Особенности развития речи у детей с ЗПР.
Особенности речи у детей с задержкой психического развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_mo.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГБУ СО РЦ «Сосновая горка»
Методическое объединение педагогов-психологов.
Особенности развития речи у детей с ЗПР.
Последнее десятилетие характеризуется ростом числа детей с задержкой психического развития.
Основными значимыми особенностями развития детей с ЗПР является:
- недостаточный запас знаний и представлений об окружающем;
- пониженная познавательная активность;
- замедленный темп формирования ВПФ
- слабость регуляции произвольной деятельности
- нарушения различных сторон речи
Детям с ЗПР свойственна пониженная обучаемость, однако они способны использовать помощь взрослого, переносить усвоенные навыки умственной деятельности в другие ситуации.
Большую роль в структуре дефекта детей с ЗПР играют речевые нарушения. Нарушение речи – это отклонение в речи повторяющихся языковых норм от общепринятых в данной языковой среде. Основными причинами речевых нарушений являются:
- генетические явления, наследственность;
- факторы воздействующий в период внутриутробного развития (вирусные заболевания матери, употребление лекарственных средств, токсикоз, гипоксия и т.д.);
- факторы в период родов (внутричерепная родовая травма, асфиксия);
- социальные факторы (неправильный подход к обучению и воспитанию)
Основными характеристиками речевого развития дошкольников с ЗПР являются:
- У детей с ЗПР развивается позднее, чем у нормально развивающихся сверстников, возникает период детского словотворчества и затягивается до 7-8 лет
- В речи детей с ЗПР в основном используются существительные и глаголы, причем предметный и глагольный словарный запас низкий, неточный. Дети не знают многих слов не только абстрактного значения, но и часто встречающихся в их речи, заменяют слова описанием ситуации или действия, с которым связано слово, испытывают трудности в подборе слов – синонимов, слов - антонимов
- Недостаточность сформированности грамматического строя речи. Чаще всего встречается нарушение порядка слов в предложении, пропуск отдельных ее членов, что связано с неполноценностью грамматического программирования.
- Речь детей характеризуется нарушением звукопроизносительной стороны, отмечается низкий уровень ориентировки в звуковой действительности речи, трудности дифференциации звуков, а также трудности в овладении звукобуквенным анализом.
- Своеобразие связной речи. Пересказ произведение (особенно повествовательного характера) сложен для них, дети испытывают трудности в составлении рассказа по серии картин; многим детям не удается выполнить задание на составление творческого рассказа, рассказа описания. Для детей с ЗПР характерны неосознанность и непроизвольность построения фразы как высказывания в целом, дети не дают развернутого ответа на вопрос взрослого, часто в ответах основная мысль перебивается посторонними суждениями и мыслями.
В качестве методики обследования ребенка с нарушением в речепроизношении можно использовать следующее:
1. Предварительная беседа с ребенком для установления доверительных отношений с ребенком, выявления контактности, активности:
- Как тебя зовут
- Как зовут твоих родителей
- Сколько тебе лет
- Много ли у тебя друзей
- Во что ты любишь играть
2. Игровая ситуация (выявление интереса к общению, умение вступить в диалог, правильно излагать свои мысли, активность):
- Сейчас к тебе в гости придет зайчик. Я буду зайчиком. Подумай, что ты будешь говорить, о чем спросишь зайчика. Приготовься. (воспитатель берет игрушку или картинку с изображение зайчика. Раздается стук, зайчик спрашивает: «можно к вам в гости?...»
3. Диалог по картинке для выявления интереса к общению, умение задавать вопросы.
- Инструкция: «У меня есть замечательная картинка. Вот она. Хочешь, я расскажу тебе, что здесь произошло? Только ты должен задавать мне вопросы, спрашивать меня о том, что здесь нарисовано. Можно задавать любые вопросы по картинке. Можно задавать много вопросов, я постараюсь на них ответить»
Диагностируя ребенка вы отмечаете контактность, активность в общении, понимание речи, умение слушать, задавать вопросы, ответы на вопросы, проявление интереса к заданиям.
Коррекционно - развивающая работа с детьми с ЗПР определяется в соответствии с их образовательными потребностями, обусловленными возрастом, степенью и многообразием нарушений, а также социально-культурными условиями жизни и воспитания.
Прежде всего, необходимо учитывать, что такие дети особо нуждаются в постоянно поддерживаемой взрослыми ситуации успеха. Она должна строиться как к предметно-практической деятельности, так и к межличностному взаимодействию.
В работе с детьми с ЗПР широко должны применяться дидактические игры.
Ценность дидактической игры состоит в том, что сам процесс обучения делается эмоциональным, при достаточно большом количестве повторений сохраняет интерес ребенка к заданию. Это особенно важно в работе с детьми с ЗПР.
Примеры игр:
- Кто больше?
Цель: развитие речи и мышления
Описание: детям предлагают какой-нибудь глагол (шипеть, свистеть, давить, убеждать и т.д.), а они должны назвать как можно больше предметов, способных выполнить это действие. Например: убежать может: мальчик, преступник, время, молоко и т.д.
- Что бывает?
Цель: развитие речи и мышления
Описание: ведущий предлагает прилагательное, а задача играющих – назвать как можно больше существительных, обладающих этими признаком.
Радостный: праздник, случай, день, человек и т.д.
- Подбор прилагательных
Цель: развитие речи и мышления.
Необходимые приспособления: для самых детей – игрушка или картинка с изображением предмета.
Описание игры: ведущий показывает игрушку (называет слово), а играющие называют признаки, характерные для этого предмета. Выигрывает тот, кто придумает больше слов.
Кукла: красивая, новая, пластмассовая, веселая и т.д.
Для индивидуальной работы с ребенком можно использовать:
Для самых маленьких:
1. Расскажи, какие звуки издает каждое животное.
2. Рассказ по картинке, рассказ про предмет
3. Рассмотри все предметы и расскажи для чего они нужны
Для старших дошкольников можно использовать:
- Составление рассказа по картинке
- Последовательность событий
- Составь рассказ с использованием слов
- Проговаривание скороговорок
- Пересказ рассказа
Одно из основных мест в коррекционной работе отводиться все формам ручной деятельности, включая рисование, лепку, конструирование, работу с мозаикой, пальчиковая гимнастика, шитье и т.д. через которые также развиваются речевые навыки.
Особого внимания требует развитие речевого опосредования действий детей.
Можно использовать следующие приемы:
- Поощрение и поддержка правильных ответов на этапе ориентировки в задании
- Проговаривание вместе с ребенком того, что он будет делать, а также последовательности действий
- Повторение ребенком задания вслух
- Вспомнить и повторить задание после того, как оно выполнено
- Привлечение ребенка в качестве помощника другим детям
Эффективность психологической помощи детям с ЗПР зависит не только от профессионального уровня психолога, но и от уровня психологических знаний и умений педагогов, врачей и других специалистов, окружающих ребенка. Только в тесном профессиональном сотрудничестве возможно добиться успехов в умственном развитии ребенка, гармонизации его личности и помочь ему найти свое место в жизни.