"Эффективное общение и конфликты"

Бахтиярова Лилия Рустамовна

Семинар-тренинг для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_dlya_pedagogov.doc310 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Светлячок»

общеразвивающего вида  с приоритетным осуществлением деятельности

по познавательно-речевому развитию детей

«Эффективное общение и конфликты»

Семинар-тренинг для педагогов

Описание: E:\подготовка\картинки\logo20_0.jpg 

        

Подготовила: педагог-психолог

                                                                              Бахтиярова Лилия Рустамовна              

г. Губкинский, 2013г.

Семинар-тренинг

«Эффективное общение и конфликты»

        Повестка:

Приветствие

I. Теоретическая часть

1.1. Общение. Эффективное общение. Техники эффективного общения. Педагогическое общение, его стили (результаты диагностики).

1.2. Конфликт (результаты диагностики). Пути разрешения конфликта.

II. Практическая часть

Тренинг эффективного общения.

III. Рефлексия. Подведение итогов. Прощание.

Описание: E:\подготовка\картинки\logo20_0.jpg

I. Теоретическая часть

1.1. Общение. Эффективное общение. Техники эффективного общения. Педагогическое общение, его стили и виды.

Уважаемые педагоги, что такое общение?

Общение — это неотъемлемая часть нашей жизни. Мы общаемся постоянно, даже когда молчим (через наши жесты, движения, мимику).

Психологический словарь трактует термин «общение» как «сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии, восприятие и понимание другого человека». (Психологический словарь, 1985, с.213). Гуманистическая психология относит потребность в общении к основным, базовым потребностям человека. Только при помощи общения люди могут делиться друг с другом радостью, горем, передавать информацию. Потребность в общении, потребность человека в человеке В.А. Сухомлинский называл самой неискоренимой и самой человечной. 

Известно, что одними из первых специалистов, почувствовавших необходимость в обучении навыкам общения, стали бизнесмены. Так, например, Джон Рокфеллер, подчеркивая, что умение взаимодействовать с партнером – первое из важнейших условий эффективности продаж, говорил, что он готов платить за обучение искусству общения гораздо больше, чем за любой другой товар.

В процессе взаимодействия человека с человеком важным оказывается все: что мы говорим, как мы говорим, каким образом воспринимаем информацию партнера по общению. Поэтому первым необходимым условием успешности взаимодействия педагога с родителями, детьми и друг с другом является знание структуры общения. В психологии выделяют три составляющие общения: коммуникативное, интерактивное, перцептивное.

Так, коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми. Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между индивидами, т.е. в обмене не только знаниями и идеями, но действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой почве взаимопонимания.

Люди общаются посредством средств общения. Традиционно все средства общения делят на вербальные, невербальные и паралингвистические. К вербальным средствам относят слова, которые мы произносим в процессе общения; к невербальным – жесты, мимику, дистанцию, позиции общения, позы и др.; к паралингвистическим — тембр, темп голоса, интонацию, паузы и т.  д. 

Какое общение мы можем назвать эффективным?

Эффективное общение — это не просто передача информации. Для эффективного общения, важно не только уметь говорить, но еще уметь слушать, слышать и понимать, о чем говорит собеседник. Эти способности эффективного общения каждый развивает в себе самостоятельно, учась у людей, которые нас окружают.

Можно выделить самые основные правила, которые помогают сделать общение с совершенно разными людьми и в различных сферах жизни более эффективным:

  • Нужно помнить, что для эффективного общения, между собеседниками должен быть установлен контакт.
  • Для эффективного общения рекомендуется также говорить в том же темпе и в том же объеме, а также используя аналогичную позу (стоя либо сидя) что и собеседник. Известно, что люди любят, когда им подражают.
  • Не стоит использовать витиеватые длинные фразы в разговоре, используя лишь общие слова, ведь в этом случае есть риск остаться не понятыми. Важно все же говорить конкретно и по существу, чтобы собеседник мог без труда все понять и при чем понять именно так, как было задумано.
  • Невербальное общение — это очень важная составляющая эффективного общения. Лишь 7% общения составляют непосредственно слова. Это означает, что 93 % общения состоит из мимики и жестов. Невербальное общение используется и для того, чтобы показать ответную реакцию на то, что нам сообщают.
  • После того как разговор закончен, нужно сообщить определенную информацию, обязательно убедившись в том, что вас поняли правильно.
  • Не стоит пассивно воспринимать информацию собеседника. В ходе беседы рекомендуется давать понять жестами, мимикой словами то, что вы слушаете и слышите собеседника, вы понимаете то, о чем он сообщает.

Современный мир устроен так, что без эффективного общения с людьми, сложно добиться успехов в работе, построить личную жизнь. Эффективность общения, в первую очередь, зависит от того, насколько человек владеет речью и открыт общению.

Техники эффективного общения

Рефлексивное (активное) слушание.

      Для того  чтобы процесс общения оказался более эффективным, педагогу желательно овладеть некоторыми техниками слушания. К эффективным техникам слушания относят рефлексивное (активное) слушание, которое включает в себя следующие приемы: дословное повторение, перефразирование, резюмирование.

Дословное повторение подразумевает воспроизведение вслух части сказанного в неизменном виде. Это может быть целая фраза или несколько слов, которые дают собеседнику понять, что его внимательно слушают.

Перефразирование подразумевает повторение основного содержания, сказанного в более сжатой форме или своими словами. Этот прием позволяет проверить, насколько правильно мы поняли партнера по общению. 

Резюмирование представляет собой подытоживание, выделение основных идей говорящего. Данный прием позволяет правильно расставить акценты, определить главное в речи собеседника, а при необходимости — подвести беседу к заключительному этапу.

Все эти техники являются действенными в процессе общения. Так, дословное повторение можно использовать в беседе с не слишком разговорчивыми родителями. Эта техника будет возвращать их к сказанному и побуждать к тому, чтобы добавить дополнительные детали. Перефразирование особенно полезно в тех случаях, когда мы не уверенны в том, что правильно понимаем говорящего. Резюмирование желательно использовать с многословными родителями, что позволит продвигаться в переговорах вперед более быстрыми темпами. 
     Таким образом, активное слушание, подразумевающее умение слышать информацию и воспринимать чувства говорящего, способствует улучшению общения. 


 Нерефлексивное (пассивное) слушание


      Помимо эффективного стиля слушания существует и нейтральный стиль (нерефлексивный), который на опредленых стадиях беседы так же может помочь достичь желаемых результатов.

Нерефлексивное (пассивное) слушание – это внимательное слушание, при котором обратная связь с говорящим сводится лишь к коротким репликам: «Да, да …», «Угу…», «Понимаю…», «Приятно слышать…» и т.д.Этот стиль слушания можно использовать в тех случаях, когда родитель сообщает нам важную информацию и когда прерывать его рассказ более длинными репликами нецелесообразно. 

Также можно выделить следующие техники:

- глухое молчание;

- эхо (повторение последних слов собеседника);

- зеркало (повторение последней фразы с изменением порядка слов);

- уточняющие и наводящие вопросы;

- показ своих эмоций и другие.


Рекомендации в процессе слушания собеседника


    Для того чтобы процесс слушания был более действенным, можно воспользоваться следующими рекомендациями: 
1. Не перебивать собеседника. 

2. Не переводить обсуждение на другую тему (если для этого нет особой причины). 
3. Не позволять себе отвлекаться. 

4. Не задавать лишних вопросов («не допрашивать»). 
5. Не пререкаться с собеседником (если вы мне согласны, выслушайте и убедитесь, что поняли верно, после чего используйте аргументы). 
6. Не навязывать свои советы (давать лучше в тактичной форме, например: «Может быть лучше попробовать…», «Мама одного из моих учеников в подобной ситуации поступила так…»).

 7. Отражать в поведении, жестикуляции, выражении лица и в словах свое отношение к чувствам говорящего. 

Что такое педагогическое общение? Дайте определение.

Педагогическое общение —  общение педагога с детьми в целостном педагогическом процессе, развивающееся в двух направлениях: организация отношений с детьми и управление общением в детском коллективе.

Педагогическое общение — это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и детьми, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.

Условия эффективности педагогического общения

Условия эффективности педагогического общения в общем виде сформулировал А. А. Бодалёв.

  • Общение становится педагогически эффективным, если оно осуществляется в соответствии с единым гуманистическим принципом во всех сферах жизни воспитанника — в семье, в ОУ, в учреждениях ДО и др.
  • Если общение сопровождается воспитанием отношения к высшей ценности.
  • Если обеспечивается усвоение необходимых психолого-педагогических знаний, умений и навыков познания других людей и обращения с ними.

Качества личности учителя, значимые для продуктивного (эффективного) общения

  • Глубокое значение психологии другого человека (его ценностей, идеалов, направленности, потребностей, интересов, уровня притязаний).
  • Социальная установка на человека (аттракция).
  • Безусловное принятие ребёнка — принцип предвосхищающего уважения.
  • Развитые внимательность, наблюдательность, память, мышление, воображение.
  • Воспитанность эмоциональной сферы: умения сопереживать и сочувствовать — готовность к эмпатии.
  • Самопознание и самооценка: педагогическая рефлексия (способствует умению правильно настраиваться на другого человека, выбирать соответствующий способ поведения).
  • Коммуникативные умения — умения вступать в общения, выбирать или создавать новые способы коммуникации. Владения техникой общения.
  • Речевое развитие.
  • Педагогическая интуиция.

Барьеры восприятия в общении

  • Эффект ореола — распространение общего оценочного впечатления о человеке на все его ещё неизвестные личностные качества и свойства, действия и поступки. Ранее сложившееся представление мешает по-настоящему понять человека.
  • Эффект первого впечатления — обусловленность восприятия и оценивания человека первым впечатлением о нём, которое может оказаться ошибочным.
  • Эффект первичности — придание большого значения при восприятии и оценивании незнакомого воспитанника или группы той информации о нём, которая поступила раньше.
  • Эффект новизны — придание большого значения более поздней информации при восприятии и оценивании знакомого человека.
  • Эффект проекции — приписывание своих достоинств приятным воспитанникам или другим людям, и своих недостатков — неприятным.
  • Эффект стереотипизации — использование в процессе межличностного восприятия устойчивого образа человека. Приводит к упрощению в познании человека, построению неточного образа другого, к возникновению предубеждения.

Стиль педагогического общения

Стиль педагогического общения – это определенная система взаимодействия педагога с учащимися. Он определяет всю его педагогическую деятельность, его культуру как педагога. Это очень важная дефиниция в работе учителя, от стиля общения педагога зависит эффективность его работы.

Стиль педагогического общения включает в себя коммуникативную технику педагога (манеру общения), его творческие особенности, его отношение к воспитанникам, а также отношение детей         к нему. Таким образом, стиль общения учителя – это очень обширное понятие. Они бывают разными у разных педагогов.

Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на авторитарный, демократический и попустительский (А. В. Петровский, Я. Л. Коломинский, А. П. Ершова, В. В. Шпалинский, М. Ю. Кондратьев и др.

В соответствии с этой классификацией была проведена диагностика стиля педагогического общения педагогов и узких специалистов (всего 22 педагога) МБДОУ д/с «Светлячок».

По результатам диагностики выявлено, что у педагогов преобладает демократический стиль педагогического общения (20 педагогов – 91%), который предполагает умению находить компромиссы в жизни, умению договариваться в любых ситуациях. При таком стиле общения формируется обратная рефлексия, т.е. педагог прислушивается к мнению детей, а они – к его мнению, происходит процесс постоянного взаимодействия. Во время такого стиля общения повышается роль ребенка, он становится самостоятельным, учится сам принимать решения, отвечать за свои поступки. Дети начинают трудиться над одним общим делом, беспокоясь о хорошем результате. Дети учатся трудиться в коллективе. На современном уровне это единственно правильный стиль общения педагога, который учит взаимоприятию, взаимоориентации. Дети без опаски могут с педагогом обсудить любым возникшие сложности, при этом они точно знают, что найдут поддержку в его лице, что он поможет им найти правильный выход из сложившейся ситуации. Основа взаимодействия при демократическом стиле общения – это открытый диалог.

У 2 педагогов (9 %) выявлена склонность к авторитарному стилю, который характеризуется тем, что все решения педагог принимает сам, мнение детей не учитывается. Педагог находится в центре всего процесса обучения и воспитания, он определяет все условия взаимодействия в коллективе. По сути, это диктаторский стиль педагогического общения. Любая инициатива ребенка обрывается на корню, он не имеет права высказать собственное мнение, он, как подчиненный. Если же все-таки случается так, что ребенок высказывает свое мнение, то порождается конфликтная ситуация, которая крайне нежелательна.  Этот стиль общения педагога позволяет добиться хорошей дисциплины на уроке, успеваемость тоже на высоте, однако социальный и психологический климат в детском коллективе оставляют желать лучшего.

Дети остаются недопонятыми. Педагог акцентирует внимание только на отрицательных моментах ребенка. Этот стиль педагогического общения также приводит к формированию неустойчивости нервной системы ребенка. Он не может принимать самостоятельно решения, тяжело складываются отношения со сверстниками.  Авторитарный стиль порождает формирование неправильного стереотипа, когда доминирует властность и сила над остальными качествами человека, что в нынешних условиях неприемлемо.

Другой крайностью является попустительский стиль. При нем педагог принимает позицию, когда его ничего не интересует, он пускает все на самотек. Решения принимаются только детьми, педагог не вмешивается в их жизнь. Таким образом, роль педагога в таком педагогическом процессе минимальна. Такие педагоги лишь формально выполняют свою роль, а фактически они не участвуют в социально-психологической жизни детского коллектива. Этот стиль общения педагога формирует неправильную жизненную позицию у ребенка, которую он перенесет на всю дальнейшую жизнь, если вовремя не принять соответствующие меры. Дети учатся позиции невмешательства, безразличия к окружающему, равнодушия. При таком подходе страдает и успеваемость, и дисциплина, и отношение к жизни. В целом стиль очень негативно характеризуется. Этот стиль у педагогов МБДОУ д/с «Светлячок» не диагностирован.

1.2. Конфликты (результаты диагностики конфликтности). Пути разрешения конфликтов

Как Вы определите понятие конфликт?

Конфликт (лат. conflictus)   — столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями. Любые организационные изменения, противоречивые ситуации, деловые и личностные отношения между людьми нередко порождают конфликтные ситуации, которые субъективно сопровождаются серьезными психологическими переживаниями.

Конфликт – это отрицательное явление?

С обыденной точки зрения конфликт несет негативный смысл, ассоциируется с агрессией, глубокими эмоциями, спорами, угрозами, враждебностью и т. п. Бытует мнение, что конфликт — явление всегда нежелательное и его необходимо по возможности избегать и уж, если он возник, немедленно разрешать. Современная психология рассматривает конфликт не только в негативном, но и в позитивном ключе: как способ развития организации, группы и отдельной личности, выделяя в противоречивости конфликтных ситуаций позитивные моменты, связанные с развитием и субъективным осмыслением жизненных ситуаций.

По У. Линкольну, положительное воздействие конфликта проявляется в следующем:

  • конфликт ускоряет процесс самосознания;
  • под его влиянием утверждается и подтверждается определенный набор ценностей;
  • способствует осознанию общности, так как может оказаться, что у других сходные интересы и они стремятся к тем же целям и результатам и поддерживают применение тех же средств — до такой степени, что возникают официальные и неофициальные союзы;
  • приводит к объединению единомышленников;
  • способствует разрядке и отодвигает на второй план другие, несущественные конфликты;
  • способствует расстановке приоритетов;
  • играет роль предохранительного клапана для безопасного и даже конструктивного выхода эмоций;
  • благодаря ему обращается внимание на недовольство или предложения, нуждающиеся в обсуждении, понимании, признании, поддержке, юридическом оформлении и разрешении;
  • приводит к возникновению рабочих контактов с другими людьми и группами;
  • благодаря ему стимулируется разработка систем справедливого предотвращения, разрешения конфликтов и управления ими.

Отрицательное воздействие конфликта часто проявляется в следующем:

  • конфликт представляет собой угрозу заявленным интересам сторон;
  • он угрожает социальной системе, обеспечивающей равноправие и стабильность;
  • препятствует быстрому осуществлению перемен;
  • приводит к потере поддержки;
  • ставит людей и организации в зависимость от публичных заявлений, от которых невозможно легко и быстро отказаться;
  • вместо тщательно взвешенного ответа он ведет к быстрому действию;
  • вследствие конфликта подрывается доверие сторон друг к другу;
  • вызывает разобщенность среди тех, кто нуждается в единстве или даже стремится к нему;
  • в результате конфликта подрывается процесс формирования союзов и коалиций;
  • конфликт имеет тенденцию к углублению и расширению;
  • конфликт в такой степени меняет приоритеты, что ставит под угрозу другие интересы.

Существуют многочисленные классификации конфликтов. Основаниями для них могут быть источник конфликта, содержание, значимость, тип разрешения, форма выражения, тип структуры взаимоотношений, социальная формализация, социально-психологический эффект, социальный результат. Конфликты могут быть скрытые и явные, интенсивные и стертые, кратковременные и затяжные, вертикальные и горизонтальные и т. д.

По направленности конфликты делятся на «горизонтальные» и «вертикальные», а также «смешанные». К горизонтальным относят такие конфликты, в которых не замешаны лица, находящиеся в подчинении друг у друга. К вертикальным конфликтам относят те, в которых участвуют лица, находящиеся в подчинении один у другого. В смешанных конфликтах представлены и вертикальные, и горизонтальные составляющие.

По значению для группы и организации конфликты делятся на конструктивные (созидательные, позитивные) и деструктивные (разрушительные, негативные). Первые приносят делу пользу, вторые — вред. От первых уходить нельзя, от вторых - нужно.

По характеру причин конфликты можно разделить на объективные и субъективные. Первые порождены объективными причинами, вторые — субъективными, личностными. Объективный конфликт чаще разрешается конструктивно, субъективный, напротив, как правило, разрешается деструктивно.

М. Дойч классифицирует конфликты по критерию истинности-ложности или реальности:

  • «подлинный» конфликт — существующий объективно и воспринимаемый адекватно;
  • «случайный, или условный»  — зависящий от легко изменяемых обстоятельств, что, однако, не осознается сторонами;
  • «смещенный» — явный конфликт, за которым скрывается другой, невидимый конфликт, лежащий в основании явного;
  • «неверно приписанный» — конфликт между сторонами, ошибочно понявшими друг друга, и, как результат, по поводу ошибочно истолкованных проблем;
  • «латентный» — конфликт, который должен был бы произойти, но которого нет, поскольку по тем или иным причинам он не осознается сторонами;
  • «ложный» — конфликт, существующий только в силу ошибок восприятия и понимания при отсутствии объективных оснований.

По своему социально-психологическому эффекту конфликты делятся на две группы:

  • развивающие, утверждающие, активизирующие каждую из конфликтующих личностей и группу в целом;
  • способствующие самоутверждению или развитию одной из конфликтующих личностей или группы в целом и подавлению, ограничению другой личности или группы лиц.

По объему социального взаимодействия конфликты классифицируют на межгрупповые, внутригрупповые, межличностные и внутриличностные.

Межгрупповые конфликты предполагают, что сторонами конфликта являются социальные группы, преследующие несовместимые цели и своими практическими действиями препятствующие друг другу. Это может быть конфликт между представителями различных социальных категорий (например, в организации: рабочие и ИТР, линейный и офисный персонал, профсоюз и администрация и т. д.).

Внутригрупповой конфликт включает, как правило, саморегуляционные механизмы. Если групповая саморегуляция не срабатывает, а конфликт развивается медленно, то конфликтность в группе становится нормой отношений. Если же конфликт развивается быстро и нет саморегуляции, то наступает деструкция. Если конфликтная ситуация развивается по деструктивному типу, то возможен ряд дисфункциональных последствий. Это могут быть общая неудовлетворенность, плохое состояние духа, уменьшение сотрудничества, сильная преданность своей группе при большой непродуктивной конкуренции с другими группами. Довольно часто возникает представление о другой стороне как о «враге», о своих целях как о положительных, а о целях другой стороны как отрицательных, уменьшается взаимодействие и общение между сторонами, больше значения придается «победе» в конфликте, чем решению реальной проблемы.

Группа более устойчива к конфликтам, если она кооперативно взаимосвязана. Следствием этой кооперации являются свобода и открытость коммуникаций, взаимная поддержка, дружелюбие и доверие по отношению к другой стороне. Поэтому вероятность межгрупповых конфликтов выше в диффузных, незрелых, малосплоченных и ценностно разрозненных группах.

Внутриличностный конфликт — это, как правило, конфликт мотивации, чувств, потребностей, интересов и поведения у одного и того же человека.

Межличностный конфликт — это наиболее часто возникающий конфликт. Возникновение межличностных конфликтов определяется ситуацией, личностными особенностями людей, отношением личности к ситуации и психологическими особенностями межличностных отношений. Возникновение и развитие межличностного конфликта во многом обусловлены демографическими и индивидуально-психологическими характеристиками. Для женщин более характерны конфликты, связанные с личными проблемами, для мужчин — с профессиональной деятельностью.

Психологически малоконструктивное поведение в конфликте часто объясняется индивидуально-личностными особенностями человека. К чертам «конфликтной» личности относят нетерпимость к недостаткам других, пониженная самокритичность, импульсивность, несдержанность в чувствах, укоренившиеся негативные предрассудки, предубежденное отношение к другим людям, агрессивность, тревожность, невысокий уровень общительности и др. Говоря  о чертах, необходимо отметить такое понятие как конфликтность – это предрасположенность к конфликтам.

Для определения конфликтности была проведена диагностика педагогов и узких специалистов (всего 22 педагога) МБДОУ д/с «Светлячок». По результатам выявлено, что большинство педагогов не любят и избегают конфликтов.

В таблице ниже представлены диагностированные у педагогов комбинации. Подробнее о комбинациях см. в Приложении.

Комбинация

Количество педагогов

ПППП

3

ППЛП

2

ПЛПЛ

1

ПЛПП

5

ПЛЛЛ

1

ЛППП

1

ЛППЛ

1

ЛПЛЛ

1

ЛЛПП

3

ЛЛПЛ

1

ЛЛЛП

1

ЛЛЛЛ

1

ЛПЛП

1

Пути разрешения конфликтов

Стратегия выхода из конфликта представляет собой основную линию поведения оппонента во время решения конфликта.

Выделяют пять основных стратегий ( К.Томас): соперничество, компромисс, сотрудничество, уход, приспособление.

Какая из стратегий наиболее эффективная по Вашему мнению?

Соперничество заключается в навязывании другой стороне выгодного для себя решения. Соперничество оправдано в случаях: явной конструктивности предлагаемого решения; выгодности результата для всей группы или организации, а не для отдельного лица или микрогруппы; важность результата борьбы для того, кто поддерживает эту стратегию; отсутствие времени на договоренность с оппонентом. Соперничество целесообразно в экстремальных и принципиальных ситуациях, в случае дефицита времени и высокой вероятности опасных последствий.

Компромисс состоит в желании оппонентов завершить конфликт частичными уступками. Он характеризуется отказом от части требований, которые ранее выдвигались, готовностью признать претензии другой стороны частично обоснованными, готовностью простить. Компромисс эффективен в случаях: понимания оппонентом, что он и соперник имеют равные возможности; наличия взаимоисключающих интересов; удовлетворения временным решением; угрозы потерять все.

Приспособление или уступка, рассматривается как вынужденный или добровольный отказ от борьбы и сдача своих позиций. Принять такую стратегию оппонента вынуждают различные мотивы: осознание своей неправоты, необходимость сохранения хороших отношений с оппонентом, сильная зависимость от него; несерьезность проблемы. Кроме того, к такому выходу из конфликта приводит значительный ущерб, который нанесен в процессе борьбы, угроза еще более серьезных негативных последствий, отсутствие шансов на иной результат, давление третьей стороны.

Уход от решения проблемы или избегание, является попыткой выйти из конфликта при минимальных потерях. Отличается от аналогичной стратегии поведения во время конфликта тем, что оппонент переходит к ней после неудачных попыток реализовать свои интересы с помощью активных стратегий. Собственно, речь идет не о решении, а о угасании конфликта. Уход может быть вполне конструктивной реакцией на длительный конфликт. Избежание, применяется при отсутствии сил и времени для устранения противоречий, стремление выиграть время, наличия трудностей в определении линии своего поведения, нежелании решать проблему вообще.

Сотрудничество считается наиболее эффективной стратегией поведения в конфликте. Оно предполагает стремление оппонентов к конструктивному обсуждению проблемы, рассмотрение другой стороны не как противника, а как союзника в поиске решения. Наиболее эффективным является в ситуациях сильной взаимозависимости оппонентов; склонности обоих игнорировать различия во власти; важности решения для обеих сторон; беспристрастности участников.

Выбор стратегии выхода из конфликта зависит от различных факторов. Обычно они указывают на личные особенности оппонента, уровень нанесенного ему ущерба и собственного ущерба, наличие ресурсов, статус оппонента, возможные последствия, серьезность решаемой проблемы, продолжительность конфликта.

Наиболее вероятным является использование компромисса, потому что шаги навстречу, что делает хотя бы одна из сторон, позволяют достичь ассиметричного (одна сторона уступает больше, другая - меньше) или симметричного (стороны делают примерно равные взаимные уступки) согласия.

Еще в 1942 г. американский социальный психолог М. Фолет указывала на необходимость разрешения (урегулирования) конфликтов, а не их подавления. Среди способов она выделила победу одной из сторон, компромисс и интеграцию. Под интеграцией понималось новое решение, при котором выполняются условия обеих сторон, причем ни одна из них не претерпит серьезных потерь. В дальнейшем данный способ разрешения конфликта получил название «сотрудничество».

II. Практическая часть

Тренинг эффективного общения «Азбука общения»

Цель: 
1.  Формирование навыков эффективного общения.

2. Отработка техники эффективного общения.


Оборудование: 
— карточки с заданиями;

— магнитная доска, фломастеры;

— листы бумаги и карандаши;

В начале предлагаю Вам по итогам теоретической части провести самооценку коммуникативных навыков, в частности степень развития умения говорить, слышать и слушать. Умеете ли эффективно общаться с окружающими людьми?

На доске нарисована лестница. На листах бумаги Вы сможете нарисовать такую же лестницу и условно определить ступеньку и оценить свои умения.


Содержание тренинга

Упражнение «Что за окном»?


Цель: пробудить интерес участников к получению последующей информации о «визуалах», «аудиалах», «кинестетиках».

Содержание: 
       Тренер просит участников тренинга посмотреть в окно, и одной короткой фразой ответить, что же происходит за окном, нужно высказать свое впечатление одним предложением. Например: «Я чувствую дыхание приближающей весны» («Я слышу дуновение ветра». «Я вижу высокие березы»). Участники высказываются по кругу.

После этого тренер говорит о том, что у каждого участника было свое впечатление, и каждый высказал его  в удобной для него форме. Кто- то начал высказывание  со слов: «Я вижу», кто- то сказал «Я слышу», а кто-то: «Я чувствую». 
Обсуждение: 
      Все особенности восприятия окружающего мира, люди часто применяют в повседневной практике, это относится и к педагогам. Каждому учителю важно учитывать канал восприятия собеседника в общении с ним. 
         
Выделяют три типа людей с характерными для каждого из них особенностями взаимодействия с другими людьми: «визуалы», «аудиалы», «кинестетики». К «визуалам» относятся люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения. Люди, воспринимающие большую часть информации через слуховой анализатор, относятся к «аудиалам». Те, чьим ведущим каналом восприятия информации являются чувства, ощущения, называются «кинестетиками». Некоторые авторы выделяют еще и четвертый тип – «дискреты». «Дискреты» — это те, кто воспринимает информацию через логическое осмысление с помощью цифр, знаков, логических выводов.

Каждому типу людей присущи определенные черты, проявляющиеся в речи,  позах, взглядах, поведении в конфликтных ситуациях и др. Как правило, в жизни редко встречаются представители «чистой» категории. Однако доминирование восприятия информации через один из каналов позволяет говорить о принадлежности человека к одной определенной категории. Умение определять ведущий тип восприятия мира у собеседника и знание особенностей его внешних проявлений необходимо педагогу для построения эффективного общения. Перечисленные  в таблице 1 характерные черты «аудиалов», «визуалов», «кинестетиков» и «дискретов» могут помочь определить ведущий тип восприятия, лучше понять собеседника (родителей, коллег, учеников) и наладить конструктивное общение с ним.

Так, для «визуалов» чаще всего характерна прямая расправленная поза с чуть приподнятыми головой и плечами, высокий и чистый голос, быстрая громкая речь. Как, правило, родители — «визуалы» тщательно конспектируют сказанное учителем. В случае если им необходимо заполнить анкету или письменно ответить на вопросы, педагогу следует учесть, что инструкция по заполнению документа должна быть предоставлена таким родителям в письменном виде. В таком же отношении нуждаются и ученики — «визуалы».

Родители и дети, относящие к категории «аудиалов», встречаются довольно редко. Обычно они могут выполнять данную им устно инструкцию сразу же и правильно. В беседе с ними для педагога важно, чтобы родители сами проговорили свою проблему вслух, что, в свою очередь, может послужить удачным отправным моментом для ее разрешения. Включению  таких родителей в диалог с учителем могут послужить такие фразы, как «Давайте поговорим…», «Выслушайте меня…». 

Поскольку для  «кинестетиков» характерны энергичность, неусидчивость, трудности при необходимости длительное время удерживать внимание на одном объекте, родителям, относящимся к данной категории, тяжело выдерживать продолжительные родительские собрания, длительные монологи.

Общаясь с родителями – «дискретами», педагогу желательно приводить факты, цифры и следить за логичностью своих выводов.

Умение распознавать различные типы людей, в зависимости от доминирующего канала восприятия, и говорить  людьми на их языке, используя их активный словарь — важный фактор успешного общения педагога со всеми участниками образовательного процесса. 
См. Приложение.

Упражнение «Дискуссия»

Цель: формирование паралингвистических и оптокинестических навыков общения; совершенствование взаимопонимания партнеров по общению на невербальном уровне.

Содержание

Группа разбивается на тройки. В каждой тройке распределяются обязанности:

- один из участников играет роль «глухого и немого»: он ничего не слышит, не может говорить, но в его распоряжении зрение, жесты, пантомимика;

- второй участник играет роль «глухого и паралитика»: он не может говорить и не может пользоваться жестами, пантомимикой.

- третий «слепой и немой»: он способен только слышать и показывать.

Всей тройке предлагается задание «Договориться о месте, времени и цели встречи». На упражнение дается 15 минут.

Упражнение «Взгляд»

Цель: развитие невербальных средств общения; значение взгляда в общении.

Содержание

Продемонстрируйте ваш взгляд на ребенка:

с укоризной,

с настойчивым запретом,

с безмерным удивлением,

с гневом,

с ожиданием дальнейших действий.

Обсуждается значение взгляда в технике общения.

Упражнение «Тренировка интонации»

Цель: развитие невербальных средств общения; значение голоса и управления им в общении.

Содержание

Приветствуйте родителей  словом «Здравствуйте!» с 10 оттенками:

страха,

удовольствия,

дисциплинированности,

удивления,

упрека,

радости,

неудовольствия,

достоинства,

иронии,

безразличия.

Обсуждается значение голоса в общении, важность умения управлять своим голосом и интонацией.

Упражнение «Решение проблемных ситуаций»

Цель: использование техник и средств общения в решении проблемных ситуаций, возникающих в процессе работы.

Содержание

Группа делится на три  подгруппы, каждой выдается карточка.

 Задание: решить ситуацию, чтобы остались довольны все.

А) Мать, придя за ребенком вечером, не может найти его варежки, начинает ворчать, злиться на ребенка.

Б) Родители, придя на родительское собрание, на вашу просьбу снять верхнюю одежду отказались.

В) Отец, забирая своего ребенка, бурно отреагировал на ваше предложение помочь в ремонте.

Г) Воспитатель должен утром пойти в поликлинику на прием к специалисту. Его замещает новый педагог, который недавно пришел в коллектив, не знает родителей и детей, а также особенностей группы.

Д) Педагог зашел утром в группу решить какой-то вопрос и уже уходит, так как приближается время визита к врачу. На пути его останавливают родители, дети с различными вопросами и делами, которые надо решить на ходу.

- мама самого активного воспитанника: «Вы хотели побеседовать со мной о поведении сына. Сейчас у меня есть время. Вообще я считаю, что вы к нему несправедливы»

- Воспитанник: «Вы обещали сегодня провести на прогулке опыты со снегом».

Задача воспитателя – решить все вопросы по существу за определенный, короткий срок, ИЗБЕГАЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТА.

Заключение Игра «Желаю вам…»

Цель: умение доброжелательно общаться с родителями. Сидя в кругу сделать комплимент сидящему рядом участнику как одному из родителей своей группы.

Чтобы расположить к себе собеседника Применить «Правило трех плюсов» Самые универсальные – это:

Улыбка,

имя собеседника

комплимент.

  1. Рефлексия. Подведение итогов.

Понравился ли Вам семинар тренинг? Чем?

Где Вы сможете применить полученные знания?

Литература

ПРИЛОЖЕНИЕ

Паттерны поведения людей с различным доминирующим типом восприятия  

Внешние проявления поведения 

«Визуалы» 

«Кинестетики» 

«Аудиалы» 

«Дискреты» 

Слова 

Яркий, взгляд, перспектива, красочный, фокус, кажется, вижу 

Прочный, теплый, спокойный, чувствую, схватывание, прикосновение, мягкий. 

Тон, громкий, находит отзвук, звучит как, благозвучный, слышу, шумит, притих 

Говоря на языке цифр, разумный, логический, знаю, понимаю, ситуация, требует, аргументы. 

Поза 

Прямая, расправленная, голова и плечи приподняты 

Искривленная, согнутая, голова и плечи опущены

Голова наклонена  
вбок 

Скрещенные на груди руки, прямая осанка, поднятая голова 

Телодвижения

Движения скованы, судорожны 

Движения свободные, плавные 

Движения то скованы, то свободны 

Движения не гибкие

Дыхание 

Высокое, грудное 

Низкое, брюшное

В полном объеме 

Ограниченное 

Тембр, сила, темп голоса 

Высокий, чистый, быстрый, громкий 

Низкий, медленный, мягкий 

Мелодичный, ритмичный, меняющийся 

Монотонный, прерывистый, густой

Направление взгляда 

Над окружающими 

Под окружающими (снизу вверх) 

Глаза опущены 

Смотрит над толпой 

Особенности взгляда 

Посмотрит, чтобы услышать 

Скорее прикоснется, нежели посмотрит 

Чтобы услышать не смотрит 

Никакого зрительного контакта 

Поведение в конфликте (категории В.Сатир) 

Обвинитель, принимает агрессивную позу, показывая пальцем. В случае неудачи может чувствовать себя неуспешным. 

Умиротворитель, во всем обвиняет себя. Может чувствовать себя беспомощным. 

Отвлекатель, переводит конфликт в другую плоскость. Может чувствовать, что никому нет до него дела. 

Компьютер, много и нудно говорит. Может чувствовать себя уязвимым. 

«Активный словарь «аудиала», «визуала», «кинестетика»

Используемые слова, выражения 

«Визуалы» 

«Кинестетики» 

«Аудиалы» 

Существительные

Видение, горизонт, перспектива, иллюзия, экран 

Тяжесть, дыхание, чувства, напряжение, вес, нагрузка, удар, давление, прикосновение, движение, температура 

Тон, слово, крик, интонация, симфония, речь, шепот, голос, болтовня, монолог, диалог, эхо, музыка, ритм, мелодия, песня 

Прилагательные и причастия 

Четкий, блестящий, яркий, ясный, цветной, пестрый, гигантский, большой, маленький, светящийся, отрытый, закрытый, изолированный, удаленный, узкий 

Чувствительный, сентиментальный, ощутимый, раздраженный, душевный, невыносимый, спокойный, парализованный, крепкий, прочный, твердый, вялый, мягкий, холодный, ледяной, горячий 

Говорящий, глухой, немой, болтливый, шумный, молчаливый, мелодичный, неслыханный, громкий, тихий, благозвучный 

Глаголы 

Видеть, представлять, появляться, замечать, освещать, затемнять, описывать, фокусировать, различать, казаться, иллюстрировать и т.д. 

Касаться, трогать, поражать, давить, ощупывать, стучать, мять, брать, смягчать, сжимать, держать, ощущать, шевелиться. 

Слушать, орать, молчать, рычать, чавкать, кричать, шуметь, усиливать, гармонировать, звонит, звать, объявлять, опрашивать, выражать, обсуждать, излагать 

Словосочетания 

Точка зрения, угол зрения, быть на виду и т.д. 

Воспользоваться случаем, стоять на своем, чувствовать проблему и т.д. 

Находит отзвук, звучит как, напрягать слух 

Выражения 

Видеть в «розовых очках», «пролить свет», показать в истинном свете, на первый взгляд и т. д. 

«Сдвигать камень», «развязать проблему», «вбивать клин», «наложить лапу», «резать подметки на ходу» и т. д

Говоря другими словами, «задавать тон», «медведь на ухо наступил» и т.д.