Круги ценностей

Бояршинова Лидия Фёдоровна

Учащиеся, медиаторы школьных служб примирения, познакомятся с видами ценностей, научатся определять приоритетные ценности на данном этапе своей жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trening.doc114.5 КБ

Предварительный просмотр:

2016-2017 учебный год

I районный Слёт медиаторов школьных служб примирения Нефтеюганского района

Тренинг «Круги ценностей»

Ведущий: педагог-психолог Бояршинова Лидия Фёдоровна НРМОБУ «Салымская СОШ № 1»

Дата: 29 ноября 2016 года

Участники: учащиеся-медиаторы 8-11 классов школ Нефтеюганского района

Цель: осознание учащимися своих жизненных ценностей.

Задачи:

  1. Познакомить с различными видами ценностей.
  2. Помочь определить главную цель в своей жизни.
  3. Научить самостоятельно определять актуальные для себя ценности.

Планируемый результат: учащиеся должны научиться определять  приоритетные ценности на данном этапе своей жизни.

Необходимые материалы: ватман, магниты, маркеры, раздаточные  бланки с таблицей, с кругами ценностей, карточки с названиями ценностей, ручки, простые карандаши с ластиком на конце, фломастеры.

Ход тренинга

  1. Вступительная часть.

Знакомство (2 минуты)

Упражнение-разогрев (2 минуты)

Каждый участник по кругу продолжит следующее предложение «Больше всего в жизни я хочу…»

Психолог. Вы назвали свои желания, то,  чего вам больше всего хочется на данном этапе своей жизни. Это упражнение служит началом нашего разговора по теме тренинга.

  1. Основная часть (11 минут)

Психолог. Тема нашего занятия – «Круги ценностей» Давайте разберёмся с двумя этими понятиями.

Что такое круг? Это геометрическая фигура. Она самая идеальная по форме, удобная, комфортная. Круг - это символ гармонии. Когда выбирают эту фигуру для работы, значит люди заинтересованы в хороших межличностных отношениях. Высшая ценность для круга – люди и их благополучие. Это самая благожелательная из пяти фигур. Круг служит своего рода клеем, который скрепляет коллектив, семью, стабилизирует группу, обладает высокой способностью сочувствия, сопереживания.

А что такое «ценности»? На этот вопрос я предлагаю ответить вам.

(Учащиеся отвечают, говорят своё мнение)

Психолог. А теперь я подведу итог вашим высказываниям.

Ценность – цены не имеет.

Ценности – это то, без чего невозможно существование человека.

Ценности – это самое важное в жизни человека.

Ценности – это фундамент, отношение человека к жизни, они регулируют поведение человека.

Психолог. Ценности могут быть разными. Философы-учёные выделяют несколько видов. Кратко вас с ними сейчас я познакомлю.

Базовые: безопасность, потребность в пище, воля к жизни, самостоятельность

Основные жизненные ценности:

Личностные: базовые

Духовные: (внутренний мир человека) добро, гармония, справедливость, красота, вера.

Материальные: (способствующие жизни) жильё, пища, предметы быта, деньги.

Культурные: картины, книги, произведения искусства и т.п.

Семейные: дети, дом, забота, поддержка, взаимопонимание, любовь.

Общечеловеческие: истина, свобода, красота, добро, познание.

Высшие человеческие: истина, добро, красота, любовь.

Национальные: патриотизм, отечество, гражданственность, религия.

Абсолютные ценности: жизнь, здоровье, знание, прогресс, справедливость, гуманность, мир.

 Все эти ценности являются положительными. Они не могут быть другими.

Но есть люди, которые придерживаются в своей жизни антиценностей. Для них важными являются: преждевременная смерть, жестокость, голод, война, равнодушие, воровство, насилие, ненависть, мистика, хамство.

Психолог. Сегодня мы попробуем с вами расположить 9 ценностей в 3 круга. Почему только 9 и  почему в три круга? Потому что  в исследованиях, проводимых социологами, люди чаще всего выбирают именно эти ценности.  

 Ценности:

  1. Дом, комфорт, деньги
  2. Карьера, власть, статус
  3. Мое дело, мои проекты
  4. Любовь, азарт, развлечения и отдых
  5. Духовный рост, познание, реализация предназначения
  6. Образование, повышение профессиональной квалификации
  7. Семья, взаимопонимание, дети
  8. Красота, здоровье, гармоничное развитие
  9. Личностный рост, социальные и психологические навыки

У каждого из нас свои жизненные ценности, но практика показывает, что основные из них вполне укладываются в три Базовых круга ценностей:

Личная жизнь, Дело и Работа, Рост и Развитие. Предложенные 3 круга – это 3 основные, самые актуальные для человека сферы жизнедеятельности.

Прежде чем мы начнём работать с кругами, заполните, пожалуйста, таблицу, в которой три графы: главная цель в жизни, важная цель в жизни, очень хочется. (Приложение 1.) Заполнить их надо из 9 предложенных ценностей.

(Учащиеся работают с таблицей)

Психолог. Время работы с таблицей закончилось. Теперь заполните круги, разместив предложенные ценности по мере их значимости в три круга. Если вы не сможете найти место для какой-то ценности в одном из кругов, то разместите её на сквозной линии, проходящей через все круги. Напишите её на этой линии. (Приложение 2.)

(Учащиеся работают с кругами.)

Психолог. А теперь давайте посмотрим, что у нас получилось. Определенно, что к кругу ценностей «Личная жизнь» точно относятся «Семья, взаимопонимание, дети», «Дом, комфорт, деньги» и «Любовь, азарт, развлечение и отдых», в кругу «Дело и Работа» - «Карьера, власть, статус» и «Мое дело, мои проекты», кругу «Рост и развитие» уверенно принадлежат «Личностный рост, социальные и психологические навыки» и «Духовный рост, познание, реализация предназначения».

«Красота, здоровье, гармоничное развитие» - лежит на пересечении «Личной жизни» и «Роста и развития», также как «Образование, повышение профессиональной квалификации» на пересечении «Рост и развитие» с «Делом и Работой», а «Дом, комфорт, деньги» находится на пересечении «Личная жизнь» и «Рост и Развитие».

Эти данные – достоверны статистически, но как обстоит дело лично для каждого – стоит определять самостоятельно. Итак, из какого круга та ценность, которую вы поместили в ячейку «Главная цель жизни»? Из какого круга - «Важная цель жизни»? Если обе они принадлежат кругу «Личная жизнь», то на ближайшем этапе жизни настоящее направление – ценности личной жизни, а все остальное только обслуживает это.

Психолог. Сегодня мы с вами познакомились с видами ценностей, с их разнообразием. Вы определили главную и важную цель в своей жизни, выстроили круги своих ценностей.   Благодаря ценностям, человеческая жизнь приобретает смысл.  Каждый школьник, каждый человек должен приобрести свой ценностный стержень, благодаря которому будут проявляться человеческие качества.

Ценности  меняются на протяжении жизни. Так в детстве у каждого ребёнка очень важным и ценным является душевный комфорт и чувство защищённости, добрые и дружеские отношения со сверстниками, наличие игрушек или вещей, которые являются для него очень ценными.

 В подростковом возрасте меняются ценности под воздействием окружающих людей и средств массовой информации. Подросток легко может попасть под негативное влияние других подростков или взрослых. И если это влияние будет отрицательным, то и формироваться будут антиценности.

 А теперь мы подведём итоги нашей работы сегодня.

  1. Заключительная часть. Рефлексия. (5 минут)

Психолог. Одним предложением скажите свои впечатления от темы тренинга, о своей работе на нём.

(Учащиеся высказывают своё мнение.)

Психолог. В заключение нашей работы, оставьте на плакате цветной стикер: «Что  мне дорого в этой жизни?»

Всем спасибо за работу. Всего доброго.

Приложение 1.

Главная цель в жизни

Важная цель в жизни

Так хочется

Приложение 2.

Виды ценностей

На тренинге «Круги ценностей»

Участники 1 районного слёта медиаторов