СПЕЦИФИКА ПРОВЕДЕНИЯ ДИАГНОСТИКИ РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ ПЕДАГОГОМ-ПСИХОЛОГОМ

Постникова Анна Ивановна

Статья по самосознанию подростков

Скачать:


Предварительный просмотр:

СПЕЦИФИКА ПРОВЕДЕНИЯ ДИАГНОСТИКИ РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ ПЕДАГОГОМ-ПСИХОЛОГОМ

Постникова А.И.

Самосознание  как высший уровень развития сознания является основой формирования умственной активности и самостоятельности личности в её суждениях и действиях.[4]

В отечественных  психологических исследованиях проблемой развития самосознания занимались Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д. Б. Элькониным , И.С.  Кон, Л.И.Божович , Е.И.Савонько и др.

Д. Б. Элькониным рассматривается подростковая тенденция к взрослости — стремление казаться и считаться взрослым.

И.С.  Кон  рассматривал  в   структуре самосознания подростка  4 компонента:  сознание   своей   тождественности,   сознание собственного  “Я”,  осознание  своих  психических  свойств  и   определенную систему социально - нравственных самооценок.[2]

Характеризуя подростковый возраст , Л.И.Божович писала , что в течение этого периода ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребёнка к миру и к самому себе и развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие в конечном счёте к той жизненной позиции ,с которой школьник начинает свою самостоятельную жизнь.[3]

Исследования Е.И.Савонько, посвящённые выявлению возрастного диапазона преобладания ориентации на самооценку в мотивах поведения детей по сравнению с ориентацией на оценку, показали, что наиболее значительный сдвиг от ориентации на оценку к ориентации на самооценку происходит в подростковом возрасте. Именно в подростковом возрасте мотивационное значение рассматриваемого образования настолько повышается , что при возникновении конфликта между требованиями, идущими от самооценки ,и стремлением к желаемой оценке преобладающим мотивом поведения оказывается оценка себя.[1]

Исследования содержания образа Я, проведенные под руководством И.В.Дубровиной, показали, что на границе подросткового и раннего юношеского возрастов в развитии когнитивного компонента Я-концепции происходят существенные изменения, характеризующие переход самосознания на новый более высокий уровень [5]. Лишь благодаря самосознанию мы осознаем несоответствие свойств нашей личности социально-нравственным требованиям, предъявляемым нам; мы осознаем также несоответствие наших физических и психических возможностей нашим стремлениям. Основными функциями самосознания считаются: развитие и совершенствование своей личности в соответствии с социально-нравственными требованиями общества и сознательное использование психологических закономерностей своей личности для наиболее успешного преобразования природы и общества.

Так, в работах Д.И. Фельдштейна [7] показано, что подростковый возраст является сензитивным для формирования мотивации общественно полезной деятельности, т.е. деятельности, направленной на пользу всего общества. «Узловым рубежом» в социальном развитии личности является занятие подростком позиции «Я и общество» . Содержательно это означает, что на этом уровне подростком решается проблема взаимоотношений себя и общества, определение себя в обществе и через общество. А это, как мы показали, возможно только в области ценностей и смыслов. Таким образом, на этом уровне задача решается как задача личностного самоопределения.

В зарубежной психологии проблемы развития самосознания рассматривались в работах  Д.Мид , Рут Стренг и др.

Рут Стренг выделила 4 основных аспекта Я:1)общая Я-концепция - представление о своей личности и восприятие своих способностей, а также статуса и ролей во внешнем мире;2)индивидуальные временные или переходные Я-концепции - концепции, зависящие от настроения, ситуации и т. п.;3)социальная Я-концепция - представление о том, что о человеке думают другие люди;4)идеальная Я-концепция - то, каким подросток хотел бы стать.[6]

Экспериментальное исследование было проведено на базе МОУ средняя общеобразовательная школа №10 города Борисоглебска ,в котором приняли участие учащиеся 8-го «Б» класса.(18 человек). Применялись следующие диагностические методики : « Шкала самоуважения Розенберга», «Экспресс-диагностика уровня самооценки».

На констатирующем этапе были получены следующие результаты по методике « Шкала самоуважения Розенберга»:11,2% детей имеют заниженный уровень развития самоуважения, 44,4%учащихся средний уровень развития самоуважения,44,4% подростков завышенный уровень развития самоуважения.

В процессе анализа результатов по диагностической методике «Экспресс-диагностика уровня самооценки» выявлено следующее:44,4%учащихся имеют заниженный уровень развития самооценки ,средний уровень развития самооценки представлен у 38,9% подростков, завышенный уровень развития самооценки выражен у 16,7% детей.

На формирующем этапе реализовались коррекционно-развивающие упражнения, целью которых было развить осознание ценностей в подростковом возрасте; стимулировать развитие самоуважения. Были проведены следующие упражнения: «голосование» , «аплодисменты» ,  «ученик недели», «ловля моли», «гости» и др.

    На контрольном этапе показатели по методике « Шкала самоуважения Розенберга» следующие: 5,5% детей имеют заниженный уровень самоуважения. Мах количество детей (72,3%) имеют средний уровень развития самоуважения. Только 22,2 % обнаруживают завышенный уровень развития самоуважения. Показатели по среднему уровню самоуважения повысились на 27,9%. Результаты стали лучше.

По методике «Экспресс-диагностика уровня самооценки»  также произошло улучшение.Заниженный уровень развития самооценки имеют 22,2 % детей. У 66,6 % детей наблюдается средний уровень развития самооценки. 11,2 % детей имеют завышенный уровень развития самооценки.

                                               Литература

  1. Возрастные особенности соотношения ориентации на самооценку и на оценку другими людьми/ Е.И.Савонько-М.,1972.
  2. Кон И.С. Открытие «Я». М., Политиздат. 1978.
  3. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 7-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 456 с.
  4. Новейший психологический  словарь/ В.Б.Шапарь, В.Е.Россоха, О.В.Шапарь; под общ.ред. В.Б.Шапаря.-Ростов  Н/Д. :Феникс,2005.-808с.
  5. Рабочая книга школьного психолога под ред. И.В. Дубровиной. М., 1991 г.
  6. Развитие Я концепции и воспитание/Р.Бернс.-М.,1986.
  7. Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка. // Вопросы психологии, №4. 1992.