Волшебная страна чувств

Водяницкая Татьяна Николаевна

Развивающее занятие по песочной сказкотерапии для детей подготовительной к школе группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnaya_strana_chuvstv.docx25.87 КБ

Предварительный просмотр:

«Волшебная страна чувств».

Развивающее занятие по песочной сказкотерапии для детей подготовительной группы.

                                                                                          Педагог-психолог: Водяницкая Т.Н.

Основная цель:

Профилактика негативных эмоциональных проявлений (агрессивности, тревожности, дисгармоничности, страхов) у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Обучающие:
  • Сформировать представление об эмоциях, способность к пониманию собственного эмоционального состояния и сверстников.
  1. Развивающие:
  • Повысить мотивацию к речевой активности, обогатить словарный запас новыми терминами (чувства, эмоции, настроения, любовь, мера, покой).
  • Способствовать развитию внимания, воображения, творческих способностей детей, произвольности, мелкой моторики, двигательной активности.
  • Сформировать умение находить решение в сложных жизненных ситуациях.
  1. Воспитательные:
  • Воспитать уверенность в себе, самоуважение, нравственность, дружелюбие, внимательность и заботу к окружающим сверстникам и взрослым.
  • Сформировать культуру общения со сверстниками и взрослыми.

Оборудование:

Свеча, магнитофон, запись релаксационной музыки, песочница, мелкие игрушки.

Участники:        

Дети подготовительной группы.

Ведущий (психолог ДОУ).

I.        РАЗМИНКА (ориентация на работу):

Дети становятся в круг.

Психолог: Здравствуйте, ребята! Сегодня вам предстоит стать волшебниками и отправиться в сказочную страну. Дорога предстоит дальняя, поэтому начнём мы с разминки.

Упражнение: «Доброе тело».

Психолог: Возьмитесь за руки, почувствуйте тепло рук соседа и передайте его друг другу пожатием, сначала в правую сторону, затем в левую.

Психолог: Молодцы! Сейчас вы передали друг другу чуть-чуть волшебной силы через рукопожатие, вам сегодня это очень пригодится.

II.        РИТУАЛ ВХОДА:

Психолог: А теперь нам пора попасть в сказку. Протяните вперед руки, закройте глаза, я подойду к каждому из вас со свечой и, как только вы почувствуете её тепло, то сразу окажетесь в сказочном мире, где действуют законы волшебства!! (Ведущий обходит всех со свечой, в это время звучит релаксационная музыка).

III.        ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

Психолог: Ну вот, ребята, мы перенеслись в сказочный мир! Сейчас я расскажу вам сказку, а вы мне поможете, хорошо? Начнём: Где-то далеко – далеко, а может и совсем рядом, например, в этой пустынной песочнице есть удивительная страна, но, она пока невидима! Давайте создадим её вместе!!! Есть там река

(дети в песочнице создают реку). Есть тёмный дремучий лес

 (дети в песочнице сажают лес), И, залитый солнцем, весь в цветах, лужок (дети готовят площадку для лужка и сажают цветы). И высокие-высокие горы

 (дети создают горы)

Психолог: Посмотрите, как быстро у вас появилась сказочная страна на месте пустыни! Вы создали её своими руками! Вы творцы этой страны, ведь подобная страна есть в душе каждого из нас. А как называется ваша страна?

 (Ответы детей).

Психолог: И кто же правит этой страной?

 (Ответы детей). И кто же он, этот король?

 (Ответы детей).

Психолог: Вот и этой сказочной страной правит король, он мудр и добр, умеет видеть в каждом самое лучшее, он даёт своим слугам работу, которая у них получается лучше всего и оценивает её по достоинству. Давайте найдем среди игрушек сказочного короля. (Ответы детей). А где же живёт король?

 (Ответы детей). Вот есть несколько домиков, в какой вы его поселите?

 (Ответы детей). И почему? (Ответы детей). Теперь предстоит выбрать место для дворца, где вы его поставите? (Ответы детей). И почему именно здесь?

 (Ответы детей).

Психолог: У короля есть множество слуг, среди них есть особенные, называются они чувствами. Вы, конечно, знаете некоторых из них! ЭТО…?! (Ответы детей). У каждого слуги чувства есть свой дом, и они приходят к королю по первому требованию. Давайте познакомимся со слугой по имени Радость. Сможете ли вы отличить его от других слуг? (Ответы детей). Попробуйте найти его среди других фигурок

(Детей находят).

Психолог: А так же ему нужно выбрать дом и место где этот дом будет стоять

 (Дети предлагают).

Психолог: Давайте представим, что случается с королем, когда к нему приходит слуга по имени Радость? (Ответы детей). А как вы думаете, что случится с королевством, если слуга по имени Радость надолго задержится у своего повелителя? (Ответы детей).

Психолог: Дальше мы познакомимся со слугой по имени Интерес. (Дети выбирают нужную фигурку). Почему именно эту фигурку вы выбрали

(Ответы детей). Какой же дом подойдет Интересу, и на какое место мы его поставим? (Дети предлагают).Давайте подумаем, что происходит с королём, когда к нему приходит слуга по имени Интерес (Ответы детей). А что же будет с королевством, если слуга по имени Интерес задержится у короля дольше, чем нужно? (Ответы детей, в дальнейшем ОД).

Психолог: Ещё одного слугу нужно найти, определить место и построить ему дом. А зовут этого слугу Удовольствие (Дети находят). Почему именно эта фигурка подходит для слуги Удовольствие? (ОД). Почему это место для домика? (ОД). Вот навестил короля слуга по имени Удовольствие, что же будет во дворце сейчас? (ОД) А если Удовольствие задержится надолго? (ОД). Дальше нам предстоит познакомиться со слугой по имени Обида. Найдите его среди фигурок, а также его дом и место для дома. (Дети выполняют). Почему вы обратили внимание именно на эту фигурку? (ОД). Место для домика Обиды вы выбрали случайно? (ОД).

Психолог: И вот пришел к королю с визитом слуга по имени Обида, что же будет во дворце сейчас? (ОД). И что произойдет в королевстве, если Обида задержится в нём надолго? (ОД). Скажите, чем же Обида бывает, полезна, а когда и чем может навредить?? (ОД).

Психолог: Давайте дальше поговорим о слуге по имени Злость. Выберите это персонаж, его дом и местоположение (Дети выбирают)  Почему именно эта фигурка привлекла ваше внимание? (ОД). Что повлияло на ваш выбор именно этого места для домика? (ОД). Настала пора придти во дворец слуге по имени Злость. Что же будет с королем и придворными во время такого визита? (ОД). Но ведь Злость является слугой короля, зачем же он нужен? (ОД). А что случиться с королевством и его жителями, если Злость хоть на чуточку задержится во дворце короля? (ОД).

Психолог: И последний слуга, с которым мы познакомимся, это слуга по имени Страх. Ему также нужна фигурка, дом и местожительства в королевстве. (Дети выбирают). Почему именно эта фигурка подходит на роль слуги Страха? (ОД). Где же вы поставили ему дом и почему же на этом месте? (ОД). Настало время, и к королю во дворец постучал слуга по имени Страх. Что же произошло во дворце, когда он пришел? (ОД). Какой вред может принести слуга Страх, если надолго задержится во дворце? (ОД). Какая польза от слуги по имени Страх? (ОД).

Психолог: Чтобы не происходили во дворце неприятности, все слуги чувства обладают удивительным качеством – как вы считаете, каким? (ОД). Благодаря тому, что каждый слуга знает МЕРУ, он приходит, когда это необходимо королю и уходит вовремя. И всё так и было бы хорошо и гладко в этой волшебной стране, если бы однажды не случилась одна история. Всё началось с того, что некоторые придворные короля стали говорить: «Зачем нам эти противные Злость, Страх, Обида? Когда они приходят, мы ссоримся, дерёмся, нам очень неприятно. Давайте подговорим Короля, чтобы он выгнал этих слуг из страны». Но Король был мудр и остановил своих придворных.

Психолог: Ребята, а если о вас за глаза будут говорить плохо, перешептываться и перемигиваться за вашей спиной, вы это почувствуете (ОД). Вам будет приятно или неприятно? (ОД) А когда вам неприятно, вы какие дела будете делать быстрее, хорошие или плохие? (ОД). Многие люди, когда о них говорят плохо, обижаются и совершают не очень хорошие поступки. Так случилось и в этой истории.

Психолог: Так вот, темной ночью, на краю леса собрались слуги по имени Злость, Обида и Страх. Обида, обиженно поджав губы, рассказал, что их хотят выгнать из страны «Им, видите ли, без нас лучше живется! Мы им, видите ли, совсем не нужны!» - фыркнул Обида, а слуга, по имени Злость, сжимал кулаки: «Мы покажем, что мы можем! Вот посадим Короля в темницу, да будем править страной, вот они у нас попляшут!» Недолго думая, заговорщики пробрались во дворец, схватили спящего Короля и бросили его в темницу. Когда на следующее утро придворные, по своему обыкновению, собрались в тронном зале, они замерли в ужасе и изумлении. На королевском троне сидел слуга по имени, как вы думаете кто?? Ваши предположения (ОД). Слуга по имени (Обида), он пытался надеть на свою голову корону, но она была волшебной и сползала. Тогда он со злостью кинул корону под трон. Как вы думаете, какой был первый указ нового правителя? (ОД). Действительно, было решено объявить войну соседнему государству. Кроме того, отныне, каждому жителю королевства надлежало доносить на своих соседей, решать все споры с помощью кулаков, пугать друг друга всевозможными неприятностями. Как вы думаете, какая жизнь настала в стране, тем более что слуги по имени Радость, Интерес и Удовольствие были изгнаны? (ОД). Страна разрушалась, все её жители ходили голодные, холодные, ободранные и побитые друг другом. Вот, что может произойти со страной, если ею правит не законный Король, а Обида, Злость и Страх, забывшие о мере. Волшебники говорят, что тоже самое происходит у человека внутри, если он постоянно со всеми ссорится, дерется, обижается. Но мы позабыли об изгнанных слугах Короля Радости, Удовольствии и Интересе. Конечно, их сердца не могли вынести такого страшного зрелища. Они вспомнили, что  далеко-далеко, за горами, за лесами живет волшебница по имени Любовь. Ох, и нелегок же был путь к волшебнице, поскольку между королевством и её дворцом лежит огромная пропасть. Как же им справиться? (ОД). Молодцы, ребята, с вашей помощью наши слуги чувства дошли до дворца Любви! Умывшись из колодца, они почувствовали невероятный прилив сил. Сомнений не было, они ощущали Любовь. Волшебница дала путешественникам сосуд с Любовью, чтобы они отнесли его своему повелителю. Ведь в этом было спасение их страны. Путь назад был уже не таким тяжелым. Тем более что верных слуг короля окрыляла любовь.

Психолог: Ребята, о каком, самом главном чувстве нашего внутреннего мира вы сейчас узнали? (ОД). Правильно!! Давайте приложим руку к сердцу, ведь именно там, согласно древним легендам, живет Любовь! Она позволяет заботиться о себе и о близких людях. Помогает создавать хорошее настроение, даёт силы на свершение добрых дел, учит прощать тех, кто нас обидел. Чувствуете тепло?? (ОД). И я чувствую. Это значит, что любви в наших сердцах много-много. Мы можем её дарить друг другу и нашим близким, слушая своё сердце. А теперь послушайте, что было дальше. Итак, слуги, по имени Радость, Удовольствие и Интерес добрались до своей страны, нашли темницу и освободили Короля. Только повелитель пригубил из сосуда с Любовью, как к нему вернулись силы, уверенность, мужество и мудрость. Гордой поступью он отправился в тронный зал.

Ребята, как вы думаете, что сделали самозванцы – слуги по имени Обида, Злость и Страх, когда увидели короля? (ОД). А придворные зашептали: «Вот, Ваше Величество, мы же говорили Вам, надо было избавиться от этих слуг, и ничего бы не было!» Но Король остановил их: «Дело не в моих слугах! Дело в дурных мыслях и разговорах! Я даю им три дня сроку, пусть они сами решат, покинуть ли нашу страну или найти в ней себе достойное применение. Так сказал великодушный Король. Ребята, как вы думаете, правильно ли он поступил? (ОД).

И вот, через три дня слуги по имени Злость, Обида и Страх, пришли к Королю и сказали: «Ваше величество, простите нас! Мы просим прощения у всех жителей королевства! Мы вспомнили о МЕРЕ и поняли наше назначение в стране. Позвольте нам построить свои дома на границе государства. «Почему же на границе?» - удивился Король.

Психолог: Ребята, а как вы считаете, в чем же будет польза от этих слуг на границе? От Обиды (ОД), Злости (ОД), Страха (ОД)?

Психолог: Вот и закончилась эта история. Сосуд с Любовью установили в центре дворцовой площади. К нему мог подойти каждый, как только чувствовал себя обиженным, злым или беспокойным (испуганным). Ребята, что любовь приносила в души жителей королевства, как вы думаете? (ОД).

Так слуги по имени Злость, Страх и Обида, охраняли страну, а Любовь согревала её. Все жили долго и счастливо.

IV.                        ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ:

Рефлексия занятия:

Ведущий: Дорогие Волшебники, сегодня вы создали сказочную страну. Восстановили Мир, Гармонию и Любовь среди её жителей. А насколько каждый из вас смог почувствовать себя волшебником, покажите с помощью рук. Чуть-чуть – ладони близко друг к другу. Средне – слегка расставлены. Много – руки в стороны.

Скоро мы покинем волшебную страну, что мы возьмём важного и полезного с собой оттуда, что будет помогать нам в дальнейшей жизни? (ОД).

V.                        РИТУАЛ ВЫХОДА:

Ведущий: Настало время возвратиться в детский сад, а сделать это поможет свеча. Закройте глаза, протяните руку, как только вы почувствуете тепло свечи, вернётесь в реальный мир. (Ведущий со свечой обходит участников, в это время звучит релаксационная музыка).

Ведущий: Вот мы с вами снова в зале. Спасибо вам, ребята, за всё хорошее, что вы сегодня сделали!!!