Коррекционные упражнения для развития познавательных процессов обучающихся

Дебель Мария Александровна

Все упражнения, направлены на развитие познавательных процессов. Большее количество упражнений провоятся в групповой форме, что позволяет фронтально выделять ребят с ярко выраженным нарушением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionnye_uprazhneniya.docx28.44 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционные упражнения

для развития познавательных процессов обучающихся

Упражнение «Мой любимый фрукт»

Упражнение позволяет ведущему создать рабочий настрой в группе, также происходит развитие памяти, развитие способности к длительной концентрации внимания.

Участники группы представляются по кругу. Назвав себя по имени, каждый участник называет свой любимый фрукт; второй – имя предыдущего и его любимый фрукт, свое имя и свой любимый фрукт; третий – имена двух предыдущих и названия их любимых фруктов, а затем свое имя и свой любимый фрукт и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена и названия любимых фруктов всех членов группы.

Упражнение «Не собьюсь»

Упражнение на развитие концентрации, распределения внимания

Психолог предлагает следующие задания:

считать вслух от 1 до 31, но испытуемый не должен называть числа, включающие тройку или кратные трем. Вместо этих чисел он должен говорить: «Не собьюсь». К примеру: «Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь…»

Образец правильного счета: 1, 2, -, 4, 5, -, 7, 8, -, 10, 11, -, -, 14, -, 16, 17, -, 19, 20, -, 22, -, -, 25, 26, -, 28, 29, -, - _черта замещает числа, которые нельзя произносить).

Упражнение «Наблюдательность»

Упражнение на развитие зрительного внимания. В этой игре выявляются связи внимания и зрительной памяти.

Детям предлагается по памяти подробно описать школьный двор, путь из дома в школу - то, что они видели сотни раз. Такие описания младшие школьники делают устно, а их одноклассники дополняют пропущенные детали.

Упражнение «Муха 1»

Упражнение на развитие концентрации внимания

Для этого упражнения требуется доска с расчерченным на ней девятиклеточным игровым полем 3Х3 и небольшая присоска (или кусочек пластилина). Присоска выполняет роль "дрессированной мухи". Доска ставится вертикально и ведущий объясняет участникам, что перемещение "мухи" с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд ("вверх", "вниз", "вправо" и "влево") "муха" перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Исходное положение "мухи" - центральная клетка игрового поля. Команды подаются участниками по очереди. Играющие должны, неотступно следя за перемещениями "мухи" не допустить ее выхода за пределы игрового поля.

После всех этих разъяснений начинается сама игра. Она проводится на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет перед собой. Если кто-то теряет нить игры, или "видит", что "муха" покинула поле, он дает команду "Стоп" и, вернув "муху" на центральную клетку начинает игру сначала. "Муха" требует от играющих постоянной сосредоточенности.

Упражнение «Селектор»

Упражнение на развитие концентрации, устойчивости внимания

Для упражнения выбирается один из участников игры - "приемник". Остальная группа - "передатчики" - заняты тем, что каждый считает вслух от разных чисел и в разных направлениях. "Приемник" держит в руке жезл и молча слушает. Он должен поочередно настроиться на каждый "передатчик". Если ему сложно услышать тот или иной "передатчик", он может повелительным жестом заставить его говорить громче. Если ему слишком легко, он может убавить звук. После того как "приемник" достаточно поработает, он передает жезл своему соседу, а сам становится "передатчиком". В ходе игры жезл совершает полный круг.

Упражнение «Летает – не летает»

Упражнение на развитие переключения внимания, произвольности выполнения движений.

Дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет предметы. Если предмет летает - дети поднимают руки. Если не летает - руки у детей опущены. Ведущий может сознательно ошибаться, у многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания будут подниматься. Необходимо своевременно удерживаться и не поднимать рук, когда назван нелетающий предмет.

Упражнение «Мой день Рождения»

Упражнение развить память, способность к длительной концентрации внимания.

Участники группы, как и в предыдущем варианте, по очереди называют свои имена, но к своему имени каждый участник добавляет еще дату своего дня Рождения. Второй – имя предыдущего и дату его дня Рождения, свое имя и дату своего дня Рождения, третий – имена и дни Рождения двух предыдущих и свое имя и дату своего дня Рождения и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена и даты дней Рождения всех членов группы.

Упражнение «Ладошки»

Упражнение на развитие устойчивости внимания.

Участники садятся в круг и кладут ладони на колени соседей: правую ладонь на левое колено соседа справа, а левую ладонь на правое колено соседа слева. Смысл игры заключается в том, чтобы ладошки поднимались поочередно, т.е. пробегала "волна" из поднимающихся ладошек. После предварительной тренировки ладошки поднятые не вовремя или не поднятые в нужный момент выбывают из игры.

Упражнение «Съедобное – несъедобное»

Упражнение на развитие переключения внимания.

Ведущий по очереди кидает участникам мячик и при этом называет предметы (съедобные и несъедобные). Если предмет съедобный, мячик ловится, если нет - отбрасывается.

Упражнение «Муха»

Упражнение на развитие концентрации, переключения внимания.

Упражнение проводится точно так же как и предыдущий вариант, только в усложненном варианте: увеличено количество мух (их две). Команды "мухам" подаются отдельно.

Упражнение «Самый внимательный»

Упражнение на развитие зрительного внимания, памяти.

Участники должны встать полукругом и определить водящего. Водящий в течение нескольких секунд старается запомнить порядок расположения игроков. Затем по команде он отворачивается и называет порядок, в котором стоят товарищи. На месте водящего должны побывать все игроки по очереди. Стоит наградить тех, кто не ошибется аплодисментами.

Упражнение «Телефон»

Упражнение на развитие слухового внимания, слуховой памяти.

Словесное сообщение передается шепотом по кругу, пока оно не вернется к первому игроку.

Сказка «Пузырь, соломинка и лапоть»

Жили-были пузырь, соломинка и лапоть. Пошли они в лес дрова рубить; дошли до реки и не знают, как через нее перейти. Лапоть говорит пузырю: «Пузырь, давай на тебе переплывем?» – «Нет, - говорит пузырь, - пусть лучше соломинка перетянется с берега на берег, а мы перейдем по ней!»

Соломинка перетянулась; лапоть пошел по ней, она и переломилась. Лапоть упал в воду, а пузырь стал хохотать - хохотал, хохотал да и лопнул!

Упражнение. Зачитываются слова. Испытуемые должны постараться запомнить их попарно. Затем читаются только первые слова каждой пары, а испытуемые записывают второе.

МАТЕРИАЛ:

1. курица - яйцо, ножницы - резать, лошадь - сено, книга - учить, бабочка - муха, щетка - зубы, барабан - пионер, снег - зима, петух - кричать, чернила - тетрадь, корова - молоко, паровоз - ехать, груша - компот, лампа - вечер.

2. жук - кресло, перо - вода, очки - ошибка, колокольчик - память, голубь - отец, лейка - трамвай, гребенка - ветер, сапоги - котел, замок - мать, спичка - овца, терка - море, салазки - завод, рыба - пожар, топор - кисель.

·   Закройте глаза и представьте соответствующие картинки, названия которых произнесут.

1. Лев, нападающий на антилопу

2. Собака, виляющая хвостом

3. Муха в вашем супе

4. Миндальное печенье в коробке

5. Молния в темноте

6. Пятно на вашей любимой одежде

7. Бриллиант, сверкающий на солнце

8. Крик ужаса в ночи

9. Радость материнства

10. Друг ворующий деньги из вашего кошелька

А теперь вспомните и запишите названия визуализированных картинок. Если вспомните более 8 образов, упражнение выполнено успешно.

Упражнение. За 40 секунд постарайтесь запомнить 20 предлагаемых слов и их порядковые номера. Закройте текст, на листке бумаги напишите слова с их порядковыми номерами.

1. Украинец                 11. Масло

2. Экономика                 12. Бумага

3. Каша                 13. Пирожное

4. Татуировка                 14. Логика

5. Нейтрон                 15. Стандарт

6. Любовь                 16. Глагол

7. Ножницы                 17. Прорыв

8. Совесть                 18. Дезертир

9. Глина                 19. Свеча

10. Словарь                20. Вишня

Продуктивность запоминания можно вычислить по формуле:

Количество правильно воспроизведенных слов . 100 = %

Количество предлагаемых слов

Упражнение. · То же самое можно сделать с цифрами.

1. 43 6. 72 11. 37 16. 6

2. 57 7. 15 12. 18 17. 78

3. 12 8. 44 13. 87 18. 61

4. 33 9. 96 14. 56 19. 83

5. 81 10. 7 15. 47 20. 73

Упражнение. Зачитывают 10 слов. Нужно запомнившиеся слова в том же порядке, как они были предъявлены.

Слова: утро, серебро, ребенок, река, север, вверх, капуста, стакан, школа, ботинок.

Упражнение. Зачитываются ряды чисел. Нужно записать запомнившиеся числа. После этого вновь прочитывают ряды чисел и неправильно воспроизведенные по порядку и величине числа зачеркивают. Пропуск числа в ряду не считается ошибкой.

Числовые ряды:

37 48 95

24 73 58 49

89 65 17 59 78

53 27 87 91 23 47

16 51 38 43 87 14 92

72 84 11 85 41 68 27 58

47 32 61 18 92 34 52 76 84

69 15 93 72 38 45 96 26 58 83

Упражнение « Самое главное»

Ведущий. Приготовьте бумагу и карандаш. Быстро и внимательно прочитайте учебный текст.

После того как участники познакомились с текстом, им предлагается просмотреть его еще раз. При этом нужно придумать наиболее подходящее слово, характеризующее данный текст, т.е. охарактеризовать тему учебного материала одним словом. Затем нужно охарактеризовать данный материал одной фразой, а после — найти в нем какой-то секрет, особенность, т.е. то, без чего данный текст был бы лишен смысла.

Ведущий. Итак, просматриваем текст, готовимся к соревнованию. Слова, фразы и найденный «секрет» можно записывать. Внимание, начали!

После этого все участники зачитывают свои слова, фразы и «секреты». Выбираются самые точные и лучшие ответы.

Упражнение « Опорные сигналы»

Ведущий. Приготовим бумагу и карандаш. Перед нами текст. Прочитаем его, стараясь как можно лучше понять.

После того как текст прочитан, участникам предлагается законспектировать его. Однако в конспектах не должно быть слов и предложений, а только либо рисунки, либо схемы, либо какие-то символы.

Ведущий: Изобразить текст можно по частям — по абзацам, тогда получится несколько опорных сигналов.

Затем участники по очереди демонстрирую схемы, объясняют их, а после выбирается лучшая схема и лучший игрок. Учитывается оригинальность изображаемого.

Упражнение «Вопрос — ответ»

Участники делятся на две команды

Ведущий. Перед вами текст. Быстро и внимательно прочитайте его. Пусть первая команда будет задавать вопросы, вторая — отвечать. Соревнование на лучший ответ и лучший вопрос по учебному тексту.

В упражнении учитывается активность команд, количество и глубина заданных вопросов и качество ответов, также юмор, оригинальность, находчивость.

Ведущий. Команды, еще раз внимательно прочитайте текст. Теперь за 1—2 минуты первая команда придумает свои занимательные вопросы (можно кратко записать), вторая — обсудит текст, выделит в нем главное, чтобы оценить качество задаваемых вопросов.

Затем команды меняются ролями. Все учащиеся должны уметь и задавать вопросы, и отвечать на них.

Упражнение «Пантомима»

Участники делятся на две команды.

Ведущий. Перед вами учебный текст. Прочитайте его быстро и внимательно. Теперь разделите этот текст на условные части, например на абзацы.

Участники первой команды должны каждый абзац текста изобразить пантомимой. Участники второй команды должны догадаться, какой это абзац и о чем в нем говорится. Главное — уметь выделить в каждом абзаце основную мысль.

Затем команды меняются ролями.

Упражнение «Конспект»

Ведущий. Перед вами учебный текст, разделенный на абзацы. Прочитайте его, пожалуйста! Возьмите бумагу и ручку. Нужно коротко законспектировать на отдельном листочке каждый абзац текста, выделяя в нем главную мысль, но и не проставляя номера абзаца.

Теперь перемешайте листочки и передайте их своему соседу по кругу справа. Теперь внимательно посмотрите конспекты своего соседа и поставьте сверху на каждом листочке цифру — номер абзаца учебного текста, к которому, по вашему мнению, относится конспект. Пожалуйста, внимательно смотрите конспекты и проставьте номера.

Опять передайте конспекты соседу справа. Теперь проставьте номера абзацев на других конспектах.

Конспекты передаются по кругу, пока к каждому не вернутся его конспекты. После этого каждый в своих конспектах проверяет правильность номеров абзацев. Участники считают ошибочно проставленные номера в конспектах. Выигрывает тот, у кого номера абзацев проставлены правильно всеми участниками игры.

Упражнение «Моментальное фото»

Участники делятся на две команды.

Ведущий. Приготовьтесь к соревнованию команд. Возьмите для каждой команды бумагу и карандаши. Сейчас вам в течение очень короткого времени будет продемонстрирован текст. Вы должны сосредоточить все свое внимание и воспринять из показанного текста как можно больше информации. Каждая команда может зафиксировать на листочке то, что члены команды вместе могут восстановить по памяти.

Затем все вместе обсуждают и сравнивают результаты, какая команда правильно воспроизведет больше текста.

Упражнение «Лучший вопрос»

Ведущий. Перед вами учебный текст. Давайте его прочитаем. Теперь каждый должен придумать оригинальный вопрос на тему учебного текста. Вопрос, ответ на который показывает совершенство овладения этим материалом, дает возможность увидеть его с самой интересной стороны.

Участники читают текст и придумывают интересные вопросы. После того как участник задает свой вопрос соседу по кругу, тот должен ответить на него как можно более полно.

После этого участники решают, кто задал самый интересный вопрос, а кто лучше всех ответил и был самым активным.

Упражнение «Пересказ по кругу»

Ведущий. Давайте прочитаем текст. Теперь станем в круг.

Один  из участников становится в круг, закрывает глаза, кружится на месте и показывает на любого игрока, с которого начинается воспроизведение учебного текста. Далее, по часовой стрелке, каждый говорит по одной фразе из учебного текста. И так до его конца.

Ведущий. Итак, пересказываем текст по фразе.

После этого текст еще раз читается и участники исправляют ошибки, дополняют то, что было упущено.

Упражнение «Сказка»

Ведущий. У нас будет конкурс сказочников. Нам дан учебный текст. Давайте его прочитаем. Теперь придумаем сказку по заданному тексту, понятную даже детям, но так, чтобы основная мысль, основная нить отражала суть учебного текста, с любыми героями и любым сюжетом.

Чтобы придумать хорошую сказку, нужно быстро и внимательно прочитать текст. Дальше будем слушать всех по очереди.

Упражнение «Древо мудрости»

Ведущий. Сначала быстро, но внимательно прочитаем текст. Теперь каждый пишет записку, в которой задается трудный вопрос по тексту. После этого заверните записку, прикрепите ее скрепкой к дереву.

(Роль дерева может выполнять ведущий.)

После этого участники по очереди подходят к дереву, «срывают» записку и как можно более полно отвечают на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос  и ответ.

Упражнение «Восстанови невидимое»

Для этой игры нужно приготовить  несколько книг с изучаемым текстом.

Ведущий. Пожалуйста, по моей команде открывайте текст на нужной странице всего на пять секунд, после чего правую часть текста закрываете и продолжаете его смотреть до минуты. Итак, пожалуйста, закройте правую часть текста — полстраницы или меньше, так, чтобы вы могли восстановить этот текст по смыслу.

Ведущий. Уберите текст. Теперь кто-то из желающих может выйти вперед и воспроизвести этот текст. Все могут смотреть на этот текст, сравнивая ответ добровольца с оригиналом.

Это упражнение может повторяться несколько раз с другими текстами и с другими участниками, пока есть интерес к этой игре.

Упражнение «Заметки на полях»

Для этой игры нужны книги с изучаемым текстом. Ведущий задает раздел, который требуется изучить. По команде ведущего участники начинают чтение.

Ведущий. При чтении делайте заметки на полях, лучше всего такие, которые вызовут яркие эмоции. Пусть это будут карикатуры, броские символы и отдельные реплики. Постарайтесь сделать ваши заметки интересными и привлекательными для всех участников игры.

Ведущий. А теперь, приготовьтесь пустить ваш конспект по кругу. Передайте вашу книгу соседу справа, а на полученной вами книге поставьте карандашом оценку по пятибалльной системе. На просмотр каждой книги отводится всего несколько секунд.

После того как книги возвращаются хозяевам, оценивается то, сколько набрал каждый участник. Победитель пересказывает содержание текста, пользуясь только заметками на полях.

Упражнение «Части текста»

Ведущий предлагает внимательно и быстро прочитать учебный текст.

Ведущий. Теперь разделимся на 4 группы. Одна группа будет называться «введение», вторая — «основная мысль», третья — «заключение», четвертая — «дополнение». Играющие каждой группы начинают пересказывать часть текста по порядку «введение», «основная мысль», «заключение». Группа «дополнение» имеет право взять слово после выступления каждой группы.

Ведущий. Теперь еще раз посмотрим текст, сравним его с информацией, воспроизведенной нами, определим, какая группа точно соответствовала своему назначению.

Упражнение «Дотошный ученик»

Ведущий. Мы знаем, что для хорошего усвоения материала иногда нужно уметь запомнить самые мелкие подробности текста. Сейчас мы прочитаем текст быстро, но внимательно, затем вы составите список вопросов. У кого этот список будет длиннее и дотошнее, тот и выиграл в этом соревновании.

Итак, внимательно читаем текст, чтобы составить вопросы. Желательно, чтобы вопросы охватили весь материал и все его тонкости.

После этого участники по порядку задают свои вопросы всей группе, а отвечает тот, на кого указывает ведущий.

Упражнение «Образная память»

Участники разбиваются на две команды. Ведущий предлагает прочитать текст и постараться выделить в нем главное.

Ведущий. Давайте попробуем представить текст в виде застывшей немой сцены. Каждый из участников может изобразить деталь этого текста. Можно взять листок бумаги, нарисовать или написать, какую деталь текста вы представляете, а затем можно взяться за руки, в соответствии с тем, как, по-вашему мнению, эти блоки текста связаны между собой.

Свою версию, вариант немой сцены изображает сначала одна команда, затем другая. На подготовку немой сцены с использованием любого реквизита, плакатов, надписей каждой команде отводится не больше пяти минут. Побеждает команда, точно и оригинально представившая текст.

Упражнение «Эмоциональная память»

Предварительно готовятся и раздаются карточки с различными эмоциями: гнев, радость, страх, удивление и т.п. На каждой карточке отдельная эмоция или эмоциональное состояние, которые раздаются участникам.

Ведущий. Вам нужно запомнить текст. Это сделать очень просто. Все по очереди читают этот текст, читают разным голосом, с эмоциями, которые записаны на ваших карточках. Учтите, чем с более выразительными интонациями и эмоциями вы прочтете фразу, тем больше вероятность ее всем запомнить.

Ведущий по очереди указывает на того игрока, которому предстоит читать. А все остальные пытаются воспроизвести произнесенную им фразу, сохранив эмоции читающего. Победителями окажутся те, чьи фразы запомнили большинство участников игры.

Упражнение «Зрительная память»

Участники делятся на две команды.

Ведущий. Внимание! Пусть одна из команд будет изображать картину, какой-либо сюжет  или  групповой портрет. Другая команда в течение одной минуты будут любоваться картиной, рассматривая ее как можно подробнее. Теперь все отвернитесь.

В это время команда, изображавшая картину, меняет как можно больше деталей. Теперь поочередно участники из второй команды подходят по одному к картине и молча приводят ее в исходное положение. Важно, чтобы каждый участник заметил произошедшие изменения. «Картина» должна вернуться в исходное положение.

Затем команды меняются ролями.

Развитие гибкости мышления

Среди других форм занятий и упражнений, развивающих мышление, следует отметить систему занятий, предложенную В.Н. Келасьевым (В.Н. Келасьев. Некоторые подходы к развитию гибкости мышления // Практическое мышление: функционирование и развитие. М., 1990.) Автором предлагается целостная система приемов по развитию гибкости мышления.

I. Изменение привычных временных связей

1. Прием отчленения одного явления от другого в привычном для человека временном ряду (например, представить гром без молнии и т.д. и описать, что это значит — «выстрел»).

2. Прием замены привычного временного порядка на прямо противоположный (обратный, например, гром — молния).

3. Прием редкого сокращения интервалов времени между некоторыми событиями (например, сократить период от рождения до смерти до одного дня и сочинить сюжет этого дня, описать диалог Аристотеля и Ньютона, человека настоящего и человека будущего).

4. Прием перемещения вдоль всей временной оси существования некоторого предмета (например, телевизор — его роль в настоящем, изменение в будущем, прототипы в прошлом).

II. Изменение привычных пространственных связей

1. Прием замены привычных пространственных связей на необычные (например, автомобиль — на / под — дорога).

2. Прием совмещения различных объектов, обычно разъединенных в пространстве (травинка — авторучка, ягода — картина и пр.).

3. Прием разъединения обычно связанных в пространстве фактов (рыба без воды, магазин без денег).

III. Изменение привычных связей общности

1. Прием логического вычитания из объектов общностного признака (из объектов «земля» и «мяч» логически вычитается признак «круглость» — плоская земля и что на ней происходит).

2. Прием усиления связей по общности (или действия) между первоначально разнородными объектами. Требуется довести их до взаимопревращения, найти пути сближения: «дождь» и «ракета» — падают на землю; разложить воду на кислород и водород -> топливо для ракеты.

3. Прием замены привычных отношений на прямо противоположные (например: дым полезнее чистого воздуха).

IV. Изменение привычных связей преобразования действий

1. Прием отчленения действий: лишение объекта возможности производить привычные действия, преобразования (автомобиль, который ничего не перевозит, груз, который ничего не весит, пища, которой не насыщаются).

2. Прием получения некоторого результата без привычного источника действий (дом построен без строителей, концерт без артистов).

3. Прием блокирования «ожидаемого результата в привычной структуре действия» (машина перевозит человека, но он остается на том же месте).

4. Прием изменения привычного направления действия (дым ядовит для человека, человек ядовит для дыма или холод прячется от человека).

5. Усиление некоторого свойства объекта в неограниченное число раз до необычных масштабов (автобус, который перевозит не 50, а 100 000 человек).

6. Прием изменения основного свойства объекта в сторону усиления или ослабления (дом — палатка — шалаш — тент).

7. Прием составления сюжетов на основе заранее подобранных объектов: берется группа связанных предметов, роли раздаются участникам, которые должны разыграть сюжет, чтобы как можно ярче выразить их возможности (самолет, пассажир, стюардесса).

8. Прием формирования новых объектов из уже имеющихся (построить новый синтетический объект).