Рабочая программа педагога-психолога в школе

Ромашова Ирина Владимировна

на три года

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комитет по народному образованию

Администрация Солнечногорского муниципального района

Московской области

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Обуховская средняя общеобразовательная школа

_____________________________________________________________________

141554, Московская область                                                           т.8(4962)67-11-13  

Солнечногорский район,                                                e-mail: obuh.school@mail.ru

д. Кривцово

                                                     

«УТВЕРЖДАЮ»    

 И.о. директора ЦПМСС

Терехова Н.В.

_______________

            (подпись)                 «___»_________г.     

 «УТВЕРЖДАЮ»    

Директор МКОУ

Обуховская СОШ

Прохорова Н.В.

       _______________

  (подпись)                                                        «___»_________г.

                                                           

Рабочая программа

психологического сопровождения детей школьного возраста

на 2013 – 2016 гг.

                                                                             Разработал:

педагог – психолог

МКОУ Обуховская СОШ

Ромашова И.В.

 

г. Солнечногорск 2013

ПРОГРАММА  ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ  

ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

        Программа психолого-педагогического сопровождения разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

           Цель психолого-педагогического сопровождения: создание в общеобразовательном учреждение благоприятных социально-психологических условий, способствующих максимальному развитию личностного и творческого потенциала всех участников образовательного процесса.

        Задачи психолого-педагогического сопровождения:

  •  раннее выявление и оказание психологической помощи детям, имеющим трудности в обучении и  воспитании;
  •  профилактика школьной и социальной дезадаптации;
  •  консультативная и информационная психологическая поддержка учащихся, родителей и педагогов;
  •  повышение мотивации обучения у учащихся;
  •  создание психологически комфортных условий для развития личности каждого ребенка;
  •  формирование у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
  •  формирование у обучающихся установок на здоровый образ жизни;
  • организация работы с учащимися и родителями по вопросам психологической подготовки к ГИА и ЕГЭ;
  • организация работы с детьми категории «одаренные»;
  • разработка, подготовка и проведение групповых занятий с учащимися 1-4х классов в рамках реализации ФГОС начального образования.

 

             Организация деятельности: программа рассчитана на 3 года психологического сопровождения детей, посещающих школьное образовательное учреждение. 

                Основные циклы сопровождения:

  • готовность к обучению и адаптация в 1 классе;
  • переход в среднее звено;
  • подростковый кризис;
  • адаптация и профориентация в старшем звене.

         В программе сочетаются разные направления деятельности педагога-психолога, которые объединены в блоки: диагностический, развивающий, консультативный, просветительский и методический.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК

       Диагностический блок включает в себя известные методики, рекомендованные ЦПМСС, выявления особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований по возрастным ориентирам и требованиям общества (список методического инструментария прилагается).

      Образовательные  стандарты второго поколения дополняют традиционное содержание образование и обеспечивают преемственность образовательного процесса (дошкольное образование, начальная школа, средняя школа и после школьное образование). Программа обеспечивает сформированность универсальных учебных действий на каждом возрастном этапе.

       Универсальные учебные действия (УУД) – это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

       УУД  делятся на четыре основные группы:

        I. Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

       II. Личностные действия УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:

      1) действие смыслообразования;

      2) действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.

      III. Регулятивные действия УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.

К ним относятся:

- целеполагание;

- планирование;

- прогнозирование;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата;

- коррекция;

- оценка;

- волевая саморегуляция.

      IV. Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

Основой разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий является диагностическая система психологического сопровождения. Первые диагностические измерения сформированности универсальных учебных действий проводятся при поступлении ребенка в школу. Самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическая ориентация определяют личностную готовность к обучению ребенка в школе.

I этап диагностической работы (1 класс) – поступление ребенка в школу. В рамках этого этапа предполагается:

           1.  Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение школьной готовности ребенка (методика Семаго).

           2.   Повторная диагностика проводится по отношению к детям, показавшим чрезвычайно низкие результаты. Она направлена на выявление причин низких результатов.  

II этап диагностической работы (1, 5, 10 класс) - адаптация  к изменившимся условиям обучения. В рамках данного этапа предполагается:

          1.  Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение уровня адаптации детей к школе (1 класс – октябрь-ноябрь, методика Кумариной).

          2.  Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение уровня адаптации пятиклассников при переходе из начальной школы в среднее звено (5 класс – ноябрь-декабрь).

          3.   Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение уровня адаптации десятиклассников при переходе в старшее звено (10 класс – декабрь)

           III этап диагностической работы – Констатирующая диагностика. В конце года с учащимися проводится индивидуальное психолого-педагогическое обследование, в результате которого определяется уровень и особенности психического развития, уровень адаптации к обучению.

         Кроме того, в рамках диагностического блока в течение года проводится работа по изучению профессиональных предпочтений, профессиональных склонностей учащихся 8-11классов, по выявлению детей категории "одаренные", детей, имеющих трудности в обучении; проводится диагностика познавательных, личностных, эмоциональных особенностей учащихся (по запросу), диагностика психологической готовности к экзаменам (в конце года).

РАЗВИВАЮЩИЙ БЛОК

          Развивающий блок основан на развивающих программах, рекомендованных ЦПМСС г. Солнечногорска.

          Развивающая работа осуществляется по следующим направлениям:

1. С первоклассниками, испытывающими трудности в обучении, в течение учебного года проводятся специально организованные  (с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка) развивающие  занятия, направленные на формирование и развитие необходимых познавательных навыков и умений, личностных качеств и коммуникативных способностей. Занятия проводятся с использованием игровых упражнений, изобразительных средств, психогимнастики.

2. С учащимися 1, 5 классов, испытывающими трудности в адаптации к обучению в школе и к изменившимся условиям обучения, проводится групповая и индивидуальная развивающая работа, направленная на создание необходимых условий для благоприятного вхождения ребенка в учебный процесс, принятие нового школьного статуса.

3. Учащиеся категории "одаренные" включаются в групповую и индивидуальную развивающую работу, направленную на развитие творческого и интеллектуального потенциала учащихся.

4. С учащимися 9 и 11 классов во втором учебном полугодии проводятся групповые занятия по психологической подготовке к экзаменам, направленные на формирование умения противостоять стрессу, навыков  уверенного поведения.

5.  В рамках работы по созданию благоприятных социально-психологических условий, способствующих максимальному развитию личностного и творческого потенциала всех участников образовательного процесса, в каждом школьном звене в течение года проводятся групповые (подгрупповые) развивающие занятия:

    1) младшее звено (1-4 класс): занятия направлены на развитие познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер личности; формирование навыков самосознания и эмпатии; успешной адаптации к школе; повышение самооценки ребенка; развитие творческих способностей; создание благоприятной атмосферы в ученическом коллективе; снятие эмоционального напряжения; повышение уровня учебной мотивации;

    2) среднее звено (5-8 класс): занятия направлены на развитие познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер личности; развитие самосознания, самоконтроля, эмпатии; развитие творческих способностей; создание благоприятной атмосферы в ученическом коллективе; снижение школьной и личностной тревожности; повышение уровня учебной мотивации; формирование установок на здоровый образ жизни; развитие позитивного настроя в общении со сверстниками, стремление к сотрудничеству; формирование положительного образа своего «Я»;

    3) старшее звено (9-11 класс): занятия направлены на развитие познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер личности; развитие самосознания, саморегуляции, личностного и профессионального самоопределения; развитие творческих способностей; создание благоприятной атмосферы в ученическом коллективе; формирование установок на здоровый образ жизни и саморазвитие.

КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ БЛОК

     Данный блок составляют три направления:

          1. Работа с учащимися.

   2. Работа с родителями.

   3. Работа с учителями.

I направление. Работа с учащимися включает в себя проведение индивидуальной и групповой форм консультации:

- Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам учащихся для решения возникающих вопросов (обучение в школе, взаимоотношения в семье, с друзьями, учителями и одноклассниками, вопросы профориентации и самоопределения, сложные жизненные ситуации, стрессовые состояния).

-  Групповые консультации проводятся в течение года с целью повышения уровня психологической культуры учащихся, для решения возникающих вопросов (отношения в коллективе, подготовка к экзаменам).

II направление. Работа с родителями заключается в проведении групповых и индивидуальных форм консультации:

- Групповые консультации (родительские собрания, лектории для родителей и т.д.) проводятся в течение учебного года по плану с целью психолого-педагогического просвещения родителей, формирования установки ответственности по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка

- Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам родителей для решения возникающих вопросов (особенности детско-родительских взаимоотношений, поведения и развития ребёнка, взаимоотношений учитель – родитель – ребёнок), составлении рекомендаций и создание ситуации сотрудничества в вопросах воспитания и обучения ребенка.

III направление. Работа с учителями включает в себя проведение индивидуальной и групповой форм консультации:

- Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам учителей для решения возникающих вопросов (особенности поведения ребёнка, взаимоотношения педагог – ребёнок).

-  Групповые консультации проводятся в течение года с целью повышения уровня психологической компетенции учителей, создания единой стратегии психолого-педагогического сопровождения ребенка

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ БЛОК

      Данный блок составляют три направления:

          1. Работа с учащимися.

   2. Работа с родителями.

   3. Работа с учителями.

 

I направление. Работа с учащимися:

 -  включает в себя проведение занятий с элементами тренинга; дискуссий, круглых столов, лекций-бесед, презентаций с использованием ИКТ; оформление информационного материала на стендах и в уголке психолога;

 - направлена на формирование навыков самопознания и самоконтроля,  толерантности и навыков бесконфликтного общения; формирование мотивации на здоровый образ жизни, активную  и позитивную жизненную позицию; организацию профориентации учащихся.

II направление. Работа с родителями:

 -   заключается в проведении родительских собраний в форме лекций-бесед, деловых игр, тренингов; в оформлении информационного материала на стендах и в уголке психолога;

 -  направлена на повышение психологической культуры родителей с целью создания социально-психологических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в процессе школьного обучения; развитие ситуации сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка.

III направление. Работа с учителями:

 -   включает в себя выступления по теме педагогического совета, МО; проведение лекций-бесед, тренинговых упражнений;

 -  направлена на повышение уровня психологической компетентности педагогов, профилактику синдрома профессионального выгорания.

МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК

        1. Оформление документации:

  1. Пополнение базы данных по психологическому сопровождению учащихся различных категорий.
  2. Обновление и пополнение базы диагностического инструментария.
  3. Разработка, подготовка и проведение:
  • родительских собраний,
  • классных часов,
  • занятий с классными руководителями, учителями.
  1. Разработка и реализация программ изучения психолого-социально-педагогического статуса учащихся на различных ступенях обучения и отнесенных к различным категориям.
  2. Разработка, подготовка и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий.
  3. Разработка, подготовка и проведение групповых занятий с учащимися 1-4х классов в рамках реализации ФГОС начального образования.
  4. Разработка, подготовка и  проведение психологической диагностики, обработка полученных данных.
  5. Разработка, дополнение, подготовка и проведение занятий в рамках психологического сопровождения подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ.
  6. Составление выводов, рекомендаций, характеристик.
  7. Участие в работе РМО педагогов-психологов, посещение Школы молодого специалиста, посещение семинаров, круглых столов (ЦПМСС г.Солнечногорска).
  8. Проведение "недели психологии".
  9. Анализ научной и практической литературы.
  10. Работа над темой самообразования.

         2. Оформление кабинета:

  • приобретение учебных пособий, методик, развивающих программ;
  • изготовление и приобретение наглядно-дидактического и демонстрационного материала
  • оформление уголка психолога, стендов.

         3. Участие и выступление в педагогических и методических советах, плановых и внеплановых совещаниях, родительских собраниях, посещение РМО, ШМП; проведение открытых занятий.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Диагностический и развивающий блок.

Младшее звено (7-10 лет):

•  успешная адаптация, принятие статуса школьника в 1 классе;

•  повышение уровня учебной мотивации;

•  базовые способности к самопознанию и познанию других;
•  способности к рефлексии собственного поведения и мотивов поступков;

  • формирование положительного образа своего «Я»;

  • формирование произвольности психических процессов, самоконтроля;

  • положительное отношение к самому процессу обучения и познания;

  • положительные отношения со сверстниками и учителями.

Среднее звено (11-15 лет):

•  способности и стремление к самопознанию и познанию других;
•  высокий уровень развития самоконтроля, самодисциплины;
•  способности к проявлению инициативы и способности принять за нее ответственность на себя;

•  адекватная самооценка и целостное осознание своего «Я»;

•  стремление к сотрудничеству со сверстниками, уважительное отношение ко всем людям и к себе;

•  осознание важности и смысла процесса обучения;

•  стремление к творческому и интеллектуальному саморазвитию;

•  осознанное отношение к своему образу жизни, стремление к здоровому образу жизни.

Старшее звено (16-18 лет):

•  способности к проявлению инициативы и способности принять за нее ответственность на себя;

•  профессиональное и жизненное самоопределение;

•  умение предотвращать и разрешать межличностные конфликты;

•  стремление к самопознанию и саморазвитию как неотъемлемой части жизни;

• стремление и умение справляться с возникающими стрессовыми состояниями, негативными переживаниями;

•  психологическая готовность к вступлению во взрослую жизнь;

•  активная и позитивная жизненная позиция.

Консультативный блок.

  • Информирование учителей и родителей о возрастных и индивидуальных особенностях детей.
  • Ситуация сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка

Просветительский блок.

  •  Повышение психологической культуры учащихся, родителей, учителей.

Методический блок.

  •  Методическое и материально-техническое обеспечение процесса психологического сопровождения.

Учебно-методическое обеспечение кабинета

Материально-технические условия:

- Наличие помещения, стола и стульев для занятий, дивана.

- Наличие методического, дидактического и раздаточного материалов (пособия, литература и т.д.).

- Материалы для занятий: тетради в клетку; цветные карандаши; ручки шариковые; бумага писчая.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Академия, 1997.
  2. Асмолова А.Г., Солдатова Г.У., Макарчук А.В. Искусство жить с непохожими людьми: психотехники толерантности. – МО.: Московия, 2009.
  3. Бардиер Г., Никольская И. Что касается меня… Сомнения и переживания самых младших школьников. – СПб.: Речь, 2005.
  4. Бархаев Б.П. Педагогическая психология. – СПб.: Питер, 2009.
  5. Батаршев А.В. Базовые психологические свойства и профессиональное самоопределение личности. – СПб.: Речь, 2005.
  6. Батаршев А.В. Диагностика черт личности и акцентуаций. – М.: Психотерапия, 2006.
  7. Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – СПб.: Речь, 2008.
  8. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1997.
  9. Богатырева Т.Л. Практическому психологу: цикл занятий с подростками (10-12 лет). – М.: Педагогическое общество России, 2007.
  10. Бодалев А.А., Столин В.Р. Общая психодиагностика. – М.: ИМУ, 1987.
  11. Бубличенко М.М. Я никому ничего не должен! Тренинги по обретению внутренней свободы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
  12. Вергелес Г.И., Матвеева Л.А., Раев А.И. Младший школьник: помоги ему учиться (книга для родителей и учителей). – СПб.: Союз, 2000.
  13. Волков Б.С. Психология младшего школьника. – М: Академический проект, 2005.
  14. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. – СПб.: Сфера, 1994.
  15. Гильбух Ю.З. Учебная деятельность младшего школьника: диагностика и коррекция. – Киев: Випол, 1993.
  16. Гладкая И.В. Диагностические методики предпрофильной подготовки. – СПб.: КАРО, 2006.
  17. Грабенко Т. Сказка – основа спасения. – СПб.: Речь, 2011.
  18. Грецов А., Бедарева Т. Психологические игры для старшеклассников и студентов. – М., СПб.: Питер, 2008.
  19. Гурьянова Ю. Готовимся к школе. Интенсивный курс: тесты, игры, упражнения. – М.: РИПОЛ классик, 2008.
  20. Гусева Е.А., Атаманюк Г.Н. Методическое пособие для психологов школ. Психологический анализ уроков. – М.: 2010.
  21. Данилова Е.Е., Дубровина И.В. Практикум по возрастной и педагогической психологии. – М.: Академия, 2000.
  22. Демидова И.В. Рабочая книга психолога в старших классах. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
  23. Деркач А.А. Рабочая книга практического психолога: технология эффективной профессиональной деятельности. – М.: Красная площадь, 1996.
  24. Дубровина И.В.  Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающие программы. – М.: Академия, 1995.
  25. Дубровина И.В. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. – М.: Академия, 2000.
  26. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1991.
  27. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012.
  28. Калашников А.И. Наука побеждать. Тренинги лидерства и преодоления конфликтов. – СПб.: Речь, 2008.
  29. Кунигель Т.В. Тренинг «Активация внутренних ресурсов подростка». – СПб.: Речь, 2006.
  30. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. – М.: Академия, 2001.
  31. Лидерс А.Г. Групповой психологический тренинг со старшеклассниками и студентами. – М.: Этерна, 2009.
  32. Макеева Т.Г. Диагностика развития старшеклассников: психологические тесты. – Ростов-на-Дону, 2009.
  33. Матвеев Б.Р. Развитие личности подростка: программа практических занятий. – СПб.: Речь, 2007.
  34. Микляева А.В., Румянцева П.В. Трудный  класс: диагностическая и коррекционная работа. – СПб.: Речь, 2007.
  35. Министерство образования и науки РФ. Профилактика злоупотребления ПАВ. – М.: Академия, 2001.
  36. Некрасова Заряна и Нина. Перестаньте детей воспитывать – помогите им расти. – М.: София, 2010.
  37. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ Сфера, 1996.
  38. Овчарова Р.В. Тренинги формирования осознанного родительства. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  39. Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. – М.: Академический проект, 2004.
  40. Павлов И.В. Общение с ребенком. Тренинг взаимодействия. – СПб.: Речь, 2008.
  41. Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ.
  42. Прохоров А.О. Методики диагностики и измерения психических состояний личности. – М.: ПЕРСЭ, 2004.
  43. Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе. – М.: РПА, 1995.
  44. Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники (8-11 класс). – М.: ВАКО, 2006.
  45. Роговик Л. Танцевально-психомоторный тренинг: теория и практика. – СПб.: Речь, 2010.
  46. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: Владос, 1995.
  47. Самоухина Н.В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. – М.: Психотерапия, 2008.
  48. Семина И.К. Жизнь как чудо. Путешествие с Волшебным перышком. – СПб.: Речь, 2011.
  49. Соловьва О.Ю. Найди свой путь. Дидактические материалы: тесты, ситуации, тренинговые игры, упражнения. – М.: Арсенал образования, 2007.
  50. Соловьева О.Ю. Сборник социально-педагогических ситуаций-проб по самоопределению для учащихся ОУ. – М.: Арсенал образования, 2009.
  51. Учебно-методическое пособие. Диагностика и коррекция развития детей младшего школьного возраста. Часть 2. – Уфа: ООО «Ривайвел», 2001.
  52. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2011.
  53. Федосенко Е.В. Помощь подростку. Полное практическое руководство для психологов, педагогов и родителей. – СПб.: Речь, 2009.
  54. Федосенко Е.В. Психологическое сопровождение подростков: система работы, диагностика, тренинги. Монография. – СПб.: Речь, 2008.
  55. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4). – М.: Генезис, 2004.
  56. Чуднова А., Дьяченко С., Азарова Ю. Карточки Люшера – ключ к тайным пластам подсознания человека. – М.: АСТ, 2011.
  57. Чуричков А., Снегирев В. Головоломки и занимательные задачи в тренинге. Копилка для тренера-2. – СПб.: Речь, 2010.
  58. Шадриков В.Д., Дударева В.Ю. и др. Диагностика познавательных способностей: методика и тесты. – М.: Академический проект, 2009.
  59. Шапарь В.Б. Практическая психология: тесты, методики, диагностика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.
  60. Шмаков С., Безбородова Н. От игры к самовоспитанию: сборник игр-коррекций. – М.: Новая школа, 1993.

План работы педагога – психолога на год

Цель психолого-педагогического сопровождения: создание в общеобразовательном учреждение благоприятных социально-психологических условий, способствующих максимальному развитию личностного и творческого потенциала всех участников образовательного процесса.

        Задачи психолого-педагогического сопровождения:

  •  раннее выявление и оказание психологической помощи детям, имеющим трудности в обучении и  воспитании;
  •  профилактика школьной и социальной дезадаптации;
  •  консультативная и информационная психологическая поддержка учащихся, родителей и педагогов;
  •  повышение мотивации обучения у учащихся;
  •  создание психологически комфортных условий для развития личности каждого ребенка;
  •  формирование у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
  •  формирование у обучающихся установок на здоровый образ жизни, профилактика суицидального поведения подростков;
  • организация работы с учащимися и родителями по вопросам психологической подготовки к ГИА и ЕГЭ;
  • разработка, подготовка и проведение групповых занятий с учащимися 1-4х классов в рамках реализации ФГОС начального образования.

Объект психолого-педагогического сопровождения: все участники образовательного процесса (учебно-воспитательного процесса).

Направления работы по психолого-педагогическому сопровождению:

  • Профилактика. Особенность профилактики в школьном возрасте заключается в укреплении психологического здоровья детей в рамках большой учебной загруженности и непростых социальных условиях современного общества, в создании оптимальных условий для развития и самоопределения личности, в формирование мотивации на здоровый образ жизни, активную  и позитивную жизненную позицию.
  • Диагностика (индивидуальная, групповая), направленная на изучение психолого-педагогического статуса школьника, личностных качеств учащихся, уровня адаптации к изменившимся условиям обучения; диагностика педагогов и родителей.
  • Консультирование (индивидуальное, групповое), осуществляется по заявленным проблемам (учащихся, родителей, учителей).
  • Развивающая работа (индивидуальная, групповая), направленная на создание психолого-педагогических условий для развития личностного, творческого и интеллектуального потенциала учащихся и оказание индивидуальной помощи учащимся по выявленным проблемам.
  • Психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры всех участников образовательно-воспитательного процесса, развитие  навыков самопознания и самоконтроля,  толерантности и навыков бесконфликтного общения; формирование мотивации на здоровый образ жизни, активную  и позитивную жизненную позицию.

Приоритетное направление деятельности педагога – психолога: развивающие индивидуальные и групповые занятия,  консультирование, просветительская деятельность.

Годовой план разработан на основе инструктивного письма Министерства образования РФ №29 1886 6 от 24.12.2001г.