Развитие мотивации творческой деятельности обучающихся: проблемы и перспективы

Дано описание ключевых проблем развития мотивации творческой деятельности подростков, даны рекомендации для педагогов и воспитателей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Современное общество переживает этап глубоких фундаментальных трансформаций, приведших к тому, что образование, знание, интеллект становятся определяющим ресурсом развития и новой экономики, и общества в целом. Реализация государственной политики в области модернизации производства, науки, образования требует инвестиций в человеческий капитал. Эффективность вводимых изменений во многом зависит от того, насколько учителя, родители, учащиеся готовы поддерживать новые программы и методы воспитания и обучения, принять активное участие в формировании принципиально новой системы непрерывного образования, ставящего акцент на развитии у школьников и студентов умения обучаться в течение всей жизни, осуществлять осознанный выбор профессиональной деятельности, простраивать жизненную перспективу. В таких условиях система образования должна адекватно реагировать на вызовы социальной среды, искать и находить конструктивные управленческие, технологические и педагогические решения, направленные на развитие интеллектуального и творческого потенциала молодежи.

Взаимообусловленность самореализации, личностной зрелости и творчества подчеркивается во многих психологических исследованиях (Б.Г.Ананьев, Р.А.Ахмеров, Л.А.Коростылева, В.Р.Манукян, С.Л.Рубинштейн и др.). Так, Б.Г.Ананьев рассматривает творчество как процесс объективации внутреннего мира человека,  проявление его индивидуальности. В.Н.Петрова, анализируя последние исследования по проблеме творчества и креативной личности, пишет о том, что «личность характеризуется активностью, стремлением субъекта расширять сферу своей деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний», что, по мнению автора, и составляет суть всякого творческого процесса [7]. Значение творчества для развития личности подчеркивается в работах представителей экзистенциально-гуманистического направления. Р.Мэй пишет: «…То, что проявляется как творчество — это всегда процесс… в котором осуществляется взаимосвязь личности и мира» [6, 43]. Рассматривая роль творчества в сохранении психического и психологического здоровья человека, Д.В.Винникотт пишет о том, что через творческую деятельность человек стремится найти свою самость, что является неотъемлемым условием сохранения психологического благополучия личности в условиях высокой социальной непредсказуемости. В целом, анализ психологических исследований по проблеме творческой личности показывает, что при ориентации личности на самовыражение, саморазвитие, творческую деятельность отмечается большая степень осмысленности жизни в целом, высокий уровень как внешней, так и внутренней активности личности, уверенности в себе, целеустремленности. Для лиц, занимающихся творческой деятельностью, характерны ощущение динамичности психологического времени жизни, мотивационная насыщенность настоящего и будущего, преобладание личностно-значимых событий при анализе собственной жизни, стремление использовать жизненный опыт для дальнейшего саморазвития и самореализации. Среди характеристик творческой личности также называются такие как: высокая избирательность общения, выбор партнеров по общению исходя из увлечений и интересов, повышенная чувствительность, откликаемость на средовые воздействия, особенно на ситуации и события, связанные с ущемлением чувства собственного достоинства и независимости личности. Выделяется также целый ряд характеристик, могущих привести к трудностям социально-психологической адаптации, а именно: эмоциональная неустойчивость, сужение зоны «жизненного комфорта», максимализм, нетерпимость и др. Подчеркивается, что направление развития личности  - конструктивное или деструктивное – во многом зависит от ведущей стратегии самоосуществления, обусловленной уровнем личностного развития и способом решением человеком проблемы смысла жизни. Эффективность реализации внутреннего потенциала личности при этом зависит от ее способности анализировать события своей жизни и свое место в мире, осознавать ценность себя как личности и индивидуальности, умения ставить перед собой адекватные жизненные задачи, относящиеся как к области ближайшего будущего, так и к отдаленной перспективе, анализировать свои возможности и ресурсы, создавать и изменять сложившуюся жизненную ситуацию.

Саморазвитие тем самым оказывается тесно связанным с жизненным творчеством, однако не сводится к нему. Вместе с тем, на сегодняшний день в педагогической деятельности нередко отмечается подмена понятий саморазвитие, самореализация и творчество. Об опасности подобного смешения говорил еще В.Франкл. Подчеркивая, что смысл существованию могут придать ценности творчества, переживания, отношения, он акцентировал внимание на том, что при этом процесс смысловосприятия не обязательно связан с ценностями творчества и самореализации. Более того, в ряде случаев стремление к максимальной реализации своих сил и способностей, творческому самовыражению может осуществляться в ущерб процессу «смысла жизни». Это связано с тем, что, как пишет В.Франкл, «самоактуализация — это не конечное предназначение человека. Это даже не его первичное стремление. Если превратить самоактуализацию в самоцель, она вступит в противоречие с самотрансцендентностью человеческого существования. Подобно счастью, самоактуализация является лишь результатом, следствием осуществления смысла. Лишь в той мере, в какой человеку удается осуществить смысл, который он находит во внешнем мире, он осуществляет и себя. Если он намеревается актуализировать себя вместо осуществления смысла, смысл самоактуализации тут же теряется» [13, 287]. Тем самым В.Франкл разводит стремление личности к самореализации как цели жизни и стремление к обретению смысла. Согласно его позиции, в зависимости от ценностной направленности личности и решения проблемы смысла и цели жизни человек по-разному воспринимает творчество, окружающий мир и ход собственной жизни. В случае ощущения осмысленности жизни, для личности характерно понимание себя и происходящих событий не как проявлений фактического мира, но как отражение мира возможностей, за осуществление которых человек берет на себя ответственность. «В ответственности содержится еще и "зачем" человеческой свободы – то, ради чего человек свободен, за что или против чего он принимает решение...» [13, 355]. Деструктивное решение жизненных задач, связанных с определением смысла своего существования и деятельности, связано со снижением способности личности к целеполаганию и планированию жизни, уменьшением перспективы будущего, дефициту жизненных задач. Это отражается в снижении внутренней активности личности при программировании собственного жизненного пути и увеличении ее зависимости от обстоятельств и условий окружающего мира. Психологическое настоящее и будущее при этом становится аморфным, формальным по своему содержанию, может наблюдаться редукция протяженности психологического настоящего и будущего, подмена жизненных задач иллюзорными надеждами и мечтами, не имеющими опоры в прошлом и настоящем и не подкрепленные ответственностью личности за реализацию жизненных планов [13,142].

Выбор ценностей как источников смысла жизни и процесс самоосуществления определяет характер жизненных задач личности и приоритетные направления и сферы жизнедеятельности. Следовательно, творчество оказывается неразрывно связано с процессами смыслообразования и системой общечеловеческих ценностей. Отрыв творческой деятельности от ее «философской методологической основы» при организации воспитательной работы с молодежью чревато негативными последствиями, что, к сожалению, мы можем наблюдать в ряде случаев. На сегодняшний день в психолого-педагогической науке активно рассматривается вопрос готовности школьников и студентов к творческой деятельности, однако на современном этапе развития общества необходимо переосмыслить имеющийся педагогический опыт с учетом сложившейся социокультурной ситуации. Это тем более актуально, что психология творчества является одним из наиболее слабо разработанных разделов психологической науки. Ситуация осложняется еще и тем, что понимание творческой деятельности у молодежи и преподавателей и воспитателей сильно различается. С одной стороны, для большинства школьников и студентов характерны общие и неполные представления о творческой деятельности. Они не осознают социальной и личностной значимости творческой деятельности, делают акцент на привлекательности активности как таковой. С другой стороны, для педагогов на первое место выходят процессуальные и организационные моменты развития творческой деятельности. Это приводит к однобокому узкому пониманию творчества, к отрыву творческой деятельности от ее этического базиса и философии концепция жизни.

Отмеченные недостатки теории и практики порождают противоречия:

  • между потребностью общества в творческой личности, способной к саморазвитию на протяжении всего жизненного пути, и низким уровнем готовности учащихся и педагогов к «социально» и «личностно» ответственному творчеству;
  • между значительным воспитательным потенциалом организации творческой деятельности и неразработанностью психолого-педагогических условий ее реализации.

Второе противоречие наиболее ярко прослеживается при анализе программ развития творческой личности молодежи, для которых характерны подмена понятий «творчество» и «саморазвитие», сведение творческой деятельности к внешней социальной активности, циклу мероприятий, акцентирование «популярности» творчества в социуме, сведение к минимуму этической стороны проблемы творчества, связи творчества и смыслов и ценностей жизни человека. Одним из негативных следствий подобной воспитательной работы является формирование у молодежи схематического, фрагментарного образа творческой личности, сводящегося к понятию социальной активности или художественной деятельности, а также формированию убеждения, что творчество во многом является декларативной ценностью, мало связанной с «реальной» жизнью человека, что в итоге приводит к обесцениванию творческой деятельности, восприятию творчества как «выгодного», «модного», «показного» явления современной действительности.

Для учащихся с высокой степенью рассогласованности декларируемых ценностей творчества и реальных ценностей и смыслов жизни характерно сочетание стремления к самореализации через творческую деятельность и интересную работу и одновременное ограничение собственной активности в рамках профессии и под влиянием неуверенности в собственных силах. При декларируемой высокой значимости ценностей самоактуализирующейся личности, на уровне реальных ценностей на первое место выходит проблема самоутверждения личности за счет социального одобрения своего поведения. Отмечая высокую неудовлетворенность прожитой жизнью, старшие школьники и студенты стремятся к изменению создавшейся ситуации в ближайшее время, ставят перед собой конкретные цели, готовы к саморазвитию и максимально полному использованию своих сил. Вместе с тем, в условиях низкой осмысленности жизни, для достижения поставленных целей и «наверстывания» выполнения плана самореализации необходимым становится поиск дополнительных внешних или внутренних ресурсов. При акцентировании значимости независимости и самостоятельности, для них оказывается предпочтительнее полагаться на собственные силы, чем использовать потенциал значимых межличностных отношений, подразумевающих под собой взаимную ответственность, а, следовательно, ограничение свободы. Внутренние ресурсы также остаются недоступными в силу малой степени осмысленности негативного прошлого опыта. В таком случае зачастую события прошлой жизни вытесняются, ограничивая тем самым человека в возможности поиска дополнительных внутренних сил и определения своих достоинств и недостатков. Об ощущении дефицита ресурсов свидетельствует снижение уверенности в собственных силах планировать события жизни, принимать свободные решения и реализовывать их, а также повышенный на фоне других показателей уровень целенаправленности, выполняющий функции защиты и компенсации. Характерно, что при этом события профессиональной деятельности имеют аффективную окраску и характеризуют направленность личности на самовыражение, однако события, связанные с необходимостью повышения профессиональной квалификации, рассматриваются преимущественно относительно их роли в повышении общественного статуса и материального положения.

Таким образом, акцентирование значимости творческой деятельности в воспитательной работе без построения смысла данной деятельности в рамках жизнедеятельности человека может привести к негативным воспитательным результатам. Творчество ради творчества, социальная активность ради самой активности в таком случае может оборачиваться негативными эффектами социализации, трудностями личностного роста, обесцениванием общечеловеческих ценностей. Более того, в том случае, если воспитательная деятельность образовательного учреждения строится исключительно на понимании творчества как внешней социальной активности, за бортом остается значительное число учащихся, не подходящих под шаблонное определение «творческой личности», что, безусловно, снижает эффективность проводимой работы. В связи с этим необходимым является при составлении программ воспитательной работы образовательных учреждений планировать работу по стимулированию смысловой активности учащихся и простаиванию ими жизненной перспективы. Особенно часто подобные перекосы отмечаются при организации работы со старшеклассниками и студентами, что объяснимо высокой внешней привлекательностью «творческих» мероприятий. Вместе с тем, именно в юношеском возрасте активно формируется мировоззрение, принимаются жизненные ориентиры, в этот период закрепляется отношение к действительности, реализующееся в способах выделения, оценки и прогнозирования событий и явлений, а также в способах организации своего поведения. Для успешной самореализации в современном обществе человеку необходимо, прежде всего, иметь четкое представление об окружающем мире, о себе и людях, находящихся с ним рядом. Следовательно, психологическое обеспечение в школе и вузе должно быть направлено на активизацию мировоззренческой активности учащихся как условия профилактики различных вариантов дезадаптации и развития научно-исследовательского потенциала школьников и студентов. Подобная работа возможно только при условии активного взаимодействия в образовательной деятельности педагогов и учащихся, в процессе которого осуществляется передача ценностей и смыслов деятельности, создаются условия для осмысления собственных жизненных ориентиров. Организация внутренне мотивированной деятельности, направленной на саморазвитие, становится возможным только в том случае, если педагогами проводится целенаправленная работа по развитию у школьников и студентов умения самостоятельно планировать, осуществлять, и производить самооценку полученных результатов познавательной и других видов деятельности. Особое внимание следует обратить на организацию работы по формированию учащихся образа собственного индивидуального образовательного маршрута, включающего в себя как научно-исследовательскую, так и творческую деятельность, и опирающегося на систему индивидуальных смыслов жизни учащихся.

Литература

  1. Ананьев, Б.Г. Психология и проблемы человекознания. - М, МПСИ, 2005. – 432 с.
  2. Выготский, Л. С. Психология искусства. — СПб: Азбука, 2000. – 416 с.
  3. Дункер, К. Психология продуктивного мышления // Психология мышления / Под ред. А. М. Матюшкина. – М., 1965. – С.86 – 234.
  4. Калошина, И. П. Структура и механизмы творческой деятельности. — М.: Изд-во МГУ, 1983. – 167 с.
  5. Мэй, Р. Мужество творить: Очерк психологии творчества. – Львов: Инициатива; М.: Институт общегуманитарных исследований, 2008. – 158 с.
  6. Петрова, В.Н. Формирование креативной личности в процессе обучения в вузе // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». — 2009. — №9 — Комплексные исследования: тезаурусный анализ мировой культуры.
  7. Пономарев, Я. А. Психология творчества. — М., 1976.
  8. Проблемы научного творчества в современной психологии [Текст] / Под ред. Ярошевского М. Г., Пономарева Я. А., Алексеева Н. Г. и др. - М.: Наука, 1971. - 334 с.
  9. Психологические механизмы исследования творческой деятельности /Под ред. О.К.Тихомирова — М., 1975.  – 256 с.
  10. Ратнер, Ф.Л. Дидактические концепции и современные тенденции развития творческих способностей студентов в научной деятельности за рубежом. Автореф. дисс. …д-ра.пед.наук. — Казань, 1997.- 26 с.
  11. Рыбалко, Е.Ф., Крогиус, Н.Г. Ценностные ориентации и временные перспективы самореализации личности/ Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 2. /Под ред. А.А.Реана, Л.А.Коростылевой. - СПб., 1998. - С. 154 - 167.
  12. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990. – 367 с.