Мастер-класс: Оригами - перспективное направление арт -терапии

Мармулова Людмила Леонидовна

В своей практике я успешно применяю такие арт-терапевтические методы, как  музыкоперапия, сказкотерапия, танцетерапия.   Мой мастер-класс  посвящен такому направлению  в арт – терапии, как оригами. Оригами обладает очень важными психотерапевтическими свойствами: повышают уровень интеллекта, активизируют творческое мышление, снижают тревожность, улучшает  психоэмоциональное состояние, улучшают двигательную активность рук, память и глазомер, развивают моторику пальцев. Такой вид деятельности, как оригами, подходит для работы с тревожными, агрессивными  детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_gotovyy.docx27.53 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                 Мастер-класс: 
                                 Оригами - перспективное направление  арт -терапии

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов-психологов – участников мастер-класса через педагогическое общение с демонстрацией применения одного из направлений арт-терапевтических технологий.

Задачи: 
1. Познакомить участников мастер-класса с относительно новым  перспективным направлением  арт -терапии – оригами и  применением его в своей психологической практике. 
2. Создать положительный эмоциональный настрой у участников, используя оригами как вид арт-терапии. 
3. Способствовать развитию профессионально – творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого участника. 

Ожидаемые результаты: 

1. Практическое освоение участниками  одного из направлений арт-терапии. 
2. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов-психологов в области арт-терапии. 
3. Рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой психологической деятельности. 

Оборудование: проектор, модели оригами, цветная бумага, фломастеры, компьютер, экран, мультимедийная презентация;  музыка. 

                                                                 План занятия                                                       

1. Вводная часть.                                                                                                         /1мин/

2. Ход мастер-класса, с использованием мультимедийной презентации         /2 мин/

3. Практическая  часть                                                                                            /3мин/          

Показ - действие

    4. Подведение итогов.        /1 мин/

     Завершающее упражнение «Спасибо!» 
                                                                                                                                           

1. Вводная часть.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Мармулова Людмила Леонидовна. Я работаю в средней общеобразовательной школе №4 г. Чистополь педагогом-психологом.  Тема моего мастер-класса-«Оригами - перспективное направление  арт –терапии». Основной целью его проведения является повышение профессионального мастерства участников мастер-класса через педагогическое общение с демонстрацией применения одного из направлений арт-терапевтических технологий.

II. Ход мастер-класса

Сегодня серьезную тревогу вызывает у нас эмоциональное состояние обучающихся. У школьников отмечается высокая тревожность, часто наблюдаются  проявления общей апатии или, напротив, повышенной раздражительности или агрессивности. В современной психологической практике существует немало приемов и методик для решения этих проблем. В этой связи в качестве инструмента для обеспечения эмоционального благополучия и психолого-педагогической поддержки детей я заинтересовалась одним из методов, который в последнее время широко используется педагогами-психологами. Это - арт-терапия. Арт-терапевтические методы работы с детьми и взрослыми - это безопасный способ разрядки разрушительных эмоций, позволяющий проработать мысли и эмоции, которые человек привык подавлять. Этот прием повышает адаптационные способности человека к повседневной жизни, снижает утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления, связанные с обучением у детей.

В своей практике я успешно применяю такие арт-терапевтические методы, как  музыкоперапия, сказкотерапия, танцетерапия. А сегодня  мой мастер-класс будет посвящен такому направлению  в арт – терапии, как оригами. Оригами обладает очень важными психотерапевтическими свойствами: повышают уровень интеллекта, активизируют творческое мышление, снижают тревожность, улучшает  психоэмоциональное состояние, улучшают двигательную активность рук, память и глазомер, развивают моторику пальцев. Такой вид деятельности, как оригами, подходит для работы с тревожными, агрессивными  детьми.

Причин успеха занятий оригами в атр-терапии  много, это и сама бумага с ее привычным неагрессивным статусом, с которой можно делать все, что угодно: смять, разорвать, рисовать на ней, а в оригами бумага выступает в новой необычной роли - из нее можно сложить множество интересных моделей; и простая техника,  результат достигается быстро; имеет место прогнозируемый позитивный результат – если складывать фигурку аккуратно и точно, она обязательно получится красивой. Кроме того оригами объединяет в себе приемы и формы работы некоторых других арт-терапевтических направлений: сказкотерапию (сказки оригами), игротерапию (игры с подвижными фигурками), терапию средствами драмы и куклотерапии (разыгрывание сцен с куклами оригами, маскам, и тому подобное), терапию средствами музыки, терапию цветом; форма некоторых фигур несет положительный оздоровительный эффект.

                Занимаясь оригами, каждый ребенок становится участником захватывающего действия - превращения бумажного квадрата в оригинальную фигурку вызывает у него радостное удивление, улучшает эмоциональное состояние. Возникает желание показать кому-то это чудо, сложить  что-то еще. Эффект  усиливается, если сделать подвижные фигуры оригами, такие как прыгающая лягушка, каркающая ворона, журавлик и др. С фигурками можно устраивать игры-соревнования,  создать  пальчиковый кукольный театр, выполнить головоломки из бумаги, что значительно улучшают эмоциональное состояние, снимает депрессию, повышает уверенность в собственных силах, способствует установлению дружеских контактов.

   

4. Практическая  часть

Я предлагаю вам попробовать самим сделать одну из самых простых моделей оригами.  Но даже простая фигура требует творческого подхода. И вы в этом сейчас сможете убедиться!  

Будем работать одновременно. Я показываю.  Вы повторяете. Будьте внимательны. Не спешите, в оригами важно качество.

У вас на столах есть заготовка. Это треугольники разного цвета.  Вы можете выбрать тот цвет, который соответствует вашему настроению.

Приступаем к работе.        

(Релаксация.) Звучит  релаксационная музыка.

1.Положите треугольник перед собой так, чтобы его вершина смотрела вверх.

  1. Теперь правый угол нашего треугольника загибаем к середине противоположной стороны .
  2. Затем поторяем эту операцию с другим углом (накладываем на предыдущую линию).
  3. Теперь верхние уголки треугольника нужно разъединить, заправьте первый уголок треугольника в получившийся кармашек, а второй отогните в обратную сторону.

        

          Какие вы молодцы! Все справились с заданием! И что же у нас получилось? Я даю вам возможность проявить всю свою фантазию и  творческие способности. Это может быть и стаканчик, который можно использовать по назначению. Отогните с одной стороны  уголок вниз – и это уже кепка, колокольчик.  А вот как наш стаканчик при помощи нескольких штрихов перевоплощается в милого котика.   Вы можете сейчас таким же образом оформить свою фигуру, нарисовав  несколько деталей: ушки, глазки, носик, усы. Персонаж для сказки готов!  А далее уже придумываем сюжет сказки с участием данного героя.

5. Подведение итогов.     Я думаю, что мне удалось вызвать у Вас положительные эмоции, заинтересовать новым для кого-то направлением в арт-терапии и  надеюсь, что вы сможете с успехом применять этот прием в своей практике.  

Завершающее упражнение «Спасибо!» 

А сейчас я попрошу вас встать и  мысленно положить на левую руку все то, с чем Вы пришли сюда - свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку – то, что получили нового на этом занятии. Я хочу, чтобы все, кто присутствует сегодня здесь, улыбнулись мне и друг другу, поаплодировали себе за прекрасную работу. Спасибо вам за работу! Творческих вам успехов!