занятие «Тропинка к своему Я» для учащихся 4 класса

Мармулова Людмила Леонидовна

Вид занятия: развивающее

Продолжительность занятия: 12 минут

Цель занятия: формирование психологического здоровья младших школьников

Для достижения цели решались следующие задачи:

  • снять психоэмоциональное напряжение;
  • развивать эмпатию у  участников процесса;
  • развивать  самопознание, осознание собственной уникальности и неповторимости;
  • развивать толерантность;
  • развивать  навыки межличностного взаимодействия.

 

При решении задач использовалась как групповая форма работы, так и работа в парах.

Занятие состоит из следующих этапов:

1.Приветствие. Игра «Подари улыбку друг другу»

2. Упражнение «Ласковое имя»

3. Разминка «Это я»

4. Введение в тему занятия «Тропинка к своему Я»

5. Рисунок “Цветок моего Я”

6. Представление рисунков. Проект «Цветочная поляна»

7. Работа со сказкой

8. Итог занятия                                                    

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологическое занятие для учащихся в 4-м классе по теме

"Тропинка к своему "Я"

Цель:формирование психологического здоровья младших школьников

Задачи:

  • снять психоэмоциональное напряжение;
  • развивать эмпатию у  участников процесса;
  • развивать  самопознание, осознание собственной уникальности и неповторимости;
  • развивать толерантность;
  • развивать  навыки межличностного взаимодействия.

Участники: учащиеся 4-го класса, 12 человек.

Оборудование:компьютер, проектор, экран,мультимедийная презентация; мягкая игрушка, фломастеры; клей; заготовки – цветы (круги, вырезанные из белой бумаги); жетоны – “бабочки”; 12 цветных магнитов, музыка для релаксации; смайлики «настроения», флипчарт (магнитная доска)

Ход занятия

1.Приветствие.

Психолог: Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас сегодня. Меня зовут Людмила Леонидовна. Сегодня я проведу с вами занятие, тема которого «Тропинка к своему «я»!

Игра «Подари улыбку друг другу»

Цель: Эмоциональное раскрепощение, сплочение группы

Психолог: Давайте мы с вами поприветствуем друг друга необычным способом: пожалуйста, подойдите ко мне. Встанем в круг, возьмемся за руки и красиво улыбнемся друг другу.

2. Упражнение “Ласковое имя”.Цель: создание положительного настроения, позитивного настроя на работу.

Психолог:Молодцы! А сейчас мне бы хотелось, чтобы вы вспомнили, как вас ласково называют дома. Передавая эту мягкую игрушку по кругу, назовите  ласковую форму своего имени. Например,  дома мои близкие называют меня – Людочка. А тебя как? Скажи одним словом.

(Передаю игрушку следующему. Дети поочереди называют свое имя в уменьшительно-ласкательной форме.)

Психолог: Спасибо! Теперь я знаю, как вас называют ваши родители, потому что вы для них самые родные и любимые.

3. Разминка.

Упражнение “Это Я”.Цель: создание ситуации комфорта в группе, направлено на двигательную активность.

Психолог: А сейчас мы немного подвигаемся.  Я прошу поменяться местами друг с другом тех, кто:

– умеет веселиться?

– у кого есть старший брат или сестра?

– у кого голубые глаза?

– кто любит животных?

– кто умеет дружить?

– кто любит спортивные игры?

– у кого сейчас хорошее настроение?

4. Введение в тему.

Психолог:Здорово, что у вас хорошее настроение и столько общего.Предлагаю вам присесть за столы (дети проходят к своим столам).

Психолог: А сейчас отправляемся в путешествие в страну своего Я. (Слайд 1) Шагать  мы будем по тропинке, по обеим сторонам которой расположены качества характера. У вас на столах лежат бабочки, на которых написаны качества характера. Сейчас каждый выберет те качества (1 или несколько), которые у него есть (Слайд 2)

(дети делают выбор, берут жетоны – “бабочки”, обозначающие качества характера).       Психолог: Ребята, какие качества вы выбрали?

– Каких качеств в нас больше? Положительных или отрицательных?  Как вы думаете, почему?

– Верно, каждый человек стремится к тому, чтобы стать лучше, достичь большего в жизни.

– Как вы думаете, что такое собственное Я?

– Да, это наш внутренний мир, это наши чувства, мысли, способности и склонности, наше отношение к самим себе и к окружающему нас миру. (Слайд 3)

5. Рисунок “Цветок моего Я”

Психолог:Давайте изобразим свой внутренний мир в виде цветка. Каким он будет, обычным или необычным, решать вам. Главное, чтобы он отражал,  какой вы по характеру, что вы любите, к чему стремитесь.На это вам дается 1 минута. (Слайд 4)(дети рисуют, звучит релаксационная музыка)

Психолог: На ваши цветки приклейте качества – “бабочки”, которые вы выбрали (дети приклеивают)

6. Представление рисунков

Психолог: А теперь повернитесь друг к другу и расскажите о своем цветке, почему вы выбрали именно этот цветок. (дети рассказывают друг другу)

Психолог: Ребята, вам осталось только посадить  цветы на поляну (прикрепляют цветы на магнитную доску). Побыстрее подходите.

Психолог: Молодцы! Красивая поляна получилась?

Посмотрите, какие мы все разные, но  у всех у нас много общего:

мы добрые, ответственные, честные ….

7. Работа со сказкой.

Психолог: А  сейчас я хочу рассказать вам “Сказку о Необычном цветке”

В одной стране, где днем светит яркое солнце, а по ночам редки холодные ветра, жили цветы. Они все были разные по характеру, но каждый из них был хорош по своему. (Слайд 5)

Королевские лилии – всегда стремились во всем быть первыми, любили давать советы и делать замечания другим цветам (Слайд 6), дикий шиповник – был слегка застенчив, но всегда доводил начатое дело до конца (Слайд 7), а желтые ноготки очень дружелюбны и жизнерадостны, любили веселые приключения (Слайд 8).

Но в этой чудесной стране жил один необычный цветок – Синецветик, который боялся подружиться с остальными цветами, он считал себя некрасивым и безликим. И от этого он чувствовал себя несчастным, и ему было грустно (Слайд 9)

Однажды древний мудрый цветок, который рос высоко в горах, сказал Синецветику: “Ты очень красивый и необычный цветок! Посмотри, какие у тебя прекрасные лепестки, какой ты добрый и отзывчивый, у тебя все получится и все будет хорошо!” (Слайд 10)

Синецветик, услышав эти слова, расправил свои лепестки и широко улыбнулся всем другим цветам – жителям этой страны. Они тоже улыбнулись ему в ответ.

Вскоре цветы подружились, а Синецветик был просто счастлив. (Слайд 11)

Психолог:-Понравилась вам сказка?

– Что делало Синецветика несчастным в начале сказки?

– Как вы думаете, что ему помогло стать счастливым?

–Правильно, ребята.  В нашей жизни бывают такие ситуации, когда мы нуждаемся в чьей-то помощи и поддержке. Пусть она выражается в приятных добрых словах и советах.

–Хотите я раскрою вам секрет успеха?(Слайд 12)

– Каждому человеку требуются любовь, признание, поддержка. Каждый человек вырастает в собственных глазах, когда его хвалят. Похвала – самое действенное средство. Но помните, похвала всегда должна быть к месту и соответствовать ситуации. Она должна быть искренней, так как нет ничего более скверного, чем лицемерие.

Запомните ребята:

Кто хвалит других, сам легче добивается успеха.

Психолог:– Ребята, а  теперь снова  повернитесь и похвалите друг друга за что – нибудь. Например, ты сегодня очень веселая, а ты хорошо вел себя на уроке…..Понятно, ребята?

8. Итог занятия.

Психолог: Ребята, понравилось ли вам наше занятие и если понравилось, то почему? У вас на парте лежат смайлики, поднимите тот, который соответствует вашему отношению.

 -Что вам больше всего запомнилось, что вы узнали интересного?

– Так что же такое наше Я?

Вывод: я хочу, чтобы вы не забывали о том, что каждый из нас индивидуален и неповторим, надо верить в свои силы, видеть в людях только хорошее и тогда ты сам сможешь достичь успеха. (Слайд 13)

Психолог: А мне понравилось сегодня, как вы себе вели, внимательно слушали меня, были активными и отлично справлялись со всеми заданиями. Молодцы! Большое вам спасибо, до свидания!