Преодоление первичных, вторичных, третичных коммуникативных расстройств у младших школьников с ОВЗ

Сегодня в массовой школе наблюдается значительное увеличение детей с ограниченными возможностями здоровья, у которых имеются проблемы  в овладении и усвоении  учебного материала, в силу индивидуальных особенностей развития. К группе лиц с ограниченными возможностями здоровья относятся разные категории детей: слабослышащие, слабовидящие, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, а также дети с тяжелыми нарушениями речи, где первичным дефектом является недоразвитие речи.

         Речь человека является важнейшей психической функцией человека. Речь  - это универсальное средство общения, мышления и организации действий человека. Речь, средство коммуникации. Коммуникация – общение, обмен мыслями, идеями, классическими сведениями, то есть информацией. Бориснев С. В. «Коммуникация – это социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по различным каналам и с помощью разных коммуникативных каналов»  [1 ].

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_kommunikativnyh_narusheniy_u_detey.docx43.44 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Московский педагогический государственный университет»

Институт детства

Дефектологический факультет

Кафедра логопедии

Преодоление первичных, вторичных, третичных коммуникативных расстройств у младших школьников с ОВЗ

                                                  Работу выполнила: магистрант

                                            заочного отделения 2 курса

                                                        Филонова Евгения Александровна

                                                                     Проверила:

                                                                     д. п. н, профессор

                                                                     Туманова Татьяна Володаровна

Москва

2015г.

        Содержание:

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1 Общее недоразвитие речи, как нарушение коммуникации у детей  с ОВЗ младшего  школьного возраста……………………………………………5

Глава 2 Преодоление коммуникативных речевых расстройств у школьников с ОВЗ………………………………………………………………………………..8

2.1. Преодоление первичных коммуникативных расстройств у школьников с ОВЗ…………………………………………………………………………………9

2.2. Преодоление вторичных коммуникативных расстройств у школьников с ОВЗ………………………………………………………………………………..12

2.3. Преодоление третичных коммуникативных расстройств у школьников с ОВЗ………………………………………………………………………………..14

Заключение………………………………………………………….…………....16

Литература……………………………………………………………………….17

Введение

Сегодня в массовой школе наблюдается значительное увеличение детей с ограниченными возможностями здоровья, у которых имеются проблемы  в овладении и усвоении  учебного материала, в силу индивидуальных особенностей развития. К группе лиц с ограниченными возможностями здоровья относятся разные категории детей: слабослышащие, слабовидящие, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, а также дети с тяжелыми нарушениями речи, где первичным дефектом является недоразвитие речи.

Речь человека является важнейшей психической функцией человека. Речь  - это универсальное средство общения, мышления и организации действий человека. Речь, средство коммуникации. Коммуникация – общение, обмен мыслями, идеями, классическими сведениями, то есть информацией. Бориснев С. В. «Коммуникация – это социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по различным каналам и с помощью разных коммуникативных каналов»  [1 ].

 Что такое коммуникативные  нарушения речи? Это те нарушения речи, которые полностью или частично препятствуют как речевому общению, так и социализации ребенка в обществе.

Речь не является врожденной способностью, она развивается по мере формирования мозга человека. Развитие зависит от состояния  центров головного мозга и всей высшей нервной деятельности в целом. Формирование речи происходит с развитием ребенка и зависит от следующих факторов: от воспитания и обучения,  от нормального речевого  и социального окружения, которое является стимулом и образцом  для развития речи.

Существует также ряд факторов, которые способствуют возникновению речевых нарушений у детей, выделяют внутренние (эндогенные) и внешние (экзогенные) условия окружающей среды.

В нашем организме все процессы взаимосвязаны. Например, поражение органов слуха и задержка  в психическом развитии,  недостаточное общение,  также являются причинами отставания в овладении речью. Немаловажное  значение для полноценного  развития ребенка имеет  психофизическое здоровье. От состояния его высшей нервной деятельности, от его внимания, памяти, воображения и мышления, т.е. высших психических процессов, и соматического или физического состояния зависит развитие речи [6]. 

Лучше предотвратить, чем потом исправлять последствия, эти слова очень хорошо подводят нас к такому термину, как профилактика (с греческого prophylaktikos – «предохранительный, предупредительный») – это комплекс мероприятий, направленных на обеспечение высокого уровня здоровья людей, их творческого долголетия, устранение причин заболевания, включает систему социальных, экономических, законодательных, воспитательных, санитарно-гигиенческих, противоэдимических и медицинских мероприятий, планомерно проводимых государственными институтами и общественными организациями с целью обеспечения всестороннего развития физических и духовных сил граждан, устранение факторов, вредно действующих на здоровье населения.  [13]

В настоящее время имеется тенденция увеличения числа речевых нарушений у детей с ОВЗ, в связи с этим становится актуальна профилактика этих нарушений.

Одно из распространенных нарушений, встречающихся у детей младшего школьного возраста  -  общее недоразвитие речи.  У детей этой категории имеется нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, бедный словарный запас.

Глава 1 РЕЧЕВЫЕ РАССТРОЙСТВА У ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ

У младших школьников с ограниченными возможностями здоровья очень распространенны нарушения речи, которые имеют стойкий характер. Речевые расстройства негативно сказываются на психическом развитии школьника и на успехах в его обучении, а также на познавательной деятельности. У ребенка возникают сложности при включении в работу, наблюдается быстрая утомляемость. Мотивация у детей с ОВЗ низкая, снижается потребность в речевом общении, имеются проблемы в смысловом понимании речи.

Для детей с ОВЗ, речь  является основным средством коммуникации и способствует успешной социализации ребенка в обществе.

В педагогической классификации выделяют три группы детей с речевыми нарушениями:

1. Группа детей с фонетико-фонематическими нарушениями (ФФН), т.е.преимущественно  с недостатками звукопроизношения. Дети  данной категории имеют диагнозы: дислалия, ринолалия, легкие формы дизартрии.

2.  Группа детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Проблему общего недоразвития речи детей исследовала Р.Е.Левина [10]. Также она выделила три уровня речевого развития в зависимости от степени сформированности  каждого из компонентов языковой системы. Позже в 2000 году Т.Б.Филичева выделила еще одну группу 4 [13]

Уровни речевого развития:

1 уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи, как таковой. Это так называемые безречевые дети. У детей этой категории небольшой словарный запас, преобладают лепетные слова, они подражают звукам. Иногда дети  пытаются употребить слова, которые слышат вокруг, но структура и фонетическое оформление этих слов искажены и они оказываются непонятными для окружающих. Пассивный словарь у детей преобладает над активным, и у людей создается впечатление, что дети все понимают, но не могут выразить свои мысли.

Исследования  Р. Е. Левиной, доказали, что понимание речи у детей с общим недоразвитием речи  снижено. Дети понимают инструкцию, например «Открой книгу», «Сложи ученики в портфель». В неопределенной ситуации в задании:  «Поставь коробку на книгу», могут возникать ошибки в выполнении. Безречевые дети не понимают таких слов, как гнездо, конура, нора, крыша, стена, потолок, ствол, ветки, корни дерева и т. д. Плохо понимают  грамматические изменения слов. Трудности при выполнении задания типа: «Покажи, где дерево, а где деревья; покажи, где на картинке кто-то поет, а где поют. У детей этой категории отсутствует фразовая речь, а следовательно, и грамматические конструкции.

У ребёнка закрепляется искажённое произношение отдельных звуков, которое влияет лишь на внятность речи и не мешает нормальному развитию. Например, горловое произношение звука «р» или межзубное произношение свистящих звуков [10] .

Существует также отставание в формировании мыслительных процессов. Речь детей малопонятна окружающим.

        2 уровень речевого развития имеются начатками общеупотребительной речи. Дети пользуются простой фразой, владеют (как пассивно, так и активно) большим словарным запасом. Они различают названия предметов, действий, отдельных признаков,  отвечают на поставленные вопросы, рассказать, что изображено на картине, рассказать о своей семье. Дети  используют в своей речи местоимения, союзы, простыми предлогами. Имеются трудности в использований слов, которые  обозначают не только предметы, но и действия, признаки (дети не знают названий цвета предмета, его формы) имеет место замены слов близких по смыслу. У детей этой группы наблюдаются грамматические ошибки: в падежах, в употреблении существительных в именительном падеже, единственные  и множественные формы. Фонетика также отстает от возрастной нормы, нарушения могут быть в произношении мягких, твердых, свистящих, глухих сонорах. Предложения,  дети этой категории, строят из 2-4 слов.

3 уровень речевого развития, используют простую фразовую речь. Дети вступают в диалог, могут задавать вопросы. Развиваются навыки словообразования, имеются попытки пользоваться сложными конструкциями. Развитие речи на уровне низкой возрастной нормы. Имеются дефекты озвончения, смягчения

4 уровень речевого развития, развернутая фразовая речь с остаточными элементами недоразвития лексико-граммматических и фонетико – фонематических компонентов  языка [10].

3. Группа детей с недостатками мелодико-интонационной стороны речи (нарушения высоты, тембра голоса) и темпо-ритмической стороны речи (ускоренный или замедленный темп речи, нарушенный ритм, запинки судорожного и несудорожного  характера). У данной категории детей могут быть диагнозы: заикание, итерации, полтерн, тахилалия, брадилалия, ринофония, дисфония и афония.

Глава 2 Преодоление коммуникативных речевых расстройств у школьников с ОВЗ

Как мы отметили выше, большое количество детей имеют хронические и функциональные нарушения. На ряду, с этим уделяется много внимания ранней диагностики,  коррекционно-воспитательной и педагогической работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями.

Профилактика обеспечивается рядом мероприятий, которые включают в себя лечебные, педагогические и социальные воздействия. В детских поликлиниках педиатры, наблюдают динамику развития и проводят медосмотры детей в дошкольных учреждениях и общеобразовательных школах.

Совместная работа специалистов в детских и медицинских учреждениях позволяет выявить на ранних этапах отклонения от нормы в развитии детей, которые могут способствовать возникновению речевой патологии. Чтобы осуществить профилактику речевых расстройств, необходимо изучить факторы, которые способствуют благоприятному развитию речи у детей соответствующей норме. Большое значение в разработке проблемы профилактики речевых расстройств имеет изучение факторов, обеспечивающих нормальное развитие речи у детей. Эти знания имеют непосредственное отношение к гигиене речевого развития, являющегося важнейшим показателем нервно-психического здоровья ребенка. Задачи профилактики - это изучение возрастных этапов речевого онтогенеза и выявления условий (включая внешнюю среду и социальные условия) положительно или отрицательно влияющих на речевое развитие. Разрабатываются рекомендации и нормативы по психофизиологическим условиям воспитания детей, научно обосновываются стимулы психического развития ребенка и возможности их применения, организуется массовая пропаганда психологических и педагогических знаний среди населения.
Предупреждение  речевых нарушений является одним из основных направлений логопедической помощи и последствий речевых нарушений.

Важнейшие задачи в профилактике нарушений речи:

а) Первичная профилактика – это предупреждение речевых нарушений.

б)Вторичная профилактика – предупреждение перехода речевых расстройств в хронические формы, а также предупреждение последствий речевой патологии.

в)Третичная профилактика – социально-трудовая адаптация лиц, страдающих речевой патологией.

2.1. Преодоление первичных коммуникативных расстройств у школьников с ОВЗ

Цель первичной профилактики – сохранение здоровья, предотвращение воздействия вредных факторов природной или социальной среды, способных вызывать патологические изменения в организме. На мерах социального, педагогического, психологического основывается предупреждение нарушений в речевом развитии. Сложная система мозга формируется еще до рождения. Место каждой клетки в мозге строго предопределено. Размещаясь в отделах мозга, нервные клетки группируются в центры, которые прямое отношение к организации движений, восприятию зрительных, слуховых и других раздражений, регуляции работы внутренних органов. Если беременность протекает нормально, процесс созревания мозга происходит без различных нарушений. Как мы знаем, плацента является барьером, которая контролирует доступ к плоду вредных веществ, проникших в кровь матери и выводят продукты обмена. Следовательно, материнский организм может стать источником повреждения мозга и нарушения программы его развития. Негативно воздействует употребление беременной женщиной алкоголя и курения. Также опасность для развития мозговых структур, в первые три месяца беременности имеют вирусные заболевания матери, особенно краснуха. В поздние сроки  вирус краснухи воздействует на сосуды плаценты, это приводит к кислородному голоданию. Кислородный дефицит плода развивается при наличии у матери заболеваний сердца, легких, почек, токсикозе второй половины беременности. При недостатке кислорода развитие мозга замедляется. Если это происходит то к моменту рождения, у ребенка не созревают структуры мозга, которые отвечают за дыхание, глотание, сосание, т.е. жизнь новорожденного. Мозг, ослабленный родовой перегрузкой, приспосабливается к новой среде с большими трудностями. Оценить состояние мозга после рождения  сложно.  Не всегда тяжелые дефекты проявляются на первом году жизни, бывает так, что проявляются они по мере роста ребенка. Мамы должны максимум проявлять внимание к малышу. Правильное питание матери до и после зачатия является одним из важнейших факторов рождения здорового ребенка. Помимо врожденных качеств ЦНС, одно из приоритетных значений для нормального развития ребенка имеет социальная среда. Биологическим фактором риска речевых нарушений  является семейная отягощенность патологией речи. Актуально генетическое консультирование будущих родителей с целью предупреждения развития тех или иных отклонений в нервно-психическом и, в частности, речевом развитии ребенка.

Консультирование ознакомит родителей с теми последствиями, к которым могут привести эти генетические заболевания. Поэтому если обнаруживается семейная отягощенность патологией, родители должны быть хорошо информированы о возможном появлении этого заболевания у ребенка и знать о профилактических мерах, которые позволят предупредить или ослабить симптоматику наследственного заболевания.

В большинстве случаев, речевые нарушения не возникают на фоне полного здоровья. Бывает,  так, что наряду с наследственной отягощенностью речевой патологией (например, заиканием) у детей могут иметь место  нарушения деятельности центральной нервной системы, тогда необходим специализированный медицинский и логопедический контроль, учитывающий данные психофизического и речевого развития ребенка. Жизнь ребенка, имеющего риск появления коммуникативных расстройств, должна быть организована так, чтобы все способствовало правильному развитию его движений и психики. И чем раньше будет применяться доречевая коррекция, тем меньше будут отклонения в интеллектуальном, речевом и двигательном развитии ребенка. Активное участие матери в уходе за ребенком при коррекционной работе имеет положительное влияние на его психическое развитие. Речедвигательная функция, ее формирование тесно связано с развитием общей моторики и с манипулятивной деятельностью рук. Очень важно развивать у ребенка тактильные ощущения, для этого необходимо давать предметы с различными поверхностями: гладкой, шершавой, деревянной. У младенца в норме главным органом тактильных ощущений являются губы и язык, а затем кисти рук, поэтому следует поощрять облизывание игрушек языком, покусывание  и т.д. Большое значение с первого года жизни приобретает развитие понимания речи, в большей степени зависимое от речевого поведения взрослых. В первые годы лингвистическое воспитание ребенка нужно совершать на родном языке[16 ]. Любые манипуляции с ребенком (кормление, одевание, купание, игра и пр.) озвучиваются и сопровождаются речевыми комментариями взрослого, в которых повторяются одни и те же звуки, звукоподражания, слова, выражения. Положительный момент в социальной жизни служит организация «школ» для родителей с обучением их приемам развития у ребенка сенсомоторных и речевых навыков.

Необходимо помнить и учитывать социально-психологические факторы риска, в частности психическую депривацию детей. Депривация – это недостаточное удовлетворение основных потребностей (эмоциональной и сенсорной). Выделяют познавательную и социальную депривации [9]. Доказано, что все виды депривации существенно влияют на речевое развитие ребенка.

Отделение от матери ребенка в раннем возрасте влечет за собой тяжелые нарушения деятельности мозга, в дальнейшем является одной из главных причин развития эмоциональной неустойчивости, импульсивности, нарушения поведения,  которые могут осложниться речевыми расстройствами.

Следует отметить имеющиеся отклонения от нормы, к ним можно отнести:

1. Довербальная речевая вокализация, лепет (время его появления  и качественные характеристики).

2. Импрессивная речь. Основной признак речевого дизонтогенеза задержка в развитии фонематического восприятия и фонематического слуха у ребенка старше двух лет.

3. Состояние экспрессивной речи (время появления, характер первых слов, особенности первых фраз) после двух лет.

Таким образом, при первичной профилактике коммуникативных расстройств речи у детей необходимо делать акценты на следующие моменты:

- планирование беременности и информация о своем здоровье (наследственных заболеваниях),

- забота матери  о своем здоровье в период беременности и родов (медицинское сопровождение беременности),

- просвещение родителей о нормах общего и речевого онтогенеза, познавательного и эмоционального развития.

На этапе первичной профилактики важно определить структуру дефекта, выявить этиологию и механизм речевого нарушения, исследование проводить в комплексе.

2.2. Преодоление вторичных коммуникативных расстройств у школьников с ОВЗ

Цель преодоление не только речевых расстройств, но и вторичных нарушений в психическом развитии, личностных и поведенческих отклонений, а также оказание психологической помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Задача не допустить дальнейшего развития речевой патологии и появление новых расстройств.

Любые нарушения в речевом плане негативно сказываются на всех сферах деятельности ребенка. Участие родителей, как мы уже говорили, обязательно в коррекционной работе. Родители должны владеть информацией в полном объеме и знать, что слабый или сиплый голос, малая двигательная активность может быть при поражениях головного мозга. Глубокие расстройства речи оказывают воздействие на умственную и интеллектуальную деятельность из-за того, что речь и мышление взаимосвязаны. Следовательно, при нарушениях речи, происходит деформация мыслительной деятельности и мыслительных операций. В этой ситуации, не стоит ограничивать ребенка в общении. Если ребенок не говорит, то близкие и окружающие его люди должны как можно больше разговаривать, для накопления необходимого словарного запаса, которое необходимо для развития речи.

Для специалиста необходимо учесть индивидуальные особенности психического развития детей с речевыми нарушениями, для того чтобы составить программу коррекционной работы направленной на преодоление как неречевых, так и неречевых нарушений. Если у ребенка имеется недоразвитие звуковой стороны речи, недостаточное сформированность фонематических процессов, звукопроизношение, все это может препятствовать своевременному формированию предпосылок к овладению навыками анализа и синтеза звукового  запаса слов. Соответственно, это может стать существенной причиной в овладении детьми грамотой. Как правило, у этих детей имеется низкая и негативная мотивация к обучению в школе.

У детей с коммуникативными нарушениями  наблюдаются личностные переживания, связанные с речевым дефектом. В зависимости от степени и характера речевой недостаточности у ребенка меньше возможностей учиться и активно участвовать в общественной жизни школы. Для этого используется психотерапевтический акцент в работе. Родителям и педагогам необходимо четко контролировать свои фразы, поведение и позиции по отношению именно к этой категории детей.

Выделяются четыре уровня преимущественных невротических нарушений у детей:

. Сомато-вегетативный - 0-3 года жизни (расстройства аппетита, нарушения функций ЖКТ, терморегуляции, сна).

. Психомоторный - 4-7 года жизни (гипердинамический синдром, тикам, заиканием, мутизмом).

. Аффективный - 7-10 года жизни (страхи, депрессивные переживания).

. Эмоционально-идеаторный - 10-15 лет жизни (невротическая анорексия, ипохондрические сверхценные образования к своему «физическому Я»).

Таким образом, внимание специалиста, работающего  с детьми имеющими коммуникативные нарушения должно концентрироваться на своевременном предупреждении возможных вторичных последствий речевой патологии.  Особое внимание уделить состоянию звуковой стороны речи, потому что, недостаточная сформированность фонематических процессов может привести  к недостаткам в овладении навыками письма и чтения.

Логопедическая профилактика эффективна лишь при условии знания о физическом, речевом, психическом развитии ребенка в соответствии с нормой. Немаловажную роль играют периоды сезитивности, именно в эти периоды коррекционная работа наиболее эффективна.

Не стоит забывать и о эмоциональной и психологической поддержке детей с коммуникативными нарушениями со стороны родителей.

2.3. Преодоление третичных коммуникативных расстройств у школьников с ОВЗ

Третичная профилактика – это система мероприятий, направленная на устранение осложнений заболеваний (нарушение устной речи могут приводить к нарушениям письменной речи и полноценной коммуникации и социализации).

Задача: социально-трудовая адаптация лиц, страдающих речевой патологией.

Основной принцип на этом этапе персонифицированный подход, учет личностных возможностей и интересов каждого ученика, имеющего нарушение речи.

В зависимости от степени тяжести дефекта необходимо направить и помочь подросткам реализоваться  в обществе и работе по мере своих возможностей.

Важный момент воспитать у подрастающего поколения мотивацию к труду. Труд – основная сфера реализации личности. Специалисту на этом этапе нужно проконсультировать подростков с коммуникативными нарушениями о профессиях, для того чтобы они могли формулировать свои профессиональные цели, определить область возможных профессий, в дальнейшем реализовать свои профессиональные  цели.

У детей с коммуникативными нарушениями должна быть возможность выбора, в этом им помогают специалисты: педагоги, психологи, врачи, которые позволяют достичь хороших результатов. Некоторые дефекты речи ограничивают возможности выбора профессий, непосредственно связанных с большой голосо-речевой нагрузкой, которая влияет на коммуникативную функцию. Для учащихся с нарушениями речи рекомендуется делать опору   при обучении с когнитивного развития, на эмоциональное и социальное. Массовая диспансеризация, для подростков  с коммуникативными нарушениями также относится к третичной профилактике, и является благоприятным фактором.

Заключение

 Таким образом, необходимо брать во внимание возможные вторичные отклонения и знать методы и способы преодоления возникшего нарушения.

Профилактика по преодолению коммуникативных нарушений должна проводится, комплексно, и учитывать все индивидуальные возможности  детей и их интересов.

Основной целью профилактики задержки речевого развития является социализация ребенка в общество и преодоление вторичных нарушений развития.

Литература:

  1. Бориснёв С.В. Социология коммуникации: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 270 с.
  2. Выготский Л.С.. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — Издательство Лабиринт, М., 1999. — 352 с.
  3. Гавра Д.П.Основы теории коммуникации. СПб.:Питер.2011.- 285с.
  4. Грибова О.Е. К проблеме анализа коммуникаций у детей с речевой патологией // Дефектология. — 1995, № 6. — С. 12—19.
  5. Детская логопсихология: учебник для студентов вузов /О.А.Денисовой/ [Денисова О.А., Леханова О.Л., Захарова Т.В., Поникарова В.Н., Бучилова Н.А., Самофол Р.А., Котляр Л.Я.] – М.: Владос, 2015 – 159с.
  6. Домашний логопед. Полный справочник. / Под ред. Елисеева Ю.Ю. – М., 2007.
  7. Дистанционное образование: педагогу о школьниках с ограниченными возможностями здоровья / под ред. И.Ю.Левченко, И.В.Евтушенко, И.А.Никольской. – М.: Национальный книжный центр, 2013 – 336с.
  8. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей. – М.,2004.236с.
  9.  Лангиейер И., Матейчик З. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984.
  10.   Левина Р. Е.Нарушения речи и письма у детей. Избранные труды. издательство Аркти, М.: -  2005 год, 222 с.
  11.  Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. — М., 1969.
  12. Логопедия: учебное пособие для студентов пединститутов по спец.: «Дефектология» / Л.С. Волкова, Р.И.Лалаева, Е.М.Мастюкова., М.: - 336
  13. Основы дошкольной логопедии/Т.Б.Филичева, О.С.Орлова, Т.В.Туманова. – Москва : Эксмо, 2015. – 320с.)
  14. Основы логопедии: учебное пособие для студентов пединститутов по специальности «Педагогика и психология (дошкольника)» / Т.Б.Филичева, Н.А.Чевелева, Г.В. Чиркина. – М.: Просвещение – 1989.-223с.
  15. Смирнова И.А. Логопедия: Иллюстрированный справочник /И.А.Смирнова, СПб.:КАРО,2014.
  16. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста)

 –– М.: Просвещение, 1981 с.144

  1. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. М.: Академия, 2003. С.90