиска, участия, коллективного напряжения усилий, эмоций, которые облегчают достижение целей развитии мотивации..

В тесной связи с вышеназванными группами приемов выступают приемы, связанные с применением наглядных, дидактических и технических средств обучения:  

1)применение карточек с дозированной помощью, с образцами решения задач (алгоритмами действий)

2) использование компьютерных учебных пособий

3)организация с помощью ТСО внимания студентов и управление им

4)предъявление информации с помощью ТСО и компьютеров, обеспечение оперативной обратной связью

5)постановка заданий к наглядной информации

6)повторная подача

7)управление и организация самостоятельной работы студентов и т.д.

Каждый преподаватель стремится сделать урок интересным, продумывает содержание программного материала, методику его изучения. Но не всегда достаточно серьезное внимание обращается на состояние самих студентов, подготовку их к восприятию новых знаний, воспитание у них положительного отношения к приобретаемым знаниям. А возможности у преподавателя здесь богатейшие, необходимо только обратить внимание на разнообразие приемов, основанных на общении, взаимодействии педагога и студента:

1)оценочные обращения учителя (опосредованная оценка, замечание, отрицание, согласие, одобрение)

2)поощрение (похвала, подбадривание)

3)создание ситуации успеха

4)оказание помощи

5)стимулирование педагогом постановки вопросов самими студентами, поддержка их начинаний

6)прием апперцепции (связь с жизненным опытом учащихся, их интересами, склонностями) и др.

 С помощью этих приемов создается эмоциональный своеобразный настрой урока, определенная моральная атмосфера, вырабатывается определенный стиль взаимоотношений преподавателя и студентов.

Жизненный опыт, педагогические наблюдения показали, что нет другой такой области человеческой деятельности, кроме педагогической, где бы на результатах работы так сильно сказывались личные качества самого работника: его мировоззрение, убеждения, принципиальность, честность, доброта...

Отношение к профессии, в частности педагога, — сложное интегральное свойство, выражающее степень вовлеченности личности в профессиональную деятельность. Это динамическое свойство, ибо отношение возникает, формируется и перестраивается на разных стадиях и в разных ситуациях деятельности. И, наконец, это выражение целостной позиции молодого специалиста, потому что отношение к профессии педагога нельзя оторвать от всей системы его жизненных ценностей и ориентации.

Педагогическая направленность — это мотивация к профессии учителя, главное в которой действенная ориентация на развитие личности ученика (она не ограничивается любовью к детям).

Устойчивая педагогическая направленность —  это стремление стать, быть и оставаться учителем, помогающее ему
преодолевать препятствия и трудности в своей работе. Направленность информации, опорных сигналов личности учителя проявляется во всей его профессиональной жизнедеятельности и в отдельных педагогических ситуациях, определяет его восприятие и логику поведения весь облик человека. Правда, у учителя этот облик приобретает порой утрированные черты, выражающиеся в излишней назидательности, категоричности суждений, поэтому учителя иногда узнают сразу. Известно, что
развитию педагогической направленности способствует сдвиг мотивации учителя с предметной стороны его труда на психологическую сферу, интерес к личности студента.

Все эти аспекты, приемы, пути формирования мотивации студентов педагогического колледжа к педагогической деятельности будут мало эффективными в случае:

  • Эмоциональная бедность сообщаемаого учебного материала;
  • невысокая компетентность учителя, его неумение разобраться в профессиональных вопросах,
  • его незаинтересованность работой;
  • излишняя повторяемость одних и тех же приемов или приемов одного порядка;
  • однообразные задания;
  •  отсутствие оценки;
  • недоброжелательное отношение преподавателя к учащимся (сарказм, насмешка, упрек, угроза, нотация);
  • приемы понуждения (наказание, необоснованное требование, придирчивость).

Таким образом, проблема мотивации педагогической деятельности действительно одна из наиболее сложных и неразрешенных. Есть много причин выбора той или ной профессии. И причины эти зависят в первую очередь от самой личности.