Проект "Школа толерантности"
Аннотация проекта.
Проект «Школа толерантности» направлен на создание толерантной среды в социуме школы для успешной социализации и адаптации каждого ученика. Данный проект является готовой продукцией для реализации Федеральной программы по формированию установок толерантного сознания в социуме школы. Разработка предназначена для психологов, педагогов общеобразовательных школ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tezisy_proekta_formirovanie_tolerantnoy_kultury.doc | 71.5 КБ |
klassnyy_chas.ppt | 2.97 МБ |
mysli_mudrykh.doc | 22 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование толерантной культуры учащихся школы
(из опыта работы педагога-психолога
МОУ «Расцветская СОШ» Усть-Абаканского района)
Проект «Школа толерантности»
«Если я чем-то на тебя не похож,
я этим вовсе не оскорбляю тебя,
а, напротив, одаряю».
Антуан де Сент-Экзюпери
В связи с празднованием 16 ноября 2010 года Международного дня толерантности, утвержденного в 1995 году на 28-ой Генеральной конференции ЮНЕСКО (резолюция № 5.61) и Генеральной Ассамблеей ООН (резолюция № A/RES/51/95) в нашей школе был реализован проект «Школа толерантности» по формированию толерантной культуры учащихся в рамках проведения Недели толерантности.
Актуальность проекта:
В настоящее время внедрение в общественное сознание и практику общественных отношений культуры толерантности имеет приоритетное значение. Расслоение общества по социально-экономическому признаку, деформация традиционных систем ценностей, отсутствие консолидирующей национальной идеи повышает актуальность задачи формирования толерантного сознания, особенно у молодого поколения. Все это свидетельствует о том, что общество осознает необходимость обеспечения толерантного мироустройства. Именно толерантность должна стать сегодня тем сильнейшим регулятором жизни людей, который направляет государственное устройство, социальные структуры и индивидуальные стратегии поведения и существования по пути гуманизации и социально-культурного равновесия. Особую значимость формирование толерантности приобретает сегодня в Российском государстве. Для того, чтобы процесс формирования толерантности происходил полномасштабно и наиболее эффективно, Правительство РФ 28.08.2001 приняло Федеральную программу «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» (2001-2002 гг.). Данный документ дает «зеленый свет» современному российскому образованию на целенаправленную разработку средств и обеспечение условий формирования толерантности у граждан своего государства.
Предлагаемый проект проведения Недели толерантности является готовой продукцией для реализации Федеральной программы по формированию установок толерантного сознания в социуме школы.
Круг пользователей:
Психологи, педагоги общеобразовательных школ.
Цель проекта:
Создание толерантной среды в социуме школы для успешной социализации и адаптации каждого ученика.
Данный проект способствует решению задач:
- Развитие способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию между представителями школьного социума независимо от их национальности и мировоззрения;
- Сплочение детского коллектива школы, объединение учащихся и педагогов единым коллективным делом;
- Создание в школьном пространстве атмосферы доверия и открытости между всеми участниками образовательного процесса;
- Создание условий для проявления творческой активности учащихся;
- Развитие навыков вербальной и невербальной коммуникации участников проекта;
- Профилактика конфликтных отношений между учащимися школы.
При создании проекта учитывались особенности образовательной среды сельской школы, возрастной диапазон учащихся, социально-психологические особенности классных коллективов.
Участники проекта:
Учащиеся 1-11 классов, педагоги школы, работники школьной и сельской библиотек.
Сроки реализации:
С 10.11. по 14.11. этап разработки проекта;
С 15.11. по 19.11. этап внедрения проекта;
С 20.11. по 23.11. заключительный этап.
Партнеры: работники сельской библиотеки.
Ожидаемые результаты от внедрения:
- усвоение принципов толерантного поведения и умения применять их в повседневной жизнедеятельности;
- формирование коммуникативных умений и навыков;
- освоение культуры управления своими эмоциями и чувствами;
- овладение практическими навыками поведения в конфликтной ситуации;
- формирование позитивных установок, способствующих повышению культуры общения всех участников образовательного процесса.
Этапы реализации проекта:
- Этап разработки проекта.
Мероприятия:
- Определение ресурсной базы;
- Создание стратегической команды;
- Обобщение предложений по участию в проекте;
- Утверждение плана совместной реализации проекта;
- Проведение подготовительных работ по разработке проекта.
- Этап внедрения проекта.
Программа проведения Недели толерантности.
1 день.
Мероприятия:
- Открытие недели толерантности. Общешкольная линейка.
- Проведение классных часов «Мы разные, но мы вместе» (Приложение 1).
В течение дня в школе прошли классные часы, посвященные Международному дню толерантности. Классные руководители совместно с детьми и при участии работников школьной и сельской библиотек провели интересные занятия по формированию у школьников правильного представление о толерантном поведении, воспитании чувства уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов.
В 10-11 классе в этот день проведено арт - терапевтическое занятие «НАШ КЛАССНЫЙ ГОРОД». Цель занятия – расширение пространства общения в классном коллективе, развитие способности выражать свои чувства в социально приемлемой форме, повышение адаптационных способностей подростков к повседневной жизни. Занятие носило творческий, игровой характер, что позволило создать положительный эмоциональный настрой в группе, облегчить процесс коммуникации со сверстниками, способствовало созданию отношений взаимного принятия и эмпатии. Во время занятия старшеклассники с увлечением рисовали, активно общались и учились договариваться. Все участники отметили улучшение настроения в течение занятия. Общее мнение всех – это продолжать такие классные часы. (Приложение 2).
Результатом первого дня стала украшенная стена школьного коридора рисунками «Мы разные, но мы вместе» и эмблемами толерантности.
2 день.
Фотоконкурс «Подари улыбку другу».
В течение дня учащиеся школы активно фотографировали своих друзей, педагогов, приносили готовые фотографии. Главное условие конкурса – наличие улыбки на фотографии. В конце второго дня усилиями учащихся 8 класса был создан фотоколлаж «Подари улыбку другу». В конце недели подведены итоги конкурса и определены обладатели САМЫХ ДОБРЫХ УЛЫБОК.
Актуальность данного дня в том, что работа с фотографией является одной из форм здоровьесберегающих технологий. Фотография ценна тем, что символизирует различные воспоминания. Улыбка на фотографии – это приятные воспоминания и позитивное настроение. (Приложение 4).
3 день.
Акция «Поляна пожеланий».
Данное мероприятие является одним из способов взаимодействия учащихся, педагогов и администрации школы, посредством которой коллектив объединяется в едином творческом процессе. Учащиеся школы в течение дня писали пожелания одноклассникам, учителям, родителям. В основном ребята желали друг другу здоровья, счастья, мира. Но было и такое письмо ученицы, которое заставило задуматься педагогов школы: «Хочу, чтобы со мной дружили ребята».
Все пожелания учащихся были оформлены и развешены на первом этаже школы. Учащиеся, учителя и родители школьников, перечитывали адресованные им письма. Данная акция вызвала особую заинтересованность школьников.
4 день.
Мероприятия:
- Творческий конкурс «В мире мудрых мыслей» (5-11 класс).
Цель: дать возможность учащимся поразмышлять над милосердием, проявлением доброты к окружающим, проявлению уважения к другим народам, инвалидам, нуждающимся в помощи; сформировать понятия «толерантность», «милосердие», «добро». В этот день на уроках литературы, русского языка учащимся школы с 5 по 11 класс было предложено написать сочинение на тему: «Что такое дружба?» (5-7 класс), «Всегда ли нужна толерантность?» (8 – 11 класс). По итогам дня компетентное жюри из учащихся 10-11 класса выбрали САМОЕ МУДРОЕ СОЧИНЕНИЕ, его автор – талантливая ученица 6 класса.
Учащиеся 10 – 11 класса по итогам работы четвертого дня разместили на втором этаже школы мысли мудрых о терпении, доброте и отрывки самых лучших сочинений мудрых учащихся нашей школы.
- Анкетирование учащихся.
Цель: выявление САМОГО ТОЛЕРАНТНОГО УЧЕНИКА и САМОГО ТОЛЕРАНТНОГО УЧИТЕЛЯ.
Работа проводилась с учащимися 1-11 классов. Перед ними была поставлена задача – выбрать самого доброго, терпимого ученика школы, который всегда может придти на помощь в трудной ситуации. Неожиданным оказалось то, что выбрать самого толерантного ученика школы трудно, т.к. претендентов в номинации САМЫЙ ТОЛЕРАНТНЫЙ УЧЕНИК было выявлено много. В связи с этим, были награждены учащиеся, набравшие большинство голосов среди своих одноклассников.
САМЫЙ ТОЛЕРАНТНЫЙ УЧИТЕЛЬ, по мнению учащихся среднего звена – Головач Е.А., учитель русского языка и литературы.
5 день.
Подведение итогов. Награждение учащихся и педагогов по номинациям:
- Самая добрая улыбка.
- Мудрее, чем Сократ.
- Самый толерантный ученик.
- Самый толерантный учитель.
- Самый активный класс.
- Самое доброе пожелание.
- Заключительный этап.
- Мониторинг результативности проекта.
Результаты реализации проекта:
- Объединение учащихся и педагогов единым коллективным делом. По мнению учащихся школы данное мероприятие стало одним из самых ярких и запоминающихся коллективным делом в первом полугодии учебного года.
- Оформление «пустых стен» школьного коридора продуктами творческой деятельности учащихся: рисунками на тему «Мы разные, но мы вместе», эмблемами толерантности, фотоколлажем «Подари улыбку другу», выставкой «Поляна пожеланий», «В мире мудрых мыслей».
- По результатам работы Недели толерантности сделаны публикации в школьной газете «ШКОДЕНЬ», районной газете «Районный вестник».
- Заметка о проведении данного мероприятия размещена на сайте ОАШ.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Мысли мудрых.
Никто не станет мудрым, не будучи терпимым. (Античный афоризм)
Умение переносить несовершенство других есть признак высшего достоинства. (Г. Винклер)
Приучи свой разум к сомнению, а сердце к терпимости! (Г. Лихтенберг)
Терпимость очень трудная добродетель, для некоторых труднее героизма...Наш первый порыв и даже последующий - это ненависть ко всякому, кто не так думает, как мы. (Ж. Леметр)
Непрерывно упражняясь в искусстве выносить всякого рода ближних, мы бессознательно упражняемся в искусстве выносить самих себя, сто, по сути, является самым непонятным достижением человека. (Ф. Ницше)
Терпимость означает понимание собственного несовершенства. (Э. Севрус)
Свойство мудрого человека сосотоит в трех вещах: первое - делать самому то, что он советует делать другим, второе - никогда не поступать против справедливости и третье - терпеливл переносить слабости людей, окружающих его. (Л.Толстой)
Каков бы ни был чужой характер, умный сумеет, к нему приладившись, подчинить его собственной воле. (Хитопадеша)
Своим терпением мы можем достичь большего, чем силой. (Э.Берк)
Что ни случись, мы терпением и волею все превозможем. (Вергилий)
Горсть терпения стоит больше, чем мешок мозгов. (Датская пословица)
Настоящий признак, по которому можно узнать настоящего мудреца - терпение. ( Г. Ибсен)
Основа всякой мудрости - терпение. (Платон)
Мудрость человеческая в терпимости. (К. Бини).
Вовсе не обязательно, чтобы все люди были велики в своих действиях. Величайшим воплощением силы часто является простое терпение. (Г. Бушнелл)