Семинар для родителей

Проверенное и поэтапное руководство по воспитанию ответственных детей и созданию счастливой семьи

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon seminar_dlya_roditeley_-_vospitanie_na_osnove_zs.ppt248 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Рэй Берк и Рон Херрон Проверенное и поэтапное руководство по воспитанию ответственных детей и созданию счастливой семьи ВОСПИТАНИЕ НА ОСНОВЕ ЗДРАВОГО СМЫСЛА

Слайд 2

Вряд ли можно найти родителей, никогда не испытывавших трудностей с детьми. У каждого бывают минуты, когда он начинает сомневаться в правильности своих поступков и нуждается в помощи и совете. Чем же хороши наши методы? Мы считаем, что в воспитании необходимо опираться на две вещи — на «голову» и на «сердце». Говоря о «голове», мы имеем в виду использование логического, практического метода воспитания, иными словами, мы учим родителей навыкам, которые помогут им изменить поведение детей. Под «сердцем» мы понимаем безусловную любовь к детям.

Слайд 3

Каждая глава книги посвящена отдельному навыку воспитания. Она подробно описывает его и приводит примеры практического применения. Описываемые здесь навыки больше всего подходят для воспитания детей от 3 до 16 лет. Глава 1 Наказание или обучение Глава 2 Ясность Глава 3 «Последствия» Глава 4 Положительные «последствия» Глава 5 Отрицательные «последствия» Глава 6 Эффективная похвала Глава 7 Профилактическое обучение Глава 8 Четкие требования Глава 9 Сохраняйте спокойствие Глава 10 Корректирующее обучение Глава 11 Обучение самоконтролю Глава 12 Принятие решений Глава 13 Графики и договоры Глава 14 Семейные собрания Глава 15 Средства массовой информации — друзья или враги? Глава 16 Социальные навыки Глава 17 Влияние сверстников Глава 18 Как помочь ребенку добиться успехов в учебе

Слайд 5

НАКАЗАНИЕ ИЛИ ОБУЧЕНИЕ Наказание позволяет быстро изменить поведение ребенка (хотя впоследствии вызывает еще большие трудности во взаимоотношениях родителей и детей). Нередко наказание нарастает, как «снежный ком». Когда какая-то мера не приводит к ожидаемому результату, родители уже не могут остановиться и прибегают к более жесткой. Так наказание может перерасти в крики, а затем и в побои. Разумное обучение — это позитивный и эффективный подход к неправильному поведению детей.

Слайд 6

Использовать разумное обучение вам помогут следующие указания: Прежде всего, четко выражайте свои мысли — точно указывайте детям на то, что именно они сделали правильно или неправильно. Во-вторых, незамедлительно реагируйте на поведение ребенка — помогите ему понять связь между его действиями и тем, к чему они приводят. В-третьих, будьте конкретны — ясно показывайте детям то, как они могут улучшить свое поведение. В-четвертых, будьте позитивны — обучайте де­тей владеть собой, контролировать свои действия и адекватно выражать эмоции. В-пятых, активно включайтесь во взаимодействие со своими детьми — дайте им возмож­ность показать, чему они научились. Принимайте участие в их обучении и вместе добивайтесь поставленных целей. В-шестых, предоставляйте необходимую информацию — будьте для своего ребенка учителем и наставником, рассказывайте ему то, что поможет ему учиться самостоятельно решать проблемы.

Слайд 7

КАК ГОВОРИТЬ С РЕБЕНКОМ О ЕГО ПОВЕДЕНИИ То, как вы сообщаете ребенку о его поведении, тоже очень важно. Прежде всего, когда будете говорить с ним, постарайтесь, чтобы он смотрел на вас . Опыт показывает, что, когда люди смотрят друг другу в лицо, им удается лучше понять собеседника. Во-вторых, сами смотрите на ребенка . Следите за тем, как он будет реагировать на ваши слова. Сосредоточьте на нем все свое внимание. В-третьих, тон вашего голоса должен соответствовать ситуации . Он должен быть твердым, когда вы будете говорить ребенку о необходимости изменить что-то в его поведении, и радостным и доброжелательным, когда будете хвалить его. В-четвертых, старайтесь, чтобы ничто не ме­шало вашему разговору . Найдите для этого ти­хое и спокойное место, где ничто не будет вас отвлекать. И, наконец, постарайтесь во время разговора находиться на одном уровне с ребенком . Если вы будете смотреть на него с высоты своего роста, он может почувствовать себя маленьким и испуганным.

Слайд 8

Существует два типа «последствий» — положительные и отрицательные. ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ «ПОСЛЕДСТВИЯ», КОТОРЫЕ НЕ БУДУТ СТОИТЬ ВАМ НИ КОПЕЙКИ: Позвольте ребенку попозже лечь спать Устройте игры с папой, мамой или друзьями Разрешите спать с включенным магнитофоном Разрешите позвать в гости друга Позвольте подольше гулять на улице Увеличьте время просмотра телевизора Освободите от какой-то из домашних обязанностей Устройте поездку за город, пикник Разрешите поиграть в видеоигру Разрешите почитать подольше Разрешите встать позже Возьмите с собой на рыбалку Позвольте погулять с друзьями Вместе пройдитесь перед сном Почитайте на ночь какую-нибудь сказку Позвольте прокатиться у папы на плечах Поиграйте с ним в шашки, шахматы или другие настольные игры Разрешите пойти с друзьями в поход Увеличьте время на телефонные разговоры Угостите чем-нибудь «вкусненьким» Сходите вместе в парк, кино Разрешите покататься на велосипеде

Слайд 9

Отрицательные «последствия» Разобрать выстиранное белье. Погладить белье. Застелить постель сестры или брата. Пропылесосить в комнате. Вынести мусор. Прополоть сорняки на грядке. Подобрать бумажки или другой мусор вокруг дома или на садовом участке. Помочь сестре или брату с домашними обя­занностями. Вытереть пыль. Подмести пол. Вымыть одно или несколько окон в квартире. Убрать на балконе, в кладовке. Помочь брату или сестре убрать игрушки. Помыть посуду. Вытереть и убрать на место посуду. Вымыть пол на кухне. Убрать в гостиной или спальне. Вымыть ванну или раковину. Вымыть пол в ванной. Вытрясти дорожки. Сходить в магазин за хлебом или другими про­дуктами. Помните, что домашняя работа, которую дети получают в результате своего неправильного по­ведения, должна отличаться от их обычных домаш­них обязанностей :

Слайд 10

«Коробка обязанностей» Метод состоит в том, что на небольших кусочках бумаги родители пишут различные виды домашней работы. Затем бумажки сворачивают и кладут в какую-нибудь емкость. Когда ребенок совершает проступок, он наугад достает одну из бумажек. Лучше всего, если вы расскажете своим детям о таком способе заранее, объясните, в чем он заключается. Можно даже вместе с ребенком обсудить и записать обязанности для этой «коробки».

Слайд 12

ЭФФЕКТИВНАЯ ПОХВАЛА Похвала необходима для развития наших детей. Их эмоциональный рост невозможен без нее так же, как физический рост невозможен без пищи. Для того чтобы научиться сосредотачивать внимание на том хорошем, что есть в вашем ребенке, от вас потребуются определенные усилия. Однако, начав регулярно хвалить своих детей, очень скоро вы увидите, насколько благоприятно это скажется на их поведении. Положительное внимание, которое вы уделяете ребенку, когда хвалите его, позволит ему лучше почувствовать вашу любовь и заботу. Шаг 1. Продемонстрируйте свое одобрение. «Молодчина, Женя». Шаг 2. Опишите положительное поведение. «Ты сделал уроки прежде, чем стал смотреть телевизор». Шаг 3. Объясните причину. «Теперь тебе не придется сидеть за книжками допоздна». Эффективная похвала должна быть частой и должна иметь прямое отношение к поведению ребенка. Тогда она работает! Родителям нужно хвалить и поощрять очень конкретные вещи, которые делают их дети. Внимание к конкретным поступкам повышает вероятность того, что это поведение повторится.

Слайд 13

Потренеруемся!

Слайд 14

КАК СОХРАНЯТЬ СПОКОЙСТВИЕ: Большинство родителей считает, что самое трудное в воспитании детей — это умение оставаться спокойным. Дети могут пререкаться, вести себя вызывающе, бунтовать, а иногда даже драться — родители должны быть готовы ко всему и не выходить из себя. Для того чтобы научиться управлять своими отрицательными реакциями, вам понадобится какое-то время. Не отчаивайтесь, если вам это не удастся сразу.

Слайд 15

Прежде всего научитесь мыслить позитивно. Если вы замечаете, что в голову лезут отрицательные мысли, постарайтесь их отогнать. Скажите себе: «Ну-ка, перестань!» и постарайтесь сосредоточиться на чем-нибудь положительном. «Расслабься, не переживай». «Я должна помочь своему ребенку» «Я хороший отец и могу это сделать». «Все в конце концов переменится к лучшему. Нужно только время». Второе: не принимайте близко к сердцу то, что говорит ваш ребенок. Это бывает нелегко, особенно, когда он вас оскорбляет. Постарайтесь не обращать внимания на злые и грубые слова — просто пропускайте их мимо ушей, и тогда вам легче будет его чему-то научить. Если вас беспокоит то, что он сказал, подождите, пока ваш сын или дочь придет в себя, и используйте метод принятия решений, описанный в главе 12. Третье: используйте правило «пяти минут». Вместо того чтобы дать волю своему гневу, выйдите из комнаты, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов и в течение пяти минут подумайте, что можно сделать в данной ситуации. Четвертое: сосредотачивайтесь на поведении вашего ребенка вместо того, чтобы думать о причинах его плохого поведения. Не ищите мотивы, вместо этого разбирайтесь с тем, как ваш ребенок ведет себя в данный момент. Только после того, как конфликт разрешится, поговорите с ним о том, что случилось и почему. Пятое: если, рассердившись, вы сказали или сделали что-то, о чем потом жалеете, признайтесь в этом ребенку и извинитесь. Это послужит хорошим примером того, как надо поступать, если совершил ошибку. Извинитесь и скажите, что именно вы сделали неправильно, обещайте, что в следующий раз постараетесь сделать иначе. Некоторые родители очень неохотно просят прощения у детей, полагая, что таким образом подрывают свой родительский авторитет. Однако наш опыт показывает, что это лишь помогает детям понять, что ошибаться могут все, независимо от возраста. Шестое : спокойствие не означает пассивность. Бывает, что повысить голос просто необходимо, но это должен быть твердый, уверенный голос. А используемые слова должны описывать конкретное поведение и ни в коем случае не оскорблять, не осуждать и не выражать отрицательных эмоций. Сохраняя равновесие, вы сможете отреагировать на неправильное поведение, не поддаваясь при этом злости и агрессии.

Слайд 16

ГРАФИКИ И ДОГОВОРЫ Графики и договоры — это нечто вроде соглашения между вами и вашими детьми, в которых оговаривается, что дети получат от вас, если будут вести себя определенным образом. Например, если вы запишите такое соглашение: «Как только ты закончишь уборку в своей комнате, можешь пойти погулять с ребятами», то это будет договором. Заключая договоры или делая графики, не забудьте отразить в них следующие три момента: 1) какое поведение должен изменить ребенок; 2) какие поощрения или привилегии он за это получит; 3) на какой период времени распространяется ваш договор. Договоры и графики можно использовать в следующих ситуациях: Когда вы хотите сосредоточить внимание на какой-то конкретной проблеме в поведении вашего ребенка. Например, в ответ на ваши просьбы ребенок выражает недовольство, часто устраивает скандалы или опаздывает по утрам в школу. Когда ребенок стремится к определенной цели. Например, хочет заработать денег на велосипед или добиться возможности позже ложиться спать. Когда вы хотите, чтобы ребенок достиг какой-то конкретной цели — занимался спортом, был более активен в школе, устроился на работу.

Слайд 17

Договор Ксюши с родителями о ее вечернем распорядке «Я, Ксения, обязуюсь каждый вечер с понедельника по пятницу делать уроки и показывать маме или папе готовое домашнее задание. Если я буду выполнять это условие в течение всех пяти дней, я могу провести субботний вечер с друзьями. Если я не выполню домашнее задание в какой-то день, на следующий день я теряю право пользоваться телефоном, а счет пяти дням, в течение которых я должна делать уроки, чтобы иметь возможность провести вечер с друзьями, начинается снова со следующего дня. Мы, папа и мама, обязуемся разрешать Ксении проводить субботний вечер с друзьями, если она делает уроки в течение пяти дней подряд. Каждый вечер, после того как Ксения будет показывать нам приготовленные задания, мы будем отмечать этот день в календаре. Так будет продолжаться в течение месяца или пока мы не изменим нашей договоренности.» ________________________ (Подпись родителей)

Слайд 18

Поведение ребенка формируется в течение всей его жизни, и не стоит надеяться, что оно изменится за один день. Постарайтесь замечать даже небольшие сдвиги в нужном направлении и хвалить себя даже за самые маленькие успехи. Помните, что иногда, прежде чем улучшиться, поведение ребенка может на некоторое время стать хуже — не спешите опускать руки! Ваши старания обязательно будут вознаграждены, и на смену сомнениям придет ощущение уверенности.