Статья на тему: Психолого-педагогического сопровождение девиантных подростков в условиях специального учреждения закрытого типа

Мурзова Олеся Евгеньевна

ГКСУВУ СОШ №1 (закратого типа), учреждение с 50и летним опытом взаимодействия с девиантными подростками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.71 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогического

сопровождение

девиантных

подростков в условиях специального учреждения закрытого типа

Специальная общеобразовательная школа № 1 (закрытого типа) Cанкт-Петербурга, создана решением Исполнительного комитета Ленинградского городского совета депутатов трудящихся в 1964 году и является учреждением профилактики правонарушений несовершеннолетних. Учреждение имеет 50-и летний опыт работы с подростками с девиантным поведением.

Деятельность ГКСУВУ СОШ № 1 /закрытого типа/ регламентируется ст.15 п.5 Федерального закона РФ от 24.06.99 № 120-ФЗ ««Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Делинквентность обычно начинается со школьных прогулов и приобщения к асоциальной группе сверстников. За этим следует мелкое хулиганство, издевательство над младшими и слабыми, отнимание мелких карманных денег, гаджетов, угон (с целью покататься) велосипедов и мотоциклов. Реже встречаются мошенничество и мелкие спекулятивные сделки, вызывающее поведение в общественных местах. К этому могут присоединиться «домашние кражи» небольших сумм денег. Все эти действия в несовершеннолетнем возрасте не являются поводом для наказания в соответствии с УК. Для спецучреждения о котором пойдет речь ниже, среднее количество преступлений для помещения в закрытую школу, это  5-6 эпизодов.

В школу принимаются несовершеннолетние (мальчики) в возрасте от 11 до 18 лет без отклонений в развитии и имеющие, отклонение в развитии (программа обучения VIII вида) по постановлению или приговору суда.

Основными задачами спецшколы является обеспечение специальных условий содержания, обучение и воспитание детей и подростков с девиантным поведением; обеспечение их психологической, социальной адаптации и реабилитации, коррекции поведения. Необходимое условие, которое часто упускается из виду, состоит в том, чтобы обеспечить ребенку, развитие которого приобрело деструктивный характер, позитивный опыт роста и присутствие взрослого, который его понимает и поддерживает, чтобы ребенок мог осознать свои внутренние силы.

Уникальность данного заведения в том, что на базе данного учреждения впервые были объединены девиантные подростки общеобразовательной школы и девиантные подростки VIII вида ещё задолго до внедрения идеи инклюзии. Обучаясь по общеобразовательной программе и программе VIII вида соответственно, осуществляется взаимодействие воспитанников в ходе внешкольных мероприятий и различных режимных моментов. Около 40% воспитанников с диагнозом умственная отсталость, 37% с задержкой психического развития и 13% - это условная норма.

Возраст детей, попадающих у ОУ начинается с 11 лет и это, как показывает практика, самый благодатный с позиций эффективности коррекционного воздействия возраст. Помимо этого, имеет первостепенное значение продолжительность срока пребывания в спецшколе. Оптимальным сроком пребывания является от 1,5 до 2х лет. Меньший срок не позволяет применить весь комплекс мер коррекционно-воспитательного воздействия, более долгий срок пребывания не всегда положительно влияет на дальнейшую социализацию вне стен закрытого учреждения, вызывая так называемый «синдром интернатного воспитания» и резкое падение учебной мотивации.

В организации сопровождения воспитанников особая роль отводится психолого-медико-педагогическому консилиуму (в дальнейшем ПМПк). ПМПк является системообразующим подразделением специальной шлолы В базе данных ПМПк аккумулируется основная информация о воспитаннике, что служит основанием для разработки индивидуальных маршрутов реабилитации воспитанников. ПМПк координирует действия специалистов различных служб, участвующих в реализации индивидуального маршрута реабилитации воспитанников.

Различают негативные и позитивные формы отклонений. К негативным формам относятся нравственные деформации, нарушения закона, социальная патология, употребление психоактивных веществ. Они прослеживаются в любой сфере жизнедеятельности людей. К позитивным отклонениям относят все новое, вступающее в противоречие с устоявшимися нормами или с тем, по поводу чего еще нет нормы.

Приведу пример из опыта позитивных отклонений, выражающихся в нестандартном мышлении. Однажды, сидя в своем кабинете, я услышала, как поворачивается ключ в замке моего кабинета. Кабинет заперли. Подождав две минуты, ключ снова повернулся, дверь открыл улыбающийся ученик 7го общеобразовательного класса. Он сообщил, что решил проверить какие еще кабинеты открывает ключ от режимной комнаты, который одолжил у сотрудника режимной службы. В это же день мною обнаружилось, что ключ от кабинета психолога открывает еще и учительскую. Надо сказать, это было весьма кстати. Так как я редко пользовалась учительской, до этого случая мне приходилось ожидать пока откроют учительскую или вынуждена была просить ключ у коллег…

Так же не может не восхищать способность подростков находить выход из ситуаций, которые привели бы в замешательство любого взрослого. Так 14 летний воспитанник 6го класса общеобразовательного отделения вернулся из поселения под Москвой, в котором его укрывала бабушка от «губительной спецухи», преодолевая нешуточные расстояния в том числе и пешком. Отрицательное влияние родственников, оппозиционно настроенных по отношению  к решению суда о пребывании их подростка в закрытой школе, нарушающее адаптацию воспитанников к закрытому учреждению, это тема отдельной статьи.

 В анамнезе большинства  воспитанников указаны многочисленные эпизоды уходов из дома и бродяжничество. Это часто создает проблему самовольных уходов из спецучреждения. Однако, не может не удивлять способность подростков передвигаться на любые расстояния, не располагая ни малейшими средствами.

Заключение

Проблема реабилитации и социализации девиантных подростков сложная и трудоемкая работа, требующая большого вложения профессиональных и финансовых ресурсов и системного подхода. Однако это та сфера, которая в дальнейшем способна окупиться сторицей. Многие подростки, преодолев проблему дезадаптации способны не только стать полноценными членами общества, но и войти в «золотой фонд» нации.

Педагог-психолог ГКСУВУ СОШ №1 (закрытого типа) Мурзова О.Е.

Список литературы

  1. Алмазов Б. Н. Психологическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. - Свердловск, 198;
  2. Кон И. С. Психология ранней юности.- М., 1989;
  3. Кон И. С. Психология старшеклассника. - М., 1980;
  4. Крайг Г. Психология развития. - СПб., 2001;
  1. Можгинский Ю. Б. Агрессия подростка: эмоциональный и кризисный;
  1. Монография. -Волгоград, - ФГОУ ВПО «Волгоградская академия государственной службы». - Изд-во ФГОУ ВПО ВАГС, 2009;
  2. 1Натансон Э.Ш. Трудный школьник и педагогический коллектив. – М.: Просвещение, 1984;
  3. Степанов В. Г. Психология трудных школьников. - М., 1988;
  4. Фельдштейн Д. И. Психология воспитания подростка. - М.: 3нание, 1978;
  5. Шишковец Т.А. Осложненное поведение подростков. – М.: 5 за знания, 2006.