Школа сотрудничества взрослых и детей

В  данной консультации говорится о том, как создать атмосферу доверия и взаимопонимания между родителями и детьми, как сделать процесс воспитания эффективным, а взаимоотношения родителей и детей по-настоящему дружескими и теплыми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkola_sotrudnichestva_vzroslyh_i_detey.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

«Школа сотрудничества взрослых и детей».

Мы поговорим о том, как создать атмосферу доверия и взаимопонимания между родителями и детьми, как сделать процесс воспитания эффективным, а взаимоотношения родителей и детей по-настоящему дружескими и теплыми.

Как вы считаете, в чем ребенок больше всего нуждается с вашей стороны?

Большинство родителей считают, что самое главное – это обеспечить ребенка качественным питанием, уходом, удобной одеждой, дать ему образование и т.д. Но гораздо важнее другое. Оказывается, основой полноценного социально-личностного развития ребенка является его положительное самоощущение, уверенность в себе, своих возможностях, в том, что он хороший и любимый.

Но положительное самоощущений у детей не возникает само по себе. Оно появляется в результате эмоционально наполненных, доверительных контактов с родными и близкими. Поэтому при воспитании ребенка в семье родители должны вести себя так, чтобы ребенок постоянно видел, чувствовал, что его любят, о нем заботятся. А для этого надо почаще ласково и нежно разговаривать с ребенком, не скупиться на тактильный контакт: гладить по голове, обнимать.

Очень важно, чтобы родители всегда отзывались на потребности ребенка в общении, а в случае необходимости всегда доброжелательно мотивировали свой отказ («Извини, я сейчас не могу это сделать, потому что должна закончить приготовление обеда» и т.п.). Родители должны заинтересованно, с вниманием и уважением относиться к вопросам, которые задает ребенок, его просьбам и жалобам, уметь успокоить, помочь отыскать какие-то иные источники утешения. Лишь когда ваш ребенок будет уверен, что вы его цените и понимаете, он сможет доверить вам свои тайны и опасения, именно с вами захочет поделиться чем-то сокровенным. А, следовательно, с вашей помощью будет найден путь к решению любой его проблемы.

Еще один вопрос, который мне хотелось бы с вами обсудить – это отношение к совершению ребенком каких либо плохих поступков, а также мера и вид наказания, которые применяют родители.

Как вы считает, нужно ли наказывать ребенка? И если нужно, то как? Какие виды наказания применяете вы?

Вообще большим педагогическим достижением родителей можно считать диалог с ребенком, в  ходе которого он поймет, что его плохой поступок никак не влияет на отношение к нему родителей, что родители любили его и любят независимо от того, что он совершил. Оценивая поступок, нельзя оценивать личность ребенка. И если вы решаете наказать ребенка, то мера наказания всегда должна быть адекватна мере проступка. Причем ребенок должен абсолютно точно понимать, за что его наказывают родители.

Для правильного воспитания родителям полезно знать, какие формы наказания существуют.

К самым неправильным, нежелательным формам наказания следует отнести физическое воздействие. Если родители используют физические наказания тогда, когда дети не подчиняются их требованиям, то данное воздействие не решает конфликта, а лишь создает иллюзию его разрешения. Ведь в результате подчинился не ребенок, его языком и действиями руководит в этот момент инстинкт самосохранения и эмоция страха. Побочным эффектом этого вида наказания может послужить то, что ребенок сам перенимает формы агрессивного поведения взрослого и может использовать их в общении с другими людьми.

Заметим, что речевая агрессия (ругань, оскорбления) так же, как и физические наказания малоэффективна и ведет лишь к аналогичным способам поведения ребенка со сверстниками в результате действия механизма подражания.

Весьма распространенной формой являются так называемые сепарационные наказания, лишающие ребенка части родительской любви (игнорирование ребенка, отказ от общения с ним). Это сильно действующая форма наказания, и применять ее нужно с крайней осторожностью и на короткое время. Если между ребенком и родителями существовали отношения подлинной близости, взаимоуважения, любви и доверия, то такой метод может быть использован. Если же всего этого не было, то подобное наказание абсолютно ничего не дает: временная утрата любви имеет смысл тогда, когда есть что терять.

В Леви создал 7 правил для всех и озаглавил их фразой

«Наказывая, подумай: зачем?!»

  • Наказание не должно вредить здоровью: ни физическому, ни психическому. Более того, наказание должно быть полезным, не так ли? Никто не спорит, однако наказывающий забывает подумать.
  • Если есть сомнение: наказывать или не наказывать, НЕ наказывайте. Даже если уже поняли, что обычно слишком мягки, доверчивы и нерешительны. Никакой профилактики, никаких наказаний «на всякий случай».
  • За один раз - одно. Даже если проступков совершенно сразу необозримое множество, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу, а не по одиночке - за каждый. Салат из наказаний - блюдо не для детской души! Наказание - не за счет любви, что бы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды.
  • Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало.
  • Наказан - прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута, как ни в чем не бывало. О старых грехах – ни слова. Не мешайте начать жизнь сначала!
  • Без унижения. Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество вашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребенок считает, что вы несправедливы, наказание подействует только в обратную сторону.
  • Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен бояться, не гнева вашего, а вашего огорчения.

При дефиците любви становится наказанием сама жизнь, и тогда наказание ищется как последний шанс на любовь.

О родительской любви мы поговорим далее, а сейчас мне хотелось бы узнать ваше мнение. Нужно ли демонстрировать ребенку свою любовь и как это делать?

Некоторые родители считают, что нельзя показывать детям свою любовь к ним, что это ведет к избалованности, эгоизму и т.д. Но это совсем не так. Любовь, которая реализуется не через многочисленные материальные блага и затраты, а через повседневное поддержание и сохранение эмоционального контакта с ребенком, есть то универсальное требование к воспитанию, которое применимо ко всем родителям детей любого возраста.

Основой для сохранения этого контакта служит искренняя заинтересованность взрослого во всем, что происходит в жизни ребенка, желание понимать и слушать маленького человека.

Говоря о родительской любви, можно выделить 8 ее типов, которые мы сейчас более подробно рассмотрим.

  1. Действенная любовь (симпатия, уважение, близость). Она включает активное внимание к интересам ребенка, принятие его как самостоятельной личности, теплое эмоциональное отношение.
  2. Отстраненная любовь (симпатия, уважение, но большая дистанция в общении). Родители высоко оценивают ребенка, но это сочетается с незнанием его душевного мира, с неумением помочь ему в его проблемах.
  3. Действенная жалость (симпатия, близость, но отсутствие уважения). Такой стиль характерен признанием действительных (но часто мнимых) отклонений в умственном или физическом развитии ребенка, в результате чего родители склоняются к чрезмерной его опеке, не веря в детские способности, не доверяя ребенку.
  4. Снисходительное отстранение (симпатия, неуважение, большая дистанция в общении). Родителям свойственно не вполне осознанное оправдание личностных особенностей ребенка его наследственностью, условиями рождения и т.п. Неблагополучие ребенка признается его правом при условии реального невмешательства родителей в дела ребенка, плохого знания его переживаний и внутреннего мира.
  5. Отвержение (антипатия, неуважение, большая дистанция в общении). Родитель холоден и неприступен даже тогда, когда ребенок нуждается в помощи и поддержке.
  6. Презрение (антипатия, неуважение и малая дистанция в общении).  В общении с ребенком родитель обычно е замечает в нем ничего положительного, игнорирует любые его достижения, но в то же время мучительно переживает свою связь с таким неудачником.
  7. Преследование (антипатия, уважение, близость). Родители пытаются строгостью и жестким контролем «переломить» ребенка, выступают инициаторами привлечения к воспитанию общественности.
  8. Отказ (антипатия, неуважение, большая дистанция в общении). В воспитании преобладает отстранение от проблем ребенка. Родители как бы издали следят за ним, признавая его силу, ценность некоторых качеств.

Исходя из всего этого, мы видим насколько разнообразны могут быть формы выражения нашего отношения к ребенку и, следовательно, как будут складываться взаимоотношения родителей и детей в той или иной ситуации.

И в заключении, я хочу рассказать о правиле, которого стоит придерживаться родителям ребенка любого возраста. Это правили трех «П»: ПОНИМАНИЕ, ПРИНЯТИЕ, ПРИЗНАНИЕ. И коротко о каждом из них.

Понимание означает умение видеть ребенка «изнутри», смотреть на мир одновременно с двух точек зрения, своей собственной и ребенка, видеть побудительные мотивы, движущие детьми.

Принятие означает безусловно положительное отношение к ребенку, к его индивидуальности независимо от того, радует он в данный момент взрослых или нет, признание его уникальности.

Признание уникальности ребенка означает, что к нему нужно подходить не с готовыми представлениями о том, какой он должен быть. Надо «идти от ребенка», и только тогда можно разглядеть заложенный в нем потенциал развития, то своеобразие и ту «непохожесть», которые присущи подлинной личности.

Признание - это прежде всего право голоса ребенка в решении тех или иных проблем. Часто ребенку нельзя обеспечить полного равенства прав, например, если речь идет о его здоровье, однако «совещательный голос» он должен иметь.

Понимание, принятие и признание являются базовыми для создания теплых, доверительных отношений между родителями и детьми и установления атмосферы сотрудничества и взаимопонимания в семье.