Особенности развития речи у детей с ЗПР.

Уразова Юлия Александровна

Особенности речи у детей с задержкой психического развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_mo.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБУ СО РЦ «Сосновая горка»

Методическое объединение педагогов-психологов.

Особенности развития речи у детей с ЗПР.

   Последнее десятилетие характеризуется ростом числа детей с задержкой психического развития.

   

Основными значимыми особенностями развития детей с ЗПР является:

  1. недостаточный запас знаний и представлений об окружающем;
  2. пониженная познавательная активность;
  3. замедленный темп формирования ВПФ
  4. слабость регуляции произвольной деятельности
  5. нарушения различных сторон речи

   Детям с ЗПР свойственна пониженная обучаемость, однако они способны использовать помощь взрослого, переносить усвоенные навыки умственной деятельности в другие ситуации.  

  Большую роль в структуре дефекта детей с ЗПР играют речевые нарушения. Нарушение речи – это отклонение в речи повторяющихся языковых норм от общепринятых в данной языковой среде. Основными причинами речевых нарушений являются:

  • генетические явления, наследственность;
  • факторы воздействующий в период внутриутробного развития (вирусные заболевания матери, употребление лекарственных средств, токсикоз, гипоксия и т.д.);
  • факторы в период родов (внутричерепная родовая травма, асфиксия);
  • социальные факторы (неправильный подход к обучению и воспитанию)

 Основными характеристиками речевого развития дошкольников с ЗПР являются:

  1. У детей с ЗПР развивается позднее, чем у нормально развивающихся сверстников, возникает период детского словотворчества и затягивается до 7-8 лет
  2. В речи детей с ЗПР в основном используются существительные и глаголы, причем предметный и глагольный словарный запас низкий, неточный. Дети не знают многих слов не только абстрактного значения, но и часто встречающихся в их речи, заменяют слова описанием ситуации или действия, с которым связано слово, испытывают трудности в подборе слов – синонимов, слов  - антонимов
  3. Недостаточность сформированности грамматического строя речи. Чаще всего  встречается нарушение порядка слов в предложении, пропуск отдельных ее членов, что связано с неполноценностью грамматического программирования.
  4. Речь детей характеризуется нарушением звукопроизносительной стороны, отмечается низкий уровень ориентировки в звуковой действительности речи, трудности дифференциации звуков, а также трудности в овладении звукобуквенным анализом.
  5. Своеобразие связной речи. Пересказ произведение (особенно повествовательного характера) сложен для них,  дети испытывают трудности в составлении рассказа по серии картин;  многим детям не удается выполнить задание на составление творческого рассказа, рассказа описания. Для детей с ЗПР характерны неосознанность и непроизвольность построения фразы как высказывания в целом, дети не дают развернутого  ответа на вопрос взрослого, часто в ответах основная мысль перебивается посторонними суждениями и мыслями.

В качестве методики обследования ребенка с нарушением в речепроизношении можно использовать следующее:

1. Предварительная беседа с ребенком для установления доверительных отношений с ребенком, выявления контактности, активности:

  • Как тебя зовут
  • Как зовут твоих родителей
  • Сколько тебе лет
  • Много ли у тебя друзей
  • Во что ты любишь играть

2. Игровая ситуация (выявление интереса к общению, умение вступить в диалог, правильно излагать свои мысли, активность):

  • Сейчас к тебе в гости придет зайчик. Я буду зайчиком. Подумай, что ты будешь говорить, о чем спросишь зайчика. Приготовься. (воспитатель берет игрушку или картинку с изображение зайчика. Раздается стук, зайчик спрашивает: «можно к вам в гости?...»

3. Диалог по картинке для выявления интереса к общению, умение задавать вопросы.

  • Инструкция: «У меня есть замечательная картинка. Вот она. Хочешь, я расскажу тебе, что здесь произошло? Только ты должен задавать мне вопросы, спрашивать меня о том, что здесь нарисовано. Можно задавать любые вопросы по картинке. Можно задавать много вопросов, я постараюсь на них ответить»

   Диагностируя ребенка вы отмечаете контактность, активность в общении, понимание речи, умение слушать, задавать вопросы, ответы на вопросы, проявление интереса к заданиям.

   Коррекционно - развивающая работа с детьми с ЗПР определяется в соответствии с их образовательными потребностями, обусловленными возрастом, степенью и многообразием нарушений, а также социально-культурными условиями жизни и воспитания.

   Прежде всего, необходимо учитывать, что такие дети особо нуждаются в постоянно поддерживаемой взрослыми  ситуации успеха. Она должна строиться как к предметно-практической деятельности, так и к межличностному взаимодействию.

   В работе с детьми с ЗПР широко должны применяться дидактические игры.

   Ценность дидактической игры состоит в том, что сам процесс обучения делается эмоциональным, при достаточно большом количестве повторений сохраняет интерес ребенка к заданию. Это особенно важно в работе с детьми с ЗПР.

   

Примеры игр:

  1. Кто больше?

Цель: развитие речи и мышления

Описание: детям предлагают какой-нибудь глагол (шипеть, свистеть, давить, убеждать и т.д.), а они должны назвать как можно больше предметов, способных выполнить это действие. Например: убежать может: мальчик, преступник, время, молоко и т.д.

  1. Что бывает?

Цель: развитие речи и мышления

Описание: ведущий предлагает прилагательное, а задача играющих – назвать как можно больше существительных, обладающих этими признаком.

Радостный: праздник, случай, день, человек и т.д.

  1. Подбор прилагательных

Цель: развитие речи и мышления.

Необходимые приспособления: для самых детей – игрушка или картинка с изображением предмета.

Описание игры: ведущий показывает игрушку (называет слово), а играющие называют признаки, характерные для этого предмета. Выигрывает тот, кто придумает больше слов.

Кукла: красивая, новая, пластмассовая, веселая и т.д.

Для индивидуальной работы с ребенком можно использовать:

Для самых маленьких:

1. Расскажи, какие звуки издает каждое животное.

2. Рассказ по картинке, рассказ про предмет

3. Рассмотри все предметы и расскажи для чего они нужны

Для старших дошкольников можно использовать:

  1. Составление рассказа по картинке
  2. Последовательность событий
  3. Составь рассказ с использованием слов
  4. Проговаривание скороговорок
  5. Пересказ рассказа

   Одно из основных мест в коррекционной работе отводиться все формам ручной деятельности, включая рисование, лепку, конструирование, работу с мозаикой, пальчиковая гимнастика, шитье и  т.д. через которые также развиваются речевые навыки.

   Особого  внимания требует развитие речевого опосредования действий детей.

Можно использовать следующие приемы:

  • Поощрение и поддержка правильных ответов на этапе ориентировки в задании
  • Проговаривание вместе с ребенком того, что он будет делать, а также последовательности действий
  • Повторение ребенком задания вслух
  • Вспомнить и повторить задание после того, как оно выполнено
  • Привлечение ребенка в качестве помощника другим детям

   Эффективность психологической помощи детям с ЗПР зависит не только от профессионального уровня психолога, но и от уровня психологических знаний и умений педагогов, врачей и других специалистов, окружающих ребенка. Только в тесном профессиональном сотрудничестве возможно добиться успехов в умственном развитии ребенка, гармонизации его личности и помочь ему найти свое место в жизни.