«Развитие личности подростка. Активизация его внутренних ресурсов. Формирование психосоциальной компетентности»

Анцибор Юлия Анатольевна

Методическая разработка развивающего занятия по программе «Развитие личности подростка. Активизация его внутренних ресурсов. Формирование психосоциальной компетентности», 4 блок – «Я и мои цели», занятие 1 для воспитанников 5 класса. Программа направлена на формирование компетенции личностного самосовершенствования воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_zanyatiya.doc538 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

 «Формирование компетенции личностного самосовершенствования в рамках тренингового занятия»

                                            Выполнила: педагог-психолог                                                           Анцибор Юлия Анатольевна

Пояснительная записка

В подростковый период формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремление ощутить себя и стать взрослым, тяга       к общению со сверстниками, внутри которого оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее, иными словами – формируются личностные смыслы жизни.

Основными новообразованиями в подростковом возрасте являются: сознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в своем поведении;             в старшем школьном возрасте – психологическая готовность к личностному и профессиональному самоопределению.

Но для того чтобы эти качества развивались, они должны быть заложены, воспитаны. Развитие не может происходить «из ничего», новообразования не возникают сами по себе, они являются итогом собственного опыта ребенка, полученного им в результате активной включенности в выполнение самых разных форм общественно полезной деятельности: учебной, спортивной, художественной, трудовой и др.

Воспитанники суворовского военного училища вступают в определенные отношения со сверстниками и взрослыми, что формирует у них способность строить общение с окружающими в зависимости от различных задач               и требований жизни, ориентироваться в личных особенностях и качествах людей, сознательно подчиняться нормам, принятым в коллективе.

Общение подростков со сверстниками и взрослыми необходимо считать важнейшим психологическим условием их личностного развития. Неудачи в общении ведут к внутреннему дискомфорту, компенсировать который не могут никакие объективные высокие показатели в других сферах их жизни и деятельности. Общение интуитивно воспринимается подростками как нечто личностно очень важное: об этом свидетельствует их чуткое внимание к форме общения и его тональности, попытки проанализировать свои взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

В общеобразовательной программе отсутствует курс, где бы обучающийся мог получить жизненно важные навыки, необходимые для формирования психосоциальной компетентности. В суворовском военном училище была разработана программа, направленная на формирование компетенции личностного самосовершенствования воспитанников.

Программа направлена на решение следующих   задач:

• обеспечение воспитанников средствами самопознания;

• развитие внутренней активности обучающихся;

• развитие социальных и коммуникативных навыков и эмоций;

• перенос положительного опыта из группы в реальную жизнь.

Методические средства, используемые на занятиях:

· развивающие занятия с элементами тренинга;

· дискуссии;

· тематические релаксации;

· самовыражение в рисунках;

· игры-драматизации;

· ролевые игры;

· психотерапевтические приемы: эмоциональное отреагирование отрицательных переживаний, снятие и уменьшение социальных страхов, стабилизация эмоционального фона настроения;

  • круглый стол;
  • мозговые штурмы;
  • беседы.

Основная форма работы – развивающее занятие с элементами тренинга. Элементы тренинга включаются в занятия неслучайно, так как тренинг – это особая форма обучения, которая отличается от традиционных форм тем, что его участники учатся на своем непосредственном опыте. Тренинг дает знания, полученные в действии. Психологический тренинг позволяет воспитанникам сформировать умения строить социальные межличностные отношения, продуктивную учебную и другую деятельность, анализировать возникающие ситуации с точки зрения и с позиции партнера, развивать способности познания    и понимания)

Технология работы.

Формирование личностной компетенции у воспитанников происходит на тренинговых занятиях, основными принципами которых являются:

· добровольность участия;

· диалогизация взаимодействия;

· самодиагностика участника.

На начальной стадии обучения участников знакомят с основными принципами тренинга:

· общение по принципу «здесь и теперь»;

· принцип персонификации высказываний;

· принцип акцентирования языка чувств;

· принцип активности;

· принцип доверительного общения;

· принцип конфиденциальности.

На последнем занятии участники обмениваются чувствами, эмоциями, своими переживаниями по поводу происходящего.

Результативность работы.

Общим критерием продуктивности социально-психологического тренинга как средства формирования, развития и коррекции качеств подростка следует считать успешную реализацию приобретенных психологических особенностей и освоенных технологий, необходимых для повседневной жизни. Такие занятия могут стать толчком, стимулятором личностного становления и помогут конкретному их участнику найти и осознать оптимальные способы саморазвития.

Какой бы содержательный критерий не анализировался, в любом случае мы имеем дело со следующими группами перемен:

· изменяются показатели психического благополучия (повышается самооценка и вера в себя);

· приобретаются жизненно важные навыки:

– умение общаться;

– умение устанавливать межличностные отношения;

– умение владеть эмоциями;

– самосознание;

– умение принимать решения.

Развивающее занятие «Моя путеводная звезда».

Место и роль занятия в программе: программа «Развитие личности подростка. Активизация его внутренних ресурсов. Формирование психосоциальной компетентности», 4 блок – «Я и мои цели», занятие 1.

Тип занятия: занятие отработки умений и рефлексии.

       Цель: помочь обучающимся лучше узнать себя, сильные стороны личности, способствовать развитию индивидуально-психологических особенностей обучающихся, определить качества, способствующие успешному обучению в суворовском военном училище.

Задачи:

  1. Определение индивидуально-психологических особенностей обучающихся.
  2. Развитие способности понимать эмоции другого человека.
  3. Развитие умения работать в команде.
  4. Воспитание общей культуры при общении друг с другом, чувства товарищества, патриотизма.

Задачи:

Образовательные

- способствовать формированию у обучающихся долгосрочной осознанной мотивации достижения

- обозначить перед суворовцами взаимосвязи между целью и работой по ее достижению

- способствовать осознанию обучающимися факторов, способствующих достижению цели

- содействовать самоанализу личностного интеллектуального                           и эмоционального опыта

Развивающие

-  стимулировать мотивацию обучающихся к личностным изменениям

- создать атмосферу доверия и конструктивной деятельности для эффективного взаимодействия с воспитанниками

- развивать умения анализировать различные нравственные проблемы

Воспитывающие

-  реализация планов профессионального самоопределения в Вооруженных Силах  РФ

         Планируемые результаты:         

Личностные:

Предметные:   

Метапредметные:  

-познание подростком самого себя, осмысление сильных и слабых сторон своей личности, принятие себя как ценности

- готовность к проявлению личностной позиции саморазвития 

- способность адекватно судить о причинах своего успеха (или неуспеха) в процессе занятия

- установление связей между учением и будущей профессиональной деятельностью

Познавательные

- научаться оформлять результаты самонаблюдения, самоанализа в ходе решения практических задач

Регулятивные

- умение действовать по плану, планировать свою деятельность

- умение контролировать процесс и результат своей деятельности, оценивать правильность выполнения действий

- умение взаимодействовать со своими сверстниками

- использование приемов самоанализа и самооценки       в повседневной деятельности

Коммуникативные

- умение устанавливать дружеские отношения со сверстниками

- умение слушать, выражать свои мысли и чувства, уважительно относится к позиции своих товарищей

- вести конструктивный диалог в соответствии                с целями и задачами общения

- умение выражать собственное мнение и делать выводы

        Принципы организации практикума:

- принцип индивидуализации

- принцип гибкости

- принцип связи обучения с актуальными потребностями подростков

- принцип активности, сотрудничества

        Технологии:

- информационно-коммуникативные технологии

- технология сотрудничества

- технологии личностно-ориентированного обучения

        Основные понятия: черты характера, развитие определенных умений, способствующих успешному обучению в суворовском военном училище самоанализ.

        Ресурсы: презентация в формате Power Point,  раздаточный материал.

Ход занятия

1.Вступительная часть:

Носить суворовскую форму мечтают многие мальчишки. Я думаю, что вы не случайно выбрали обучение в суворовском училище. Может кто-то из вас решил продолжить семейную традицию и связать свою жизнь с военной профессией, кто-то принял решение самостоятельно.

Я надеюсь, что по окончанию суворовского училища многие из вас сделают свой выбор в пользу военной профессии.

Я думаю, что вы не случайно выбрали обучение в суворовском училище, надеюсь, что в будущем вы свяжите свою жизнь с профессией военного. Для этого вам необходимо развивать определенные качества, которые помогут вам привыкнуть к режиму обучения в училище, лучше учиться и обрести здесь друзей. Изо дня в день вы приближаетесь к своей заветной цели, познаете себя, открываете что-то новое. Сегодня мы совершим небольшое путешествие в интересный мир познаний самого себя. И в этом мире нас тоже ждет множество открытий.

2.Основная часть:

-Давайте вместе с вами подумаем, какими качествами должен обладать настоящий офицер? (ответы: сильный, смелый, организованный, мужественный, образованный, уверенный в себе, лидер, аккуратный,

физически развитый, и т.д.). Правильно.

-Давайте посмотрим на экран, практически все эти качества вы назвали.

-Как вы считаете, человек рождается с такими качествами или их необходимо развивать?

Правильно, для этого вам необходимо учиться, развить в себе те качества, которые помогут вам справляться с учебными заданиями, преодолевать трудности, лучше понимать своих товарищей, чтобы в дальнейшем стать настоящими защитником Родины.

-Сегодня на занятии мы совершим увлекательное путешествие которое поможет нам лучше узнать друг друга .    

-Скажите, если мы собрались в путешествие, то что нам необходимо с собой взять, чтобы не заблудиться? (карту)

-Правильно, с собой в дорогу мы возьмем карту, на которой будем прокладывать свой маршрут. Перед вами карта нашего путешествия. Карта     у нас военная. Мы будем соединять отрезками наш пройденный путь. В конце путешествия перед нами выстроится карта нашего маршрута.

Итак, первый пункт нашего путешествия. Это необходимое качество не только в учебе, но и в профессии военного.

Первый пункт нашего назначения связан с умением правильно выполнять задания. Это необходимое качество не только в учебе, но                и в вашей будущей профессиональной деятельности.

  1. «Построиться по…». Умение правильно выполнять задания.

Цель: повышение активизации участников группы, повышение взаимопонимания.

Чтобы хорошо и дружно работать, мы разобьем нашу команду на две части. Я попрошу Вас встать перед партами в две шеренги лицом друг к другу. Это простое упражнение покажет, насколько каждый из вас внимателен.

Итак, постройтесь в одну шеренгу по росту от самого высокого до самого низкого суворовца. Постройтесь по росту, по цвету волос от темного до светлого, по первой букве алфавита своего имени. Спасибо, вы справились с этим заданием, я вижу хороших исполнителей                              и организованных суворовцев.  

Попрошу вас сесть на свои места, и продолжить наше путешествие. Выполнив это задание, мы существенно продвинулись вперед в познании самого себя. Соедините точки 1 и 2 отрезком, так мы будем отмечать пройденный путь. В конце путешествия перед нами выстроится карта нашего маршрута.

2. «Мы - одна команда»

Цель: формирование умений работать в команде. Умение работать в команде.

 Следующая пункт нашего назначения №2, в котором мы остановимся, поможет узнать, насколько вы научились за время учебы работать в одной команде.

Вспомните, как мы совсем недавно болели за команду России на Олимпиаде в Сочи, и, возможно, именно команда болельщиков помогла команде спортсменов одержать заслуженную победу. В повседневной жизни точно также: умение работать в команде, обязательно приведет к победе. На предыдущей станции у нас образовались две команды, теперь посмотрим, насколько каждая команда умеет организованно работать. Вам необходимо из букв, которые находятся в конверте, собрать название своей команды, в другом конверте находится слова, из которых надо составить девиз команды. Продолжаем наше путешествие. Вы помните, что нужно сделать? Прокладываем маршрут к следующему пункту назначения под цифрой  3.

3. «Эмоции». Правильно понимать эмоции другого человека.

Цель: актуализация опыта и знаний, относящееся к эмоциональной сфере, тренировка умения выражать свое эмоциональное состояние.

Как вы считаете, наше настроение всегда одно и то же, или оно может изменяться? Важно понимать, какое настроение у человека, с которым ты общаешься? Правильное понимание эмоций человека, который рядом с тобой очень важно для общения.

Это позволит поддержать того, кому грустно и порадоваться вместе с тем,      у кого все получилось.

Для меня важно понять, какое настроение у вас сейчас? Я даю вам минуту на то, чтобы вы подумали и изобразили коллективное настроение вашей команды при помощи жестов       и мимики. Можно я сделаю ваше фото себе на память?  Сейчас я бы хотела проверить, насколько хорошо вы умеете читать азбуку настроения. Каждой команде дается по три эмоции, которую должна угадать другая команда         и наоборот. Умение понимать эмоции другого человека – это очень важное качество, в том числе и для будущего офицера, особенно для того, кому предстоит работать с личным составом.  И перед тем, как перейти к следующему пункту нашего путешествия вспомним, что мы должны с вами сделать? (соединить наш маршрут).

4. «Шифровальщик». Способность анализировать и сопоставлять события, действия, понятия, факты.

   Цель: развитие логического мышления.

Нами получена шифровка из военного центра, которую необходимо срочно прочесть. Эта работа по силам только настоящим шифровальщикам. Нам удалось достать ключ к шифру, и у нас очень мало времени.

 Каждой цифре соответствует буква в предложенном ключе. Шифровка дается одна на двоих. После того, как вы выполните задание, нужно прочитать, что у вас получилось. Скажите, а кто автор этих крылатых выражений?  

Мы справились с этим заданием и продолжаем наше путешествие, но прежде отметим наш путь на карте, проведем линию к следующему пункту назначения под номером 4.

5. «Разведчики». Память и наблюдательность.

Цель: развитие кратковременной зрительной памяти                                   и сосредоточенности, как одного из свойств внимания.

В Великую Отечественную войну летчики – разведчики, пролетая над вражескими расположениями, должны были за секунды запомнить расположение вражеских войск настолько хорошо, чтобы, вернувшись            к своим, успеть изобразить все это на карте.

А ваши ровесники-партизаны, проходя по вражеским тылам точно также запоминали количество орудий, танков и должны были запомнить это настолько хорошо, чтобы воспроизвести в своей памяти все, что они увидели. Все это способны сделать люди, у которых развиты наблюдательность и память. Память и наблюдательность может в себе развить при желании любой человек. (На проекторе мы видим топографическую карту, на ней изображены танки, военные самолеты, артиллерийские пушки). Представьте себе, что вы группа разведчиков, отправленная в тыл врага, во вражеском штабе вы в течение одной минуты можете наблюдать карту размещения вражеской военной техники. Вам необходимо за 1 минуту запомнить их расположение и количество настолько хорошо, чтобы по возвращении к своим, суметь все это изобразить на карте. (слайд с картой). Работа в команде.

Знаете ли вы, что некоторые из тех, кто были самыми первыми суворовцами, до поступления в суворовское училище в годы Отечественной войны проходили подобные испытания и от их внимания, наблюдательности             и хорошей памяти зависел успех операции наших войск.

Заключительная часть

Рефлексия

Время нашего путешествия подходит к концу. Мы соединяем наш последний пункт назначения с началом нашего путешествия. Давайте внимательно посмотрим на нашу карту, какая фигура обозначилась на карте нашего путешествия? (Звезда). После каждого путешествия остаются хорошие воспоминания, о которых мы будем рассказывать нашим друзьям. Но сначала надо понять, что же нового мы сегодня о себе узнали?         Переверните нашу карту, на обратной стороне вы видите два окошка. Посмотрите на экран, какие пункты назначения мы сегодня прошли. Раскройте листок, он разделен на две части: в первом окошке напишите те пункты назначения, которые вы успешно преодолели, а во втором окошке напишите те пункты, которые вызывали у вас затруднение.  Внимательно посмотрите на эти окошки. В первом окошке написаны те качества, которые у вас развиты, а во втором окошке вы сами написали те качества, над которыми вам необходимо поработать, чтобы успешно закончить училище     и осуществить вашу заветную цель в жизни. Пусть эта звезда будет путеводной звездой в вашей жизни. Я надеюсь, что в недалеком будущем это будет первая звезда, которая ляжет на ваши погоны.

Возьмите эту звезду с собой, пусть она напоминает вам о нашей встрече         и помогает справиться с трудностями. Каждый из вас – это звезда в огромной Вселенной уникальная и неповторимая.

Сейчас я бы хотела, чтобы мы все вместе встали в круг. Закройте на минуту глаза. Представьте маленький скалистый остров вдали от земли. На вершине острова возвышается маяк. Вообразите себя этим маяком, стоящим на скалистом острове. Ваши стены такие толстые и прочные, что даже сильные ветры, постоянно дующие на острове, не могут покачнуть вас. Какая бы не была погода на острове, вы посылаете мощный пучок света, служащий ориентиром для судов.  Почувствуйте этот свет у вас в груди, который никогда не гаснет. Откройте глаза, протяните вперед руки, возьмитесь за руки.  Мысленно направьте свет всем, кто с вами рядом. Пусть этот свет помогает вам и вашим товарищам, потому что вы – одно созвездие, состоящее из ярких звездочек. Есть замечательна традиция, сложившаяся годами -  традиция суворовского братства. Спасибо вам за работу.

        

Приложение 1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

24

25

Д

Р

Т

М

А

О

Ч

К

В

Е

С

Й

Щ

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

26

27

У

Ж

Б

Л

Н

Ы

Ш

П

И

Ц

Ь

Г

З

Я

  1. 9  6  10  16  16  5  27       16 5 12 8 5  -  16 5 12 8 5     19  6  14  10  13  1  5  3  22.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

24

25

Д

Р

Т

М

А

О

Ч

К

В

Е

С

Й

Щ

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

26

27

У

Ж

Б

Л

Н

Ы

Ш

П

И

Ц

Ь

Г

З

Я

  1. 11  5  4     9  6  23  20  14  5  24,     5    3  6  9  5  2  20  25  5    9  17  2  12  7  5  24.  

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

24

25

Д

Р

Т

М

А

О

Ч

К

В

Е

С

Й

Щ

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

26

У

Ж

Б

Л

Н

Ы

Ш

П

И

Ц

Ь

Г

З

  1. 1  20  11  21  20  19  15  20  16  5     –     4  5  3  22        19  6  14  10  1  17.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

24

25

Д

Р

Т

М

А

О

Ч

К

В

Е

С

Й

Щ

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

26

У

Ж

Б

Л

Н

Ы

Ш

П

И

Ц

Ь

Г

З

  1. 12  7  10  16  22  10   -    11 9  10  3,     5       16  10  12  7  10  16  22  10  -   3  22  4  5.

Приложение 2

E:\2.jpg

                                                                                                          Приложение 3

E:\1 солнце.jpg

 

                                                                                                            Приложение 4

E:\3.jpg

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.        Баева И.А. Тренинг психологической безопасности в школе.Спб.:Речь,2002.

2.        Бернс Р.Развитие Я-концепции и воспитание.М.,1983.

3.        Битянова Н.П. Психология личностного роста. М.: Меж.пед. академия, 1995.

4.        Васильев Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов. Спб., 2003.

5.        Грецов А. Тренинг общения для подростков. Спб.,2005.

6.        Емельянов Ю.Н., Кузьмин Е.С. Теоретические и методологические основы социально-психологического тренинга. Л.: ЛГУ, 1983.

7.         Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. М.: МГУ, 1990.

8.        Лидер А.Г. Психологический тренинг с подростками.М.,2001.

9.        Мелибруда Е. Я - Ты - Мы. Психологические возможности улучшения общения. М.: Прогресс, 1986.

10.         Организация и проведение тренинга: Учебное пособие/Под ред. А.В.Федотова. Л.: ЛГТУ, 1991.

11.         Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М.: МГУ, 1989.

12.        Петровская Л.А. Теоретические и методологические основы социально-психологического тренинга. М., 1982.

13.        Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994.

14.         Рязанова Д.В. Тренинг с подростками.М.:Генезис,2003.

15.        Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. Яр. :Академия развития, 2004.

16.         Сартан Г.Н. Психотренинги по общению для учителей и старшеклассников. М.: Смысл, 1993.

17.        Смит Р. Групповая работа с детьми и подростками. М.:Генезис,2000.