доклад "Результаты диагностики школьной мотивации учащихся с ОВЗ"

Алексеева Марина Викторовна

Выявление характера учебной мотивации и смысла учения для школьника в каждом конкретном случае играет решающую роль в определении учителем мер педагогического воздействия: форм и методов активизации процесса обучения и выработку самостоятельности учащихся. Уровень учебной мотивации является одним из критериев эффективности педагогических условий формирования интереса учащихся к личностно-творческой самореализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_motivatsiya.docx79.81 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

 «Результаты диагностики школьной мотивации

учащихся с ОВЗ»

Тема педсовета:

«Формы работы на уроке по повышению мотивационной сферы учащихся»

                                                                    Подготовила:

Алексеева М.В.

 

2014г.

Результаты изучения школьной мотивации

у учащихся 1-9 классов с ОВЗ

        Выявление характера учебной мотивации и смысла учения для школьника в каждом конкретном случае играет решающую роль в определении учителем мер педагогического воздействия: форм и методов активизации процесса обучения и выработку самостоятельности учащихся. Уровень учебной мотивации является одним из критериев эффективности педагогических условий формирования интереса учащихся к личностно-творческой самореализации.

        Психологическое изучение мотивации и ее формирование - это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостной личности ученика. Изучение мотивации - это выявление ее реального уровня и возможных перспектив, зоны ее ближайшего развития у каждого ученика и класса в целом. Результаты изучения становятся основой для планирования процесса формирования. Вместе с тем в процессе формирования мотивации вскрываются новые ее резервы, поэтому подлинное изучение и диагностика осуществляются в ходе формирования.  

        Изучение и формирование мотивации учения должны иметь объективный характер, с одной стороны, и осуществляться в гуманной, уважительной к личности ученика форме - с другой. Планирование учителем процесса формирования строится именно на основе результатов психологического изучения ученика.

Чтобы определить мотивы учения учащегося, необходимо вести систематические наблюдения за характером учебной деятельности и проводить специальную диагностику. Нами была проведена анкета, специально предназначенная для определения школьной мотивации у учащихся.

С помощью методики изучения школьной мотивации мы смогли выявить уровень заинтересованности учащихся учебой в школе. Данная диагностика проводилась с помощью методики для определения школьной мотивации А.Г. Лускановой.

Критерии данной диагностики следующие: отношение к школе в целом, отношение к урокам, отношение к домашним заданиям, отношение к учителю, отношение к одноклассникам.  

В диагностике приняли участие 74 учащихся начальной школы и 31 учащихся 5-9-х классов.
Была проведена диагностика с последующей оценкой результатов по уровням.

Распределение по уровням школьной мотивации у школьников по результатам итоговой диагностики представлены на слайде.

Распределение уровней школьной мотивации у учащихся

по результатам итоговой диагностики

Количественный анализ результатов исследования позволил сделать следующие выводы:

         7% от общего количества обследованных (8 учащихся)  имеют высокий уровень школьной мотивации, т.е. отличаются повышенным уровнем познавательной активности. У этих детей положительное отношение к школе, есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Как правило, эти ребята легко усваивают учебный материал; полно овладевают программой, прилежны; внимательно слушают указания учителя; проявляют интерес к самостоятельной работе, всем предметам; поручения выполняют охотно; занимают благоприятное статусное положение в классе.

Хорошая школьная мотивация выявлена у 19% учащихся (20 учащихся). Данные показатели имеют учащиеся, которые так же успешно справляются с учебной деятельностью.

Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью, наблюдается у 39% школьников (41 учащихся). Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.

Четвертый уровень – низкая школьная мотивация. - Низкая школьная мотивация была выявлена у 27% учащихся (28 учащихся). Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.

Пятый уровень – негативное отношение к школе  у 8 учащихся. Что составляет 8% от общего количества. Отсутствие школьной мотивации, преобладание игровых мотивов – эти дети относится к школе отрицательно или безразлично, посещают школу неохотно. На уроках часто занимаются посторонними делами, отвлекаются, нарушают дисциплину, а как следствие фрагментарно усваивают учебный материал.  Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда. Ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, не следовать тем или иным нормам и правилам.

Если проследить динамику развития учебной мотивации  по сравнению с началом года, то результаты получились таковыми:

Сравнительная диаграмма изменений показателей школьной мотивации (по итогам стартовой и итоговой диагностики).

Так, количество учащихся с высоким и хорошими уровнями мотивации обучения к концу года уменьшилось. Это может быть обусловлено общей ослабленностью детского организма к  концу учебного года, влиянием экстремальных условий северного климата, сказываясь на психофизическом состоянии учащихся.

Наряду с этим наблюдаются и позитивные изменения: увеличилось количество школьников с положительным отношением к школе. Но школа больше привлекает внеучебными сторонами. По-видимому ученикам больше нравится общаться со сверстниками и взрослыми, они нуждаются в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определённое место в системе доступных ему общественных отношений, узнавать что - то новое. Их привлекает сама школа, обстановка, которая там царит. Им нравится, что их называют учениками и они уже что - то умеют. Возможно, им нравится, что они стали более взрослыми. Развивается самостоятельность, и чувство взрослости.

Уменьшилось количество учащихся с низкой школьной мотивацией. Такие дети плохо осознают себя в роли учеников. Также увеличилось число детей с негативным отношением к школе.

К концу обучения у учащихся снижается мотивация, что связано, скорее всего, с особенностями развития детей с особыми образовательными потребностями и общей психофизической ослабленностью детей.

Мотивационная сфера таких детей  неустойчива и нуждается в постоянном внимании и подпитке.

Высокий уровень мотивации к обучению у учащихся начальной школы преобладает в таких классах, как: 4а (56% от общего количества детей в классе), в 4в и 3в классах учащиеся с высоким уровнем составляют 40% , 36% - во 2а.

Высокий уровень школьной мотивации

у учащихся начальной школы

У учащихся старших классов высокий уровень можно отметить в таких классах: 7б (28%), 8б (20%).

Высокий уровень школьной мотивации

у учащихся старших классов

Если говорить о низком уровне мотивации, то она  значительно выражена во 2в классе. Количество детей с низким уровнем в данном классе  более половины учащихся (56%). В 3а и 3в – 30% учащихся.

Низкий  уровень школьной мотивации

у учащихся начальной школы

В старших классах: 50% в 9б и 6б классах имеют низкий уровень мотивации к обучению.

Низкий  уровень школьной мотивации

у учащихся старших классов

Из полученных результатов очевидны важность и необходимость формирования и коррекции мотивационной системы учеников, которая будет определять характер учения и динамику умственного развития. Учитывая это первоочередной задачей учебно-воспитательного процесса является преодоление негативного отношения учащихся к школьному обучению, формирование дальновидной цели учения, воспитания у младших школьников правильной организации самостоятельного овладения знаниями, замечать собственные учебные недостатки, применять познавательные способности и сознательное управление своей учебной деятельностью.

Таким образом, необходимо отметить, что изучение учебной мотивации учащихся – это непременное условие работы классного руководителя и школьного психолога с детским коллективом. Исходя из наличия или отсутствия учебной мотивации, педагог должен планировать формы работы с детским коллективом по различным направлениям.