Эмоциональная сфера личности.

Булахтина Елена Олеговна

Эмоциональная сфера личности.

1.Понятие об эмоциях и чувствах, их функции.

Эмоции (лат. emovere - потрясаю, волную) - особый класс психи¬ческих явлений, протекающих в форме nережuванuй, отражающих отношение человека к удовлетворению или неудовлетворению актуальных его потребностей.

Эмоции проявляются в мимике, жестах, интонациях голоса, дви¬гательных реакциях (экспрессия) и в физиологических явлениях: изменении дыхания, сердцебиения и пр. (импрессия). Они сопро¬вождают все виды активности.      

Экcnрессия - внешнее проявление эмоций. Проявляется в мимике, жестах, голосе, движениях, речи и т.д.

Импрессия - проявление эмоций во внутреннем плане (учащение дыхания и сердцебиения, повышение давления и пр.).

ФУНКЦИИ:  Эмоции играют большую роль в жизни человека и животных.

Они выполняют важные функции: отражательную, сигнальную, защитную, управляющую, мобилизующую, компенсаторную и    дезорганизующую.   

1.Отражательно-оценочная - позволяет обобщенно отразить и оценить событие прежде, чем оно будет определено на уровне со¬знания (в мышлении).

2. Сигнальная - состоит в оповещении организма (нервной сис¬темы) и других людей о состоянии потребностей субъекта (удовлет¬ворении или неудовлетворении). Человек способен скрывать свои эмоции, но и читать чужие.

3. Защитная - состоит в предупреждении субъекта о реальной или мнимой опасности (эмоции страха, отвращения и др.). Эти эмоции (как и все другие) сохраняются в памяти и в определенной ситуации извлекаются из нее с целью выполнения защитной функ¬ции.

4. Управляющая - выражается в том, что эмоции являются внут¬ренними регуляторами любой деятельности. Так, оптимальная про¬дуктивность деятельности наступает при среднем уровне эмоций

(О. Хебб).

5. Мобилизующая - заключается в том, что эмоции могут быть по¬будителями (мотивами) деятельности и поведения, а также влиять на смену побуждений. Эмоции - субъективная форма существования мотивации.

6. Компенсаторная - позволяет компенсировать недостатки дру¬гих психических явлений. Например, при воспитании маленьких детей, когда словесная информация еще плохо понимается, целесо¬образно использовать эмоциональную (взгляд, мимику, жесты ит.д.). В монологической речи преподавателя, учителя полезны эмоцио¬нальные элементы речи. Они не только украшают речь, но и спо¬собствуют более глубокому пониманию текста.

7. Дезорганизующая - может проявляться в нарушении пове¬дения, деятельности, памяти, мышления и др. процессов за счет сильных эмоций, особенно негативных. Однако это происходит не всегда.

МЕХАНИЗМЫ:

Эмоции - результат деятельности мозга, комплексной работы коры, подкорки и вегетативной, нервной системы. Ведущая роль при¬надлежит коре. Отражаемые в сознании объекты вызывают сильные очаги возбуждения в коре, которые передаются в стволовую часть мозга и подкорку, в которой находятся центры, управляющие вегетативной, нервной системой и регулирующие работу внутрен¬них органов. На раздражители реагирует прежде всего подкорка, что ведет к изменению ритма дыхания, сердечной деятельности, скелетных мышц (пантомимика) и мышц тела (мимика), работы же¬лез внешней (слюнные, слезные, потовые) и внутренней секреции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emotsion.sfera_lichn.docx13.37 КБ

Предварительный просмотр:

Эмоциональная сфера личности.

1.Понятие об эмоциях и чувствах, их функции.

Эмоции (лат. emovere - потрясаю, волную) - особый класс психи¬ческих явлений, протекающих в форме nережuванuй, отражающих отношение человека к удовлетворению или неудовлетворению актуальных его потребностей.

Эмоции проявляются в мимике, жестах, интонациях голоса, дви¬гательных реакциях (экспрессия) и в физиологических явлениях: изменении дыхания, сердцебиения и пр. (импрессия). Они сопро¬вождают все виды активности.      

Экcnрессия - внешнее проявление эмоций. Проявляется в мимике, жестах, голосе, движениях, речи и т.д.

Импрессия - проявление эмоций во внутреннем плане (учащение дыхания и сердцебиения, повышение давления и пр.).

ФУНКЦИИ:  Эмоции играют большую роль в жизни человека и животных.

Они выполняют важные функции: отражательную, сигнальную, защитную, управляющую, мобилизующую, компенсаторную и    дезорганизующую.    

1.Отражательно-оценочная - позволяет обобщенно отразить и оценить событие прежде, чем оно будет определено на уровне со¬знания (в мышлении).

2. Сигнальная - состоит в оповещении организма (нервной сис¬темы) и других людей о состоянии потребностей субъекта (удовлет¬ворении или неудовлетворении). Человек способен скрывать свои эмоции, но и читать чужие.

3. Защитная - состоит в предупреждении субъекта о реальной или мнимой опасности (эмоции страха, отвращения и др.). Эти эмоции (как и все другие) сохраняются в памяти и в определенной ситуации извлекаются из нее с целью выполнения защитной функ¬ции.

4. Управляющая - выражается в том, что эмоции являются внут¬ренними регуляторами любой деятельности. Так, оптимальная про¬дуктивность деятельности наступает при среднем уровне эмоций

(О. Хебб).

5. Мобилизующая - заключается в том, что эмоции могут быть по¬будителями (мотивами) деятельности и поведения, а также влиять на смену побуждений. Эмоции - субъективная форма существования мотивации.

6. Компенсаторная - позволяет компенсировать недостатки дру¬гих психических явлений. Например, при воспитании маленьких детей, когда словесная информация еще плохо понимается, целесо¬образно использовать эмоциональную (взгляд, мимику, жесты ит.д.). В монологической речи преподавателя, учителя полезны эмоцио¬нальные элементы речи. Они не только украшают речь, но и спо¬собствуют более глубокому пониманию текста.

7. Дезорганизующая - может проявляться в нарушении пове¬дения, деятельности, памяти, мышления и др. процессов за счет сильных эмоций, особенно негативных. Однако это происходит не всегда.

МЕХАНИЗМЫ:

Эмоции - результат деятельности мозга, комплексной работы коры, подкорки и вегетативной, нервной системы. Ведущая роль при¬надлежит коре. Отражаемые в сознании объекты вызывают сильные очаги возбуждения в коре, которые передаются в стволовую часть мозга и подкорку, в которой находятся центры, управляющие вегетативной, нервной системой и регулирующие работу внутрен¬них органов. На раздражители реагирует прежде всего подкорка, что ведет к изменению ритма дыхания, сердечной деятельности, скелетных мышц (пантомимика) и мышц тела (мимика), работы же¬лез внешней (слюнные, слезные, потовые) и внутренней секреции.