Главные вкладки

    ГЭП "Трансдисциплинарный подход в создании адаптивной среды в образовательном учреждении " Программа сопровождения детей младшего и среднего школьного возраста с трудностями школьной адаптации в образовательном учреждении

    Сафонова Татьяна Владимировна

    Программа сопровождения детей младшего и среднего школьного возраста с трудностями школьной адаптации в  образовательном учреждении

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska_k_programme.doc97.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Департамент образования города Москвы

    Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

    центр психолого-медико-социального сопровождения «Ново-Переделкино»

    ________________________________________________________________________

    Программа сопровождения

    детей начального и среднего школьного возраста

    с трудностями школьной адаптации

    в условиях образовательного учреждения

    г. Москва

    2012 год

    Разработчики программы:

    коллектив специалистов ГБОУ ЦПМСС «Ново-Переделкино»

    под руководством директора центра Сафоновой Ольги Яковлевны:

    1. Сафонова Т.В., зам. директора, педагог-психолог
    2. Долгова А.Г.,  зам. директора, педагог-психолог
    3. Марко Н.Т., педагог-психолог
    4. Минченко И.Н., педагог-психолог
    5. Василенко Л.В., учитель-дефектолог
    6. Шелеметьева Т.В., учитель-логопед
    7. Свешникова Г.Б., методист, педагог-психолог
    8. Вяльшина Е.И., педагог-психолог
    9. Бурова О.В., учитель-логопед
    10. Зуева О.А., учитель-логопед
    11. Керносенко Е.А., педагог-психолог
    12. Дедова С.М., педагог-психолог
    13. Жигунова Э.П., педагог-психолог
    14. Ильина М.В., педагог-психолог
    15. Кузьменок Ю.В., педагог-психолог
    16. Гришакова С.А., педагог-психолог
    17. Чижова Н.А., педагог-психолог
    18. Воеводина Н.Н., учитель-дефектолог
    19. Берестова Н.В., учитель-дефектолог
    20. Соколова И.А., педагог-психолог
    21. Камионская А.В., учитель-дефектолог
    22. Скворцова Е.А., учитель-дефектолог
    23. Бекяшева О.И., педагог дополнительного образования
    24. Трифонова Ю.Н., учитель начальной школы
    25. Ваганова О.П., учитель начальной школы

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    К «ПРОГРАММЕ СОПРОВОЖДЕНИЯ

    ДЕТЕЙ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТРУДНОСТЯМИ ШКОЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»

    Актуальность программы.

     

           Здоровье и благополучие детей – главная забота семьи, государства и общества в целом, так как дети составляют единственный ресурс страны, определяющий в недалеком будущем ее благополучие, уровень экономического, духовного развития, состояние науки и культуры.

    Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития ребенка в процессе его воспитания и обучения.  На современном этапе развития общества предъявляются высокие требования к качеству образования. Образовательные запросы родителей и общества постоянно растут и усложняются. Особому ребенку с каждым годом становится все труднее соответствовать повышенным требованиям. Отмечается значительный рост нарушений развития у детей,  социологи отмечают изменения средней нормы развития, когда нормальные, т.е. средние показатели развития ребенка уже включают в себя различные нарушения.

    Процесс обучения в школе сегодня является еще одним фактором риска для здоровья детей. В школьном возрасте стремительно увеличивается число функциональных нарушений и хронических заболеваний. По данным Института Возрастной физиологии РАО, половина детей школьного возраста 7-9 лет имеют хронические болезни, около 20% детей приходящих в школу детей, имеют нарушения нервно-психического здоровья пограничного характера, а к концу первого класса их число увеличивается до 60-70%. Все это приводит в свою очередь к аномалиям психологического здоровья, а именно, к поведенческим нарушениям и эмоциональным расстройствам. В этом случае нужна уже специализированная помощь ребенку со стороны родителей и педагогов, специалистов смежных областей (врачей, психологов, дефектологов, социальных работников).

            Несмотря на то, что в настоящее время на решение этой проблемы направлены усилия многих специалистов, использующих широкий комплекс методов – медицинских, социально-педагогических и психологических, они часто оказываются недостаточно эффективными. Это обусловлено отсутствием единой теоретической позиции специалистов, разнообразием используемых ими практических подходов при недостаточном согласовании их друг с другом. Помимо этого при анализе причин трудностей детей важно исследовать факторы, определяющие характер взаимодействия и структуру деятельности в системе «ребенок-родитель-педагог», поскольку условия развития здорового ребенка могут быть созданы лишь в целостной психолого-педагогической системе.

    Высокий уровень нарушений развития и обучения у детей указывает на необходимость создания целостной здоровьесберегающей среды в образовательных учреждениях. С целью объединения усилий Центра и образовательных учреждений в решении задач сохранения и укрепления психологического здоровья детей, в ЦПМСС «Ново-Переделкино» с сентября 2009 года по август 2012 года была реализована городская экспериментальная площадка «Трансдисциплинарный подход в создании адаптивной среды в образовательном учреждении».

    В целях исследования проблемы школьной дезадаптации специалисты Центра провели скрининговую диагностику психоэмоционального состояния детей младшего школьного возраста на базе Центра,  и на базе ГОУ СОШ 1376. В результате анализа скрининг-диагностики специалистами была выявлена прямая зависимость между школьной неуспешностью детей и рядом проблем, таких как психологические проблемы (нарушения эмоционально-волевой сферы и детско-родительских отношений), логопедические трудности (нарушения чтения и письма, последствия общего недоразвития речи), нарушения соматического и психического здоровья, нарушения в развитии познавательных процессов (памяти, мышления, восприятия, внимания).

    Всестороннее изучение психологического здоровья детей «группы риска», анализ трудностей, возникающих в обучении, позволили установить, что в основе этих проблем лежит сложное взаимодействие индивидуальных и социальных факторов. Пусковым механизмом формирования самих проблем в подавляющем большинстве случаев становится несоответствие предъявляемых к ребенку педагогических требований его возможностям их удовлетворить. Специалисты Центра подтвердили свою гипотезу, что разрешение этого противоречия возможно за счет внедрения в образовательные учреждения программы сопровождения детей с различными нарушениями, созданной с учетом возможностей и потребностей проблемного ребенка.

    Методологические основы программы.

           В настоящее время определились два направления в изучении трудностей школьной адаптации - социально-психологическое и медицинское.

         В первом, социально-психологическом  направлении - причины школьной дезадаптации связывают:

    - с индивидуальными особенностями личности ребенка (негативное эмоциональное отношение к школе, высокая устойчивая тревожность, повышенная эмоциональная лабильность, низкая работоспособность, двигательная расторможенность, трудность общения с учителем и сверстниками и др.),

    - с особенностями семейных отношений (эмоциональное отвержение ребёнка, уровень запретов и требований к ребёнку, гипопротекция, неустойчивость стиля воспитания, внутрисемейный конфликт и др.),

    - с особенностями процессов обучения (снижение успеваемости в результате несформированности навыков и приемов учебной деятельности, несформированность мотивации и т.п., педагогические упущения).

            Во втором, медицинском направлении исследования адаптации авторы проводят параллели между школьной дезадаптацией и нервно-психическими расстройствами.

    Специалисты Центра предлагают решать задачу сопровождения обучения проблемных детей с помощью трансдисциплинарного подхода, когда усилия специалистов разного профиля (администрации, педагогов, воспитателей, психологов, социальных педагогов, врачей) объединяются вместе для выявления причин школьных трудностей, для разработки коррекционных программ, рекомендаций по обучению для педагогов и родителей школьников.

    Трансдисциплинарный системный подход сформировался в ответ на проблему решения сложных многофакторных проблем природы и общества, к которым, безусловно, относится и проблема здоровья и гармоничного развития детей. В отличие от междисциплинарного подхода, который обеспечивает взаимодействие двух дисциплин, сочетаемость которых очевидна, трансдисциплинарный системный подход способен объединить концепции, методы и информацию стольких дисциплин, сколько их необходимо для обоснования решения конкретной проблемы сохранения и укрепления здоровья детей в условиях образовательного учреждения.

    Внедрение в образовательный процесс трансдисциплинарного подхода, предполагающего системную помощь ребенку со стороны нескольких разнопрофильных специалистов, способствует повышению ресурсов и возможностей особого ребенка в его адаптации к школьным требованиям,  улучшению взаимодействия со сверстниками и взрослыми, созданию комфортной психологической среды для реализации способностей,  повышению учебной мотивации и познавательной активности.

           Успешная школьная адаптация – это не только приспособление ребенка к полноценному функционированию в школьной среде, но и его способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию. Под адаптивной образовательной средой мы понимаем такое состояние образовательного пространства, при котором ученик может развивать свои индивидуальные способности и возможности, получать возможность для саморазвития, самореализации при условии сохранения ресурсов физиологического и психологического здоровья.

    Цели программы:

    • Оказание помощи педагогам образовательных учреждений в  гармонизации, увеличении адаптивности  и доступности школьной образовательной среды, в приведении образовательной среды в соответствие с возможностями и особенностями детей
    • Предотвращение нарушений школьной дезадаптации у детей.
    • Содействие педагогам в гармонизации развития школьников, в сохранении и укреплении всех аспектов его здоровья – физического, соматического, психического и духовного.   

           

    Задачи программы:

    • Просвещение педагогов и родителей по вопросам оценки состояния психического развития и обучаемости детей с трудностями школьной адаптации.
    • Предоставление материала для оценки психологического здоровья детей,  адаптивности школьной образовательной среды.
    • Предоставление материала для работы педагогов по гармонизации сенсорной, моторной, эмоциональной, познавательной сфер личности, повышения социального и личного статуса школьника. 
    • Создание условий для своевременного оказания психолого-педагогической и медико-социальной помощи   детям с трудностями в развитии, обучении, поведении.
    • Создание условий для разработки индивидуального маршрута сопровождения обучения у детей группы риска по школьной дезаадаптации.
    • Профилактика, предупреждение отклонений и трудностей в обучении у детей с особенностями и нарушениями в развитии.
    • Создание благоприятных условий для вовлечения родителей в политику образовательного учреждения по созданию адаптивной здоровьесберегающей среды образовательного учреждения.

    Целевая аудитория программы.

          Программа ориентирована на детей начального и среднего школьного возраста (от 7 до 15 лет), обучающихся по программе массовой школы, имеющих нарушения и особенности развития, трудности развития речи и познавательных процессов, трудности эмоционально-волевой сферы и поведения.

           Программа сопровождения предназначена для использования педагогами, психологами, социальными педагогами, воспитателями, администрацией, логопедами, дефектологами, врачами, осуществляющими обучение и воспитание детей  с трудностями развития, обучения, поведения, адаптации.

    особенностью программы является ее ориентация на системную работу со всеми участниками образовательного процесса: детьми, родителями, педагогами.

           Программа является важным дополнением к имеющимся базовым образовательным программам, поскольку не во всех образовательных учреждениях разработана система работы по сохранению и укреплению психологического здоровья детей с нарушениями в развитии и обучении.

    Общая характеристика программы.

    Программа включает в себя большое количество справочного материала, необходимого для ориентации педагогов и специалистов в сложных вопросах сопровождения обучения детей с различными трудностями.

    В первую очередь педагогам рекомендуется познакомиться с возрастными нормативами развития для детей школьного возраста (таблица «Задачи ребенка и родителя на разных возрастных этапах»).    Эти нормативы помогут педагогам понять, на каком уровне развития находится школьник, справляется ли родитель с воспитанием,  содействует ли его взаимодействие с ребенком решению возрастных задач.

    Специалистами Центра были разработаны критерии психологического здоровья школьника, в соответствии с которыми можно отслеживать состояние детей и влиять на его улучшение. За основу было взято определение психологического здоровья как динамического состояния внутреннего благополучия, гармонии, позволяющего актуализировать индивидуальные и возрастно-психологические возможности, позволяющего ребенку успешно адаптироваться и противостоять стрессовым факторам.  

    Педагогами-экспериментаторами выделены следующие критерии  психологического здоровья школьников:

    1. Сформированность соответствующих возрасту новообразований, успешное прохождение возрастных кризисов. Соответствие эмоционально-волевой и познавательной сфер возрасту ребенка.

    2. Эмоциональное благополучие, наличие у ребенка позитивного образа «Я», то есть позитивного самоощущения, а также в целом позитивного восприятия окружающего мира.

    3. Эмоциональная саморегуляция и адекватность поведения в соответствии с целями ребенка и условиями социума.

    4. Наличие рефлексии, то есть умения осознавать свое внутреннее состояние, причины и последствия своего поведения, знание своих личностных качеств, проблем и ресурсов.

    5. Наличие мотивации достижения, т.е. стремление улучшать качество основных видов деятельности — общения, учебы, спортивных занятий и пр.

    6. Адаптированность к социуму, то есть к условиям школьного обучения (отсутствие нарушений во взаимоотношениях с одноклассниками и учителями, выполнение школьных норм и правил, отсутствие нарушений поведения).

    7.Стрессоустойчивость.

              На основе выделенных критериев специалистами-экспериментаторами была разработана анкета для педагогов, по результатам которой школьный учитель может составить целостную картину состояния психологического здоровья не только отдельных учеников, но и класса в целом.

            Психологическое здоровье школьников не может быть поддержано без определенного состояния образовательной среды, при котором создаются наиболее благоприятные условия для развития и обучения.

           

           В ходе эксперимента были выделены следующие параметры образовательной среды, обеспечивающей сохранение и укрепление психологического здоровья:

    - «Психологическая безопасность» образовательной среды, состояние среды, свободной от психологического насилия, комфортность образовательной среды

    - Соответствие образовательной среды возможностям и способностям детей, психолого-медико-педагогическая диагностика, психолого-социальное сопровождение детей с нарушениями развития, психологического здоровья и школьной адаптации, коррекционная работа (индивидуальная и групповая) с детьми группы риска по школьной дезадаптации, индивидуальный подход в обучении и воспитании.

    - Позитивность среды, направленность на ребенка, возможность среды обеспечивать ребенку чувство любви и принятия окружающими с тем, чтобы способствовать его позитивному самоощущению, давать ему возможность проявлять такое же чувство к другим;

    - Адаптивно-воспитательная, социализирующая способность среды - среда, способная побуждать ребенка понимать себя, других людей, причины и последствия своего поведения, ставить цели, думать над способами их достижения;

    - Развивающая роль среды - среда, способная побуждать ребенка к самосовершенствованию, саморазвитию в значимых для него видах деятельности — учебе, общении со сверстниками и взрослыми, спорте и т.п.;

    - Среда, создающая условия для развития возрастных новообразований, успешного прохождения возрастных кризисов

    -  Среда, соответствующая возрастным и индивидуальным особенностям учащихся с тем, чтобы они имели возможность успешно адаптироваться к среде, приобретая при этом опыт преодоления трудностей и, как следствие, уверенность в себе.

           На основе выделенных параметров была разработана анкета для детей и анкета для родителей, по которой можно глазами учеников и глазами семьи можно оценить удовлетворенность образовательной средой школы, определить ее адаптивность. Специалисты Центра пришли к выводу, что формирование адаптивной среды в первую очередь должно быть нацелено на изменение ценностно-смысловых ориентации и установок взрослых, включенных в процесс обучения и воспитания детей, а также на формирование новых конструктивных форм взаимодействия внутри системы «ребенок-родитель-педагог». 

            Далее в программе представлен материал по организации сопровождения обучения детей со следующими проблемами: задержанное развитие, педагогическая запущенность, нарушения отдельных высших психических функций, нарушение звукопроизношения, общее недоразвитие речи, нарушения чтения и письма, тревожность, страхи, неврозы, агрессивность, гиперактивность, нарушения поведения, аутичные проявления, застенчивость, нарушение контакта, акцентуации характера, личностные особенности, нарушения детско-родительских отношений, стрессы, негативные психические состояния, нарушения мотивации, нарушение работоспособности и темпа деятельности.

             Для некоторых нарушений в качестве дополнительного справочного материала приведены примеры заданий и упражнений, которые могут быть использованы педагогом на уроках. Программа представлена в табличном виде, удобном для использования и  для тиражирования отдельных ее частей.

    Структура программы:

    1. Пояснительная записка.
    2. Общие возрастные нормативы психического развития. Таблица «Задачи ребенка и родителя на разных возрастных этапах»
    3. Анкета для педагогов «Психологическое здоровье школьника»
    4. Анкета для родителей «Оценка адаптивности образовательного учреждения»
    5. Анкета для школьников «Оценка адаптивности образовательного учреждения»
    6. Таблицы по сопровождению детей со следующими нарушениями:
    • Агрессивность
    • Гиперактивность
    • Тревожность, страхи
    • Аутичные проявления
    • Нарушения школьной мотивации
    • Акцентуации характера
    • Медлительность, левшество
    • Нарушения детско-родительских отношений
    • Одаренность
    • Общее недоразвитие речи
    • Нарушения звукопроизношения
    • Нарушения чтения и письма
    • Задержки психического развития
    • Педагогическая запущенность
    • Умственная отсталость
    • Нарушения мышления и памяти
    • Нарушения  восприятия и внимания
    • Нарушения физического развития

    Таблицы содержат следующую информацию:

    1. Описание проблемы или нарушения
    2. Возрастная периодизация проблемы
    3. Признаки, проявления  нарушений у учащихся в школе
    4. Причины нарушений
    5. Практические рекомендации для учителя
    6. Рекомендации для родителей

    Условия использования программы:

    1. Возможность использования программы разными специалистами образовательного учреждения (учителями, психологами, специалистами психолого-медико-педагогических консилиумов).
    2. Использование программы не только в периоды адаптации детей к новым условиям, но и на протяжении всего учебного года, для определения причин снижения успеваемости, понимания причин поведенческих проблем,   повышения эффективности учебного процесса, выстраивания маршрута сопровождения ребенка с трудностями адаптации.
    3. Использование программы не требует специального оборудования и инструментария.
    4. Педагоги, ориентируясь на программу, могут самостоятельно давать рекомендации родителям по эффективному взаимодействию и воспитанию детей с трудностями адаптации.
    5. В сложных случаях необходимо комплексное обследование специалистами (психологами, дефектологами, логопедами, врачами) внутри образовательного учреждения (при наличии вышеназванных специалистов), либо вне учреждения (в психологических центрах, либо в медицинских учреждениях).

    Предполагаемый результат использования программы сопровождения:

    1. Сохранение и укрепление психологического здоровья школьников.
    2. Изменение образовательной среды образовательного учреждения в сторону здоровьесбережения, большей  гармоничности, адаптивности, доступности для ребенка с особенностями и нарушениями развития.
    3. Гармонизация психоэмоционального состояния детей, уменьшение напряженности, тревожности, уменьшение нарушений поведения и других признаков эмоционального неблагополучия.
    4. Положительная динамика в развитии познавательных процессов, произвольной сфере, повышение мотивации, познавательной активности, работоспособности. Уменьшение трудностей в обучении, в усвоении программы образовательного учреждения.
    5. Снижение уровня конфликтности, тревожности, повышение уровня стрессоустойчивости, улучшение межличностных отношений и уровня психологической компетентности педагогов и родителей во взаимодействии с детьми с нарушениями психологического здоровья.
    6. Включение родителей во взаимодействие с образовательным учреждением, увеличение мотивации  родителей в решении вопросов обучения и воспитания детей.

           Обобщение опыта экспериментальной работы Центра  в «Программе сопровождения детей школьного возраста с трудностями школьной адаптации» позволит  не только оказать всестороннюю помощь педагогам школ и родителям, но и позволит педагогам образовательных учреждений, обучающим детей с нарушениями выйти на качественно новый уровень оказания образовательных услуг.

           Использование «Программы сопровождения» в массовой школе может затребовать использования дополнительных кадровых ресурсов, наличия в учреждении педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, врача. При отсутствии данных специалистов в штате, возможно заключение договора с учреждениями, которые могут предоставить услуги данных специалистов. Для использования «Программы сопровождения» очень важна работа школьного психолого-медико-педагогического консилиума, на котором возможна разработка на основе «Программы сопровождения» индивидуальных маршрутов сопровождения для детей с трудностями школьной адаптации.

           Таким образом, «Программа сопровождения детей начального и среднего школьного возраста с трудностями школьной адаптации в условиях образовательного учреждения»

     - один из вариантов решения актуальной задачи современного образования - создания комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для особого ребенка через внедрение разработанных в трансдисциплинарном подходе технологий сопровождения обучения.