Статья Проблемы и возможности адаптации девиантных подростков

Мурзова Олеся Евгеньевна

ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТМ АДАПТАЦИИ

ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ

СПЕЦИАЛЬНОГО УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПАПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТМ АДАПТАЦИИ

ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ

СПЕЦИАЛЬНОГО УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Скачать:


Предварительный просмотр:

О.Е.Мурзова

Санкт-Петербургское государственное казенное  

специальное учебно-воспитательное учреждение

для обучающихся с девиантным   поведением

Специальная общеобразовательная школа № 1

(закрытого типа)  

г. Санкт-Петербург

ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТМ АДАПТАЦИИ

ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ

СПЕЦИАЛЬНОГО УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА

 Специальная общеобразовательная школа № 1 (закрытого типа) Санкт-Петербурга, создана решением Исполнительного комитета Ленинградского городского совета депутатов трудящихся в 1964 году и является учреждением профилактики правонарушений несовершеннолетних. Все это время, уже более 50 лет, в учреждении осуществляется  работа с подростками имеющими те или иные особенности поведения.

Деятельность ГКСУВУ СОШ № 1 /закрытого типа/ регламентируется ст.15 п.5 Федерального закона РФ от 24.06.99 № 120-ФЗ ««Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Делинквентность обычно начинается со школьных прогулов и сопровождается школьной неуспеваемостью, постепенно переходя к приобщению к асоциальной группе сверстников, со схожими трудностями. За этим следует мелкое хулиганство, издевательство над младшими и слабыми, отнимание мелких карманных денег, гаджетов, угон (с целью покататься) велосипедов, мотоциклов и машин. К этому могут присоединиться «домашние кражи» небольших сумм денег. Все эти действия в несовершеннолетнем возрасте не являются поводом для наказания в соответствии с УК [3]. Для спецучреждения о котором идет речь, среднее количество преступлений для подростков, помещенных в закрытую школу -   5-6 эпизодов.

В школу принимаются несовершеннолетние (мальчики) в возрасте от 11 до 18 лет без отклонений в развитии и имеющие, отклонение в развитии (программа обучения VIII вида) на основании постановления или приговора суда.

Основными задачами спецшколы является обеспечение специальных условий содержания, обучение и воспитание детей и подростков с девиантным поведением; обеспечение их психологической, социальной адаптации и реабилитации, с целью коррекции поведения. Необходимое условие, которое часто упускается из виду, состоит в том, чтобы обеспечить подростку, развитие которого приобрело деструктивный характер, позитивный опыт роста и присутствие взрослого, который его понимает и поддерживает, чтобы ребенок мог осознать и развить свои внутренние ресурсы [4], [6].

Уникальность данного заведения в том, что на базе данного учреждения впервые были объединены девиантные подростки общеобразовательной школы и девиантные подростки VIII вида ещё задолго до внедрения идеи инклюзии. Обучаясь по общеобразовательной программе и программе VIII вида соответственно, осуществляется взаимодействие воспитанников в ходе внешкольных мероприятий и различных режимных моментов. Около 40% воспитанников с диагнозом умственная отсталость, 37% с задержкой психического развития и 13% - это условная норма.

Возраст детей, попадающих у ОУ начинается с 11 лет и это, как показывает практика, самый благодатный с позиций эффективности коррекционного воздействия возраст. Помимо этого, имеет первостепенное значение продолжительность срока пребывания в спецшколе. Оптимальным сроком пребывания является от 1,5 до 2х лет. Меньший срок не позволяет применить весь комплекс мер коррекционно-воспитательного воздействия, более долгий срок пребывания не всегда положительно влияет на дальнейшую социализацию вне стен закрытого учреждения и резкое падение учебной мотивации [1].

Необходимо отметить особую роль психолого-медико-педагогическому консилиума в эффективной реабилитационной работе с девиантными подростками. ПМПк является системообразующим фактором специальной школы. Результатом функционирования  комиссии, является формирование базы данных, где аккумулируется основная информация о воспитаннике со стороны всех служб, что служит основанием для разработки индивидуальных маршрутов реабилитации подростков. Получаемые таким образом данные помогают координировать действия специалистов различных служб, участвующих в реализации индивидуального маршрута реабилитации воспитанников.

Различают негативные и позитивные формы отклонений. К негативным формам относятся нравственные деформации, нарушения закона, социальная патология, употребление психоактивных веществ. О них написано не мало научных работ. Они прослеживаются в любой сфере жизнедеятельности людей. К позитивным отклонениям относят все новое, вступающее в противоречие с устоявшимися нормами или с тем, по поводу чего еще нет нормы [5]. В то же время нельзя не отметить попытки основной образовательной системы унифицировать подростка, подводя понятие «нормы» к усредненному образу молодого человека без особых отклонений как в сторону высоких показателей, так и в сторону низких…Таким образом система «отбраковывает» как несоответствующих норме в том числе талантливых и творческих ребят. При данном подходе девиантность является своего рода «двигателем прогресса» и вариантом развития общества в том случае, если обстоятельства благоприятно складываются для открывающихся способностей молодого человека [2]. Шансы на самоидентификацию и самоопределение подросток имеет только в случае поддерживающего окружения, если не школы, то как минимум семьи. Однако в случае девиантного развития мы, как правило, имеем дело с антисоциальными семьями. При неблагоприятном ходе событий, молодой человек приспосабливается к обстоятельствам в меру своих личностных особенностей  и компенсаторных возможностей; как правило самоустраняясь от враждебно настроенной среды [3].  

Так, в анамнезе развития большей части  воспитанников СОШ №1 указаны многочисленные случаи уходов из дома и бродяжничество. Что в свою очередь создает проблему самовольных уходов из спецучреждения.

Заключение

Проблема реабилитации и социализации девиантных подростков сложная и трудоемкая работа, требующая большого вложения профессиональных и финансовых ресурсов и системного подхода [6].  Однако это та сфера, которая в дальнейшем способна принести значительные дивиденды. Многие подростки, преодолев проблему дезадаптации, способны не только стать полноценными членами общества, но и войти в «золотой фонд» нации.

Список литературы

  1. Алмазов Б. Н. Психологическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. - Свердловск, 1989.- 152с.;

   [Источник: http://detovoditel.ucoz.ru/blog/dispozicionnye_faktory_sredovoj_dezadaptacii_d_p/2012-04-16-165]

  1. Медведев А.М., Прокофьева Т.В., Юнда А.В. Психологическая работа с девиантными подростками: проблемы и возможности Монография. -Волгоград, - ФГОУ ВПО «Волгоградская академия государственной службы». - Изд-во ФГОУ ВПО ВАГС, 2009, – 316 стр.;

   [Источник: http://www.studmed.ru/medvedev-am-prokofeva-tv-yunda-av-psihologicheskaya-rabota-s-deviantnymi-podrostkami-problemy-i-vozmozhnosti_8f26f642c3a.html]

  1. Семья, Г. В. Психолого-педагогические программы подготовки к самостоятельной семейной жизни детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Г. В. Сем Н. Ф. Плясов, Г. И. Плясова ; под науч. ред. Г. В. Семья. М.: Полиграф-сервис, 2001.

   [Источник: http://fullref.ru/job_6a29f7bd3fb8c082809aa6ff964e6e9e.html]

  1. Степанов В. Г. Психология трудных школьников. - М., 1996. — 320 с.; [Источник: http://psychlib.ru/mgppu/pts/PTS-001-.HTM]

  1.    Психологическая работа с девиантными подростками: проблемы и возможности: монография/ ФГОУ ВПО «Волгоградская академия государственной службы» -  Волгоград. Изд-во ФГОУ ВПО ВАГС, 2009.- 316 с.          [Источник:    http://vlgr.ranepa.ru]

  1. Шишковец Т.А. Осложненное поведение подростков. – М.: 5 за знания, 2006.- 192с.;

   [Источник: http://www.knigo-poisk.ru/books/item/in/247775/]