Организация работы по взаимодействию специалистов Службы сопровождения замещающих семей с образовательными организациями.

В последнее десятилетие обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных приоритетов России. В посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации поставлены задачи по разработке современной и эффективной государственной политики в области детства. Решение проблем защиты детства отражено в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. Государство призвано обеспечивать социальную защиту ребенка, лишенного родительского попечения, предлагая несовершеннолетним различные формы семейного жизнеустройства. Одним из реальных путей оказания социальной и психолого-педагогической поддержки детям, лишенным возможности воспитываться в кровных семьях, является развитие института замещающей семьи. В чем же заключается взаимодействие специалистов Службы сопровождения и образовательной организации? Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                 

Организация работы по взаимодействию специалистов Службы сопровождения замещающих семей с образовательными организациями.

                                                                                  Роль семьи в развитие человека

                                                                       несравнима по своему значению

                                                                            ни с какими другими социальными

  институтами. Потеря семьи в детстве

                                                              отражается на дальнейшем

                                                развитии ребенка.

В последнее десятилетие обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных приоритетов России. В посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации поставлены задачи по разработке современной и эффективной государственной политики в области детства. Решение проблем защиты детства отражено в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.

Государство призвано обеспечивать социальную защиту ребенка, лишенного родительского попечения, предлагая несовершеннолетним  различные формы семейного жизнеустройства.

Одним из реальных путей оказания социальной и психолого-педагогической поддержки детям, лишенным возможности воспитываться в кровных семьях, является развитие института замещающей семьи.

В Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017гг отражены меры, направленные на защиту прав и интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а именно: улучшение качества подготовки потенциальных замещающих родителей в целях исключения возврата детей из замещающих семей в учреждения интернатного типа и применение обязательного психологического тестирования для кандидатов в опекуны, попечители, усыновители.

В связи с этим, на базе муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Шаховская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» создана Служба сопровождения замещающих семей. (Приказ УО № 268\а от 1.10.2013г.)

        Одной из главных задач Службы является  оказание индивидуально-ориентированной педагогической, психологической, социальной помощи замещающим семьям в решении наиболее сложных задач развития, обучения, социализации воспитанников: трудности периодов адаптации в новой семье, возрастные кризисы развития, учебные трудности, проблемы с выбором образовательного маршрута, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями, помощь в решении конфликтных ситуаций.

Для реализации поставленной задачи Служба ведет свою работу по следующим    направлениям:

мониторинг: владение информацией о положении дел в замещающих семьях, проблемах в воспитании детей и внутрисемейных отношениях, потребностях в помощи и поддержке, посещение замещающих семей;

профилактика: раннее диагностирование проблем взаимоотношений в замещающей семье, трудностей в воспитании и управлении поведением приемных детей, разработка конкретных рекомендаций замещающим родителям;

консультирование: оказание помощи замещающим семьям в вопросах развития, воспитания и обучения детей посредством психолого-педагогического, юридического консультирования;

 координация: создание условий для координации и совместной деятельности замещающих родителей, педагогов образовательных учреждений, педагогов-психологов, дефектологов, логопедов, социальных педагогов, врачей и других специалистов;

рекламно - агитационо- просветительская работа: информирование населения о деятельности Службы сопровождения, распространение материалов, связанных с устройством воспитанников в семьи граждан, сопровождением замещающих семей, привлечение  внимания граждан к проблеме сиротства, создание позитивного имиджа замещающей семьи

        Один из принципов работы Службы – это межведомственное взаимодействие по сопровождению замещающей семьи. Служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами здравоохранения, внутренних дел, образовательными организациями, средствами массовой информации, общественными организациями, занимающимися проблемами семьи и детей.

       В чем же заключается взаимодействие специалистов Службы сопровождения и образовательной организации?

        В случае выявления  замещающей семьи, нуждающейся в базовом, кризисном или экстренном сопровождении, Служба создает индивидуальный план сопровождения данной семьи. В соответствии с договором, заключенным  между образовательными организациями и ТПМПК, при необходимости образовательная организация  участвует в разработке и реализации этого плана. После получения заявки на сопровождение замещающей семьи образовательная организация организует  заседание ПМПк, на котором необходимо закрепить курирующего специалиста образовательной организации, который будет  отвечать за реализацию плана по сопровождению в зависимости от проблемы. Это может быть и  диагностика психологом индивидуальных особенностей ребёнка, обучающегося в организации, изучение детско-родительских отношений в замещающей семье; оказание классным руководителем консультативной помощи детям и замещающим родителям в организации учебной деятельности; оказание помощи в адаптации и социализации ребёнка в образовательной организации; реализация воспитательных, коррекционно-развивающих программ; организация социальным педагогом  досуговых мероприятий для ребёнка, воспитывающегося в замещающей семье и т.п.

      В свою очередь, при выявлении классным руководителем (воспитателем), психологом, социальным педагогом образовательной организации у ребенка, обучающегося в организации, проблем препятствующих нормальному обучению, воспитанию, развитию в замещающей семье, образовательная организация собирает консилиум с целью закрепления специалиста, который разрабатывает свой  индивидуальный план сопровождения замещающей семьи и организует коррекционно-развивающие мероприятия.

      Индивидуальный план сопровождения замещающей семьи реализуется в течение месяца. В случае неэффективности проводимых мероприятий и необходимости содействия в сопровождении других организаций образовательная организация направляет информацию в Службу сопровождения замещающих семей  с анализом результата и причин эффективности и неэффективности проведённых мероприятий. При стабилизации комфортности проживания ребёнка в замещающей семье  ПМПк образовательной организации принимается решение о снятии с сопровождения замещающей семьи.

          Таким образом, тесное сотрудничество Службы сопровождения и образовательных организаций будет способствовать достижению общей главной  цели -   осуществление  комплекса мер, направленных на оказание психолого- педагогической поддержки и помощи замещающим родителям по вопросам воспитания, обучения и  развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в замещающих семьях.

Спасибо за внимание!

Образовательные организации:

Образовательной организацией при получении заявки на терапевтическое сопровождение замещающей семьи, направленной муниципальным органом опеки, замещающая семья ставится на сопровождение. В течение 5 дней изучаются социально-бытовые условия проживания подопечных детей, проводится психологическая диагностика, выявляются проблемы семьи, заключается договор на сопровождение.

Курирующим специалистом образовательной организации в течение 5 дней оформляется индивидуальный план сопровождения замещающей семьи (приложение 3).

При выявлении классным руководителем (воспитателем), психологом, социальным педагогом образовательной организации у ребенка, обучающегося в организации, проблем препятствующих нормальному обучению, воспитанию, развитию в замещающей семье, назначается курирующий специалист образовательной организации, который в течение 5 дней разрабатывает индивидуальный план сопровождения замещающей семьи и организует коррекционно-развивающие мероприятия.

Реклама на сайте с посещаемостью больше 100 тыс. в сутки 

Индивидуальный план сопровождения замещающей семьи реализуется в течение месяца. В случае неэффективности проводимых мероприятий и необходимости содействия в сопровождении других организаций образовательная организация направляет информацию в муниципальный орган опеки с анализом результата и причин эффективности и неэффективности проведённых мероприятий. Информация о необходимости дальнейшего сопровождения замещающей семьи направляется в течение 10 дней в муниципальный орган опеки по электронной почте и в бумажном варианте в 2 экземплярах.

При стабилизации комфортности проживания ребёнка в замещающей семье образовательной организацией принимается решение о снятии с сопровождения замещающей семьи, оформляется отчет, который направляется в муниципальный орган опеки.

План индивидуально-профилактической работы с приемным ребенком и замещающей семьей в образовательной организации

ФИО ребенка, дата рождения ___Сидоров Иван Петрович, 12.02.2005г.

ФИО замещающих родителей, контактные данные Иванова Надежда Петровна, Иванов Сергей Анатольевич, дом. ________

Характеристика семейной ситуации: стиль семейного воспитания – демократически-авторитетный. Отношения с замещающими родителями и другими членами семьи бесконфликтные, ровные. Уровень комфортности ребенка в семье оптимальный. Приемные родители объясняют проблемы ребенка в школе навязанным ярлыком «неудобного», «трудного» ученика.

Характеристика когнитивных, эмоционально-волевых, социально-коммуникативных, поведенческих и иных проблем развития приемного ребенка: __уровень личностной и коммуникативной комфортности ребенка в школе низкий, отношения с учителем нарушены.

Внутренняя позиция школьника сформирована, но выражено негативное отношение к школе. В отношениях с одноклассниками проявляет агрессивность и враждебность, которые носят защитный характер. В классе имеет статус изолированного. Общению со сверстниками предпочитает общение с детьми более младшего возраста. Самооценка низкая, эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности недостаточна.

Срок реализации плана: март-май 2014г.

Примечание: содержание плана может быть ориентировано как на кризисную (краткосрочную) помощь приемному ребенку и замещающей семье, так и на реализацию текущих направлений работы с семьей и ребенком (социально-педагогическая и психологическая диагностика, беседы с ребенком, консультации с родителями, педагогами и т. д.). В данном примерном варианте плана отражены наиболее актуальные мероприятия, предполагающие использование современных восстановительных технологий помощи семье и ребенку (в т. ч., в трудной жизненной ситуации).

Специалист ОО

Мероприятия с учащимся/воспитанником

Работа с замещающими родителями и членами семьи

Работа с педагогическим коллективом ОО

Работа с ученическим коллективом ОО, детским окружением

Зам. директора по НМР/УВР

1. Круглый стол с приглашением педагогов и замещающих родителей «Чужих детей не бывает» (формирование толерантного отношения к приемным детям в ОО).

2. МО для учителей начальных классов: «Развитие методической и специальной компетенций педагогов в работе с неуспешным учеником».

Педагог-психолог

1. Индивидуальная коррекционно-развивающая работа по сквозным/модульным программам (коррекция самооценки и самопринятия, детский самоменеджмент и тайм-менеджмент).

2. Индивидуальные программы релаксации и медитации.

3. Групповые занятия (3-5 чел.) на развитие социально-коммуникативных навыков «Я в мире других».

1. Программа развития родительской эффективности (Родительская студия «Я-родитель»).

2. Участие в балинтовской группе (группа самопомощи профессиональных замещающих родителей).

1.  Психолого-педагогический лекторий «Особенности депривированного ребенка».

2.  Программа/цикл занятий «Развитие коммуникативной и конфликтологической компетентности педагога».

1. Программа/цикл занятий «Снижение агрессивности и враждебности в детской и подростковой среде».

2. Программа «примирения» для восстановления нарушенных (конфликтных) взаимоотношений (в рамках работы школьной службы примирения).

3.Гуманитарные и социальные проекты. Социально-педагогические акции «Милосердие», «Улыбка», «Психологическое здоровье» и т. д.

Социальный педагог

1. Включение в социальные/гуманитарные проекты, социальные акции, волонтерскую деятельность.

1. Активизация сети социальных контактов ребенка (значимых лиц из соц. окружения), проведение «Круга заботы» по теме «Помоги мне стать успешным».

2. Социально-педагогический патронаж семьи и ребенка (3-4 раза в неделю по согласованию с родителями).

Классный руководитель

1. Включение ребенка в проектную, научно-исследовательскую деятельность на основе изучения познавательных интересов и способностей ребенка.

1. Реализация технологии «Индивидуальный тьютор» (обучение родителей навыкам организации самостоятельной учебной деятельности ребенка дома).

2. Организация сообщества родителей класса «Наша классная семья», организация «Семейной конференции» по обсуждению возникающих проблемных ситуаций (технология медиации).

1. Коллективные творческие дела и значимые события для формирования положительного социально-психологического климата и сплочения детского коллектива «День успеха», «Моя гордость» и т. п.).

Педагог дополнительного образования/

тренер-преподаватель

1. Включение в систему дополнительного образования на основе изучения интересов и способностей ребенка (спортивные, художественные, технические, экологические, прикладные и иные объединения).

1. Публичные мероприятия для освещения успехов ребенка во внеучебной деятельности.

Иные заинтересованные специалисты

Зам директора по НМР/УВР _____________( ______________________)

Педагог-психолог ___________(__________________)

 

Социальный педагог _____________( ______________________)

Классный руководитель_____________( ______________)

Педагог дополнительного образования _____________(______________________)

Приложение 4



Предварительный просмотр:

                                                                                 

Организация работы по взаимодействию специалистов Службы сопровождения замещающих семей с образовательными организациями.

                                                                                  Роль семьи в развитие человека

                                                                       несравнима по своему значению

                                                                            ни с какими другими социальными

  институтами. Потеря семьи в детстве

                                                              отражается на дальнейшем

                                                развитии ребенка.

В последнее десятилетие обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных приоритетов России. В посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации поставлены задачи по разработке современной и эффективной государственной политики в области детства. Решение проблем защиты детства отражено в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.

Государство призвано обеспечивать социальную защиту ребенка, лишенного родительского попечения, предлагая несовершеннолетним  различные формы семейного жизнеустройства.

Одним из реальных путей оказания социальной и психолого-педагогической поддержки детям, лишенным возможности воспитываться в кровных семьях, является развитие института замещающей семьи.

В Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017гг отражены меры, направленные на защиту прав и интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а именно: улучшение качества подготовки потенциальных замещающих родителей в целях исключения возврата детей из замещающих семей в учреждения интернатного типа и применение обязательного психологического тестирования для кандидатов в опекуны, попечители, усыновители.

В связи с этим, на базе муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Шаховская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» создана Служба сопровождения замещающих семей. (Приказ УО № 268\а от 1.10.2013г.)

        Одной из главных задач Службы является  оказание индивидуально-ориентированной педагогической, психологической, социальной помощи замещающим семьям в решении наиболее сложных задач развития, обучения, социализации воспитанников: трудности периодов адаптации в новой семье, возрастные кризисы развития, учебные трудности, проблемы с выбором образовательного маршрута, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями, помощь в решении конфликтных ситуаций.

Для реализации поставленной задачи Служба ведет свою работу по следующим    направлениям:

мониторинг: владение информацией о положении дел в замещающих семьях, проблемах в воспитании детей и внутрисемейных отношениях, потребностях в помощи и поддержке, посещение замещающих семей;

профилактика: раннее диагностирование проблем взаимоотношений в замещающей семье, трудностей в воспитании и управлении поведением приемных детей, разработка конкретных рекомендаций замещающим родителям;

консультирование: оказание помощи замещающим семьям в вопросах развития, воспитания и обучения детей посредством психолого-педагогического, юридического консультирования;

 координация: создание условий для координации и совместной деятельности замещающих родителей, педагогов образовательных учреждений, педагогов-психологов, дефектологов, логопедов, социальных педагогов, врачей и других специалистов;

рекламно - агитационо- просветительская работа: информирование населения о деятельности Службы сопровождения, распространение материалов, связанных с устройством воспитанников в семьи граждан, сопровождением замещающих семей, привлечение  внимания граждан к проблеме сиротства, создание позитивного имиджа замещающей семьи

        Один из принципов работы Службы – это межведомственное взаимодействие по сопровождению замещающей семьи. Служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами здравоохранения, внутренних дел, образовательными организациями, средствами массовой информации, общественными организациями, занимающимися проблемами семьи и детей.

       В чем же заключается взаимодействие специалистов Службы сопровождения и образовательной организации?

        В случае выявления  замещающей семьи, нуждающейся в базовом, кризисном или экстренном сопровождении, Служба создает индивидуальный план сопровождения данной семьи. В соответствии с договором, заключенным  между образовательными организациями и ТПМПК, при необходимости образовательная организация  участвует в разработке и реализации этого плана. После получения заявки на сопровождение замещающей семьи образовательная организация организует  заседание ПМПк, на котором необходимо закрепить курирующего специалиста образовательной организации, который будет  отвечать за реализацию плана по сопровождению в зависимости от проблемы. Это может быть и  диагностика психологом индивидуальных особенностей ребёнка, обучающегося в организации, изучение детско-родительских отношений в замещающей семье; оказание классным руководителем консультативной помощи детям и замещающим родителям в организации учебной деятельности; оказание помощи в адаптации и социализации ребёнка в образовательной организации; реализация воспитательных, коррекционно-развивающих программ; организация социальным педагогом  досуговых мероприятий для ребёнка, воспитывающегося в замещающей семье и т.п.

      В свою очередь, при выявлении классным руководителем (воспитателем), психологом, социальным педагогом образовательной организации у ребенка, обучающегося в организации, проблем препятствующих нормальному обучению, воспитанию, развитию в замещающей семье, образовательная организация собирает консилиум с целью закрепления специалиста, который разрабатывает свой  индивидуальный план сопровождения замещающей семьи и организует коррекционно-развивающие мероприятия.

      Индивидуальный план сопровождения замещающей семьи реализуется в течение месяца. В случае неэффективности проводимых мероприятий и необходимости содействия в сопровождении других организаций образовательная организация направляет информацию в Службу сопровождения замещающих семей  с анализом результата и причин эффективности и неэффективности проведённых мероприятий. При стабилизации комфортности проживания ребёнка в замещающей семье  ПМПк образовательной организации принимается решение о снятии с сопровождения замещающей семьи.

          Таким образом, тесное сотрудничество Службы сопровождения и образовательных организаций будет способствовать достижению общей главной  цели -   осуществление  комплекса мер, направленных на оказание психолого- педагогической поддержки и помощи замещающим родителям по вопросам воспитания, обучения и  развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в замещающих семьях.

Спасибо за внимание!