"Групповая сплоченность"

Бахтиярова Лилия Рустамовна

Семинар-тренинг для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar-trening_gruppovaya_splochennost_dlya_pedagogov.doc197 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Светлячок»

общеразвивающего вида  с приоритетным осуществлением деятельности

по познавательно-речевому развитию детей

«Групповая сплоченность»

Семинар-тренинг для педагогов

        

Подготовила: педагог-психолог

                                                                              Бахтиярова Лилия Рустамовна              

г. Губкинский, 2014г.

Семинар-тренинг

«Групповая сплоченность»

        Повестка:

Приветствие. Сообщение темы, цели и задач.

I. Теоретическая часть

1.1. Понятие сплоченности.

1.2. Предпосылки сплоченности.

1.3. Признаки и факторы сплоченности.

1.4. Стадии формирования сплоченности.

II. Практическая часть

2.1. Сообщение  цели и задач. Правила группы.

2.2. Тренинг групповой сплоченности.

III. Рефлексия. Подведение итогов. Прощание.

Общая цель: достичь хороших межличностных (формальных и неформальных) отношений, сплоченности, демократического стиля общения в коллективе, оптимального уровня психологической совместимости коллектива, раскрытие внутреннего творческого потенциала педагогов, создать благоприятный психологический климат в коллективе.

Задачи:

  • объединение группы, формирование в ней эмоционально позитивной атмосферы, сплоченности;
  • раскрытие творческого потенциала каждого педагога;
  • активизация и укрепление доверия педагогов друг к другу;
  • повышение уровня самооценки каждого педагога;
  • развитие эмоционального восприятия;
  • развитие у педагогов способности к педагогической рефлексии;
  • развитие средств эффективного общения педагогов друг с другом.

        

I. Теоретическая часть

1.1. Понятие сплоченности

Сплоченность – характеристика прочности, единства и устойчивости взаимодействий группы, которые обеспечивают стабильность и преемственность деятельности группы.

Чем прочнее и устойчивей отношения в группе, тем стабильней ее деятельность.

Чем более сплоченная группа, тем более положительные переживания испытывают члены.

Групповая сплоченность – показатель и условие успешности группы.

1.2. Предпосылки сплоченности

Предпосылки сплоченности группы:

1. страбатывемость группы – это согласованность действий в процессе совместной деятельности

На ее основе формируются 3 уровня совместимости:

1) психофизиологическая совместимость – сходство психофизиологических характеристик

2) психологическая совместимость – люди удовлетворены друг другом в связи с тем что у них есть общие или сходные признаки

3) социально - психологическая совместимость – сходство ценностных ориентаций, идеалов, принципов

Чем более сплочена группа, тем меньше вероятность в ее распаде.

Свойства, препятствующие нарушению целостности группы:

1)Характер межличностных эмоциональных отношений.

2)Характер отношений между членами группы в процессе совместной деятельности.

3)Характер ценностных ориентаций, установок, стереотипов, поведение членов группы.

1.3. Признаки и факторы сплоченности

Признаки сплоченности группы:

1) группа работает как единое целое, ее члены не мешают друг другу при взаимодействии;

2) члены коллектива активно и эффективно участвуют в совместной деятельности;

3) ориентация на достижение общей цели;

4) рациональное использование ресурсов;

5) открытость отношений: развита взаимопомощь, обмен знаниями.

Факторы групповой сплоченности:

1) совпадение целей, интересов, взглядов, ценностей и ориентаций участников группы;

2) широкое общение и взаимодействие между членами группы;

3) достаточный уровень гомогенности состава групп: приемлемое для всех равенство социального статуса и происхождения членов группы;

4) демократизм групповых взаимоотношений, атмосфера психологической безопасности, доброжелательности, принятия;

5) активная, эмоционально насыщенная совместная деятельность, направленная на достижение цели, значимой для всех участников;

6) положительное мнение членов группы друг о друге;

7) выраженная потребность каждого в членстве в группе;

8) оптимальный размер группы (5–9 человек);

9) оптимальный размер рабочего пространства – рабочие места расположены близко, но люди не мешают друг другу;

10) наличие положительного опыта в совместном решении задач;

11) психологическая совместимость и взаимная симпатия членов группы.

Формированию сплоченной группы способствует наличие у ее членов таких качеств, как:

• умение слушать, сочувствовать;

• готовность помогать другим;

• умение найти общую точку зрения, общие ценности и интересы;

• четкость и ясность позиций;

• стремление избежать конфликтов;

• открытость, гибкость

Препятствуют формированию сплоченной группы: желание доминировать и (или) постоянно вступать в спор; безапелляционные заявления, оценка идей других как плохих или неверных; привычка быть всегда правым; потребность быть победителем, брать верх; безразличие, апатия, скука.

1.4. Стадии формирования сплоченности

Стадии формирования сплоченной группы

№ п /п

Стадия формирования сплоченной группы

Характеристика

1

Принятие членами группы друг друга.

Устраняются недоверие и отчуждение в отношениях между работниками, появляется готовность сотрудничать.

2

Развитие коммуникаций и разработка механизма принятия групповых решений.

Расширение и интенсификация коммуникаций, откровенного общения Группа является способной к принятию коллективных решений.

3

Формирование групповой солидарности.

Рост доверия и укрепления чувства групповой идентичности Члены группы получают удовлетворенность от самого факта пребывания в ней и помогают друг одному

4

Стремление к максимизации группового успеху

Рациональное использование индивидуальных способностей, возможностей и взаимопомощи, обеспечение неформального коллективного контроля за выполнением групповых задач Перемещение акцента с межличностной солидарности и поддержки на общую справу

II. Практическая часть

Тренинг групповой сплоченности

Цель: развитие групповой сплоченности, группового взаимодействия; создание доброжелательной обстановки и положительного психологического климата в коллективе.

Оборудование: 

-  мяч;

- скотч (или веревки, ленты);

- ватман;

- краски, кисточки, цветные мелки и т.д.

- цветная бумага, клей, ножницы.

Вначале предлагаю Вам ознакомиться с основными правилами поведения и общения в группе (тренинговой):

  • Доверительный стиль общения
  • Общение «здесь и теперь»
  • Персонификация высказываний (Я-высказывания)
  • Искренность в общении
  • Уважение говорящего (выслушать, не перебивать)
  • Недопустимость непосредственных оценок человека
  • Активное участие в происходящем

Содержание тренинга

Вводная часть
Упражнение «Имя и эпитет»

Содержание: Группа рассаживается по кругу. Один из участников представляется остальным и подбирает по отношению к себе какой-нибудь эпитет. Это прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя, позитивным образом характеризовать человека и по возможности содержать преувеличение. Например: «Гениальный Геннадий, активный Анатолий, буйный Борис».

Упражнение-разогрев «Посылка»

Содержание: Участники сидят в кругу, близко друг к другу. Руки держат на коленях соседей. Один из участников «отправляет посылку», легко хлопнув по ноге одного соседа из соседей. Сигнал должен быть передан как можно скорее и должен вернуться по кругу к своему автору. Возможны варианты сигналов (разное количество или виды движений).

Упражнение «Шеренга»

Содержание: участники строятся в шеренгу по: росту; цвету волос; алфавиту имен; размеру ноги; знаку зодиака и т.д.

Основная часть

Упражнение «Молекулы»

Содержание: Члены группы – «атомы» – свободно двигаются по комнате под музыку. По сигналу ведущего (хлопок) атомы объединяются в молекулы по 2 человека, затем по 3 и т.д. В конце упражнения объединяется вся группа.

Упражнение «Приклеенные»

Все участники «приклеены» друг к другу. Их задача -  поводить хоровод, дойти с одного конца комнаты до другой, показать танцевальные движения.

Упражнение «Доверительное падение»

Желающим участникам предлагается совершить доверительное падение. Участник выходит вперед, закрывает глаза, расслабляется и падает. Задача остальных участников встать сзади и поймать падающего.

Заключительная часть

Упражнение-заключение «Символ сплоченности»

Участникам предлагается придумать и изобразить свой символ сплоченности.

  1. Рефлексия. Подведение итогов.

Понравился ли Вам семинар тренинг? Чем? Где Вы сможете применить полученные знания?

Литература

  1. Грецов А.В. Лучшие упражнения для развития креативности. / Учебно-методическое пособие.- СПб., СПбНИИ физической культуры, 2006., – 44 с.

  1. Ильин Е.П. «Психология творчества, креативности, одаренности».-СПб., Питер Серия: Мастера психологии, 2009., – 448 с.

  1. Йири Шерер. Техники креативности:как в 10 шагах найти, оценить и воплотить идею/ Йири Шерер:[пер. с нем. О. Гляйсснер].-М.:СмартБук, 2009.,– 136 с.: илл. – (Инновационные стратегии управления).

  1. 4.Н.В.Самоукина «Игры с которые играют».Психологический практикум .Дубна .Феникс.1996

  1. Шитова Е.В.Практические семинары и тренинги для педагогов .Выпуск 1 Волгоград 2008 г