Проект "Школа толерантности"

Сорокина Оксана Юрьевна

 

Аннотация проекта.

Проект «Школа толерантности» направлен на создание  толерантной среды в социуме школы для успешной социализации и адаптации каждого ученика. Данный проект является готовой продукцией  для реализации Федеральной программы по  формированию установок толерантного сознания в социуме школы.  Разработка предназначена для психологов, педагогов общеобразовательных школ.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tezisy_proekta_formirovanie_tolerantnoy_kultury.doc71.5 КБ
Office presentation icon klassnyy_chas.ppt2.97 МБ
Microsoft Office document icon mysli_mudrykh.doc22 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование толерантной культуры учащихся школы

(из опыта работы педагога-психолога

МОУ «Расцветская СОШ» Усть-Абаканского района)

Проект «Школа толерантности»

 «Если я чем-то на тебя не похож,
я этим вовсе не оскорбляю тебя,

а, напротив, одаряю».

Антуан де Сент-Экзюпери

В связи с празднованием 16 ноября 2010 года Международного дня толерантности, утвержденного в 1995 году на 28-ой Генеральной конференции ЮНЕСКО (резолюция № 5.61) и Генеральной Ассамблеей ООН (резолюция № A/RES/51/95) в нашей школе  был реализован проект  «Школа толерантности» по формированию толерантной культуры учащихся в рамках проведения   Недели толерантности.

Актуальность проекта:

В настоящее время внедрение в общественное сознание и практику общественных отношений культуры толерантности имеет приоритетное значение. Расслоение общества по социально-экономическому признаку, деформация традиционных систем ценностей, отсутствие консолидирующей национальной идеи повышает актуальность задачи формирования толерантного сознания, особенно у молодого поколения. Все это свидетельствует  о том, что общество осознает необходимость обеспечения толерантного мироустройства. Именно толерантность должна стать сегодня тем сильнейшим регулятором жизни людей, который направляет государственное устройство, социальные структуры и индивидуальные стратегии поведения и существования по пути гуманизации и социально-культурного равновесия. Особую значимость формирование толерантности приобретает сегодня в Российском государстве. Для того, чтобы процесс формирования толерантности происходил полномасштабно и наиболее эффективно, Правительство РФ 28.08.2001 приняло Федеральную программу «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» (2001-2002 гг.). Данный документ дает «зеленый свет» современному российскому образованию на целенаправленную разработку средств и обеспечение условий формирования толерантности у граждан своего государства.

 Предлагаемый проект проведения Недели толерантности является готовой продукцией  для реализации Федеральной программы по  формированию установок толерантного сознания в социуме школы.

Круг пользователей:

Психологи, педагоги  общеобразовательных школ.

Цель проекта:

Создание  толерантной среды в социуме школы для успешной социализации и адаптации каждого ученика.

Данный проект способствует решению задач:

  • Развитие способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию между представителями школьного социума независимо от их национальности и мировоззрения;
  • Сплочение детского коллектива школы, объединение учащихся и педагогов единым коллективным делом;
  • Создание в школьном пространстве атмосферы доверия и открытости между всеми участниками образовательного процесса;
  • Создание  условий для проявления творческой активности учащихся;
  • Развитие навыков вербальной и невербальной коммуникации  участников проекта;
  • Профилактика конфликтных отношений между учащимися школы.

При создании  проекта учитывались особенности образовательной среды сельской школы, возрастной диапазон учащихся, социально-психологические особенности классных коллективов.

Участники проекта:

Учащиеся 1-11 классов, педагоги школы, работники школьной и сельской библиотек.

Сроки реализации:

С 10.11. по 14.11. этап разработки проекта;

С 15.11. по 19.11. этап внедрения проекта;

С 20.11. по 23.11. заключительный этап.

Партнеры: работники сельской библиотеки.

Ожидаемые результаты от внедрения:

  • усвоение принципов толерантного поведения и умения применять их в повседневной жизнедеятельности;
  • формирование коммуникативных умений и навыков;
  • освоение культуры управления своими эмоциями и чувствами;
  • овладение практическими навыками поведения в конфликтной ситуации;
  • формирование позитивных установок, способствующих повышению культуры общения всех участников образовательного процесса.

Этапы реализации проекта:

  1. Этап разработки проекта.

Мероприятия:

  • Определение ресурсной базы;
  • Создание стратегической команды;
  • Обобщение предложений по участию в проекте;
  • Утверждение плана совместной реализации проекта;
  • Проведение подготовительных работ по разработке проекта.
  1. Этап внедрения проекта.

 

Программа проведения Недели толерантности.

1 день.

Мероприятия:

  1. Открытие недели толерантности. Общешкольная линейка.
  2. Проведение классных часов «Мы разные, но мы вместе»  (Приложение 1).

В течение дня в школе прошли классные часы, посвященные Международному  дню толерантности. Классные руководители совместно с детьми и при участии работников школьной и сельской библиотек провели интересные занятия по формированию у школьников правильного  представление о толерантном поведении,  воспитании  чувства уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов.

В 10-11 классе  в этот день проведено арт - терапевтическое занятие «НАШ КЛАССНЫЙ ГОРОД». Цель занятия – расширение пространства общения в классном коллективе, развитие способности выражать свои чувства в социально приемлемой форме, повышение адаптационных способностей подростков к повседневной жизни. Занятие носило  творческий, игровой характер, что позволило создать положительный эмоциональный настрой в группе, облегчить  процесс коммуникации со сверстниками, способствовало  созданию отношений взаимного принятия и эмпатии. Во время занятия старшеклассники с увлечением рисовали, активно общались и учились договариваться. Все участники отметили улучшение настроения в течение занятия.  Общее мнение всех  – это продолжать такие классные часы. (Приложение 2).

Результатом первого дня стала украшенная стена школьного коридора рисунками «Мы разные, но мы вместе»  и эмблемами толерантности.

2 день.

Фотоконкурс  «Подари улыбку другу».

В течение дня учащиеся школы активно фотографировали своих друзей, педагогов, приносили готовые фотографии. Главное условие конкурса – наличие улыбки на фотографии. В конце второго дня усилиями учащихся 8 класса был создан фотоколлаж «Подари улыбку другу». В конце недели подведены итоги конкурса и определены обладатели САМЫХ ДОБРЫХ УЛЫБОК.

        Актуальность данного дня в том, что работа с фотографией является одной из форм здоровьесберегающих технологий. Фотография ценна тем, что символизирует различные воспоминания. Улыбка на фотографии – это приятные воспоминания и позитивное настроение.  (Приложение 4).

3 день.

Акция «Поляна пожеланий».

Данное мероприятие является одним из способов взаимодействия учащихся, педагогов и администрации школы, посредством которой коллектив объединяется в едином творческом процессе. Учащиеся школы в течение дня писали пожелания одноклассникам, учителям, родителям. В основном ребята желали друг другу здоровья, счастья, мира. Но было и такое письмо ученицы, которое  заставило задуматься педагогов школы: «Хочу, чтобы со мной дружили ребята».

 Все пожелания учащихся были оформлены и развешены на первом этаже  школы. Учащиеся, учителя  и родители школьников, перечитывали адресованные им  письма. Данная акция вызвала особую заинтересованность школьников.

4 день.

Мероприятия:

  1.  Творческий конкурс   «В мире мудрых мыслей» (5-11 класс).                                            

Цель: дать возможность учащимся  поразмышлять над милосердием, проявлением доброты к окружающим, проявлению уважения к другим народам, инвалидам, нуждающимся в помощи; сформировать понятия «толерантность»,  «милосердие», «добро».                                                           В этот день на уроках литературы, русского языка учащимся школы с 5 по 11 класс было предложено написать сочинение на тему: «Что такое дружба?» (5-7 класс), «Всегда ли нужна толерантность?» (8 – 11 класс). По итогам дня компетентное жюри из учащихся 10-11 класса выбрали САМОЕ МУДРОЕ СОЧИНЕНИЕ, его автор – талантливая ученица 6 класса.

Учащиеся 10 – 11 класса по итогам работы четвертого дня разместили на втором этаже школы мысли мудрых о терпении, доброте и отрывки самых лучших сочинений мудрых учащихся нашей школы.

  1. Анкетирование учащихся.

Цель: выявление САМОГО ТОЛЕРАНТНОГО УЧЕНИКА  и САМОГО ТОЛЕРАНТНОГО УЧИТЕЛЯ.

Работа проводилась с учащимися 1-11 классов. Перед ними была поставлена задача – выбрать самого доброго, терпимого ученика школы, который всегда может придти на помощь в трудной ситуации. Неожиданным оказалось то, что выбрать самого толерантного ученика школы трудно, т.к.  претендентов в номинации САМЫЙ ТОЛЕРАНТНЫЙ УЧЕНИК  было выявлено много. В связи с этим, были награждены учащиеся, набравшие большинство голосов среди своих одноклассников.

САМЫЙ ТОЛЕРАНТНЫЙ УЧИТЕЛЬ, по мнению учащихся среднего звена – Головач Е.А., учитель русского языка и литературы.

5 день.

Подведение итогов. Награждение учащихся и педагогов по номинациям:

  • Самая добрая улыбка.
  • Мудрее, чем Сократ.
  • Самый толерантный ученик.
  • Самый толерантный учитель.
  • Самый активный класс.
  • Самое  доброе пожелание.        
  1. Заключительный этап.
  • Мониторинг результативности проекта.  

Результаты реализации проекта:

  • Объединение учащихся и педагогов единым коллективным делом. По мнению учащихся школы данное мероприятие стало одним из самых ярких и запоминающихся коллективным делом в первом полугодии учебного года.
  • Оформление «пустых стен» школьного коридора продуктами творческой деятельности учащихся: рисунками  на тему «Мы разные, но мы вместе»,  эмблемами толерантности, фотоколлажем «Подари улыбку другу», выставкой «Поляна пожеланий», «В мире мудрых мыслей».
  • По результатам работы Недели толерантности сделаны публикации в школьной газете «ШКОДЕНЬ», районной газете «Районный вестник».
  • Заметка о проведении данного мероприятия размещена на сайте ОАШ.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Мысли мудрых.

Никто не станет мудрым, не будучи терпимым. (Античный афоризм)

  

 Умение переносить несовершенство других есть признак высшего достоинства. (Г. Винклер)

 

Приучи свой разум к сомнению, а сердце к терпимости! (Г. Лихтенберг)

 

Терпимость очень трудная добродетель, для некоторых труднее героизма...Наш первый порыв и даже последующий - это ненависть ко всякому, кто не так думает, как мы. (Ж. Леметр)

 

Непрерывно упражняясь в искусстве выносить всякого рода ближних, мы бессознательно упражняемся в искусстве выносить самих себя, сто, по сути, является самым непонятным достижением человека. (Ф. Ницше)

 

Терпимость означает понимание собственного несовершенства. (Э. Севрус)

 

Свойство мудрого человека сосотоит в трех вещах: первое - делать самому то, что он советует делать другим, второе - никогда не поступать против справедливости и третье - терпеливл переносить слабости людей, окружающих его. (Л.Толстой)

 

Каков бы ни был чужой характер, умный сумеет, к нему приладившись, подчинить его собственной воле. (Хитопадеша)

Своим терпением мы можем достичь большего, чем силой. (Э.Берк)

Что ни случись, мы терпением и волею все превозможем. (Вергилий)

Горсть терпения стоит больше, чем мешок мозгов. (Датская пословица)

Настоящий признак, по которому можно узнать настоящего мудреца - терпение. ( Г. Ибсен)

Основа всякой мудрости - терпение. (Платон) 

Мудрость человеческая в терпимости. (К. Бини). 

Вовсе не обязательно, чтобы все люди были велики в своих действиях. Величайшим воплощением силы часто является простое терпение.  (Г. Бушнелл)