Доклад на тему: Система реабилитационных мер как условие эффективной коррекции девиантного поведения подростков

Мурзова Олеся Евгеньевна

Система реабилитационных мер девиантных подростков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx24.73 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное Казенное Специальное Учебно-Воспитательное Учреждение

Специальная  Общеобразовательная  Школа №1

(закрытого типа)

Доклад

На тему

Система реабилитационных мер как условие эффективной коррекции  девиантного поведения подростков

             Составители: педагог-психолог

Мурзова О.Е.

Санкт-Петербург

2016г

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Система реабилитационных мер как условие эффективной коррекции  девиантного поведения подростков

3

2.

Специфика психолого-педагогического сопровождения подростков в условиях специального учреждения………..………..                                                                                

6

Заключение………………………………………………………………

8

Список литературы …………………………………………………….                                                                                                                    

9

1.  Система реабилитационных мер как условие эффективной

коррекции  девиантного поведения подростков

Проблема девиантного поведения подростков – актуальна для образовательных учреждений. Решение многих задач в развитии и обучении девиантных подростков возможно при организации комплексного сопровождения в условиях специализированного образовательного учреждения.

В специальные учреждения закрытого типа поступают подростки 11-18 лет с девиантным поведением на различные сроки пребывания (от полугода до 3 лет.). Развитие их происходило в неблагоприятных жизненных условиях, детских домах, интернатах, семьях, ведущих асоциальный образ жизни, злоупотребляющих алкоголем, наркотиками. Проблемы воспитанников, как правило, обусловлены наложением семейных проблем, социальных ситуаций на индивидуальные патохарактерологические особенности. Вследствие эмоциональной и социальной депривации у них наблюдаются нарушения эмоционально-волевой сферы. Вспыльчивость, неуверенность в себе, ощущение отсутствия жизненной перспективы, искаженные нормы, правила жизни и поведения, низкий образовательный уровень, отставание в обучении на один, два или три года – типичны для воспитанников специальной школы. Попадая в специальную школу, подростки сталкиваются с большим количеством правил и ограничений закрытого образовательного учреждения, в связи с этим у многих из них проявляются невротические реакции и субдепрессивные состояния. Особую группу составляют воспитанники, прибывшие из специальных коррекционно-образовательных учреждений. Кроме интеллектуальных нарушений эти воспитанники имеют патохарактерологическое развитие личности. Выявленные психологические особенности контингента воспитанников определяют специфику их сопровождения в условиях специальной школы.

Нарушения поведения обусловлены как исходными проблемами детей, так и необходимостью длительного пребывания в условиях закрытого детского учреждения

Цель сопровождения - создание социально-психологических условий в специальной школе, благоприятных для максимально успешного обучения и развития личности каждого воспитанника, изменение девиантных, дезадаптивных форм поведения на адаптивные, социально приемлемые.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

  • оказывать помощь воспитанникам в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: преодоление трудностей в учебной деятельности, коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы, переориентации девиантного поведения;
  • отслеживать изменения в динамике развития воспитанников;
  • осуществлять психологическое обеспечение образовательных программ для воспитанников школы;
  • повышать профессиональную и психологическую компетентность педагогов;
  • развивать психолого-педагогическую компетентность воспитанников и родителей (законных представителей);
  • создавать условия для сохранения и укрепления психоэмоционального и личностного здоровья воспитанников и педагогов;
  • создавать и поддерживать благоприятный психологический климат на уроках и во внеурочное время.

Создание и поддержание благоприятного психологического климата на уроках и вне их подразумевает наличие следующих взаимосвязанных составляющих:

  • эмоциональная компетентность педагога и воспитателя в общении с воспитанниками;
  • реализация общения с воспитанниками по типу стратегии поддержки;
  • навыки грамотного экстренного педагогического воздействия в сложных ситуациях;

профилактика развития у подростков мотивации избегания неудачи и неблагоприятных эмоциональных состояний.

Вопрос об адекватном для конкретного ребенка образовательном маршруте достаточно сложен, так как большинство детей имеют сочетание факторов резидуально-органических отягощений, социально-педагогической запущенности и нарушения мотивации к продуктивной деятельности; определение удельного веса каждого фактора требует серьёзной диагностической и организационной работы.

В организации сопровождения воспитанников особая роль отводится психолого-медико-педагогическому консилиуму (в дальнейшем ПМПк). ПМПк является системообразующим подразделением специальной шлолы В базе данных ПМПк аккумулируется основная информация о воспитаннике, что служит основанием для разработки индивидуальных маршрутов реабилитации воспитанников. ПМПк координирует действия специалистов различных служб, участвующих в реализации индивидуального маршрута реабилитации воспитанников.

2.

Специфика психолого-педагогического

сопровождения подростков в условиях специального учреждения

Специальная общеобразовательная школа № 1 (закрытого типа) Cанкт-Петербурга, создана на основании решения Исполнительного комитета Ленинградского городского совета депутатов трудящихся в 1964 году и является учреждением профилактики правонарушений несовершеннолетних, имеет 50-и летний опыт работы с подростками с девиантным поведением.

Деятельность ГКСУВУ СОШ № 1 /закрытого типа/ регламентируется ст.15 п.5 Федерального закона РФ от 24.06.99 № 120-ФЗ ««Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

В школу принимаются несовершеннолетние (мальчики) в возрасте от 11 до 18 лет без отклонений в развитии и имеющие, отклонение в развитии (программа обучения VIII вида) по постановлению или приговору суда.

Основными задачами спецшколы является обеспечение специальных условий содержания, обучение и воспитание детей и подростков с девиантным поведением; обеспечение их психологической, социальной адаптации и реабилитации, коррекции поведения. Необходимое условие, которое часто упускается из виду, состоит в том, чтобы обеспечить ребенку позитивный опыт роста и присутствие взрослого, который его понимает и поддерживает, чтобы ребенок мог осознать свои внутренние силы.

Уникальность данного заведения ещё и в том, что на базе данного учреждения впервые были объединены девиантные подростки общеобразовательной школы и девиантные подростки VIII вида ещё задолго до внедрения идеи инклюзии. Обучаясь по общеобразовательной программе и программе VIII вида соответственно, осуществляется взаимодействие воспитанников в ходе внешкольных мероприятий и различных режимных моментов. Около 40% воспитанников с диагнозом умственная отсталость, 43% с задержкой психического развития и 7% - это норма.

Возраст детей, попадающих у ОУ начинается с 11 лет и это, как показывает практика, самый благодатный с позиций эффективности коррекционного воздействия возраст. Помимо этого, имеет первостепенное значение продолжительность срока пребывания в спецшколе. Оптимальным сроком пребывания является от 1,5 до 2х лет. Меньший срок не позволяет применить весь комплекс мер коррекционно-воспитательного воздействия, более долгий срок пребывания не всегда положительно влияет на дальнейшую социализацию вне стен закрытого учреждения, вызывая так называемый «синдром интернатного воспитания».

 Различают негативные и позитивные формы отклонений. К негативным формам относятся нравственные пороки, моральное зло, социальная патология. Они прослеживаются в любой сфере жизнедеятельности людей. К позитивным отклонениям относят все новое, вступающее в противоречие с устоявшимися нормами или с тем, по поводу чего еще нет нормы.

Приведу пример из опыта позитивных отклонений, выражающихся в нестандартном мышлении. Однажды, сидя в своем кабинете, я услышала, как поворачивается ключ в замке моего кабинета. Меня заперли. Подождав две минуты, ключ снова повернулся, дверь открыл улыбающийся ученик 7го общеобразовательного класса. Он сообщил, что решил проверить какие еще кабинеты открывает ключ от режимной комнаты, который одолжил у сотрудника режимной службы. В это же день я обнаружила, что мой ключ от кабинета открывает еще и учительскую. Надо сказать, это было весьма кстати. Так как я редко пользовалась учительской, до этого случая мне приходилось  ожидать пока откроют учительскую или вынуждена была просить ключ у коллег…

Заключение

Проблема реабилитации и социализации девиантных подростков сложная и трудоемкая работа, требующая большого вложения профессиональных и финансовых ресурсов и системного подхода. Однако это та сфера, которая в дальнейшем способна окупиться сторицей. Многие подростки, преодолев проблему дезадаптации способны не только стать полноценными членами общества, но и войти в «золотой фонд» нации.

Список литературы

  1. Алмазов Б. Н. Психологическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. - Свердловск, 198;
  2. Кон И. С. Психология ранней юности.- М., 1989;
  3. Кон И. С. Психология старшеклассника. - М., 1980;
  4. Крайг Г. Психология развития. - СПб., 2001;
  1. Можгинский Ю. Б. Агрессия подростка: эмоциональный и кризисный;
  1. Монография. -Волгоград, - ФГОУ ВПО «Волгоградская академия государственной службы». - Изд-во ФГОУ ВПО ВАГС, 2009;
  2. 1Натансон Э.Ш. Трудный школьник и педагогический коллектив. – М.: Просвещение, 1984;
  3. Степанов В. Г. Психология трудных школьников. - М., 1988;
  4. Фельдштейн Д. И. Психология воспитания подростка. - М.: 3нание, 1978;
  5. Шишковец Т.А. Осложненное поведение подростков. – М.: 5 за знания, 2006.