Стресс и стрессоустойчивость

Презентация к занятию по проблеме стресса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stress_i_stressoustoychivost.pptx169.95 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Стресс и стрессоустойчивость Практическое занятие по психологии на тему:

Слайд 2

Что такое стресс? Стресс - это состояние психофизиологического напряжения - совокупность защитных физиологических реакций, наступающих в организме человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов. Стрессор - неблагоприятный фактор, вызывающий в организме состояние напряжения - стресс. Стрессорами, воздействующими на организм человека могут быть - холод, голод, жажда, психические и физические травмы.

Слайд 3

Виды стресса Р. Лазарус ввел понятие физиологического и психологического (эмоционального) стресса . Физиологическими стрессорами являются крайне неблагоприятные физические условия, вызывающие нарушение целостности организма и его функций (очень высокие и низкие температуры, острые механические и химические воздействия). Психологическими стрессорами являются те воздействия, которые сами люди оценивают как очень вредные для своего благополучия. Это зависит от опыта людей, их жизненной позиции, нравственных оценок, способности адекватно оценивать ситуацию. Психологический стресс подразделяется на стресс информационный и стресс эмоциональный. Стресс информационный возникает в ситуациях информаци­онных перегрузок, когда субъект не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе - при высокой ответственности за последствия решений. Стресс эмоциональный появляется в ситуациях угрозы, опас­ности, обиды и т.п. При этом различные его формы - импуль­сивная, тормозная, генерализованная - приводят к изменениям в протекании психических процессов, эмоциональным сдвигам, трансформации мотивационной структуры деятельности, нару­шениям двигательного и речевого поведения.

Слайд 4

Эмоции и стресс Что испытывает человек в состоянии стресса? Какие чувства помогают нам бороться со стрессом?

Слайд 5

Факторы стрессоустойчивости Чувствительность человека к психотравмам определяется уровнем его стрессоустойчивости . Под стрессоустойчивостью понимают такой набор личностных черт, который определяет устойчивость человека к различного вида стрессам. Стрессоустойчивость состоит из трех компонентов: ощущения важности своего существования; чувства независимости; способности влиять на собственную жизнь (открытость и интерес к изменениям, отношение к ним не как к угрозе, а как к возможности развития). Стрессоустойчивость зависит от самого человека, от желания и умения пользоваться теми или иными приемами психической саморегуляции .

Слайд 6

Личностные особенности и стрессоустойчивость Кроме того, имеются сведения о связи между индивидуально-психологическими и личностными особенностями и устойчивостью к стрессовым ситуациям. Так, К.Л. Купер и Дж. Маршал приводят следующие данные: экстраверты более адаптивны и лучше ориентируются в жизни, чем интроверты; «ригидные» и «подвижные» различаются в оценке стрессогенных ситуаций: первые больше реагируют на неожиданности в работе, исходящие от руководства и испытывают зависимость от других людей, а вторые, будучи более открытыми, влиянию других людей, легко оказываются перегруженными; ориентированные на достижения показывают более высокую независимость и включенность в работу, чем ориентированные на безопасность. Предпосылками низкой толерантности к стрессу являются тревожность, гиперчувствительность, ригидность, отсутствие социальных навыков. Возникающие на фоне стресса проявления (неуверенность, непродуктивность) вызывают еще более глубокий дискомфорт: увеличения напряженности, возникновения избегания, повышения чувствительности к критике, возникновения бесплодности усилий, замкнутости.

Слайд 7

Психологические ресурсы Что помогает в борьбе со стрессом? Какие приемы и методы эффективны для вас в преодолении стрессовой ситуации?

Слайд 8

Список литературы: Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология: учебник. - 3-е изд., перераб . и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа , 2008. - 880 с.: илл . Селье Г. Стресс без дистресса . - М.: Прогресс, 1970. Тигранян Р.А. Стресс и его значение для организма. - М., 1988. Грановская Р. Элементы практической психологии. - 5-е изд., испр . и доп. - СПб.: Речь, 2003. - 655 с. Гринберг Дж. Управление стрессом. - 7-е изд. - СПб.: Питер, 2004. Лазарус Р. Теории стресса и психологические исследования // Эмоциональный стресс. - Л., 1970. Митева И.Ю. Курс управления стрессом. - М.: ИКЦ « МарТ »; Ростов н /Д: « МарТ », 2004. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. - М.:1983. Черепанова Е.М. Психологический стресс. М.: 1996.

Слайд 9

Презентация подготовлена педагогом-психологом ГБПОУ МО «Люберецкий техникум» Швецовой А. В. Спасибо за внимание!